В гостях у сказки 2024-2025

«В гостях у сказки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Направленность: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 7 - 10 лет
Срок реализации: 1 месяц

Разработчик:
Копысова Анастасия Владимировна,
педагог дополнительного образования

Мысковский Г.О. 2024

2

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы

3

Пояснительная записка (нормативно-правовые основы разработки
дополнительной общеобразовательной программы, направленность
программы,
новизна
программы,
актуальность
программы,
педагогическая целесообразность, цели и задачи, уровни сложности
программы, отличительные особенности программы, возраст
учащихся с особенностями приема, планируемые результаты
реализации программы, объемы и сроки освоения программы, формы
обучения, особенности организации образовательного процесса,
режим организации занятий)

3

Учебно – тематический план

8

Содержание образовательной программы

9

2. Комплекс организационно-педагогических условий

10

Условия реализации программы

10

Методическое обеспечение программы

10

Список используемой литературы

12

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей

12

Приложение Календарный учебный график

13

3

1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В гостях у сказки» имеет художественную направленность. Данная
программа является важным звеном эстетического воспитания участников
данной деятельности, инструментом развития личностных качеств.
Программа «В гостях у сказки» развивает творческие способности, фантазию
и воображение, а также способствует воспитанию таких качеств, как доброта,
отзывчивость и сострадание.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
•
Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
•
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018
- 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26
декабря 2017 г. № 1642);
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629
« Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р);
•
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №
09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
•
Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об
утверждении правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
•
Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 "О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,
дополнительных
общеразвивающих
программ
с
использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с
"Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий").
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
•
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
по вопросам воспитания обучающихся".

4

•
Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об
использовании государственных символов Российской Федерации".
•
Профессиональный
стандарт
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 22
сентября 2021 г. N 652н);
•
Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от
03.04.2019 N 212-р "О внедрении системы персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей на территории
Кемеровской области".
•
Приказ Министерства образования Кузбасса от 13.01.2023 N 102
(ред. от 11.09.2023) "Об утверждении Правил персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области
- Кузбассе".
Локальные акты МБОО ДО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила
внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.
Актуальность программы связана с тем, что она помогает детям
развить творческие способности, художественный вкус и личностные
качества. Это важно для формирования гармоничной личности ребёнка и его
успешной социализации. Умение общаться, налаживать контакт необходимо
каждому человеку. В этой связи данная программа весьма актуальна, так как
приобщение детей к театральной деятельности способствуют освоению
ребенком мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию
способности к сопереживанию, развивает умение четко, правильно и
выразительно говорить, уверенно чувствовать себя на публике, управлять
своим телом и голосом. Актерское мастерство - это не притворство, а умение
искренне проживать эмоции. Не только на сцене, но и в жизни. Это умение
вживаться в различные образы, чувствовать настроение происходящего. Это
и обучение, и общение, и занятия любимым делом, и отдых, и развлечение,
где ребенок может реализовывать свои фантазии, идеи.
Новизна программы заключается в использовании современных
образовательных технологий и нетрадиционных форм организации занятий:
ролевых игр, мастер-классов с куклами бибабо.
Педагогическая целесообразность программы заключается в
развитии творческих способностей учащихся, приобретении ими знаний о
театральных постановках и развитии воображения с помощью театр кукол
бибабо.
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся и
развитие воображения с помощью театра кукол бибабо.
Задачи программы
Обучающие:

Учить детей четко, правильно и выразительно говорить, уверенно
чувствовать себя на публике, управлять своим телом и голосом.

Учить детей самостоятельно выполнять базовые манипуляции с
куклами бибабо.

5


Формировать у детей навыки работы за ширмой в сотрудничестве
с другими актёрами.
Развивающие:
•
Способствовать развитию у детей познавательной активности и
творческой самореализации учащихся в процессе подготовки и показа
театральной постановки.
Воспитательные:
•
Развивать у детей коммуникативные качества.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что
она предоставляет каждому ребёнку возможность проявить себя в процессе
постановки спектакля с использованием кукол бибабо, а также в сольных
выступлениях, самостоятельно выбирая персонажа и музыкальное
сопровождение. Настоящая программа «В гостях у сказки» отличается
содержанием
деятельности,
учебно-тематическим
планированием,
ориентирована на использование возможностей театральной педагогики,
которая позволит формировать личность обучающегося, корригировать
процесс развития речи, чувство ритма, голоса и пластики движений.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В гостях у сказки» является краткосрочной ознакомительного уровня,
адресована детям 7-10 лет. Программа реализуется в рамках сетевого
взаимодействия с МАОУ СОШ №1 г. Мыски.
Набор детей свободный без предъявления требований к знаниям, по
желанию детей и заявлению родителей или лиц их заменяющих.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение
обучающихся в учебные группы численностью 10-15 человек. При
необходимости возможно образование разновозрастной группы.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы: 1 месяц.
Объем
программы:
Общее
количество
учебных
часов,
запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения
программы: 8 часов.
Форма обучения: очная
Основной формой организации образовательной деятельности
является учебное занятие.
Занятия проводятся по группам, индивидуально.
Для реализации программы необходима как очная форма обучения, так
и с применением дистанционных образовательных технологий в период
временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией.
При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации,
мастер – классы, онлайн-конференции на образовательной платформе
«Сферум». Предоставляются ссылки на образовательные видеофильмы по
темам программы, бесплатных интернет-ресурсов трансляций мастер-классов

6

и др. Идут обсуждения в группах или конференциях. Идет активная связь с
родителями.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.
Особенности организации образовательного процесса состоит из
двух этапов: теоретической и практической. Теоретическая часть включает
изучение истории театра, а также беседы о красоте и профессиональной
ориентации. Практическая часть направлена на развитие актёрских навыков
через проведение мастер-классов: «Куклы бибабо: волшебство оживления»,
«Бибабо: магия театра в движении», «Куклы-помощники: искусство
самовыражения и релаксации». Организация образовательного процесса
учитывает психологические особенности детей.
Формы организации занятий
Основной формой организации образовательного процесса являются
учебное занятие. Групповые занятия, в которые включается теоретический
блок подачи учебного материала и практический блок.
•
Комбинированное занятие
•
Применение знаний на практике, формирование практических
умений
При проведении занятий используются следующие методы:
•
Словесный метод базируется на беседах,
индивидуальных и
коллективных упражнениях.
•
Метод практической работы.
Занятия в рамках программы простроены таким образом, что большее
количество времени отводится на практическую работу - театрализованные
игры.
•
Метод игры ролевая игра, игры на развитие внимания, памяти.
Планируемые результаты и система их оценивания
С целью установления соответствия результатов освоения
данной программы заявленным целям и планируемым результатам,
проводится итоговое занятие. Главным результатом обучения становится
проведение итогового мероприятия с игровой программы для учащихся.
По прохождению программного материала учащиеся будут:
Иметь представление об истории создания театра, ориентироваться в
видах
и жанрах театрального искусства.
Знать:
•
приемы раскрепощения и органического существования;
•
правила безопасности при работе в группе:
Уметь:
•
выразительно говорить;
•
уверенно чувствовать себя на публике,
•
управлять своим телом и голосом;
•
работать с куклами бибабо.

7

Владеть:
•
навыками работы в партнёрстве с другими актёрами;
•
работать за ширмой.
Для проверки ожидаемых знаний, умений и навыков используется:
метод наблюдения.
В процессе реализации программы осуществляется педагогический
мониторинг по направлению: «Уровень сформированности ЗУН учащихся в
процессе освоения содержания образовательной программы» - оценивается
через анализ мероприятий (показ спектакля).

8

Учебно-тематический план
№
1.

1.1.

1.2.

2.

2.1.

2.2.

3.
3.1.

3.2.
3.3.
3.4.

Наименование разделов, тем Всего Теор
ия
Театроведение
2
1

Прак Виды и формы
тика контроля
Наблюдение
1
Игры
на
сплочение
коллектива
1

Вводное занятие. Знакомство
ТБ, игры на знакомство.
Знакомство с программой
История создания театра.
Виды и жанры театрального
искусства
Культура и техника речи

1

0

1

1

0

2

0

2

Упражнения
на
эмоциональную
окраску
движения, упражнения на
создание
пластической
характеристики образа
Игры со словом, развивающие
связную
образную
речь.
Чтение пословиц и поговорок.
Работа над спектаклем

1

0

1

1

0

1

4

1

3

Отбор
и
усвоение
художественного материала
распределение ролей
Куклы бибабо: волшебство
оживления
Бибабо: магия театра в
движении
Итоговое занятие.
Показ
спектакля и анализ

1

1

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Итого

8

2

6

Наблюдение
Практические
задания

Наблюдение

Показ спектакля
и анализ

9

Содержание учебно-тематического плана
1. Театроведение
1.1. Вводное занятие. Знакомство ТБ, игры на знакомство. Знакомство
с программой
Теория: Знакомство с целями и задачами обучения. Знакомство ТБ.
Практика: Игры на сплочение коллектива: «Атомы и молекулы»,
«Льдинка», «Переход по поребрику», «Извините, обознался».
1.2. История создания театра. Виды и жанры театрального искусства
Теория: Роль коллектива в театре. Понятие театрального искусства.
Виды театра. Работа актера над собой.
2. Культура и техника речи
2.1. Упражнения
на
эмоциональную
окраску
движения,
упражнения на создание пластической характеристики образа
Практика:
Парное упражнение на изменение эмоционального
характера речи «Озвучка», коллективное упражнение «Кукольный театр»
Выполнение упражнений: «Что бы это значило?», «Пресс-конференция».
2.2. Игры со словом, развивающие связную образную речь. Чтение
пословиц и поговорок.
Практика: Разминка речевого аппарата. Практическое применение,
выполнение упражнений на тренировку разных тембров голоса:
«Динозаврик», «Лифт». Чтение пословиц и поговорок.
3. Работа над спектаклем
3.1. Отбор и усвоение художественного материала распределение ролей
Теория: Знакомство с художественным материалом.
Практика: Распределение ролей. Характерность персонажа. Работа
над образом. Индивидуальная этюдная работа по определению и проявлению
характерности персонажа.
3.2. Куклы бибабо: волшебство оживления
Практика: Научить «оживлять» кукол в руках ребёнка. Двигать
головой, руками, издавать звуки.
3.3. Бибабо: магия театра в движении
Практика: Научить двигать головой, руками, издавать звуки с
помощью куклы бибабо.
3.4. Итоговое занятие. Показ спектакля и анализ
Практика: Показ спектакля.

10

2.Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
Название
раздела, темы

Форма
занятий

Театроведение

Комбинирован
ное,
практическое

Методы и
приемы
обучения
Словесный
метод
Метод игры
Метод
практической
работы


Культура и
техника речи

Комбинирован
ное,
практическое

Метод
практической
работы
Метод игры


Работа над
спектаклем

Комбинирован
ные,
практическое

Словесный
метод
Метод игры
Метод
практической
работы


Итоговое
занятие

практическое

Метод
практической
работы

Методическое и
материально-техническое
обеспечение
наглядные
методические
пособия по разделам и
темам; театр кукол бибабо;
ширма; сеть Интернет;
компьютер; проектор;
экран; бумага офисная;
маркеры для доски;
магниты.
наглядные
методические
пособия по разделам и
темам; театр кукол бибабо;
ширма; сеть Интернет;
компьютер; проектор;
экран; бумага офисная;
маркеры для доски;
магниты.
наглядные
методические
пособия по разделам и
темам; театр кукол бибабо;
ширма; сеть Интернет;
компьютер; проектор;
экран; бумага офисная;
маркеры для доски;
магниты.

Формы
подведения
итогов
Наблюдение
Игры
на
сплочение
коллектива

Наблюдение
Практическое
задание

Наблюдение

театр кукол бибабо; ширма; Показ
спектакля;
анализ

11

Материально-техническое обеспечение:
Для полноценной реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «В гостях у сказки» необходимо следующее
оборудование:
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12
13.
14.
15.
16.

Наименование оборудования
Ноутбук
Компьютер педагога
Мультимедийный проектор
Интернет
Интерактивная доска
Стол ученический
Стул ученический
Стол педагога
Стул педагога
Доска учебная (кабинет)
Доска учебная (магнитная)
Флипчарт
Ширма театра
Декорации для театра
Звуковые колонки
Театр кукол бибабо

Количество единиц
1
1
1
1
8
15
1
1
1
1
1
1
2
2
15

Кадровое обеспечение
Программу «В гостях у сказки» реализует педагог, обладающий
профессиональными компетенциями в предметной области, знающий
специфику дополнительного образования, имеющий практические навыки в
сфере организации театрализованной деятельности детей.
Оценочные материалы
Диагностика проводится в итоговый период учебных занятий для того,
чтобы судить о достижении цели программы. Качество
приобретенных
знаний по освоению различных форм работы оценивается через анализ
мероприятий.

12

Список литературы для педагога
1. Абалкин Н. «Рассказы о театре» М., Молодая гвардия, 2003.Смирнов В.И.
2. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир
искусства» М., Искусство.
3. Воспитание культуры общения на уроках театрального искусства г. Н.
Новгород., 1993.
4. Воловик Т. Педагогика и методика досуга (Текст)/ Т.Воловик , С.
Воловик– М.: Просвещение, 2001.
5. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы» М.,
Просвещение, 1995.
6. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». М.,
Просвещение, 1995.

Список литературы для учащихся и родителей
1.
Алянский Ю. «Азбука театра». Л. Детская литература, 1990.
2.
Детская энциклопедия. Театр. М., Астрель 2002.
3.
Нескучный досуг. Серия «Праздник в школе». М: Сфера, 2003.
4.
Театральная мастерская. Журнал для юношества. М.: Издательство
Московского педагогического университета, 2002.
Интернет – ресурсы:
1. Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных
организациях школьных театров [Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
https://sch46saratov.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Metodicheskie_rekomendatsii_po_sozda
niyu_shkol_nyh_teatrov.pdf
2. Как начать театральную программу в вашей школе [Электронный ресурс].
Режим
доступа:
https://repit.online/blog/post/kak-organizovat-shkolnyjteatr.html
3. Значение и применение кукол «Бибабо» в работе с детьми. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/user/1282181/page/znachenie-iprimenenie-kukol-bi-ba-bo-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta

13

Приложение 1
Тезаурус (понятийный словарь)
Артикуляционный аппарат - работа языка, подбородка и губ.
Ассоциации - ощущения, восприятие, представление.
Дикция - манера выговаривать слова.
Конфликт - борьба персонажей.
Кульминация - момент высокого эмоционального напряжения,
наиболее яркого и сильного раскрытия образа.
Метафора - употребление слова или выражения в переносном
значении, основанное на сходстве, аналогии.
Мизансцена - расположение актеров на сцене в определенном
сочетании друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или
иной момент спектакля.
Напольные куклы - находятся ниже актера, приводятся в движение на
глазах у зрителя.
Образ (сценический) - тип, характер, созданный артистом.
Орфоэпия - произносительные нормы языка, нормы литературного
произношения.
Педжент - английский средневековый театр, где действия разделены на
отдельные сцены, игравшиеся разными актерами.
Пластика - согласованность движений и жестов.
Сверхзадача - цель пьесы, воплощенная в работе и «донесенная» до
зрителя.
Символ - образ, иносказательно выражающий какое-либо понятие или
отвлеченную идею.
Сквозное действие - действия и поступки, совершаемые героями, в 28
соответствии с целью постановки.
Сценическое пространство - варианты ширм различных конструкций,
определяемые системой вождения кукол.
Сценография - оформление театрального спектакля.
Сюжет - художественное воплощение событий.
Ширма - сцена для показа кукольного представления.

14

Приложение 2
Мониторинговая программа
В процессе реализации программы осуществляется педагогический
мониторинг по направлениям:
- «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения
содержания образовательной программы»
Критерии

Соответствие теоретических
знаний программным
требованиям

Уровень
Показатели знает
терминологию, сформированности
может
подробно
объяснить что,
где и зачем
использовать в
работе

Соответствие практических
умений и навыков программным
требованиям
умеет
Уровень
самостоятельно сформированности
работать
с
куклой бибабо,
используя
её
для выражения
своих идей и
создания
оригинальных
произведений

ФИ
ФИ
Высокий
уровень%
Средний
уровень%
Низкий
уровень %

1. «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения
содержания образовательной программы»
Критерии оценивания теоретических знаний
Высокий уровень: учащийся полностью знает терминологию, может
подробно объяснить что, где и зачем использовать в работе.
Средний уровень (выше удовлетворительного): учащийся знает
терминологию, может частично объяснить что, где и зачем использовать в
работе.
Низкий уровень («удовлетворительно») – учащийся частично знает
терминологию, может частично объяснить что, где и зачем использовать в
работе.

15

Критерии оценивания практических умений
Высокий уровень: учащийся умеет самостоятельно работать с куклой
бибабо, используя её для выражения своих идей и создания оригинальных
произведений
Средний уровень (выше удовлетворительного): учащийся умеет
самостоятельно работать с куклой бибабо, используя помощь педагога.
Низкий уровень минимальный уровень выполнения требований,
предъявляемых к работе с куклой бибабо;
работа выполнена со
значительной помощью педагога, неаккуратно.
Итоговая справка
Уровень
сформированности
ЗУН
Высокий
Средний
Низкий

Количество учащихся

% от общего числа
учащихся

16

Приложение 3
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«В гостях у сказки»
социально-гуманитарной направленности
2024-2025 учебный год
1. Адрес и места осуществления образовательного процесса
1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски, ул. Советская ,35а
1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 16; МАОУ СОШ№1
2. Продолжительность учебного года
2.1. Начало учебного года –10.09.2024 г
2.2. Окончание учебного года: – 31.05.2025г.
2.3. Количество учебных недель: 4 недели
3. Режим занятий
3.1. 1 раз в неделю по 2 часа
* расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам.
4. Продолжительность каникул
4.1. осенние каникулы - с 26.10.2024г. по 03.11.2024г.
4.2.зимние каникулы - с 31.12.2024г. по 8.01.2025г.
4.3.весенние каникулы - с 22.03.2025г. по 30.03.2025г.
5. Праздничные дни:
- 4 ноября – День народного единства;
- 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы;
- 7 января - Рождество Христово;
- 23 февраля - День защитника Отечества;
- 8 марта - Международный женский день;
- 1 мая - Праздник Весны и Труда;
- 9 мая - День Победы;
- 12 июня – День России.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».