Знакомство с бальным танцем 2024

Знакомство с бальным танцем
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
направленность: художественная
уровень программы: ознакомительный
адресована учащимся: 5-7лет
срок реализации: 1 год

Разработчик:
Токмагашева Евгения Алексеевна
Чиченкова Екатерина Александровна
педагог дополнительного образования

Мысковский ГО 2024

2

Содержание
1.«Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка

3
3

(направленность
программы,
нормативно-правовые
основы
разработки
дополнительной
общеобразовательной
программы,
новизна
программы,
актуальность программы, педагогическая целесообразность, цель и задачи
программы, уровни сложности программы, отличительные особенности
программы, возраст учащихся с особенностями приема, объем и сроки освоения
программы, формы и методы организации занятий, особенности организации
образовательного процесса, режим организации занятий, планируемые результаты
освоения программы и система их оценивания, формы аттестации)

Программа первого года обучения
Учебно-тематический план
Содержание программы
2.«Комплекс организационно-педагогических условий»
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программы
Материально-техническое
обеспечение
общеобразовательной
программы
Список литературы для педагога
Список литературы для учащихся и родителей
3. Приложения
Календарный
учебный
график
к
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе

8
8
8
9
9
10
11
12
13
16

3

1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Дополнительная
программа

«Знакомство

художественной
дополнительной

общеобразовательная
с

бальным

направленности,

танцем»

разработана

общеобразовательной

на

общеразвивающая
модифицированная,
основе

общеразвивающей

программы
программы

«Спортивные бальные танцы» Хальзовой О.Н., педагога ГБОУ « Школы
№1498 «Московская международная школа»» г. Москва, 2016г.
Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста.
Учащиеся получают начальные знания о танцах латиноамериканской и
европейской программ: Ча-ча-ча, Медленный вальс.
Программа

составлена

в

соответствии

с

нормативными

документами:
• Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон
от 29

декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
• Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 -

2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря
2017 г. № 1642);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об

утверждении

правил

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г.
(Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р);

4

• Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
• Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по
вопросам воспитания обучающихся";
• Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 №
298н);
• Локальные акты МБОО ДО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила
внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.
Бальный танец обладал и обладает огромным потенциалом для развития
гармоничной личности. Начиная с XVIII и по сегодняшний день, бальная
хореография придает уверенность в движениях, свободу и непринужденность
в постановке фигуры, что положительным образом влияет на психический
настрой человека и повышает его самооценку.
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия
танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают
образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка,
формирует

его

художественное

«Я».

Среди

множества

форм

художественного воспитания хореография занимает особое место.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
том, что хореография формирует правильную осанку, гибкость, координацию
движений, в сочетании с ритмикой развивает крупную моторику, укрепляет
двигательный аппарат, но главное это психологическое развитие каждого

5

ребенка, ведь совместное движение и четкое взаимодействие, повышают
чувство ответственности, товарищества, приучают к сотворчеству.
Новизна
программа

данной

программы

заключается

в

том,

что

составлена с учетом возрастных особенностей детей и в

использовании эффективных образовательных технологий, позволяющих за
небольшой срок подготовить учащихся, не имеющих танцевальных навыков,
к участию в итоговом мероприятии.
Отличительной особенностью является то, что программа является
музыкально-ритмическим

психотренингом

для

детей,

развивающим

внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов,
направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности,
творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в
движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения
телом.
Цель:

развитие

физических

и

музыкальных

способностей

воспитанников, посредством бального танца.
Задачи:
Обучающие:
 знакомить учащихся бальным танцем;
 знакомить учащихся с основами музыкальной грамоты;
 знакомить

учащихся

с

основами

латиноамериканских

и

европейских бальных танцев Ча-ча-ча и Медленный вальс.
Развивающие:
 развивать у учащихся музыкальные и танцевальные способности
обучающихся;
 формировать

у

учащихся

физические

способности

для

исполнения латиноамериканских и европейских бальных танцев Ча-ча-ча
и Медленный вальс.
Воспитательные:

6

 формировать у детей чувства взаимопомощи, ответственности и
дружелюбного отношения к друг другу.
Данная программа ознакомительного уровня, ориентирована на
учащихся в возрасте от 5-7 лет.
Учебные группы в составе 20-30 человек формируются
воспитанников

старших

и

подготовительных

групп

из

дошкольных

образовательных учреждений, на основе договора о сетевом взаимодействии.
Набор в учебные группы является свободным, осуществляется по
желанию детей и их родителей. Для поступления на обучение необходима
медицинская справка о состоянии здоровья и возможности заниматься
активной физической деятельностью.
Срок реализации программы 1 год.
Объём программы: 72 часа
Режим занятий: 2 занятия в неделю по 1 часу
Форма обучения
Форма обучения: Очная
Ведущей формой организации обучения являются занятия:
•

аудиторные занятия (танцевальный зал): консультации; беседы;

выполнение самостоятельных и практических заданий, демонстрация
движений и упражнений педагогом, демонстрация движений и упражнений с
помощью

мультимедийного

оборудования

(аудио-,

видеотехника),

направленные на повторение навыков по бальному танцу;
•

внеаудиторные занятия: участие в итоговом мероприятии.

Формы организации деятельности детей на занятии:
Групповая, подгрупповая.
Формы занятий:


занятие по ознакомлению с новым материалом;



занятия по обобщению и систематизации ЗУНов;



занятия проверки знаний;



комбинированные занятия.

7

Структура занятий:


теоретическая часть (по мере необходимости);



тренаж для разогрева мышц;



танцевальная часть;



подведение итогов.

Методы обучения:


Словесный, наглядный, практический.
Планируемые результаты

По прохождению программного материала, обучающиеся будут
знать:


что такое бальный танец;



терминологию изученных танцевальных фигур в танцах Ча-

ча-ча и Медленный вальс;
уметь:


использовать

хореографическую

терминологию

в

практической деятельности;
владеть:


чувством

ритма,

музыкальностью,

пластичностью

и

грацией в исполнении основ бальных танцев;


творческой инициативой при разучивании танцевальных

фигур, вариаций.
Формы подведения итогов
В процессе реализации программы осуществляется контроль уровня
сформированности ЗУН

учащихся в процессе освоения содержания

образовательной программы.
Контроль проводится 2 раза в период обучения: промежуточный
(участие во внутреннем мероприятии «EXPRESSIONDANCE») и итоговый
(выступление перед родителями).

8

Результатом
родителями.

освоения

программы

является

выступление

перед

9

Учебно-тематический план
№
п/п Наименование разделов
1
Вводное занятие
Европейская программа
2
бального танца
2.1 Медленный вальс
Латиноамериканская
3
программа
бального танца
3.1 Ча-ча-ча
4.

Танцевальная вариация

5.

Итоговое занятие
Всего:

Кол-во часов
Вид и форма
всего теория практика контроля
1
1
Наблюдение
25
1
24
Практические
задания
25
1
24
25
1
24
Наблюдение
Практические
задания
25
1
24
Наблюдение
20
20
Практичес
кие задания
Открытое
1
1
занятие
72
3
69

10

Содержание программы
«Знакомство с бальным танцем»
1.
Тема: Вводное занятие.
Теоретическая часть: Знакомство с образовательной программой.
Техника безопасности на занятиях. Упражнения для подготовки к
исполнению танцевальных фигур.
2.
Тема: Европейская программа бальных танцев.
Теоретическая часть: Знакомство с танцем Медленный вальс.
Практическая часть: Исполнение фигур (изучаемых по программе)
по под счёт и под музыку.
2.1 Тема: Медленный вальс.
Теоретическая часть: Знакомство с медленным вальсом.
Танцевальные термины.
Практическая часть:
Разучивание танцевальных фигур.
Музыкальный темп. Перемена с правой ноги. Перемена с левой ноги. Подъём
и спуск.
3.
Тема: Латиноамериканская программа бальных танцев.
Теоретическая часть: Знакомство с танцем Ча-ча-ча.
Практическая часть: Исполнение фигур (изучаемых по программе)
под счёт и под музыку.
3.1 Тема: Ча-ча-ча.
Теоретическая часть: Знакомство с танцем ча-ча-ча. Танцевальные
термины.
Практическая часть: Разучивание танцевальных фигур. Шассе ча-чача вправо и влево. Тайм степ. Основной шаг
4.
Тема: Танцевальная вариация
Теоретическая часть: Знакомство с танцевальной вариацией.
Практическая часть: Изучение танцевальной вариации.
5.
Тема: Итоговое занятие.
Теоретическая часть: Подведение итогов
Практическая часть: Выступление перед родителями

11

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Методическое обеспечение программы
Название
раздела, темы

Форма Методы и
занятий приемы
обучения

1.Вводное
занятие

учебны
е
занятия
аудито
рные

словесный
(устное
изложение,
беседа и т.
д.);

2.
Европейская
программа
бальных
танцев

учебны
е
занятия
аудито
рные

наглядный
(показ
педагогом);
практическ
ий
(упражнени
я).

2.1
Медленный
вальс

учебны
е
занятия
аудито
рные

3.
Латиноамери
канская
программа
бальных
танцев

учебны
е
занятия
аудито
рные

Методическо Материа
е обеспечение льнотехничес
кое
обеспече
ние
ТБ,
ПК,
презентация
телевизо
Школы танца р
«Экспрессия»
.

Методически
е пособия по
латиноамерик
анским
бальным
танцам.
Медиа
файлы;
Конспекту
занятий.
словесный Методически
(устное
е пособия по
изложение, европейским
беседа и т. бальным
д.);
танцам
практическ Медиа
ий
файлы;
(упражнени Конспекту
я).
занятий.
наглядный Методически
(показ
е пособия по
видеоматер европейским
иалов,
бальным
наблюдени танцам
е, показ
Медиа
педагогом); файлы;
практическ Конспекту
ий
занятий.
(упражнени

Формы
подведен
ия итогов

Музыкал
ьный
центр;
зеркала.

наблюде
ния;
выполне
ния
практиче
ского
задания.

наблюде
ния;
выполне
ния
практиче
ского
задания

наблюде
ния;
выполне
ния
практиче
ского
задания

наблюде
ния;
выполне
ния
практиче
ского
задания.

наблюде
ния;
выполне
ния
практиче
ского
задания.

12

3.1 Ча-Ча-Ча

учебны
е
занятия
аудито
рные

4.Итоговое
занятие

актовы
й зал в
МБДО
У

я).
словесный
(устное
изложение,
беседа и т.
д.);
практическ
ий
(упражнени
я).
словесный
(устное
изложение,
беседа и т.
д.);
практическ
ий
(упражнени
я).

Методически
е пособия по
европейским
бальным
танцам
Медиа
файлы;
Конспекту
занятий.
Методически
е пособия по
музыкальной
грамоте,
актёрскому
мастерству,
латиноамерик
анским и
европейским
бальным
танцам.
Медиа
файлы;
Конспект
занятий

наблюде
ния;
выполне
ния
практиче
ского
задания

наблюде
ния;
выполне
ния
практиче
ского
задания

ПК,
музыкаль
ный
центр;
зеркала.

Выступл
ение на
выпускно
м балу в
МБДОУ

Дидактическое оснащение
Специфика работы в направлении бального танца такова, что большую
часть материала – танцевальные фигуры и шаги

воспроизводит и

демонстрирует педагог самостоятельно, на своём личном примере, опираясь
на свои знания методики и техники бального танца
Материально-техническое обеспечение
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Специально оборудованное помещение: репетиционный зал.
Мебель: стол для хранения музыкального и видео-обеспечения.
Технические средства: аудио- и видеоаппаратура

13

Список литературы для педагога
1. Богомолова Л. В. Программа экспериментального курса. Основы
танцевальной культуры - М.: Новая школа, 1993.
2. Лэрд У. Часть 1. Техника латиноамериканских танцев– М.: Артис,
2003.
3. Лэрд У. Часть 2. Техника латиноамериканских танцев – М.: Артис,
2003.
4. Палыга В. Д. Гимнастика – М.: 1982.
5.

Рогозин

И.

В.

Танец

в

коллективе

художественной

самодеятельности- М.: Советская Россия, 1960.
6. Степанов А. В. Новые бальные танцы- М.: 1973.
7. Строганов В. М. Современный бальный танец– М.: 1975.
8. Мур А. Пересмотренная техника европейских танцев. Часть первая.
Квикстеп. Перевод с английского и редакция Пина, Ю. Санкт-Петербург,
1993.
9. Мур А. Пересмотренная техника европейских танцев. Часть первая.
Медленный вальс. Перевод с английского и редакция Пина, Ю. СанктПетербург, 1993.

14

Список литературы для учащихся и родителей
1. Браиловская, Л. В. Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба,
джайв. Серия «Стильные штучки» – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
2. Пономаренко, А. Как наладить отношения с подростком- М.: ООО
«Издательство АСТ", ООО "Астрель, 2014
Видеотека:
1.Чемпионаты и показательные выступления по спортивно- бальным
танцам международного уровня -1995 – 2010 гг.
2. Чемпионаты и показательные выступления по спортивно- бальным
танцам российского уровня -1995 – 2010 гг.
3. Чемпионаты и показательные выступления по спортивно- бальным
танцам областного уровня -2003 – 2010 гг.
4.

Танцевальные

конкурсы

по

различным

хореографическим

направлениям областного и городского уровней - 2005 – 2010 гг.

15

3.Приложения
Приложение 1
Тезаурус
Музыкальный
размер
–
количественная
указывающая число ударов в такте (2/4; 3/4; 4/4).

характеристика,

Музыкальный жанр - род музыки, музыкальных произведений,
отличающийся особыми, только ему свойственными стилистическими
признаками. Это своего рода модель, с которой соотносится конкретная
музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение,
форма и характер содержания (полька, марш, вальс).
Музыкальный темп – мера времени в музыке, скорость (быстрый,
умеренный, медленный).
Музыкальный характер – эмоциональный окрас музыки (весёлый,
грустный, торжественный).
Ритмический рисунок – последовательность звуков и пауз в музыке.
Спортивно-бальные танцы — группа различных парных танцев,
некоторые из которых имеют народные истоки. Исполнялись на балах,
которые проводились в помещениях, застеленных паркетом. Из огромного
разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в
группу бальных попали танцы, характеризующиеся 2 признаками: все
бальные танцы являются парными; пару составляют мужчина и женщина.
Под «бальными танцами» в настоящее время подразумевают
словосочетания «спортивные танцы» (СБТ, «спортивные бальные танцы») и
«танцевальный спорт». Это отображено в названиях различных
танцевальных организаций, например, «Московская федерация спортивного
танца» или «Московская федерация танцевального спорта».
В настоящее время к бальным танцам относят 10 различных танцев,
разбитых на две программы. Во всем танцевальном мире соревнования по
спортивным танцам делятся на 2 программы: европейскую и
латиноамериканскую, или их иногда называют десяткой танцев.
В европейскую программу входят: медленный вальс, квикстеп, венский
вальс, танго, медленный фокстрот.
В латиноамериканскую: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв.
Комбинация-это мельчайшая
конструктивная
единица хореографического текста. Танцевальная комбинация может быть
различной длительности и исчисляется в тактах, как в музыке. При
дальнейшем увеличении длительности возникает новое качество и
совершается переход в новую форму (фрагмент, фигура, часть).

16

Приложение 2
Характеристика показателей сформированности ЗУНов
по оценочным уровням
Оценочные
уровни
Критерии
Критерий 1
Знание и владение
основами
музыкальной
грамоты

Низкий
уровень

Средний
уровень

Высокий
уровень

Знает
музыкальный
размер танцев
Медленный
вальс и Ча-чача, темп, ритм,
может
воспроизвести
их с помощью
педагога

Знает
музыкальный
размер танцев
Медленный
вальс и Ча-ча-ча
может
самостоятельно
воспроизвести
их

Знает
изученные
фигуры танцев
Ча-ча-ча,
может
повторить их
за педагогом
Знает
Критерий 3
Владение техникой изученные
исполнения
фигуры танцев
европейских
Медленный
бальных танцев
вальс, может
их повторить с
помощью
педагога

Знает
изученные
фигуры танцев
Ча-ча-ча, может
самостоятельно
их протанцевать

Знает
музыкальный
размер
танцев
Медленный
вальс и Ча-ча-ча,
темп,
ритм,
может
самостоятельно
воспроизвести
их
и
проварьировать
Знает изученные
фигуры танцев
Ча-ча-ча, может
самостоятельно
их протанцевать
и
проварьировать
Знает изученные
фигуры танцев
Медленный
вальс
может
самостоятельно
их
повторить,
дополнительно
работая
корпусом

Критерий 2
Владение техникой
исполнения
латиноамериканских
бальных танцев

Знает
изученные
фигуры танцев
Медленный
вальс,
может
самостоятельно
их повторить

17

Приложение 3
Контрольно-измерительные материалы к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
Промежуточный контроль
Участие во внутреннем мероприятии «EXPRESSIONDANCE».
Практические задания
Продемонстрировать из танца Медленный вальс;
Продемонстрировать из танца Ча-ча-ча.
Итоговый контроль
Выступление перед родителями.
Практическое задание
Исполнение танцевальной вариации.

18

Приложение 4
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
"Знакомство с бальным танцем"
художественной направленности
2024 -2025 учебный год
1. Адрес и места осуществления образовательного процесса
1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски, ул. Советская ,35а.,
1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 6
2. Продолжительность учебного года
2.1. Начало учебного года – 09.09.2024г
2.2. Окончание учебного года: - 30.05.2024 г
2.3. Количество учебных недель: 36 недель
3. Режим занятий
3.1. 2 раза в неделю по 1 часу
Детский сад
1
2
3
4
5

МБДОУ №2
МБДОУ №23
МБДОУ №12
МБДОУ №18
МБДОУ №21

Дни
недели
Вт-Чт
Вт-Чт
Ср-Пт
Ср-Пт
Вт-Чт

Кол-во
групп
1
1
1
1
2

Кол-во часов в Кол-во
неделю
занятий
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4

* расписание является ориентировочным и может изменяться по
объективным причинам.
4. Продолжительность каникул
4.1 зимние каникулы - 14 дней с 31.12.24г. по 8.01.2025г.
4. Праздничные дни:
- 4 ноября – День народного единства;
- 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы;
- 7 января - Рождество Христово;
- 23 февраля - День защитника Отечества;
- 8 марта - Международный женский день;
- 1 мая - Праздник Весны и Труда;
- 9 мая - День Победы;
- 12 июня – День России.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».