Знакомство с бальным танцем дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленность: художественная уровень программы: ознакомительный адресована учащимся: 5-7лет срок реализации: 1 год Разработчик: Токмагашева Евгения Алексеевна Чиченкова Екатерина Александровна педагог дополнительного образования Мысковский ГО 2024 2 Содержание 1.«Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка 3 3 (направленность программы, нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной программы, новизна программы, актуальность программы, педагогическая целесообразность, цель и задачи программы, уровни сложности программы, отличительные особенности программы, возраст учащихся с особенностями приема, объем и сроки освоения программы, формы и методы организации занятий, особенности организации образовательного процесса, режим организации занятий, планируемые результаты освоения программы и система их оценивания, формы аттестации) Программа первого года обучения Учебно-тематический план Содержание программы 2.«Комплекс организационно-педагогических условий» Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Материально-техническое обеспечение общеобразовательной программы Список литературы для педагога Список литературы для учащихся и родителей 3. Приложения Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 8 8 8 9 9 10 11 12 13 16 3 1. «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка Дополнительная программа «Знакомство художественной дополнительной общеобразовательная с бальным направленности, танцем» разработана общеобразовательной на общеразвивающая модифицированная, основе общеразвивающей программы программы «Спортивные бальные танцы» Хальзовой О.Н., педагога ГБОУ « Школы №1498 «Московская международная школа»» г. Москва, 2016г. Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Учащиеся получают начальные знания о танцах латиноамериканской и европейской программ: Ча-ча-ча, Медленный вальс. Программа составлена в соответствии с нормативными документами: • Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); • Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р); 4 • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; • Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"; • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н); • Локальные акты МБОО ДО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности. Бальный танец обладал и обладает огромным потенциалом для развития гармоничной личности. Начиная с XVIII и по сегодняшний день, бальная хореография придает уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры, что положительным образом влияет на психический настрой человека и повышает его самооценку. Актуальность данной программы заключается в том, что занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я». Среди множества форм художественного воспитания хореография занимает особое место. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что хореография формирует правильную осанку, гибкость, координацию движений, в сочетании с ритмикой развивает крупную моторику, укрепляет двигательный аппарат, но главное это психологическое развитие каждого 5 ребенка, ведь совместное движение и четкое взаимодействие, повышают чувство ответственности, товарищества, приучают к сотворчеству. Новизна программа данной программы заключается в том, что составлена с учетом возрастных особенностей детей и в использовании эффективных образовательных технологий, позволяющих за небольшой срок подготовить учащихся, не имеющих танцевальных навыков, к участию в итоговом мероприятии. Отличительной особенностью является то, что программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом. Цель: развитие физических и музыкальных способностей воспитанников, посредством бального танца. Задачи: Обучающие: знакомить учащихся бальным танцем; знакомить учащихся с основами музыкальной грамоты; знакомить учащихся с основами латиноамериканских и европейских бальных танцев Ча-ча-ча и Медленный вальс. Развивающие: развивать у учащихся музыкальные и танцевальные способности обучающихся; формировать у учащихся физические способности для исполнения латиноамериканских и европейских бальных танцев Ча-ча-ча и Медленный вальс. Воспитательные: 6 формировать у детей чувства взаимопомощи, ответственности и дружелюбного отношения к друг другу. Данная программа ознакомительного уровня, ориентирована на учащихся в возрасте от 5-7 лет. Учебные группы в составе 20-30 человек формируются воспитанников старших и подготовительных групп из дошкольных образовательных учреждений, на основе договора о сетевом взаимодействии. Набор в учебные группы является свободным, осуществляется по желанию детей и их родителей. Для поступления на обучение необходима медицинская справка о состоянии здоровья и возможности заниматься активной физической деятельностью. Срок реализации программы 1 год. Объём программы: 72 часа Режим занятий: 2 занятия в неделю по 1 часу Форма обучения Форма обучения: Очная Ведущей формой организации обучения являются занятия: • аудиторные занятия (танцевальный зал): консультации; беседы; выполнение самостоятельных и практических заданий, демонстрация движений и упражнений педагогом, демонстрация движений и упражнений с помощью мультимедийного оборудования (аудио-, видеотехника), направленные на повторение навыков по бальному танцу; • внеаудиторные занятия: участие в итоговом мероприятии. Формы организации деятельности детей на занятии: Групповая, подгрупповая. Формы занятий: занятие по ознакомлению с новым материалом; занятия по обобщению и систематизации ЗУНов; занятия проверки знаний; комбинированные занятия. 7 Структура занятий: теоретическая часть (по мере необходимости); тренаж для разогрева мышц; танцевальная часть; подведение итогов. Методы обучения: Словесный, наглядный, практический. Планируемые результаты По прохождению программного материала, обучающиеся будут знать: что такое бальный танец; терминологию изученных танцевальных фигур в танцах Ча- ча-ча и Медленный вальс; уметь: использовать хореографическую терминологию в практической деятельности; владеть: чувством ритма, музыкальностью, пластичностью и грацией в исполнении основ бальных танцев; творческой инициативой при разучивании танцевальных фигур, вариаций. Формы подведения итогов В процессе реализации программы осуществляется контроль уровня сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы. Контроль проводится 2 раза в период обучения: промежуточный (участие во внутреннем мероприятии «EXPRESSIONDANCE») и итоговый (выступление перед родителями). 8 Результатом родителями. освоения программы является выступление перед 9 Учебно-тематический план № п/п Наименование разделов 1 Вводное занятие Европейская программа 2 бального танца 2.1 Медленный вальс Латиноамериканская 3 программа бального танца 3.1 Ча-ча-ча 4. Танцевальная вариация 5. Итоговое занятие Всего: Кол-во часов Вид и форма всего теория практика контроля 1 1 Наблюдение 25 1 24 Практические задания 25 1 24 25 1 24 Наблюдение Практические задания 25 1 24 Наблюдение 20 20 Практичес кие задания Открытое 1 1 занятие 72 3 69 10 Содержание программы «Знакомство с бальным танцем» 1. Тема: Вводное занятие. Теоретическая часть: Знакомство с образовательной программой. Техника безопасности на занятиях. Упражнения для подготовки к исполнению танцевальных фигур. 2. Тема: Европейская программа бальных танцев. Теоретическая часть: Знакомство с танцем Медленный вальс. Практическая часть: Исполнение фигур (изучаемых по программе) по под счёт и под музыку. 2.1 Тема: Медленный вальс. Теоретическая часть: Знакомство с медленным вальсом. Танцевальные термины. Практическая часть: Разучивание танцевальных фигур. Музыкальный темп. Перемена с правой ноги. Перемена с левой ноги. Подъём и спуск. 3. Тема: Латиноамериканская программа бальных танцев. Теоретическая часть: Знакомство с танцем Ча-ча-ча. Практическая часть: Исполнение фигур (изучаемых по программе) под счёт и под музыку. 3.1 Тема: Ча-ча-ча. Теоретическая часть: Знакомство с танцем ча-ча-ча. Танцевальные термины. Практическая часть: Разучивание танцевальных фигур. Шассе ча-чача вправо и влево. Тайм степ. Основной шаг 4. Тема: Танцевальная вариация Теоретическая часть: Знакомство с танцевальной вариацией. Практическая часть: Изучение танцевальной вариации. 5. Тема: Итоговое занятие. Теоретическая часть: Подведение итогов Практическая часть: Выступление перед родителями 11 2. Комплекс организационно-педагогических условий Методическое обеспечение программы Название раздела, темы Форма Методы и занятий приемы обучения 1.Вводное занятие учебны е занятия аудито рные словесный (устное изложение, беседа и т. д.); 2. Европейская программа бальных танцев учебны е занятия аудито рные наглядный (показ педагогом); практическ ий (упражнени я). 2.1 Медленный вальс учебны е занятия аудито рные 3. Латиноамери канская программа бальных танцев учебны е занятия аудито рные Методическо Материа е обеспечение льнотехничес кое обеспече ние ТБ, ПК, презентация телевизо Школы танца р «Экспрессия» . Методически е пособия по латиноамерик анским бальным танцам. Медиа файлы; Конспекту занятий. словесный Методически (устное е пособия по изложение, европейским беседа и т. бальным д.); танцам практическ Медиа ий файлы; (упражнени Конспекту я). занятий. наглядный Методически (показ е пособия по видеоматер европейским иалов, бальным наблюдени танцам е, показ Медиа педагогом); файлы; практическ Конспекту ий занятий. (упражнени Формы подведен ия итогов Музыкал ьный центр; зеркала. наблюде ния; выполне ния практиче ского задания. наблюде ния; выполне ния практиче ского задания наблюде ния; выполне ния практиче ского задания наблюде ния; выполне ния практиче ского задания. наблюде ния; выполне ния практиче ского задания. 12 3.1 Ча-Ча-Ча учебны е занятия аудито рные 4.Итоговое занятие актовы й зал в МБДО У я). словесный (устное изложение, беседа и т. д.); практическ ий (упражнени я). словесный (устное изложение, беседа и т. д.); практическ ий (упражнени я). Методически е пособия по европейским бальным танцам Медиа файлы; Конспекту занятий. Методически е пособия по музыкальной грамоте, актёрскому мастерству, латиноамерик анским и европейским бальным танцам. Медиа файлы; Конспект занятий наблюде ния; выполне ния практиче ского задания наблюде ния; выполне ния практиче ского задания ПК, музыкаль ный центр; зеркала. Выступл ение на выпускно м балу в МБДОУ Дидактическое оснащение Специфика работы в направлении бального танца такова, что большую часть материала – танцевальные фигуры и шаги воспроизводит и демонстрирует педагог самостоятельно, на своём личном примере, опираясь на свои знания методики и техники бального танца Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Специально оборудованное помещение: репетиционный зал. Мебель: стол для хранения музыкального и видео-обеспечения. Технические средства: аудио- и видеоаппаратура 13 Список литературы для педагога 1. Богомолова Л. В. Программа экспериментального курса. Основы танцевальной культуры - М.: Новая школа, 1993. 2. Лэрд У. Часть 1. Техника латиноамериканских танцев– М.: Артис, 2003. 3. Лэрд У. Часть 2. Техника латиноамериканских танцев – М.: Артис, 2003. 4. Палыга В. Д. Гимнастика – М.: 1982. 5. Рогозин И. В. Танец в коллективе художественной самодеятельности- М.: Советская Россия, 1960. 6. Степанов А. В. Новые бальные танцы- М.: 1973. 7. Строганов В. М. Современный бальный танец– М.: 1975. 8. Мур А. Пересмотренная техника европейских танцев. Часть первая. Квикстеп. Перевод с английского и редакция Пина, Ю. Санкт-Петербург, 1993. 9. Мур А. Пересмотренная техника европейских танцев. Часть первая. Медленный вальс. Перевод с английского и редакция Пина, Ю. СанктПетербург, 1993. 14 Список литературы для учащихся и родителей 1. Браиловская, Л. В. Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв. Серия «Стильные штучки» – Ростов н/Д: Феникс, 2003. 2. Пономаренко, А. Как наладить отношения с подростком- М.: ООО «Издательство АСТ", ООО "Астрель, 2014 Видеотека: 1.Чемпионаты и показательные выступления по спортивно- бальным танцам международного уровня -1995 – 2010 гг. 2. Чемпионаты и показательные выступления по спортивно- бальным танцам российского уровня -1995 – 2010 гг. 3. Чемпионаты и показательные выступления по спортивно- бальным танцам областного уровня -2003 – 2010 гг. 4. Танцевальные конкурсы по различным хореографическим направлениям областного и городского уровней - 2005 – 2010 гг. 15 3.Приложения Приложение 1 Тезаурус Музыкальный размер – количественная указывающая число ударов в такте (2/4; 3/4; 4/4). характеристика, Музыкальный жанр - род музыки, музыкальных произведений, отличающийся особыми, только ему свойственными стилистическими признаками. Это своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания (полька, марш, вальс). Музыкальный темп – мера времени в музыке, скорость (быстрый, умеренный, медленный). Музыкальный характер – эмоциональный окрас музыки (весёлый, грустный, торжественный). Ритмический рисунок – последовательность звуков и пауз в музыке. Спортивно-бальные танцы — группа различных парных танцев, некоторые из которых имеют народные истоки. Исполнялись на балах, которые проводились в помещениях, застеленных паркетом. Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся 2 признаками: все бальные танцы являются парными; пару составляют мужчина и женщина. Под «бальными танцами» в настоящее время подразумевают словосочетания «спортивные танцы» (СБТ, «спортивные бальные танцы») и «танцевальный спорт». Это отображено в названиях различных танцевальных организаций, например, «Московская федерация спортивного танца» или «Московская федерация танцевального спорта». В настоящее время к бальным танцам относят 10 различных танцев, разбитых на две программы. Во всем танцевальном мире соревнования по спортивным танцам делятся на 2 программы: европейскую и латиноамериканскую, или их иногда называют десяткой танцев. В европейскую программу входят: медленный вальс, квикстеп, венский вальс, танго, медленный фокстрот. В латиноамериканскую: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв. Комбинация-это мельчайшая конструктивная единица хореографического текста. Танцевальная комбинация может быть различной длительности и исчисляется в тактах, как в музыке. При дальнейшем увеличении длительности возникает новое качество и совершается переход в новую форму (фрагмент, фигура, часть). 16 Приложение 2 Характеристика показателей сформированности ЗУНов по оценочным уровням Оценочные уровни Критерии Критерий 1 Знание и владение основами музыкальной грамоты Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Знает музыкальный размер танцев Медленный вальс и Ча-чача, темп, ритм, может воспроизвести их с помощью педагога Знает музыкальный размер танцев Медленный вальс и Ча-ча-ча может самостоятельно воспроизвести их Знает изученные фигуры танцев Ча-ча-ча, может повторить их за педагогом Знает Критерий 3 Владение техникой изученные исполнения фигуры танцев европейских Медленный бальных танцев вальс, может их повторить с помощью педагога Знает изученные фигуры танцев Ча-ча-ча, может самостоятельно их протанцевать Знает музыкальный размер танцев Медленный вальс и Ча-ча-ча, темп, ритм, может самостоятельно воспроизвести их и проварьировать Знает изученные фигуры танцев Ча-ча-ча, может самостоятельно их протанцевать и проварьировать Знает изученные фигуры танцев Медленный вальс может самостоятельно их повторить, дополнительно работая корпусом Критерий 2 Владение техникой исполнения латиноамериканских бальных танцев Знает изученные фигуры танцев Медленный вальс, может самостоятельно их повторить 17 Приложение 3 Контрольно-измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Промежуточный контроль Участие во внутреннем мероприятии «EXPRESSIONDANCE». Практические задания Продемонстрировать из танца Медленный вальс; Продемонстрировать из танца Ча-ча-ча. Итоговый контроль Выступление перед родителями. Практическое задание Исполнение танцевальной вариации. 18 Приложение 4 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Знакомство с бальным танцем" художественной направленности 2024 -2025 учебный год 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски, ул. Советская ,35а., 1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 6 2. Продолжительность учебного года 2.1. Начало учебного года – 09.09.2024г 2.2. Окончание учебного года: - 30.05.2024 г 2.3. Количество учебных недель: 36 недель 3. Режим занятий 3.1. 2 раза в неделю по 1 часу Детский сад 1 2 3 4 5 МБДОУ №2 МБДОУ №23 МБДОУ №12 МБДОУ №18 МБДОУ №21 Дни недели Вт-Чт Вт-Чт Ср-Пт Ср-Пт Вт-Чт Кол-во групп 1 1 1 1 2 Кол-во часов в Кол-во неделю занятий 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 * расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам. 4. Продолжительность каникул 4.1 зимние каникулы - 14 дней с 31.12.24г. по 8.01.2025г. 4. Праздничные дни: - 4 ноября – День народного единства; - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; - 7 января - Рождество Христово; - 23 февраля - День защитника Отечества; - 8 марта - Международный женский день; - 1 мая - Праздник Весны и Труда; - 9 мая - День Победы; - 12 июня – День России.