1 Тедди мир дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленность: художественная уровень программы: углубленный возраст учащихся:14-16лет срок реализации: 3года Разработчик: Колмогорова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования Мысковский Г.О. 2024 2 Содержание 1. Комплеск основных характеристик программы Пояснительная записка (направленность программы, нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, новизна программы, актуальность программы, педагогическая целесообразность, цель и задачи программы, уровень сложности программы, отличительные особенности программы, возраст учащихся с особенностями приема, объем и сроки освоения программы, формы и методы организации занятий, особенности организации образовательного процесса, режим организации занятий, планируемые результаты освоения программы и система их оценивания, форма аттестации) Учебно-тематический план 1 модуля Содержание программы 1 модуля Учебно-тематический план 2 модуля Содержание программы 2 модуля Учебно-тематический план 3 модуля Содержание программы 3 модуля 2. Комплекс организационно-педагогических условий Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Список литературы для педагога Список литературы для учащихся и родителей 3.Приложения Тезаурус Мониторинговая программа Контрольно-измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3 3 10 11 13 14 18 19 21 21 22 23 24 25 25 28 33 36 3 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тедди мир», модифицированная реализуется в соответствии с художественной направленностью, составлена на основе общеобразовательной программы «Мягкая игрушка», Шиловской И.В., ГБОУ ДОД «ДДТ», 2012г. Программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 20182025г. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017г. №1642); Приказ Министерства просвещения РФ от 27июля 2022 г.№629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение Правительства РФ от 4марта 2022 г. №678-р); Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с "Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий"). Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 20.05.2015 №996-р); Основы государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. №2403-р); 4 Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон» Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Письмо Министерства просвещения России от 15.04.2022 №СК295/06 «ОБ использовании государственных символов Российской Федерации»; Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 05.05.2018 №298н)»; Локальные акты Центра: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкция по технике безопасности. Игрушка – одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры – близка и понятна каждому. Этот своеобразный вид художественного творчества приобретает все больше поклонников в современной жизни. Тенденция последних лет выявила наличие интереса к игрушкам не только детей как к забаве, но и взрослых в качестве коллекционеров антикварных, винтажных, современных авангардных арт-объектов. Участие в создании авторской игрушки требует теоретических знаний и владение определенных навыков. При создании игрушки учащиеся приобщаются к ряду профессий необходимых при создании задуманного образа, от идеи до законченного проекта. Это: художник, скульптор, парикмахер, стилист, модельер, портной, шорник, сапожник, шляпник. Создание авторской игрушки требует знакомство с инструментами, материалами, изучения технологий, алгоритма действий этапов перечисленных профессий. Занимаясь любимым делом, хобби, учащиеся оценивают по новому особенности профессий, с которыми соприкасаются во время творческого процесса. Занятие хобби раскрывает некоторые направления в выборе будущей профессии. Актуальность программы: обусловлена востребованностью у учащихся и родителей в углубленном изучении различных техник при изготовлении игрушки, путем создания авторской работы. Общественно-значимый смысл программы состоит в возможности участия детей в выставках международного уровня, представляя свои работы, демонстрируя уровень мастерства и глубину своего таланта. Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в изучении и применении смешанных техник необходимых в реализации авторских мини-проектов, или индивидуальных творческих работ. Программа модульная. Программа ориентирована на детей, прошедших обучение по программе «Дизайн игрушки», либо детей которые имеют определенные знания и владеют навыками основ швейного дела (раскрой, тепловая обработка ткани, основные ручные швы, навыки работы на швейной машине с электрическим приводом.) 5 Педагогическая целесообразность программы обуславливается углублённым уровнем изучения прикладных техник, результатом которого является практическая работа в виде творческого проекта по теме для всей группы, с учетом индивидуального подхода к ней каждого. Положительный аспект мягкой игрушки Психологический и эмоциональный (Мягкие игрушки несут в себе положительный и успокаивающий заряд энергии.) Развитие воображения и коммуникативного качества. Эстетичность. Цель: Повышение творческого потенциала детей через реализацию творческих проектов Задачи: Обучающие: 1. Дать учащимся углубленные знания о работе с тканью, мехом, ватой, пластиком и другими материалами. 2. Формировать у детей индивидуальный стиль при создании игрушки. Воспитательные: 1. Расширять и обогащать практический опыт детей через знакомство с мастерами авторской игрушки и их творчеством. 2. Воспитывать в учащихся личностно-значимые, коммуникативные качества через общение в коллективе. 3. Формировать у детей эстетический вкус. Развивающие: 1. Развивать творческую активность ребенка путем самостоятельной постановки и решения творческой задачи (реализации задуманного образа). 2. Воспитывать у детей самостоятельность планирования этапов работы при создании изделия. 3. Развивать в учащихся фантазию, воображение, творческое, техническое и художественное мышление, конструкторские способности. 4. Формировать в ребятах потребность к творческой активности, потребности трудиться индивидуально, в паре, группе, умение распределять трудовые задачи между собой. Отличительной особенностью программы является то, что учащиеся проходят все этапы создания авторской игрушки: идея, проработка эскиза, конструирование лекал будущего изделия, отшивания деталей, тонирование, изготовление декоративных элементов для завершения образа. Программа состоит из двух самостоятельных модулей рассчитанных на 144 часа: 1 модуль - Проект «Дела крылатые» 2 модуль - Проект «Что за прелесть эти сказки!». 3 модуль – завершение работы над проектом «Что за прелесть эти сказки!» 6 Тема первого проекта - «птицы», под общим названием «Дела Крылатые». Учащиеся выбирают для изучения птицу, знакомясь с ее строением тела, оперением, особенностями обитания в природе, ее повадками. После защиты изученного материала о птицах, учащиеся преобразовывают образ выбранной птицы в стилизованный, художественный образ в эскиз будущей работы. С последующим подбором необходимых материалов и декоративных элементов, необходимых в реализации проекта «Дела Крылатые». Проект второго года обучения – герои сказок А. С. Пушкина под общим названием «Что за прелесть эти сказки!». Учащиеся знакомятся с произведениями писателя в жанре сказок. Выбирают персонаж, изучают по тексту его характер, форму, строение, требуемый аутфит, а так же работы художников- иллюстраторов по данному персонажу. В процессе творческой работы ребята знакомятся с особенностями пропорционального строения тела человека (женщина, мужчина). Прорабатывают в эскизе художественный образ будущей работы. Подбирают необходимые материалы и декоративные элементы, требуемые для раскрытия образа выбранного персонажа. Результатом проекта станет авторская кукла в смешанной технике на проволочном каркасе. Главное требование к работе, узнаваемость сказочного персонажа произведения А.С.Пушкина. Обучающиеся по данной программе владеют многими техниками и навыками, что позволяет им обогатить свои работы дополнительными второстепенными элементами, предметами быта, мебелью, т.е. создание сюжетной работы, передающей определенное событие, персонаж в действии или в статике. Для этого разработан 3 модуль программы на изучение основных законов композиции, изучению новых техник ДПИ, для обогащения задуманного образа: - роспись по ткани, вышивка по ткани, конструирование из картона, работа с эпоксидной смолой, работа с натуральным мехом для создания парика для куклы, - разработка выступления для конкурсных мероприятий, конференций и выставок муниципального, регионального и международного уровней. Программа «Тедди мир» для одаренных детей. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа углубленного уровня, является преемственной дополнительной образовательной программы «Дизайн игрушки», рассчитана на учащихся 14 16 лет. Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания 7 новыми изделиями. Количество часов может добавляться за счёт другой темы в зависимости от задач, которые корректируются в течение года. Формирование группы осуществляется в начале учебного года, согласно Устава МБОО ДО ЦДО, санитарно-эпидемиологических правил и требований к наполняемости детских объединений. Зачисление в учебную группу производится по желанию детей на основании письменного заявления родителей или законных представителей. В учебную группу принимаются дети, прошедшие обучение по программе «Дизайн игрушки» и все желающие, которые имеют определенные знания и владеют навыками основ швейного дела (раскрой, тепловая обработка ткани, основные ручные швы, навыки работы на швейной машине с электрическим приводом.) Набор в учебные группы по каждому модулю проводится отдельно. Форма обучения Очная Сроки реализации программы -3 года. 1 Модуль -144 часа 2 Модуль -216 часов 3 Модуль -216 часов По окончании срока обучения выдается свидетельство об окончании обучения установленного образца. Формы и режим занятий Занятия проводятся: 1 Модуль: 2 раза в неделю по 2 часа. Объем занятий в год составляет 144 часа. 2 Модуль: 2 раза в неделю по 3 часа. Объем занятий в год составляет 216 часов. 3 Модуль: 2 раза в неделю по 3 часа. Объем занятий в год составляет 216 часов. Обучение ведется в группах по 10-12человек, это необходимо для контроля и индивидуальной работы с каждым учащимся. Основной формой организации образовательного процесса являются занятия, которые проводятся в очном режиме, или с применением дистанционных образовательных технологий в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией. Особенности организации образовательного процесса: Традиционная. С применением дистанционных (электронных) технологий. Для реализации программы необходима как очная форма обучения, так и с применением дистанционных образовательных технологий в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией. При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации, мастер – классы, онлайн-конференции на образовательной платформе «Сферум». Предоставляются ссылки на образовательные видеофильмы по темам программы, бесплатных интернет-ресурсов трансляций мастер-классов и др. Идут обсуждения в группах или конференциях. Учащиеся 8 самостоятельно готовят работы и высылают в группы социальных сетей. Идет активная связь с родителями. В каникулярное время проводятся мастер-классы для ознакомления с новыми техниками, с последующим применением в своей работе по необходимости. Программа совмещает в себе две формы работы: групповую и индивидуальную. Каждое занятие по темам программы, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя выполнение задания: графических зарисовок эскиза, построения лекал, костюмов, орнаментов, одежды для игрушки или непосредственно отшивание деталей, создание индивидуального творческого продукта. Методы организации образовательного процесса используются в зависимости от познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала: Словесный: (объяснение, беседа, диалог, диспут, защита творческой работы, «мозговой штурм») Наглядный метод (показ образца, работа с фото и видео материалами) Метод проектов (разработка и защита творческого продукта) Метод практической работы (упражнения, изделия) Метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, объяснение основных понятий) Метод стимулирования и мотивации(дальнейшем найти новые идеи для творчества) Метод контроля и самоконтроля (устный опрос, наблюдения, практическое задание). Родительские собрания проводятся в начале учебного процесса и в конце. Консультации для родителей проводятся согласно их запросам. Планируемые результаты и система их оценивания В результате освоения программы учащиеся будут знать: 1. Знать технологию изготовления куклы в смешанной технике. 2. Уметь рационально использовать материал. 3. Проявлять индивидуальный стиль при создании куклы. Уметь: 1. Проявлять творческую активность, путем самостоятельной постановки и решения творческой задачи (реализации задуманного образа). 2. Пробуждать фантазию, воображение, творческое, техническое и художественное мышление, конструкторские способности. 3. Проявлять повышенный интерес к прикладному творчеству. Владеть: 1. Практическим опытом создания куклы, применяя необходимые материалы и техники в работе. 2. Коммуникативными качествами, через общение в коллективе. 9 3. Сценическими качествами публичного выступления для презентации своих работ. Для оценки результативности знаний и умений проводится аттестация: промежуточная и итоговая. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ученика, само- и взаимоконтроль. Промежуточный контроль: выполнение творческой работы. Итоговый контроль (конец образовательного процесса) Реализация творческого проекта. Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Для проверки ожидаемых знаний, умений и навыков используется: Метод устного контроля (индивидуальный опрос, собеседование); Метод письменного контроля (практическая работа, участие в выставках-конкурсах.) Метод наблюдения. Формы подведения итогов По окончанию учебного года, проводится конкурсного мероприятие «Я - Мастер», где представлены авторские работы учащиеся. Критерием оценки: Качество исполнения. Правильное использование материалов. Оригинальность художественного образа. Творческий подход. Соответствие и раскрытие образа. А так же учащиеся принимают участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладной направленности различного уровня. Положительный аспект мягкой игрушки Психологический и эмоциональный (Мягкие игрушки несут в себе положительный и успокаивающий заряд энергии.) Развитие воображения и коммуникативного качества. Эстетичность. В процессе реализации программы осуществляется педагогический мониторинг по направления: «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы» «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм» (Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им ДООП) Творческие достижения учащихся д/о (на муниципальном, областном, всероссийском, международных уровнях) (Приложение 2) 10 Учебный план программы Наименование модуля Модуль Птицы «Дела Крылатые» Модуль «Что за прелесть эти сказки!». Завершение Модуль «Что за прелесть эти сказки!». Итого Количество часов Теория Практика Всего 30 114 144 49 167 216 49 167 216 128 448 576 11 Модуль 1 «Дела крылатые» Учебно-тематический план № п/п 1 Название раздела, Всего темы часов Вводное занятие 2 Птицы. «Дела Крылатые» 2.1 Тема, образ. Эскиз – идея на бумаге 2.2 Материаловедение. Варианты комбинирования. 2.3 Каркас игрушки. 2.4 Работа с пластиком Голова. Крылья. Лапки 2.5 Сушка деталей. Шлифовка деталей. Тонирование деталей. 2.6 Раскрой и пошив тела. Набивка тела. Соединение деталей. 2.7 Одежда часть образа. Способы кроя одежды. Построение выкройки Одежды. 2.8 Пошив одежды для игрушки 2.9 Декоративные элементы изделия. Варианты состаривания. 2.10 Упаковка изделия. Паспорт изделия. 3 Заключительное занятие 2 4 Организация каникулярного времени Итого Теория Практика Форма контроля Входной контроль (анкетирование) Участие в конкурсах 2 - 128 22 106 8 2 6 8 2 6 12 18 2 2 10 16 Собеседование Практическая работа 12 2 10 Опрос. работа. 12 2 10 Наблюдение, Практическая работа 14 4 10 Наблюдение, Практическая работа 22 4 18 12 2 10 Наблюдение, Практическая работа Наблюдение, Практическая работа. 10 2 8 2 - 2 12 6 6 144 30 114 Собеседование Практическая работа Собеседование Практическая работа Практическая Собеседование, Практическая работа Конкурс «Я мастер» Участие в выставке международного уровня Мастер классы по требованию 12 Содержание 1.Вводное занятие Теория:Планирование проведения занятий. Правила техники безопасности. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета. Критерии к творческим работам учащихся. 2. Птицы. «Дела Крылатые» Практическая работа.Разработка проекта.Участие в конкурсном движении. 2.1.Тема, образ. Эскиз –идея на бумаге. Теория:Определение темы, выбор объекта как источника вдохновения.Однаработа или коллекция. Создание самостоятельного образа будущей работы. Практическая работа.Эскиз – идея на бумаге. Графическое изображение задуманного образа. Графические зарисовки эскиза. Прорисовка костюмов, элементов одежды. Эскиз декоративных элементов, украшений. 2.2.Материаловедение. Теория:Ткани. Комбинирование ткани, и материалов. Цветоведение. Круг Иттена. Раскрытие образа. Практическая работа. Подбор тканидлязадуманного образа. 2.3. Каркас игрушки. Теория:Назначение. Разновидности каркаса. Материал для каркаса. Способы изготовления каркаса. Выбор каркаса необходимого для образа. Практическая работа. Изготовление каркаса для изделия. 2.4. Работа с пластиком. Теория:Материаловедение. Варианты комбинирования. Виды пластика. Положительные и отрицательные характеристики. Основные требования при работе с пластиком. Эскиз. Каркас. Работа с пластиком. Голова. Особенности изготовления головы. Крылья. Варианты изготовления крыльев. Лапки. Варианты изготовления лапок. Практическая работа. Изготовление частей изделия из самозатвердивающего пластика. 2.5. Работа с пластиком. Теория:Сушка деталей. Шлифовка деталей. Шлифовальный материал, варианты. Тонирование деталей из пластика. Варианты тонировки. Материал для тонирования. Практическая работа. Отработка этапов работы с пластиком. Изготовление деталей игрушки из полимерной глины: голова, крылья, лапки.. Сушка деталей. Шлифовка деталей.Тонирование деталей. 2.6.Раскрой и пошив тела. Теория:Раскрой и пошив тела. Набивка тела. Соединение деталей. Виды набивочного материала. Опилки. Виды фракций набивочного материала. Древесная шерсть. Утяжелители. Гранулят. (пластика, стекло, металл, каучук) Соотношение гранулята. 13 Практическая работа. Изготовление тела игрушки из текстиля. Соединение деталей игрушки. Набивка деталей игрушек. Распределение гранулята в деталях. 2.7.-Одежда часть образа. Декоративные элементы Теория: Одежда – состовляющая образа. Панталоны. Платье. Штанишки. Пиджачек. Раскрой одежды для игрушки. Пошив. Практическая работа. Изготовление одежды для игрушки. Овладение приёмами работы с лентами, тесьмой, бисером. Декоративные элементы. Шеббиленты. Изготовление деталей для авторской игрушки, согласно образу. 2.8. Пошив одежды для игрушки. Теория: Использование основных ручных швов. ТБ при работе на швейной машине с электрическим приводом. Сметочный шов. Практическая работа. Отшивание деталей. 2.9.Декоративные элементы. Теория: Декорирование- это важно. Детали работают на образ. Винтаж – стиль старенькой игрушки. Варианты состаривания. Практическая работа. Декорирование, состаривание изделия. 2.10.Паспорт изделия. Теория: Уход за мягкими игрушками. Правила оформления готовых изделий. Оформление итоговой выставки. Презентация своих работ. Практическая работа. Презентация итоговой творческой работы. 8.Заключительное занятие. Презентация творческой работы. Практическая работа. Презентация творческой работы. 9.Организация каникулярного времени – 12ч. 14 Модуль 2 «Что за прелесть эти сказки!» Учебно-тематический план № п/п 1 Название раздела, темы Теория Практика 3 - 2 Кукла в смешанной технике. «Что за прелесть эти сказки!». Историческая справка возникновения, Виды Тема, образ. Эскиз – идея на бумаге Особенности пропорций Строение человека (женщина, мужчина). Материаловедение. Варианты комбинирования. Каркас. Виды каркаса. Способ изготовления проволочного каркаса. Пластик. Виды. Работа с пластиком Голова. Руки. Ноги Сушка деталей. Шлифовка деталей. Тонирование деталей. Роспись лица. Создание тела. Крепление лепных деталей Прическа. Парик. Материал для волос куклы. Одежда- часть образа. Способы кроя одежды. Построение выкройки Одежды. Пошив одежды для Куклы. Обувь. Работа с кожей. 132 27 105 3 1 2 9 2 7 15 3 12 12 3 9 Собеседование 15 3 12 Наблюдение, Практическая работа 21 3 18 Практическая работа 12 3 9 12 3 9 Опрос. Практическая работа. Практическая работа 18 3 15 15 3 12 60 12 12 3 48 9 18 3 15 12 3 9 Декоративные элементы изделия. Варианты состаривания. Паспорт изделия. 12 2 10 6 1 5 4. Заключительное занятие 3 1 2 5. Организация времени Итого 18 6 12 216 49 167 2.1 2.2 2.3. 2.4. 2.5. 2.6 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. Вводное занятие каникулярного Всего часов 3 Форма контроля Входной контроль (анкетирование) Участие в конкурсах Собеседование Практическая работа Собеседование Практическая работа Собеседование Практическая работа Наблюдение, Практическая работа Наблюдение, Практическая работа Практическая работа Наблюдение, Практическая работа Наблюдение, Практическая работа Наблюдение, Практическая работа Наблюдение, Практическая работа. Собеседование, Практическая работа Конкурс «Я мастер» Участие в выставке международного уровня Мастер классы по требованию 15 Содержание 1.Вводное занятие Теория: Планирование проведения занятий. Правила техники безопасности. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета. Критерии к творческим работам учащихся. 2. Кукла в смешанной технике .«Что за прелесть эти сказки!». Практическая работа. Разработка проекта. Участие в конкурсном движении. 2.1.Историческая справка. Теория: Разновидности кукол. Видео презентация введения в тему. Работы различных мастеров. Практическая работа. Определение вида куклы по описанию. 2.2.Тема, образ. Эскиз – идея на бумаге. Теория: Определение темы, выбор объекта как источника вдохновения. Одна работа или коллекция. Создание самостоятельного образа будущей работы. Практическая работа. Эскиз – идея на бумаге. Графическое изображение задуманного образа. Графические зарисовки эскиза. Прорисовка костюма, элементов одежды. Эскиз декоративных элементов, украшений. 2.3. Построение чертежа. Теория: Строение человека. Особенности пропорций(Женщина, мужчина) Практическая работа. Построение чертежа будущей работы. 2.4.Материаловедение. Теория: Ткани. Комбинирование ткани, и материалов. Цветоведение. Круг Иттена. Раскрытие образа. Практическая работа. Подбор ткани для задуманного образа. 2.5.Каркас игрушки. Теория: Назначение. Разновидности каркаса. Материал для каркаса. Способы изготовления каркаса. Выбор каркаса необходимого для образа. Практическая работа. Изготовление каркаса для изделия. 2.6.Работа с пластиком. Теория: Материаловедение. Варианты комбинирования. Виды пластика. Положительные и отрицательные характеристики. Основные требования при работе с пластиком. Эскиз. Каркас. Работа с пластиком. Голова. Особенности изготовления головы. Руки. Варианты изготовления рук. Ноги.. Варианты изготовления ног. Практическая работа. Изготовление частей изделия из самозатвердевающего пластика. 2.7.Работа с пластиком. Теория: Сушка деталей. Шлифовка деталей. Шлифовальный материал, варианты. Практическая работа.. Сушка деталей. Шлифовка деталей. Тонирование деталей. 16 2.8.Тонирование деталей. Теория: Материал для тонирования и росписи деталей из пластика. Способы нанесения тонировки. Варианты тонировки. Практическая работа. Тонирование деталей и роспись деталей работы. 2.9. Создание тела. Теория: Материал для создания тела. Способ набора массы тела, пошив тела. Крепление лепных деталей. Соединение деталей. Практическая работа. Изготовление тела для творческой работы. 2.10. Прическа. Теория: Материал для волос куклы. Парик. Способы завивки волос. Варианты причесок для кукол. Практическая работа. Изготовление паричка для куклы. 3.Одежда - часть образа. Декоративные элементы Практическая работа. Создание одежды согласно задуманному образу. 3.1.Одежда- часть образа. Теория: Одежда – составляющая образа. Способы кроя одежды. Построение Выкройки. Панталоны. Платье. Штанишки. Пиджачок. Создание одежды для игрушки. Пошив. Практическая работа. Изготовление одежды для игрушки. Овладение приёмами работы с лентами, тесьмой, бисером. Декоративные элементы. Шеббиленты. Изготовление деталей для куклы, согласно образу. 3.2.Пошив одежды для куклы. Теория: Использование основных ручных швов. ТБ при работе на швейной машине с электрическим приводом. Сметочный шов. Практическая работа.Отшивание деталей. 3.3. Обувь. Теория: Назначение, разновидность. Колодки для обуви. Материал для изготовления обуви. Выкройка ботиночек. Названия деталей ботиночек. Сшивание деталей. Тонирование. Практическая работа. Изготовление обуви для куклы. 3.4.Декоративные элементы. Теория: Декорирование. Детали работают на образ. Винтаж – стиль старенькой игрушки. Варианты состаривания. Практическая работа. Декорирование, состаривание изделия. 3.5.Паспорт изделия. Теория: Уход за мягкими игрушками. Правила оформления готовых изделий. Оформление итоговой выставки. Презентация своих работ. Практическая работа. Презентация итоговой творческой работы. 4.Заключительное занятие. Презентация творческой работы. Практическая работа. Презентация творческой работы. 5.Организация каникулярного времени – 18ч. 17 Модуль 3 «Что за прелесть эти сказки!» Учебно-тематический план № п/п 1 Название раздела, темы Теория Практика 3 - 2 2.1 Композиция. Основы композиции Композиция. Виды декоративной композиции. Правила Композиции. Предмет, объект. Приёмы Средства Композиции. . Художественная выразительность. Второстепенные объекты для работы. Материал для изготовления, масштаб, лекало. Работа с картоном. Конструирование мебели. Изготовление мелкой бутафорских элементов. Одежда- часть образа. 69 6 12 2 57 4 6 2 4 9 2 7 21 3 18 18 2 16 9 1 8 111 22 89 9 2 7 12 3 9 18 3 15 9 2 7 12 2 10 Наблюдение, Практическая работа. 15 3 12 12 2 10 9 2 7 9 2 7 3.10 Парик. Материал для волос куклы. Прическа для куклы. Стрижка, укладка, локоны, кудри. Украшения для куклы.Необходимые материалы, их сочетание. Паспорт изделия. 6 1 5 4. Подготовка, защита проекта. 15 6 9 5. Организация времени Итого 18 6 12 Собеседование Наблюдение, Практическая работа Наблюдение, Практическая работа Наблюдение, Практическая работа Наблюдение, Практическая работа Собеседование, Практическая работа Конкурс «Я мастер» Участие в выставке международного уровня Мастер классы по требованию 216 49 167 2.2 2.3. 2.4. 2.5. 2.6 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6 3.7 3.8 3.9 Вводное занятие Аутфит- эпоха, стиль, подбор ткани. Элементы костюма. Выкройка одежды для куклы. Способы кроя одежды. Снятие мерок. Построение выкройки Одежды. Пошив одежды для Куклы. Многослойность костюма. Варианты соединения деталей одежды. Декоративные элементы изделия. Варианты состаривания одежды. Обувь. Съемная. Не съемная. Работа с кожей, тканью. Украшение обуви. каникулярного Всего часов 3 Форма контроля Входной контроль (анкетирование) Собеседование, Практическая работа Собеседование, Практическая работа Собеседование, Практическая работа Собеседование Наблюдение, Практическая работа Наблюдение, Практическая работа. Собеседование, Практическая работа Практическая работа Участие в конкурсах. Собеседование. Практическая работа. Наблюдение, Практическая работа Наблюдение, Практическая работа Собеседование. 18 Содержание 1.Вводное занятие Теория: Планирование проведения занятий. Правила техники безопасности. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета. Критерии к творческим работам учащихся. Практическая работа. Разработка проекта. Участие в конкурсном движении. 2. Композиция. Основы композиции. 2.1. Теория: Виды декоративной композиции. Практическая работа. Декоративные элементы. Разработка декоративных элементов для аутфита. Работа с лентами, тесьмой, бисером. Шебби ленты. 2.2.. Правила композиции Теория: Правила композиции. Предмет, объект. Практическая работа. Отшивание деталей. 2.3. Обувь. Теория: Назначение, разновидность. Колодки для обуви. Материал для изготовления обуви. Выкройка ботиночек. Названия деталей ботиночек. Сшивание деталей. Тонирование. Практическая работа. Изготовление обуви для куклы. 2.4.Декоративные элементы. Теория: Декорирование. Детали работают на образ. Винтаж – стиль старенькой игрушки. Варианты состаривания. Практическая работа. Декорирование, состаривание изделия. 2.5.Паспорт изделия. Теория: Уход за мягкими игрушками. Правила оформления готовых изделий. Оформление итоговой выставки. Презентация своих работ. Практическая работа. Презентация итоговой творческой работы. 2.6.Паспорт изделия. Теория:Уход за мягкими игрушками. Правилаоформления готовых изделий. Оформление итоговой выставки. Презентация своих работ. Практическая работа. Презентация итоговой творческой работы 3. Одежда - часть образа. Практическая работа. Создание одежды согласно задуманному образу. 3.1. Аутфит Теория: Аутфит- эпоха, стиль, Элементы костюма. Видео презентация введения в тему. Работы различных мастеров. Практическая работа. Определение стиля, эпохи своей работы. Подбор ткани для аутфита. 3.2.Выкройка одежды для куклы. Теория: Способы кроя одежды. Снятие мерок. Построение выкройки одежды. Практическая работа. Прорисовка костюма, элементов одежды. Эскиз декоративных элементов, украшений. 19 3.3. Пошив одежды для Куклы. Теория: Использование основных ручных швов. Работа на швейной машине с электрическим приводом. ТБ при работе на швейной машине с электрическим приводом. Сметочный шов. Тепловая обработка швов. Практическая работа. Отшивание деталей. 3.4.Многослойность костюма. Теория: Ткани. Комбинирование ткани, и материалов. Цветоведение. Круг Иттена. Раскрытие образа. Практическая работа. Подбор ткани для задуманного образа. 3.5.Декоративные элементы. Теория: Декорирование. Детали работают на образ. Винтаж – стиль старенькой игрушки. Варианты состаривания. Практическая работа. Декорирование, состаривание изделия 3.6. Обувь. Теория: Назначение, разновидность кроя обуви.. Колодки для обуви. Материал для изготовления обуви. Выкройка ботиночек. Названия деталей ботиночек. Сшивание деталей. Тонирование. Декорирование обуви. Практическая работа. Изготовление обуви для куклы. 3.7 Прическа. Теория: Материал для волос куклы. Парик. Способы завивки волос. Варианты причесок для кукол. Практическая работа. Изготовление паричка для куклы. 3.8. Прическа. Теория: Разновидности причесок для кукол. Сложные причёски. Способы завивки волос. Стрижка, укладка волос. Практическая работа. Изготовление прически для куклы. 3.9. Украшения для куклы. Теория: Виды украшений. Материал для украшений. Бисер. Пайетки. Стразы. Работа с бисером. ТБ при работе с мелкими деталями. Варианты крепление пайеток . Соединение деталей. Практическая работа. Изготовление украшения для куклы. 3.10 Паспорт изделия. Теория: Уход за куклой. Правила оформления готовых изделий. Оформление итоговой выставки. Презентация своих работ. Практическая работа. Изготовление паспорта для авторской куклы. Презентация итоговой творческой работы. 4.Заключительное занятие. Презентация творческой работы. Практическая работа. Презентация творческой работы. 5.Организация каникулярного времени – 18ч. 20 2.Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Методическое обеспечение программы Основополагающими принципами программы являются: 1. Принцип научности и доступности знаний. 2. Принцип связи обучения с жизнью. 3. Принцип систематичности и последовательности. 4. Принцип сознательности и активности. 5. Принцип наглядности. 6. Принцип сочетания различных методов обучения в зависимости от задачи содержания. 7. Принцип создания необходимых условий для обучения. 8. Принцип индивидуальности обучения. 9. Принцип сочетания различных форм и методов обучения. Подбор форм, методов, средств обучения осуществляется в зависимости от возрастных особенностей детей. Название раздела, темы Форма занятий Методы и приемы обучения Вводное занятие Презентация Словесный; Наглядный Птицы – «Дела Крылатые» Учебные занятия Словесный; Наглядный Репродуктивный Продуктивный; Творческий. Кукла в смешанной технике. Учебные занятия «Что за прелесть эти сказки!» Заключительн ое занятие Словесный; Наглядный Репродуктивный Продуктивный; Творческий. Конкурсноигровая Интерактивный Игровой Методическое обеспечение Материально- Формы подве техническое дения итогов обеспечение Мультимедий Презентация ные учебные программы пособия; Мультимедий Инструменты Выставка; ные учебные для раскроя пособия; Инструменты «Звездный Раздаточный для шитья, проект» и для набивки дидактически деталей и й материал, установки методическая креплений литература, игрушки, специальная для литература тонирования изделия Мультимедий Инструменты Выставка; ные учебные для раскроя пособия; Инструменты Презентация Раздаточный для шитья, проекта и для набивки дидактически деталей и й материал, установки методическая креплений литература, игрушки, специальная для литература тонирования изделия Презентация работы 21 программа Зачетная работа; Материально-техническое обеспечение программы Занятия проводятся в светлой проветриваемой аудитории. Количество посадочных мест – 12. У каждого учащегося имеется своё рабочее место, удобная мебель. В кабинете имеются шкафы для хранения папок с накопительными материалами, необходимая литература, выкройки, методические пособия, инструменты, которые необходимы учащимся при изготовлении игрушек. Для реализации программы «Тедди мир» используется большое количество наглядных материалов, стеллажи с образцами изделий. Для выполнения практических работ в наличии: Инструменты для раскроя (линейки, лекала, булавки, портновский мел, карандаши, ножницы портновские); Инструменты для шитья (иглы ручные и машинные, швейные нитки, вощеные нитки, сантиметровые ленты, наперстки); Инструменты для набивки деталей и установки креплений игрушки (зажимы, пинцеты малые, пинцеты большие, круглогубцы, шплинтовёрт малый, шплинтовёрт большой, шило конусное); Тонирование изделия (кисти натуральной щетиной, кисти с синтетической щетиной, краски акварельные, краски акриловые, краски масляные, лаки матовые, лаки глянцевые, пастель) Раздаточный и дидактический материал, методическая литература, специальная литература. Дидактический материал: Образцы изделий; Раздаточный материал (лекала, технологические карты); Наглядные пособия. 22 Список литературы для педагога 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкие игрушки своими руками. – М.: творческий центр «Сфера», 2004. 2. Баженов В.В. Материалы для швейных изделий. – М., 1996 3. Ефимова А. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. – М.: Просвещение, 1998. 4. Егорова Р., Монастырская В. Учись шить. – М.: Просвещение, 1998. 5. Конович Т. Мягкая игрушка. – М.: Рипол классик; СПб.: Валерии СПД, 2002. 6. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М., 1998. 7. Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (Сост. О. С. Молотобарова) 8. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. – М.: Просвещение,1983 Тведохлеб Е.А. Мягкие игрушки. – ЗАО «Росмэн – Пресс», 2007. 9. Делаем куклы/ Пер.с.ил. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2006. 10. Сарафанова Н.А. Подарки к праздникам. – М.: Мир Книги,2004. 11. Светлакова И.Ю. Рукоделие для девочек. – М.: РИПОЛ Классик, 2011. 12. Севостьянова Н.Н. Главная книга по рукоделиям. – М.: АСТ Издательство,2010. 13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. - 256 с. 14. Сью Лок Чудеса своими руками. – М.: Издательский дом «Ниола» 21-й век, 2004. 15. Финнангер Т. Куклы. – М.: Арт-Родник, 2012. 16. Финнангер Т. Шьем игрушки-тильды. 25 уникальных идей: кролики, гуси, курочки, ягнята и другие игрушки. – М.: Арт-Родник, 2012. 17. Интернет ресурс: Https://www.pinterest.com › pin –игрушки из фетра выкройки 18. Интернет ресурс: sdelajrukami.ru › myagkie-igrushki-svoimi-rukamiсшьём игрушки своими руками 19. Интернет ресурс: https://burdastyle.ru – мастер классы по изготовлению мягких игрушек 20. Интернет ресурс: www.palata-npr.ru › nhp › russkaya-narodnaya-kuklaтряпичная кукла 23 Список литературы для учащихся и родителей 1. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. – М.: Просвещение, 1979. 2. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка. – М.: Издательский дом МСП, 2005. 3. Конович Т. Мягкая игрушка. – М.: Рипол классик; СПб.: Валерии СПД, 2002. 4. ПелеуховаВ.И., Ширишкова Е.Н. Мягкая игрушка. – М.: издатель И.В. Балабанов, 1998 г 5. Тведохлеб Е.А. Мягкие игрушки. – ЗАО «Росмэн – Пресс», 2007. 6. Тведохлеб Е.А. Мягкая игрушка своими руками. – Харьков: Книжный клуб «Клуб досуга», 2005. 7. Скляренко О.А. Шьем Тедди-малышей и их друзей. – СПб.:Питер, 2013. 8. Скляренко О. А. Мягкая игрушка своими руками. – Харьков: Mikko, 2009. 9. Чурзина Н.О. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. –М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. 24 3. Приложения Приложение 1 Тезаурус: Тема: «Материаловедение» 1. Атлас – натуральный или искусственный шелк с гладкой блестящей поверхностью. 2. Бархат – ткань, которую носят с XVIII века, с тех пор, как ее начали производить в Италии. Это ткань с коротким пушистым ворсом. 3. Батист –мягкая, тонкая х/б ткань, имеющая тонкое переплетение нитей. Из батиста шьют детское белье, носовые платки. 4. Вельвет – ворсистая ткань в тонкий или широкий рубчик. Бывает одноцветным и набивным. 5. Велюр – общее название материалов, поверхность которых ворсистая. 6. Драп – мягкая, толстая, сильно увалянная шерстяная ткань с двусторонним ворсом. Подходят для пошива пальто. 7. Парча – тяжелая шелковая ткань, затканная пышным узором из золотых и серебряных нитей. 8. Плюш – ткань типа бархата, но с более длинным ворсом. Искусственный мех – это тоже плюш. 9. Ситец – тонкая хлопчатобумажная ткань. 10. Трикотажное полотно – не тканая, а вязаная ткань. Ее изготавливают на специальных трикотажных машинах. Трикотаж может быть шерстяным, Х/Б и синтетическим. Трикотаж не имеет ни долевой, ни поперечной нити и растягивается во все стороны. Срезы ткани не осыпаются. 11. Шотландка – яркая ткань в клеточку из пряжи любого вида. Свое название она получила от шотландской национальной одежды, которую шили из такой ткани. 12. Пастельные тона – неяркие, мягкие тона. 13. Насыщенные тона – интенсивные, яркие тона. 14. Искусственный мех – толстая теплая ткань, имитирующая мех животных. 15. Жаккард – ткань, имеющая гладкую, не ворсовую фактуру, которая носит имя своего изобретателя – французского мастера XIX века. Изготавливается жаккард из хлопчатобумажной или синтетической пряжи. Пряжа может быть многоцветной, тогда жаккард будет похож на гобелен, или однотонной. Тема: «Раскрой изделия» 1. Срез – край выкроенной детали. 2. Вытачка – зашитая складка на ткани, которая служит для создания объема. 3. Долевая нить – направление, в котором ткань тянется меньше всего. 25 Стачать – соединить детали швом. Заутюжить – прогладить шов утюгом. Приметать, сметать – временно соединить детали швом вперед иголку. Сосборить – выполнить по указанной выкройке сборку. Лекало – выкройка будущего изделия из бумаги. Отделка - украшение модели эффектными деталями: оборкой, тесьмой, бисером, отделочными швами. 10. Выкройка – шаблон для раскроя ткани, кожи и др. 11. Припуск – запас ткани; отступ 0,5-2см после контура выкройки. 12. Рюша – сборчатая обшивка из легкой ткани. 13. Дизайнерский – специально созданная дизайнером вещь, изделие в единственном экземпляре. 14. Волан – пристроченная полоска ткани различной ширины и с разной степенью сборок. Чаще всего им отделывают воротники, манжеты, юбки. Настрачивают на любые участки деталей, выполняют со сборками и без них. 15. Накладные карманы – карманы, которые настрачиваются поверх ткани, не убираются в швы. Тема: «Одежда» 1. Накидка верхняя одежда, часто без рукавов. 2. Бриджи – брюки особого покроя, плотно обхватывающие икры ног до колен. Первоначально у англичан служили для верховой езды и заправлялись в высокие сапоги. 3. Плавки-шортики – купальные трусики в виде очень коротких шортов. 4. Топ – короткая майка. 5. Капри – брючки длинной ¾. 6. Пуловер – трикотажное плечевое изделия без застежек и воротника, с вырезом горловины углом. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тема: «Лоскутное шитье» 1. Аппликация (лат. applicato) –прикладывание. 2. Ветошь – ветхие, выношенные куски ткани. 3. Декатировка – предварительная усадка ткани перед использованием. 4. Цветоведение – наука о цвете- понятие об основных закономерностях расположения цветов в спекторе. 5. Цветовой спектр - расположение по кругу контрастных цветов. 6. Композиция (лат. Compositio ) – составление, связь, соединение. 26 Словарь швейных терминов (для педагога) •Горловина — вырез для шеи спереди от плечевого среза до середины переда. •Окат — верхняя часть рукава. •Вытачка - зашитая часть ткани в изделии для создания выпуклой формы. •Борт - припуск ткани к середине переда для захода и оформления застежки и лацкана. •Подборт- деталь переда или полочки для обработки краев борта. •Лацкан отогнутая часть борта. •Отлет воротника - часть воротника, располагающаяся от верхней линии стойки. •Точка уступа - начало втачивания воротника в горловину. •Слонка - соединение правой или левой половинок брюк, трусов по линии сидения. •Гульфик - детали передних половинок брюк для обработки потайной застежки. •Шлевка - деталь для продевания и удержания пояса, ремня в определенном положении. •Кулиска - деталь (полоска ткани), втачиваемая с изнанки или на лицевую сторону изделия для вдергивания резинки или пояса. •Паты отделочные накладные детали на карманах. •Жабо - отделочная деталь в виде свободно падающих фалд или складок. •Кокидбе- отделочная деталь в виде воланов или оборок, закрепляется по вертикальной линии. •Кокетка - верхняя отрезная часть переда, полочек спинки, юбки, брюк. 27 Приложение 2 Мониторинговая программа 1. «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы» Показатели Критерии Параметры Методы изучения инструментарий Высокий: Средний: Низкий: - в начале года - по итогам 1 четверти - по окончанию обучения программы 1.Зарисовка эскиза игрушки 2.Изготовление выкроек-лекал из кальки 3.Умение выбрать ткань для данной игрушки Теория Практика Наблюдение Теория Практика Наблюдение, Практическая работа Устный контроль 5.Рациональное расположение лекал на ткани 6.Знания технологии раскроя ткани Теория Практика Теория Практика Наблюдение, Практическая работа Устный контроль 8.Знания последовательности изготовления игрушки 9.Аккуратность выполнения работы 11.Навыки в изготовлении деталей для оформления мордочки, лица 12.Творческий подход в оформлении игрушки Теория Практика Устный контроль, Теория Практика Периодичность по итогам четверти 1 Опросные листы по итогам 1 четверти; по итогам обучения Алгоритм анализа процесса деятельности по итогам 1 четверти; - по итогам обучения Опросные листы по итогам четверти; 1 - по итогам обучения Теория Практика Наблюдение Теория Практика Наблюдение, Практическая работа Алгоритм анализа процесса деятельности по итогам 1 четверти; - по итогам обучения Теория Практика Устный контроль, Опросные листы по итогам 1 четверти; - по итогам обучения Теория: Технология изготовления и художественное оформление объемной игрушки. Разновидность используемых материалов для изготовления объемных игрушек. Разновидности ткани и меха. Их сочетание по цвету и фактуре. Особенности кроя и пошива. Размещение набивочных отверстий. 28 Моделирование лекал. Изготовление лекал. Хранение лекал. Увеличение и уменьшение выкройки. Особенности оформление мордочки, утяжка. Овладение приёмами работы с лентами, тесьмой, бисером. Уход за мягкими игрушками. Практика: Изготовление объёмных игрушек из меха и ткани. Оценочный лист определения уровня сформированности ЗУН учащихся по установленным показателям образовательной программы: «Тедди мир» Год обучения ___; ___группа 20 учебный год Уровень обученности (средний показатель) Знание основ и владение технологией изготовления мягкой игрушки. Итоговый Знание основ материаловедения. Авторский подход в создании изделия. Уровень обученности (средний показатель) Уровень обученности(средний показатель) Знание основ и владение тех-ейизгот-ния изделия из ткани. Знание и владение изготовлениея деталей для оформления головы, мордочки игрушки. Этапы диагностики Промежуточный Входной Знание основ и владение построения лекал. Владение техн-ей раскроя изделия . Фамилия, имя обучающихся Знание основ матер-ния. Владение навыками выполнения ручных швов. №п/п -20 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 %-ое содержание обучающихся по уровням обученности Н-низкий С-средний В - высокий Промежуточный Итоговый Уровень сформированности ЗУН Высокий Средний Низкий Количество обучающихся % от общего числа обучающихся Оценка осуществляется по трем уровням (высокий, средний, низкий). Низкий уровень Теория: Владеет менее чем ½ объема теоретических знаний, предусмотренных программой; избегает употреблять специальные термины; осознает 29 взаимосвязи только некоторых понятий; слабое понимание правил деятельности; путает последовательность действий. Практика: Овладел менее чем ½ умений и навыков, предусмотренных программой; учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; учащийся способен выполнить лишь простейшие практические действия. Средний уровень Теория: Объем освоенных теоретических знаний составляет более ½; учащийся сочетает специальную терминологию и бытовую; с помощью педагога может определить приоритеты, выстроить взаимозависимости; может объяснить основные правила деятельности, с помощью педагога обосновать последовательность действий. Практика: Объем освоенных умений и навыков составляет более ½; работает с оборудованием с помощью педагога; учащийся выполняет задание на основе образца. Высокий уровень Теория: Освоен практически весь объем теоретических знаний, предусмотренных программой; специальные термины употребляет осознанно и в их полном соответствии с содержанием; учащийся может установить причинноследственные связи между понятиями; умеет объяснить правила деятельности и обосновать последовательность действий. Практика: Освоены практически все умения и навыки, предусмотренные программой; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений; выполняет практические задания с элементами творчества. 30 2. Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения ДООП «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм» № Параметры Критерии п/п 1. Организационно-волевые качества 1.1 Терпение Способность переносить нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности 1.2 Воля Способность активно побуждать себя к практическим действиям 1.3 Самоконтроль Умение контролировать свои поступки 2. Ориентационные качества 2.1 Самооценка Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям 2.2 Интерес к занятиям Осознанное участие учащихся в освоении программы 3. Поведенческие качества 3.1 Конфликтность Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации Уровни Методы Высокий: терпения хватает на все занятие; Средний: терпения хватает больше, чем на ½ занятия; Низкий: терпения хватает меньше, чем на ½ занятия Высокий: волевые усилия побуждаются самим учащимся; Средний: волевые усилия побуждаются периодически; Низкий: волевые усилия побуждаются с помощью педагога Высокий: учащийся контролирует себя сам; Средний: учащийся периодически контролирует себя сам; Низкий: учащийся постоянно находится под воздействием контроля извне Наблюдение Завышенная; Нормальная; Заниженная; Анкетирование Высокий: интерес постоянно поддерживается самостоятельно; Средний: интерес периодически поддерживается самим учащимся; Низкий: интерес к занятиям продиктован извне Тестирование Высокий: пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты; Наблюдение Беседа Наблюдение Наблюдение 31 3.2 Тип сотрудничества Умение воспринимать общие дела, как свои собственные Средний: сам в конфликтах не участвует; старается их избежать; Низкий: периодически провоцирует конфликты сам Высокий: инициативен в общих делах; Средний: участвует при побуждении извне; Низкий: избегает участия в общих делах Наблюдение 3. Творческие достижения учащихся д/о Учебный год 2024-2025 Ф.И. уч-ся Уровень ЦДО Муниципальный уровень Областной уровень Российский уровень Международный уровень Особые достижения 32 Приложение 3 Контрольно-измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Образцы контрольно-измерительного материала Анкетирование (Входной контроль) 1.Тест « Техника безопасности» 1)Каким режущим инструментом вы будите пользоваться при работе с тканью? а) ножом; б) ножницами; в) стеками; 2) Как должны быть расположены ножницы на столе при работе? а) справа, кольцами к себе; б) слева, кольцами от себя; в) на полу; 3) передавать ножницы следует: а) остриём вперёд; б) кольцами вперёд с сомкнутыми концами; 4) В каком положении должны находиться ножницы до работы? а) справа от себя с сомкнутыми лезвиями; б) кольцами к себе; в) с раскрытыми лезвиями; 5) Где должны храниться иглы? а) в игольнице; б) в одежде; в) на парте; 6) Как следует поступить со сломанной иглой? а) выбросить в мусорную корзину; б) отдать руководителю; в) вколоть в игольницу; 7) Что нужно сделать до начала и после работы с иглой? а) до и после работы проверь количество игл; б) не загромождай рабочее место лишними вещами; 33 2. «Название ручных швов» Задание: определить вид шва и поставить соответствующую цифру в окошке. 1) Через край. 2) Петельный. 3) Иголка назад. 4) Вперёд иголку. 5) Потайной. 34 3. Подобрать пару.Соедини стрелками. Завершающий этап изготовления игрушки, Шаблон придающий ей выразительность и индивидуальность. Раскрой Мелкие предметы, изделия. применяемые для отделки Набивка Вырезание деталей игрушки. Фурнитура Точная копия детали игрушки, необходима при раскрое. Оформление Заполнение сшитых деталей игрушки набивным материалом. 4.Тест « Этапы изготовления мягкой игрушки» Задание: расположить номера в соответствии с последовательностью изготовления мягкой игрушки: 1) Сшивание деталей; 2) Оформление; 3) Подбор материала; 4) Раскрой; 5) Набивка; 6) Сборка изделия; 5. Контрольные вопросы. 1.В какой стране была создана первая мягкая игрушка? а) Россия; б) Германия; в) Англия; 2. Как назывался первый медвежонок? а) медвежонок Тедди; б) медвежонок; в) медвежонок Винни-Пух; 3. Что такое цветоведение? а) наука о цветах; б) наука о сочетании цветовых оттенков; в) краски; 4. Передавать ножницы следует: а) остриём вперёд; б) кольцами вперёд с сомкнутыми концами; в) с раскрытыми лезвиями; 5. Как следует поступить со сломанной иглой? а) выбросить в мусорную корзину; б) отдать руководителю; в) вколоть в игольницу; 35 Приложение 4 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Тедди мир" _художественной_ направленности 1 год обучения 2024 – 2025 учебный год / 1 группа/ 1 модуль 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски., ул. Советская ,35а., 1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 12 2. Продолжительность учебного года 2.1. Начало учебного года – 10.09.2024 2.2. Окончание учебного года: –31.05.2025 2.3. Количество учебных недель: 36 недель 3. Режим занятий 3.1. 2_ раза в неделю Вторник Пятница, по 2часа –4часа в неделю * расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам. 4. Продолжительность каникул 4.1. осенние каникулы с 26.10.24г. по 03.11.2024г. 4.2.зимние каникулы с 31.12.24г. по 08.01.2025г. 4.3.весенние каникулы с 22.03.25г. по 30.03.2025г. 5. Праздничные дни: - 4 ноября – День народного единства; - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; - 7 января - Рождество Христово; - 23 февраля - День защитника Отечества; - 8 марта - Международный женский день; - 1 мая - Праздник Весны и Труда; - 9 мая - День Победы; - 12 июня – День России. 6. Календарный план проводимых мероприятий для обучающихся № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Название мероприятия «Колпачок и воротничок » «Пойми меня.» «Барабан» елочная игрушка. «Зимняя, новогодняя» «Подставка для игрушки» «Картонаж» форма проведения МК Игровая программа МК Викторина МК, варианты МК дата проведения Октябрь Октябрь Декабрь Декабрь Март Март !- количество мероприятий зависит от количества учебного времени отведенного на раздел «Организация каникулярного времени» *- даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по объективным причинам. Программа воспитания в детском объединении «Тедди мир» является Приложением к ДООП и размещена в учебно-методическом комплексе к программе. 36 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной программы "Тедди мир" _художественной_ направленности 3 год обучения 2024 – 2025 учебный год / 1 группа/ 3 модуль 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски., ул. Советская ,35а., 1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 12 2. Продолжительность учебного года 2.1. Начало учебного года – 10.09.2024 2.2. Окончание учебного года: –31.05.2025 2.3. Количество учебных недель: 36 недель 3. Режим занятий 3.1. _2_ раза в неделю Вторник Пятница, по 3часа –6часа в неделю * расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам. 4. Продолжительность каникул 4.1. осенние каникулы с 26.10.24г. по 03.11.2024г. 4.2.зимние каникулы с 31.12.24г. по 08.01.2025г. 4.3.весенние каникулы с 22.03.25г. по 30.03.2025г. 5. Праздничные дни: - 4 ноября – День народного единства; - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января – Новогодние каникулы; - 7 января – Рождество Христово; - 23 февраля – День защитника Отечества; - 8 марта – Международный женский день; - 1 мая – Праздник Весны и Труда; - 9 мая – День Победы; - 12 июня – День России. 6. Календарный план проводимых мероприятий для обучающихся № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Название мероприятия «Русский костюм» «Крылья для феи» «Юбка –пачка » «Шляпка-цветок» «Парик» «Головной убор» форма проведения История костюма МК МК МК МК История костюма дата проведения Октябрь Октябрь Декабрь Декабрь Март Март !- количество мероприятий зависит от количества учебного времени отведенного на раздел «Организация каникулярного времени» *- даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по объективным причинам. Программа воспитания в детском объединении «Тедди мир» является Приложением к ДООП и размещена в учебно-методическом комплексе к программе.