Положение ДООП 2024

Положение о дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
муниципальной бюджетной образовательной организации
дополнительного образования Центра дополнительного образования

1.
Общие положения
1.1.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа - это нормативный документ, определяющий приоритетные
ценности и цели, концептуальные основы, направления и содержание
деятельности детского объединения, организационные и методические
особенности образовательного процесса, а также его условия и результаты.
1.2.
Разработка
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы осуществляется исходя из нормативных
документов

Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018
- 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26
декабря 2017 г. № 1642);

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629
« Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Концепция развития дополнительного образования детей до
2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р);

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №
09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об
утверждении правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04
"О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,
дополнительных
общеразвивающих
программ
с
использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с
"Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий").

Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
по вопросам воспитания обучающихся".

Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об
использовании государственных символов Российской Федерации".
 Профессиональный
стандарт
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 22

сентября 2021 г. N 652н);
 Локальные акты ОО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила
внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.

Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от
03.04.2019 N 212-р "О внедрении системы персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей на территории
Кемеровской области".

Приказ Министерства образования Кузбасса от 13.01.2023 N 102
(ред. от 11.09.2023) "Об утверждении Правил персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области
- Кузбассе".

Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022г. АБ-3924/06 о
направлении методических рекомендаций «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»;
рассматривается в МБОО ДО ЦДО - как специальный вид
профессионально-исследовательской
деятельности
педагога
по
самостоятельному конструированию модели образования (педагогической
системы), что предопределяет авторство программы с разной степенью
новизны.
1.3. Данное положение включает констатацию базовых положений и
комплекс требований к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе.
1.4. Право разработки дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы и связанная с ним процедура утверждения
полностью относятся к компетенции МБОО ДО ЦДО.
2.
Цели и задачи
Положение
«О
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе», разрабатываемой и реализуемой в МБОО ДО
ЦДО» разработано с целью
стандартизации программно-методического
обеспечения образовательной деятельности в МБОО ДО ЦДО решает ряд
следующих задач:
1. Оказать практическую помощь педагогам дополнительного образования
в организации своей деятельности по достижении результата.
2. Обновить содержание образовательных технологий в практике Центра.
3. Повысить профессиональное мастерство педагогов, распространить
передовой педагогический опыт работы.
4. Создать инструмент для достижения цели образовательной деятельности в
дополнительном образовании.
3. Общие требования к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
3.1.
В программах, разрабатываемых в МБОО ДО ЦДО, должны
соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет

общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребёнка, свободного развития
личности.
3.2. Цели программы должны быть направлены на:

формирование
и
развитие
творческих
способностей
обучающихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

обеспечение
духовно-нравственного,
гражданскопатриотического,
военно-патриотического,
трудового
воспитания
обучающихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а
также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию обучающихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, профессионального самоопределения и творческого труда
обучающихся;

социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры обучающихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых
за
пределами
федеральных
государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
3.3.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа должна обладать следующими качествами:
•
актуальность (ориентированность на решение наиболее значимых
проблем дополнительного образования);
•
прогностичность (отражение требований не сегодняшнего дня, а
завтрашнего; способность соответствовать изменяющимся социальноэкономическим условиям и требованиям реализации программы);
• рационалистичность (определение целей, способов их достижения и
имеющихся ресурсов для получения максимально полезных результатов);
• реалистичность (расчёт в деньгах, кадрах, во времени);
• контролируемость (определение соответствия желаемого и
возможного, т.е. соответствие целей и средств их достижения);
• чувствительность к возможным сбоям (возможности своевременного
обнаружения отклонения реального положения дел от предусмотренных
программой);
• целостность (согласованность необходимых для достижения целей
действий);
•
сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, финансовым,
материально-техническим, научно-методическим).
3.4. Дополнительная общеобразовательная программа должна
опираться на следующие принципы:

• принцип дидактики;
• принцип научности;
• принцип учёта психологических и возрастных особенностей;
• принцип доступности;
• принцип наглядности;
• принцип связи теории с практикой;
• принцип индивидуализации;
• принцип результативности;
• принцип актуальности программы;
• принцип межпредметности;
• принцип внутрипредметных связей.
3.5.Содержание программы должно:
 базироваться на достижениях общемировой культуры и российских
культурных традициях, отвечать задачам становления гражданского
общества и правового государства, культурно-национальным особенностям
региона;
 учитывать уровень развития детей;
 включать концептуальные основания образовательного процесса,
планирование с изложением последовательности и тематики материала,
методов оценки результатов по программе;
 раскрывать особенности организации, а также материальнотехническое информационное и методическое обеспечение воспитательнообразовательного процесса.
4. Требования к структуре, содержанию и оформлению
дополнительной общеобразовательной обще развивающей программы
4.1. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа
должна включать следующие структурные элементы:
Титульный лист
1. Комплекс основных характеристик программы
1.2. Пояснительную записку.
1.3. Учебно-тематический план.
1.4. Содержание изучаемого курса.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.
Методическое
обеспечение
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
2.2.Материально-техническое
обеспечение
общеобразовательной
программы.
2.3.Список литературы для учащихся.
2.4.Список литературы для учащихся и родителей.
3. Приложения.
3.1.Тезаурус
3.2.Мониторинговая программа
3.3.Контрольно-измерительные
материалы
к
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе

3.4.
Календарный
учебный
график
к
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе.
4.1.1. Титульный лист включает:

наименование образовательного учреждения;

где,
когда
и
кем
утверждена
дополнительная
общеобразовательная программа;

название дополнительной общеобразовательной программы;

направленность
(техническая,
социально-гуманитарная,
художественная, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, туристскокраеведческая);

уровень программы (ознакомительный (стартовый), базовый,
углубленный (продвинутый))

возраст детей, на которых рассчитана дополнительная
общеобразовательная программа;

срок
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы;

Разработчик:
Ф.И.О.,
должность
автора
(авторов)
дополнительной общеобразовательной программы;

название города, населённого пункта;

год
разработки
дополнительной
общеобразовательной
программы.
4.1.2. В пояснительной записке раскрываются цели образовательной
деятельности,
обосновываются
принципы
отбора
содержания
и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы
с обучающимися и условия реализации программы.
Пояснительная записка раскрывает:
1 раздел «Комплекс основных характеристик программы»
 характеристику, направленность и особенности дополнительной
общеобразовательной программы
 новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
 цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
(образовательные, воспитательные, развивающие);
 отличительные
особенности
данной
дополнительной
общеобразовательной программы;
 уровень программы;
 возраст детей, на который рассчитана программа (особенности и
принципы набора и формирования групп);
 количество обучающихся в 1 группе (охват особых категорий детей:
детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дети – сироты,
опекаемые, дети с ОВЗ и т.д.);
 условия реализации программы;
 срок реализации дополнительной общеобразовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы, сведения о выдачи

свидетельства об окончании обучения по программе (для программ базового
и продвинутого (углубленного) уровня);
 формы и режим занятий;
 планируемые результаты и систему их оценивания;
 формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования,
учебно-исследовательские конференции и т.д.).
4.1.3.Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы включает:
 наименование разделов, тем;
 количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и
практические виды занятий, формы контроля;
4.1.4.
Содержание
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы раскрывается через краткое описание тем
(теория и практика).
2 раздел «Комплекс организационно-педагогических условий»
4.1.5.Методическое
обеспечение
дополнительной
общеобразовательной программы включает в себя:
 описание форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу
(игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
 приёмов
и методов
организации учебно-воспитательного
процесса;
 методические и дидактические материалы,
 материально-техническое обеспечение;
 формы подведения итогов по каждой теме (выставка, экзамен,
презентация и т.п.).
4.1.6. Список литературы:
 список литературы для детей и родителей (рекомендуемой по
программе);
 список литературы для педагога (используемой педагогом
литературы
для
разработки
программы
и
организации
образовательного процесса);
Приложения:
4.1.7. Приложения к дополнительной общеобразовательной программе:
1. тезаурус (перечень специальных ключевых понятий, используемых при
изучении материала программы);
2. мониторинговая программа
3. образцы контрольно-измерительных материалов (тематический,
промежуточный, итоговый контроль);
4. календарный учебный график на учебный год;
5. программа воспитания в детском объединении.
5.
Классификация
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
можно классифицировать последующим основаниям:
5.1. По степени новизны или авторского вклада:
• типовые программы;
• модифицированные программы;
•
адаптированные программы для детей с ОВЗ
• экспериментальные программы;
• авторские программы.
5.2. По уровню освоения программы могут быть:
• ознакомительные (стартовый уровень);
• базовые;
 углубленные (продвинутый уровень)
5.3. По форме организации программы различают:
• комплексные;
•
разноуровневые;
• интегрированные;
• модульные;
• сквозные.
6. Экспертиза дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
6.1.
Экспертиза
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы - это форма контроля по отношению ко всем
программам, разработанным и реализуемым в МБОО ДО ЦДО, и
предназначена для всестороннего исследования программы.
6.3.Функции экспертизы:
• помощь педагогу в более глубоком познании сути своей
деятельности, формулировки основного замысла своей программы;
• стимулирование профессионального роста и продуктивности
исследования;
• оценка на основе комплекса базовых и специальных критериев;
• распространение опыта и идей педагога и воздействия на
общественное признание его авторского замысла.
6.3.
Экспертную оценку дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы осуществляет Методический совет МБОО ДО
ЦДО, состав которого утверждается приказом директора в начале каждого
учебного года.
6.5. Процедура экспертизы дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы:
6.5.1.Написанную и оформленную программу педагог сдаёт в
Методический
кабинет.
Методистом
или
специалистом-членом
методического совета Центра проводится заочная экспертиза и составляется
экспертное заключение (внутренняя рецензия). Экспертная оценка
осуществляется исходя из требований настоящего Положения. Рецензия
печатается
и
подписывается
методистом,
либо
специалистом,
осуществлявшим процедуру экспертизы.

6.5.2. При наличии серьезных и обоснованных претензий со стороны
экспертов, представленный программный материал следует доработать и
повторно представить на экспертизу.
6.5.3. На основе положительного экспертного заключения (внутренняя
рецензия) - Методическим советом делается вывод о возможности или
невозможности использования данной программы на практике.
6.5.4. К программному документу может быть приложена рецензия
специалистов в области дополнительного образования (внешняя). Рецензия
печатается и подписывается специалистом, осуществлявшим процедуру
внешней экспертизы.
6.5.5.Решение об использования данной программы в образовательной
деятельности МБОО ДО ЦДО принимается на заседании Педагогического
совета открытым голосованием, большинством голосов. Ход
и
результаты
рассмотрения общеобразовательной общеразвивающей
программы протоколируются.
6.5.6. Программа утверждается
приказом директора на основании
протокола Педагогического совета МБОО ДО ЦДО.

Приложение 1
Матрица для разработки ДООП в МБОО ДО ЦДО
Уровень

Количес
тво
часов в
год
Ознакомитель 16ный
36часов
(Стартовый)

36 часов

72 часа

до
144часа

Базовый

144 (216)

Срок
обучен
ия

Возрастной
состав

1месяц
полуго
дие

7-18лет
Одновозраст
ной
Разновозрас
тной
Переменный
1-2 года 5-7 лет
Одновозраст
ной
1-2 года 5-7 лет
Одновозраст
ной
Разновозрас
тной
Переменный
1 год
7-18лет
Одновозраст
ной
Разновозрас
тной
Переменный

1-2-3
года

7-17 лет
Одновозраст
ной

Форма
Специфика
организации целеполагания
групповая

Цели уровня
предусматриваю
т:
формирование и
развитие
творческих
способностей
групповая
детей,
удовлетворение
их
индивидуальных
групповая
потребностей в
интеллектуальном
, нравственном и
физическом
совершенствовани
и, формирование
групповая
культуры
здорового и
безопасного
образа жизни,
укрепление
здоровья, а также
организация их
свободного
времени (Закон
№ 273-ФЗ; гл. 10,
ст. 75, п. 1);
мотивацию
личности к
познанию,
творчеству, труду,
искусству и
спорту
(Концепция
развития
дополнительного
образования
детей)
Групповая
Цели уровня
По группам
предусматриваю
Индивидуаль т: − обеспечение
ный
прав ребенка на
образователь развитие,
ный маршрут личностное
самоопределение
и самореализацию
(Концепция
развития

Прогнозируе
мая
результативн
ость
-Освоение
образовательн
ой
программы.

-Освоение
образовательн
ой
программы.
− Переход на
базовый
уровень не
менее 25%
обучающихся.

− Освоение
образовательн
ой
программы.
− Участие в
муниципальн
ых и
региональных
мероприятиях
не менее 50%

Углубленный 72-144
(продвинутый часов
)
72-144216 часов

1-2-3
года
1-2-3
года

9-11 лет
11-18 лет

дополнительного
образования
детей);
− обеспечение
адаптации к
жизни в обществе,
профессионально
й ориентации, а
также выявление
и поддержку
детей,
проявивших
выдающиеся
способности
(Закон № 273ФЗ; гл. 10, ст. 75,
п. 1)
− выявление и
развитие у
обучающихся
творческих
способностей и
интереса к
научной (научноисследовательско
й) деятельности
(Закон № 273ФЗ; гл. 11, ст. 77.
п. 3).
Групповая
Цели уровня
Индивидуаль предусматриваю
ный
т:
образователь − обеспечение
ный маршрут условий для
доступа каждого к
глобальным
знаниям и
технологиям
(Концепция
развития
дополнительного
образования
детей);
− повышение
конкурентоспособ
ности
выпускников
образовательных
организаций на
основе высокого
уровня
полученного
образования,
сформированных
личностных
качеств и

обучающихся.
− Включение
в число
победителей и
призеров
мероприятий
не менее 10%
- Переход на
продвинутый
уровень не
менее 25%
обучающихся

Освоение
образовательн
ой
программы.
− Участие в
муниципальн
ых,
региональных,
всероссийских
мероприятиях
не менее 80%
обучающихся.
− Включение
в число
победителей и
призеров
мероприятий,
не менее 50%
обучающихся

социально
значимых
компетенций
(Концепция
развития
дополнительного
образования
детей).

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер
изменения

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Номер и дата
распорядительного
документа о внесении
изменений

Приказ №3/1 от
10.09.2014 г.
Приказ №127 от
04.09.2017г.
Приказ №128/1 от
06.09.2018г
Приказ № 137
от 3.09.2019г
Приказ №113
от 31.08.2022
Приказ №125 от
30.08.2024г.

Дата
внесения
изменений

Уполномоченный по
качеству/лицо, вносящее
изменения
ФИО
Подпись

10.09.2014г. Вараксина О.А.
04.09.2017г. Вараксина О.А.
06.09.2018г. Вараксина О.А.
3.09.2019г

Вараксина О.А.

31.08.2022

Вараксина О.А.

30.08.2024г.

Вараксина О.А.

Лист ознакомления
с Положением о дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
Муниципальной бюджетной образовательной организации
дополнительного образования
Центра дополнительного образования
Утвержденным приказом №125 от 30.08.2024г.
Ф.И.О. педагогического работника

Дата

Роспись


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».