Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центра дополнительного образования 1. Общие положения 1.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа - это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, концептуальные основы, направления и содержание деятельности детского объединения, организационные и методические особенности образовательного процесса, а также его условия и результаты. 1.2. Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется исходя из нормативных документов Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р); Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с "Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий"). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации". Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 22 сентября 2021 г. N 652н); Локальные акты ОО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 N 212-р "О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кемеровской области". Приказ Министерства образования Кузбасса от 13.01.2023 N 102 (ред. от 11.09.2023) "Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области - Кузбассе". Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022г. АБ-3924/06 о направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»; рассматривается в МБОО ДО ЦДО - как специальный вид профессионально-исследовательской деятельности педагога по самостоятельному конструированию модели образования (педагогической системы), что предопределяет авторство программы с разной степенью новизны. 1.3. Данное положение включает констатацию базовых положений и комплекс требований к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 1.4. Право разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и связанная с ним процедура утверждения полностью относятся к компетенции МБОО ДО ЦДО. 2. Цели и задачи Положение «О дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе», разрабатываемой и реализуемой в МБОО ДО ЦДО» разработано с целью стандартизации программно-методического обеспечения образовательной деятельности в МБОО ДО ЦДО решает ряд следующих задач: 1. Оказать практическую помощь педагогам дополнительного образования в организации своей деятельности по достижении результата. 2. Обновить содержание образовательных технологий в практике Центра. 3. Повысить профессиональное мастерство педагогов, распространить передовой педагогический опыт работы. 4. Создать инструмент для достижения цели образовательной деятельности в дополнительном образовании. 3. Общие требования к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 3.1. В программах, разрабатываемых в МБОО ДО ЦДО, должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребёнка, свободного развития личности. 3.2. Цели программы должны быть направлены на: формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; обеспечение духовно-нравственного, гражданскопатриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 3.3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна обладать следующими качествами: • актуальность (ориентированность на решение наиболее значимых проблем дополнительного образования); • прогностичность (отражение требований не сегодняшнего дня, а завтрашнего; способность соответствовать изменяющимся социальноэкономическим условиям и требованиям реализации программы); • рационалистичность (определение целей, способов их достижения и имеющихся ресурсов для получения максимально полезных результатов); • реалистичность (расчёт в деньгах, кадрах, во времени); • контролируемость (определение соответствия желаемого и возможного, т.е. соответствие целей и средств их достижения); • чувствительность к возможным сбоям (возможности своевременного обнаружения отклонения реального положения дел от предусмотренных программой); • целостность (согласованность необходимых для достижения целей действий); • сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, финансовым, материально-техническим, научно-методическим). 3.4. Дополнительная общеобразовательная программа должна опираться на следующие принципы: • принцип дидактики; • принцип научности; • принцип учёта психологических и возрастных особенностей; • принцип доступности; • принцип наглядности; • принцип связи теории с практикой; • принцип индивидуализации; • принцип результативности; • принцип актуальности программы; • принцип межпредметности; • принцип внутрипредметных связей. 3.5.Содержание программы должно: базироваться на достижениях общемировой культуры и российских культурных традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям региона; учитывать уровень развития детей; включать концептуальные основания образовательного процесса, планирование с изложением последовательности и тематики материала, методов оценки результатов по программе; раскрывать особенности организации, а также материальнотехническое информационное и методическое обеспечение воспитательнообразовательного процесса. 4. Требования к структуре, содержанию и оформлению дополнительной общеобразовательной обще развивающей программы 4.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна включать следующие структурные элементы: Титульный лист 1. Комплекс основных характеристик программы 1.2. Пояснительную записку. 1.3. Учебно-тематический план. 1.4. Содержание изучаемого курса. 2.Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 2.2.Материально-техническое обеспечение общеобразовательной программы. 2.3.Список литературы для учащихся. 2.4.Список литературы для учащихся и родителей. 3. Приложения. 3.1.Тезаурус 3.2.Мониторинговая программа 3.3.Контрольно-измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 3.4. Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 4.1.1. Титульный лист включает: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа; название дополнительной общеобразовательной программы; направленность (техническая, социально-гуманитарная, художественная, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, туристскокраеведческая); уровень программы (ознакомительный (стартовый), базовый, углубленный (продвинутый)) возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа; срок реализации дополнительной общеобразовательной программы; Разработчик: Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной общеобразовательной программы; название города, населённого пункта; год разработки дополнительной общеобразовательной программы. 4.1.2. В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы с обучающимися и условия реализации программы. Пояснительная записка раскрывает: 1 раздел «Комплекс основных характеристик программы» характеристику, направленность и особенности дополнительной общеобразовательной программы новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы (образовательные, воспитательные, развивающие); отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы; уровень программы; возраст детей, на который рассчитана программа (особенности и принципы набора и формирования групп); количество обучающихся в 1 группе (охват особых категорий детей: детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дети – сироты, опекаемые, дети с ОВЗ и т.д.); условия реализации программы; срок реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы, сведения о выдачи свидетельства об окончании обучения по программе (для программ базового и продвинутого (углубленного) уровня); формы и режим занятий; планируемые результаты и систему их оценивания; формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.). 4.1.3.Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает: наименование разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий, формы контроля; 4.1.4. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика). 2 раздел «Комплекс организационно-педагогических условий» 4.1.5.Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы включает в себя: описание форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса; методические и дидактические материалы, материально-техническое обеспечение; формы подведения итогов по каждой теме (выставка, экзамен, презентация и т.п.). 4.1.6. Список литературы: список литературы для детей и родителей (рекомендуемой по программе); список литературы для педагога (используемой педагогом литературы для разработки программы и организации образовательного процесса); Приложения: 4.1.7. Приложения к дополнительной общеобразовательной программе: 1. тезаурус (перечень специальных ключевых понятий, используемых при изучении материала программы); 2. мониторинговая программа 3. образцы контрольно-измерительных материалов (тематический, промежуточный, итоговый контроль); 4. календарный учебный график на учебный год; 5. программа воспитания в детском объединении. 5. Классификация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы можно классифицировать последующим основаниям: 5.1. По степени новизны или авторского вклада: • типовые программы; • модифицированные программы; • адаптированные программы для детей с ОВЗ • экспериментальные программы; • авторские программы. 5.2. По уровню освоения программы могут быть: • ознакомительные (стартовый уровень); • базовые; углубленные (продвинутый уровень) 5.3. По форме организации программы различают: • комплексные; • разноуровневые; • интегрированные; • модульные; • сквозные. 6. Экспертиза дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 6.1. Экспертиза дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - это форма контроля по отношению ко всем программам, разработанным и реализуемым в МБОО ДО ЦДО, и предназначена для всестороннего исследования программы. 6.3.Функции экспертизы: • помощь педагогу в более глубоком познании сути своей деятельности, формулировки основного замысла своей программы; • стимулирование профессионального роста и продуктивности исследования; • оценка на основе комплекса базовых и специальных критериев; • распространение опыта и идей педагога и воздействия на общественное признание его авторского замысла. 6.3. Экспертную оценку дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляет Методический совет МБОО ДО ЦДО, состав которого утверждается приказом директора в начале каждого учебного года. 6.5. Процедура экспертизы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: 6.5.1.Написанную и оформленную программу педагог сдаёт в Методический кабинет. Методистом или специалистом-членом методического совета Центра проводится заочная экспертиза и составляется экспертное заключение (внутренняя рецензия). Экспертная оценка осуществляется исходя из требований настоящего Положения. Рецензия печатается и подписывается методистом, либо специалистом, осуществлявшим процедуру экспертизы. 6.5.2. При наличии серьезных и обоснованных претензий со стороны экспертов, представленный программный материал следует доработать и повторно представить на экспертизу. 6.5.3. На основе положительного экспертного заключения (внутренняя рецензия) - Методическим советом делается вывод о возможности или невозможности использования данной программы на практике. 6.5.4. К программному документу может быть приложена рецензия специалистов в области дополнительного образования (внешняя). Рецензия печатается и подписывается специалистом, осуществлявшим процедуру внешней экспертизы. 6.5.5.Решение об использования данной программы в образовательной деятельности МБОО ДО ЦДО принимается на заседании Педагогического совета открытым голосованием, большинством голосов. Ход и результаты рассмотрения общеобразовательной общеразвивающей программы протоколируются. 6.5.6. Программа утверждается приказом директора на основании протокола Педагогического совета МБОО ДО ЦДО. Приложение 1 Матрица для разработки ДООП в МБОО ДО ЦДО Уровень Количес тво часов в год Ознакомитель 16ный 36часов (Стартовый) 36 часов 72 часа до 144часа Базовый 144 (216) Срок обучен ия Возрастной состав 1месяц полуго дие 7-18лет Одновозраст ной Разновозрас тной Переменный 1-2 года 5-7 лет Одновозраст ной 1-2 года 5-7 лет Одновозраст ной Разновозрас тной Переменный 1 год 7-18лет Одновозраст ной Разновозрас тной Переменный 1-2-3 года 7-17 лет Одновозраст ной Форма Специфика организации целеполагания групповая Цели уровня предусматриваю т: формирование и развитие творческих способностей групповая детей, удовлетворение их индивидуальных групповая потребностей в интеллектуальном , нравственном и физическом совершенствовани и, формирование групповая культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация их свободного времени (Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1); мотивацию личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту (Концепция развития дополнительного образования детей) Групповая Цели уровня По группам предусматриваю Индивидуаль т: − обеспечение ный прав ребенка на образователь развитие, ный маршрут личностное самоопределение и самореализацию (Концепция развития Прогнозируе мая результативн ость -Освоение образовательн ой программы. -Освоение образовательн ой программы. − Переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся. − Освоение образовательн ой программы. − Участие в муниципальн ых и региональных мероприятиях не менее 50% Углубленный 72-144 (продвинутый часов ) 72-144216 часов 1-2-3 года 1-2-3 года 9-11 лет 11-18 лет дополнительного образования детей); − обеспечение адаптации к жизни в обществе, профессионально й ориентации, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности (Закон № 273ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1) − выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научноисследовательско й) деятельности (Закон № 273ФЗ; гл. 11, ст. 77. п. 3). Групповая Цели уровня Индивидуаль предусматриваю ный т: образователь − обеспечение ный маршрут условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям (Концепция развития дополнительного образования детей); − повышение конкурентоспособ ности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и обучающихся. − Включение в число победителей и призеров мероприятий не менее 10% - Переход на продвинутый уровень не менее 25% обучающихся Освоение образовательн ой программы. − Участие в муниципальн ых, региональных, всероссийских мероприятиях не менее 80% обучающихся. − Включение в число победителей и призеров мероприятий, не менее 50% обучающихся социально значимых компетенций (Концепция развития дополнительного образования детей). ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ Номер изменения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Номер и дата распорядительного документа о внесении изменений Приказ №3/1 от 10.09.2014 г. Приказ №127 от 04.09.2017г. Приказ №128/1 от 06.09.2018г Приказ № 137 от 3.09.2019г Приказ №113 от 31.08.2022 Приказ №125 от 30.08.2024г. Дата внесения изменений Уполномоченный по качеству/лицо, вносящее изменения ФИО Подпись 10.09.2014г. Вараксина О.А. 04.09.2017г. Вараксина О.А. 06.09.2018г. Вараксина О.А. 3.09.2019г Вараксина О.А. 31.08.2022 Вараксина О.А. 30.08.2024г. Вараксина О.А. Лист ознакомления с Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центра дополнительного образования Утвержденным приказом №125 от 30.08.2024г. Ф.И.О. педагогического работника Дата Роспись