Аннотация на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Юный модельер» разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центра дополнительного образования г. Мыски Рудакова Наталья Александровна Общая характеристика программы: - данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам художественной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических видов деятельности; - тип программы - модифицированная, разработана на основе программы "Швейная мастерская", Автор-составитель Ермакова И.В., педагог МБОО ДО ЦДО г. Мыски, 2020г. - уровень программы: базовый; - срок реализации программы- 3 года; - возраст обучающихся: 12 – 16 лет. Актуальность программы обусловлена необходимостью реализации социального запроса населения, получения знаний в области моделирования, конструирования, изготовления и художественного оформления швейных изделии, обучения обучающихся профессиям, связанным с миром одежды. Приобретение навыков собственной творческой деятельности и работы на современном швейном оборудовании позволяет детям развить свои творческие способности, демонстрировать результат своего труда, что повышает самооценку учащегося и оценку среди окружающих. Конструирование и моделирование одежды способствует развитию способности учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, умению ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, т. е. активному присвоению нового социального опыта. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучение направлено не только на профессиональное самоопределение старшеклассников, но и на обеспечение условий для личностного развития, формирование общей культуры, воспитание трудолюбия, развитие профессионально важных качеств личности .Для учащихся созданы условия для повышения социального статуса среди сверстников, укрепления личного достоинства, достижения успеха в творческой деятельности. Новизна программы: заключается в использовании современных образовательных технологий, в том числе дистанционных, активных и интерактивных методов и форм организации образовательного процесса, нетрадиционных форм: проектных, деловых и ролевых игр, мастер-классов. Цель программы: обучение швейному мастерству в области изготовления модной молодежной одежды и аксессуаров, содействие профессиональному самоопределению учащихся. Задачи программы: Обучающие: - научить учащихся правильной технологии моделирования, конструирования и изготовления швейных изделий; - научить учащихся правильно подбирать модель одежды, с учётом особенностей своей фигуры и направлений современной моды; - научить учащихся правильной и безопасной организации труда. - формировать у учащихся навыки работы над авторским изделием и коллективным проектом. Воспитательные: - воспитывать у учащихся умение правильно оценивать свою выполненную работу и работы других обучающихся; - формировать у учащихся умения планировать работу, рационально распределять время, анализировать результаты деятельности; - формировать у учащихся потребность в саморазвитии и способствовать самореализации их в творческой деятельности; - воспитать у учащихся уважительное отношение к трудовой деятельности; - создавать комфортный психологический климат в трудовой деятельности учащихся, обмен друг с другом и с преподавателем; вовлекать каждого в процесс организации коллективных дел. Развивающие: - развивать творческие способности у учащихся через продуктивное использование предлагаемых возможностей; - развивать способность к самостоятельной творческой деятельности, коммуникативные, рефлексивные умения и навыки учащихся; - развивать конструкторские навыки, творческие способности детей (воображение, художественно-образное мышление, фантазию, зрительное восприятие, чувство цвета и формы, композиционную культуру); - ориентировать учащихся на рост собственных достижений и дальнейшее профессиональное самоопределение. Отличительная особенность программы «Юный модельер» заключается в том, что на занятиях объединена теория и практика моделирования, конструирования, изготовления и оформления изделий в единый творческий процесс. Применение нестандартных решений способствует развитию творческой деятельности и выбору индивидуального стиля в одежде учащихся. Данная программа основана на последовательности заданий возрастающей сложности, поддержании интереса к выполняемой работе, укреплении приобретённых навыков. Предлагаемая идея программы отражает образовательную концепцию: теория – творчество – практика, отслеживает этапы творческого роста ( ученик – подмастерье – мастер ),подчёркивает тесную связь содержания образования, форм обучения и видов деятельности, а также конечного результата. В процессе реализации программы каждый учащийся может разработать и изготовить индивидуальную модель одежды , которая будет входить в общую коллекцию всего коллектива. Адресат программы Программа «Юный модельер» рассчитана на девочек и мальчиков среднего и старшего школьного возраста. В этом возрасте дети проявляют большой интерес к творчеству, у них достаточно развито воображение и выражено стремление к самостоятельности, создавая свои модели и участвуя в различных конкурсах, они нацелены на достижение положительных результатов. Объём и срок освоения программы Программа базового уровня, ориентирована на детей 12-16 лет. Срок реализации программы 3 года. Занятия в группах 1 года обучения проводятся 3 раза в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 3 часа (6 часов в неделю, 216 часов в год). Занятия в группах 2 и 3 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (6 часов в неделю, 216 часов в год). Количественный состав учащихся в учебных группах соотнесён: с количеством швейных машин с построением и раскладками лекал; с необходимостью тщательного контроля за соблюдением техники безопасности, правильностью выполнения операций и индивидуальной работой с каждым учащимся при разработке творческих моделей и создании коллекций. I год обучения – 10 - 12 чел. II год обучения – 10 -12 чел. III год обучения - 10 чел. Специфика обучения позволяет заниматься по данной программе детям, относящимся к различным категориям, в том числе оказавшимся в трудной жизненной ситуации (трудновоспитуемые, опекаемые), и детям с особыми образовательными потребностями (одаренным дети). Здесь созданы благоприятные условия для разных семей: многодетных, полных и неполных, малообеспеченных. Форма обучения: очная Особенности организации образовательного процесса В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией образовательный процесс осуществляется с применением дистанционных (электронных) технологий. При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации, мастер – классы, онлайн-конференции на платформах Zoom, Skype, Vk, WhatsApp, Сферум. Предоставляются ссылки на образовательные видеофильмы по темам программы, бесплатных интернет-рессурсов трансляций мастер-классов и др. Идут обсуждения в группах или при конференциях. Учащиеся самостоятельно готовят работы и высылают в группы социальных сетей. Идет активная связь с родителями. Особенностью обучения детей по годам является распределение теоретических и практических занятий возрастающей сложности для поддержания интереса к выполняемой работе, укрепления приобретённых навыков. Формы организации занятий Способы и формы работы с детьми, которые планируются – индивидуальные и групповые, практические и теоретические. Основной формой образовательного процесса является учебное занятие: по ознакомлению учащихся с новым материалом; по обобщению и систематизации изученного материала; по выработке и закреплению умений и навыков; проверки знаний и разбора проверочных работ; комбинированные учебные занятия; индивидуальные занятия. Гибкая система обучения и набор дисциплин позволяет использовать и другие формы работы с учащимися: беседы; самостоятельные и практические работы; деловая игра; презентация (вида деятельности, выставки, проекта). мастер-классы; тестирование и анкетирование; подиумные показы авторских работ и коллекций; встречи с профессионалами; сменные, тематические, персональные выставки; участие в конкурсах и праздниках, проводимых в Центре; участие в городских, областных, региональных, Всероссийских конкурсах; концертная деятельность; встречи - презентации; экскурсии в музеи, на день открытых дверей в учебные заведения, в отделы по продаже материалов. Методы обучения на занятиях используются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала: объяснительно-иллюстративный (демонстрация рисунков, эскизов, иллюстраций), словесный (рассказ, беседа, объяснение), творческий (рисование эскизов, наброски, упражнения), наглядный (технологические карты, образцы, демонстрации), проектно- исследовательский метод, метод коллективного творческого поиска. Планируемые результаты Предметные результаты: В результате освоения программы, учащиеся будут знать и применять на практике: приёмы безопасного обращения с иглами и ножницами, правила работы на швейной машинке, виды машинных швов, приёмы моделирования, конструирования и технологической обработки изделий и уметь выбирать для себя одежду с учётом особенностей своей фигуры и направлений современной моды, смогут создать свой собственный стиль. Научатся работать с педагогом дистанционно с применением современных электронных средств связи, интернет-ссылки и т. д. Метапредметные результаты: В результате освоения программы у учащихся будут сформированы: представление о культуре одежды и дальнейшему профессиональному самоопределению. Учащиеся приобретут опыт творческой деятельности по направлению «дизайн одежды», будут развивать такие качества личности как способность понимать окружающий мир и ориентироваться в нём; самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; принимать решения и оценивать свои возможности. Личностные результаты: Получат опыт деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самореализации и ориентации в профессиях, связанных с миром моды. У учащихся формируются такие качества личности , как трудолюбие, аккуратность, способность доводить дело до конца, умение слышать педагога и сверстников, работать самостоятельно и взаимодействовать в коллективе в процессе совместной деятельности индивидуально и в группе, которое можно применять и в повседневной жизни. Будут созданы условия поддержки мотивации к познанию и развитию творческих способностей учащихся, творческой деятельности, в результате чего они смогут создать творческий продукт – авторские и коллективные модели одежды, которые получат возможность участия в выставках, показах и конкурсах. Формы подведения итогов (аттестация) Виды аттестации: промежуточная и итоговая. Промежуточная аттестация (декабрь) осуществляется с помощью выполнения: самостоятельных работ; практических работ; выставок внутри Центра; персональных выставок; зачета. Итоговая аттестация (май) включает в себя: проектирование творческой модели; проектирование коллекции одежды с участием в конкурсах ; участие в областных, региональных, Всероссийских и Международных конкурсах.