экологи-исследователи Кузбасса

Аннотация
на дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу
«Экологи-исследователи Кузбасса»
разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной
образовательной организации
дополнительного образования
Центра дополнительного образования г. Мыски
Овсиенко Наталья Николаевна
Общая характеристика программы:
данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам
естественнонаучной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом содержании,
так и в использовании специфических видов деятельности;
-уровень программы: ознакомительный;
-тип программы – модифицированная, разработана на основе учебных изданий Л. И.
Соловьева «Книга о природе Кузбасса» 2008г. и «География Кемеровской области.
Природа» 2006г.
-вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: учебная группа;
-возраст обучающихся: 8-11 лет
-срок реализации программы- 1год;
Актуальность данной программы заключается в том, что изучение экологии
родного края в начальной школе является одним из основных источников обогащения
учащихся знаниями о Кузбассе. Программа способствует воспитанию патриотического
отношения к родному краю, в котором живем, на примерах мужества и героизма горожан.
Новизна программы. Программа «Экологи-исследователи Кузбасса» призвана
обогатить учащихся знаниями о природе, на основе конкретных фактов истории родного
края, города, традиций, обрядов, культурных особенностей народов.
Отличительная особенность программы состоит в ее практической значимости вовлечении учащихся в коллективную, творческую исследовательскую и проектную
деятельность,
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Программа
предусматривает
поэтапное
изучение
истории
родного
края,
достопримечательностей своего региона, природы своей малой родины, географического
положения и различных экологических аспектов. В ходе реализации программы
школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней.
Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она позволяет
удовлетворить потребности детей в познании и самостоятельном нахождении ответов на
различные вопросы, и способствует развитию исследовательского поведения детей.
Цель программы: обеспечение гражданско-патриотического воспитания через
изучение учащимися младшего школьного возраста родного края – Кемеровской области Кузбасса
Задачи программы:
Обучающие:

способствовать формированию у учащихся знаний о своем городе и
Кузбассе: символике, географическом положении;

формировать у учащихся представления об особенностях растений и
животных Кузбасса;

познакомить учащихся с профессиями: биолог, эколог, экскурсовод –
краевед.

организовать проектную деятельность учащихся по исследованию родного
края;

формировать у учащихся первоначальный опыт работы по изучению

растений, животных, экологии.
Воспитательные:

способствовать у учащихся формированию чувства гордости за родной край;

воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Развивающие:
- развивать у учащихся умение проектировать свою деятельность (учебную,
исследовательскую);
- развивать у учащихся творческие и коммуникативные способности;
- способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности,
стремления к опытнической деятельности;
- совершенствовать интеллект детей;
- способствовать развитию у учащихся умения ориентироваться в информационном
пространстве;
- формировать у учащихся умение публичных выступлений через участие в
конкурсах различного уровня.
Программа «Экологи-исследователи Кузбасса» ознакомительного уровня,
адресована учащимся 8-11 лет. Набор в учебные группы свободный и проводится на
основании интереса к данной области деятельности, по заявлению родителей.
Формы и режим занятий.
Срок реализации образовательной программы - 1 год.
Периодичность и продолжительность проведения занятий - 2 раза в неделю по 2
часа.
Объем: 1 год обучения -144 часа
Форма обучения:
1.
Очная
Особенности организации образовательного процесса
В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией
образовательный процесс осуществляется с применением дистанционных (электронных)
технологий.
При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации, мастер –
классы, онлайн-конференции на платформах Zoom, Skype, Vk, WhatsApp, на
образовательной платформе Сферум. Предоставляются ссылки на образовательные
видеофильмы по темам программы, бесплатных интернет-рессурсов трансляций мастерклассов и др. Идут обсуждения в группах или при конференциях. Учащиеся
самостоятельно готовят работы и высылают в группы социальных сетей. Идет активная
связь с родителями.
Формы организации образовательной деятельности
Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие.
Занятия проводятся как в группах по 10-12 человек, так и индивидуально, и подгруппами.
Целью индивидуальных занятий является работа над проектами и исследовательскими
работами, подготовка к НПК, городским, областным конкурсам эколого-биологической
направленности.
В программе отдаётся предпочтение таким формам, методам и методическим
приемам обучения, которые:
• стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде
(конференции, семинары, беседы, диспуты, викторины);
• способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные
последствия природообразующей деятельности человека; методы, обеспечивающие
формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление
причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения,
опыт, лабораторные и практические работы, экскурсии;
• обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного

мышления обучающихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных
явлений;
• вовлекают обучающихся в практическую деятельность по решению проблем
окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической
направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия,
пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, лекции и пр.).
Используемые группы методов обучения, наиболее полно решают задачи
развивающего обучения:
• Объяснительно-иллюстративные
• Репродуктивные
• Методы проектного обучения
• Методы проблемного обучения: проблемное изложение
• Частично-поисковые, эвристические, исследовательские.
• Практические: самостоятельная трудовая деятельность, самостоятельная работа с
литературой, опыты, тренинги, эксперименты, исследования

Планируемые результаты
В результате работы по программе учащиеся будут знать:
- понятие геральдики, символику страны, области, города;
- понятие географическое положение, положение России на карте мира, положение
Кемеровской области на карте России;
- первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для
природы и для самого ребенка поведения;
- коренных жителей Кузнецкой земли, чем они занимались, их нравы, обычаи,
обряды;
- основные типы сообществ своего родного края;
- растения и животных своей местности (обычные, редкие, лекарственные,
охраняемые, категории охраны);
- роль растений и животных в природе и жизни человека, рациональное
использование животного и растительного мира своей местности.
Будут уметь:
- работать с атласом и контурной картой, определять границы страны, области;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и
устойчивости в популяциях и биоценозах;
- строить графики простейших экологических зависимостей;
- применять знания экологических правил при анализе различных видов
хозяйственной деятельности человека;
- планировать самостоятельную деятельность по разработке и реализации
проектов;
Формы подведения итогов (аттестация)
В течение учебного года с целью выявления положительных и отрицательных
явлений учебного процесса осуществляются промежуточная и итоговая аттестация.
Промежуточная (декабрь) и итоговая (май) проводится 1 раз в учебном году во втором
полугодии. Контрольно-измерительные материалы могут быть представлены в виде
тестов, индивидуальных заданий.
Результатом итогового контроля может быть «конечный продукт» деятельности:
• исследовательская или проектная работа;
• выставка творческих работ;
• мультимедийный продукт;
• электронный фотоальбом;

• сборник творческих работ.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики
образовательных достижений служит портфолио. Как показывает опыт, его использование
может быть отнесено к разряду индивидуальных оценок, ориентированных на
демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном
контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной
учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.). Портфолио
индивидуальных образовательных достижений, обучающихся содержит документы и
материалы, подтверждающие достижения учащихся за определенный период обучения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».