Аннотация на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Экологи-исследователи Кузбасса» разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центра дополнительного образования г. Мыски Овсиенко Наталья Николаевна Общая характеристика программы: данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам естественнонаучной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических видов деятельности; -уровень программы: ознакомительный; -тип программы – модифицированная, разработана на основе учебных изданий Л. И. Соловьева «Книга о природе Кузбасса» 2008г. и «География Кемеровской области. Природа» 2006г. -вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: учебная группа; -возраст обучающихся: 8-11 лет -срок реализации программы- 1год; Актуальность данной программы заключается в том, что изучение экологии родного края в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о Кузбассе. Программа способствует воспитанию патриотического отношения к родному краю, в котором живем, на примерах мужества и героизма горожан. Новизна программы. Программа «Экологи-исследователи Кузбасса» призвана обогатить учащихся знаниями о природе, на основе конкретных фактов истории родного края, города, традиций, обрядов, культурных особенностей народов. Отличительная особенность программы состоит в ее практической значимости вовлечении учащихся в коллективную, творческую исследовательскую и проектную деятельность, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Программа предусматривает поэтапное изучение истории родного края, достопримечательностей своего региона, природы своей малой родины, географического положения и различных экологических аспектов. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она позволяет удовлетворить потребности детей в познании и самостоятельном нахождении ответов на различные вопросы, и способствует развитию исследовательского поведения детей. Цель программы: обеспечение гражданско-патриотического воспитания через изучение учащимися младшего школьного возраста родного края – Кемеровской области Кузбасса Задачи программы: Обучающие: способствовать формированию у учащихся знаний о своем городе и Кузбассе: символике, географическом положении; формировать у учащихся представления об особенностях растений и животных Кузбасса; познакомить учащихся с профессиями: биолог, эколог, экскурсовод – краевед. организовать проектную деятельность учащихся по исследованию родного края; формировать у учащихся первоначальный опыт работы по изучению растений, животных, экологии. Воспитательные: способствовать у учащихся формированию чувства гордости за родной край; воспитывать у учащихся бережное отношение к природе. Развивающие: - развивать у учащихся умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую); - развивать у учащихся творческие и коммуникативные способности; - способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к опытнической деятельности; - совершенствовать интеллект детей; - способствовать развитию у учащихся умения ориентироваться в информационном пространстве; - формировать у учащихся умение публичных выступлений через участие в конкурсах различного уровня. Программа «Экологи-исследователи Кузбасса» ознакомительного уровня, адресована учащимся 8-11 лет. Набор в учебные группы свободный и проводится на основании интереса к данной области деятельности, по заявлению родителей. Формы и режим занятий. Срок реализации образовательной программы - 1 год. Периодичность и продолжительность проведения занятий - 2 раза в неделю по 2 часа. Объем: 1 год обучения -144 часа Форма обучения: 1. Очная Особенности организации образовательного процесса В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией образовательный процесс осуществляется с применением дистанционных (электронных) технологий. При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации, мастер – классы, онлайн-конференции на платформах Zoom, Skype, Vk, WhatsApp, на образовательной платформе Сферум. Предоставляются ссылки на образовательные видеофильмы по темам программы, бесплатных интернет-рессурсов трансляций мастерклассов и др. Идут обсуждения в группах или при конференциях. Учащиеся самостоятельно готовят работы и высылают в группы социальных сетей. Идет активная связь с родителями. Формы организации образовательной деятельности Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие. Занятия проводятся как в группах по 10-12 человек, так и индивидуально, и подгруппами. Целью индивидуальных занятий является работа над проектами и исследовательскими работами, подготовка к НПК, городским, областным конкурсам эколого-биологической направленности. В программе отдаётся предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые: • стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (конференции, семинары, беседы, диспуты, викторины); • способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы, экскурсии; • обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления обучающихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений; • вовлекают обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, лекции и пр.). Используемые группы методов обучения, наиболее полно решают задачи развивающего обучения: • Объяснительно-иллюстративные • Репродуктивные • Методы проектного обучения • Методы проблемного обучения: проблемное изложение • Частично-поисковые, эвристические, исследовательские. • Практические: самостоятельная трудовая деятельность, самостоятельная работа с литературой, опыты, тренинги, эксперименты, исследования Планируемые результаты В результате работы по программе учащиеся будут знать: - понятие геральдики, символику страны, области, города; - понятие географическое положение, положение России на карте мира, положение Кемеровской области на карте России; - первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; - коренных жителей Кузнецкой земли, чем они занимались, их нравы, обычаи, обряды; - основные типы сообществ своего родного края; - растения и животных своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые, категории охраны); - роль растений и животных в природе и жизни человека, рациональное использование животного и растительного мира своей местности. Будут уметь: - работать с атласом и контурной картой, определять границы страны, области; - объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах; - строить графики простейших экологических зависимостей; - применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности человека; - планировать самостоятельную деятельность по разработке и реализации проектов; Формы подведения итогов (аттестация) В течение учебного года с целью выявления положительных и отрицательных явлений учебного процесса осуществляются промежуточная и итоговая аттестация. Промежуточная (декабрь) и итоговая (май) проводится 1 раз в учебном году во втором полугодии. Контрольно-измерительные материалы могут быть представлены в виде тестов, индивидуальных заданий. Результатом итогового контроля может быть «конечный продукт» деятельности: • исследовательская или проектная работа; • выставка творческих работ; • мультимедийный продукт; • электронный фотоальбом; • сборник творческих работ. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфолио. Как показывает опыт, его использование может быть отнесено к разряду индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.). Портфолио индивидуальных образовательных достижений, обучающихся содержит документы и материалы, подтверждающие достижения учащихся за определенный период обучения.