Аннотация на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Шахматы» разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центра дополнительного образования г. Мыски Колягина Наталья Сергеевна Общая характеристика программы: - данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам социально-гуманитарной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических видов деятельности; - уровень программы: ознакомительный (краткосрочная) - тип программы - модифицированная составлена на основе программы Сухина, И.Г. «Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны»: Учебник для начальной школы [Текст] / И.Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017г. - срок реализации программы- 18 недель; - вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: учебная группа; - возраст обучающихся: 7-10 лет Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность заключается в том, что ребёнок в простой и доходчиво форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы развивает личностные качества, получает знания, накапливает опыт, самостоятельно думает, анализирует, становится собрание, самокритичнее, у ребенка обогащаются мыслительные процессы. Новизна программы Данная программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка начальной школы, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения. Отличительные особенности Программа занятий предусматривает в кратком, описательном усвоение основ знаний по теории и практике игры в шахматы. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего игрока к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. Использование шахмат позволит развивать детей в процессе игры, а игра является ведущим видом деятельности начальной школы. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление в начальной школе, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Шахматы в начальной школе возрасте положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Цель программы: формирование общей культуры, личностное и интеллектуальное развитие учащихся посредством обучения игре в шахматы. Задачи: Обучающие: познакомить детей с первоначальными понятиями; дать учащимся общие сведения об элементах игры в шахматы; познакомить учащихся с тактическими приёмами, применяемыми в шахматной партии. Развивающие: развивать творческие способности, память, внимание ребенка; учащихся тренировать логическое мышление; Воспитательные: воспитывать в ребенке уверенность в своих силах, стойкий характер; прививать культуру общения у учащихся. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы Программа ознакомительного уровня, предназначена для детей 7-10 лет, реализуется 4,5 месяца (полугодие). Для приема детей в группу необходимо желание ребенка и согласие родителей. Для отбора детей в группы проводится собеседование, с целью определения степени владения игрой шахматы. Состав учебной группы 10-20 человек. Срок реализации программы 4,5 месяца (18 недель) Объем: 72 часа – 1 раз в неделю по 2 часа Продолжительность занятий - 45 минут. Форма обучения - Очная Формы организации занятий Основной формой организации образовательного процесса является занятия, которые носят интегрированный, занимательный и побудительный характер. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Занятия строятся на дидактических принципах: общему; от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частного к наглядность: ярко, занимательно, с новизной; переход от одной темы к другой только после усвоения материала большинством обучающихся (с чувством меры, установкой на систематичность и последовательность изучения); приоритет практических занятий над теоретическими. Для реализации программы используются следующие формы обучения: Дидактические игры и игровые задания. Такие игры и задания развивают у детей логическое мышление, приучают рассуждать нестандартно, находить выход из сложных ситуаций. Практическая игра. Любая игра, а тем более спортивная, невозможна без тренировки, без практики. Только на практике ребенок сможет приобрести навыки в применении тех тактических приемов и операций, которые он изучил. Турнир. Шахматы – это спорт. Любой спорт невозможен без соревнований. Соревновательный момент необходим, т. к. закаляет характер, волю, воспитывает у ребенка целеустремленность. Конкурс. Во-первых, эта форма обучения является тестом для проверки умений и знаний ребенка; во-вторых, вносит соревновательный момент, позволяющий выявить наибольший умственный потенциал, т. к. на фоне других детей каждый ребенок старается сделать как можно больше. Для реализации программы используются следующие методы: 1. Словесный метод: рассказ (детей увлекают жизненные истории, эмоциональность, образность должна присутствовать во время рассказа); беседа (сформировать тему беседы; обсуждение вопросов; формулирование выводов – вместе с детьми подводим итоги; стараться, чтобы был диалог); диалог; опрос; объяснение. 2. Наглядный, или демонстрационный метод. Наглядность присутствует во многих формах организации занятий. При изложении учебного материала руководитель детского объединения пользуется демонстрационной доской и другими наглядными пособиями, сочетая при этом наглядность со словесным объяснением. 3. Проблемный метод обучения. И при объяснении нового материала, и при повторении, закреплении перед детьми ставится проблема, задача и предлагается найти варианты или единственно возможный путь ее решения. Это развивает логическое мышление ребенка, воспитывает в нем целеустремленность, учит находить выход из сложных, запутанных ситуаций. 4. Практический метод. Шахматы – это игра. Поэтому собственно игра, практика имеет наибольшее значение для совершенствования шахматиста, где он может использовать различные приемы шахматной тактики, проявить свое воображение и изобретательность: упражнения (обучение начинается с простых упражнений с постепенным усложнением их; используется сменяемость упражнений с образцом правильного выполнения); дидактические игры и задания; решение учебной задачи. Планируемые результаты и система их оценивания Предметные результаты: К концу обучения учащиеся будут знать: начальное расположение фигур; названия фигур, их ходы, правила взятия; расположение доски, горизонтали, вертикали, диагонали, центр; цель игры; правила выполнения рокировки; превращение пешек; нотацию; ценность фигур; понятие дебюта; шах, мат, пат. К концу обучения учащиеся будут уметь: располагать правильно доску между партнерами; правильно расставлять фигуры в начальном положении; ставить шах, мат; правильно выполнять рокировку; правильно выполнять превращение пешки; уметь определять ценность фигур; правильно разыгрывать дебют; доводить партию до конца. Метапредметные результаты: развитие памяти, пространственное воображение, сосредоточенность, внимание ребенка, усидчивость, целеустремленность. Личностные результаты: активно участвует в соревнованиях, способен предвидеть результаты своих действий, имеет увлечение к шахматным партиям и занятиям, проявляет больше уверенности в своих силах. Формы подведения итогов (аттестация) Проверка результатов образовательной деятельности осуществляется с помощью: Текущего контроля. В процессе реализации программы осуществляется наблюдение за качеством, выполнения заданий, упражнений. Итогового контроля. Проводятся шахматные соревнования, анализируется участие каждого ребёнка. В ходе игре в шахматы каждый участник сможет проявить свои интеллектуальные, духовные и творческие возможности.