шахматы

Аннотация
на дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу
«Шахматы»
разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной
бюджетной образовательной организации
дополнительного образования
Центра дополнительного образования г. Мыски
Колягина Наталья Сергеевна
Общая характеристика программы:
- данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к
программам социально-гуманитарной направленности, что нашло свое
отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических
видов деятельности;
- уровень программы: ознакомительный (краткосрочная)
- тип программы - модифицированная составлена на основе программы
Сухина, И.Г. «Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и
тайн полны»: Учебник для начальной школы [Текст] / И.Г. Сухин. –
Обнинск: Духовное возрождение, 2017г.
- срок реализации программы- 18 недель;
- вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа:
учебная группа;
- возраст обучающихся: 7-10 лет
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе
происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая
функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности
младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных
теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый
интерес к знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у
детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать
в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость,
мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность заключается в том, что ребёнок в простой и
доходчиво форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы развивает
личностные качества, получает знания, накапливает опыт, самостоятельно думает,
анализирует, становится собрание, самокритичнее, у ребенка обогащаются
мыслительные процессы.
Новизна программы

Данная программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка начальной
школы, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени
развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также
развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности,
как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Отличительные особенности
Программа занятий предусматривает в кратком, описательном усвоение основ
знаний по теории и практике игры в шахматы. В творческом отношении систематические
занятия по данной программе должны приблизить начинающего игрока к умению
мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные
комбинации, предвидеть замыслы партнера.
Использование шахмат позволит развивать детей в процессе игры, а игра является
ведущим видом деятельности начальной школы. Игра в шахматы дисциплинирует
мышление, воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление в начальной школе, способствует
зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность,
вдумчивость, целеустремленность. Шахматы в начальной школе возрасте положительно
влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением.
Цель программы:
формирование общей культуры, личностное и
интеллектуальное развитие учащихся посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:








Обучающие:
познакомить детей с первоначальными понятиями;
дать учащимся общие сведения об элементах игры в шахматы;
познакомить учащихся с тактическими приёмами, применяемыми в шахматной
партии.
Развивающие:
развивать творческие способности, память, внимание ребенка;
учащихся тренировать логическое мышление;
Воспитательные:
воспитывать в ребенке уверенность в своих силах, стойкий характер;
прививать культуру общения у учащихся.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной
общеразвивающей программы

Программа ознакомительного уровня, предназначена для детей 7-10 лет,
реализуется 4,5 месяца (полугодие).
Для приема детей в группу необходимо желание ребенка и согласие родителей.
Для отбора детей в группы проводится собеседование, с целью определения степени
владения игрой шахматы. Состав учебной группы 10-20 человек.
Срок реализации программы 4,5 месяца (18 недель)
Объем: 72 часа – 1 раз в неделю по 2 часа
Продолжительность занятий - 45 минут.
Форма обучения - Очная
Формы организации занятий
Основной формой организации образовательного процесса является занятия,
которые носят интегрированный, занимательный и побудительный характер. В процессе

занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.
Занятия строятся на дидактических принципах:

общему;


от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частного к
наглядность: ярко, занимательно, с новизной;

 переход от одной темы к другой только после усвоения материала
большинством обучающихся (с чувством меры, установкой на систематичность и
последовательность изучения);
 приоритет практических занятий над теоретическими.
Для реализации программы используются следующие формы обучения:
 Дидактические игры и игровые задания.
Такие игры и задания развивают у детей логическое мышление, приучают рассуждать
нестандартно, находить выход из сложных ситуаций.
 Практическая игра.
Любая игра, а тем более спортивная, невозможна без тренировки, без практики. Только
на практике ребенок сможет приобрести навыки в применении тех тактических
приемов и операций, которые он изучил.
 Турнир.
Шахматы – это спорт. Любой спорт невозможен без соревнований. Соревновательный
момент необходим, т. к. закаляет характер, волю, воспитывает у ребенка
целеустремленность.
 Конкурс.
Во-первых, эта форма обучения является тестом для проверки умений и знаний
ребенка; во-вторых, вносит соревновательный момент, позволяющий выявить
наибольший умственный потенциал, т. к. на фоне других детей каждый ребенок
старается сделать как можно больше.
Для реализации программы используются следующие методы:
1. Словесный метод:


рассказ (детей увлекают жизненные истории, эмоциональность, образность должна
присутствовать во время рассказа);
 беседа (сформировать тему беседы; обсуждение вопросов; формулирование
выводов – вместе с детьми подводим итоги; стараться, чтобы был диалог);
 диалог;
 опрос;
 объяснение.
2. Наглядный, или демонстрационный метод. Наглядность присутствует во
многих формах организации занятий. При изложении учебного материала руководитель
детского объединения пользуется демонстрационной доской и другими наглядными
пособиями, сочетая при этом наглядность со словесным объяснением.
3. Проблемный метод обучения. И при объяснении нового материала, и при
повторении, закреплении перед детьми ставится проблема, задача и предлагается найти
варианты или единственно возможный путь ее решения. Это развивает логическое
мышление ребенка, воспитывает в нем целеустремленность, учит находить выход из
сложных, запутанных ситуаций.
4. Практический метод. Шахматы – это игра. Поэтому собственно игра, практика
имеет наибольшее значение для совершенствования шахматиста, где он может
использовать различные приемы шахматной тактики, проявить свое воображение и

изобретательность:
 упражнения (обучение начинается с простых упражнений с постепенным
усложнением их; используется сменяемость упражнений с образцом правильного
выполнения);
 дидактические игры и задания;
 решение учебной задачи.
Планируемые результаты и система их оценивания
Предметные результаты:
К концу обучения учащиеся будут знать:

начальное расположение фигур;

названия фигур, их ходы, правила взятия;

расположение доски, горизонтали, вертикали, диагонали, центр;

цель игры;

правила выполнения рокировки;

превращение пешек;

нотацию;

ценность фигур;

понятие дебюта;

шах, мат, пат.
К концу обучения учащиеся будут уметь:

располагать правильно доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры в начальном положении;

ставить шах, мат;

правильно выполнять рокировку;

правильно выполнять превращение пешки;

уметь определять ценность фигур;

правильно разыгрывать дебют;

доводить партию до конца.
Метапредметные результаты: развитие памяти, пространственное воображение,
сосредоточенность, внимание ребенка, усидчивость, целеустремленность.
Личностные результаты:
активно участвует в соревнованиях, способен
предвидеть результаты своих действий, имеет увлечение к шахматным партиям и
занятиям, проявляет больше уверенности в своих силах.
Формы подведения итогов (аттестация)
Проверка

результатов

образовательной

деятельности

осуществляется

с

помощью:
Текущего контроля. В процессе реализации программы осуществляется
наблюдение за качеством, выполнения заданий, упражнений.
Итогового контроля. Проводятся шахматные соревнования, анализируется участие
каждого ребёнка. В ходе игре в шахматы каждый участник сможет проявить свои
интеллектуальные, духовные и творческие возможности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».