финансовая грамотность

Аннотация
на дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу
«Финансовая грамотность»
разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной
образовательной организации
дополнительного образования
Центра дополнительного образования г. Мыски
Дунаева Маргарита Ивановна
Общая характеристика программы:
данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам
социально-гуманитарной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом
содержании, так и в использовании специфических видов деятельности;
-уровень программы: ознакомительный;
-тип программы – модифицированная, разработана на основе программы «Азбука
финансовой грамотности» – автор-составитель Бобринева Лариса Алексеевна,
издательство Мытищи 2022г.
-вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: учебная группа;
-возраст обучающихся: 7-11 лет
-срок реализации программы- 1год;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая
грамотность» направлена на:

формирование правильного отношения к деньгам;

управление финансами и планирование своих расходов;

избежание финансовых ловушек в дальнейшей жизни;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;

личностное развитие учащихся.
Новизна программы обусловлена тем, что при реализации данной программы
используются
принципы:
добровольности,
демократичности,
системности,
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Занятия строятся в
такой форме, чтобы у обучающихся закрепился устойчивый интерес и естественное
желание к получению новых знаний, чтобы они почувствовали радость и удовлетворение
от выполненной работы, от преодоления естественно возникающих трудностей.
Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в
экономическую жизнь семьи и школы.
Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами учащихся и
их родителей, а также современными идеями и актуальными направлениями развития
науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Современные люди разного возраста стремятся к росту уровня жизни и
уверенности в будущем, стабильности в обществе и экономике в целом, улучшению
качества финансовых услуг и увеличению финансовой безопасности не только лично себя,
но и своего окружения, а в первую очередь своих детей и внуков младшего школьного
возраста, которые только начинают пользоваться деньгами. Чем раньше сформируется
правильное отношение к деньгам, тем больше шансов на успешность и финансовое
благополучие в жизни человека.
Младшие школьники зачастую еще не знают счет деньгам и готовы тратить на все,
что нравится, не осознавая цену денег и не разбираясь в приобретаемых товарах, не
находят для себя «золотой середины» и не понимают, что расходы, превышающие доходы
приводят к дефициту.

Финансовая грамотность детей – это одна из ступеней социализации, которая
сочетает в себе знания и навыки о том, как правильно и осознанно распоряжаться
деньгами и планировать потребности своего жизненного цикла.
Педагогическая
целесообразность.
Формирование знаний
финансовой
грамотности у младших дошкольников поможет уберечь детей от многих ошибок в
отношении с деньгами в будущем, так как дети будут слышать с детства о необходимости
долгосрочного планирования и основах семейного бюджета. Программа «Финансовая
грамотность» не только поможет ребенку осознать, что достижение тех или иных
материальных благ возможно только с помощью труда и навыков, но и способствует
принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способна повысить
финансовую безопасность ребенка в будущем.
Цель программы: формирование у учащихся экономического мышления,
воспитание трудолюбия и бережливости.
Задачи программы:
Обучающие:

Ознакомить детей с базовыми терминами и понятиями в финансовой
грамотности;

ознакомить младших школьников с историей и функциями денег;

формировать у учащихся умение классифицировать потребности;

формировать у учащихся навык планирования бюджета и рационального
оперирования денежными средствами;

формировать знания о финансовой безопасности.
Развивающие:

Формировать у учащихся представления о различных профессиях;

развивать у детей культуру экономического мышления;

развивать коммуникативные качества, умения работать в команде;

формировать успешную социализацию детей.
Воспитательные:

Прививать учащихся к познавательному интересу и интересу к миру
финансов;

формировать у детей бережное отношение к своему и чужому имуществу;

воспитывать у учащихся уважительное отношение к окружающим людям и
результатам их трудовой деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что с учетом
особенности возраста младших школьников, воспитательно-образовательный процесс
построен на игровой деятельности. Воспитание у учащихся интереса к темам программы
организовано методом введения в предмет игрушки Гнома-эконома – талисмана занятий,
который на протяжении всего года будет незаменимым помощником в обучении. А также,
активность, заинтересованность и познавательность каждого ребенка будет мотивирована
внутренней валютой (Гномликами), то есть деньгами, которые будут выдаваться
учащимся за правильные ответы и активность на занятиях. В связи, с чем программа даст
возможность ребенку приобрести дополнительную мотивацию к стремлению более полно
представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических
знаний в окружающей жизни. Программой предусмотрены принципы добровольности,
демократичности, системности, индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса.
Адресат программы:
Программа «Финансовая грамотность» рассчитана на учащихся 7-11 лет.
Программа ориентирована на реализацию в основных общеобразовательных учреждениях
по договору сетевого взаимодействия.
Уровень программы – ознакомительный
Объем и срок освоения программы:

Срок реализации программы: 1 год.
Объем программы 36 часов.
Наполняемость учебных групп от 15 до 30 человек.
Количество групп: 4 группы.
Формы и режим занятий по программе:
общее количество часов в год – 36 часов,
количество часов в неделю – 1 час;
количество занятий в неделю – 1 занятие;
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, объем занятий в год составляет 36
часов.
Форма обучения:

Очная
Особенности организации образовательного процесса являются аудиторные
групповые занятия, которые проводятся в очном режиме, и в режиме с применением
дистанционных образовательных технологий в период временных ограничений,
связанных с эпидемиологической ситуацией. Организация образовательного процесса
традиционная.
В период введения карантинных мер, чрезвычайной ситуации возможно обучение с
применением дистанционных (электронных) технологий. В таком случае занятия
будут проводиться через Messenger WhatsApp, ВКонтакте, почта mail.ru и при
необходимости таких средств видеосвязи как Skype, Zoom, Сферум.
Формы организации занятий:
Основной формой обучения является групповое учебное занятие. Учебные занятия
включают теоретический блок подачи учебного материала и практический блок.
Успешное решение задач программы достигается путём изучения блока теоретических
разделов с учётом постоянной нацеленности на практическую реализацию полученных
знаний и навыков. Усвоение полученных знаний младшими школьниками дают именно
коллективные, групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры, к
которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте и в которых они с удовольствием участвуют.
Обучение в общеобразовательном учреждении можно организовывать коллективную, групповую
учебную деятельностью. Одна из главных задач, которую необходимо решить, приступая к
коллективному обучению, установить в учебном коллективе атмосферу доброжелательных
межличностных отношений, основанных на взаимопомощи.
Среди основных форм занятий в процессе реализации программы можно выделить:

Коллективные;

Групповые;

Аудиторные;

Неаудиторные;

Нетрадиционные.
Для успешного обучения и развития учащихся:

во всех играх и упражнениях учащиеся принимают участие добровольно;

во время занятий поощряется изобретательность в самовыражении,
самостоятельность, независимость суждений, гибкость в поведении и открытость.
Задания простроены таким образом, что учащиеся используют знания, полученные
ранее, происходит повторение и отработка навыков пройденного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1.
Организационный этап

создание психологического настроя на учебную деятельность и активация
внимания;

проверка усвоения знаний предыдущего занятия, выявление пробелов и их
коррекция.
2.
Мотивационный этап


сообщение темы занятия;

выяснения исходного уровня знаний учащихся по данной теме;

активация познавательной деятельности детей.
3.
Практический этап

подача новой информации на основе имеющихся данных;

обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания объекта
изучения;

выявление неверных представлений и их коррекция;

отработка полученных навыков на практике.
4.
Рефлексивный этап

обобщение полученных знаний;

подведение итогов занятия.
В каникулярное время допускается применение дистанционных образовательных
технологий для проведения образовательной деятельности или экскурсионные занятия. В
дистанционном режиме проводятся занятия во время карантина, морозов, (посещение
виртуальных выставок, музеев, мастер-классы, консультации).
Электронное обучение предполагает подбор образовательных, развивающих
материалов направленных на расширение знаний и умений учащихся по темам
программы.
Расписание запланированных занятий, мероприятий для учащихся с применением
дистанционных образовательных технологий, доводятся до сведения родителей
(законных представителей) и размещаются на официальном сайте Центра
дополнительного образования.
Методы обучения на учебных занятиях используются в зависимости от характера
познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. При
проведении занятий используются следующие методы:

Словесные методы - формирование у детей теоретических и фактических
знаний, вербальный обмен информацией: беседа, обсуждение, рассказ, дискуссия,
индивидуальные и коллективные упражнения, представляющих собой многократное
обращение в течение одного занятия к тем или иным аспектам для выполнения более
сложных заданий, а также диалог педагога с обучающимися и диалог обучающихся друг с
другом;

Наглядные методы - облегчение понимания, запоминания и использования
содержания наглядных пособий в практической деятельности учащихся: использование
иллюстраций, рисунков, фотографий, мультимедийных презентаций, видеоматериалов,
мультфильмов и прочих наглядных пособий и демонстрационных материалов;

Практические методы – формирование практических умений и навыков:
упражнения, задания, финансовые игры, воображаемые ситуации с ролями;

Метод игры - формирование знаний и развитие способности детей в
интересном и увлекательном для них режиме: дидактические игры, финансовые игры,
ролевые игры, настольные игры;

Активные методы познавательной деятельности, используемые на занятиях:
обсуждение сообщений, чтения (литературные, исторические, научные), викторина
(викторина с вариантами ответов и без вариантов), заочное путешествие во времени и
пространстве; встреча со специалистами (экскурсия, лекция специалиста).
Планируемые результаты и система их оценивания
По окончании обучения, учащиеся будут:

иметь навыки экономически мыслить;

владеть теоретическими знаниями по основным темам программы;

иметь навык планирования бюджета и рационального оперирования
денежными средствами.

Воспитательные результаты: учащиеся приобретут навыки и умения:

проявлять понимание и уважение к труду и ценностям предметов труда;

проявлять интерес к изучению мира финансов.
Познавательные результаты: учащиеся приобретут навыки и умения:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения
учебной задачи;

составлять целое из частей;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Регулятивные результаты: учащиеся приобретут навыки и умения:

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность
необходимых операций (алгоритм действий);

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
(«убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»).
Коммуникативные результаты: учащиеся приобретут навыки и умения:

умение строить монологическое высказывание, «удерживать» логику
повествования, приводить убедительные доказательства;

слушать и слышать собеседника (не перебивать, не отвлекаться, понимать, о
чем говорят);

осуществлять коллективную деятельность, договариваться о распределении
функций и ролей.
Формы подведения итогов (аттестация)
Уровень освоения программного материала осуществляется проведением контроля.
Основной формой осуществления контроля является наблюдение.
В процессе обучения педагогом применяются индивидуальные и групповые
формы контроля.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии через наблюдение
за деятельностью ребенка в процессе бесед, рассуждений, игр, творческих заданий,
устных опросов, тестовых заданий, решения кроссвордов.

Промежуточный контроль проводится 1 раз в год в декабре путем
проведения тестирования.

Итоговый контроль проводится 1 раз в год в мае путем проведения
викторины.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».