Скорочтение и развитие интеллекта

Аннотация
на дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу
«Скорочтение и развитие интеллекта»
разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной
образовательной организации
дополнительного образования
Центра дополнительного образования г. Мыски
Овсиенко Наталья Николаевна
Общая характеристика программы:
данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам
социально-гуманитарной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом
содержании, так и в использовании специфических видов деятельности;
-уровень программы: ознакомительный;
-тип программы – модифицированная, разработана на основе авторской методики
интеллектуального развития и скорочтения Каримовой Регины Айратовны, психолога
развития и эксперта в области развития работы головного мозга.
-вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: учебная группа;
-возраст обучающихся: 8-11 лет
-срок реализации программы- 1год;
Актуальность программы определена следующими факторами:

Количество информации удваивается каждые 2 года и очень важно уметь
правильно с ней работать, выделять главное, запоминать, «выбрасывать» ненужное. У
ученика ежедневно в расписании большое количество уроков, не считая кружков и
секций, каждое из которых предполагает наличие домашнего задания. В таких условиях
навык быстрого, рационального чтения с пониманием и последующим запоминанием
текстов существенно сэкономит время. Более того, овладев навыками осмысленного
чтения и техниками запоминания ученик может повысить свою успеваемость по всем
предметам.

Немаловажным фактом в вопросе актуальности данной программы является
и то, что современные дети мало читают, как следствие - низкая скорость чтения, чтение
с ошибками, непонимание прочитанного текста а так же неспособность его пересказать.
Главная проблема в этой цепочке - неспособность осмыслить прочитанное, так как
никакая информация без осмысливания не запоминается надолго, а значит ребенок не
сможет ни запомнить, ни применить эту информацию в дальнейшем.

От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения
совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух
показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения
должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце
начального обучения ребёнок имел скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при
этом читал осознанно, правильно, выразительно.
Новизна представленной программы заключается в том, что ученики занимаются
не только повышением скорости чтения. Занятия включают в себя различные упражнения
на развитие внимания, памяти, мышления и воображения. Данные 4 процесса являются
основными в любом процессе познания: для того чтобы начать воспринимать что-либо
необходимо обратить на это внимание, затем мы запоминаем, далее мышление
обрабатывает поступившую информацию и только потом воображение работает над тем,
как эту информацию можно будет применять в различных ситуациях.
Отличительной осогбенностью данной программы является наличие в ней
заданий на развитие эмоционального интеллекта.
Педагогическая целесообразность. Формирование эмоционального интеллекта

является ключевым моментом в развитии личности ребёнка. Особую значимость это
приобретает в младшем школьном возрасте, именно в этот период интенсивно
развиваются познавательные процессы, на новый уровень выходит межличностное
общение. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений
через общение с взрослыми, а также через построение взаимоотношений со сверстниками.
Так, целенаправленное развитие эмоциональной сферы способствует развитию как
личности в целом, так и её способности к познавательной деятельности, в частности.
Цель программы: развитие навыков осмысленного и качественного чтения,
повышения скорости чтения и усвоения информации.
Задачи:
Обучающие:

научить учащихся овладению основных приемов эффективного чтения и
умению применять их на практике;

научить учащихся понимать смысл заглавия произведения, выбирать
наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
способность делить текст на части, озаглавливать части;

научить учащихся выбирать наиболее точную формулировку главной
мысли;

научить учащихся систематизировать и анализировать прочитанное;

научить учащихся основным техникам запоминания материала, улучшить
качество процесса запоминания и понимания прочитанного.
Развивающие:

развивать у учащихся память: зрительную, слуховую, двигательную,
логическую и эмоциональную;

развивать у учащихся умение свободно читать тексты больших объемов;

развивать у учащихся умение воспринимать на слух тексты в исполнении
учителя, учащихся;

развивать у учащихся умение осознанно, правильно, выразительно читать
целыми словами;

развивать у учащихся артикуляцию и моторику;

развивать у учащихся вербальный интеллект и логическое мышление;

развивать у учащихся периферическое зрение.
Воспитательные:

воспитавать у учащихся умения самостоятельно организовывать учебное
взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

воспитавать у учащихся способность взаимодействия и общения с другими
людьми за счет улучшения качества устной речи;

воспитавать у учащихся умение критично относиться к своему мнению, с
достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

воспитавать у учащихся понимание позиции другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Программа «Скорочтение и развитие интеллекта» ознакомительного уровня
адресована учащимся 8-11 лет. Набор в учебные группы свободный и проводится на
основании интереса к данной области деятельности, по заявлению родителей.
Формы и режим занятий.
Срок реализации образовательной программы - 1 год.
Периодичность и продолжительность проведения занятий - 2 раза в неделю по
2 часа.
Объем: 1 год обучения -144 часа
Форма обучения:
1.
Очная

Особенности организации образовательной деятельности
В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией
образовательный процесс осуществляется с применением дистанционных (электронных)
технологий.
При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации, мастер –
классы, онлайн-конференции на платформах Zoom, Skype, Vk, WhatsApp, Сферум.
Предоставляются ссылки на образовательные видеофильмы по темам программы,
бесплатных интернет-рессурсов трансляций мастер-классов и др. Идут обсуждения в
группах или при конференциях. Учащиеся самостоятельно готовят работы и высылают в
группы социальных сетей. Идет активная связь с родителями.
Формы организации образовательной деятельности
Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие.
Занятия проводятся в группах по 10-12 человек.
Принципы обучения:
●
принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности
ребёнка при помощи педагога
●
принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального
и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению
зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода;
●
принцип связи обучения с жизнью;
●
постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.
Методы обучения:
●
Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение.
●
Наглядные: демонстрация.
●
Практические: упражнения, выполнение графических записей.
●
Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос.
Приемы и методы. Для достижения поставленных целей применяются
●
Упражнения на развитие периферического зрения (таблицы шульте,
«зеленая точка», картинки)
●
Упражнения на развитие воображения (дорисуй картину, придумай конец
рассказа и тд)
●
Упражнение на развитие памяти (мнемотехнические приемы)
●
Упражнение на развитие межполушарных связей
●
Упражнения на развитие логики
●
Упражнения на развитие эмоционального интеллекта
●
Упражнения на развитие антиципации
●
Упражнение на развитие артикуляционного аппарата
Особенности организации образовательного процесса
Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей осмысленному и
качественному чтению, развитию речи. Параллельно ведется работа над улучшением
зрительной и слуховой памяти, развитием мышления. На занятиях дети читают слоги
различной сложности, затем переходят к словам разной сложности, а затем к отработке
текстов различной сложности.
Совершенствованию навыков чтения способствует и домашняя тренировочная
работа. Здесь важная роль отводиться родителям. На занятиях и консультациях родители
знакомятся с различными приемами и упражнениями по формированию навыка чтения,
чтобы помощь была эффективнее.
Каждое занятие включает в себя упражнения разной направленности:
1.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
2.
Работа со скороговорками.
3.
Упражнения на синхронизацию двух полушарий
4.
Упражнения на развитие логического мышления

5.
Упражнения на развитие вербального интеллекта
6.
Работа с текстом на время.
7.
Упражнения на развитие угла зрения.
8.
Упражнение на развитие зрительной памяти.
9.
Упражнение на внимание
10.
Упражнение на развитие слуховой памяти
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика
Работа со скороговорками.
«Я учусь говорить быстро» - во время проговаривания всех скороговорок звуки
должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными
движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой
руки; с щелчками пальцев левой и правой руки.
Скороговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для
отработки дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.
Виды упражнений на синхронизацию двух полушарий:
●
Рисование двумя руками
●
Раскрашивание мандал двумя руками
●
Асинхронные упражнения.
Упражнения на логическое мышление.
Во время обучения ребёнку представлены задачи на логику и анализ.
Работа с текстом на время.
При работе с текстами используется прием «Многократное чтение». За одинаковый
промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать
несколько раз, начиная каждый раз сначала. Количество прочитанных слов с каждым
разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание
дальнейшего чтения.
Упражнения на развитие угла зрения.
Малый угол зрения – одна из причин медленного чтения. Расширяя угол зрения,
увеличивается скорость чтения. Для этой цели рекомендуется использовать «Таблицы
Шульте». Представляют собой таблицу чисел от 1 до 25, где числа расположены в
произвольном порядке, нужно найти числа от 1 до 25 по порядку за 1 минуту. Помимо
таблиц так же используются упражнения: Перевернутая картинка, точка, тренировочные
таблицы и т.д.
Варианты заданий:
●
Назови и покажи все числа в порядке возрастания.
●
Назови и покажи все числа в порядке убывания.
●
Покажи все четные числа.
Упражнения на развитие зрительной памяти.
Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать
мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных
способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только
конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном
материале.
Упражнения на внимание
Одно из упражнений – Корректурная проба. На бланке с буквами отчеркните
первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева
направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время
работы — 5 минут
●
Используются для развития
зрительных представлений, памяти,
способности

●
воспроизведению определенной программы действий, мелкой моторики и
внимания.
К упражнениям на внимание относятся так же лабиринты, вращающие книги,
скачок-бросок.
Упражнение на развитие слуховой памяти
Читается 10 слов, которые дети должны постараться их запомнить. Для
запоминания составляется рассказ. Так же слуховая память развивается посредством
прослушивания текстов.
Планируемые результаты изучения программы.
В результате работы по программе учащиеся научатся:
●
увеличивать скорость чтения в 2 и более раз;
●
увеличивать скорость и качество запоминания текстов;
●
научатся легко запоминать стихи за 10-15 минут;
●
научатся мыслить быстрее
●
научатся выражать свои эмоции
В результате работы по программе учащиеся будут уметь:

Правильно прочитывать текст (проговаривая все буквы, не проглатывая
окончания и т.д);

уметь пересказывать прочитанное (соблюдая последовательность в
рассуждениях);

прочитывать текст в соответствии с нормами по скорости чтения;

логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;

обоснованно делать выводы, доказывать.

применять новые знания и умения для организации внимания и памяти для
дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности. Основной
показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его
самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Изучение скорочтения по данной программе способствует формированию у
учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
соответствующих требованиям федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
1. Личностные результаты:
1)
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству;
3)
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
4)
критичность и креативность мышления, инициатива, находчивость,
активность;
5)
мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей;
6)
умение использовать техники эффективного чтения при работе с учебным
материалом;
7)
положительная самооценка за счет повышения успешности деятельности.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1)
умение определять и формулировать цель деятельности на занятиях с
помощью учителя, учиться работать по предложенному учителем плану;
2)
умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и
интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства
достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

умение управлять своим вниманием, использовать техники для достижения
высокой умственной работоспособности;
4)
умение работать с большими массивами текстовой, цифровой и графической
информации;
5)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
1)
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
2)
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы и
доказывать;
3)
умение извлекать и анализировать информацию из различных источников;
4)
умение выделять в тексте самое важное и необходимое;
5)
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты;
6)
способность решать творческие и проблемные задачи, используя
контекстные знания и эвристические приемы;
7)
умение применять полученные знания на практике во время обучения
другим дисциплинам и в жизни.
Коммуникативные УУД:
1)
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
2)
развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет
улучшения качества устной речи;
3)
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
4)
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
5)
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
6)
обоснованно делать выводы, доказывать;
7)
умение логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации;
8)
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
9)
умение выразительно читать и пересказывать текст;
10)
умение учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
3. Предметные результаты:
1)
умение читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со
скоростью позволяющей понимать прочитанное;
2)
знание основных приемов эффективного чтения и умение применять их на
практике;
3)
развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной, логической
и
эмоциональной;
4)
знание основных техник эффективного чтения и умение применять их на
практике;
5)
умение свободно читать тексты больших объемов;
6)
умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
7)
умение осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
8)
способность подробно и выборочно пересказывать текст;
3)

9)
умение понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее
подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
10)
способность делить текст на части, озаглавливать части;
11)
умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли;
12)
умение систематизировать и анализировать прочитанное;
13)
освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания
и понимания прочитанного;
14)
более высокий уровень концентрации и распределения внимания;
15)
синхронизация обоих полушарий;
16)
развитие артикуляции и моторики;
17)
развитие вербального интеллекта и логического мышления;
18)
развитие периферического зрения;
19)
умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию,
формулировать собственные гипотезы;
20)
готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками
и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками;
21)
применять полученные знания и умения в учебе и жизни.
Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости
чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося,
его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.
Формы подведения итогов (аттестация).
В течение учебного года с целью выявления положительных и отрицательных
явлений учебного процесса осуществляются промежуточная и итоговая аттестация.
Промежуточная (декабрь) и итоговая (май) проводится 1 раз в учебном году во втором
полугодии. Контрольно-измерительные материалы могут быть представлены в виде
тестов, индивидуальных заданий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».