Аннотация на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Я - учитель» разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центра дополнительного образования г. Мыски Карпенко Наталья Владимировна Общая характеристика программы: - данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам социально-гуманитарной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических видов деятельности; - уровень программы: базовый; - тип программы – модифицированная, профессионально-ориентированная, составлена на основе «Экспериментальной программы по педагогике и психологии для педагогических классов 2 годичной подготовки», Н.Л.Селивановой (М.,1993г). - вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: учебная группа; - возраст обучающихся: 15-16 лет; - срок реализации программы- 1 года. Актуальность данной программы обусловлена социальным заказом муниципального образования. В современном мире, дети, выбирая профессию, в первую очередь руководствуются такими критериями как престижность, материальное благополучие и социальное одобрение, что с наименьшей вероятностью ассоциируется с деятельностью педагога. Данная программа позволяет обеспечить формирование устойчивого положительного интереса учащихся к выбору педагогической профессии, повышает уровень значимости профессиональной деятельности учителя, что ложится в основу не только профессионального самоопределения конкретными учащимися, но и социального одобрения молодежной прослойки общества, что немало важно в формировании общественных ценностей, в свою очередь обеспечивающих престижность педагогических профессий. Новизна программы и ценность программы состоит в том, что работа педагога дополнительного образования в первую очередь выстраивается от ребенка, учащегося. Акцент данной программы на личностном росте и зрелости профессионального выбора в будущем в совокупности с хорошей теоретической базой позволит учащимся по окончании курса объективно оценить свою заинтересованность, готовность не только выбрать профессию «учитель» при поступлении в соответствующее образовательное учреждение, но и рассматривать ее как дальнейшую трудовую деятельность. Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего разностороннего развития личности учащегося в процессе предлагаемой ему деятельности, а именно формирование устойчивого интереса обучающихся к педагогической профессии, укрепление положительной мотивации школьников в выборе профессии учителя, а так же создание благоприятных условий для воспитания целостной личности будущего педагога и члена общества. Цель программы – формирование устойчивого интереса и мотивации к овладению педагогической профессией, воспитание целостной личности учащегося, развитие индивидуального профессионального и творческого потенциала учащегося в перспективе реализации его в педагогической деятельности. Данная цель реализуется путем выполнения следующих задач: Обучающие: познакомить учащихся с теоретическими основами педагогики; познакомить учащихся с комплексом методик, решающих конкретные практические задачи в педагогической деятельности. Воспитательные: способствовать воспитанию целостной сформированной личности будущего педагога с учетом его индивидуальных качеств; формировать устойчивый интерес и мотивацию к овладению педагогической профессией. Развивающие: развивать профессионально важные в педагогической деятельности личностные качества учащихся; развивать организаторские и творческие способности учащихся. Данная программа предусматривает взаимосвязь теоретических и практических занятий. На каждом этапе выполняются тренинговые упражнения по теме, которые имеют вариативный характер. В том числе программа предусматривает проектный метод обучения. Завершающим этапом программы является защита проекта. Программа построена таким образом, что почти весь теоретический материал закрепляется практическими работами по теме, индивидуальными и групповыми. Задания предлагаются в зависимости от индивидуальных особенностей и пожеланий учащегося таким образом, чтобы сформировать индивидуальный набор личностных качеств, ценностей и установок, необходимых для эффективной педагогической деятельности. Защита итогового проекта имеет вариативный характер: его презентация, мастеркласс в рамках проекта, открытый занятие и другие формы, основанные на выборе учащегося, соответствующие цели и задачам курса. Формы и режим занятий Программа базового уровня, рассчитана на учащихся 15-16 лет. Набор детей производится в свободной форме по желанию и заинтересованности учащихся старших классов и . Количество учащихся в группе 10-12 человек. В конце обучения выдается сертификат. Срок реализации: 1 год. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. 144 часа в год Основной формой организации воспитательно-образовательного процесса в творческом объединении является занятие. Занятия проводятся по группам и индивидуально (в том числе самостоятельные). Форма обучения очная (традиционная и дистанционная применением дистанционных (электронных) технологий в период сложной эпидемиологической обстановки) Особенности организации образовательного процесса Основной формой организации воспитательно-образовательного процесса в объединении является занятие. Традиционная форма обучения. Формы организации занятий: беседа, рассказ, игра, тренинговые упражнения, постановка и разрешение проблемной ситуации предложенным методикам, самостоятельная работа (подготовка мини-проектов), экскурсии, интерактивные викторины, интеллектуальные интерактивные игры, диспуты. Обучение с применением дистанционных (электронных) технологий. Формы организации занятий: размещение видео с информацией к ним, мастер-классы, презентации на сайте образовательной организации, домашние задания, ссылки на ресурс в интернете, онлайн встречи (ZOOM). Планируемые результаты и система их оценивания По окончании обучения по программе учащиеся будут: Уметь: - анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; - мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.; - выражать положительное отношение к процессу познания; - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач (адекватная самооценка); - применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности; - находить необходимую информацию для выполнения учебной задачи с использованием бумажных и электронных носителей; - презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. Владеть: - специальной терминологией, системой понятий; - навыками творческого выполнения заданий по содержанию программы. Воспитательные результаты – личностные УУД: Регулятивные УУД: - умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; - умение в сотрудничестве с педагогом ставит учебную задачу; - умение корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; - умение оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные УУД: - умение адекватно использовать коммуникативные (прежде всего речевые) средства для решения различных коммуникативных задач; - владение диалогической формой коммуникации; - умение слушать и слышать собеседника (не перебивать, не отвлекаться, понимать, о чем говорят); - умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, выступать перед аудиторией; - умение конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; - умение осуществлять совместную деятельность, договариваться о распределении функций и ролей. Формы подведения итогов (аттестация) Промежуточная аттестация (декабрь): фронтальный опрос, презентация проектной деятельности. Итоговая аттестация (май): защита творческих проектов