Аннотация на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Я - исследователь» разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центра дополнительного образования г. Мыски Овсиенко Наталья Николаевна Общая характеристика программы: - данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам естественнонаучной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических видов деятельности; - уровень программы: углубленный; - тип программы - модифицированная, разработана на основе программпобедительниц областного конкурса программ внеурочной деятельности: «Первые шаги», авторы-составители: Кабышева В.И., Кузьминых Н.И, г. Юрга; «Юный исследователь», автор-составитель: Абдулкина Е.М., г. Кемерово 2015г. - вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: учебная группа. - возраст обучающихся: 11-16 лет; - срок реализации программы- 4 года. Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений. Отличительной особенностью данной образовательной программы является тот факт, что она в большей степени дает возможность обучающимся самостоятельно добывать знания путем проведения наблюдений, опросов общественного мнения, анализировать и обобщать полученные сведения, а также дискутировать и выражать свою точку зрения по широкому кругу проблем, личностно значимых для каждого городского жителя. Новизна программы состоит в комплексном и системном подходе к оценке экологического состояния всех компонентов окружающей среды (природных, социоприродных, техногенных) в дополнительном экологическом образовании, с выделением экологически неблагоприятных факторов (опасных и вредных), в том числе факторов антропогенной нагрузки на природные компоненты среды. Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она позволяет удовлетворить потребности детей в познании и самостоятельном нахождении ответов на различные вопросы, и способствует развитию исследовательского поведения детей. Цель программы – формирование у учащихся знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности, информационной грамотности на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Образовательные • познакомить учащихся со структурой исследовательской и проектной деятельности, со способами поиска информации; • сформировать умение описывать и обосновывать приобретенные знания; сформировывать навыки презентации результатов своего труда; • формировать опыт участия в природоохранной деятельности; Развивающие • развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности; • повышать уровень мотивации учащихся на самостоятельное выполнение задач: экспериментальной, проектной и исследовательской, природоохранной деятельности; • развивать умение ставить проблему, формулировать тему и цель исследования Воспитательные • содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме; • воспитывать любовь к творчеству, интерес и уважение к научноисследовательской деятельности учѐных-исследователей разных народов; • воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца; • формировать ответственность за свои поступки. Организация образовательного процесса Программа адресована детям 11-16 лет учащимся основной школы. Предусматривает занятия как в группах по 8 человек так индивидуально и подгруппами. Целью групповой и индивидуальной формы обучения является работа над проектами и исследовательскими работами, подготовка к НПК, городским, областным конкурсам эколого-биологической направленности. Срок реализации образовательной программы - 3 года. Периодичность и продолжительность проведения занятий - 2 раза в неделю по 3 часа. Объем: 1 год-216 часа 2 год -216 часов 3 год -216 часов. 4 Год- 216 часов Данная продолжительность занятий позволяет лучше организовать самостоятельную творческую работу обучающихся со справочной, научной и научно - технической литературой, картами, атласами, схемами, проводить уроки - семинары, сочетать лекции с практическими работами и опытами, организовывать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся и подготовку к научно - практическим конференциям. Планируемые результаты освоения программы В результате работы по программе 1 года обучения учащиеся будут знать: основные этапы организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); понятия цели, объекта и гипотезы исследования; способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета). Учащиеся будут уметь: выделять объект и предмет исследования; разбивать учебно-исследовательскую деятельность на этапы; формулировать гипотезы и осуществлять их проверку; пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями; вести наблюдения окружающего мира; планировать и организовывать исследовательскую деятельность; работать в группе. В результате работы по программе 2 года обучения учащиеся будут знать: конкретные исследовательские методики; правила оформления списка использованной литературы; направления исследовательской деятельности; критерии оценки содержания исследовательской и проектной работы и оценки публичной презентации; способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты). Учащиеся будут уметь: формулировать цель, задачи работы, предмет и объект; формулировать гипотезу и осуществлять еѐ проверку; выделять этапы работы в проекте и исследовании; вести наблюдения окружающего мира; планировать и организовывать исследовательскую деятельность; работать в программах Microsoft Office; работать в группе. В результате работы по программе 3 года обучения учащиеся будут знать: способы сбора и обработки информации фактического материала; структуру исследовательской и проектной деятельности; правила оформления работы; требования к созданию презентации; экстремальные и особые виды воздействия на биосферу. Учащиеся будут уметь: работать над исследовательскими и проектными работами; представлять свои наработки на конференциях различного уровня; разрабатывать, организовывать и проводить природоохранные акции. В результате работы по программе 4 года обучения учащиеся будут знать: принципы и правила организации исследовательской и проектной деятельности; алгоритм работы с различными информационными источниками; правила сбора и обработки информации, фактического материала; работать с методами, необходимыми для исследований наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом; основные принципы здоровьесбережения. Уметь: презентовать результаты собственной деятельности; правильно оформлять результаты работы, защищать; осуществлять взаимодействие в группах (договариваться о планируемых результатах проекта, распределять обязанности, конструктивно вести диалоги, отстаивать свою точку зрения, нести ответственность за результаты собственной работы), объяснять ценность здорового и безопасного образа жизни для каждого человека, общества; применять полученные знания и умения при выполнении исследовательской деятельности; оформлять результаты и делать выводы из исследования.