Я-исследователь

Аннотация
на дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу
«Я - исследователь»
разработчик: педагог дополнительного образования
Муниципальной бюджетной образовательной организации
дополнительного образования
Центра дополнительного образования г. Мыски
Овсиенко Наталья Николаевна
Общая характеристика программы:
- данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к
программам естественнонаучной направленности, что нашло свое отражение, как
в изучаемом содержании, так и в использовании специфических видов
деятельности;
- уровень программы: углубленный;
- тип программы - модифицированная, разработана на основе программпобедительниц областного конкурса программ внеурочной деятельности:
«Первые шаги», авторы-составители: Кабышева В.И., Кузьминых Н.И, г.
Юрга; «Юный исследователь», автор-составитель: Абдулкина Е.М., г.
Кемерово 2015г.
- вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа:
учебная группа.
- возраст обучающихся: 11-16 лет;
- срок реализации программы- 4 года.
Актуальность
данной
программы
объясняется
возросшей
потребностью современного информационного общества в принципиально
иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых,
обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих
оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.
Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек,
владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с
информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять
исследовательскую,
опытно-экспериментальную
и
инновационную
деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления
формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки
исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако
узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать
потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе.
В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе
дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных
исследовательских умений.
Отличительной особенностью данной образовательной программы
является тот факт, что она в большей степени дает возможность
обучающимся самостоятельно добывать знания путем проведения

наблюдений, опросов общественного мнения, анализировать и обобщать
полученные сведения, а также дискутировать и выражать свою точку зрения
по широкому кругу проблем, личностно значимых для каждого городского
жителя.
Новизна программы состоит в комплексном и системном подходе к
оценке экологического состояния всех компонентов окружающей среды
(природных,
социоприродных,
техногенных)
в
дополнительном
экологическом образовании, с выделением экологически неблагоприятных
факторов (опасных и вредных), в том числе факторов антропогенной
нагрузки на природные компоненты среды.
Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она
позволяет удовлетворить потребности детей в познании и самостоятельном
нахождении ответов на различные вопросы, и способствует развитию
исследовательского поведения детей.
Цель программы – формирование у учащихся знаний, умений и
навыков
самостоятельной
экспериментальной,
проектной
и
исследовательской деятельности, информационной грамотности на основе
самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и
научного знания.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
Образовательные
•
познакомить учащихся со структурой исследовательской и
проектной деятельности, со способами поиска информации;
• сформировать умение описывать и обосновывать приобретенные
знания; сформировывать навыки презентации результатов своего труда;
•
формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
Развивающие
•
развивать
познавательный
интерес
к
проектной
и
исследовательской деятельности;
•
повышать уровень мотивации учащихся на самостоятельное
выполнение задач: экспериментальной, проектной и исследовательской,
природоохранной деятельности;
•
развивать умение ставить проблему, формулировать тему и цель
исследования
Воспитательные
•
содействовать воспитанию активности личности, культуры
общения и поведения в социуме;
•
воспитывать любовь к творчеству, интерес и уважение к научноисследовательской деятельности учѐных-исследователей разных народов;
•
воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до
конца;
•
формировать ответственность за свои поступки.
Организация образовательного процесса
Программа адресована детям 11-16 лет учащимся основной школы.

Предусматривает занятия как в группах по 8 человек так индивидуально и
подгруппами. Целью групповой и индивидуальной формы обучения является
работа над проектами и исследовательскими работами, подготовка к НПК,
городским, областным конкурсам эколого-биологической направленности.
Срок реализации образовательной программы - 3 года.
Периодичность и продолжительность проведения занятий - 2 раза в
неделю по 3 часа.
Объем: 1 год-216 часа
2
год -216 часов
3
год -216 часов.
4
Год- 216 часов
Данная продолжительность занятий позволяет лучше организовать
самостоятельную творческую работу обучающихся со справочной, научной и
научно - технической литературой, картами, атласами, схемами, проводить
уроки - семинары, сочетать лекции с практическими работами и опытами,
организовывать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся и
подготовку к научно - практическим конференциям.
Планируемые результаты освоения программы
В результате работы по программе 1 года обучения учащиеся будут
знать:

основные этапы организации проектной и исследовательской
деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над
ним, презентация);

понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

способы
познания
окружающего
мира
(наблюдения,
эксперименты);

источники информации (книга, старшие товарищи и
родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся будут уметь:

выделять объект и предмет исследования;

разбивать учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

формулировать гипотезы и осуществлять их проверку;

пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными
пособиями;

вести наблюдения окружающего мира;

планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

работать в группе.
В результате работы по программе 2 года обучения учащиеся будут
знать:

конкретные исследовательские методики;

правила оформления списка использованной литературы;

направления исследовательской деятельности;

критерии оценки содержания исследовательской и проектной
работы и оценки публичной презентации;


способы
познания
окружающего
мира
(наблюдения,
эксперименты).
Учащиеся будут уметь:

формулировать цель, задачи работы, предмет и объект;

формулировать гипотезу и осуществлять еѐ проверку;

выделять этапы работы в проекте и исследовании;

вести наблюдения окружающего мира;

планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

работать в программах Microsoft Office;

работать в группе.
В результате работы по программе 3 года обучения учащиеся будут
знать:

способы сбора и обработки информации фактического материала;

структуру исследовательской и проектной деятельности;

правила оформления работы;

требования к созданию презентации;

экстремальные и особые виды воздействия на биосферу.
Учащиеся будут уметь:

работать над исследовательскими и проектными работами;

представлять свои наработки на конференциях различного
уровня;

разрабатывать, организовывать и проводить природоохранные
акции.
В результате работы по программе 4 года обучения учащиеся будут знать:
 принципы и правила организации исследовательской и проектной
деятельности;
 алгоритм работы с различными информационными источниками;
 правила сбора и обработки информации, фактического
материала;
 работать с методами, необходимыми для исследований наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом;
 основные принципы здоровьесбережения.
Уметь:
 презентовать результаты собственной деятельности;
 правильно оформлять результаты работы, защищать;
 осуществлять взаимодействие в группах (договариваться о
планируемых результатах проекта, распределять обязанности, конструктивно
вести диалоги, отстаивать свою точку зрения, нести ответственность за
результаты собственной работы), объяснять ценность здорового и
безопасного образа жизни для каждого человека, общества;
 применять полученные знания и умения при выполнении
исследовательской деятельности; оформлять результаты и делать выводы из
исследования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».