Школа вожатого

Аннотация
на дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу
«Школа вожатого»
разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной
бюджетной образовательной организации
дополнительного образования
Центра дополнительного образования г. Мыски
Сыромолот Надежда Павловна
Общая характеристика программы:
- данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к
программам социально-гуманитарной
направленности, что нашло свое
отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических
видов деятельности;
- уровень программы: базовый;
- тип программы – модифицированная.
Составлена на основе
программы «Подготовка вожатых к работе в детском оздоровительном
лагере» Д. В. Мячиной г. Заречный - 2010 год, методических рекомендаций
«Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие» Тетерского
С.В, Фришман И.И. - 2006г.
- вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа:
учебная группа.
- возраст обучающихся: 14-17 лет;
- срок реализации программы- 1 год.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных
условиях востребован молодой человек, обладающий интеллектом,
способный активно участвовать в жизни своей страны, готовый взять на себя
ответственность, умеющий работать в команде. Невозможно ожидать, а тем более
требовать от человека серьѐзной работы без соответствующей подготовки. Для
того чтобы правильно действовать, нужно иметь знания и представления о том,
как это делать. Поэтому актуальна организация обучения, способствующего
становлению активной жизненной позиции ребят, развитию их творческих
коммуникативных навыков и дающего возможность попробовать себя в
организаторской деятельности. Этому способствует проведение уроков
мастерства, в основу которых положены как традиционные формы работы, так и
инновационные образовательные технологии, лидерские тренинги.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она
направлена на создание благоприятных условий, для учащихся желающих
реализовать свои организаторские и творческие потребности, почувствовать свою
значимость в организации содержательного досуга младших детей и своих
сверстников.
Преимущества данной программы перед аналогичными программами
состоит в обобщении и структурировании материала, который направлен на
развитие у подростков умений и навыков вожатской работы, подобраны

разнообразные методы и приемы, способствующие развитию у подростков
организаторских, коммуникативных и креативных способностей через
включение в активную социально - досуговую деятельность.
Практическая ценность программы заключается в возможности ее
использования, как педагогами дополнительного образования, так и
педагогами,
педагогами-организаторами
других
образовательных
организаций.
Новизна программы выражается в использовании эффективных
образовательных технологий, позволяющих за небольшой срок подготовить
школьников, не имеющих предшествующей подготовки, к работе с
временным детским коллективом в условиях детского оздоровительного лагеря
дневного пребывания. Успешной организации образовательного процесса
способствует курс тренингов, направленных на сплочение группы, формирование
доверия друг другу.
Цель программы: Развитие коммуникативных и организаторских
способностей учащихся старшего школьного возраста в рамках обучения
вожатскому мастерству на занятиях в «Школе вожатого».
Задачи программы:
Обучающие:

Познакомить учащихся с нормативными документами, которые
позволят обеспечить правовую основу деятельности вожатых.

Обучить учащихся основам знаний педагогики, психологии,
вожатской работы.

Познакомить учащихся с необходимыми теоретическими
знаниями об особенностях временного детского коллектива.

Учить учащихся планированию и проведению мероприятий,
коллективно-творческих дел, развивающих творческие качества детей.

Обеспечить участие членов объединения в практической работе с
детьми в различных формах организации летнего отдыха в Центре
дополнительного образования.

Учить учащихся продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Воспитательные:

Воспитывать в учащихся чувство ответственности, патриотизма,
толерантное отношение к другим точкам зрения.

Формировать у учащихся навыки руководства группой.

Формировать у учащихся умения работать с напарником, в
команде и самостоятельно.
Развивающие:

Развивать у учащихся аналитическое, критическое мышление и
интеллектуальные способности обучающихся;

Развивать
организаторские
и
творческие
способности
подростков;


Развивать у учащихся умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Программа предназначена подросткам 14 - 17 лет. Именно в этом
возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка, дети могут
осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки.
Группы в составе 12-15 человек формируются из числа желающих
пройти обучение по программе «Школа вожатого» и достигших 14 лет.
Срок реализации программы 1 год. Занятие проводится 1 раз в неделю
по 2 часа. Количество часов в неделю, 72 часа в год.
Форма обучения:
1.
Очная (традиционная и с применением дистанционных
(электронных) технологий).
Для реализации программы необходима как очная форма обучения, так
и с применением дистанционных образовательных технологий в период
временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией.
При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации,
мастер – классы, онлайн-конференции на платформах Zoom, Skype, Vk,
WhatsApp. Предоставляются ссылки на образовательные видеофильмы по
темам программы, бесплатных интернет-рессурсов трансляций мастерклассов и др. Идут обсуждения в группах или при конференциях. Учащиеся
самостоятельно готовят работы и высылают в группы социальных сетей.
Идет активная связь с родителями.
Основной формой образовательного процесса является занятие. Курс
сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги, игры, часы общения
по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере,
методике организаций досуга детей.
Отличительная особенность работы в объединении – неформальное
и доверительное общение между участниками образовательного процесса,
привлечение жизненного опыта, проявление творческой инициативы.
Каждое занятие носит теоретический и практический характер. При
обучении ребята ведут тетрадь-дневник вожатого, где фиксируют
необходимую информацию, составляют «банк игр», помечают на полях идеи
«инсайта», проводят собственные разработки.
Полученные навыки в период обучения по программе «Школа
вожатого», ребята будут демонстрировать при организации различных
мероприятий, мастер-классов, в качестве организаторов конкурсов и
развлечений в период работы детского оздоровительного лагеря дневного
пребывания.
Планируемые результаты и система их оценивания
По окончании программы обучающиеся будут
знать:

Особенности возрастного развития детей младшего, среднего
школьного возраста и подростков;

Нормативно-правовые основы работы вожатого;

Особенности временного детского коллектива;


Логику развития лагерной смены, методики организации
тематических дней;

Методику организации коллективно-творческих дел, малые
формы работы;

Особенности организации самоуправления в лагере;

Основы безопасности жизни и здоровья детей.
уметь:

Проектировать (планирование коллективной и индивидуальной
работы с детьми в классе, отряде, определение конкретных целей и задач,
планирование собственной деятельности);

Организовывать (организация жизнедеятельности в отряде,
организация работы в группе, координация собственной деятельности);

Сотрудничать и взаимодействовать с детьми;

Организовывать мероприятия и проводить анализ мероприятий с
детьми, анализировать собственную деятельность;

Оформлять пресс-центр, уголки, выставки, изготавливать призы
и т.д.
Формы подведения итогов
Проверка результатов образовательной деятельности проходит в
несколько этапов:
1 этап - предварительный контроль (выявляет исходный уровень
подготовки);
2 этап - текущий контроль (выявляет степень усвоения учебного
материала, уровень подготовки к занятиям, заинтересованность);
3 этап - промежуточный контроль (выявляет степень усвоения
учебного материала за первое полугодие)
4 этап - итоговый контроль
(выявляет степень достижения
результатов, закрепление знаний).
Этапы периодического контроля
Этапы
Знания, умения, навыки Форма проведения Сроки
контроля
Предварительны 
Диагностическое
Сентябр
навыки работы в
й
исследование,
ь
группе;
анкетирование,

навыки
тестовые задания
организатора группы;
(устный опрос,

владение
письменный опрос)
возможными
социальными ролями в
коллективе;

умение предъявлять
себя окружающим;

умение отстаивать
свою точку зрения и
уважать точку зрения

Текущий

Промежуточный

Итоговый

других;

умение вести
дискуссию;

организационные
основы
деятельности
вожатого;

содержательные
основы
деятельности
вожатого;

основы
оформительской работы;

игровая
деятельность в лагере;


навыки работы в
группе;

навыки
организатора группы;

владение
возможными
социальными ролями в
коллективе;

умение предъявлять
себя окружающим;

умение отстаивать
свою точку зрения и
уважать точку зрения
других;

умение
вести
дискуссию;
Полученные в течение
года умения по
пройденной программе:
 проективные;
 организаторские;
 коммуникативные;

Проект.
Октябрь
Карта
- Март
индивидуальных
достижений.
Демонстрационные:
организация
выставок,
конкурсов,
соревнований,
презентация.
Творческая книжка
учащегося.
Разработка
конкурсно игровой программы
для детей младшего
школьного возраста
(тема по выбору
учащегося)
Диагностическое
Декабрь
исследование,
анкетирование,
тестовые задания
(устный опрос,
письменный опрос)

Зачет (экзамен) - в
ходе зачета
обучающиеся
выполняют
индивидуальные
контрольные

Апрель

 аналитикорефлексивные;
 прикладные.

задания
(теоретические и
практические) в
устной или
письменной форме.
Может
осуществляться
взаимопроверка
знаний и умений в
мини-группах,
проводиться
фронтальная беседа
со всем
коллективом.
Конкурс
творческих работ.

В процессе обучения по программе учащиеся проходят итоговый
контроль знаний по пройденным разделам в формах указанных в таблице.
Учащийся получивший «зачѐт» по всем разделам имеет право на
получение удостоверения, где содержится информация о полученных
знаниях с перечнем основных тем, количеством учебных часов, отметках и
подтверждающего, что учащийся прошѐл курс учебных занятий по
подготовке вожатых и имеет право пройти практику в лагере дневного
пребывания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».