Шахматное королевство

Аннотация
на дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу
«Шахматное королевство»
разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной
бюджетной образовательной организации
дополнительного образования
Центра дополнительного образования г. Мыски
Колягина Наталья Сергеевна
Общая характеристика программы:
- данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к
программам социально-гуманитарной направленности, что нашло свое
отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических
видов деятельности;
- уровень программы: ознакомительный;
- тип программы - модифицированная составлена на основе программы
Сухина, И.Г. «Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и
тайн полны»: Учебник для начальной школы [Текст] / И.Г. Сухин. –
Обнинск: Духовное возрождение, 2017г.
- срок реализации программы- 1год;
- вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа:
учебная группа;
- возраст обучающихся: 5-7 лет и 7 – 11 лет.
Актуальность
данной
программы обусловлена тем, что
Использование шахмат позволит развивать детей в процессе игры, а игра
является ведущим видом деятельности дошкольного возраста и начальной
школы. Игра в шахматы
дисциплинирует мышление, воспитывает
сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Игра в
шахматы развивает наглядно-образное мышление в дошкольном возрасте
и начальной школе, способствует зарождению логического мышления,
воспитывает
усидчивость,
внимательность,
вдумчивость,
целеустремленность.
Цель программы: формирование общей культуры, личностного и
интеллектуального развития учащихся посредством обучения игре в
шахматы.
Задачи:
Обучающие:
 познакомить детей с первоначальными понятиями;
 дать учащимся общие сведения об элементах игры в шахматы;
 познакомить учащихся с тактическими приѐмами, применяемыми
в шахматной партии.
Развивающие:

развивать творческие способности, память, внимание ребенка;



развивать у учащихся логическое мышление;
Воспитательные:

воспитывать в ребенке уверенность в своих силах, стойкий
характер;
 прививать культуру общения у учащихся.

воспитывать у учащихся культуру работы с компьютером.
Формы обучения:
Очная:
1. Традиционная с применением современных образовательных
технологий.
2. Дистанционная, с применением дистанционных (электронных)
технологий при введении мер карантинного характера,
чрезвычайной ситуации.
Особенности организации образовательного процесса
Уровень программы: ознакомительный. Программа комплексная
состоит из 2 модулей:
1 модуль «Шахматное королевство» (дошкольники) - предназначен
для детей 5-7 лет. Учебные группы в составе 10-12 человек формируются из
воспитанников старших и подготовительных групп дошкольных
образовательных учреждений, на основе договора о сетевом взаимодействии.
Срок реализации программы 1 год
Объем: 36 часов в неделю – 1 раз в неделю по 1 часу
Продолжительность занятий - 30 минут.
2 модуль «Шахматное королевство» - Учебные группы для
учащихся 1-4 классов (7-11 лет) в составе 10-12 человек формируются на
базе Центра дополнительного образования.
Срок реализации программы 1 год
Объем: 144 часа – 2 раза в неделю по 2 часа
Продолжительность занятий - 40 минут.
Для приема детей в группу необходимо желание ребенка и
согласие родителей при отборе детей в группы, проводится собеседование, с
целью определения степени владения игрой в шахматы.
Формы организации занятий
Основной формой организации образовательного процесса
являются занятия, которые носят интегрированный, занимательный и
побудительный характер. В процессе занятий сочетается групповая и
индивидуальная работа.
Планируемые результаты и система их оценивания
Предметные результаты:
К концу обучения учащиеся будут знать:

начальное расположение фигур;

названия фигур, их ходы, правила взятия;

расположение доски, горизонтали, вертикали, диагонали, центр,
края доски;


цель игры;

правила выполнения рокировки;

превращение пешек;

ценность фигур;

понятие дебюта;

шах, мат, пат.
К концу обучения учащиеся будут уметь:

располагать правильно доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры в начальном положении;

ставить шах, мат;

правильно выполнять рокировку;

правильно выполнять превращение пешки;

уметь определять ценность фигур;

правильно разыгрывать дебют;

разыгрывать эндшпиль;

доводить партию до конца.
Метапредметные результаты: развитие памяти, пространственное
воображение, сосредоточенность, внимание ребенка, усидчивость,
целеустремленность.
Личностные результаты: активно участвует в соревнованиях,
способен
предвидеть результаты своих действий, имеет увлечение
шахматным партиям и занятиям, проявляет больше уверенности в своих
силах.
Формы подведения итогов (аттестация)
Проверка
результатов
образовательной
деятельности
осуществляется с помощью:
Текущего контроля. В процессе реализации программы осуществляется
наблюдение за качеством, выполнения заданий, упражнений.
Промежуточного контроля. Определение качества выполнения
задания, игра.
Итогового контроля. Проводятся шахматные соревнования,
анализируется участие каждого ребѐнка. В ходе игры в шахматы каждый
участник сможет проявить свои интеллектуальные возможности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».