Аннотация на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Шахматное королевство» разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центра дополнительного образования г. Мыски Колягина Наталья Сергеевна Общая характеристика программы: - данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам социально-гуманитарной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических видов деятельности; - уровень программы: ознакомительный; - тип программы - модифицированная составлена на основе программы Сухина, И.Г. «Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны»: Учебник для начальной школы [Текст] / И.Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017г. - срок реализации программы- 1год; - вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: учебная группа; - возраст обучающихся: 5-7 лет и 7 – 11 лет. Актуальность данной программы обусловлена тем, что Использование шахмат позволит развивать детей в процессе игры, а игра является ведущим видом деятельности дошкольного возраста и начальной школы. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление в дошкольном возрасте и начальной школе, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Цель программы: формирование общей культуры, личностного и интеллектуального развития учащихся посредством обучения игре в шахматы. Задачи: Обучающие: познакомить детей с первоначальными понятиями; дать учащимся общие сведения об элементах игры в шахматы; познакомить учащихся с тактическими приѐмами, применяемыми в шахматной партии. Развивающие: развивать творческие способности, память, внимание ребенка; развивать у учащихся логическое мышление; Воспитательные: воспитывать в ребенке уверенность в своих силах, стойкий характер; прививать культуру общения у учащихся. воспитывать у учащихся культуру работы с компьютером. Формы обучения: Очная: 1. Традиционная с применением современных образовательных технологий. 2. Дистанционная, с применением дистанционных (электронных) технологий при введении мер карантинного характера, чрезвычайной ситуации. Особенности организации образовательного процесса Уровень программы: ознакомительный. Программа комплексная состоит из 2 модулей: 1 модуль «Шахматное королевство» (дошкольники) - предназначен для детей 5-7 лет. Учебные группы в составе 10-12 человек формируются из воспитанников старших и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений, на основе договора о сетевом взаимодействии. Срок реализации программы 1 год Объем: 36 часов в неделю – 1 раз в неделю по 1 часу Продолжительность занятий - 30 минут. 2 модуль «Шахматное королевство» - Учебные группы для учащихся 1-4 классов (7-11 лет) в составе 10-12 человек формируются на базе Центра дополнительного образования. Срок реализации программы 1 год Объем: 144 часа – 2 раза в неделю по 2 часа Продолжительность занятий - 40 минут. Для приема детей в группу необходимо желание ребенка и согласие родителей при отборе детей в группы, проводится собеседование, с целью определения степени владения игрой в шахматы. Формы организации занятий Основной формой организации образовательного процесса являются занятия, которые носят интегрированный, занимательный и побудительный характер. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Планируемые результаты и система их оценивания Предметные результаты: К концу обучения учащиеся будут знать: начальное расположение фигур; названия фигур, их ходы, правила взятия; расположение доски, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, края доски; цель игры; правила выполнения рокировки; превращение пешек; ценность фигур; понятие дебюта; шах, мат, пат. К концу обучения учащиеся будут уметь: располагать правильно доску между партнерами; правильно расставлять фигуры в начальном положении; ставить шах, мат; правильно выполнять рокировку; правильно выполнять превращение пешки; уметь определять ценность фигур; правильно разыгрывать дебют; разыгрывать эндшпиль; доводить партию до конца. Метапредметные результаты: развитие памяти, пространственное воображение, сосредоточенность, внимание ребенка, усидчивость, целеустремленность. Личностные результаты: активно участвует в соревнованиях, способен предвидеть результаты своих действий, имеет увлечение шахматным партиям и занятиям, проявляет больше уверенности в своих силах. Формы подведения итогов (аттестация) Проверка результатов образовательной деятельности осуществляется с помощью: Текущего контроля. В процессе реализации программы осуществляется наблюдение за качеством, выполнения заданий, упражнений. Промежуточного контроля. Определение качества выполнения задания, игра. Итогового контроля. Проводятся шахматные соревнования, анализируется участие каждого ребѐнка. В ходе игры в шахматы каждый участник сможет проявить свои интеллектуальные возможности.