Аннотация на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Цветик-семицветик» разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центра дополнительного образования г. Мыски Гайноченко Елена Владимировна Общая характеристика программы: - данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам социально-гуманитарной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических видов деятельности; тип программы - модифицированная, составлена на основе программы «Цветик-семицветик» – авторы-составители Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева Н.С., Козлова И.А. «ТЦ Сфера», Москва, 2011г. и программы «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» – авторсоставитель Валиева А.Р. «Детство-пресс», Санкт-Петербург, 2006 г. - уровень программы: ознакомительный - возраст обучающихся: 5-7 лет; - срок реализации программы- 2 года. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик», направлена на преодоление дошкольниками трудностей связанных с проявлениями замкнутости, конфликтности, обидчивости и эмоциональной неустойчивости у ребенка в общении. Занятия по программе научат учащихся понимать себя и других, свое эмоциональное состояние, особенности характера, осознавать свои отношения с другими людьми и корректировать их. Педагогическая целесообразность. Программа «Цветик-семицветик» не только поможет учащимся овладеть средствами первоначального уровня коммуникации, но и убедить их в том, что между мыслями, чувствами и поведением существует тесная связь, а эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их неверным восприятием и пониманием. Новизна программы заключается в том, что в содержание программы кроме психолого-педагогических занятий, включены элементы песочной терапии. Занятия с использованием элементов песочной терапии обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Цель программы: формирование у учащихся навыков коммуникативной культуры и нравственных качеств через осознание своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений. Задачи: Обучающие: формировать у учащихся умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения; формировать у учащихся представления о различных способах коммуникации с окружающими; формировать у учащихся представления о нормах этикетного общения; формировать у учащихся представления о базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, горе, гневе, интересе. Развивающие: развивать у учащихся навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания; развивать у учащихся адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; развивать у учащихся умение различать основные эмоциональные состояния; развивать у учащихся познавательный интерес к этическим правилам и нормам. Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к окружающим людям; способствовать у учащихся вырабатыванию положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения; формировать умение учащихся общаться в игре друг с другом и со взрослыми; воспитывать у учащихся внимательное отношение и любовь к родителям, близким людям; Набор учащихся в учебные группы является свободным, для всех желающих, в том числе, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детисироты, беженцы, опекаемые), дети с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ). Добор учащихся, желающих заниматься по программе «Цветиксемицветик» среди учебного года может проводиться по желанию детей, их родителей (законных представителей). Программа ознакомительного уровня, предназначена для учащихся 5 – 7 лет Сроки реализации программы 2 года. I год обучения – 5-6 лет; II год обучения – 6-7 лет. Наполняемость учебных групп от 10 до 12 человек в каждом году обучения. Количество учащихся в группах: I год обучения – 10-12 человек; II год обучения – 10-12 человек. Режим занятий: Объем программы рассчитан на 144часа: 1 год обучения - 2 занятия по 1 часу , 72 часа 2год обучения - 2 занятия по 1 часу , 72 часа. Занятия для учащихся проводятся из расчета 1 академический час - 30 минут. Форма обучения Очная Особенности организации образовательного процесса Основной формой образовательного процесса являются занятия – аудиторные, по группам, подгруппам. В основном, организация образовательного процесса традиционная с применением современных образовательных технологий: здоровье сберегающих, и игровых. В период введения карантинных мер, чрезвычайной ситуации возможно обучение с применением дистанционных (электронных) технологий в частности по разделу программы: «Я и этикет» (10 часов). Занятия будут проводиться через Messenger WhatsApp, ВКонтакте, почта mail.ru и при необходимости таких средств видеосвязи как Skype, Zoom. Формы организации занятий Основной формой обучения является учебное занятие. Среди основных форм занятий в процессе реализации программы можно выделить: беседы; тренинги; ролевая игра; обучающая игра; практические занятия (песочная терапия); Планируемые результаты и система их оценивания По окончании I года обучения, учащиеся будут знать: простые формы приветствия; информацию о культуре жеста, возможности выражать свои мысли чувства при помощи мимики, жеста, движений, осанки, позы, эмоций; о необходимости сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношениях друг к другу; о существовании и значении индивидуальных особенностей своих сверстников; метод засыпания тонким слоем светового стола разными способами (накидывание песка, просеивание); способы рисования кулачком. По окончании I года обучения, учащиеся будут уметь: эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства; применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях; читать пиктограммы следующих эмоций: радость, грусть, испуг, интерес, удивление, горе; вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения. выражать свои мысли и чувства при помощи эмоций, мимики, жестов, движений; выбирать и насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик; выбирать и насыпать волнистые, а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик бусы; рисовать точку: маленькую, побольше и так далее (слива, яблоко, луна, солнце, а две точки рядом — уже цыплѐнок, овал и круг — цапля); рисовать несколькими пальцами симметрично; По окончании II года обучения, учащиеся будут знать: простые нормы этикетного общения; способы и средства общения (жесты, мимику, движения); о необходимости оценивания собственных поступков, чувств; основы нравственности во взаимоотношениях с родителями и незнакомыми взрослыми людьми; элементарные правила и способы рисования на световом (песочном столе) способы рисования одним пальцем (точки, линии, круги); технику насыпания, наброс песка; технику процарапывания. По окончании II года обучения, учащиеся будут уметь: формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении; адекватно реагировать на эмоционально окрашенные ситуации, уметь выражать позитивные и негативные чувства; определять степень невежливого поведения, оценивать его с позиции «вежливо-невежливо-грубо», учитывая ситуацию общения; описывать свои желания и чувства; контролировать свое поведение в общении с окружающими людьми; выстраивать композиции на световом (песочном) столе по предложенному и собственному замыслам; рисовать образ из пятна: пятно из точек - каша на тарелке, овечка (добавить овал и прямые линии); несколько пятен - дерево (добавить несколько линий). Пятно из штрихов (коротких линий) – ѐжик; насыпать контуры и выбирать предметы геометрической формы, используя несложные сюжеты: крутые повороты, молния, радуга, высокие горы; рисовать спираль: спираль раскручивать из одной точки — разворачивать и скручивать; рисовать одним пальчиком, щепотью, ребром ладони; Формы подведения итогов (аттестация) Основной формой осуществления контроля является наблюдение. В процессе обучения педагогом применяются индивидуальные и групповые формы контроля. Промежуточный контроль (аттестация) осуществляется в декабре. Форма промежуточного контроля: выполнение заданий с использованием стимульного материала (карточек). Итоговый контроль (аттестация) проводится в мае. Форма итогового контроля: выполнение заданий с использованием стимульного материала (карточек). В процессе реализации программы используются и другие формы контроля: творческие задания, участие в выставках, конкурсах.