Аннотация на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Художественная лепка» разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центра дополнительного образования г. Мыски Макурина Валентина Максимовна Общая характеристика программы: - данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам художественной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических видов деятельности; - уровень программы: базовый; - тип программы – модифицированная, разработана на основе программы Н.С. Боголюбова «Скульптура в школьном кружке», пособие для учителя рекомендовано Главным управлением школ Министерства просвещения СССР. Москва, 1980г. - вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: учебная группа, - возраст обучающихся: 9-15 лет; - срок реализации программы- 3 года. Актуальность данной программы обусловлена интересом и потребностью детей мастерить своими руками, достаточностью и доступностью природного материала. Новизна программы заключается в том, что программный материал выдается по блочно-тематическому принципу, дополняя друг друга, что способствует развитию творческих способностей учащихся и их эстетическому воспитанию. Ведущей идеей программы является развитие эстетического вкуса, художественных и творческих способностей детей не только через занятия лепкой, скульптурой, скульптурной композицией, но и развитие интереса к декоративно-прикладному творчеству. Педагогическая целесообразность образовательной программы является то что, используя один природный материал – глину, и один вид художественной деятельности – лепку, решаются разнообразные задачи: по способу создания образа (работа с натуры, по памяти и представлению, по замыслу, работа над композицией) по содержанию и тематике (работа над сюжетом, декоративная работа). Программа соответствует специфике дополнительного образования, способствует: формированию художественно-эстетического мышления; формированию ценностного отношения к традициям и обычаям своего народа; формированию личностных качеств обучающихся. Цель программы: Формирование эстетического вкуса, художественных и творческих способностей у обучающихся посредством занятий лепкой. Задачи программы: Образовательные: создать условия для привития у обучающихся интереса к лепке; научить обучающихся способам лепки и приемам декоративного оформления глиняных изделий; сформировать умение, верно передавать пропорции, пластику и форму создаваемого изделия. Развивающие: содействовать развитию мыслительных процессов (памяти, образного мышления, глазомера, точного видения, фантазии и воображения), а также мелкой моторики через способы и приемы работы с глиной; стимулировать формирование художественно-эстетического мышления. Воспитательные: способствовать формированию бережного отношения к своему и чужому труду, аккуратности, целеустремленности, трудолюбия; способствовать формированию ценностного отношения к традициям и обычаям своего народа посредством изучения истории и лепки русской народной игрушки в России; стимулировать формирование художественно-эстетического мышления. Организация образовательного процесса Данная программа базового уровня, адресована обучающимся в возрасте от 9 до 15 лет. Срок обучения три года. 1-год обучения; годовой объем 144ч; 2-занятия в неделю по 2 часа. 2-год обучения; годовой объем 216ч; 2-занятия в неделю по 3 часа. 3-год обучения; годовой объем 216ч; 2-занятия в неделю по 3 часа. В детское объединение принимаются все желающие без ограничений. Второй год обучения рассчитан на прием детей, как прошедших курс обучения первого года, так и вновь прибывших. Недостающие умения и навыки восполняются в индивидуальном порядке. Третий год обучения рассчитан на детей прошедших курс первого и второго года обучения. Наполняемость групп в зависимости от года обучения (8-10 человек). Особенности организации образовательного процесса Форма обучения Очная (традиционная и дистанционная) с применением дистанционных (электронных) технологий (в период сложной эпидемиологической обстановки). Формы проведения занятий Основные способы и формы работы с детьми, которые планируются – индивидуальные и групповые, практические и теоретические. Основной формой образовательного процесса является учебное занятие. Организации образовательного процесса строится на применении групповой, индивидуальной и коллективной форм работы с обучающимися. Для успешной реализации программы, активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на занятиях используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы, метод контроля и самоконтроля. По завершению полного курса обучения по дополнительно общеобразовательной программе «Художественная лепка» обучающийся будет: Иметь представление: О декоративно прикладном искусстве и его роли в народной культуре. О строении, пропорциях человеческого лица, головы и фигуры. О динамике движения в скульптуре. Знать: Назначение декоративно прикладного искусства. Виды рельефов. Приемы декоративного оформления изделий. Простые приемы стилизации. Основные законы построения композиции. Уметь: Свободно использовать все способы лепки и приемы декоративного оформления в своей работе. Выполнять декоративные работы с учетом предъявляемых к ним требованиям: красота, лаконичность, простота, польза. Применять на практике приемы стилизации. Передавать строение человеческого лица, головы, фигуры. Строить одно – двух плановую композицию. Выполнять творческие работы по декоративной лепке и скульптуре. Свободно владеть кистевой росписью. Формами оценки результативности по итогам реализации дополнительной образовательной программы являются: текущий контроль по основным базовым темам с целью выявления положительных и отрицательных результатов учебного процесса. Для этого используются разнообразные виды контроля: практические упражнения, вопросники, карточки задания, тесты, наблюдение педагога. итоговый контроль - подведение результатов за пройденный период программы. Формами итогового контроля являются рабочие, тематические и итоговые выставки творческих работ обучающихся, а также участие обучающихся в муниципальных, областных, международных конкурсах и выставках декоративно - прикладного искусства.