Аннотация на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Живой мир» разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центра дополнительного образования г. Мыски Зеленкова Ксения Александровна Общая характеристика программы: - данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам естественнонаучной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических видов деятельности; - уровень программы: ознакомительный; - тип программы - модифицированная, составлена на основе программы «Живой мир» - авторского коллектива Центра образования «Дом природы и техники» г. Анжеро-Судженска, под руководством Т. Ф. Уколовой, 2005г. - вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: детское объединение, состоящее из детей дошкольных образовательных организаций города. - возраст обучающихся: 5-7 лет; - срок реализации программы- 2 года. Актуальность данной программы определена направленностью на решение проблем экологического воспитания дошкольников, способных осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющих жить в относительной гармонии с природой. Новизна программы заключается в том, что у обучающихся должны формироваться не только соответствующие знания и умения, но и определенные качества личности. Поэтому программа разработана и реализуется по 3 направлениям: 1. Естественно-научное направление, целью которого является передача суммы знаний об окружающем мире, основанное на толковании термина «экология» как науки о взаимосвязях в природе. 2. Направление эмоционально – чувственного развития детей, целью которого является обучение детей умению восхищаться окружающим миром, тонко чувствовать красоту и гармонию природы и выражать свое отношение с помощью приемов и способов. 3. Эколого – валеологическое направление, главные цели которого – пробудить в детях чувство родства со всеми живыми существами Земли. Дать представление о сложности строения и функционирования любого организма как равновесной природной системы, внушить уважение к своему собственному организму, научить детей заботиться о своем здоровье, дать им возможность задуматься о своем месте среди других обитателей нашей планеты. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что детство - лучшее время для пробуждения в душе ребенка чувств, знаний, понимания и убеждений которые могут стать первым звеном в формировании мировоззрения. Цель программы: формирование человека нового типа с новым экологическим мышление, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Задачи программы: Обучающие: показать детям важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека; подвести учащихся к пониманию того, что взрослые и дети, это тоже часть природы; Развивающие: подвести детей к осознанному пониманию ценности природы; совершенствовать эмоциональную сферу личности, культуру восприятия учащихся; развивать познавательную деятельность, образное, творческое мышление учащихся; формировать эмоционально-волевую сферу личности, культуру общения и поведения учащихся; Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся желания бережно относиться к своему здоровью; воспитывать у учащихся бережное, экономичное отношение к природным ресурсам; воспитывать у учащихся понимание необходимости правильного поведения в природе. Условия реализации программы: Программа предназначена для детей в возрасте 5 - 7 лет. Срок реализации образовательной программы – 2 года. Объем: 1 год обучения - 36 часов; 2 год обучения - 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут. Форма обучения Очная: 1. Традиционная на основе сетевого взаимодействия. 2. дистанционная с применением (электронных) образовательных технологий Для реализации программы необходима как очная форма обучения, так и с применением дистанционных образовательных технологий в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией. При дистанционном обучении с учащимися и родителями проводятся консультации в Skype, WhatsApp, YouTube, материалы размещаются на сайте Центра дополнительного образования и учащиеся выполняют творческие задания. Предоставляются ссылки на образовательные видеофильмы по темам программы, бесплатных Интернет-ресурсов трансляций мастерклассов и др. Форма проведения занятий Основными формами занятий в образовательном процессе по реализации программы являются: дидактические игры, игры, направленные на решение конкретных экологических ситуаций, практические занятия: наблюдение за животными живого уголка, наблюдения за комнатными растениями. Требования к уровню знаний и умений К концу первого года обучающиеся могут знать: объекты живой природы; объекты неживой природы; зависимость объектов живой природы от неживой природы; круговорот воды в природе; значение воды и воздуха для живой природы. уметь: отличать объекты живой и неживой природы. К концу второго года обучающиеся могут знать: свойства песка и глины; значение почвы для растений и животных; разнообразие растительного мира и значение растений для всех живущих; связь животного и растительного мира в природе и взаимосвязь их с неживой природой; о необходимости защищать и охранять природу; правила поведения в природе; уметь: отличать песок, глину от почвы; отличать дерево, кустарник, траву; определять травоядных и хищных животных; объяснять важность и взаимосвязь неживой и живой природы; бережно относиться к природным объектам и правильно себя вести. Формы подведения итогов реализации программы Контроль образовательной деятельности проходит в два этапа: 1 этап – промежуточный контроль. Осуществляется посредством проведения викторин; устных опросов; выполнение заданий на индивидуальных карточках, дидактические игры. 2 этап – итоговый контроль. Проведение массовых конкурсно-игровых мероприятий. В процессе реализации программы осуществляется педагогический мониторинг по направлениям: «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы», «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм», «Творческие достижения учащихся»