Аннотация на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Дизайн игрушки» разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центра дополнительного образования г. Мыски Колмогорова Наталья Александровна Общая характеристика программы: - данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам художественной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических видов деятельности; - уровень программы: углубленный; - тип программа модифицированная, составлена на основе «общеобразовательной программы «Мягкая игрушка», Шиловской И.В., ГБОУ ДОД «ДДТ», 2012г. - вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: учебная группа; - возраст обучающихся: 11-14 лет; - срок реализации программы- 2 года. Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами учащихся и их родителей в углубленном изучении возможностей текстиля, через реализацию своих творческих амбиций, путем создания авторской работы. Современные подходы образования предполагают наличие у ребенка не только устойчивых теоретических и практических знаний и навыков, но и способность к творчеству, умение креативно мыслить. Это позволяет находить оригинальные решения сложных проблем, способствует профессиональному росту в будущем, создает ситуацию успеха. Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в использовании новых оригинальных технологий путем создания авторских мини-проектов, и создании индивидуальных творческих работ. Новизна программы обуславливается углублѐнным уровнем изучения, ориентацией на детей, которые прошли обучение по программе «Мастерская Барби», либо детей которые имеют определенные знания и навыки основ швейного дела (основные ручные швы, навыки работы на швейной машине с электрическим приводом.) Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что способствует развитию индивидуальных творческих способностей, эстетического вкуса учащихся. Научиться видеть прекрасное в окружающем и реализовать себя, пробуя свои силы в разных видах декоративноприкладного творчества. Цель: развитие творческого потенциала учащихся, расширения возможностей для самореализации личности ребенка, через создание авторской игрушки. Задачи: 1.Обучающие: 1. Дать детям основные навыки работы с тканью, мехом, ватой, пластиком и другими материалами. 2. Освоить основные швы, необходимые для пошива мягких игрушек. 3. Освоить с учащимися алгоритм изготовления мягких игрушек. 4. Обучить учащихся рациональному использованию материалов. 5. Формировать у детей индивидуальный стиль при создании игрушки. 2. Воспитательные: 1. Формировать у детей практические трудовые навыки в процессе обучения и воспитания привычки точного выполнения правил трудовой культуры. 2. Расширять и обогащать практический опыт детей, знакомство с мастерами авторской игрушки и их творчеством. 3. Воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность в работе, вырабатывать терпение, усидчивость, сосредоточенность. 4. Воспитывать в учащихся личностно-значимых, коммуникативных качеств, через общение в коллективе. 5. Формировать у детей эстетический вкус. 6. Формировать у детей положительного отношения к труду и творчеству, стремление доставить окружающим радость и получить от этого моральное удовлетворение. 7. Воспитывать у детей бережное отношение к инструментам, приспособлениям и материалам. 3. Развивающие: 1. Развивать творческую активность ребенка путем самостоятельной постановки и решения творческой задачи (реализации задуманного образа). 2. Развивать в учащихся фантазию, воображение, творческое, техническое и художественное мышление, конструкторские способности. 3. Развивать у детей повышенный интерес к прикладному творчеству. 4. Формировать в ребятах потребность к творческой активности, потребности трудиться индивидуально, в паре, группе, умение распределять трудовые задачи между собой. уровня, является преемственной дополнительной образовательной программы «Мастерская Барби» и последующей ступенью комплексной программы школы «Дизайн моды», однако может реализовываться самостоятельно, рассчитана на учащихся 11-14 лет. Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями. Количество часов может добавляться за счѐт другой темы в зависимости от задач, которые корректируются в течение года. Формирование групп осуществляется в начале учебного года, согласно Устава МБОО ДО ЦДО, санитарно-эпидемиологических правил и требований к наполняемости детских объединений. Зачисление в учебную группу производится на основании письменного заявления родителей или законных представителей. Особо отмечается охват особых категорий детей: дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, беженцы, опекаемые). Для детей, не прошедших курс обучения по программе «Мастерская Барби», проводится диагностирование знаний и умений учащихся, осуществляется в начале учебного года в виде устного опроса детей, наблюдения педагога с целью определения индивидуальной траектории освоения программы. Сроки реализации программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дизайн игрушки» рассчитана на два года обучения. Обучение ведется в группах по 10-12 человек, это необходимо для контроля и индивидуальной работы с каждым учащимся. Формы и режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Объем занятий в год составляет: 1 год обучения - 216 часов. 2 год обучения – 216 часов. Основной формой организации образовательного процесса являются занятия, которые проводятся в очном режиме, и в режиме с применением дистанционных образовательных технологий в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией. Особенности организации образовательного процесса: Традиционная. Дистанционная с применением дистанционных (электронных) технологий. Форма обучения Очная игровая (игра, конкурс); групповая; индивидуальная. подгруппы В каникулярные мероприятия допускается применение дистанционных образовательных технологий для проведения образовательной деятельности («Знакомство с мастером…», посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, мастер-классы, консультации). Электронное обучение предполагает подбор образовательных, развивающих материалов направленных на расширение знаний и умений учащихся в предметных областях по темам программы: «Медвежья история» история игрушки медведя, «Законы классики» пропорциональное строение частей игрушки, «Секреты раскроя», консультации по вопросам учащихся и их родителей (законных представителей), варианты диагностических заданий. Расписание запланированных занятий, мероприятий для учащихся с применением дистанционных образовательных технологий, доводят до сведения родителей (законных представителей) и размещают на официальном сайте Центра. Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную. Каждое занятие по темам программы, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя выполнение задания: графических зарисовок эскиза, построения лекал, костюмов, орнаментов, одежды для игрушки или непосредственно отшивание деталей, создание индивидуального творческого продукта. Методы организации образовательного процесса используются в зависимости от познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала: Словесный: (объяснение, беседа, диалог, диспут, защита творческой работы, «мозговой штурм») Наглядный метод (показ образца, работа с фото и видео материалами) Метод проектов (разработка и защита творческого продукта) Метод практической работы (упражнения, изделия) Метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, объяснение основных понятий) Метод стимулирования и мотивации Метод контроля и самоконтроля (устный опрос, наблюдения, практическое задание). Метод самоконтроля оценки на занятиях играет большую роль, где обучающийся оценивает свою деятельность самостоятельно. Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями. Количество часов может добавляться за счѐт другой темы в зависимости от задач, которые корректируются в течение года. Родительские собрания проводятся в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май). Консультации для родителей проводятся согласно их запросам. Планируемые результаты и система их оценивания К концу первого года обучения будут: Знать: 1. Правила трудовой культуры 2. Основные навыки работы с тканью, мехом. 3. Алгоритм изготовления мягкой игрушки Уметь: 1. Уметь рационально использовать материал. 2. Проявлять творческую активность, путем самостоятельной постановки и решения творческой задачи (реализации задуманного образа) 3. Проявлять повышенный интерес к прикладному творчеству. Владеть: 1. Владеть основными швами, необходимые для пошива мягких игрушек. 2. Практическими трудовыми навыками в процессе обучения и воспитания 3. Трудолюбием, аккуратностью в работе, терпением, усидчивостью, сосредоточенностью. 4. Коммуникативными качествами, через общение в коллективе. К концу второго года обучения будут знать: 1. Знать технологию изготовления мягких игрушек. 2. Знать основные методы работы с пластичными материалами, полимерной глины, пластика (запекаемый и самозатвердевающий). Уметь: 1. Проявлять индивидуальный стиль при создании игрушки. 2. Пробуждать фантазию, воображение, творческое, техническое и художественное мышление, конструкторские способности. 3. Трудиться индивидуально, в паре, группе, умение распределять трудовые задачи между собой. 4. Применять смешанные техники в авторской работе. Владеть: 1. Практическим опытом, через знакомство с мастерами авторской игрушки и их творчеством. 2. Положительным отношением к труду и творчеству, стремлением доставлять окружающим радость и получать от этого моральное удовлетворение. Для оценки результативности знаний и умений проводится аттестация: промежуточная и итоговая. Промежуточная (декабрь) и итоговая (май) проводится 1 раз в учебном году во втором полугодии. Текущий контроль (определить степень усвоения учебного материала) Осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка, само- и взаимоконтроль. Промежуточный контроль (по окончании первого полугодия); выполнение творческой работы по классической выкройке. Итоговый контроль (на конец года). Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Для проверки планируемых знаний, умений и навыков используется: Метод устного контроля (индивидуальный опрос, собеседование); Метод письменного контроля (практическая работа, карточки с заданием, индивидуальные задания, участие в выставках.) Метод наблюдения. В процессе реализации программы осуществляется педагогический мониторинг по направления: «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы» «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм» (Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им ДООП) Творческие достижения учащихся д/о (внутри учреждения, на муниципальном, областном, всероссийском, международных уровнях)