Аннотация на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Арт вундеркинды» разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центра дополнительного образования г. Мыски Тищенко Любовь Валерьевна Общая характеристика программы: - данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам художественной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических видов деятельности; - уровень программы: базовый; - тип программы - модифицированная, разработана на основе программы «Цветовушка» Цыгановой А.И. преподавателя изобразительного искусства, заведующей художественным отделением МОУСОШ №4 г. Печоры, на базе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР, 1981г. - вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: учебная группа. - возраст обучающихся: 7-12 лет; - срок реализации программы- 3 года. Актуальность программы определена потребностями и интересами обучающихся, их родителей и дает возможность одаренному ребенку формировать в себе «культуру творческой личности». Педагогическая целесообразность специализированной программы «АРТ - Вундеркинды» обусловлена направленностью на развитие визуального мышления (фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности) школьников в условиях дополнительного образования, (художественная студия Центра дополнительного образования «АРТ - Ландия»). Преимущества данной программы перед аналогичными программами заключается в том, что осуществляя принцип последовательности в обучении декоративной изобразительной деятельности, программа показывает эффективные пути и методы обучения детей креативному, объемнопространственному мышлению и дает им возможность пробуждения интереса к художественной деятельности и самоопределения в данной области. Новизна данной программы заключается в использовании в процессе образовательной деятельности проектной и информационно коммуникационных технологий. С помощью, которых обучающиеся знакомятся с реальной работой художников-дизайнеров, исследуют форму, экспериментируют со свойствами изобразительных материалов, технологиями, учатся вести исследование доступных им проблем. Развивают умение ставить перед собой задачу и осуществлять еѐ выполнение, используя полученные на занятиях знания при разработке и реализации творческих проектов, что способствует осмысленному подходу к выбору профессии в будущем. Цель программы: Развитие творческих способностей обучающихся в декоративно-изобразительном искусстве, прикладном дизайне и самоопределение в области художественной деятельности. Задачи программы: Обучающие: познакомить учащихся с простейшими законами декоративной композиции, колористики, стилизации, трансформации; учить детей умело использовать приобретенные знания; познакомить учащихся с произведениями признанных мастеров декоративного, изобразительного искусства. Воспитательные: формировать у учащихся устойчивый интерес к художественной деятельности, мотивацию к познанию, саморазвитию; воспитывать у учащихся активное эстетическое отношение к действительности, миру вещей, искусству, к истокам русской культуры, национальным традициям; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки учащихся ; воспитывать деятельную, уверенную в себе личность через процесс творческой самореализации; Развивающие: развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость к окружающему миру; развивать у учащихся изобразительные способности, образное, объемно - пространственное и абстрактное мышление, художественный вкус; развивать у учащихся интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения своих чувств и замыслов; развивать коммуникативные способности детей. Программа предназначена детям с особыми образовательными потребностями (одаренным) в возрасте 8-12 лет. Группы в составе 12-20 человек. Набор детей свободный, для всех желающих, в том числе, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (детисироты, беженцы, опекаемые), дети с особыми образовательными потребностями (одаренные дети). 1 год обучения группы формируются из всех желающих заниматься декоративным рисованием. 2 год обучения предполагает некоторое уменьшение количественного состава по желанию родителей и детей (отчисляются дети, не проявляющие интерес к изобразительной деятельности). Группы формируются в соответствии с расписанием в школе, (фактический переход детей из одной группы в другую). 3 год обучения Группы формируются в соответствии с расписанием в школе, (фактический переход детей из одной группы в другую). Срок реализации программы 3 года. Занятия по всем годам обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Количество часов в неделю 4 часа, 144 часа в год. Форма обучения Очная (Дистанционная с использованием (электронных) дистанционных технологий в период сложной эпидемиологической обстановки) Особенности организации образовательного процесса: В основном организация образовательного процесса традиционная с применением современных образовательных технологий, таких как проектная технология, при необходимости (карантинные меры, введение чрезвычайной ситуации и т.д.) возможно обучение с применением дистанционных (электронных) технологий по следующим темам: 1 год обучения «Развитие стилизационного мышления» (24 часа) 2 год обучения «Развитие цветового восприятия» (24 часа) 3 год обучения «Развитие композиционного мышления» (24 часа) Занятия будут проводиться через Messenger WhatsApp, ВКонтакте, почта mail.ru и при необходимости таких средств видеосвязи как Skype. Формы организации занятий Основной формой обучения является учебное занятие. Учебные занятия включают теоретический блок подачи учебного материала и практический блок. Успешное решение задач программы достигается путѐм изучения блока теоретических разделов с учѐтом постоянной нацеленности на практическую реализацию полученных знаний и навыков. Среди основных форм занятий в процессе реализации программы можно выделить: лекция с элементами беседы; экскурсии (виртуальные); практическое занятие, в том числе и дистанционные; участие в акциях, фестивалях, конкурсах, выставках; Для успешного обучения и развития творческих способностей, учащихся, программой предусмотрено: предоставление учащемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы и свободном выборе материала, в рамках заданной темы; система постепенно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми учащимися; в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент; создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия; создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. Учащимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в декоративной графике. Основные теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Задания простроены таким образом, что обучающиеся используют знания, полученные ранее, происходит повторение и отработка навыков пройденного материала. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Методы обучения на учебных занятиях используются в зависимости от характера познавательной деятельности обучающихся при усвоении изучаемого материала: словесные методы: беседа, обсуждение: рассказ, дискуссия; наглядные методы: демонстрация иллюстраций, мультимедийных презентаций, технологических карт, творческих работ воспитанников т.д. практические методы: упражнения. При организации образовательного процесса в рамках программы широко используется методики: проблемного обучения, когда педагог ставит перед учащимися проблему и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки; проектной деятельности, при которой изучение темы строится как работа над тематическим творческим проектом: краткосрочным (2-4 занятия); долгосрочным (в течение года). В процессе работы над проектом дети сами формулируют на доступном уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию выполнения, конечным продуктом проекта, являются: картина, иллюстрированный альбом. Подведение итогов проводится в форме презентации творческих работ (выставка). Планируемые результаты и система их оценивания По окончании первого года учащиеся знают: знание и использование профессиональных терминов: орнамент; аппликация, силуэт, пятно; последовательность построения отдельных предметов, композиции; имеют представление об особенностях реалистического, декоративного и абстрактного изображения; разнообразие выразительных средств: цвет, линия; умеют: пользоваться графическими материалами и инструментами; различать и декоративно передавать в рисунке ближние и дальние предметы; решать творческие задачи на уровне импровизаций или на основе собственного замысла. По окончании второго года учащиеся знают: знают признанных мастеров, виды и жанры произведений декоративного изобразительного искусства; свойства цвета; простейшие законы колористики; умеют: работать в любой цветовой гамме, добиваясь тональной и цветовой градации при передаче объѐма предметов; сознательно выбирать средства выражения своего замысла; решать творческие задачи на уровне импровизаций или на основе собственного замысла. По окончании третьего года учащиеся знают: и используют профессиональные термины: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, перспектива; простейшие законы композиции; знают признанных мастеров декоративного изобразительного искусства. умеют: работать разными художественными материалами: гуашь, фломастеры, цветные карандаши, масляная пастель; сознательно выбирать средства выражения своего замысла; решать творческие задачи на уровне импровизаций или на основе собственного замысла; обладают объемно-пространственным мышлением; Формы подведения итогов (аттестация) Проверка результатов образовательной деятельности проходит в два этапа: 1 этап - промежуточный контроль. Осуществляется посредством наблюдения, за творческой деятельностью учащихся на каждом занятии и выполнения творческой работы по заданной теме. 2 этап - итоговый контроль. Выполнение творческой работы по заданной теме. Текущие и итоговые творческие работы представляются на выставках и конкурсах различного уровня. Это воспитывает у учащихся ответственность за качество своей работы. В процессе реализации программы осуществляется педагогический мониторинг по направлениям: «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы»; Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения ДООП: «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм»; Творческие достижения учащихся.