Волшебная палитра дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленность: художественная уровень программы: базовый адресована учащимся 10-16 лет срок реализации 2 года Разработчик Чернова Светлана Валентиновна, педагог дополнительного образования Мысковский ГО 2024 2 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка (направленность программы, нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной программы, новизна программы, актуальность программы, педагогическая целесообразность, цель и задачи программы, уровни сложности программы, отличительные особенности программы, возраст учащихся с особенностями приема, объем и сроки освоения программы, формы и методы организации занятий, особенности организации образовательного процесса, режим организации занятий, планируемые результаты освоения программы и система их оценивания, формы аттестации) Программа первого года обучения Учебно-тематический план первого года обучения Содержание программы первого года обучения Программа второго года обучения Учебно-тематический план второго года обучения Содержание программы второго года обучения 2. Комплекс организационно-педагогических условий Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Материально-техническое обеспечение общеобразовательной программы 3 3 14 16 18 22 23 25 28 28 29 Список литературы для педагога Список литературы для учащихся и родителей 3. Приложения Словарь терминов Мониторинговая программа Контрольно-измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 30 31 32 32 38 51 Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 63 3 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует воспитать эстетически. Ф. Шиллер. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная палитра» художественной направленности, модифицированная, составлена на основе типовой программы «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» М.: «Мозаикасинтез» 1997 год, утвержденной Министерством образования Российской Федерации. Программа составлена в соответствии с нормативными документами: Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р); Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с "Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий"). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". 4 Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации". Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 22 сентября 2021 г. N 652н); Локальные акты МБОО ДО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности. Актуальность программы такова что, во все времена изобразительное творчество является одним из любимых занятий детей, так как рисовать любят все дети: они берутся за карандаш даже тогда, когда их никто к этому не побуждает и активно выражают свое опосредованное восприятие мира на бумаге. С помощью рисования у ребенка развивается наблюдательность, точность и внимательность в изображении, зрительная память, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его, развивается образное восприятие мира, закладываются основы графической грамотности. И учитель здесь выступает как помощник «открыть глаза» на видимый мир, реализуя основной методический принцип программы – одухотворение природных явлений. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решать ключевую проблему: повышение уровня внутренней культуры и формирование личности ребёнка, её гармонизации в контексте общечеловеческой культуры. Программа отвечает запросам подростков и удовлетворяет их интересы в области искусства, организации содержательного досуга, умение постоянно совершенствовать свое мастерство в контексте общей идеи, воспитание самостоятельности, инициативности. Новизна данной программы заключается в том, что программа содержит несколько большее количество заданий, чем это может выполнить «средний» ребенок. Так как преподаватели, работающие с маленькими художниками, знают, что одни дети работают очень быстро, а другим необходимо достаточно длительное время, поэтому, чтобы не оставались работы не завершенными количеством часов можно варьировать, при этом, не ограничивая «быстрых» детей в количестве упражнений. Спектр упражнений, собранных в систему программы, содержит важный фактор – интерес. Многие задания имеют динамику роста восприятия с возрастом и повышение умений с опытом. Синтез трех «китов» лежит в основе упражнений: развитие образного мышления, эмоционального развития (возникновение эмоции в процессе работы и доведение работы до максимальной образности), развитие мозговой (логической) деятельности. 5 В течение обучения дети осваивают возможные виды художественнотворческой деятельности (конструктивной, изобразительной, декоративной) и приобретают первичные навыки работы с гуашью, акварелью, акриловыми красками, цветными карандашами, восковыми мелками, углем, тушью, пастелью, цветной бумагой). Многообразие форм работы помогает понять кто больше «график», «живописец» или «архитектор». Уже в конце первого года обучения дети ориентируются в тепло-холодности цвета (грустные, веселые краски), в названиях цвета, образованного при смешивании, в характере линий (добрая, злая), имеют навыки работы с различными материалами. Отличительной особенностью данной программы является построение по блоко-тематическому принципу. Дисциплины «Рисунок», «Живопись», «Композиция» и «Декоративно-прикладное искусство», объединенные в область «Изобразительное искусство», в учебном процессе являются ведущими. Дополняя друг друга, они изучаются взаимосвязано, что содействует развитию творческих возможностей учащихся и их эстетическому воспитанию. Разделы программы или тематические подразделы-блоки можно чередовать или менять местами, так же возможно делать сквозными. Тематические подразделы-блоки живописи знакомят детей с цветом, с их свойствами и выразительными возможностями, с эмоциональной характеристикой цвета. Учатся видеть всю красоту сочетания цветов и оттенков; формируют умения и навыки в использовании акварели, гуаши, акриловых красок. Тематические подразделы-блоки рисунка знакомят детей с художественным языком рисунка: линия, штрих, пятно, точка. Формируют навыки в различных техниках рисования. Тематические подразделы-блоки композиции знакомят детей с принципами, приемами и средствами композиции; учат зарисовывать композиционные схемы; формируют умения и навыки в составлении художественной композиции. Темы на образы подводят к пониманию серьезных понятий (композиционных средств) таких как доминанта цвета (формы), колорит, движение, равновесие, ритм, композиционный центр, соподчинение, цельность и неделимость композиционных частей, начальное понятие перспективы. Тематические подразделы-блоки декоративно-прикладного искусства знакомят детей с многообразием и красотой народных промыслов России, традициями и стилевыми особенностями изобразительного искусства народного творчества; формируют умения и навыки в составлении декоративной композиции. Программа содержит систему упражнений, где ребенок – художник наблюдает за природой и в творчестве выражает свое видение происходящих в ней явлений. Мир природы проступает как предмет пристального изучения 6 и как средство эмоционально-образного воздействия на дальнейшую творческую деятельность воспитанников. Цель программы – формирование знаний о различных видах изобразительной деятельности, развитие творческих способностей детей через воплощение художественного замысла. Задачи Обучающие: 1. Обучать детей основам образного языка рисования с натуры, по памяти по воображению: научить видеть, понимать и изображать форму на плоскости; обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции. 2. Познакомить учащихся с возможностями материалов, используемых в художественной практике (уголь, тушь, пастель, акварельные карандаши, цветная бумага, гуашь, акварель, акриловые краски). Для развития мелкой моторики использовать такие приспособления как циркуль, лекало, папьемашевая масса. 3. Познакомить учащихся с начальными знаниями цветоведения (теплые и холодные цвета, основные и производные цвета, гармоничное сочетание цветов, цветовой контраст, монохромность и полихромность, светлота (легкие и тяжелые цвета), колорит). 4. Дать учащимся начальные знания правил, понятий, средств композиции: доминанта цвета (формы), движение, равновесие, ритм, композиционный центр, не делимость и цельность композиционных частей, понятие перспективы. 5. Познакомить учащихся с техническими приемами: наложение красочного слоя для гуашевой техники, акварельной техники мазка, особенностями акриловых красок, клеем, ножницами и лекало. 6. Познакомить учащихся с миром красоты узорочья в цветочной росписи и декоративно-сюжетных композициях. Развивающие: 1. Развивать у учащихся объемно-пространственное мышление и чувство формы (ее конструктивные и индивидуальные особенности). Правильно передавать в работе строение, пропорции и форму изображаемых предметов. 2. Развивать у учащихся способность видеть и изображать форму во всем многообразии ее цветосветовых отношений. Обучать мыслить пластическими образами. 3. Развивать у учащихся навыки ручной работы с различными материалами и в различных техниках; 4. Развивать у учащихся способность фантазировать, творчески мыслить и конструировать. 7 Воспитательные: 1. Эстетически воспитывать учащихся, формировать их духовную культуру и потребность постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художника. 2. Формировать нравственно-эмоциональную отзывчивость учащихся на прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в произведениях искусства. Программа базовая, предназначена для детей от 10 до 16 лет, обучение в группе в составе 10-12 человек. Набор в разновозрастные группы проводится по заявлению родителей. Добор учащихся в группы производится с учетом возраста на любом этапе реализации программы по заявлению родителя или законного представителя. Объем курса Срок обучения 2 года и состоит из следующих этапов: 1. ознакомительный, 1 год обучения; 2. базовый, 2 год обучения; Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный дифференцированный подход к учащимся в каждой возрастной группе. в первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа; объем занятий в год составляет 216 часов. В группы первого года обучения принимаются все желающие. второй год обучения рассчитан на детей, прошедших курс первого года, а также могут поступать и вновь прибывшие после специального опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются в индивидуальном порядке. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа; годовой объем занятий составляет 216 часов. Занятия носят преимущественно практический характер. На теоретическую работу отводится примерно 20% учебного времени. Художественная деятельность учащихся на занятиях осуществляется через разнообразные виды и формы: изображение на плоскости, в объеме, с натуры, по памяти, по представлению, обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, индивидуальной работы в творческом объединении, изучение художественного наследия, подбор иллюстративного материала к изучаемым темам. Дети применяют различные технические приемы и виды практической деятельности, сочетая в практической деятельности индивидуальную и коллективную формы работы. При выполнении декоративных работ большое значение придается соблюдению детьми правил техники безопасности, вопросам охраны и гигиены труда, обеспечению безопасных условий работы, противопожарным мероприятиям. 8 Особенности организации образовательного процесса Форма обучения очная. Формы проведения занятий основные способы и формы работы с учащимися, которые планируются – индивидуальные и групповые, практические и теоретические. Ведущей формой обучения практикуется учебное занятие. 1. по ознакомлению учащихся с новым материалом; 2. по обобщению и систематизации изученного материала; 3. по выработке и закреплению умений и навыков; 4. проверки знаний и разбора выполненных работ; 5. комбинированные учебные занятия. Так как программой предусмотрены групповые и индивидуальные занятия, то работа в группе в основном направлена на совместную творческую деятельность детей, а индивидуальные занятия проводятся с целью создания ситуации успеха или для выравнивания уровня знаний у детей, которые в силу каких-либо особенностей отстают от своих сверстников. Индивидуальный подход повышает заинтересованность ребёнка в конечном результате, так как он делает свою работу для признания окружающими его мастерства. Дистанционная форма обучения с применением дистанционных (электронных) технологий осуществляется в период карантина. Она предполагает подбор образовательных материалов, направленных на освоение знаний и умений учащихся по темам программы (карточки с заданиями, видео файлы к ним, домашние задания, ссылки на ресурс в интернете, онлайн встречи, мастер-классы, презентации). Расписание запланированных занятий, мероприятий для учащихся с применением дистанционных образовательных технологий, доводится до сведения родителей (законных представителей) через WhatsApp и размещение на официальном сайте Центра. Методы и приёмы обучения основаны на сознательных и активных действиях обучающихся. Для организации осуществления учебной деятельности используются следующие методы: Словесный метод базируется на беседах, индивидуальных и коллективных практических упражнениях, представляющих собой неоднократное обращение в течении одного занятия к тем или иным аспектам для выполнения более сложных заданий: Визуальный анализ Беседа, обсуждение Наглядный метод обучения позволяет эффективно работать с наглядным, иллюстративным, видео и фотоматериалами; Объяснительно-наглядный метод или репродуктивный, проблемное изложение (по характеру познавательной деятельности); Метод самостоятельной работы; Метод контроля и самоконтроля. 9 Для активизации познавательной и творческой деятельности используются методы стимулирования и мотивации: Обеспечение благоприятной атмосферы в коллективе; Доброжелательность со стороны педагога; Одинаковое педагогическое внимание всем учащимся; Отказ от высказывания оценок и критики в адрес учащихся; Поощрение оригинальности исполнения; Предоставление учащимся возможности задавать вопросы, вести диалог, беседу по решению поставленной задачи; Занимательность, новизна учебного материала. Планируемые результаты и система их оценивания Планируемые результаты усвоения программы можно оценить в трёх уровнях: освоение теоретического и практического материала; применение полученных навыков в жизни; внутренняя потребность в совершенствовании, перешедшая в привычку. Планируемый результат первого года обучения. К концу первого года обучения дети будут знать: правила пользования карандашом, кистью; виды изобразительной деятельности; названия основных и составных цветов; значения терминов: краски, палитра, линия, пятно, композиция, силуэт, локальный цвет, воздушная перспектива, орнамент; названия техник рисования: «по-сырому», «лессировка», «монотипия», «кляксография»; уметь: пользоваться профессиональными терминами. пользоваться инструментами: карандашами, кистью; использовать в работе приемы: различный нажим карандаша, разведение красок водой, белилами, одноразовое и многоразовое покрытие; полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; подбирать краски с настроение рисунка; смешивать краски для получения нужного цвета и оттенка; использовать различные материалы и техники в своих работах. понимать и уметь изображать объекты, соблюдая их пропорции и формы; передавать их индивидуальные особенности. Планируемый результат второго года обучения. К концу второго года обучения дети будут знать: виды изобразительного искусства; 10 жанры изобразительного искусства (живопись, графика, пейзаж, натюрморт); особенности художественных материалов, применяемых в изобразительной деятельности; значения терминов: набросок, эскиз, коллаж, макет, граттаж, батик, гризайль, художественная роспись; разнообразие выразительных средств: свет, цвет, линия, объем, композиция; названия основных, составных и дополнительных цветов, хроматических и ахроматических цветов; понятия: цветовой круг, спектр, цветовые ряды; понятия: композиционный центр, доминанта, контраст, ритм; уметь: пользоваться профессиональными терминами. работать в определенной цветовой гамме; добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы; зарисовывать композиционные схемы; владеть процессом стилизации реальных природных форм, уметь создавать тематические композиции; понимать и уметь изображать объекты, соблюдая их пропорции и формы; передавать их индивидуальные особенности с натуры, по памяти и представлению. Планируемый метапредметные результаты 2 лет обучения: умение планировать свои действия; умение осуществлять пошаговый контроль в своей творческой деятельности; умение адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими. Планируемый личностные результаты 2 лет обучения: В учащихся будут заложены: основы познавательного интереса к художественному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; основы социально ценных личных и нравственных качеств: трудолюбие, целеустремленность, организованность, уважение к чужому труду, инициативность, желание помогать другим; умения реализации творческого потенциала в собственной творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне. Условиями успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная палитра» являются: 11 организационные: развитие творческого и профессионального потенциала педагога; наличие материально-технической базы и учебно-методического комплекса; соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности. социально-педагогические: создание благоприятного микроклимата; сотрудничество с родителями; социальное партнёрство (школа, театр, музей, творческие объединения других УДО); создание ситуации успеха и успешности. Для реализации поставленных задач, необходимо иметь оборудованный кабинет (столы, мольберты) с достаточно хорошим освещением. В наличии должен быть: Набор инструментов, необходимый для работы (карандаши, кисти, перья, мастихины, разнообразные виды бумаги); Все виды красок гуашевые, акварельные, акриловые, витражные, тушь, чернила; Раздаточный и дидактический материал, методическая литература для воспитанников и педагога. Академическая наглядность – наборы посуды и драпировок для натюрмортов, гипсовые копии, подрамники для батика, планшеты для бумаги. Универсальность программы заключается в том, что, адаптировав, её могут использовать как программу элективного курса и спецкурса учителя общеобразовательных школ, педагоги дополнительного образования. Конечным результатом деятельности является ребёнок, не только обученный определённой дисциплине, но и получивший дополнительное образование, способствующее его успешной социализации. Способы определения результативности программы Формы и методы контроля В течение всего года с целью выявления положительных и отрицательных явлений учебного процесса осуществляются разнообразные виды контроля. Объективный и систематичный контроль учебной работы обучающихся является важнейшим средством управления образовательным процессом, так как содействует повышению уровня преподавания, улучшению организации учебных занятий и усилению ответственности обучающихся за качество своего труда. При работе с учащимися по данной образовательной программе применяются следующие виды контроля: промежуточный (декабрь) и итоговый (май). 12 Промежуточный контроль имеет своей целью определить степень усвоения учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность обучающихся к знаниям в усвоении предметного материала. Формами контроля являются устный опрос, практическая и самостоятельная работа, рабочие выставки в кабинете, тестирование по карточкам, анкетирование, тематические выставки в ЦДО. Основным приемом работы текущего контроля является наблюдение за выполнением практической работы обучающихся, где наглядно можно увидеть проблемы и недопонимание предметного материала детьми. Итоговый контроль – подведение результатов работы за пройденный период: раздела программы, завершение определенной работы или окончание учебного года. Формами итогового контроля являются очное и заочное участие в выставках-конкурсах, защита творческих проектов. Для учащихся первого года обучения это могут быть текущие экспозиции в кабинете, тематические, сменные, персональные выставки внутри учреждения. Для второго и третьего годов обучения к уже перечисленным добавляются городские, региональные, Всероссийские и Международные места демонстрации успешности. Очень важно, чтобы обучающиеся получили общественное признание для стимулирования дальнейшего совершенствования приобретенных умений и навыков. Так как дети набираются в учебные группы с нулевым уровнем знаний предметного материала, то основной формой знакомства с уровнем подготовки у вновь поступивших учащихся является собеседование. Для определения направления и формы индивидуальной работы с ними на начальном этапе необходимо выявить исходный уровень подготовки учащихся, показать им целесообразность и потребность изучения тех или иных вопросов и проблем; знания, которые оказались неполными определяют направления и формы индивидуальной работы с учащимся. Диагностика результатов производится в соответствии с листом оценки по итогам работы за год, определяется уровень освоения программного материала (высокий, средний, низкий). Для более полного отслеживания результативности учащихся по освоению программного материала, педагогом осуществляется мориторинг по результатам которого, заполняется таблица, отражающая уровень усвоения программного материала каждым участником образовательного процесса. В процессе реализации программы осуществляется педагогический мониторинг по направления: «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы» «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм» (Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им ДООП) 13 Творческие достижения учащихся д/о (внутри учреждения, на муниципальном, областном, всероссийском, международных уровнях) (Приложение 2) Этапы контроля Характеристика Критерии Инструментарий параметров уровня обученности Промежуточный 1.Знание и - знание основ Карточка №1, владение построения №2, №3(«Мир художественнокомпозиции, вокруг нас», эстетическими графических и «Колористика», навыками живопистных приемов «Декоративная в изображении графика», окружающего мира, «знакомство с -умение работать над красками») решением творческих Практическое заданий по заданной задание тематике и Устный собственному замыслу опросник терминов 2. Знание и -умение Карточка №1, владение импровизировать в №2, №3 художественными творческих работах с («Форма и материалами учетом формы и образ», назначения «Колористика») Практическое задание Итоговый 1.Знание и -умение владеть владение техникой Выполнение художественноконструирования и итоговой эстетическими стилизации форм творческой навыками образов, техникой работы росписи. 2. Знание и - умение придумывать владение и импровизировать в художественными творческих работах материалами Выполнение итоговой творческой работы 14 Программа первого года обучения Цель первого года обучения: формирование знаний о различных видах изобразительной деятельности, развитие творческих способностей детей через воплощение художественного замысла. Задачи: Обучающие: 1. Прививать основы изобразительной грамоты: научить видеть, понимать и изображать форму на плоскости. 2. Познакомить с возможностями материалов, используемых в художественной практике (уголь, тушь, пастель, цветная бумага, гуашь, акварель). Для развития мелкой моторики использовать такие приспособления как циркуль, различные виды линеек, лекало. 3. Познакомить с начальными знаниями цветоведения (теплые и холодные цвета, основные и производные цвета, гармоничное сочетание цветов, цветовой контраст, монохромность и полихромность, светлота (легкие и тяжелые цвета), колорит). 4. Познакомить с техническими приемами: наложение красочного слоя для гуашевой техники, акварельной техники мазка, клеем, ножницами и лекало. 5. Дать начальные знания правил, понятий, средств композиции: доминанта цвета (формы), движение, равновесие, ритм, композиционный центр, не делимость и цельность композиционных частей, понятие перспективы. 6. Прививать правильно передавать в работе строение, пропорции и форму изображаемых предметов. 1. 2. 3. 4. 5. Развивающие: развивать познавательный интерес в области истории искусств и показать её взаимосвязь с современностью; развивать образное мышление, фантазию, творческое воображение; развивать личностную активность, самостоятельность, взаимоуважение; развивать эстетическое восприятие, вкус и эмоциональночувствительное отношение к предметам и явлениям действительности. Развивать объемно-пространственное мышление и чувство формы (ее конструктивные и индивидуальные особенности). Воспитательные: 1. способствовать формированию нравственной позиции подростка; мировоззрения, гражданской и 15 2. способствовать формированию культуры общения, привычке заботиться о внешнем виде и организации повседневной жизни; 3. воспитывать у учащихся художественный вкус, творческое отношение к труду и целеустремлённость; 4. создавать комфортную обстановку, ситуацию успеха и благоприятные условия для проявления творческого начала ребёнка. 16 Учебно-тематический план «Волшебная палитра» первый год обучения № п/п Название тем и разделов I II 1 Вводное занятие Знакомство с красками О цвете. краски Мы живые 2 Характер и настроение красок 3 Краски подружились. Монотипия 4 Объективное исследование цветоведению 5 Учимся у природы. Рисование осенних листьев и снежинок 6 Картина-экспромт по III Форма и образ в том числе Общее Формы кол-во практи теория контроля часов ка собеседование 3 3 39 12 27 6 2 4 Устный опрос, упражнения, наблюдение Устный опрос, 6 2 4 упражнения, наблюдение Устный опрос, 6 1 5 упражнения, наблюдение Устный опрос, наблюдение, 9 3 6 практическая работа Устный опрос, 9 3 6 наблюдение 3 1 2 39 11 28 1 Форма предметов и ее восприятие. 15 6 9 2 Стилизация формы и ее виды 18 3 15 6 2 4 63 17 46 Выхватываем образ бумаге IV Волшебство линий 3 на 1 Линия, ее характер, тон 9 3 6 2 Силуэт и его виды 9 2 7 Практическая работа Устный опрос, практическая работа, наблюдение, упражнения Устный опрос, практическая работа, наблюдение Практическая работа Устный опрос, упражнения, наблюдение Практическая 17 3 Рисунок с Натюрморт 4 5 V 1 2 натуры. 12 3 9 Мои любимые животные 9 3 6 Рисуем Портрет. портрет 24 6 18 51 15 36 человека. Групповой Образ и ритм Работа над композицией, внимание на отношения между изображаемыми персонажами, особенности характера каждого Создание сюжетных тематических композиций 6 18 и Заключительное занятие Итого Мероприятия по VI организации I каникулярного времени Всего VI 24 27 9 18 3 1 2 198 59 139 работа Устный опрос, практическая работа, наблюдение Устный опрос, наблюдение Устный опрос, упражнения, практическая работа, наблюдение Устный опрос, практическая работа, наблюдение Экспертная оценка творческой работы наблюдение 18 7 11 216 66 150 18 Содержание программы «Волшебная палитра» первый год обучения I. Вводное занятие (3ч.) 1. Знакомство с правилами внутреннего распорядка, правилами техники безопасности, планом работы на год. II. Знакомство с красками (40ч.) 1. О цвете. Мы - живые краски (7ч.) Теория: Вводное занятие. Знакомство с красками, их видами и правилами работы с кисточкой. Работа пятном, знакомство с техникой акварели и гуаши, характер работы большой и маленькой кистью. Практическая работа: упражнения «Работа кистью». 2.Характер и настроение красок (6ч.) Теория: Понятие холодные и теплые цвета. Настроение цвета. Подбор цветовых оттенков на палитре. Практическая работа: игра «Волшебный мир красок» (упражнения в заливках). Темы самостоятельных работ «Утро и вечер», «Радуга в дождь, в солнце – над полем, морем». 3. Краски подружились. Монотипия (6ч.) Теория: Основные и производные цвета. Знакомство с тремя основными цветами: красным, желтым и синим. Смешение красок. Практическая работа: упражнения «Веселые художники» (смешение красной и желтой краски, желтой и синей, красной и синей). Темы самостоятельных работ «Осенний лес», «Морские просторы». 4. Объективное исследование по цветоведению (для выражения какойлибо темы) (9ч.) Теория: Составление схем цветовых сочетаний. Практическая работа: упражнения «Сопоставление нарисованных предметов» (показать влияние цветов друг на друга), «Особенности каждого из основных цветов», «Характер цветовых комбинаций» (дать понятия о нейтральных, контрастных и гармоничных сочетаниях цветов). Темы самостоятельных работ: «Рыцарский замок» (в контрастном колорите), «Воздушные замки» (в нейтральном колорите), «Старинный замок» (в гармоничном колорите). 5. Учимся у природы. Рисование осенних листьев и снежинок (9ч.) Теория: Беседа «Цветовые сочетания в природе: осенние листья, цветы, ветки». Понятие пейзажа, пространства. Правильное изображение предметов в пространстве. Линейная и воздушная перспективы. Простая и сложная формы предметов и объектов. Практическая работа: рисование с натуры осенних листьев. Конструирование снежинок. Рисование деревьев мазками и заливкой – передача в рисунке особенностей строения различных пород деревьев. Темы 19 самостоятельных работ: «Пейзаж родной природы», «Золотая осень», «Цвет весны», «Зимняя сказка». 6. Картина-экспромт (3ч.) Теория: Техника акварели «по сырому», «а-ля прима». Практическая работа: выполнение краткосрочных этюдов на темы «Вулкан», «Жар», «Холод». Обобщение по блоку «Знакомство с красками»: тема «Золотая рыбка». III. Форма и образ (40ч.) 1. Форма предметов и ее восприятие (15ч.) Теория: Понятие «форма» и выделение формы, ее составные части. Простая и сложная форма. Формообразование, отождествление объекта с каким-либо предметом, по смыслу и форме выражающим понятие, идею, образ. Передача предмета через его форму. Практическая работа: «Чайник-дом» - композиция на преобразование одной формы в другую с сохранением характерных особенностей обоих форм. «Дары осени» творческая работа. 2. Стилизация формы и ее виды (18ч.) Теория: Изображение объектов из кругов, треугольников и др. геометрических фигур, используя их шаблоны. Понятия «ритм», «контраст» цветов. Практическая работа: «Букашки, жучки, таракашки», упражнения на стилизацию растительных форм и животных объектов. 3. Выхватываем образ на бумаге (7ч.) Теория: Понятие образ Практическая работа: «Кто спрятался?» (Выявление образа из наслоения случайных форм и линий (поиск образа в темноте)). IV. Волшебство линий (60ч.) 1.Линия, ее характер, тон (7ч.) Теория: Линия, ее виды. Конструирование формы из линий. Заполнение формы линейным узором определенной тематики. «Волна» и «Зигзаг» - что общего и в чем различие? Практическая работа: «Змейка» (составление образа из волнистой и зигзагообразной линий). Упражнения «На что похоже?» и «Упорядочить по размеру овалы и затонировать». Самостоятельная работа «Лес и ежик, который живет в этом лесу» 2. Силуэт и его виды (10ч.) Теория: Понятие «силуэт», знакомство с силуэтом и его видами. Знакомство с тушью и правилами работы пером. Практическая работа: упражнения-рисунки на силуэты разных предметов. Игра «В магазине» (вырезание из цветной бумаги овощей, фруктов. Передача выразительных силуэтов). «Кляксография». 3. Рисунок с натуры. Натюрморт (12ч.) 20 Теория: Беседа «О натюрморте». Понятие об объеме предмета. Работа над светотенью – основной цвет, рефлекс, блик, собственная и падающая тень. Повторить понятия «контраст», «локальные цвета». Выделение главных объектов цветом. Декоративная переработка: гармоничность цветовых сочетаний, холодная или теплая гамма – на выбор, композиция в круге, треугольнике, статично или динамично, симметрично или асимметрично. В узорном заполнении – ритмичность линий, мазков, условность, детализация предметов, объемное или плоскостное решение. Практическая работа: «Фрукты на холодной драпировке», «Натюрморт-перевертыш» 5. Мои любимые животные (9ч.) Теория: Беседа «Понятие о строении фигуры животного, его характере». Рисуем животных по схеме. Работа с натуры, по памяти или с элементами копирования. Работа над пропорциями и формой. Практическая работа: «Снегирь», «Цыпленок», «Гусь», «Рыбка», «Кролик». Создание композиции на темы по выбору: «Пернатые друзья», «Дикая природа», «Животные Африки», «Мой аквариум». 6. Рисуем человека. Портрет. Групповой портрет (22ч.) Теория: Беседа «О наброске». Упрощенная схема, движение. Практическая работа: упражнения «Выполнение быстрых набросков человеческой фигуры: сидящей, стоящей», внимание только на самое главное, характерное. Теория: Беседа «Сравнить фотографию и работу художника. Основное отличие – отношение художника к модели». Понятие о портрете, виды портретов. Рисунок головы человека – мамы, бабушки, друга. Расположение на листе; рисунок неповторимый – но, вместе с тем, сравнить: глаза, нос, губы – шар, куб, овал. Внимание на внутреннее состояние человека в данный момент, свое отношение к нему. Живопись – выполнение портрета в цвете. Внимание на общую цветовую гамму лица, одежды, на освещенные места (нос, лоб, подбородок). Подбор цвета фона, подчеркивающего лицо. Любование портретом Нефертити. Практическая работа: «Портрет Нефертити», «Автопортрет», «Сказочные существа» («Снегурочка», «Русалочка», «Водяной», «Кощей Бессмертный»). Теория: Работа над композицией: поясной групповой портрет или жанровый, с включением домашних животных. Внимание на отношения между изображаемыми персонажами, особенности характера каждого. Практическая работа: «Наша семья». V. Образ и ритм (52ч.) 1. Работа над композицией, внимание на отношения между изображаемыми персонажами, особенности характера каждого (24ч.) Теория: Живопись – подбор цветовой гаммы (работа с палитрой), передача оттенков или условное решение в цвете, внимание на линии. 21 Практическая работа: «Моя семья, если бы я был и жил в Египте!» (используется техника и манера исполнения художников Др. Египта) 2. Создание сюжетных и тематических композиций (28ч.) Теория: Понятие сюжет в рисунке Практическая работа: «Народные гулянья. Масленица», «Библейские сюжеты. Вавилонская башня. Всемирный потоп», «Мои одноклассники». VI. Заключительное занятие (2ч.) Подведение итогов работы за год. Выставка детских работ и награждение. VII. Мероприятия по организации каникулярного времени (18ч.) 22 Программа второго года обучения Цель второго года обучения: формирование знаний о различных видах изобразительной деятельности, развитие творческих способностей детей через воплощение художественного замысла. Задачи: Обучающие: 1. Видеть и изображать форму во всем многообразии ее цветосветовых отношений. Обучать мыслить пластическими образами. 2. Развивать объемно-пространственное мышление и чувство формы (ее конструктивные и индивидуальные особенности). Правильно передавать в работе строение, пропорции и форму изображаемых предметов. 3. Закрепить навыки с техническими приемами: наложение красочного слоя для гуашевой техники, акварельной техники мазка, тонированием бумаги и штриховки. Развивающие: 1. Развивать образное мышление, фантазию, творческое воображение; 2. Развивать личностную активность, самостоятельность, взаимоуважение; 3. Развивать эстетическое восприятие, вкус и эмоциональночувствительное отношение к предметам и явлениям действительности. Воспитательные: 1. Способствовать формированию мировоззрения, гражданской и нравственной позиции подростка; 2. Способствовать формированию культуры общения, привычке заботиться о внешнем виде и организации повседневной жизни; 3. Воспитывать у учащихся художественный вкус, творческое отношение к труду и целеустремлённость; 4. Создавать комфортную обстановку, ситуацию успеха и благоприятные условия для проявления творческого начала ребёнка. 23 Учебно-тематический план «Волшебная палитра» второй год обучения № п/п I II Вводное занятие. Кто такой художник? Роль художника для общества Азбука композиции 1 Равновесие. Симметрия ассиметрия 2 3 III Общее в том числе кол-во часов теория практика Название тем и разделов и 3 3 - 27 6 21 2 7 Контраст и нюанс 9 2 7 Ритм. Динамика и статика 9 2 7 Мир вокруг нас 69 19 50 Граттаж и 2 Линейная воздушная перспектива. Рисуем пейзаж Натюрморт драпировкой натуры с с 3 Собеседование 9 1 4 6 2 4 9 2 7 12 2 10 15 4 11 12 4 8 Рисуем пастелью 5 Гризайль Формы контроля Устный опрос, упражнения, наблюдение Устный опрос, упражнения, наблюдение Устный опрос, упражнения, наблюдение Устный опрос, упражнения, наблюдение Устный опрос, упражнения, наблюдение, практическая работа Устный опрос, наблюдение, практическая работа Устный опрос, наблюдение, практическая работа Устный опрос, упражнения, наблюдение 24 6 В мире народного творчества 12 4 8 Устный опрос, упражнения, наблюдение 7 Витраж 3 1 2 Устный опрос, упражнения, наблюдение Содержательная абстракция 48 10 38 IV 1 Стилизация и обобщение. Батик 9 2 7 2 Формообразование и оживление предметов 18 4 14 3 V Построение архитектурного сооружения как символа какоголибо явления, вида искусств, профессии, характера человека Образ и ритм 21 4 17 48 14 34 1 В эпохе древнего Египта 9 4 5 2 Мифы Греции 18 4 14 21 6 15 3 1 2 198 54 144 древней Построение 3 композиций на заданную тему Заключительное VI занятие Итого Мероприятия по организации VII каникулярного времени Всего Устный опрос, упражнения, наблюдение Устный опрос, наблюдение, практическая работа Устный опрос, наблюдение, практическая работа Устный опрос, наблюдение, практическая работа Устный опрос, наблюдение, практическая работа Практическая работа наблюдение 18 8 10 216 62 154 25 Содержание программы «Волшебная палитра» второй год обучения I. Вводное занятие (3ч.) 1. Знакомство с правилами внутреннего распорядка, правилами техники безопасности, планом работы на год. II. Азбука композиции (27ч.) 1. Равновесие. Симметрия и асимметрия (9ч.) Теория: Понятие «равновесие», «симметрия» и «ассиметрия». Практическая работа: упражнения на составление равновесной композиции симметричной и ассиметричной. Упражнения не выявление главных и второстепенных предметов в композиции, на различные варианты композиционных решений. Орнамент и его виды. 2. Контраст и нюанс (9ч.) Теория: Беседа о контрастах и нюансах в природе. Практическая работа: упражнения «Мозаика контрастных пятен». Темы самостоятельных работ: «Добро и зло», «Туман и сумерки», «Времена года». 3. Ритм. Динамика и статика (9ч.) Теория: Беседа о ритме в природе. Определение статичных и динамичных композиций. Практическая работа: «Спорт». III. Мир вокруг нас (69 ч.) 1. Граттаж (6ч.) Теория: Понятие «Граттаж». История возникновения, особенности техники. Знакомство с материалами. Практическая работа: Выполнение композиций в стиле граттаж с использованием готовых шаблонов. 2. Линейная и воздушная перспектива. Рисуем пейзаж (9ч.) Теория: Понятие о воздушной перспективе и линейной. Законы воздушной и линейной перспективы. Практическая работа: «Мой край родной». Плэнер на природе. 3. Натюрморт с драпировкой с натуры (12ч.) Теория: Повторение понятий об объеме предметов. Работа над светотенью, выделение главных объектов цветом. Практическая работа: Упражнения- наброски складок на ткани, работа с натуры «Цветы в вазе». 4. Рисуем пастелью (15ч.) Теория: Особенности работы пастелью. 26 Практическая работа: «Подводное царство», «Загадочная Вселенная». 5. Гризайль (12 ч.) Теория: Двухцветная композиция. Понятие «Гризайль». Практическая работа: «Лунная ночь», «Шахтерские будни». 6. В мире народного творчества (12ч). Теория: Знакомство с народным творчеством и его видами. Виды росписи: Гжель, Мезень, Хохлома и Городец. Практическая работа: Рисование элементов росписей. Создание творческой композиции. 7. Витраж (3ч.) Теория: Понятие «Витраж», история возникновения. Виды витража, материалы. Практическая работа: Создание композиции «Достопримечательности нашего города, области, страны» IV. Содержательная абстракция (48ч.) 1. Стилизация и обобщение. Батик. (12ч.) Теория: Обобщение, абстрагированное изображение предметов и объектов. Стилизация и идея. Понятие «батик» и его практическое применение. Знакомство с техниками и правилами работы. Практическая работа: упражнения на стилизацию растительных форм и создание декоративных композиций на тему «Сказочные цветы». 2. Формообразование и оживление предметов (15ч.) Теория: Формообразование, отождествление фигуры человека с какимлибо предметом, по смыслу и форме выражающим понятие, идею, образ. Например: глаза – фары, колеса – ноги. Характер предмета через его форму. Практическая работа: «Человек-машина», «Живой автомобиль», «Овощной человек», «Человек – арбуз», «Человек-дерево», «Женщинацветок». 3.Построение архитектурного сооружения как символа какого-либо явления, вида искусств, профессии, характера человека (21ч.) Теория: Формообразование, создание проекта, конструктивная работа. Основные геометрические формы как основа для построения здания. Колонны-опоры, другие элементы здания. Практическая работа: «Дом художника», Дом автомобилиста», «Дом театра», «Космический теремок». V. Образ и ритм (48ч.) 1. В эпохе Др. Египта (12ч.) Теория: Знакомство с обычаями Др. Египта, архитектурой. Любование портретом Нефертити. Практическая работа: «Портрет Нефертити» 2. Мифы Др. Греции (15ч.) искусством и 27 Теория: Мифология как основа для работы по теме «древняя Греция» в сочетании с трансформацией тела человека в животное, растение. Понятия «миф, легенда». Пространство древнегреческой мифологии, смысл, символика образов. Образование формы тела мифического существа. Орнаментика греческих ваз. Практическая работа: работа на выбор над композициями – женщина-сфинкс, грифон, минотавр, циклоп, Прометей, дриада-фея дерева, нимфа, кентавры, птица-феникс. Создание эскизов театральных костюмов. 4. Построение композиций на заданную тему (21ч.) Теория: Понятие композиционный центр Практическая работа: «Транспорт вчера, сегодня, завтра», «Город будущего», «Человек в 3000 году». VI. Заключительное занятие (3ч.) Подведение итогов работы за год. Выставка детских работ и награждение. VII. Мероприятия по организации каникулярного времени (18ч.) 28 1. Комплекс организационно-педагогических условий Методическое обеспечение программы Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа - информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию вниманию, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются все виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, демонстрации трудовых операций, различных приемов работы, которые дают большую возможность детям закрепить их в практической деятельности. С развитием информационных и цифровых технологий стало возможным широко использовать при подготовке и проведении занятий материалы интернет-ресурсов: появились новые возможности создания тематических папок, наглядных пособий, раздаточного материала, информационных материалов для организации учебной деятельности. Методы и приемы обучения: Наглядный Словесный Практический Игровой Творческий Формы организации учебной деятельности: Групповая Индивидуальная Выставка Конкурс Методы воспитания: формирование сознания (рассказ, объяснение, беседа, разъяснение) организация деятельности (упражнение, самостоятельная творческая работа) стимулирование (поощрение, соревнование) В основу содержания дидактические принципы: программы положены следующие 29 принцип сотрудничества, взаимопомощи, поддержки при организации любой деятельности научности (соблюдение терминологии, символики, установленной размерности) связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени) систематичности и последовательности доступности и посильности сознательности и активности наглядности прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов) Изучая основные приемы, своеобразную художественную структуру, дети создают интересные работы. Успех детей в создании творческих рисунков рождает в них уверенность в своих силах, они преодолевают барьер нерешительности и робости перед новыми видами работы. Материально-техническое обеспечение Для обеспечения образовательной деятельности по программе в кабинете имеются: Столы, стулья Шкафы для натур. фонда и метод. литературы Раковина с подводом воды Стенды с детскими рисунками Компьютер и проектор Постановочные столики и осветительная лампа на штативе Гипсовая голова и гипсовые части лица Давида Драпировки Посуда для постановок Художественные материалы: краски, карандаши, кисти, краски /гуашь, акварель, акрил, батик, по керамике и стеклу/, мастихины, ножницы, клей ПВА и Силикатный, цветные бумага и картон, пастель, восковые мелки, тушь и перья, сангина, уголь, пластилин, стеки, баночки под воду, палитры Художественная литература Методические материалы: тематические планы к урокам, презентации к урокам Дидактические материалы: тематические папки и папки по наглядному пособию Контрольно-измерительные материалы для 1,2 годов обучения 30 Список литературы для педагога 1.Дорожин, Ю., Логунова, Т., Федоров, Ю.и др. Искусство – детям. Первые уроки дизайна. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г. – 30c. 2. Зайцев, А.С. Наука о цвете. - М.: Искусство, 1986г. – 24c. 3. Заякина Л.А. Программа эстетического обучения детей в возрасте 5-6 лет на базе ДШИ. – Мыски, 2004г. – 78c. 4. Кузин, В.С., Кубышкина, Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе [Текст]/ Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – Часть I. – М.: ДРОФА, 1997г. – 62c. 5. Полуянов, Ю.А. Изобразительное искусство [Текст]/ Пособие для учителя. – Часть I. – М.: ИНТОР, 1995. – 76с. 6. Примерные учебные планы образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств. – М.: 2003г. – 15c. 7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4 классы). - М.: Министерство просвещения, 1988г. – 48c. 8. Рисунок, живопись, скульптура, композиция: Программы для ДХШ и ДШИ. – М.: 1990г. 9. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: АКАДЕМИЯ, 2003г. – 140c. 10. Шорохов, Е.В. Основы композиции. - М.: Просвещение, 1979г. – 35c. 31 Список литературы для учащихся и родителей 1. Аленова, Е. Илья Репин. - М.: Белый город, 2005г.- 63с. 2. Вулф,Рейчел. Основы техники изображения природы акварелью. Минск: Попурри, 2003г.- 124с. 3. Дараева, Л. Виктор Крылов живопись, графика, монументальнодекоративное искусство. - М.: Советский художник, 1984г.- 109с. 4. Доронова, Т.Н. Дошкольникам об искусстве/ учебно-наглядное пособие для детей старшего возраста. - М.: Просвещение, 2002г. 5. Доронова, Т.Н. Дошкольникам об искусстве/ учебно-наглядное пособие для детей младшего возраста. - М.: Просвещение, 2002г. 6. Лазарев, М.П. Давид Штеренберг художник и время, путь художника. М.: Галактика, 1992г.- 236с. 7. Леонтьева, Г.К. Дорогой поиска. - Ленинград Москва: Искусство, 1965г.- 169с. 8. Сергеев, А. Русские живописцы. - М.: Белый город, 2008г.-47с. 9. Стасов, В.В. Избранные статьи о русской живописи. - М.: Детская литература, 1984г. – 152с. 10. Шишкин/ учебно-наглядное пособие для детей. - Самара: ООО «Издательский дом Агни», 2002г. 11. Федоров-Давыдов, А. А. Русская пейзажная живопись. - М.: Изобразительное искусство, 1962г.- 160с. 12. Уильям Ф. Пауэлл. Разберемся в цветовой гамме/ уроки рисунка и живописи. - М.: АСТ-Астрель, 2004г.- 31с. 32 Приложение 1 Словарь терминов Акварель (фр. aquarelle «водянистая» ← итал. acquarello) - техника изображения и разновидность изобразительного искусства, занимающая переходное положение между живописью и графикой, совмещая их особенности (такие, как богатство тона, построение формы и пространства цветом, и активную роль белого фона бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописи темперой, гуашью или маслом) Алла прима (от итал. alla prima - «в один присест») - разновидность техники масляной живописи (также используется и в акварели), позволяющая выполнить картину за один сеанс (или в два или более сеанса, но по отдельным частям, каждая в один слой). Аппликация- вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, белая и цветная бумага, дерево Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии. Чаще всего термин употребляется в отношении визуальных объектов и в изобразительном искусстве. В художественном творчестве асимметрия может выступать (и очень часто выступает) в качестве одного из основных средств формообразования (или композиции). Ахроматические цвета - Оттенки серого (в диапазоне белый — чёрный) носят парадоксальное название ахроматических (от греч. α- отрицательная частица + χρώμα — цвет, то есть бесцветных) цветов. Парадокс разрешается, когда становится ясно, что под «отсутствием цвета» здесь понимается, естественно, не отсутствие цвета как такового, а отсутствие цветового тона, конкретного оттенка спектра. Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным —чёрный. Батик- ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. 2 октября 2009 г. внесён в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества. На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок). Блик- элемент светоте́ни - световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности. Возникает вследствие зеркального или зеркально-диффузного отражения яркого источника света, чаще всего солнца, на предмете. 33 Витраж (фр. vitrage — застекление, от лат. vitrum — стекло) — в общем значении: застеклённая поверхность стен, оконных или дверных проёмов; остеклённые ограждающие конструкции; в том числе с применением стёкол с картинами или цветными узорами. В истории искусства — общее название картин из стекла, воспринимаемых на просвет и выполненных в разных техниках. История витража отражает развитие этого искусства от несложных технических приёмов через совершенствование художественного ремесла к изысканным произведениям монументально-декоративного искусства Воздушная перспектива характеризуется исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом глубина кажется более тёмной, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой Гамма цвета -это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Выделяют теплую, холодную и смешанную гаммы. Гармоничность цвета это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание. Граттаж (от фр. gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники - воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Графика- вид изобразительного искусства, в котором в качестве основных изобразительных средств, называемых графическими, используются свойства изобразительной поверхности (чаще белого листа бумаги) и тональные отношения линий, штрихов и пятен. Гризайль (фр. grisaille, от фр. gris — серый) — разновидность росписи, в отличие от живописи, выполняемой градациями одного тона, хроматического или ахроматического (чёрно-белого). В некоторых словарях и справочниках понятия живописи и декоративной росписи не различают или объединяют, поэтому и определения гризайля носят двойственный характер. Например: «Однотонная, монохромная живопись, обычно имитирующая скульптурный рельеф», и она же: «выполняет роль декоративной росписи или панно» Гуашь(фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) - вид клеевых водорастворимых красок с примесью белил, более плотный и матовый, чем акварель. Динамика в композиции выражается в противопоставлении форм и масштабов, поворотах, наклонах, мотивов и расстояний. Часто 34 динамические композиции имеют смещений центр композиции и наклонную ось. Динамика – полная противоположность статики во всех аспектах. Доминанта цвета - активное цветовое пятно, но цвет усложнён другими оттенками. Т.е. не такой яркий как цветовой камертон. Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Основным выразительным средством живописи является цвет Кляксография - это дорисовывание нанесённой на бумагу произвольной кляксы до узнаваемого художественного изображения, это одна из нетрадиционных техник рисования. Коллаж (от фр. collage -приклеивание) - приём в искусстве, предполагающий соединение в одном произведении разнородных элементов (различных по происхождению, материалу, контрастных по стилю и т. п.). В изобразительном искусстве коллаж заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Колорит - композиция цвета, хроматический (цветовой) строй, характер использования цветовых отношений, согласованность тонов хроматического ряда. Во всех видах, разновидностях и жанрах изобразительного искусства, но, прежде всего в живописи, колорит, в отличие от эстетической ценности цветовых сочетаний, не ограничивается простой гармонизацией цветов, а призван выражать художественный смысл произведения искусства. Композиция - важнейший организующий компонент художественного произведения, придающий ему целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Контрастность цвета (англ. Contrastratio — диапазон яркостей или диапазон плотностей) — максимальное отношение яркостей или плотностей устройства или материала вывода изображений. Отношение яркостей или плотностей самой светлой и самой тёмной точки на устройстве или материале. Линейная перспектива - вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Линия (от лат. linea «льняная нить, шнур; линия») — протяжённый и тонкий пространственный объект; в переносном значении — цепь связанных друг с другом объектов. Локальность цвета – это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами, как их объективные, неизменные свойства. Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний. Макет (фр. maquette - масштабная модель, итал. macchietta, уменьшительное от macchia) - модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого 35 объекта. Макет — модель, предварительный образец, пробный образец чеголибо. Монотипия - разновидность графического искусства и техники печатной графики, не являющейся гравюрой. Изображение в этой технике наносится художником кистью масляной или типографской краской на плоскую металлическую пластину, с которой производится печать на увлажнённую бумагу под давлением на офортном станке. Гравирование в технике монотипии отсутствует, так же, как и возможность тиражирования. Печатная форма остаётся плоской, с неё можно получить только один качественный отпечаток (отсюда название), второй получается бледным. После печати краска смывается, и художник может использовать металлическую пластину вторично, но для иного изображения. Набросок (от французского croque; немецкого - Entwurf; английского sketch) Набросок - это быстрый рисунок в общих чертах; разновидность графики (преимущественно), но бывает и в живописи, в скульптуре. Натюрморт (от фр. naturemorte — «мёртвая природа») - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики. Нейтральность цвета - эти цвета невозможно получить путем смешивания трех основных (красного, желтого и синего). Классически к нейтральным цветам относят белый, множество оттенков серого и черный. Их еще называют ахроматами (в переводе с греческого - «бесцветные»). Нюанс- это едва уловимый переход, оттенок в цвете, звуке, форме. Задача нюансной согласованности цветовой среды требует для моноцветности композиции, использования принципов нюансной растяжки цвета и цветового вхождения. Орнамент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Пастель- наименование группы художественных материалов и техники рисунка, применяемых в графике и живописи (согласно теории искусства, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением. Пейзаж - это один из жанров изобразительного искусства, где главный герой - это природа, первозданная или преображенная человеком. Портрет- изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии, видео). 36 Рефлекс - оптический эффект отражённого света, изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов. Термин «рефлекс» используется в оптике и изобразительном искусстве (в живописи, графике и фотографии). Он применяется как к самой натуре, так и к её изображению. Рисунок (через польск. rysowac из ср.-в.-нем. rizen -резать, чертить) изображение на плоскости, созданное графическими средствами. Ритм в изобразительном искусстве называют «жизнью формы», именно он создает наполненное объемами изобразительное пространство, преобразуя в процессе зрительного восприятия ритмические отношения величин в концептуальное пространство-время. Силуэт- одноцветное контурное изображение чего-либо на фоне другого цвета, смутные очертания чего-либо в темноте, вдали, в тумане, видимые без деталей. Силуэт - вид и приём прикладной графической техники. Симметрия (от греч. symmetria - соразмерность) - принцип гармонизации худож. произв. в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре, основанный на фундаментальном свойстве действительности. На основе Симметрии строятся все формы орнаментов; В архитектуре помимо конструктивных качеств она дает композиционное тождество элементов (Композиция); В живописи определяет взаимную уравновешенность частей. Собственная тень - тень, получающаяся на неосвещенной части поверхности некоторого объекта при освещении его какими-либо источниками света тень же, отбрасываемая этим объектом на какую-либо другую поверхность, называется падающей. Статичность композиции - это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. Стилизация- воспроизведение или «имитация образной системы и формальных особенностей одного из стилей прошлого, использованных в новом художественном контексте». Понятие, производное от термина «стиль». В изобразительном и декоративном искусстве - творческий метод, основанный на отношениях: стилизуемый образец стилизующая композиция. Тонодна из трёх основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и светлотой. В строгом колориметрическом смысле тон это направление вектора цветности (вектора на диаграмме цветности с началом в точке белого и концом в данной цветности). Тушь - Черная или цветная водяная краска специального приготовления (употребляется для черчения, рисования, письма). Падающая тень - это тень, отбрасываемая предметом на то, что его окружает, например, на плоскость стола или стены. 37 Хроматические цвета- все цвета спектра, т. е. все цвета цветового круга, без учёта белого, чёрного и всех оттенков серого цвета. Экспромт - импровизация дно из важнейших понятий в искусстве. Оно происходит от латинского слова "improvisus" и дословно означает нечто неожиданное и внезапное. Эскиз - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Этюд - подготовительный набросок для будущего произведения. 38 Приложение 2 Мониторинговая программа 1. Мониторинг сформированности ЗУН учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная палитра» Первый год обучения Показа тели Критерии Параметры Методы Инструмент изучения арий Знание основ матери аловеде ния Теория: Знание Т/Б, Представле ние о видах изобразител ьного искусства; что можно и что нельзя при работе с красками и художестве нными материалам и; Высокий: освоен весь объем теории, знает терминолог ию, может самостоятел ьно применять знания и навыки по теме. наблюден практические В начале ие работы; учебного года собеседов ание Средний: освоено более 1/2 Практика: теории, Умение владеет подготовить приемами с рабочее помощью место, педагога. определять Низкий: степень владеет готовности Периодич ность 39 Основн ые поняти я по цветове дению ее к работе. менее ½ теории, не употребляет термины, работает с помощью педагога. Теория: Высокий: свободно владеет и может применять ЗУНы самостоятел ьно. Знание основ материалов едения Знание основ цветоведен ия Средний: имеет Знание и начальные понимание навыки по рисованию, терминов «основные» владеет приемами с и «производн помощью педагога. ые» цвета Знание основных понятий и правил по цветоведен ию, композиции и рисунку Практика: Умение представле ния о Низкий: слабо владеет способами рисования, не всегда соблюдает последовате льность этапов рисования, работает с педагогом и Наблюде ние Устный опрос Карточки, В течение учебного самостоятель года ная творческая работа 40 живописно м пятне и линии за педагогом. Умение получать составные цвета путем смешивани я Владен ие художес твенноэстетич ескими навыка ми Теория: Высокий: знает Начальные правила, знания о терминолог правилах ию, композиции историю, умеет Владение понятиями работать с натуры по «линия», представлен «штрих», ию, владеет «тон» приемами Практика: оформления , строить 1Умение 2 фигурные передать форму и композиции объем предметов и самостоятел объектов в ьно. композиция Средний: х применяет Умение специальны изображать е термины, предметы и знает объекты в технику объеме, безопасност соблюдая и их Наблюде ние Письмен ный опрос Карточки, Промежут очный самостоятель контроль; ная итоговый творческая контроль работа 41 пропорции и форму пользуется помощью педагога в своей работе. Низкий: слабо знает теорию, испытывает затруднения при выполнении работ с натуры по композиции Владен ие художес твенноприкла дными навыка ми Теория: Знание основ материалов едения и основных приемов в рисовании Практика: Навык работы кистью и карандашом в разных техниках («лессировк а» в акварели и «кроющий мазок» в Высокий: знает весь объем теории, умеет применять на практике творческие способност и. Средний: знает основы и владеет приемами рисования, пользуется советом и помощью педагога Низкий: Наблюде ние Карточки, Промежут очный самостоятель контроль; Изучение ная результат творческая итоговый ов контроль работа 42 гуаши) выполняет изделие Умение только по пользоватьс образцу, я палитрой нуждается в постоянной Навык штриховани помощи и контроле яи тонировани педагога. я карандашом и пастельным и мелками Умение изображать предметы и объекты в объеме, соблюдая их пропорции и форму 43 Второй год обучения Показа тели Критерии Параметры Методы Инструмент изучения арий Знание основ матери аловеде ния Теория: Знание Т/Б, Представле ние о видах изобразител ьного искусства; что можно и что нельзя при работе с красками и художестве нными материалам и; Высокий: освоен весь объем теории, знает терминолог ию, может самостоятел ьно применять знания и навыки по теме. наблюден практические В начале ие работы; учебного года собеседов ание Средний: освоено более 1/2 Практика: теории, Умение владеет подготовить приемами с рабочее помощью место, педагога. определять Низкий: степень владеет готовности менее ½ ее к работе. теории, не употребляет термины, работает с помощью педагога. Периодич ность 44 Основн ые поняти я в изобраз ительн ом искусст ве Высокий: свободно Знание владеет и основ может композици применять и ЗУНы Знание и самостоятел понимание ьно. терминов Средний: «портрет», имеет «пейзаж», начальные «натюрмор навыки по т» и их рисованию, видов владеет приемами с Знание и понимание помощью графически педагога. х техник Низкий: «силуэт», слабо «гризайль», владеет «линогравю способами ра» рисования, не всегда Знание и понимание соблюдает последовате терминов «статика» и льность «динамика» этапов рисования, в композиции работает с педагогом и Знание за основных педагогом. понятий в изобразите льном искусстве Теория: (жанры Наблюде ние Устный опрос Карточки, В течение учебного самостоятель года ная творческая работа 45 искусства, виды искусства, живописны е и графически е техники) Практика: выбор формата и положение листа, центр композици и, линия горизонта, открытость или замкнутост ь композици и Владен ие художес твенноэстетич ескими навыка ми Теория: Знание о перспективе линейной и воздушной Владение понятием формообраз ования и основами построения предметов (геометриче ский каркас, Высокий: знает правила, терминолог ию, историю, умеет работать с натуры по представлен ию, владеет приемами оформления , строить 12 фигурные Наблюде ние Письмен ный опрос Карточки, Промежут очный самостоятель контроль; ная итоговый творческая контроль работа 46 ось симметрии) композиции Решение художестве нноэстетически х задач на сочетание различных приемов работы с художестве нным материалом для достижения выразитель ности образа самостоятел ьно. Практика: Умение передать форму и объем предметов и объектов в композиция х, соблюдая их пропорцииc натуры и по памяти Средний: применяет специальны е термины, знает технику безопасност и пользуется помощью педагога в своей работе. Низкий: слабо знает теорию, испытывает затруднения при выполнении работ с натуры по композиции 47 Владен ие художес твенноприкла дными навыка ми Теория: Знание основ материалов едения и основных приемов в рисовании Практика: Навык работы кистью и карандашом в разных техниках, в том числе и смешанных Высокий: знает весь объем теории, умеет применять на практике творческие способност и. Средний: знает основы и владеет приемами рисования, пользуется советом и помощью педагога Владение различными техниками в Низкий: живописи и выполняет изделие графике только по Использова образцу, ние нуждается в различных постоянной материалов помощи и в своих контроле работах педагога. Наблюде ние Карточки, Промежут очный самостоятель контроль; Изучение ная результат творческая итоговый ов контроль работа 48 Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 2. «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм» № п/ п Параметры Критерии Уровни Методы 1. Организационно-волевые качества 1.1 Терпение Способность Высокий: Наблюдение переносить терпения нагрузки в хватает на все течение занятие; определенного Средний: времени, терпения преодолевать хватает трудности больше, чем на ½ занятия; Низкий: терпения хватает меньше, чем на ½ занятия 1.2 Воля Способность Высокий: Наблюдение активно волевые побуждать себя усилия к практическим побуждаются действиям самим учащимся; Средний: волевые усилия побуждаются периодически; Низкий: волевые усилия побуждаются с помощью педагога 1.3 Самоконтроль Умение Высокий: Наблюдение контролировать учащийся 49 свои поступки контролирует себя сам; Средний: учащийся периодически контролирует себя сам; Низкий: учащийся постоянно находится под воздействием контроля извне 2. Ориентационные качества 2.1 Самооценка 2.2 Интерес занятиям Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям к Осознанное участие учащихся в освоении программы Завышенная; Нормальная; Заниженная; Анкетирование Высокий: Тестирование интерес постоянно поддерживает ся самостоятельн о; Средний: интерес периодически поддерживает ся самим учащимся; Низкий: интерес к занятиям продиктован извне 3. Поведенческие качества 3.1 Конфликтность Способность Высокий: Наблюдение занять пытается Беседа определенную самостоятельпозицию в но уладить 50 конфликтной ситуации 3.2 Тип сотрудничества возникающие конфликты; Средний: сам в конфликтах не участвует; старается их избежать; Низкий: периодически провоцирует конфликты сам Умение Высокий: Наблюдение воспринимать инициативен в общие дела, как общих делах; свои Средний: собственные участвует при побуждении извне; Низкий: избегает участия в общих делах 3. Творческие достижения учащихся д/о «Волшебная палитра» Учебный год Ф.И. Урове Муниципаль Област Российс Международ Особые учащег нь ный уровень ной кий ный уровень достиже ося ЦДО уровень уровень ния 51 Приложение 3 Контрольно-измерительный материал к программе «Волшебная палитра» первый год обучения Собеседование 1. Почему ты хочешь посещать д/о? 2. Как ты узнал(а) о д/о? 3. Какие д/о ты посещал(а)? 4. Как твои родители относятся к твоим увлечениям? 5. Ты любишь и умеешь рисовать? 6. Что ты в первую очередь хочешь нарисовать? Промежуточный контроль Тема «Знакомство с красками» Карточка №1 Какие основные цвета ты знаешь? Раскрась каждый кружочек в основной цвет. 52 Карточка №2 Раскрась кружочки в нужные цвета. Карточка №3 1. Какой из этих цветов не относится к теплым цветам? Оранжевый Красный Розовый Фиолетовый Коричневый Желтый Зеленый травяной Охра Зеленый изумрудный Белый 2.Какой из этих цветов не относится к холодным цветам? Желтый Синий Черный Салатовый зеленый Рубиновый Сиреневый Бордовый Светло-коричневый Голубой Зеленый изумрудный 53 Карточка №4 Какие оттенки получим при смешивании основных цветов? Раскрась квадратики в нужный цвет. а) Карточка №5 Какие оттенки получим при смешивании основных цветов с производными 1 порядка? Раскрась квадратики в нужный цвет. а) 54 Карточка №6 Какие оттенки получим при смешивании основных и производных цветов? Раскрась квадратики в нужный цвет. Карточка №7 Какие оттенки получим при смешивании основных и производных цветов? Раскрась квадратики в нужный цвет. 55 Тема«Форма и образ» Карточка №1 Дорисуй рисунок с помощью линий и штрихов. Карточка №2 Превратите каждую фигуру в какое-нибудь интересное и необычное изображение. Постарайся придумать что-то такое, чего не сделал бы никто другой. Назови свое изобретение. 56 Карточка №3 Перечислите известные вам графические материалы Карточка №4 Используя геометрические фигуры, нарисовать много-много самых разных жучков. Жучки должны быть не похожи друг на друга. 57 Итоговый контроль Тема«Волшебство линий» Карточка №1 Нарисуйте бабочек непохожих друг на друга Итоговый контроль 1 года обучения по теме «Образ и ритм» Карточка №2 Кажется, в некоторых раковинах нет улиток, а у некоторых улиток нет раковин. Дорисуй раковины и улиток и укрась их узорами. 58 Контрольно-измерительный материал к программе «Волшебная палитра» второй год обучения Промежуточный контроль Тема «Мир вокруг нас» Карточка №1 Нарисуй пейзаж по заданной схеме. Карточка №2 Какие ошибки допустил художник в своей картине? Нарисуй правильно. 59 Карточка №3 Ответь на вопросы: 1 Плоскостное изображение подобное тени, относится к виду графики это _______________________________________________________ 2 Жанр изобразительного искусства, который в переводе означает «мертвая натура» - это _______________________________________ 3 Жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей – это ______________________________________ 4 Жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности – это _____________________ 60 Итоговый контроль Тема «Содержательная абстракция» Карточка №1 Какими видами штриха можно нарисовать: а) воду, б) тучу или облако, в) деревянную поверхность, г) шерсть короткую, д) шерсть длинную или волосы, ж) ветер. Карточка №2 Выберите предметы и объекты: а) простой формы б) сложной формы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. яблоко самовар бабочка помидор альбом груша кошка Нарисуйте геометрический каркас каждого предмета или объекта 61 Итоговый контроль Тема «В мире народного творчества» Карточка №1 Назовите росписи, которые представлены на рисунках. 1 2 3 Карточка №2 Назовите элементы городецкой росписи 1 2 3 4 5 62 Карточка №3 Укрась гжельский чайник и сахарницу красивым узором. Рисуй только кистью. Карточка №4 Нарисуй Снегурочку в стиле гжельской росписи. 63 Приложение 4 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная палитра» художественной направленности 1 год обучения 2024-2025 учебный год (1 группа) 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски. ул. Советская ,35а., 1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 11 2. Продолжительность учебного года 2.1. Начало учебного года – 10.09.2024 2.2. Окончание учебного года: – 31.05.2025 2.3. Количество учебных недель: 36 недель 3. Режим занятий 3.1. 2 раза в неделю по 3 часа – 6 часов в неделю * расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам. 4. Продолжительность каникул 4.1. осенние каникулы - с 26.10.24г. по 03.11.2024г. 4.2.зимние каникулы - с 30.12.24г. по 12.01.2025г. 4.3.весенние каникулы - с 22.03.25г. по 31.03.2025г. 5. Праздничные дни: - 4 ноября – День народного единства; - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; - 7 января - Рождество Христово; - 23 февраля - День защитника Отечества; - 8 марта - Международный женский день; - 1 мая - Праздник Весны и Труда; - 9 мая - День Победы; - 12 июня – День России. 6. Перечень проводимых мероприятий для обучающихся № п/п 1. Название мероприятия Конкурс «Рисуем и играем» форма проведения дата проведения октябрь развлекательная программа Конкурс «Художники в словах» 2. игровая конкурсная октябрь программа Шуточная викторина-рисунок 3. познавательно-игровая декабрь пословиц и скороговорок программа Чаепитие и викторины 4. игровая конкурсная январь программа Подготовка к плэнеру «Родные Беседа, практическая 5. март просторы» работа По залам Третьяковской галереи 6. Беседа, творческая работа март *- даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по объективным причинам. Программа воспитания в детском объединении «Волшебная палитра» является Приложением к ДООП и размещена в учебно-методическом комплексе к программе. 64 Приложение 4 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная палитра» художественной направленности 2 год обучения 2024-2025 учебный год (1 группа) 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски. ул. Советская ,35а., 1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 11 2. Продолжительность учебного года 2.1. Начало учебного года – 10.09.2024 2.2. Окончание учебного года: – 31.05.2025 2.3. Количество учебных недель: 36 недель 3. Режим занятий 3.1. 2 раза в неделю по 3 часа – 6 часов в неделю * расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам. 4. Продолжительность каникул 4.1. осенние каникулы - с 26.10.24г. по 03.11.2024г. 4.2.зимние каникулы - с 30.12.24г. по 12.01.2025г. 4.3.весенние каникулы - с 22.03.25г. по 31.03.2025г. 5. Праздничные дни: - 4 ноября – День народного единства; - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; - 7 января - Рождество Христово; - 23 февраля - День защитника Отечества; - 8 марта - Международный женский день; - 1 мая - Праздник Весны и Труда; - 9 мая - День Победы; - 12 июня – День России. 6. Перечень проводимых мероприятий для обучающихся № Название мероприятия форма проведения п/п А знаете ли вы… Конкурс-игра 1. Шуточная викторина Игра-рисунок 2. «Дружеский шарж» 3. 4. 5. Зимушка-зима Чаепитие и викторины Подготовка к пленеру просторы» Символика России Мастер-класс конкурс «Родные Беседа, практическая работа Беседа-игра дата проведения октябрь октябрь декабрь январь март март *- даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по объективным причинам. 6. Программа воспитания в детском объединении «Волшебная палитра» является Приложением к ДООП и размещена в учебно-методическом комплексе к программе.