1 Плетение из бумажной лозы» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности уровень программы: ознакомительный возраст учащихся: 10 -15 лет срок реализации: 1 год Разработчик: Старокожева Юлия Игоревна, педагог дополнительного образования Мысковский ГО 2024 2 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка направленность программы, нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной краткосрочной программы, педагогическая целесообразность, цель и задачи программы, отличительные особенности программы, возраст учащихся, объем и сроки освоения программы, формы и методы организации занятий, планируемые результаты освоения программы и система их оценивания, форма аттестации) Учебно-тематический план Содержание программы 2. Комплекс организационно-педагогических условий Материально-техническое обеспечение общеобразовательной программы Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Список литературы для педагога Список литературы для учащихся и родителей 3. Приложение Тезаурус Мониторинговая программа Оценочные материалы Календарный учебный график 3 3 13 14 16 16 17 18 19 20 21 25 28 3 Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Плетение из бумажной лозы» художественной направленности, является модифицированной, разработана на основе дополнительной образовательной программы «Бумажная лоза» автор – составитель Никитина Л. В. Кировская область город Полом, 2022 год. Программа составлена в соответствии с нормативными документами Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 4 Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с "Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий"). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации". Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 22 сентября 2021 г. N 652н); Локальные акты МБОО ДО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности. Актуальность программы обусловлена следующими факторами: тема ручного труда становится актуальной в наши дни. Современные дети и подростки практически не занимаются развитием своего творческого воображения, не нацелены на получение определенных конструкторских навыков. В то время как основа художественного ручного труда дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни, быта семьи, интерьерного дизайна 5 Техника плетения из лозы известна с давних времен, плетение возникло в разное время в долинах рек, где можно найти длинные гибкие ветки, тростник, бамбук, иву, камыш и др. Часто можно встретить изделия из соломы, но этот материал не такой прочный, и в основном используется для производства декоративных предметов или циновок. В современном индустриальном мире плетеные предметы, кроме внешнего изящного вида, имеют большую ценность еще и потому, что изготавливаются практически все вручную. Кроме того, плетеные аксессуары легкие, прочные, достаточно долговечные, и экологически чистые Основная технология плетения дошла до наших дней практически без изменения. Сегодня лозоплетение идет рядом с новым видом плетения из бумажной лозы (еще ее называют эколоза). Изделия, выполненные бумажными трубочками, отлично вписываются в любой интерьер. Прочность изготовления позволяет использовать их не только внутри помещения, но и на улице. Искусство плетения из бумажной лозы достойно вошло в декоративно-прикладное творчество, является одним из видов экодизайна, заслуживает внимания, так как техника предполагает использование вторичного сырья: бумаги, газет, журналов, оберточного бумажного материала. Все это позволяет сберечь нашу природу. Техника требует понимания красоты, безукоризненного вкуса, художественного такта, фантазии и мастерства. А изделия из бумажной лозы сегодня являются украшением любого интерьера и также применяются в хозяйстве. Педагогическая целесообразность программы состоит в содействии решению проблемы улучшения подготовки учащихся к жизни, к труду, воспитание действовать. личности, готовой и способной творчески мыслить и Доступность материала и необычность пробуждает у детей интерес к плетению, в процессе работы приобретаются навыки плетения, воспитывается аккуратность, внимание, усидчивость. В ходе работы создается атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки на успех. Весь процесс деятельности направлен на развитие творческих способностей 6 ребенка, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми и педагогом. Новизна программы «Плетение из бумажной лозы» заключается в возможности вариативного подхода и творческой самореализации учащихся, так как учебный материал излишне не конкретизируется. В то же время, программа предлагает значительно расширить ассортимент плетеных изделий, появившись, как способ изготовления предметов в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они научатся выполнять украшения для дома, различные сувениры, корзины и т.д. Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники. Цель программы – развитие творческих способностей учащихся посредством освоения техники художественного плетения из бумажной лозы. Задачи: Обучающие: познакомить учащихся с историей и развитием художественного плетения; обучить детей техническим приемам плетения; научить учащихся правильно, обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности; научить учащихся выполнять сборку и оформление готового изделия; формировать у детей навыки плетения из бумажной лозы сначала простых, а затем и сложных изделий. Развивающие: развивать мышление, пространственное воображение, мелкую моторику учащихся; 7 развивать у учащихся умение анализировать результаты собственной деятельности; способствовать развитию у детей художественно-эстетического вкуса. Воспитательные: способствовать формированию у учащихся межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллективе; развивать навыки самостоятельной и коллективной работы учащихся. содействовать воспитанию у детей личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, целеустремленности. Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что в основе обучения свободному владению искусством плетение из бумажной лозы лежат изучение разнообразных техник, технологических приёмов плоскостного и объёмного формообразования, а также овладение приёмов и средств декорирования плетеных изделий, что позволяет обучающимся в дальнейшем творчески осмысливать свои самостоятельные работы. Содержание программы разработано с учётом знаний, полученных учащимися в школьном курсе изучения химии, математики, биологии, истории, экологии, изобразительного искусства, литературы, физической культуры и включает в себя межпредметные связи по следующим темам: Состав и свойства бумаги – с биологией, химией, физикой. Гигиенические аспекты готового изделия – с экологией. Расчет количества трубочек – математика. История и возникновение плетения лозой - история. Развитие словарного запаса: новые термины, разучивание загадок, пословиц, поговорок по рукоделию; расширяется кругозор ребенка, т.е. умение передавать мысль словом – литература. 8 Физические паузы между занятиями для снятия напряжения осанки, суставных мышц, зрения. Развитие моторики пальцев - физкультура. Возможность для проявления творческой индивидуальности через свободу выбора Срок реализации программы 1 год Объем программы рассчитан на 144 часа Режим занятий: 2 занятие в неделю по 2 часа Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Плетение из бумажной лозы» ознакомительного уровня, адресована детям 10-15 лет. Возрастная периодизация может быть обоснована направленностью программы на: - развитие творческих навыков: В этом возрасте у детей активно развивается творческое мышление и мелкая моторика. Плетение способствует улучшению координации рук и развивает эстетическое восприятие. - формирование усидчивости и терпения: Процесс плетения требует сосредоточенности и терпения, что помогает детям научиться завершать начатое дело и работать над долгосрочными проектами. - социальные навыки: Занятия в группах формируют умение работать в команде, общаться с ровесниками и взрослым наставником, что является важным аспектом социального развития. - знакомство с традициями: Плетение из бумажной лозы, как и другое народное творчество, позволяет детям узнать об истории и культуре своего народа, что способствует патриотическому воспитанию. - безопасность занятий: Плетение из бумажной лозы – это безопасный и доступный вид рукоделия, который не требует использования опасных инструментов, что делает его подходящим для детей этого возраста. 9 - развитие трудовых навыков: Участие в таких программах помогает детям освоить полезные навыки, которые могут пригодиться в будущем, как в быту, так и в профессиональной жизни. Таким образом, программа отвечает интересам и потребностям детей 10-15 лет, способствует их всестороннему развитию и подготовке к взрослой жизни. Количество обучающихся в группе: 12 – 15 человек. Условия набора Набор учащихся в учебные группы свободный в соответствии с возрастом, по желанию детей и заявлению родителей (лиц их заменяющих). Допускается прием на обучение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, беженцы, опекаемые). Формы занятий: Основной формой организации образовательной деятельности является учебное занятие. В ходе учебной деятельности используются как традиционные формы занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, так и нетрадиционные формы: мастер-класс, викторина, экскурсия, презентация творческих работ. Такие формы занятий как экскурсия, викторина, мастер-класс активно используются в начале учебного года с целью сплочения коллектива и знакомство детей друг с другом в неформальной обстановке. Для максимального погружения учащихся в работу, которой им предстоит заниматься, каждый раздел программы начинается с занятияпрезентации или занятия «введение в тему». Это обзорные занятия, где происходит знакомство с содержательной частью раздела при помощи видеопрезентаций, знакомство с аналогичным опытом работы, выставок, работа с информационными источниками. Дистанционные формы работы с учащимися предполагается использовать во время массовых карантинных мероприятий, и как индивидуальную работу с детьми, которые по какой-либо причине не могут 10 присутствовать на занятиях. Данная работа может проходить через использование платформы Сферум в форме мастер-классов, консультаций, размещения инструкционных карт и планов-заданий, фото-отчётов о проделанной работе. Форма обучения 1.Очная Методы обучения: Для организации и осуществления учебной деятельности используются следующие методы: словесные, наглядные, практические; показ презентации (мультимедиа) игровой (освоение и проверка знаний, умений в процессе дидактической игры); Методы воспитания: убеждение, стимулирование, мотивация, создание ситуации успеха. На этапе изучения нового материала обычно используется объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация. Планируемые результаты и система их оценивания К концу обучения учащиеся будут знать: - историю и развитие художественного плетения; - технические приемы плетения; - сборка и оформление готового изделия - формирования навыков плетения из бумажной лозы простых и сложных изделий. Уметь - правильно обращаться с инструментами в соответствии с правилами ТБ; - анализировать результаты собственной деятельности; - выполнять сборку и оформление готового изделия. 11 Личностные: сформированы навыки поведения в коллективе; развиты навыки самостоятельной и коллективной работы учащихся. выражены личностные качества: трудолюбие, аккуратность, целеустремленность. Формы проведения итогов (аттестация) Контроль результатов проходит в два этапа: 1 – этап промежуточный контроль (декабрь) проводится в форме теста. 2 – итоговый контроль: итоговый тест, выставка творческих работ учащихся. Формы проведения итогов Этапы контроля Промежуточный Итоговый Знания, умения, Сроки навыки Владение навыками Декабрь необходимыми для плетения пройдет в форме: теста Владение навыками Май необходимыми для плетения пройдет в форме теста, выставки творческих работ учащихся Основные направления педагогического мониторинга - «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы» -«Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм» (Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им программы) - Творческие достижения учащихся. 12 Учебно-тематический план № Наименование п/п разделов и тем Количество часов Всего Теория 1. Вводное занятие. 2 1 Организация работы. Инструктаж ТБ 1.1. Вводное занятие 2 1 Мастер-класс изготовление «Звезды» 2. Вырезание 20 4 полосок, приемы скручивания трубочек. 2.1. Виды плетения 8 2 Практика 1 2.2. Свойства и виды 12 окрашивания 4 8 3 Изделия из лозы. 24 84 3.1 Плетение плоских 28 форм 8 20 3.2 Плетение объемных форм 30 6 24 3.3 Плетение сувениров. Творческая работа 26 6 20 4 Итоговое занятие 2 - 2 5 Организация каникулярного времени Итого 12 - 12 144 29 115 108 Форма контроля 1 Практические упражнения 16 Практические упражнения, коллективная рефлексия, опрос. Практические упражнения Практические упражнения, наблюдение Практические упражнения, наблюдение Практические упражнения, наблюдение Практические упражнения, опрос, наблюдение Самостоятельная, практическая работа 6 Итоговый выставка. тест, 13 Содержание учебно-тематического плана 1. Вводное занятие 1.1 Водное занятие. Мастер-класс изготовление «Звезды» Теория: Организация рабочего места. Правильная посадка за столом. Инструктаж по ТБ. Инструменты и приспособления. Правила при работе с бумагой, ножницами, спицами, канцелярским ножом, клеем. Алгоритм изготовления «Звезды». Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Практика: Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами, Материал: Бумага, ножницы, спицы, канцлерский нож, клей. Мастер-класс изготовление «Звезды» 2. Раздел «Вырезание полосок, приемы скручивания трубочек» Теория: Знакомство со структурой и свойствами бумаги. Происхождение бумаги, способы ее покраски, формы для отливки бумаги. Практика: Вырезание полосок для скручивания трубочек. Освоение процесса изготовления бумажной лозы (бумажные трубочки) на спицах разного диаметра. 2.1 Виды плетения Теория: Основные правила плетения разными видами. Знакомство с техникой плетения одной трубочкой «плетёнка». Техника плетения веревочкой. Плетение в три трубочки, ситцевое плетение. Разбор схем, плетение по образцу. Практика: Плетение разной техникой. Освоение техник плетения по видео мастер-классам. Плетение круглого, квадратного, овального дна. Изготовление сувенира из заданных форм. Формирование края изделия. 2.2 Свойства и виды окрашивания Теория: Покраска бумажной лозы: виды, способы, свойства. Средства для окрашивания: морилка, строительная грунтовка и колеры, акриловый лак. 14 Практика: Опыты по окрашиванию и грунтовка трубочек. Контроль. Беседа по актуализации знаний. 3. Раздел. Изделия из лозы. Теория: Краткий обзор происхождения плетения. Использования лозы в быту, декоративном искусстве и рукоделии. Выбор материалов, обзор основных техник плетения, комбинированные узоры, Практика: Пошаговое выполнение различных техник плетения, сначала с простых плетенок с переходом к более сложным. 3.1 Раздел. Плетение плоских форм. Теория: Пошаговое плетение плоских форм. Практика: Заготовка трубочек. Плетение плоских форм. Плетение изделия с помощью отработанных техник. «Фоторамка», Подставка под горячее «Солнышко». 3.2 Плетение объемных форм Теория: Объемные формы, работа по схемам. Этапы работы при плетении простейшего изделия из бумаги «Карандашница». Основные сложности и трудности при плетении изделия. Плетение вазы для цветов. Плетение корзины под фрукты. Практика: Заготовка трубочек, покраска трубочек. Плетение «Карандашницы», «Вазы для цветов». Плетение корзины под фрукты 3.3 Плетение сувениров. Творческая работа Теория: Просмотр наглядных пособий, образцов, книг, журналов, готовых изделий. Выбор изделия. Технологическая последовательность выполнения изделия. Практика: Заготовка трубочек. Плетение изделия по замыслу учащегося. 4. Итоговое занятие Практика: итоговое тестирование, выставка творческих учащихся. 5. Организация каникулярного времени (Приложение 4) работ 15 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы 1. Кабинет с достаточным уровнем естественного освещения. Оснащение кабинета необходимым методическим материалом: - Разработанный учебно-методический комплект: -планирование занятий, методические рекомендации; - технологические карты демонстрационные, раздаточные; - наглядно-методический материал, образцы работ; Материалы и инструменты: - Бумага; - Клей ПВА; - Ножницы; - Канцелярский нож; - Спицы; - Прищепки. - Морилка водная, колеры, гуашь; -Лак акриловый; - Декоративные элементы; - Скотч; -Картон. Информационное обеспечение: ноутбук, подключение к локальной сети интернет, информация на USB носителях, проектор экран. 16 Методическое обеспечение программы Название раздела Формы занятий 1.вводное занятие Учебное занятие 2 Вырезание полосок, приемы скручивани я трубочек Комбини рванное Практическо е занятие Методы приемы обучения и Методическо Материальн е ообеспечение техническое обеспечение Словесные: Презентация Мультимедиа беседа, 1 бумага инструктаж 2. ножницы Наглядные: 3 спицы, раздаточный 4 нож материал канцлерский, 5 клей 7. столы и стулья Наглядные: показ презентации мультимедиа 3. «Изделия Комбини из лозы» рованное; Практическо е занятие Наглядные: показ, просмотр наглядных пособий, образцов, книг, журналов, готовых изделий. 4. Итоговое занятие Практически й. Итоговое занятие Подборка материала; конспекты занятий; тематические папки; печатные схемы; бланки творческих заданий. Подборка материала; конспекты занятий; тематические папки; бланки творческих заданий. Подборка материала; конспекты занятий; тематические папки; бланки творческих заданий Мультимедиа 1 бумага 2. ножницы 3 спицы, 4 нож канцлерский, 5. клей 6. столы и стулья Мультимедиа 1 бумага 2. ножницы 3 спицы, 4 нож канцлерский, 5 клей 6. морилка 7. столы и стулья Формы подведения итогов Практически е упражнения, коллективна я рефлексия, опрос. Практически е упражнения, наблюдение Выполнение итогового теста, подготовка к выставке 17 Список литературы для педагога 1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие для студ. вузов. М: Академия, 2005.-345с. 2. Астраханцева С. В., Рукавица В. Ю., Шушпанова А. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. 3. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. 4. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учеб.метод. пособие /под ред. Т. Я. Щпикаловой, Г. А. Поровской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 5. Золотарёва А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально педагогической деятельности. Ярославль. Из-во «Академия развития».2004г. 6. Исследовательская работа школьников. Науч.-метод. и информац.-публиц. журнал. – 2005. – №1-2. 7. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. 19 Москва. Из-во «Школьная пресса»,2007. («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып.77). 8. Народные художественные промыслы / Под общ. ред. О. С. Поповой. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. 9. Полунина В. Н. Одолень-трава. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. – М., 1989. 18 Список литературы для обучающихся и родителей 1. Булгакова С. «Плетение из газет» Москва АСТ-ПРЕСС 2015г. 2. Васина Н.С. Бумажная симфония. М.: Айрис-пресс, 2009 3. Гришечкина С.Н., Козюлина В.А. Поделки, игрушки, подарки своимируками. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2007. 4. Майорова П.В, Плетение из бумажной лозы, - М.: Эксмо, 2019г 5. ТищенкоЕ., Плетение из газет. От простого к сложному, - М.: Феникс, 2016г. 6. Цамуталина Е. Е. 100 поделок из ненужных материалов. Ярославль. «Академия развития». 1999г. 19 Приложение 1 Тезаурус Бумага - это основной материал для печати, изготовленный из растительных волокон, обработанных до однородной массы и прессованных в виде листов. .Клей ПВА - дисперсия поливинилацетата в воде с пластификатором и специальными добавками. Обладает характерным слабым запахом. Применяется для склеивания различных материалов друг с другом. Ножницы - это инструмент для разрезания тонких материалов (ткани, бумаги, фольги, жести и т. п.) и стрижки (шерсти, волос). Канцелярский нож - универсальный инструмент, который применяется в разных сферах, от офисной до строительной. С его помощью можно порезать бумагу, картон, ткань или пластик Спицы - инструмент для ручного плетения. Обычно длинная, с заострённым концом, однако не таким острым, как у швейной иглы. Прищепка - специальный вид зажима, Морилка водная - это специальный материал, предназначенный для декоративной отделки древесины с сохранением природной структуры. Колер - это концентрированный краситель, который в нужной пропорции добавляется в состав Гуашь - это водорастворимые краски на клеевой основе. Лак акриловый - это специальная смесь из акрила, растворенной в нём пластмассы, особых добавок (например, антисептических веществ) и пластификаторов. 20 Приложение 2 Мониторинговая программа 1.«Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы» Критери и Показате ли Соответствие теоретических знаний программным требованиям Знать Знать Уровень историю и техничес сформированн развитие кие ости художествен приемы ного плетения плетения; Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Умение: Умение Уровень правильно выполнят сформированн обращаться ь сборку ости с и инструмент оформле ами в ние соответстви готового ис изделия правилами ТБ ФИ ФИ ФИ ФИ Высокий уровень % Средний уровень % Низкий уровень % Оценка осуществляется по трем уровням (высокий, средний, низкий) Низкий уровень Теория: Владеет менее чем ½ объема теоретических знаний, предусмотренных программой; избегает употреблять специальные термины; осознает взаимосвязи только некоторых понятий; слабое понимание правил деятельности; путает последовательность действий. Практика: Овладел менее чем ½ умений и навыков, предусмотренных программой; учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; учащийся способен выполнить лишь простейшие практические действия. Средний уровень Теория: Объем освоенных теоретических знаний составляет более ½; учащийся сочетает специальную терминологию и бытовую; с помощью педагога может 21 определить приоритеты, выстроить взаимозависимости; может объяснить основные правила деятельности, с помощью педагога обосновать последовательность действий. Практика: Объем освоенных умений и навыков составляет более ½; работает с оборудованием с помощью педагога; учащийся выполняет задание на основе образца. Высокий уровень Теория: Освоен практически весь объем теоретических знаний, предусмотренных программой; специальные термины употребляет осознанно и в их полном соответствии с содержанием; учащийся может установить причинно-следственные связи между понятиями; умеет объяснить правила деятельности и обосновать последовательность действий. Практика: Освоены практически все умения и навыки, предусмотренные программой; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений; выполняет практические задания с элементами творчества. 22 2. Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения программы «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм» № Параметры Критерии п/п 1. Организационно-волевые качества 1.1 Терпение Способность переносить нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности 1.2 Воля Способность активно побуждать себя к практическим действиям 1.3 Самоконтроль Умение контролировать свои поступки 2. Ориентационные качества 2.1 Самооценка Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Уровни Методы Высокий: терпения Наблюдение хватает на все занятие; Средний: терпения хватает больше, чем на ½ занятия; Низкий: терпения хватает меньше, чем на ½ занятия Высокий: волевые Наблюдение усилия побуждаются самим учащимся; Средний: волевые усилия побуждаются периодически; Низкий: волевые усилия побуждаются с помощью педагога Высокий: Наблюдение учащийся контролирует себя сам; Средний: учащийся периодически контролирует себя сам; Низкий: учащийся постоянно находится под воздействием контроля извне Завышенная; Нормальная; Заниженная; Анкетирование 23 2.2 Интерес к занятиям Осознанное участие учащихся в освоении программы 3. Поведенческие качества 3.1 Конфликтность Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации 3.2 Тип Умение сотрудничества воспринимать общие дела, как свои собственные Высокий: интерес постоянно поддерживается самостоятельно; Средний: интерес периодически поддерживается самим учащимся; Низкий: интерес к занятиям продиктован извне Тестирование Высокий: пытается Наблюдение самостоятельно Беседа уладить возникающие конфликты; Средний: сам в конфликтах не участвует; старается их избежать; Низкий: периодически провоцирует конфликты сам Высокий: Наблюдение инициативен в общих делах; Средний: участвует при побуждении извне; Низкий: избегает участия в общих делах 3. Творческие достижения учащихся д/о____________ Учебны й годФ.И. обуч. Уровен ь ЦДО Муниципальн ый уровень Областно й уровень Российски Международн й уровень ый уровень Особые достижен ия 24 Приложение 3 Контрольно-измерительные материалы Промежуточный контроль В основу оценивания результатов теста положена десятибалльная система оценки: - 9-10 баллов ставится за 90-100 % правильное выполнение заданий (высокий уровень); - 7-8 баллов ставится за 70-89 % правильное выполнение заданий (повышенный уровень); - 5-6 баллов ставится за 50-69% правильное выполнение заданий (средний уровень); - 4-3 баллов ставится за 49 -30% правильное выполнение заданий (низкий уровень); - 2 и ниже ставится за 29% и меньшее правильное выполнение заданий (недостаточный уровень). Результаты теста покажут степень усвоения учащимися учебного материала и помогут педагогу найти наиболее эффективные методы и средства обучения. Вопросы к тесту: 1. Чтобы трубочка получилась нужной плотности, бумагу укладываем под определенным углом по отношению к спице. Тогда она будет достаточно плотной, но в то же время будет хорошо гнуться. Под каким углом берут бумагу? А) 50о , Б) 80о , В) 45о , Г) 30о . 2. Для скручивания бумажных трубочек используется: А) проволока; Б) спица; В) шпажка; Г) крючок. 3. Прародителями плетения из газетных трубочек являются: 25 А) корейцы и японцы; Б) американцы; В) русские; Г) испанцы. 4.Для покраски бумажных трубочек под дерево используют: А) акварельные краски; Б) гуашь; В) водную морилку; Г) чернила. 7. Как закончить плетение из газетных трубочек? А) с помощью скрутки; Б) загибки; В) веревочки; Г) спирального плетения. 8. Какая бумага чаще используется при плетении: А) перманентная; Б) глянцевая; В) газетная; Г) глянцевая. 9. Самый распространенный способ плетения А) ситцевое; Б) веревочкой; В) послойное; Г) спиральное. 10. Под каким углом надо срезать трубочку при плетении? А. косым; Б) прямым. 9. Плетение из лозы является предшественником: 26 А) кожевенного производства; Б) ткачества; В) резьбы по дереву. 10. Чем обрабатывают готовые изделия из газетных трубочек? А) эмалью; Б) акриловой краской; В) ПВА; Г) акриловым лаком. Ключ к тесту: 1. В, 2 Б, 3 А, 4 В, 5 Б, 6 В, 7. Б, 8 А, 9 Б, 10. Г. Итоговый контроль Задание №1. Какие этапы изготовления изделий из бумажных трубочек изображены на рисунках? 1. Ответ: 27 2. Ответ: 3. Ответ: 28 4. Ответ: 5. Ответ: 29 6. Ответ: 1. Что такое бумажная лоза? 2. Чем обрабатываются трубочки для эластичности при плетении? 3. Что такое рабочая трубочка? 4. Чем отличается газетная бумага от других видов бумаг? 5. Перечислите все известные вам виды плетения. 6. Перечислите преимущества плетения из газетных трубочек. 7. Где используется плетение «веревочка из трех трубочек»? Алгоритм правильных ответов В – 9-10правильных ответов; В С – 8-9правильных ответов; Н – 7и менее правильных ответов. Приложение № 6. Этапы организации и проведения итоговой выставки 1. Определение темы, места и времени проведения выставки. 2. Подбор и оформление экспонатов выставки. 3. Оформление выставки и сопутствующих материалов. 4. Открытие и проведение выставки. 30 Приложение 4 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Плетение из бумажной лозы» художественной направленности 1 год обучения 2024-2025 учебный год / 1 группа 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 652840. Кемеровская область г. Мыски., ул. Советская ,35а., МБОО ДО ЦДО кабинет № 24 2. Продолжительность учебного года Начало учебного года 10.09.2024 г. Окончание учебного года 25.05.2025г. Количество учебных недель: 36 недель. 3. Режим занятий Сентябрь - май - 1 раз в неделю по 2 часа. Объем программы 72 часа. 4. Продолжительность каникул Осенние каникулы – 9 дней с 28.10.24 г. по 05.11.24 г. Зимние каникулы – 9 дней с 31.12.24 г. по 08.01.25г. Весенние каникулы – 9 дней с 25.03.25 г. по 02.04.25 г. 5. Праздничные дни 4 ноября – День народного единства. 1,2,3,4,5,6,8, - Новогодние каникулы. 7января - Рождество 23 февраля – День Защитника Отечества. 8 марта – Международный женский день. 1 мая – Праздник Весны и Труда. 9 мая – День Победы. 12 июня – День России. 6. Перечень проводимых мероприятий для обучающихся № Название форма проведения дата п/п мероприятия проведения 1. Символика России познавательное 05.11.2024г. мероприятие 2. Новогоднее конкурсно-развлекательная 30.12.2024г. мероприятие программа. 3. Экскурсия в музей Экскурсия 11.2024г. 4. Экскурсия в Экскурсия 11.2024г. «Кузнецкий Алатау» 5. Поход в кинотеатр Просмотр фильма 25.03.2025г. «Звезда» 6. Викторина «Вокруг Познавательное 04.2024г. света» мероприятие 31 !- количество мероприятий зависит от количества учебного времени отведенного на раздел «Организация каникулярного времени» *- даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по объективным причинам. Программа воспитания в детском объединении «Плетение из бумажной лозы» является Приложением к ДООП и размещена в учебно-методическом комплексе к программе.