1 Мастерская подарков дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленность: художественная уровень программы: базовый возраст учащихся: 8-13 лет срок реализации: 2 года Разработчик Васильева Вера Андреевна, педагог дополнительного образования Мысковский Г.О. 2024 2 Содержание Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка (направленность программы, нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной программы, новизна программы, актуальность программы, педагогическая целесообразность, цель и задачи программы, уровни сложности программы, отличительные особенности программы, возраст учащихся с особенностями приема, объем и сроки освоения программы, формы и методы организации занятий, особенности организации образовательного процесса, режим организации занятий, планируемые результаты освоения программы и система их оценивания, формы аттестации) Программа первого года обучения Учебно-тематический план первого года обучения Содержание программы первого года обучения Программа второго года обучения Учебно-тематический план второго года обучения Содержание программы второго года обучения Комплекс организационно-педагогических условий Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Материально-техническое обеспечение общеобразовательной программы 3 3 9 9 12 17 17 20 24 24 Список литературы для педагога Список литературы для учащихся и родителей 28 29 Приложения Словарь терминов Мониторинговая программа Контрольно-измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 30 32 36 Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 39 3 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская подарков» художественной направленности, модифицированная, составлена на основе программы «Из праздника в праздник», ПДО Карпенко Н.В.,МБОО ДО ЦДО г. Мыски, 2018г. Программа составлена в соответствии с нормативными документами: Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р); Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации". Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н); Локальные акты МБОО ДО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности. 4 Актуальность программы обусловлена тем, что в наши дни люди перестали дарить подарки, сделанные своими руками, гораздо легче купить подарок в магазине, но гораздо ценнее тот подарок, который сделан своими руками, специально для близкого человека. В настоящее время роль семьи несравнима по своей значимости с другими социальными институтами, ведь формирование личности начинается именно в семье. Сделать подарок родным своими руками - это возможность уделить им внимание, которого порой так не хватает. В изготовлении подарка проявляется фантазия, вкус и такт, а также черты характера того, кто подарил его. Подарок, сделанный своими руками, станет ценным и дорогим для того, кому он предназначается. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решать ключевую проблему: формирование ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности. Программа помогает ученику открыть в себе желание творить, фантазировать и реализовывать свои творческие идеи. Программа «Мастерская подарков» предусматривает знакомство детей с различными праздниками, изготовление тематических подарков в различных техниках декоративно-прикладного творчества, что способствует формированию основ народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию. Новизна данной программы заключается в том, что, программа состоит из нескольких разделов, где каждый раздел предполагает изучение новой техники декоративно - прикладного искусства. Программа раскрывает техники и приемы работы с различными материалами. Смена видов работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним видом деятельности. Темы в разделах построены по принципу от простого к сложному. Цель программы – развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение техник и технологий изготовления изделий из различных материалов. Задачи Обучающие: - формировать основы знаний учащихся в сфере декоративноприкладного творчества; -формировать у учащихся знания о народных, государственных, профессиональных, тематических праздниках; - учить детей владению различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе (бумага, ткань, природные материалы). Развивающие: - способствовать формированию духовно – нравственных качеств личности путем ознакомления детей с историей праздников 5 - развивать у учащихся навыки ручной работы с различными материалами и в различных техниках; Воспитательные: - воспитывать у учащихся уважение к труду; - воспитывать нравственные качества учащихся (взаимопомощь, честность, добросовестность); - воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа Программа «Мастерская подарков» базового уровня, обучение производиться в группах в составе 10-12 человек. Набор в группы проводится по желанию детей и по заявлению родителей. Особо отмечается охват особых категорий детей: дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, беженцы, опекаемые). Добор учащихся в группы производится с учетом возраста на любом этапе реализации программы по заявлению родителя или законного представителя. Срок реализации программы: 2 года. Формы и режим занятий: В первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, объем занятий в год составляет 144 часа. Второй год обучения рассчитан на детей, прошедших обучение по программе первого года, но допустимо производить добор вновь прибывших детей. Недостающие навыки и знания восполняются в процессе индивидуальной работы. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, объем занятий в год составляет 216 часов. Особенности организации образовательного процесса: -Очная Основной формой организации образовательного процесса являются занятия, которые проводятся в очном режиме, и в режиме с применением дистанционных образовательных технологий (Сферум, журнал школа 2.0) в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией. В очном режиме: традиционные формы занятий: - комбинированное занятие, - практическое занятие, - учебная игра. нетрадиционные формы: - мастер-класс Занятия носят преимущественно практический характер. На теоретическую работу отводится примерно 20% учебного времени. 6 Методы организации образовательного процесса используются в зависимости от познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала: Словесный: (объяснение, беседа, диалог) Наглядный метод (показ образца, работа с фото и видео материалами) Метод практической работы Метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, объяснение основных понятий) Метод игры (игры развивающие, познавательные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-конкурс) Использование на занятиях средств искусства (декоративноприкладное искусство: знакомство с декоративно прикладным искусством, изучение народных промыслов, изготовление художественных изделий) Основополагающими принципами программы являются: Принцип научности и доступности знаний. Принцип систематичности и последовательности. Принцип наглядности. Принцип сочетания различных методов обучения в зависимости от задачи содержания. Принцип создания необходимых условий для обучения. Принцип сочетания различных форм и методов обучения. Подбор форм, методов, средств обучения осуществляется в зависимости от возрастных особенностей детей. Планируемые результаты и система их оценивания К концу первого года обучения учащиеся будут знать: -название ручных инструментов для обработки бумаги, картона, и других материалов; - правила техники безопасности; - названия техник декоративно - прикладного искусства («аппликация», «квиллинг», «мозаика», «торцевание» и д.р.) - названия народных, государственных, профессиональных, тематических праздников Уметь: - владеть различными приемами работы с бумагой - подбирать бумагу нужного цвета; - пользоваться чертежными инструментами, ножницами; - работать с различными материалами - анализировать образец - уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить открытку или поделку. К концу второго года обучения учащиеся будут знать: - название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов 7 - названия техник декоративно - прикладного искусства («аппликация», «айрис-фолинг», «оригами» и д.р.) - названия и историю народных, государственных, профессиональных, тематических праздников Уметь: - владеть различными приемами работы с бумагой, картоном и другими материалами - подбирать бумагу нужного цвета; - пользоваться чертежными инструментами, ножницами; - работать с различными материалами - анализировать образец, анализировать свою работу; - составлять композицию из готовых поделок; - уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить открытку или поделку. Формы подведения итогов реализации программы Уровень освоения программного материала осуществляется проведением контроля: Текущий контроль осуществляется на каждом занятии через наблюдение за деятельностью ребенка, само- и взаимоконтроль. Промежуточный контроль: имеет своей целью определить степень усвоения учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность обучающихся к знаниям в усвоении предметного материала. Формами контроля являются устный опрос, практическая и самостоятельная работа, рабочие выставки в кабинете, тестирование по карточкам, анкетирование, тематические выставки в ЦДО. Основным приемом работы текущего контроля является наблюдение за выполнением практической работы обучающихся, где наглядно можно увидеть проблемы и недопонимание предметного материала детьми. Итоговый контроль: подведение результатов работы за пройденный период: раздела программы, завершение определенной работы или окончание учебного года. Формами итогового контроля являются очное и заочное участие в выставках-конкурсах, текущие экспозиции в кабинете, тематические, сменные, персональные выставки внутри учреждения. В процессе реализации программы осуществляется педагогический мониторинг по направлениям (Приложение 2): «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы». «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм» (Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им ДООП). Творческие достижения учащихся детского объединения (внутри учреждения, на муниципальном, областном, всероссийском, международных уровнях) 8 Программа первого года обучения Цель: Развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение техник и технологий изготовления изделий из различных материалов. Задачи: Обучающие: формировать основы знаний учащихся в сфере декоративноприкладного творчества; учить детей владению различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе (бумага, фетр, природные материалы) Воспитательные: развивать у учащихся навыки ручной работы с различными материалами и в различных техниках Развивающие: воспитывать у учащихся уважение к труду; воспитывать нравственные качества учащихся (взаимопомощь, честность, добросовестность) Учебно-тематический план первого года обучения № п/п 1 2 2.1 Название темы Всего часов 2 12 2 Теория Практика Форма контроля Вводное занятие Праздничный этикет Приглашение на праздник 2.2 2.3 Подготовка к празднику Праздничное поздравление 2 2 2.4 Упаковка подарка 2 2.5 Правила этикета за столом 2 1 1 2.6 Искусство дарить подарки 2 1 1 3 14 3 11 3.1 Подарки из природных материалов Закладка- гербарий 4 1 3 3.2 Панно из листьев 6 1 5 3.3 Аппликация из круп 4 1 3 - 2 5 1 7 1 1 1 1 1 2 Опрос Практическая работа Устный опрос Практическая работа Практическая работа Устный опрос Практическая работа Практическая работа Тестирование Практическая работа Практическая работа Выставка работ Практическая 9 работа Выставка работ 4 4.1 Подарки из бумаги Аппликация 38 10 5 1 33 9 4.2 Мозаика 8 1 7 4.3 Торцевание 6 1 5 4.4 Открытка 6 1 5 4.5 Квиллинг 8 1 7 5 5.1 Подарки к Новому году Новогодняя ёлочка 20 8 4 1 16 7 5.2 Елочная игрушка из фоамирана Елочная игрушка в технике «витраж» 4 1 3 4 1 3 5.4 Новогодняя открытка 4 1 3 6 6.1 Подарок из фетра Валентинка 12 2 4 1 8 1 6.2 Аппликация 2 1 1 6.3 Брелок 4 1 3 6.4 Брошка 4 1 3 7 7.1 Букеты Цветы из бумаги 14 4 3 1 11 3 7.2 Цветы из гофрированной бумаги Оформление букета 6 1 5 4 1 3 18 18 8.1 Праздники (темы раздела распределяются по учебному плану в зависимости от даты) День пожилого человека 2 2 8.2 День учителя 2 2 5.3 7.5 8 Практическая работа Практическая работа Выставка работ Практическая работа Выставка работ Практическая работа Практическая работа Тестирование Практическая работа Практическая работа Практическая работа Выставка работ в кабинете Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 10 8.3 День матери 2 2 8.4 23 февраля 2 2 8.5 8 марта 2 2 8.6 День смеха 2 2 8.7 1 мая 2 2 8.8 Пасха 2 2 8.9 9 мая 2 2 9 10 Заключительное занятие Организация каникулярного времени Итого 2 12 2 12 144 26 118 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 11 Содержание программы первого года обучения 1. Вводное занятие Знакомство с детьми. Знакомство с планом работы на год. Правила поведения в учреждении и кабинете. Организация рабочего места. Материалы, инструменты, принадлежности необходимые для организации рабочего места. 2. Праздничный этикет Понятие праздника. Виды праздников (семейные, государственные, профессиональные, народные, религиозные). Прием гостей, организация праздника, преподнесение подарка. 2.1 Приглашение на праздник Теория: Этикет приглашения на мероприятие. Виды пригласительных. Выбор темы праздника. Практическая работа: Изготовление пригласительного на праздник. 2.2 Подготовка к празднику Теория: С чего начать подготовку праздника. Оформление места проведения. Виды угощений. Развлекательная программа. Практическая работа: Подготовка к импровизированному празднику. Выбор оформления для праздника, подбор развлечений для гостей. 2.3 Праздничное поздравление Теория: Виды поздравлений. Виды подарков. Практическая работа: Подбор материалов для изготовления подарка. изготовление подарка. 2.4 Упаковка подарка Теория: Виды и техники упаковки подарка. Материалы для упаковки Практическая работа: Подбор материалов, упаковка ранее изготовленного подарка. 2.5 Правила этикета за столом Теория: Особенности и правила поведения за столом Практическая работа: Изготовление украшения для праздничного стола 2.6 Искусство дарить подарки Теория: Этикет вручения и получения подарка. Поздравительная речь. Практическая работа: Проведение импровизированного праздника. Вручение подарков. 3. Подарки из природных материалов 3.1 Закладка- гербарий Теория: Виды природных материалов (растительного происхождения, минерального происхождения и животного происхождения). Понятие «Гербарий», «композиция». Инструменты, необходимые для работы. Практическая работа: Подборка материалов, проектирование будущих работ. Изготовление закладки. 3.2 Панно из листьев 12 Теория: Понятия «Экибана», «Гербарий». Идеи поделок из листьев. Инструменты, необходимые для работы. Практическая работа: Подборка необходимых материалов. Проектирование работ. Подготовка рабочего места. Изготовление панно из листьев. 3.3. Аппликация из круп Теория: Понятие «аппликация». Идеи поделок из круп. Инструменты, необходимые для работы. Практическая работа: Проектирование работ. Подготовка рабочего места. Изготовление аппликации из круп. 4. Подарки из бумаги 4.1 Аппликация Теория: Виды аппликаций (обрывная, накладная, модульная, объемная, симметричная, силуэтная). Инструменты, необходимые для работы. Техника выполнения работы. Практическая работа: Проектирование работ. Подготовка рабочего места. Изготовление плоскостной аппликаций. 4.2 Мозаика Теория: понятие «Мозаика». Инструменты, необходимые для работы. Техника выполнения работы. Практическая работа: Проектирование работы. Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление мозаики. 4.3 Торцевание Теория: Понятие «Торцевание», виды (многослойное, плоское, контурное, объемное). Инструменты, необходимые для работы. Техника выполнения работы. Практическая работа: Проектирование работы. Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление работы в технике «торцевание» 4.4 Открытка Теория: Виды открыток. Понятие «Кардмейкинг», «Скрапбукинг». Материалы для изготовления открыток. Практическая работа: Проектирование работы. Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление открытки. 4.5 Квиллинг Теория: понятие «Квиллинг». Основные формы деталей (завиток, спираль, капля, лист, полукруг, стрелка, рожки, квадрат, треугольник…). Техника квиллинга. Практическая работа: проектирование работы. Подготовка материалов. Выполнение основных элементов. Составление композиции и выполнение открытки в технике квиллинг. 5. Подарки к Новому году 5.1 Новогодняя ёлочка Теория: Атрибуты Нового года. История новогодней елки. Подбор материалов для изготовления елочки своими руками. 13 Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление новогодней ёлочки. 5.2 Елочная игрушка из фоамирана Теория: Традиции праздника «Новый год». Украшение елки. Виды елочных украшений. Варианты елочных украшений из фоамирана. Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление елочного шарика из фоамирана. 5.3 Елочная игрушка в технике «Витраж» Теория: Понятие «витраж». Работа с витражными красками. Практическая работа: Изготовление игрушки в технике «витраж». 5.4 Новогодняя открытка Теория: История праздника Новый год. Материалы для изготовления открытки. Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление новогодней открытки. 6. Подарок из фетра 6.1 Валентинка Теория: Знакомство с фетром. Назначение и виды игл и ножниц. Способы соединения деталей швом «Иголка вперед». Практическая работа: Раскрой деталей. Соединение деталей швом «Иголка вперед». 6.2 Аппликация Теория: Виды аппликации. Плоскостная аппликация из фетра и ткани. Практическая работа: Проектирование работы. Подготовка материалов. Выполнение аппликации. 6.3 Брелок Теория: знакомство с фетром. Идеи брелоков из фетра. Практическая работа: Проектирование работы. Подготовка материалов. Изготовление брелока. 6.4 Брошка Теория: Виды креплений броши. Отделочный материал (кружево, бисер, тесьма, блестки…). Идеи броши из фетра. Практическая работа: Проектирование работы. Подготовка материалов и рабочего места. Изготовление броши. Отделка изделия. 7. Букеты 7.1 Цветы из бумаги Теория: Знакомство с различными техниками изготовления цветов из бумаги («по спирали», «вырезание лепестков», «оригами») Практическая работа: Проектирование работы. Подготовка материалов и рабочего места. Изготовление цветов в разных техниках. Оформление композиции. 7.2 Цветы из гофрированной бумаги Теория: Знакомство с материалом и техниками изготовления цветов. 14 Практическая работа: Подготовка материалов и рабочего места. Изготовление цветов из гофрированной бумаги. 7.3 Оформление букета Теория: Принципы составления флористических композиций. Упаковка букета. Бирки для букетов Практическая работа: Упаковка букета из гофрированной бумаги. Изготовление бирки 8. Праздники 8.1 День пожилого человека Теория: История и традиции праздника. Идеи подарков. Практическая работа: Подготовка рабочего места. Изготовление открытки. 8.2 День учителя Теория: История праздника. Праздничное поздравление. Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление открытки учителю. 8.3 День Матери Теория: История праздника. Идеи подарка для мамы. Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление подарка «Любимой маме» 8.4 День защитника Отечества- 23 февраля Теория: Идеи подарка для папы Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление подарка «Моему защитнику» 8.5 Международный женский день- 8 марта Теория: История и традиции праздника. Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление подарка «Букет для милой мамы» 8.6 День смеха- 1 апреля Теория: История праздника Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление подарка другу «Смайлик» 8.7 1 мая Теория: История и традиции праздника Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление открытки «Мир, труд, май». 8.8 Пасха Теория: История и традиции праздника Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление подарка «Пасхальная корзина» 8.9 День победы- 9 мая Теория: История и традиции праздника 15 Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление открытка «Подарок ветерану» 9. Заключительное занятие Подведение итогов работы за год. Выставка детских работ. 10. Организация каникулярного времени (12) (Приложение 4) 16 Учебно-тематический план второго года обучения Цель: Развитие творческих способностей учащихся средствами декоративноприкладного искусства через практическое освоение техник и технологий изготовления изделий из различных материалов. Задачи: Обучающие: формировать у учащихся знания о народных, государственных, профессиональных, тематических праздниках; учить детей владению различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе (бумага, ткань, природные материалы). Воспитательные: способствовать формированию духовно – нравственных качеств личности путем ознакомления детей с историей праздников Развивающие: воспитывать у учащихся уважение к труду; воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа. № п/п 1 2 Название темы Всего часов 2 30 2.1 Вводное занятие Подарки из природных материалов Панно из шишек 2.2 Композиция из веток 6 2.3 4 3 Аппликация из листьев и сухоцветов Wood art (рисунок на спиле дерева) Панно из природных материалов Подарок из бумаги 3.1 2.4 2.5 Теория Практика Форма контроля - 2 3 27 6 1 5 1 5 10 4 1 4 9 4 Опрос Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа. Выставка Практическая работа 52 5 47 Аппликация 10 1 9 Практическая работа 3.2 Айрис- фолинг 12 1 11 Практическая работа 3.3 Оригами 6 1 5 Практическая работа 3.4 Модульное оригами 18 1 17 Практическая 17 работа 3.5 Открытка 6 1 5 4 4.1 Подарок к Новому году Новогодний городок 24 14 2 1 22 13 8 1 7 4. 2 Елочные украшения Практическая работа Практическая работа. Оформление выставки Практическая работа. Практическая работа. 4.3 Новогодняя открытка 2 5 5.1 Подарок из фетра Брелок 24 4 4 1 20 3 5.2 Брошка 4 1 3 Практическая работа. 5.3 Игольница 8 1 7 Практическая работа. 5.4 Игрушка 8 1 7 Практическая работа. 6 6.1 Акварельные открытки Ботанический скетчниг 20 6 3 1 17 5 6.2 Фудскетчинг 6 1 5 Практическая работа. 6.3 Архитектурный скетчинг 8 1 7 Практическая работа. Выставка 7 7.1 Тестопластика Фигурки из теста 26 6 3 1 23 5 7.2 Сувениры (брелок, магнит, оберег) 14 1 13 Практическая работа. 7.5 Панно 6 1 5 Практическая работа. 8 18 18 8.1 Праздники (темы раздела распределяются по учебному плану в зависимости от даты) День пожилого человека 2 2 8.2 День учителя 2 2 2 Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа Практическая работа 18 8.3 День матери 2 2 8.4 23 февраля 2 2 8.5 8 марта 2 2 8.6 День смеха 2 2 8.7 1 мая 2 2 8.8 Пасха 2 2 8.9 9 мая 2 2 9 10 Заключительное занятие Организация каникулярного времени итого 2 18 2 18 216 22 194 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 19 Содержание программы второго года обучения 1. Вводное занятие Знакомство с детьми. Знакомство с планом работы на год. Правила поведения в учреждении и кабинете. Организация рабочего места. Материалы, инструменты, принадлежности необходимые для организации рабочего места 2. Подарки из природных материалов 2.1 Панно из шишек Теория: Виды природных материалов (растительного происхождения, минерального происхождения и животного происхождения). Идеи поделок из шишек. Понятие «Панно», «композиция». Инструменты, необходимые для работы. Практическая работа: Подбор материалов. Подготовка рабочего места. Изготовление панно. 2.2 Композиция из веток Теория: Идеи композиций из веток, набросок работы. Практика: Подбор материалов, изготовление композиции из веток 2.3 Аппликация из листьев и сухоцветов Практическая работа: Создание эскиза, составление композиции и изготовление аппликации 2.4 Wood art (рисунок на спиле дерева) Теория: Понятие «Wood art», необходимые материалы, поиск идей Практическая работа: Создание эскиза, выполнение рисунка на спиле дерева. 2.5 Панно из природных материалов Практическая работа: Подбор материалов, изготовление панно. 3. Подарок из бумаги 3.1 Аппликация Теория: Виды аппликаций (обрывная, накладная, модульная, объемная, симметричная, силуэтная). Инструменты, необходимые для работы. Техника выполнения работы. Практическая работа: Проектирование работ. Подготовка рабочего места. Изготовление объемной аппликаций. 3.2 Айрис- фолинг Теория: Понятие «Айрис- фолинг». Знакомство с техникой выполнения работы. Инструменты для работы Практическая работа: Подготовка эскиза, и материалов, выполнение работы. 3.3 Оригами Теория: Понятие «Оригами», знакомство и историей. Техника выполнения работы. Практическая работа: Изготовление оригами. 3.4 Модульное оригами Теория: Знакомство с техникой изготовления модулей. 20 Практическая работа: Поиск идей и схем. Изготовление работы 3.5 Открытка Теория Виды открыток. Понятие «Кардмейкинг», «Скрапбукинг». Материалы для изготовления открыток. Практическая работа: Проектирование работы. Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление открытки. 4. Подарок к Новому году 4.1 Новогодний городок Теория: Проектирование будущих работ, подбор материалов, поиск идей Практическая работа: Изготовление и оформление новогоднего городка 4.2 Елочные украшения Теория: История елочной игрушки, виды елочных украшений. Варианты елочных украшений Практическая работа: Подбор материалов, изготовление елочных украшений. 4.3 Новогодняя открытка Практическая работа: Подбор материалов, подготовка рабочего места, изготовление новогодней открытки. 5. Подарок из фетра 5.1 Брелок Теория: Понятие «набивочный материал». Идеи брелоков из фетра. Практическая работа: Проектирование работы. Подготовка материалов. Изготовление брелока, работа с набивочным материалом. 5.2 Брошка Теория: Виды креплений броши. Отделочный материал (кружево, бисер, тесьма, блестки…). Идеи броши из фетра. Практическая работа: Проектирование работы. Подготовка материалов и рабочего места. Изготовление броши. Отделка изделия. 5.3 Игольница Теория: Идеи игольниц из фетра. Практическая работа: Разработка эскиза. Подготовка материалов и рабочего места. Изготовление игольницы 5.4 Игрушка Теория: Идеи игрушек из фетра. Лекала Практическая работа: Разработка эскиза. Подготовка материалов и рабочего места. Изготовление игрушки. 6. Акварельные открытки 6.1 Ботанический скетчниг Теория: Понятие «Скетчинг», необходимые инструменты. Понятие «ботанический скетчинг», оформление композиции с цветами. Ботаническая иллюстрация. 21 Практическая работа: Акварельный скетч «Листья деревьев», творческое задание- работа по фотографии 6.2 Фудскетчинг Теория: Понятие «фудскетчинг», понятие «референс» Практическая работа: Подготовка материалов и рабочего места. Поиск референса, выполнение скетча. 6.3 Архитектурный скетчинг Теория: Понятие «Архитектурный скетчинг». Графические материалы Практическая работа: Подготовка материалов и рабочего места. Поиск референса, выполнение скетча 7. Тестопластика 7.1 Фигурки из теста Теория: Понятие «тестоплатика», необходимые материалы, рецепт теста Практическая работа: Подготовка материалов и рабочего места, эскиз фигурок, лепка плоскостных фигурок из теста. 7.2 Сувениры (брелок, магнит, оберег) Теория: Понятие «Сувенир», «Оберег» Практическая работа: Подготовка материалов и рабочего места, выполнение эскизов работ, лепка сувениров 7.3 Панно Теория: Объемные фигурки, технология изготовления панно Практическая работа: Поиск референсов, эскиз работы, изготовление фогурок для работы, сборка работы. 8. Праздники 8.1 День пожилого человека Теория: История и традиции праздника. Идеи подарков. Практическая работа: Подготовка рабочего места. Изготовление открытки. 8.2 День учителя Теория: История праздника. Праздничное поздравление. Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление открытки учителю. 8.3 День Матери Теория: История праздника. Идеи подарка для мамы. Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление подарка «Любимой маме» 8.4 День защитника Отечества- 23 февраля Теория: Идеи подарка для папы Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление подарка «Моему защитнику» 8.5 Международный женский день- 8 марта Теория: История и традиции праздника. Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление подарка «Букет для милой мамы» 22 8.6 День смеха- 1 апреля Теория: История праздника Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление подарка другу «Смайлик» 8.7 1 мая Теория: История и традиции праздника Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление открытки «Мир, труд, май». 8.8 Пасха Теория: История и традиции праздника Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление подарка «Пасхальная корзина» 8.9 День победы- 9 мая Теория: История и традиции праздника Практическая работа: Подготовка рабочего места и материалов. Изготовление открытка «Подарок ветерану» 9. Заключительное занятие Подведение итогов работы за год. Выставка детских работ. 10. Организация каникулярного времени (18) (Приложение 4) 23 2. Комплекс организационно-педагогических условий Материально-техническое обеспечение Столы, стулья Шкафы Раковина с подводом воды Компьютер Художественные материалы: краски, карандаши, кисти, клей ПВА и Силикатный, цветная бумага и картон Художественная литература Методические материалы: тематические планы к урокам, презентации к урокам Дидактические материалы: тематические папки и папки с наглядному пособию Контрольно-измерительные материалы Методическое обеспечение программы Название раздела, темы Форма занятий Методы и Методическ Материально Формы приемы ое -техническое подведения обучения обеспечение обеспечение итогов Вводное занятие Комбини рованное Словесный Наглядный Праздничный этикет Учебные Игровой занятия Наглядный Комбини рованные Подарки из природных материалов Презентация Принцип сочетания различных методов обучения в зависимости от задачи содержания. Принцип наглядности. Принцип создания необходимы х условий для обучения. Учебные Практическ Принцип занятия: ий сочетания Комбини Наглядный различных рованные Словесный методов и обучения в практиче зависимости ские от задачи Мультимедий ные учебные пособия Материальнотехническое оснащение (художествен ные материалы); Мультимедий ные учебные пособия; Опрос Материальнотехническое оснащение (художествен ные материалы); Мультимедий Практическа я работа, Выставка Устный опрос, Практическа я работа Тестировани е 24 Подарки из бумаги Подарки к Новому году Подарок из фетра содержания. Принцип наглядности. Принцип создания необходимы х условий для обучения Учебные Практическ Принцип занятия: ий сочетания Комбини Наглядный различных рованные Словесный методов и обучения в практиче зависимости ские от задачи содержания. Принцип наглядности. Принцип создания необходимы х условий для обучения Учебные Практическ Принцип занятия: ий сочетания Комбини Наглядный различных рованные Словесный методов и обучения в практиче зависимости ские от задачи содержания. Принцип наглядности. Принцип создания необходимы х условий для обучения Учебные Практическ Принцип занятия: ий сочетания Комбини Наглядный различных рованные Словесный методов и обучения в практиче зависимости ские от задачи содержания. Принцип наглядности. Принцип ные учебные пособия; Материальнотехническое оснащение (художествен ные материалы); Мультимедий ные учебные пособия; Практическа я работа, Участие в выставках и конкурсах Материальнотехническое оснащение (художествен ные материалы); Мультимедий ные учебные пособия; Практическа я работа Устный опрос Материальнотехническое оснащение (художествен ные материалы); Мультимедий ные учебные пособия; Практическа я работа, Выставка 25 Букеты Акварельные открытки Тестоплатика создания необходимы х условий для обучения Учебные Практическ Принцип занятия: ий сочетания Комбини Наглядный различных рованные Словесный методов и обучения в практиче зависимости ские от задачи содержания. Принцип наглядности. Принцип создания необходимы х условий для обучения Учебные Практическ Принцип занятия: ий сочетания Комбини Наглядный различных рованные Словесный методов и обучения в практиче зависимости ские от задачи содержания. Принцип наглядности. Принцип создания необходимы х условий для обучения Учебные Практическ Принцип занятия: ий сочетания Комбини Наглядный различных рованные Словесный методов и обучения в практиче зависимости ские от задачи содержания. Принцип наглядности. Принцип создания необходимы х условий для Материальнотехническое оснащение (художествен ные материалы); Мультимедий ные учебные пособия; Практическа я работа, Выставка Материальнотехническое оснащение (художествен ные материалы); Мультимедий ные учебные пособия; Практическа я работа, Выставка Материальнотехническое оснащение (художествен ные материалы); Мультимедий ные учебные пособия; Практическа я работа, Выставка 26 обучения Праздники Учебные занятия Практиче ские Заключительное Конкурс нозанятие игровая програм ма Практическ ий Наглядный Словесный Игровой Принцип сочетания различных методов обучения в зависимости от задачи содержания. Принцип наглядности. Принцип создания необходимы х условий для обучения Материальнотехническое оснащение (художествен ные материалы); Мультимедий ные учебные пособия; Практическа я работа Мультимедий ные учебные пособия; Конкурсноигровая программа 27 Список литературы для педагога 1. Анистратова А. Поделки к праздникам. М.: Издательство Оникс, 2011. 36 с. 2. Белякова, О. Поделки из природных материалов [Текст] / О. Белякова, А.Г. Красичкова, Д.А. Адаменко.- Москва: Астрель, 2012. – 240 с. 3. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 320 c 4. Зайцева А. А. Искусство квилинга: магия бумажных лент. - Москва: Эксмо, 2020. - 64 с 5. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования: Текст / З.А.Каргина. – М:. «Школьная пресса», 2007. – 96с. 6. Кияткин А. К. Искусство составления букетов./ А.К.Кияткин. Ташкент.: 2017.176с. 7. Кашкарова - Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию. - М.: Просвещение, 2016. – 306 с. 8. Петрякова О. В. Подарки своими руками. Готовимся к празднику: Текст / О. В. Петрякова –М.: Эксмо, 2009. – 128с 9. Соцкова А. Г. Открытки своими руками. Шаг за шагом./ А.Г. Соцкова. Харьков.: Книжный клуб «Клуб семейного досуга». 2008. 64 с. 10. Страна мастеров: [Электронный ресурс]. URL: https://stranamasterov.ru/technics 28 Список литературы для учащихся и родителей 1. Белякова, О. Поделки из природных материалов [Текст] / О. Белякова, А.Г. Красичкова, Д.А. Адаменко.- Москва: Астрель, 2012. – 240 с. 2. Быстрицкая А. Бумажная филигрань. - Москва: Айрис пресс, 2018. - 144 с 3. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. Москва, Сфера, 2000 4. Зайцева, А.А. Техники работы с бумагой. Большая энциклопедия [Текст] / А.А. Зайцева.- Москва: Эксмо , 2010. – 132 с. 5. Петрякова О. В. Подарки своими руками. Готовимся к празднику: Текст / О. В. Петрякова –М.: Эксмо, 2009. – 128с 6. Соцкова А. Г. Открытки своими руками. Шаг за шагом./ А.Г. Соцкова. Харьков.: Книжный клуб «Клуб семейного досуга». 2008. 64 с. 7. Ткачук,Т.М. Декоративные поделки и панно. [Текст] / Т.М. Ткачук.Донецк: Сталкер,2007. – 44 с 8. Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги: Текст / Н. В. Шахова – М.: БАО-Пресс, 2006. –50с. 29 3. Приложения Приложение 1 Словарь терминов Аппликация- вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, белая и цветная бумага, дерево Витраж (фр. vitrage — застекление, от лат. vitrum — стекло) — в общем значении: застеклённая поверхность стен, оконных или дверных проёмов; остеклённые ограждающие конструкции; в том числе с применением стёкол с картинами или цветными узорами. В истории искусства — общее название картин из стекла, воспринимаемых на просвет и выполненных в разных техниках. Гербарий- это коллекция специально собранных и засушенных растений. Гофрированная бумага- собранное в складки полотно на основе целлюлозы. Икебана- традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах, а также правильное размещение этих композиций в интерьере. Кардмейкинг- изготовление поздравительных открыток своими руками. Квиллинг- также известен как бумагокручение- искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Композиция- важнейший организующий компонент художественного произведения, придающий ему целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Мозаика- техника создания изображений и декорирования каких- либо поверхностей приклеиванием к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре. Оригами- вид декоративно- прикладного искусства; японское искусства складывания бумажных фигурок без ножниц и клея. Открытка- (первоначально открытое письмо) - особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта) Панно- вид искусства, живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения участков стен. Подарок- это вещь, которую преподносят по собственному желанию с целью доставить удовольствие, пользу. Праздник- день торжества, установленный в честь какого-то события. Праздничный этикет – особый тип этикетной ситуации, основанной на регламентации порядка и форм поведения человека в обстоятельствах праздника (торжества). Природные материалы- это то, что мы находим в окружающей нас природе 30 Скетчинг- это процесс создания быстрых зарисовок (скетчей) небольшого формата с простыми сюжетами Скрапбукингэто техника создания красивых бумажных альбомов. Дословно переводится как «книга из вырезок» Торцевание- один из видов бумажного конструирования, при котором с помощью наклеивания на основу скрученных листов бумаги, трубочек, шариков создаются объемные композиции. Фетр- это плотный нетканый текстильный материал, полученный путем валяния натуральных или синтетических волокон. Фоамиран- бархатистый мягкий материал в листах, напоминающий толстую бумагу. «Фоам» в переводе означает пена, а «Иран» - производное добавочное слово от страны производителя. Фоамиран имеет эластичную структуру, которая позволяет создавать элементы любой формы и толщины. Этикет- нормы и правила поведения людей в обществе. 31 Приложение 2 Мониторинговая программа 1. «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы» Оценочный лист определения уровня сформированности ЗУН учащихся по установленным показателям образовательная программа: «Мастерская подарков» Год обучения ___; ___группа 20 учебный год Знание основ материаловедения. Владение навыками декоративноприкладного искусства Итоговый Знание основ и владение технологией изготовление изделия различных материалов Уровень обученности (средний показатель) Промежуточный Знание основ и владение технологией изготовление изделия Уровень обученности из различных (средний показатель) материалов Фамилия, имя обучающихся Знание основ материаловедения. Владение навыками декоративноприкладного искусства №п/п -20 1 2 3 %-ое содержание обучающихся по уровням обученности Н-низкий С-средний В - высокий Промежуточный Итоговый «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы» Уровень ЗУН Высокий Средний Низкий сформированности Количество учащихся % учащихся от общего числа 32 Оценка осуществляется по трем уровням (высокий, средний, низкий). Низкий уровень Теория: Владеет менее чем ½ объема теоретических знаний, предусмотренных программой; избегает употреблять специальные термины; осознает взаимосвязи только некоторых понятий; слабое понимание правил деятельности; путает последовательность действий. Практика: Овладел менее чем ½ умений и навыков, предусмотренных программой; учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; учащийся способен выполнить лишь простейшие практические действия. Средний уровень Теория: Объем освоенных теоретических знаний составляет более ½; учащийся сочетает специальную терминологию и бытовую; с помощью педагога может определить приоритеты, выстроить взаимозависимости; может объяснить основные правила деятельности, с помощью педагога обосновать последовательность действий. Практика: Объем освоенных умений и навыков составляет более ½; работает с оборудованием с помощью педагога; учащийся выполняет задание на основе образца. Высокий уровень Теория: Освоен практически весь объем теоретических знаний, предусмотренных программой; специальные термины употребляет осознанно и в их полном соответствии с содержанием; учащийся может установить причинно-следственные связи между понятиями; умеет объяснить правила деятельности и обосновать последовательность действий. Практика: Освоены практически все умения и навыки, предусмотренные программой; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений; выполняет практические задания с элементами творчества. 33 2. Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения ДООП «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм» № п/п Параметр Критерии ы 1. Организационно-волевые качества 1Терпение Способность переносить нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности 2.1 Самооценка 2.2 Интерес к занятиям Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Осознанное участие учащихся в освоении .1 .2 .3 Уровни Методы Высокий: терпения Наблюдение хватает на все занятие; Средний: терпения хватает больше, чем на ½ занятия; Низкий: терпения хватает меньше, чем на ½ занятия 1Воля Способность Высокий: волевые Наблюдение активно побуждать усилия себя к практическим побуждаются самим действиям учащимся; Средний: волевые усилия побуждаются периодически; Низкий: волевые усилия побуждаются с помощью педагога 1Самоконтроль Умение Высокий: учащийся Наблюдение контролировать контролирует себя свои поступки сам; Средний: учащийся периодически контролирует себя сам; Низкий: учащийся постоянно находится под воздействием контроля извне 2. Ориентационные качества Завышенная; Нормальная; Заниженная; Анкетирование Высокий: интерес постоянно поддерживается Тестирование 34 программы самостоятельно; Средний: интерес периодически поддерживается самим учащимся; Низкий: интерес к занятиям продиктован извне 3. Поведенческие качества 3.1 Конфликтность Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации 3.2 Тип сотрудничества Умение воспринимать общие дела, как свои собственные Высокий: пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты; Средний: сам в конфликтах не участвует; старается их избежать; Низкий: периодически провоцирует конфликты сам Высокий: инициативен в общих делах; Средний: участвует при побуждении извне; Низкий: избегает участия в общих делах Наблюдение Беседа Наблюдение 3. Творческие достижения учащихся д/о____________ Учебный год _________________________ Ф.И. Уровень Муниципальный Областной Российский Международный Особые обуч. ЦДО уровень уровень уровень уровень достижения 35 Приложение 3 Контрольно-измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерская подарков» Промежуточный контроль (1 год обучения) 1.Природным материалом считаются: а) шишки, кора, семена растений, ветки деревьев б) иглы, ножницы, циркуль, линейка в) салфетки, ткань, фольга 2. Что означает слово «декор» с латинского языка? а) наряжать б) украшать в) ценить 3. Когда возникло декоративно-прикладное искусство? а) в первобытные времена б) в средние века в) в наше время 4. Орнамент – это а) изображение с применением кусков ткани, пришитых и приклеенных на основное поле б) узор, построенный на ритмическом чередовании объектов изображения в) прием в изобразительном искусстве, когда все произведение выполняется путем приклеивания материалов, различных по цвету и фактуре, к основе – подложке 5. Аппликация – это а) вид творчества с использованием спиц и крючка б) картина или украшение, созданное из кусочков ткани или бумаги, а также других материалов, приклеенных друг к другу или сшитых между собой в) вид изобразительного искусства 6. Отметь свойства бумаги а) хорошо рвется б) легко гладится в) легко мнется г) режется д) хорошо впитывает воду е) влажная бумага становится прочной 7. какие семейные праздники ты знаешь? Напиши 36 Промежуточный контроль (2 год обучения) 1. Какие природные материалы ты знаешь? Напиши 2. Что означает слово «декор» с латинского языка? а) наряжать б) украшать в) ценить 3. С каким материалом работал древний человек, создавая декор? а) глина, камень, дерево б) кирпич, железо в) бетон, пластилин 4. Узор, построенный на ритмическом чередовании объектов изображения это______________________ 5. Картина или украшение, созданное из кусочков ткани или бумаги, а также других материалов, приклеенных друг к другу или сшитых между собой это______________________ 6. Назови свойства бумаги: _____________________________________ 7. Какие государственные праздники ты знаешь? Напиши Итоговый контроль (1 год) 1. Придумай и нарисуй геометрический орнамент 2 Отметь правильное определение: Симметрия – это а) когда нет сбалансированности б) неуравновешенность предметов в) зеркальное отражение одной части на другую 3 Отметь правильное определение: фетр – это а) мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. б) широкая тесьма из какой нибудь ткани, служащая для украшения или отделки одежды в) нетканый материал, полученный валянием пуха кролика, зайца, отходов меха пушных зверей ценных пород, а также овечьей шерсти 4. Что из перечисленного не относиться к природным материалам А. Шишки Б. Листья В. Семена Г. Ткань 5. Как правильно передавать ножницы? А. открытыми лезвиями вперед Б. с закрытыми лезвиями, кольцами вперед В. Не имеет значения 6. Как называется карандашный набросок на бумаге? А. Чертеж Б. Рисунок В. Эскиз 7. Для чего нужен шаблон? А) чтобы быстро получить много одинаковых деталей Б) чтобы экономить материал В) чтобы не испачкать изделие клеем 8. Искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. 37 А. Квиллинг Б. Оригами В. Аппликация 9. какой праздник относится к профессиональным? А. Восьмое марта Б. День победы В. День учителя Г. День рождения 10. Перечислите виды аппликаций: Итоговый контроль (2 год) 1. Придумай и нарисуй растительный орнамент 2. Дай определение: Симметрия – это 3. Природный материал животного происхождения - это... А) песок, камни, ракушки Б) кожа, яичная скорлупа, перья В) листья, цветы, кора, ветки 4. Что такое эскиз? А) быстрый, предварительный набросок работы Б) конечный вариант работы В) продуманный до мелочей макет работы 5. Рисунок в технике айрис-фолдинг выкладывается с помощью: а) кругов б) полос в) квадратов 6. Отметь свойства бумаги а) хорошо рвется б) легко гладится в) легко мнется г) режется д) хорошо впитывает воду е) влажная бумага становится прочной 7. Композиция это а) придание произведению единства и цельности б) изображение предметов в пространстве в) гармоничное расположение элементов по отношению друг к другу 8. Для чего нужен шаблон? 9. Соедини название праздника с его датой: 1сентября 8 марта 5октября 1 января 1 мая 9 мая Международный женский день День учителя День Победы День знаний Новый год Праздник весны и труда 10. Перечислите виды аппликаций: 38 Приложение 4 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "__Мастерская подарков" _художественной_ направленности _1_ год обучения 2024 – 2025 учебный год / _1_ группа/ 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски., ул. Советская ,35а., 1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 11 2. Продолжительность учебного года 2.1. Начало учебного года –10.09.2024 2.2. Окончание учебного года: –31.05.2025 2.3. Количество учебных недель: 36 недель 3. Режим занятий 3.1. 2 раза в неделю по 2 часа - 4 часа в неделю. * расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам. 4. Продолжительность каникул 4.1. осенние каникулы - 9 дней с 26.11.24 по 03.11.24 4.2.зимние каникулы - 9 дней с 31.12.24 по 8.01.25 4.3.весенние каникулы - 9 дней с 22.03.25 по 30.03.25 5. Праздничные дни: - 4 ноября – День народного единства; - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; - 7 января - Рождество Христово; - 23 февраля - День защитника Отечества; - 8 марта - Международный женский день; - 1 мая - Праздник Весны и Труда; - 9 мая - День Победы; - 12 июня – День России. 6. Календарный план проводимых мероприятий для обучающихся № п/п Название мероприятия форма проведения дата проведения 1. «Моей милой маме» Мастер- класс ноябрь 2. «Веселые старты» Спортивная эстафета ноябрь 3. Зимняя викторина Викторина декабрь 4. Новогодняя сказка Игровая программа январь 5. «Здравствуй, Масленица!» Мастер- класс «Кукла март оберег» 6. «Мы помним» Мастер- класс «Открытка март ветерану» !- количество мероприятий зависит от количества учебного времени отведенного на раздел «Организация каникулярного времени» *- даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по объективным причинам. Программа воспитания в детском объединении «Мастерская подарков» является Приложением к ДООП и размещена в учебно-методическом комплексе к программе. 39 № п/п Наименование темы занятия Форма занятия Количество часов на занятии из них Теория Формы контроля Практика 1. 1.Вводное занятие Комбинированное 2 2. 2.1 Приглашение на праздник Комбинированное 1 1 Практическая работа 3. 2.2 Подготовка Комбинированное к празднику 1 1 Устный опрос 4. 2.3 Праздничное поздравление Комбинированное 1 1 Практическая работа 5. 2.4 Упаковка Практическое подарка 2 Практическая работа 6. 2.5 Правила Комбинированное этикета за столом 1 1 7. 2.6 Искусство Комбинированное дарить подарки 1 1 8 8.1 День Практическое пожилого человека 2 Устный опрос Практическая работа Практическая работа Тестирование Практическая работа 9 8.2 учителя День Практическое 2 Практическая работа 10. 3. Знакомство с Комбинированное природными материалами 1 1 Практическая работа 11. 3.1 Закладка- Комбинированное гербарий 1 1 Практическая работа 12 3.1 закладка- Практическое гербарий «по замыслу» 2 Практическая работа 13. 3.2 Панно листьев «Осенний пейзаж» 1 Практическая работа из Комбинированное 1 Опрос Дата проведения занятия 40 14. 3.2 Панно листьев «подводный мир» из Практическое Практическая работа Выставка 3.2 Аппликация из листьев на свободную тему Практическое 16. 3.3Аппликация из круп «золотая рыбка» Комбинированное 17 3.3 Аппликация из круп на свободную тему Практическое 15. 2 2 Практическая работа Выставка 1 1 Практическая работа 2 Практическая работа Выставка 18 10. «Моей Мастер- класс милой маме» 2 19 10. «Веселые старты» 2 19. 4.1 Знакомство с Комбинированное аппликацией 20. 4.1 Плоскостная аппликация 21 Спортивная эстафета 1 Практическая работа Практическое 2 Практическая работа 4.1. обрывная аппликация Практическое 2 Практическая работа 22 4.1. обрывная аппликация Практическое 2 Практическая работа 23. 4.1 Объемная аппликация Практическое 2 Практическая работа 24 8.3 День матери Практическое 2 Практическая работа 25 5.1 Новогодняя Комбинированное ёлочка «История новогодней елки» 1 Практическая работа 26 5.1 Новогодняя ёлочка Практическое 2 Практическая работа Практическое 2 Практическая работа 1 1 Подготовка элементов 27 5.1 Новогодняя ёлочка Подготовка элементов 41 28 5.1 Новогодняя ёлочка Практическое 2 Практическая работа 1 практическая работа 2 Практическая работа 1 практическая работа 2 Практическая работа Сборка ёлочки 29 5.2 Елочная Комбинированное игрушка из фоамирана «шарик» 30 5.2 Елочная Практическое игрушка из фоамирана «ангел» 31 5.3 Елочная Комбинированное игрушка в технике «витраж» 32 5.3 Елочная Практическое игрушка в технике «витраж» 33 5. 5 Новогодняя открытка «Дедушка Мороз» Комбинированное 34 5.5. Новогодняя открытка «Елочка» 35. 1 1 Выставка 1 Практическая работа Практическое 2 Практическая работа 10. «Зимняя викторина» Викторина 2 36. 10. «Новогодняя сказка» Игровая программа 2 37. 4.2 Знакомство с Комбинированное мозаикой 38. 4.2 Мозаика Практическое «пейзаж» 1 1 1 Практическая работа 2 Практическая работа Выставка 39. 4.2 Мозаика Практическое «мой домашний питомец» 2 Практическая работа 40 4.2 Мозаика Практическое «мой домашний питомец» 2 Практическая работа Выставка 42 41. 4.3 Знакомство с Комбинированное техникой «торцевание» 1 Практическая работа 42. 4.3 «Пейзаж» Практическое 2 Практическая работа 43. 4.3 Работа в Практическое технике «торцевание» на свободную тему 2 Практическая работа 44. 4.4 Открытка Комбинированное 45. 4.4 Объемная открытка 46 4.4 Объемная открытка 47 6.1 Валентинка Практическое из фетра 48. 4.5 Квиллинг, Комбинированное знакомство с элементами 49 8.4 23 февраля 50. 1 Выставка 1 Практическая работа Практическое 2 Практическая работа Практическое 2 Практическая работа 1 1 Практическая работа 1 1 Практическая работа Практическое 2 Практическая работа 4.5 Квилинг «воздушный шар» Практическое 2 Практическая работа 51. 4.5 Квилинг «воздушный шар» Практическое 2 Практическая работа 52. 8.5 Практическое 2 Практическая 1 8 марта 53 Работа 4.5 Работа в Практическое технике «квиллинг» на свободную тему 2 Практическая работа Тестирование 54. 6.2 Аппликация из фетра и ткани Комбинированное 1 1 Практическая работа 55. 6.4 Брошка из Комбинированное фетра «моей маме» 1 1 Практическая работа 43 56. 6.4 Брошка из Практическое фетра «моей маме» 2 Практическая работа 57 6.3 Брелок фетра из Комбинированное 1 Практическая работа 58 6.3 Брелок фетра из Практическое 2 Практическая работа 59 10. Здравствуй, Масленица! 2 Практическая работа 60 7.1 Цветы из Комбинированное бумаги «цветы бывают разные» 1 Практическая работа 61 7.1 Цветы бумаги «лаванда» 2 Практическая работа 62 7.2 Цветы из Комбинированное гофрированной бумаги «тюльпан» 1 Практическая работа 63 8.6 День смеха 2 Практическая работа 64 7.2 Цветы из Практическое гофрированной бумаги «розы» 2 Практическая работа 65 7.2 Цветы из Практическое гофрированной бумаги «букет» 2 Практическая работа 66 8.7 Практическое 2 Практическая работа 1 Мастеркласс кукла оберег 1 из Практическое 1 Комбинированное 1 мая 67 8.8 Пасха Практическое 2 Практическая работа 68 10. «Мы помним» Мастер- класс «открытка ветерану» 2 Практическая работа 69 8.9 Практическое 2 Практическая работа 1 Практическая работа 2 Практическая работа 9 мая 70 7.5 Оформление букета Комбинированное 71 7.5 Оформление Практическое 1 44 букета 72 9. Заключительное занятие Комбинированное Итого 144 2 26 118 45 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "__Мастерская подарков" _художественной_ направленности _2_ год обучения 2024 – 2025 учебный год / _1_ группа/ 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски., ул. Советская ,35а., 1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 11 2. Продолжительность учебного года 2.1. Начало учебного года –2.09.2024 2.2. Окончание учебного года: –31.05.2025 2.3. Количество учебных недель: 36 недель 3. Режим занятий 3.1. _3_ раза в неделю по 2 часа - 6 часов в неделю. * расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам. 4. Продолжительность каникул 4.1. осенние каникулы - 9 дней с 26.11.24 по 03.11.24 4.2.зимние каникулы - 9 дней с 31.12.24 по 8.01.25 4.3.весенние каникулы - 9 дней с 22.03.25 по 30.03.25 5. Праздничные дни: - 4 ноября – День народного единства; - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; - 7 января - Рождество Христово; - 23 февраля - День защитника Отечества; - 8 марта - Международный женский день; - 1 мая - Праздник Весны и Труда; - 9 мая - День Победы; - 12 июня – День России. 6. Календарный план проводимых мероприятий для обучающихся № п/п Название мероприятия форма проведения дата проведения 1 «Моей милой маме» Мастер- класс ноябрь 2 «Веселые старты» Спортивная эстафета ноябрь 3 «Самый умный» Викторина Ноябрь 4 Новогодняя открытка Мастер- класс Декабрь 5 Зимняя викторина Викторина декабрь 6 Новогодняя сказка Игровая программа январь 7 «Где логика!?» Игровая программа Март 8 «Здравствуй, Масленица!» Мастер- класс «Кукла март оберег» 9 «Мы помним» Мастер- класс «Открытка март ветерану» !- количество мероприятий зависит от количества учебного времени отведенного на раздел «Организация каникулярного времени» *- даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по объективным причинам. Программа воспитания в детском объединении «Мастерская подарков» является Приложением к ДООП и размещена в учебно-методическом комплексе к программе. 46 № п/п Наименование темы занятия Форма занятия Количество часов на занятии из них Теория 1. 1.Вводное занятие Комбинированное 2 2 2.1 панно из шишек «букет» Комбинированное 1 3 2.1 панно из шишек «букет» 4 Формы контроля Практика Опрос 1 Практическая работа Практическое 2 Практическая работа 2.1 панно из шишек «на свободную тему» Практическое 2 Практическая работа 5 2.2 композиция из веток «поиск идей» Комбинированное 1 Практическая работа 6 2.2 композиция из веток «птички на проводе» Практическое 2 Практическая работа 7 2.2 композиция из веток «птички на проводе» Практическое 2 Практическая работа 8 2.3 Композиция из листьев и сухоцветов Практическое 2 Практическая работа 9 2.3 Композиция из листьев и сухоцветов Практическое 2 Практическая работа 10 2.4 wood art Комбинированное (рисунок на спиле дерева) 11 2.4 wood art «пейзаж» Практическое 2 Практическая работа 12 2.4 wood art «пейзаж» Практическое 2 Практическая работа 13 День пожилого человека Практическое 2 Практическая работа 14 День учителя Практическое 2 Практическая работа 15 2.4 art Практическое 2 Практическая wood 1 1 1 Дата проведения занятия 47 «сова» работа art Практическое 2 Практическая работа Практическое 2 Практическая работа 2.5 Панно из природных материалов на свободную тему Практическое 2 Практическая работа 19 3.1 Объемная аппликация Комбинированное 1 Практическая работа 20 3. 1Объемная аппликация Практическое 2 Практическая работа 21 3.1 Обрывная аппликация Практическое 2 Практическая работа 22 3.1 Обрывная аппликация Практическое 2 Практическая работа 23 3.1 Обрывная аппликация Практическое 2 Практическая работа 24 «Моей милой маме» «Веселые старты» «Самый умный» Мастер- класс 2 Спортивная эстафета Викторина 2 27 3.2 Айрисфолинг знакомство с техникой Комбинированное 28 3.2 Айрисфолинг «фрукты» 29 16 2.4 wood «сова» 17 2.5 Панно из природных материалов на свободную тему 18 25 26 1 2 1 Практическая работа Практическое 2 Практическая работа 3.2 Айрисфолинг «фрукты» Практическое 2 Практическая работа 30 3.2 Айрисфолинг «животные» Практическое 2 Практическая работа 31 3.2 Айрисфолинг «животные» Практическое 2 Практическая работа 32 3.2 Айрисфолинг на свободную тему Практическое 2 Практическая работа 1 48 33 3.3 Оригами «изучение основ» Комбинированное 34 3.3 Оригами «птичка» Практическое 2 Практическая работа 35 3.3 Оригами «котики» Практическое 2 Практическая работа 36 3.5 объемная открытка «цветок» Практическое 2 Практическая работа 37 День матери Практическое 2 Практическая работа 38 4.1 Новогодний городок «подготовка эскиза и материалов» Комбинированное 39 4.1 Новогодний городок «изготовление домиков» Практическое 2 Практическая работа 40 4.1 Новогодний городок «изготовление домиков» Практическое 2 Практическая работа 41 4.1 Новогодний городок «улицы» Практическое 2 Практическая работа 42 4.1 Новогодний городок «улицы» Практическое 2 Практическая работа 43 4.1 Новогодний городок «декор городка» Практическое 2 Практическая работа 44 4.1 Новогодний городок «декор городка» Практическое 2 Практическая работа 45 4.2 Елочные украшения «символ года» Комбинированное 1 Практическая работа 46 4.2 Елочные украшения «символ года» Практическое 2 Практическая работа 47 4.2 Елочные украшения «сосульки» Практическое 2 Практическая работа 1 1 1 1 1 49 48 4.2 Елочные украшения «сосульки» Практическое 2 Практическая работа 49 4.3 Новогодняя открытка «Окошко» Практическое 2 Практическая работа 50 Новогодняя открытка Зимняя викторина Новогодняя сказка Мастер- класс 53 3.5 объемная открытка «снеговик» Практическое 2 Практическая работа 54 3.5 объемная открытка «бантик» Практическое 2 Практическая работа 55 3.4 Модульное оригами «знакомство с элементами» Комбинированное 1 Практическая работа 56 3.4 Модульное оригами «знакомство с техникой» Практическое 2 Практическая работа 57 3.4 Модульное оригами «рыбка». Заготовка модулей Практическое 2 Практическая работа 58 3.4Модульное оригами «рыбка» сборка по схеме Практическое 2 Практическая работа 59 3.4 Модульное оригами «пингвин» Заготовка модулей Практическое 2 Практическая работа 60 3.4 Модульное оригами «пингвин» Заготовка модулей Практическое 2 Практическая работа 61 3.4Модульное оригами «пингвин» сборка Практическое 2 Практическая работа 51 52 Викторина Игровая программа 1 50 по схеме 62 3.4Модульное оригами «пингвин» сборка по схеме Практическое 2 Практическая работа 63 3.4Модульное оригами «пингвин» оформление готовой работы. Практическое 2 Практическая работа 64 5.1 Брелок из фетра «цветочек» Комбинированное 65 5.1Брелок из фетра «цветочек» Практическое 66 5.2 брошь из фетра Комбинированное 67 5.2 брошь из фетра Практическое 68 5.3 игольница из фетра по собственному эскизу Комбинированное 69 5.3 игольница из фетра по собственному эскизу. Разработка эскиза Практическое 2 Практическая работа 70 игольница из фетра по собственному эскизу. Практическое 2 Практическая работа 71 игольница из фетра по собственному эскизу. Практическое 2 Практическая работа 72 5.4 Игрушка из фетра «Мишка» Комбинированное 73 Игрушка из фетра. Разработка лекал Практическое 2 Практическая работа 74 23 февраля Практическое 2 Практическая работа 75 Игрушка из фетра Практическое 2 Практическая 1 1 2 1 1 2 1 1 Практическая работа Практическая работа 1 1 51 «Мишка» работа 76 Игрушка из фетра «Мишка» Практическое 2 Практическая работа 77 8 марта Практическое 2 Практическая работа 78 6.1 акварельные открытки. Ботанический скетчинг Комбинированное 79 Ботанический скетчинг «дерево» Практическое 2 Практическая работа 80 Ботанический скетчинг «цветок» Практическое 2 Практическая работа 81 Фкдскетчинг «ягодный пирог» Комбинированное 82 Фкдскетчинг «мороженое» Практическое 2 Практическая работа 83 Фкдскетчинг «фруктовый чай» Практическое 2 Практическая работа 84 «Где логика!?» 85 86 «Здравствуй, Масленица!» «Мы помним» Игровая программа Мастер- класс «Кукла оберег» Мастер- класс «Открытка ветерану» 87 1 апреля Практическое 2 Практическая работа 88 Архитектурный скетчинг «фактуры» Комбинированное 89 Архитектурный скетчинг «деревянный дом» Практическое 2 Практическая работа 90 Архитектурный скетчинг «замок» Практическое 2 Практическая работа 91 Архитектурный скетчинг «дом моей мечты» Практическое 2 Практическая работа 92 Знакомство 1 Практическая с Комбинированное 1 1 1 1 1 1 1 52 тестопластикой работа 93 Плоскостные фигурки из теста Практическое 2 Практическая работа 94 Объемные фигурки из теста Практическое 2 Практическая работа 95 Сувениры теста Комбинированное 1 Практическая работа 96 Брелок из теста (лепка) Практическое 2 Практическая работа 97 Брелок из теста (окрашивание работы) Практическое 2 Практическая работа 98 Магнит из теста (лепка) Практическое 2 Практическая работа 99 Магнит из теста (окрашивание работы) Практическое 2 Практическая работа 100 Пасха Практическое 2 Практическая работа 101 1 мая Практическое 2 Практическая работа 102 Оберег из теста (лепка) Практическое 2 Практическая работа 103 9 мая Практическое 2 Практическая работа 104 Оберег из теста Практическое (лепка) 2 Практическая работа 1 Практическая работа из 1 105 Панно из теста (задумка, эскиз) Комбинированное 106 Панно из теста (лепка) Практическое 2 Практическая работа 107 Панно из теста (окрашивание) Практическое 2 Практическая работа 108 9.Заключительное занятие Комбинированное 2 Итого 216 1 22 194