«Книжный дизайн» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности уровень программы: ознакомительный адресована учащимся: 9-11 лет срок реализации: 1 год Разработчик: Тищенко Любовь Валерьевна, педагог дополнительного образования Мысковский Г.О. 2024 2 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка 3 3 (направленность программы, нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной программы, новизна программы, актуальность программы, педагогическая целесообразность, цель и задачи программы, уровни сложности программы, отличительные особенности программы, возраст учащихся с особенностями приема, объем и сроки освоения программы, формы и методы организации занятий, особенности организации образовательного процесса, режим организации занятий, планируемые результаты освоения программы и система их оценивания, формы аттестации) Учебно - тематический план Содержание программы 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Материально-техническое обеспечение общеобразовательной программы Список литературы для педагога Список литературы для учащихся и родителей 3. Приложения Тезаурус Мониторинговая программа Контрольно-измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 11 12 21 21 24 26 27 28 28 31 35 36 3 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Книжный дизайн» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р); Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ; Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с "Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы 4 воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий"). • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации". Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 22 сентября 2021 г. N 652н); Локальные акты МБОО ДО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности. Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Книжный дизайн» модифицированной, графического художественной основанной факультета на направленности, занятиях университета и Западной книге является профессора Англии Дункана Бирмингема «Pop-Up дизайн и бумажная механика - как сделать складную бумажную скульптуру». Издание First publiched 2016 by Guild of Master Craftsman Publications Ltd. Программа направлена на знакомство детей с книжной иллюстрацией через рисование по представлению, знакомство с графическими техниками, а также предполагает изучение некоторых техник создания книги вручную с использованием подвижных бумажных конструкций, сочетанию объемных и плоских форм. Содержание программы «Книжный дизайн», нацелено на формирование у детей начальных представлений о книжной иллюстрации, 5 прикладных навыков и создание условий для самореализации личности ребёнка, посредством последовательного изучения приемов бумажного конструирования. Актуальность программы определена необходимостью расширения культурного кругозора и развития проектного мышления детей и подростков в мобильном обществе. Интеграция художественного творчества и бумажного конструирования – это обогащение учащихся общетехническими знаниями и умениями, а так же развитие их творческих способностей. Занятия конструированием развивают важные навыки координации движений, концентрацию внимания и изобретательность, умение работать с различными инструментами и материалами, развивая наблюдательность, усидчивость, точность и аккуратность. Учащиеся овладевают необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с различными материалами и инструментами. Педагогическая целесообразность программы «Книжный дизайн» обусловлена направленностью на пробуждение интереса к новому виду деятельности, развитие объемно - пространственного мышления учащихся, в условиях дополнительного образования. Новизна данной программы заключается в использовании в процессе образовательной коммуникационных деятельности технологий. проектной Дети и исследуют информационно выразительные графические приемы и механические возможности бумажных конструкций, тем самым учатся находить решения доступных им проблем. Детский книжный дизайн - новая художественно - продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. Цель программы: развитие творческого потенциала учащихся, формирование прикладных навыков и мотивации личности к познанию в области книжной дизайн - деятельности. Данная программа, не претендуя, на полный охват проблематики книжного дизайна, связана с решением следующих задач: 6 Обучающие: познакомить учащихся с историей возникновения и развития книжного дизайна за рубежом и в России, с произведениями признанных мастеров; познакомить учащихся с основными понятиями, базовыми механизмами и способами их трансформации и совмещения; познакомить учащихся с основными понятиями и простыми приемами иллюстрирования; познакомить учащихся с необходимыми правилами техники безопасности в процессе всех этапов конструирования. Воспитательные: создавать учащимся условия для самореализации личности ребенка; формировать у учащихся культуру труда и совершенствование трудовых навыков; формировать у учащихся устойчивый интерес к творческой конструкторской деятельности. Развивающие: развивать у учащихся изобразительные и конструкторские способности, объемно - пространственное мышление, художественный вкус; развивать у учащихся коммуникативные способности детей; развивать у учащихся мелкую моторику рук и глазомер. Уровень сложности Программа «Книжный дизайн» имеет ознакомительный уровень, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания предусматривает развитие эмоциональной среды. Адресат программы программы. Ознакомительный познавательной деятельности, уровень развитие 7 Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений, в том числе дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, беженцы, опекаемые), дети с особыми образовательными потребностями (одаренные дети). Возраст учащихся, 9-11 лет. Количество детей в группе от 12 до 16 человек. Объем и сроки реализации программы Программа «Книжный дизайн» рассчитана на 1 год обучения, количество учебных часов – 216. Режим организации занятий по программе Режим занятий – 3 раза в неделю по 2 часа. Недельная нагрузка на ребенка – 6 часов, всего 216 часов. Формы и режим организации занятий Основной формой образовательного процесса являются занятия аудиторные, групповые (в т.ч. самостоятельные), практические занятия, мастер-классы, контрольные занятия. Форма обучения Очная Особенности организации образовательного процесса: В основном организация образовательного процесса традиционная с применением современных образовательных технологий, таких как проектная технология, при необходимости (карантинные меры, введение чрезвычайной ситуации и т.д.) возможно обучение с применением дистанционных (электронных) технологий. Материалы для занятий в дистанционном режиме адаптированы для самостоятельного изучения, с минимальным набором инструментов, для создания тематической книги по образцу (28 часов). Содержание заданий не привязано к конкретным темам программы и нацелено на анализ готовых конструкционных образов и общее понимание концепции создания книги. 8 Занятия будут проводиться на образовательной платформе «Сферум», информация в ВКонтакте, почта mail.ru. Формы организации занятий Основной формой обучения является учебное занятие. Учебные занятия включают теоретический блок подачи учебного материала и практический блок. Успешное решение задач программы достигается путём изучения блока теоретических разделов с учётом постоянной нацеленности на практическую реализацию полученных знаний и навыков. Среди основных форм занятий в процессе реализации программы можно выделить: лекция с элементами беседы; проектирование; экскурсии. Методы обучения на учебных занятиях используются в зависимости от характера познавательной деятельности обучающихся: словесные методы: беседа, обсуждение. наглядные методы: демонстрация иллюстраций, мультимедийных презентаций, технологических карт и т.д. практические методы: упражнения. При организации образовательного процесса в рамках программы используется методика проектной деятельности, при которой изучение материала строится как работа над тематическим краткосрочным творческим проектом. Конечным продуктом, которого, является: индивидуальные творческие работы в виде интерактивных страниц или книг. Подведение итогов проводится в форме презентации творческих работ (выставка). Планируемые результаты реализации программы В процессе изучения данной следующих результатов: программы учащиеся достигнут 9 познакомятся с историей возникновения и развития книжного дизайна за рубежом и в России, с произведениями признанных мастеров; познакомятся с основными понятиями, базовыми механизмами и способами их трансформации и совмещения, используя технику бумажного конструирования «Всплывающее окно»; познакомятся с необходимыми правилами техники безопасности в процессе всех этапов конструирования. сформируют культуру трудовой деятельности; сформируют интерес к творческой конструкторской деятельности. разовьют изобразительные и конструкторские способности, объемно - пространственное мышление, художественный вкус; разовьют коммуникативные способности; разовьют мелкую моторику рук и глазомер. Перечень знаний и умений, сформированных у учащихся По окончании курса учащиеся будут знать: историю возникновения и развития книжного дизайна за рубежом и в России, а также знакомы с произведениями признанных мастеров; необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования; основные понятия, инструменты и приспособления для работы в технике бумажного конструирования «Всплывающее окно»; базовые механизмы и способы их трансформации, и совмещения; уметь: работать с разными видами бумаги и инструментами в технике бумажного конструирования «Всплывающее окно»; 10 самостоятельно по шаблону строить и собирать простые модели из бумаги; самостоятельно организовывать рабочее пространство. уважительно общаться друг с другом, проявлять толерантность при ведении диалога, умеют корректно отстаивать свою точку зрения в процессе творческой деятельности. Формы аттестации Проверка результатов образовательной деятельности проходит в два этапа: 1 этап – промежуточный контроль (аттестация). Осуществляется посредством наблюдения, за творческой деятельностью учащихся на каждом занятии и выполнения творческой работы по заданной теме. 2 этап - итоговый контроль (аттестация). Выполнение творческой работы по заданной теме. Этапы периодического контроля Этапы контроля Знания, умения, навыки Сроки 1 год обучения Промежуточный Самостоятельная разработка Декабрь интерактивного разворота книги– творческая работа Итоговый Самостоятельная сборка тематической Май интерактивной книги В процессе реализации программы осуществляется педагогический мониторинг по направлениям: 1. «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы»; 2. Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения ДООП «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм» 11 Творческие достижения учащихся (Приложение 2) Учебно-тематический план № 1 2 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 3.16 3.17 3.18 3.19 3.20 4 5 Наименование разделов, тем Всего занятий часов Вводное занятие 2 Знакомство с инструментом и 8 способами их использования Знакомство с механизмами 160 движения техники «Всплывающее окно» V-сгибы. прямой и острый угол 8 V-сгибы. Остроконечный и 8 тупой углы V-сгиб. Асимметричный 8 Параллельные сгибы. 8 Параллелограмм. Добавление маленьких 8 трехмерных фигур Тоннель 8 Размещение фигур вне центра 8 Слоты 8 Конструкция плавающий 8 самолет Изогнутые формы 8 Конструкция коробка 8 Поворотный элемент на основе 8 V-образной конструкции Автоматические ленты 8 Механизм скручивания 8 Фигуры с открытым верхом 8 M-складки 8 Зигзагообразные складки 8 Сгиб 45 градусов 8 Контрольная творческая работа 8 Сборка книжного блока 8 Дистанционные задания 28 Тематическая книга, выполненная по образцу Организация каникулярного 18 времени Итого: 216 Теория 2 4 Практик а 4 Вид и форма контроля Наблюдение 40 120 Наблюдение 2 2 6 6 Наблюдение Наблюдение 2 2 6 6 Наблюдение Наблюдение 2 6 Наблюдение 2 2 2 2 6 6 6 6 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 2 2 2 6 6 6 Наблюдение Наблюдение Наблюдение 2 2 2 2 2 2 2 2 8 6 6 6 6 6 6 6 6 20 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Контрольные работы 7 11 - 61 155 12 Содержание программы Раздел 1: Вводное занятие Теория: История возникновения интерактивной книги. Материалы и инструменты. Принципы резки, биговки и приклейки. Техника безопасности. Раздел 2: Знакомство с инструментом и способами их использования Теория: Ознакомление с приспособлениями и инструментами необходимыми для работы с техникой бумажного конструирования «Всплывающее окно». Изучение приемов, применяемых для работы с разными видами бумаги. Практика: Отработка навыков владения макетным, канцелярским и биговальным ножом. Разрезание, прорезание разных видов бумаги. Задание № 1 «Фальцовка» Упражнение: Выполнить сгибание листов бумаги разной плотности при помощи линейки, биговальной доски и биговального ножа. Сгибание бумаги разными способами. Материал: картон А4, писчая бумага, биговальная доска, биговальный нож. Задание № 2 «Архитектоника» Упражнение: Преобразовать плоский лист бумаги в различные складчато-надрезные структуры и рельефные формы (складки, гармошки, «бревнышки», «листик», полусферу). Материал: писчая бумага, биговальная доска, биговальный нож. Задание № 3 «Работа с резаком» Упражнение: Выполнить нарезку бумаги прямолинейным способом. Ширина шага 2см., 1см., 0,5см. Материал: коврик для резки, макетный нож, писчая бумага. Задание № 4 «Прорезание бумаги» Упражнение: Выполнить прорезными крыльями. макет насекомого с вырезанными и 13 Материал: картон А4, коврик для резки, ножницы, макетный нож, клейкарандаш, фигурные дыроколы, фурнитура. Раздел 3: Знакомство с механизмами движения техники «Всплывающее окно» Теория: Исследование конструктивных и комбинаторных свойств и особенностей бумажных конструкций. Овладение приемами плоскостного и объемного конструирования. пространственных Создание композиций. плоскостных Основные свойства и объемных плоскостных пространственных форм: величина, положение в пространстве. Практика: Освоение навыков конструкторской деятельности: построение чертежа, биговка, сгиб, прорезание, и др. Освоение физических свойств и особенностей построения объемных и плоских конструкций: величина, положение в пространстве, и др. Изготовление объемных конструкций. Комбинирование объемных и плоских конструкций. Задание № 1 «V-сгибы. Под прямым углом и острым углом» Упражнение: Разработать тематический разворот страницы, меняя угол V-образных конструкций. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, фигурные дыроколы, фурнитура. Задание № 2 «V-образные сгибы. Остроконечный и тупой углы» Упражнение: Выполнить простую тематическую страницу используя детали с разным углом наклона. Острый и тупой. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, фигурные дыроколы, фурнитура. Задание № 3 «V-образный сгиб. Асимметричный» Упражнение: Выполнить простую тематическую страницу используя деталь с асимметричным углом наклона. 14 Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, фигурные дыроколы, фурнитура. Задание № 4 «Параллельные сгибы.» Упражнение: Разработать простой тематический образ персонажа, или объекта используя плоскости, расположенные под углами. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, фигурные дыроколы, фурнитура. Задание № 5 «Добавление трехмерных фигур» Упражнение: Разработать простой тематический образ объекта, используя параллельные плоскости, внести в конструкцию дополнительные трехмерные фигуры. Провести анализ плоскостей. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, фигурные дыроколы, фурнитура. Задание № 6 «Тоннель» Упражнение: сделать предварительный макет модели. Разработать художественный образ. Выполнить чистовой макет. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, биговальная доска и нож, фигурные дыроколы, фурнитура. Задание № 7 «Размещение фигур вне центра» Упражнение: Разработать тематический разворот страницы, расположить объекты, в разных плоскостях минуя центральный сгиб. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, фигурные дыроколы, фурнитура. 15 Задание № 8 «Слоты» Упражнение: на уже имеющихся конструкциях разместить слотыэлемент придающий движение самостоятельным деталям или самостоятельным элементам (щелевой элемент).. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, фигурные дыроколы, фурнитура. Задание № 9 «Конструкция плавающий самолет» Упражнение: Разработать образ с эффектом парения над страницей при помощи конструкции плавающий самолет. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, фигурные дыроколы, фурнитура. Задание № 10 «Изогнутые формы» Упражнение: используя прием «Изогнутая форма» воспроизвести любое животное. Носы, клювы, разные сложные формы. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, фигурные дыроколы, фурнитура. Задание № 11 «Конструкция коробка» Упражнение: Приклеивая к основанию за две стороны воспроизвести конструкцию дом. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, фигурные дыроколы, фурнитура. Задание № 12 «Поворотный элемент на основе V-образной конструкции» Упражнение: Разработать образ объекта с поворотным элементом на основе V-образной конструкции. 16 Материал: цветной картон А 4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, фигурные дыроколы, фурнитура. Задание № 13 «Автоматические ленты» Упражнение: создать объект, трансформирующийся в полуцилиндр. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, фигурные дыроколы, фурнитура. Задание № 14 «Механизм скручивания» Упражнение: изучить по образцу и изготовить сложный слайдер. Разработать на его основе художественный образ. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, фигурные дыроколы, фурнитура. Задание № 15 «Фигуры с открытым верхом» Упражнение: изучить модель по образцу, разработать на его основе художественный образ. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, фигурные дыроколы, фурнитура. Задание № 16 «M-складки» Упражнение: изучить принцип и на его основе придумать 5 вариантов использования модели. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, фигурные дыроколы, фурнитура. Задание № 17 «Зигзагообразные складки» Упражнение: выполнение задания по образцу. Из бумаги изготовить основу Z-складку. Разработать и выполнить образную модель. 17 Материал: линейка, карандаш, цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, фигурные дыроколы, фурнитура. Задание № 18 «Сгиб 45 градусов» Упражнение: Разработать образ объекта, используя складку 45 на ступенчатой конструкции. Материал: линейка, карандаш, цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, фигурные дыроколы, фурнитура. Задание № 19 «Контрольная работа» Упражнение: Разработать художественный образ на основе любого изученного механизма. Материал: линейка, карандаш, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, фигурные дыроколы, фурнитура. Задание № 20 «Сборка книжного блока» Упражнение: Подготовить створки. Обтяжка. Склеить блоки. Собрать переплет. Материал: цветной картон А4, распечатанные изображения, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, биговальная доска и нож, фигурные дыроколы, фурнитура. Раздел 3: Дистанционные занятия. Тематическая книга, выполненная по образцу Теория: сборка аналитических копий, закрепление материала. Задания на понимание концептуального подхода к созданию книги. Конструкции работают на раскрытие образа. Создание тематической книги по тематике любимого фильма. Практика: просмотр видео мастер-классов, выполнение тематических страниц по образцу. Задание № 1 «Z-складка» 18 Упражнение: выполнение задания по образцу. Из бумаги темного цвета изготовить основу Z-складку. Разработать и выполнить образную модель. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, биговальная доска и нож, фигурные дыроколы, фурнитура, распечатанные изображения. Задание № 2 «Слайдер» Упражнение: на основе сложного слайдера «Твистор» разработать и выполнить художественный образ. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, биговальная доска и нож, фигурные дыроколы, фурнитура, распечатанные изображения. Задание № 3 «Исчезающая картинка» Упражнение: на основе «Направляющей скольжения» разработать и выполнить художественный образ с применением дополнительных материалов. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, биговальная доска и нож, фигурные дыроколы, фурнитура, распечатанные изображения. Задание № 4 «Направляющая скольжения №1» Упражнение: на основе «Направляющей скольжения» разработать и выполнить простой художественный образ с применением комбинирования различных приемов. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, биговальная доска и нож, фигурные дыроколы, фурнитура, распечатанные изображения. Задание № 5 «Параллельно всплывающая конструкция на основе 2-х складок 45. Дракон» Упражнение: на основе 2-х складок 45. Выполнить образ рептилии. Используя графические приемы усилить образ. 19 Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, биговальная доска и нож, фигурные дыроколы, фурнитура, распечатанные изображения. Задание № 6 «Накладной карман» Упражнение: выполнить накладную деталь с тремя точками крепления. Выполнить свободный декоративный элемент. Материал: цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, биговальная доска и нож, фигурные дыроколы, фурнитура, распечатанные изображения. Задание № 7 «Сложение листа. Карта» Упражнение: сложить лист с распечатанным изображением формата А4 таким образом, чтобы складывалось впечатление самораскрывающейся карты. Материал: цветная писчая бумага А4, распечатанные изображения, клей-карандаш, маркеры, биговальная доска и нож. Задание № 8 «Монтаж книги» Упражнение: смонтировать книгу при помощи приема приклеенных полос Материал: цветной картон А4, распечатанные изображения, коврик для резки, ножницы, клей-карандаш, маркеры, биговальная доска и нож, фигурные дыроколы, фурнитура. Раздел 4: Организация каникулярного времени Теория: знакомство с историей возникновения и развития книжного дизайна за рубежом и в России, с произведениями признанных мастеров. Беседа «История возникновения панорамной книги» «Открытка на день рождения» часть 1 «Открытка на день рождения» часть 2 Новогодняя Музыкально-развлекательная программа 20 «Открытка с объемными элементами» часть 1 «Открытка с объемными элементами» часть 2 Шедевры «Pop-up» индустрии 2 часть Разбор механизма по книге «Алиса в зазеркалье» часть 1 Разбор механизма по книге «Алиса в зазеркалье» часть 2 21 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» Условия реализации программы Содержание и условия реализации образовательной программы «Интерактивная бумажная иллюстрация» соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. В рамках реализации программы предусматривается материальнотехническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов освоения программы. Методическое обеспечение программы № п/ п 1. Раздел-тема Формы занятий Применяемые методы Дидактический материал Техническое оснащение Раздел 1 Вводное занятие Теория: Комплексное групповое занятие Мультимедийная презентация компьютер проектор экран 2. Раздел 2 Знакомство с инструментом и способами их использовани я Теория: Комплексное групповое занятие наглядные: мультимедийные презентации, демонстрация иллюстраций словесные: беседа, рассказ наглядные: мультимедийные презентации, демонстрация иллюстраций словесные: беседа, Практические упражнения, самостоятельная работа Мультимедийные презентации: Задание № 1 «Фальцовка» Задание № 2 «Архитектоника» Задание № 3 «Работа с резаком» Задание № 4 «Прорезание бумаги» компьютер проектор экран Наблюдение модели-задания, презентации к заданиям цветной картон А4, бумага двухсторонняя цветная, коврик для резки, ножницы, клейкарандаш, Выставка 1 тематической книги с использовани ем конструкций минимальног Практика практическое занятие; творческая мастерская Форма подведения итогов 22 маркеры, биговальная доска и нож, фигурные дыроколы, фурнитура. о уровня сложности 3 Раздел 3 Знакомство с механизмами движения техники бумажного конструирова ния «Всплывающе е окно» Теория: Комплексное групповое занятие наглядные: мультимедийные презентации, демонстрация иллюстраций словесные: беседа, рассказ Мультимедийные презентации: Задание № 1 «V-сгибы. Под прямым углом и острым углом» Задание № 2 «V-образные сгибы. Остроконечный и тупой углы». Задание № 3 «V-образный сгиб. Асимметричный» Задание № 4 «Параллельные сгибы. Параллелограмм» Задание № 5 «Добавление маленьких трехмерных фигур» Задание № 6 «Тоннель» Задание № 7 «Размещение фигур вне центра» Задание № 8 «Слоты» Задание № 9 «Конструкция плавающий самолет» Задание № 10 «Изогнутые формы» Задание № 11 «Конструкция коробка» Задание № 12 «Поворотный элемент на основе Vобразной конструкции» Задание № 13 «Автоматические ленты» Задание № 14 «Механизм скручивания» Задание № 15 «Фигуры с открытым верхом» Задание № 16 «M-складки» Задание № 17 «Зигзагообразные складки» Задание № 18 «Сгиб 45 градусов» Задание № 19 «Творческая работа» контрольная работа Задание № 20 «Монтаж книги» компьютер проектор экран Наблюдение, выставка 4. Раздел 4 Тематическая Теория: Комплексное наглядные: мультимедийные модели-задания, презентации к заданиям видео мастер-классов компьютер проектор Презентация творческой 23 книга, выполненная по образцу групповое занятие, дистанционные занятия Практика: практическое занятие; презентации, демонстрация иллюстраций. раздаточный материал словесные: мастер-класс, беседа, рассказ Практические упражнения, самостоятельная работа экран Мультимедийные презентации Задание № 1 «Z-складка» Задание № 2 «Слайдер» Задание № 3 «Исчезающая картинка» Задание № 4 «Направляющая скольжения» Задание № 5 «Параллельно всплывающая конструкция основе 2-х складок» Задание № 6 «Накладной карман» Задание № 7 «Сложение листа» Задание № 8 «Монтаж книги» картон А4, коврик для резки, ножницы, макетный нож, клей-карандаш, фигурные дыроколы, фурнитура, пленка, биговочная доска нож, работы выставка 24 Материально-техническое обеспечение программы Для организации занятий необходимо оснастить кабинет столами, стульями, шкафами для хранения инструментов и приспособлений, бумаги, наглядно – демонстрационного материала, а также промежуточных работ учащихся, необходима школьная доска. Кабинет должен быть оснащен ТСО, компьютером и экраном для демонстрации слайдов, фильмов, презентаций. Для проведения занятий необходимы следующие учебно-методические пособия и методические материалы: - наглядные методические пособия по темам (модели всех предлагаемых для изучения механизмов); - видеоматериалы для проведения дистанционных занятий; - сеть Интернет; - фонд электронных пособий и мультимедийных материалов по тематике разделов программы (референсы, электронные лекала). технические средства обучения: - компьютер; - проектор; - экран; - принтер, расходные материалы (цветная краска) - графические программы CorelDRAW, программное обеспечение Office; - коллекция файлов с материалами по разделам и темам программы. Инструменты: циркуль, линейка металлическая 50 см, транспортир, угольник; коврик для резки А3; ножницы простые средние, ножницы маникюрные; нож макетный; биговальная доска, биговальный нож; дыроколы угловые, фигурные; 25 шило; плоскогубцы маленькие; Художественные материалы для занятий: карандаши цветные ErichKrause, 24цвета- 1 пачка; простой карандаш, ластик; фломастеры,36цветов – 1 пачка; маркеры черные (F-1, средний, широкий) по 2 шт; белый линер-2 шт; бумага А4 160г/м2 белая -1 пачка; бумага А4 160г/м2 крашенная в массе черная -1 пачка; бумага А4 160г/м2 крашенная в массе цветная -2 пачки; пленка цветная, фурнитура (брадцы), глазки. стразы; клей-карандаш ErichKrause 21 гр.- 8шт; объемный скотч шириной 0,5 см- 1 рулон; 26 Список литературы для педагога 1. 3D книги в СССР [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: http://baxmyp-ka.livejournal.com/6337.htm 2. Гузаиров, Э. Pop Up Books. Трехмерные книги [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/665827-popup-books-trehmernye-knigi 3. [Электронный Duncan Birmingham. Pop Up a Manual of paper Mechanisms ресурс]: книга. - Режим доступа: https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fwww.slideshare.net%2Fm obile%2F2525%2Fpop-up-a-manual-of-paper-mechanisms-duncan-birminghamtarquin-books-popup-papercraft-paper-engineering-movable-books-2 4. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. 5. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. 6. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. 7. GalleriX – [Электронный ресурс]: Виртуальная галерея (2009- 2018 г.) / - Режим доступа: https://gallerix.ru/album/Hermitage 8. Филл Шарлотта. История дизайна. / Филл Шарлотта, Филл Питер. – М.: КоЛибри, 2014. 9. Филипп Уилкинсон. Шедевры мирового дизайна. – М.: Эксмо, 2014. 10. Чупрова Д. А., Патрушев Д. В., Патрушева Л. К. Основные конструкции и элементы для создания объемных иллюстраций для авторских книг и открыток в технике «Pop-up» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 27. – С. 268–280. – URL: http://ekoncept.ru/2017/574054.htm 27 Список литературы для учащихся Большая 1. [Электронный библиотека ресурс]:. электронных NataHaus / книг по Режим - дизайну доступа: http://www.infanata.org/color/graph Большая библиотека электронных книг по дизайну и 2. графике [Электронный ресурс]:. Мир Книг / - Режим доступа: http://www.mirknig.com/design_grafika Большая 3. библиотека электронных книг по дизайну [Электронный ресурс]:. Community.Livejournal.com / - Режим доступа: http://community.livejournal.com/design_books Большая библиотека электронных книг и журналов по 4. дизайну и графике [Электронный ресурс]:. Books Gide / - Режим доступа: http://www.booksgid.com/design Небольшая подборка книг и статей по графическому 5. дизайну [Электронный ресурс]:. Clipart.ru / - Режим доступа: http://artclips.ru/library.html 6. Книги и журналы [Электронный ресурс]:. Обложка.инфо / - Режим доступа: http: // http://oblozhka.info/library/design 7. [Электронный Электронные ресурс]: form.ru/affiliatebooks.htm / учебники - Режим по графическому доступа: дизайну http://www.visual- 28 Приложение 1 Глоссарий 1. Lift-the-flap (Окошки/Створки) - Открывающееся окошко можно создать путем приклеивания (одной стороны) отдельного куска бумаги к основной странице книги. техника открывающихся окошек используется для того чтобы прикрыть часть текста или изображения. Открывая окошко. Читатель видит то, что изображено на основной странице книги. 2. Peep show/Tunnel (Туннель) - Используя технику туннеля можно создать многоплановое изображение, создающее эффект глубины. Для создания книги-туннеля используется несколько слоев изображений, обрезанных по контуру которые вставляются в специальные панели, находящиеся на определенном расстоянии друг от друга. 3. Pop-up (Поп-ап ) – Трехмерное изображение, появляющееся при открытии страницы книги, может приходить в движение при помощи «язычка» или при раскрывании окошка. 4. Pull-tab (Язычок) – в поп-ап книгах популярная технология, при которой иллюстрация приходит в движение при помощи язычка, который можно потянуть, подтолкнуть или подвинуть. Потянув за язычок, читатель приводит в действие механизм заставляющий двигаться одну или несколько частей изображения. 5. Sketching - зарисовка 6. Slots - элемент придающий движение самостоятельным деталям или самостоятельным элементам (щелевой элемент). 7. Volvelle (Волюшки) - бумажные конструкции с вращающимися частями. 8. Бандероль — склеенная концами полоска бумаги, надеваемая на издание с целью информирования, декорирования или скрепления комплекта. 29 9. Биговка – это процесс нанесения прямой линии посредством продавливания для получения четкой и ровной линии сгиба. 10. Биговочная доска – доска для биговки 11. Брадсы - элемент декора и скрепления; 12. Вкладки элементы - несущие информационную или декоративную нагрузку, вложенные в самостоятельную конструкцию, могут являться как самостоятельными, так и зависимыми от основной конструкции. 13. Дизайн (от англ. design - замысел, проект, конструкция, рисунок, композиция) – это область проектной деятельности, охватывающая теорию и практику создания предметной среды во всех сферах жизнедеятельности человека. 14. Клапан декоративная - деталь, может являться как самостоятельным, так и зависимым элементом конструкции. 15. Макет — объемное изображение, которое дает сведения о пространственной структуре, размерах, пропорциях, топологии поверхностей, цветофактурном решении и других особенностях изделия. 16. Монтаж - объединение разных частей изделия (изготовленных отдельно) в единую композицию. 17. Набросок — это обобщенное изображение, которое выполняется обычно за короткий промежуток времени и минимальным количеством графических средств. 18. Папье-плюр - прокладка из тонкой бумаги, защищающая иллюстрации. 19. Рéференс — вспомогательное изображение: рисунок или фотография, которые художник или дизайнер изучает перед работой, чтобы точнее передать детали, получить дополнительную информацию, идеи 20. Стилизация — в изобразительном искусстве приём композиции, сознательное упрощение изображаемых объектов. При стилизации упрощаются рисунок и форма, объёмные и цветовые соотношения. Стилизация часто применяется в декоративном искусстве с целью 30 подчёркивания функциональных или художественно-выразительных качеств предмета. 21. Тревел-бук – блокнот, повествующий о путешествии. 22. Шрифт – это совокупность графических символов определенного стиля, служащая для передачи и хранения речевой или понятийной информации, называют шрифтом (немецкое schrift — письмо). 23. Эскиз - Предварительный набросок к картине, рисунку. 31 Приложение 2 Мониторинг эффективности реализации программы Формы и методы контроля, система оценок. Для определения эффективности обучения программа предусматривает текущий контроль, итоговую аттестацию результатов освоения образовательной программы учащимися. Текущий контроль уровня освоения программы осуществляется посредством наблюдения, за творческой деятельностью обучающихся на каждом занятии в виде обсуждения этапов работы над композициями, самостоятельной работы обучающихся. Итоговый контроль (аттестация) проводится в форме презентации своей творческой работы (выставка). 1. «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы» 1 2 По группе в % По группе в % Критерии оценивания практической работы учащихся Высокий уровень: («отлично») учащийся умеет самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала, правильно использовать инструменты; работа Итого Оригинальность Чистота выполнения Декоративность Дата проведения контроля Итого Итоговый контроль Оригинальность Чистота выполнения Ф.И. обучающих ся Декоративность № п/п Промежуточный контроль Дата проведения контроля Показатели 32 отличается оригинальностью идеи, выполнена самостоятельно, аккуратно, в соответствии с творческим замыслом; Средний уровень организовывать («хорошо»): рабочее место в учащийся умеет соответствии самостоятельно с особенностями используемого материала, правильно работает с инструментами; изделие выполнено с незначительной помощью педагога, достаточно аккуратно, имеют 2 – 3 ошибки в выполнении технологических операций. Низкий уровень («удовлетворительно») – минимальный уровень выполнения требований, репродуктивный повтор предъявляемых идеи для к работы, конкретной изделие работе; выполнено со значительной помощью учителя, неаккуратно, имеют 4 и более ошибок в выполнении технологических операций. Критерии оценивания практической работы учащихся 1. Декоративность: выход на уровень лаконично – обобщенного, условно – выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т.д.). 2. Чистота выполнения: аккуратность выполнения, четкие сгибы, совпадение краёв и граней. 3. Оригинальность: новизна пластического решения, работа фантазии, воображения, индивидуальное прочтение задания. 2. Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения ДООП «Уровень сформированности положительных нравственных установок и норм» № Параметры Критерии п/п 1. Организационно-волевые качества 1.1 Терпение Способность переносить нагрузки в течение определенного времени, преодолевать качеств Уровни Высокий: терпения хватает на все занятие; Средний: терпения хватает больше, чем на ½ занятия; Низкий: терпения хватает меньше, чем на ½ занятия личности, Методы Наблюдение 33 1.2 Воля 1.3 Самоконтро ль трудности Способность активно побуждать себя к практическим действиям Умение контролировать свои поступки Высокий: волевые усилия Наблюдение побуждаются самим учащимся; Средний: волевые усилия побуждаются периодически; Низкий: волевые усилия побуждаются с помощью педагога Высокий: учащийся Наблюдение контролирует себя сам; Средний: учащийся периодически контролирует себя сам; Низкий: учащийся постоянно находится под воздействием контроля извне 2. Ориентационные качества 2.1 Самооценка Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Завышенная; Нормальная; Заниженная; Наблюдение 2.2 Интерес к занятиям Осознанное участие учащихся в освоении программы Высокий: интерес постоянно поддерживается самостоятельно; Средний: интерес периодически поддерживается самим учащимся; Низкий: интерес к занятиям продиктован извне Наблюдение 3. Поведенческие качества 3.1 Конфликтнос ть Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации 3.2 Тип сотрудничест ва Умение воспринимать общие дела, как свои собственные Высокий: пытается Наблюдение самостоятельно Беседа уладить возникающие конфликты; Средний: сам в конфликтах не участвует; старается их избежать; Низкий: периодически провоцирует конфликты сам Высокий: инициативен Наблюдение в общих делах; Средний: участвует при побуждении извне; 34 Низкий: избегает участия в общих делах Творческие достижения учащихся д/о____________ Фамилия, Имя _________________ Учебный год Ф.И. обуч. Уровень ЦДО Муниципаль ный уровень Областной уровень Российски й уровень Междунар одный уровень Особые достижения 35 Приложение 3 Контрольно-измерительный материал к программе Образцы контрольных творческих работ: Промежуточный контроль Итоговый контроль Критерии оценивания практической работы учащихся 1. Декоративность: выход на уровень лаконично – обобщенного, условно – выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т.д.). 2. Чистота выполнения: аккуратность выполнения, четкие сгибы, совпадение краёв и граней. 3. Оригинальность: новизна пластического решения, фантазии, воображения, индивидуальное прочтение задания. работа 36 Приложение 4 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Книжный дизайн» художественной направленности 2024-2025 учебный год 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски. ул. Советская ,35а., 1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 2 2. Продолжительность учебного года 2.1. Начало учебного года –01.09.24 2.2. Окончание учебного года: –31.05.25 2.3. Количество учебных недель: 36 недель 3. Режим занятий 3.1. 3 раза в неделю по 2 часа – 6 часов в неделю * расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам. 4. Продолжительность каникул 4.1. осенние каникулы - 9 дней с 26.11.24 по 03.11.24 4.2.зимние каникулы - 9 дней с 31.12.24 по 8.01.25 4.3.весенние каникулы - 9 дней с 22.03.25 по 30.03.25 5. Праздничные дни: - 4 ноября – День народного единства; - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; - 7 января - Рождество Христово; - 23 февраля - День защитника Отечества; - 8 марта - Международный женский день; - 1 мая - Праздник Весны и Труда; - 9 мая - День Победы; 6. Календарный план мероприятий для обучающихся № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Название мероприятия форма проведения дата проведения «История возникновения интерактивной книги» «Открытка на день рождения» часть 1 «Открытка на день рождения» часть 2 Музыкально-развлекательная Новогодняя программа «Игрушки из бумаги» часть 1 «Игрушки из бумаги» часть 2 Шедевры «Pop-up» индустрии 2 часть Разбор механизма по книге «Алиса в зазеркалье» часть 1 Разбор механизма по книге «Алиса в зазеркалье» часть 2 Беседа Мастер-класс ноябрь ноябрь ноябрь декабрь Мастер-класс декабрь январь март март Кино-занятие Мастер-класс март !- количество мероприятий зависит от количества учебного времени отведенного на раздел «Организация каникулярного времени» 37 * - даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по объективным причинам. Программа воспитания в детском объединении «Книжный дизайн» является Приложением к ДООП и размещена в учебно-методическом комплексе к программе. № п/п Наименование темы занятия 1 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 Количество часов на занятии из них Всег Тео Пра о рия кти Час ка 2 2 - Вводное занятие Основные инструменты и приспособления Знакомство с инструментом и 8 способами их использования 2 Фальцовка 3 Архитектоника 4 Работа с резаком 5 Прорезание бумаги Знакомство с механизмами движения техники «Всплывающее окно» 6 V-сгибы. Под прямым углом и острым углом 7 Рабочий макет 8 Эскизный проект-замысел 9 Практическая работа 10 V-образные сгибы. Остроконечный и тупой углы 11 Рабочий макет 12 Эскизный проект-замысел 13 Практическая работа 14 V-образный сгиб. Асимметричный 15 Рабочий макет 16 Эскизный проект-замысел 17 Практическая работа 18 Параллельные сгибы. 19 Рабочий макет 20 Эскизный проект-замысел 21 Практическая работа 22 Добавление трехмерных фигур 23 Рабочий макет 24 Эскизный проект-замысел 25 Практическая работа 26 Тоннель 4 4 160 1 1 1 1 40 1 1 1 1 120 8 1 1 8 1 1 1 2 2 1 8 1 1 1 2 2 1 8 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 8 1 1 1 2 2 1 8 Форма занятия Форма контроля практиче ское занятие Наблюден ие практиче ское занятие наблюдени е Дата провед ения заняти я 38 3.7 3.8 3.9 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 3.10 42 43 44 45 3.11 46 47 48 49 3.12 50 3.13 3.14 3.15 3.16 3.17 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 Рабочий макет Эскизный проект-замысел Практическая работа Размещение фигур вне центра Рабочий макет Эскизный проект-замысел Практическая работа Слоты Рабочий макет Эскизный проект-замысел Практическая работа Конструкция плавающий самолет Рабочий макет Эскизный проект-замысел Практическая работа Изогнутые формы Рабочий макет Эскизный проект-замысел Практическая работа Конструкция коробка Рабочий макет Эскизный проект-замысел Практическая работа Поворотный элемент на основе V-образной конструкции Рабочий макет Эскизный проект-замысел Практическая работа Автоматические ленты Рабочий макет Эскизный проект-замысел Практическая работа Механизм скручивания Рабочий макет Эскизный проект-замысел Практическая работа Фигуры с открытым верхом Рабочий макет Эскизный проект-замысел Практическая работа M-складки Рабочий макет Эскизный проект-замысел Практическая работа Зигзагообразные складки Рабочий макет Эскизный проект-замысел 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 39 73 Практическая работа 3.18 74 Сгиб 45 градусов 75 Рабочий макет 76 Эскизный проект-замысел 77 Практическая работа 3.19 78 Контрольная работа 79 Рабочий макет 80 Эскизный проект-замысел 81 Практическая работа 3.20 82 Сборка книжного блока 83 Подготовка створок. Обтяжка 84 Подготовка блоков 85 Сборка книги 4 Дистанционные задания Тематическая книга, выполненная по образцу 4.1 86 Z-складка. 87 Макет. Практическая работа 4.2 88 Слайдер. 89 Макет. Практическая работа 4.3 90 Исчезающая картинка 91 Макет. Практическая работа 4.4 92 Направляющая скольжения №1 93 Макет. Практическая работа 4.5 94 Параллельно всплывающая конструкция основе 2-х складок 95 Макет. Практическая работа 4.6 96 Накладной карман. 4.7 97 Сложение листа. 4.8 98 Монтаж книги 99 Практическая работа 5 Организация каникулярного времени 5.1 100 «История Беседа возникновения интерактивной книги» 5.2 101 «Открытка на день Масте рождения» часть 1 ркласс 5.3 102 «Открытка на день рождения» часть 2 5.4 103 Музыкальноразвлекательная Новогодняя программа 5.5 104 «Игрушки из бумаги» Масте часть 1 р5.6 105 «Игрушки из бумаги» класс часть 2 5.7 106 Шедевры «Pop-up» Беседа 28 1 1 1 1 1 1 8 2 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 2 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 2 2 18 1 1 1 7 2 1 1 1 2 11 2 - 1 1 - 2 - 2 1 1 - 2 2 - 8 8 8 практиче ское занятие наблюдени е 40 5.8 107 5.9 108 Итого: индустрии 2 часть Разбор механизма по книге «Алиса в зазеркалье» часть 1 Разбор механизма по книге «Алиса в зазеркалье» часть 2 Масте ркласс 216 1 1 - 2 61 155