Живые книжки (ОВЗ) дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленность: художественная уровень программы: ознакомительный возраст учащихся: 7-18 лет срок реализации: 1 год Разработчик: Тищенко Любовь Валерьевна, педагог дополнительного образования Мысковский ГО 2024 2 Содержание 1. «Комплекс основных характеристик программы» ………… 3 1.1. Пояснительная записка ………………………………………… 3 1.2. Цель и задачи программы………………………………………. 11 1.3.Содержание программы ………………………………………… 12 Учебно-тематический план…………………………………………. 12 Содержание учебно-тематического плана………………………… 13 1.4. Планируемые результаты освоения программы……………… 16 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» …… 17 2.1. Условия реализации программы………………………………. 17 2.2. Методическое обеспечение программы ……………………… 17 2.3. Материально-техническое обеспечение……………………… 19 Список литературы для педагога……………………………………. 21 Список литературы для учащихся и родителей……………………. 22 Приложения…………………………………………………………… 23 3 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка Нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живые книжки» художественной направленности, адаптированная для детей с ОВЗ, разработана на основе опыта реализации, на базе МБОО ДО ЦДО общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветный ветер». Программа направлена на творческое развитие учащихся через сублимацию технологии бумажного конструирования и простейших приемов графического искусства. Программа разработана согласно требованиям следующих нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р); 4 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с "Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий"). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 28.06.2021 г. № 219-ФЗ); Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022г. АБ-3924/06 о направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных 5 организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»; Письмо Минпросвещения России от 1 августа 2019 г. № ТС- 1780/07«О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ»; Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации". Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 22 сентября 2021 г. N 652н); Локальные акты МБОО ДО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности. Программа направлена на создание условий творческой реабилитации детей с ОВЗ. Актуальность программы определена необходимостью адаптации к жизни в обществе и обеспечению поддержки детей ОВЗ, расширения их кругозора посредством знакомства с новым видом дизайн деятельности. Интерактивная бумажная иллюстрация – это обучение учащихся не только доступным приемам иллюстрирования, но и обогащение общетехническими знаниями и умениями. Работа с бумагой способствует концентрации внимания, важным навыкам координации движений, изобретательности, умению работать с различными инструментами и материалами, развитию наблюдательности, усидчивости, точности и аккуратности. Учащиеся овладевают необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с различными материалами и инструментами. Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована не только к интересам ребенка с ОВЗ, но и к его возможностям. Программа носит практико-ориентированный характер. Ребята знакомятся с приемами иллюстрирования и элементарным бумажным конструированием в 6 процессе работы над реальным продуктом – тематическими иллюстрированными книгами с движущимися элементами. Занятия направлены на индивидуальную работу каждого ребенка через последовательное выполнение операций и ознакомление с простейшими приемами рисования и бумажного конструирования. Педагогическая заключается в том, целесообразность что развитие программы «Живые интеллектуальных и книжки» творческих способностей каждого ребенка происходит через тесный контакт со взрослым, тем самым создаются предпосылки для становления многих психических процессов повышающих творческую активность и социализацию каждого ребенка. Новизна данной программы заключается в использовании в процессе образовательной деятельности начального уровня знаний и практических навыков в таком художественном творчестве как графика и бумажный объем. Дети через знакомство с проектированием реального книжного продукта – тематической интерактивной книгой с иллюстрациями и движущимися элементами, учатся находить решения доступных им проблем. Уровень сложности Программа «Живые книжки» имеет ознакомительный уровень, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Возраст учащихся, особенности приема Программа «Живые книжки» рассчитана на детей 7-18 лет. Основой для зачисления учащихся на программу являются интерес, свободный выбор и склонности ребенка с ОВЗ. Нозология обучающихся - нарушение речи, слуха, возможна инклюзия - умственная отсталость легкой степени, нарушения опорно-двигательного аппарата (с сохранным интеллектом) и нарушение зрения в смешанной группе. Поступление на данную программу возможно по заявлению 7 родителей (законных представителей), при наличии заключения психологомедико-педагогической комиссии о состоянии здоровья ребенка. Срок реализации программы 1 год. Количество детей в группе – 4 - 6 человек. Продолжительность образовательного процесса – 72 часа. Режим организации занятий по программе Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа. Недельная нагрузка на ребенка – 2 часа, всего 72 часа. Основной формой образовательного процесса является занятие. В процессе обучения используются следующие формы организации образовательной деятельности учащихся: групповая; самостоятельная. Формы проведения занятий: практическая; комплексная; Форма обучения Очная Особенности организации образовательного процесса: В основном организация образовательного процесса традиционная с применением современных образовательных технологий, таких как проектная технология, при необходимости (карантинные меры, введение чрезвычайной ситуации и т.д.) возможно обучение с применением дистанционных (электронных) технологий по теме: «Развитие творческого мышления» (4 часа) Занятия будут проводиться на образовательной платформе «Сферум», ВКонтакте, почта mail.ru. Основные теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Формы организации занятий 8 Основной формой обучения является учебное занятие. Учебные занятия включают теоретический блок подачи учебного материала и практический блок. Успешное решение задач программы достигается путём изучения блока теоретических разделов с учётом постоянной нацеленности на практическую реализацию полученных знаний и навыков. Среди основных форм занятий в процессе реализации программы можно выделить: просмотр видео контента; беседы; экскурсии (виртуальные); практическое занятие, в том числе и дистанционные; Для успешного обучения и развития творческих способностей, учащихся, программой предусмотрено: система постепенно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми учащимися; в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент (по возможности); создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. Методы обучения на учебных занятиях используются в зависимости от характера познавательной деятельности обучающихся: словесные методы: беседа. наглядные методы: демонстрация иллюстраций, мультимедийных презентаций, технологических карт и т.д. практические методы: упражнения. При организации образовательного процесса в рамках программы используется методика проектной деятельности, при которой изучение 9 материала строится как работа над тематическим краткосрочным творческим проектом. Конечным продуктом, которого, является: индивидуальные творческие работы в виде интерактивных книг. Подведение итогов проводится в форме презентации творческих работ (выставка). Формы подведения итогов (аттестация) Для определения эффективности обучения программа предусматривает текущий контроль, итоговую аттестацию результатов освоения образовательной программы учащимися. Текущий контроль уровня освоения программы осуществляется посредством наблюдения, за творческой деятельностью обучающихся на каждом занятии в виде обсуждения этапов работы над общим художественным оформлением каждой страницы, самостоятельной работы обучающихся. Промежуточный контроль уровня освоения программы осуществляется посредством выполнения учащимися творческой работы по заданной теме. Итоговый контроль осуществляется в форме презентации (выставка) заключительной творческой работы. Этапы периодического контроля Этапы контроля Текущий Форма контроля наблюдения за работой и интересом Сроки В течение курса ребенка на каждом занятии Промежуточный Выполнение творческой работы на декабрь заданную тему Итоговый выставка творческих работ учащихся. май В процессе реализации программы осуществляется педагогический мониторинг по следующим направлениям: - «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы». 10 - «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм» (Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им ДООП). - Творческие достижения обучающихся д/о (внутри учреждения, на муниципальном, областном, всероссийском, международных уровнях) (Приложение 2) 1.2. Цели и задачи программы Цель программы: развитие творческих способностей детей через ознакомление с простейшими приемами художественно-конструкторской деятельности. задачи: Образовательные: познакомить учащихся с элементарными приемами рисования и работы с бумагой и инструментами, для создания интерактивных детских книг; научить детей пользоваться простым набором инструментов; увлечь детей познавательным видом деятельности. Воспитательные: формировать у учащихся навыки общения; учить детей доводить начатое дело до конца. создавать ситуации успеха для каждого учащегося; формировать культуру труда учащихся и совершенствовать трудовые навыки; Развивающие: развивать коммуникативные способности детей; развивать у учащихся мелкую моторику рук и глазомер; способствовать развитию творческого потенциала учащихся. 11 1.3. Содержание программы Учебно-тематический план программы «Живые книжки ОВЗ» Наименование разделов, тем п/п Количество часов на занятии из них Всего Теор Прак Часов ия тика 2 2 36 13 23 1 2 Вводное занятие Простейшие графические приемы и приемы бумажного конструирования 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3 Цветовая гамма Элемент раскладушка Накладной элемент Уголок простой Рисунок обложки Марионетки 4 8 8 8 8 24 1 3 3 3 3 9 3 5 5 5 5 15 3.1 3.2 3.3 4 Простая марионетка Сложная марионетка Самостоятельная работа Развитие творческого мышления 8 8 8 4 3 3 3 - 5 5 5 4 4.1 4.2 5 Овощи, фрукты, ягоды Плывущий бегемот Организация каникулярного времени 2 2 6 2 2 2 4 72 26 46 Итого: Форма контроля Собеседование Выставка лучших работ по теме Выставка лучших работ по теме Выставка лучших работ по теме 12 Содержание учебно-тематического плана Раздел 1: Вводное занятие Теория: Материалы и инструменты. Принципы работы с линейкой, биговки и приклейки макетов к основе. Техника безопасности. Раздел 2: Простейшие графические приемы и приемы бумажного конструирования Теория: Виды конструкций. Способы сгибания, прорезание, наклейки. Биговка. Практика: Освоение навыков конструкторской деятельности: простой уголок, работа с линейкой (построение элементарного чертежа), сгибание (биговка), разрезание, прорезание и др. Изготовление деталей конструкции. Комбинирование конструкций. Задание № 1 «Цветовая гамма». Упражнение: Разработать цветовой образ на заданную тему Материал: бумага ватман 220г/м2, карандаши, фломастеры, клейкарандаш. Задание № 2 «Элемент раскладушка». Упражнение: Выполнить по образцу элемент раскладушка. Материал: бумага ватман 220г/м2, ножницы, клей-карандаш, карандаши цветные, фломастеры. Задание № 3 «Накладной элемент». Упражнение: Выполнить по образцу простейший накладной элемент создающий иллюзию движения. Материал: бумага ватман 220г/м2, ножницы, клей-карандаш, карандаши цветные, фломастеры. Задание № 4 «Уголок простой» Упражнение: Разработать графический образ и по лекалам собрать конструкцию «Уголок простой». 13 Материал: бумага ватман 220г/м2, ножницы, клей-карандаш, карандаши цветные, фломастеры. Задание № 5 «Сборка книжки. Создание обложки» Упражнение: Собрать все листы в единую систему хранения при помощи вспомогательных полос. Графическое оформление обложки. Материал: бумага ватман 220г/м2, ножницы, клей-карандаш, карандаши цветные, фломастеры. Раздел 3: «Марионетки» Теория: Виды конструкций. Способы крепления, функции, размер. Практика: Освоение навыков конструкторской деятельности: простая и сложная марионетка. Изготовление деталей конструкции. Комбинирование конструкций. Задание № 1 «Простая марионетка» Упражнение: Выполнить по образцу простую марионетку, путем обведения и вырезания лекал, собрать конструкцию Материал: бумага ватман 220г/м2, ножницы, клей-карандаш, карандаши цветные, фломастеры. Задание № 2 «Сложная марионетка» Упражнение: Выполнить по образцу сложную много детальную марионетку, путем обведения и вырезания лекал, собрать конструкцию Материал: бумага ватман 220г/м2, ножницы, клей-карандаш, карандаши цветные, фломастеры. Задание № 3 «Творческая работа» Упражнение: Самостоятельно разработать и выполнить сложную много детальную марионетку. Материал: бумага ватман 220г/м2, ножницы, клей-карандаш, карандаши цветные, фломастеры. Раздел 4: «Развитие творческого мышления» Теория: Графический образ страницы. Простые способы компоновки, графические средства. 14 Практика: Сборка листов в единую систему хранения. Оформление обложки. Задание № 1 «Овощи, фрукты, ягоды» Упражнение: Разработать графический образ страницы заполнив ее стилизованными изображениями овощей, фруктов и ягод Материал: бумага ватман 220г/м2, карандаши цветные, фломастеры. Задание № 2 «Плывущий бегемот» Упражнение: Рисование по впечатлению. По мотивам картины «Бегемот» Melanie Mikecz. Материал: бумага ватман 220г/м2, карандаши цветные, фломастеры. Раздел 5: «Организация каникулярного времени» 15 1.4. Планируемые результаты освоения программы По окончании курса учащиеся будут знать: и использовать элементарные приемы изображения и конструирования, способы их трансформации и совмещения; правила поведения, правила техники безопасности; инструменты и материалы; основные цвета (красный, желтый, синий); крупно изображать предметы. будут уметь: работать с бумагой и простым набором инструментов в художественном конструировании; обладать элементарными навыками; передавать несложный сюжет; аккуратно закрашивать; художественно-конструкторскими 16 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1 Условия реализации программы 2.2. Методическое обеспечение программы № п/ п 1 Раздел-тема Формы занятий Применяемые методы Дидактический материал Техническое оснащение Раздел 1 Вводное занятие Теория: комплексное групповое занятие Мультимедийная презентация: компьютер проектор экран 2 Раздел 2 Простейшие графические приемы и приемы бумажного конструирова ния Теория: комплексное групповое занятие наглядные: мультимедийные презентации, демонстрация иллюстраций словесные: беседа, рассказ наглядные: мультимедийные презентации, демонстрация иллюстраций словесные: беседа, рассказ Мультимедийные презентации: компьютер проектор экран Наблюдение, выставка практические: упражнения, самостоятельная работа, контрольная работа (проект) наглядные: мультимедийные презентации, демонстрация иллюстраций словесные: Задание № 1 «Цветовая гамма». Задание № 2 «Элемент раскладушка». Задание № 3 «Накладной элемент». Задание № 4 «Уголок простой» Задание № 5 «Сборка книжки. Создание обложки» компьютер проектор экран Наблюдение, выставка Практика практическое занятие; 3 Раздел 3 Марионетки Теория: комплексное групповое занятие Мультимедийные презентации: Форма подведения итогов 17 Практика практическое занятие; 4 Раздел 4 Развитие творческого мышления Теория: дистанционное занятие Практика практическое занятие; беседа, рассказ практические: упражнения, самостоятельная работа, контрольная работа (проект) наглядные: иллюстрации практические: упражнения, самостоятельная работа, контрольная работа (проект) Задание № 1 «Простая марионетка» Задание № 2 «Сложная марионетка» Задание № 3 «Творческая работа» Мультимедийные презентации: Задание № 1 «Овощи, фрукты, ягоды» Задание № 2 «Плывущий бегемот» компьютер проектор экран Наблюдение, выставка 18 2.3. Материально-техническое обеспечение программы Содержание и условия реализации образовательной программы «Живые книжки» соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. В рамках реализации программы предусматривается материально-техническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов освоения программы. Для организации занятий имеется специально оформленный и оборудованный кабинет. В частности, он оснащен необходимой мебелью столы, стулья, шкафы для хранения инструментов и приспособлений, бумаги, наглядно – демонстрационного материала, а также промежуточных работ учащихся. Имеется школьная доска. Кабинет оснащен ТСО, компьютером и экраном для демонстрации слайдов, фильмов, презентаций. учебно-методические пособия и методические материалы: - наглядные методические пособия по темам (модели всех предлагаемых для изучения механизмов); - видеоматериалы для проведения дистанционных занятий; - сеть Интернет; - фонд электронных пособий и мультимедийных материалов по тематике разделов программы (референсы, электронные лекала). технические средства обучения: - компьютер; - проектор; - экран; - принтер, расходные материалы (цветная краска) - графические программы CorelDRAW, программное обеспечение Office; - коллекция файлов с материалами по разделам и темам программы. Инструменты: линейка металлическая 30 см; 19 ножницы простые средние; Художественные материалы для занятий: карандаши цветные акварельные- 1 пачка; простой карандаш, ластик; цветные фломастеры – 1 пачка; маркер черный (средний); бумага А3-40 листов; фурнитура (брадцы, глазки); клей-карандаш - 2шт; скотч (шириной 2 см). 20 Список литературы для педагога 1. 3D книги в СССР [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: http://baxmyp-ka.livejournal.com/6337.htm 2. Гузаиров, Э. Pop-Up Books. Трехмерные книги [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/665827-popup-books-trehmernye-knigi 3. Николай Немзер. Онлайн курсы Pop-Up творчества [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://nemzer.ru/online-courses/ 4. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. 5. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. 6. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. 7. GalleriX – [Электронный ресурс]: Виртуальная галерея (2009- 2018 г.) / - Режим доступа: https://gallerix.ru/album/Hermitage 8. Филл Шарлотта. История дизайна. / Филл Шарлотта, Филл Питер. – М.: КоЛибри, 2014. 9. Филипп Уилкинсон. Шедевры мирового дизайна. – М.: Эксмо, 2014. 10. Чупрова Д. А., Патрушев Д. В., Патрушева Л. К. Основные конструкции и элементы для создания объемных иллюстраций для авторских книг и открыток в технике «Pop-up» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 27. – С. 268–280. – URL: http://ekoncept.ru/2017/574054.htm 21 Список литературы для учащихся и родителей Большая 1. [Электронный библиотека ресурс]:. электронных NataHaus / книг по Режим - дизайну доступа: http://www.infanata.org/color/graph Большая библиотека электронных книг по дизайну и 2. графике [Электронный ресурс]:. Мир Книг / - Режим доступа: http://www.mirknig.com/design_grafika Большая 3. библиотека электронных книг по дизайну [Электронный ресурс]:. Community.Livejournal.com / - Режим доступа: http://community.livejournal.com/design_books Большая библиотека электронных книг и журналов по 4. дизайну и графике [Электронный ресурс]:. Books Gide / - Режим доступа: http://www.booksgid.com/design Небольшая подборка книг и статей по графическому 5. дизайну [Электронный ресурс]:. Clipart.ru / - Режим доступа: http://artclips.ru/library.html 6. Книги и журналы [Электронный ресурс]:. Обложка.инфо / - Режим доступа: http: // http://oblozhka.info/library/design 7. [Электронный Электронные ресурс]: form.ru/affiliatebooks.htm / учебники - Режим по графическому доступа: дизайну http://www.visual- 22 Приложение 1 Глоссарий 1. Биговка– это процесс нанесения прямой линии посредством продавливания для получения четкой и ровной линии сгиба. 2. Брадцы - элемент декора и скрепления. 3. Дизайн (от англ. design - замысел, проект, конструкция, рисунок, композиция) – это область проектной деятельности, охватывающая теорию и практику создания предметной среды во всех сферах жизнедеятельности человека. 4. Макет — объемное изображение, которое дает сведения о пространственной структуре, размерах, пропорциях, топологии поверхностей, цветофактурном решении и других особенностях изделия. 5. Монтаж - объединение разных частей изделия (изготовленных отдельно) в единую композицию. 6. Набросок — это обобщенное изображение, которое выполняется обычно за короткий промежуток времени и минимальным количеством графических средств. 7. Стилизация — в изобразительном искусстве приём композиции, сознательное упрощение изображаемых объектов. При стилизации упрощаются рисунок и форма, объёмные и цветовые соотношения. Стилизация часто применяется в декоративном искусстве с целью подчёркивания функциональных или художественно-выразительных качеств предмета. 8. Шрифт – это совокупность графических символов определенного стиля, служащая для передачи и хранения речевой или понятийной информации, называют шрифтом (немецкое schrift — письмо). 9. Эскиз - Предварительный набросок к картине, рисунку. 23 Приложение 2 Мониторинг эффективности реализации программы 1. «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы» Критерии оценивания практической работы учащихся Высокий уровень: обучающийся умеет самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала, правильно использовать инструменты; работа отличается оригинальностью идеи, выполнена самостоятельно, аккуратно, в соответствии с творческим замыслом; Средний уровень (выше удовлетворительного): обучающийся умеет самостоятельно организовывать рабочее особенностями используемого материала, место в соответствии правильно работает с с инструментами; изделие выполнено с незначительной помощью педагога, достаточно аккуратно, имеют 2 – 3 ошибки в выполнении технологических операций. Низкий уровень («удовлетворительно») – минимальный уровень выполнения требований, репродуктивный повтор предъявляемых идеи для работы, к конкретной изделие работе; выполнено со значительной помощью учителя, неаккуратно, имеют 4 и более ошибок в выполнении технологических операций. 1. Декоративность: выход на уровень лаконично – обобщенного, условно – выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т.д.). 2. Оригинальность: новизна пластического решения, работа фантазии, воображения, индивидуальное прочтение задания. Таблица 1 24 1 2 По группе в % По группе в % Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения ДООП 2. «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм» № Параметр Критерии п/п ы 1. Организационно-волевые качества 1.1 Терпение Способность переносить нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности 1.2 Воля Способность активно побуждать себя к практическим действиям 1.3 Самоконтр Умение контролировать оль свои поступки Уровни Методы Высокий: терпения хватает Наблюдение на все занятие; Средний: терпения хватает больше, чем на ½ занятия; Низкий: терпения хватает меньше, чем на ½ занятия Высокий: волевые усилия Наблюдение побуждаются самим учащимся; Средний: волевые усилия побуждаются периодически; Низкий: волевые усилия побуждаются с помощью педагога Высокий: учащийся Наблюдение контролирует себя сам; Средний: учащийся периодически контролирует себя сам; Низкий: учащийся постоянно находится под воздействием контроля извне Итого Аккуратность Содержательность Декоративность Дата проведения контроля Итоговый контроль Итого Аккуратность Содержательность Ф.И. обучающихся Декоративность № п/п Промежуточный контроль Дата проведения контроля Показатели 25 2. Ориентационные качества 2.1 Самооцен ка Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Завышенная; Нормальная; Заниженная; Наблюдение 2.2 Интерес к занятиям Осознанное участие учащихся в освоении программы Высокий: интерес постоянно поддерживается самостоятельно; Средний: интерес периодически поддерживается самим учащимся; Низкий: интерес к занятиям продиктован извне Наблюдение Высокий: пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты; Средний: сам в конфликтах не участвует; старается их избежать; Низкий: периодически провоцирует конфликты сам Высокий: инициативен в общих делах; Средний: участвует при побуждении извне; Низкий: избегает участия в общих делах Наблюдение Беседа 3. Поведенческие качества 3.1 Конфликт ность Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации 3.2 Тип сотруднич ества Умение воспринимать общие дела, как свои собственные Наблюдение 3. Творческие достижения учащихся д/о____________ Фамилия, Имя _________________ Учебный год Ф.И. обуч . Уровен ь ЦДО Муниципальны й уровень Областно й уровень Российски й уровень Международны й уровень Особые достижени я 26 Приложение 3 Контрольно- измерительные материалы к ДООП 1. Простейшие графические приемы и приемы бумажного конструирования Промежуточная работа Итоговая работа 27 2. Марионетки 28 Приложение 4 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Живые книжки (ОВЗ)" художественной направленности 2024-2025 учебный год 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски, ул. Советская ,35а., 1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 2 2. Продолжительность учебного года 2.1. Начало учебного года –10.09.2024 2.2. Окончание учебного года: –31.05.2025 2.3. Количество учебных недель: 36 недель 3. Режим занятий 3.1. 1 раз в неделю по 2 часа – 2 часа в неделю * расписание является ориентировочным и может изменяться объективным причинам. 4. Продолжительность каникул 4.1. осенние каникулы - 9 дней с 26.11.24 по 03.11.24 4.2.зимние каникулы - 9 дней с 31.12.24 по 8.01.25 4.3.весенние каникулы - 9 дней с 22.03.25 по 30.03.25 5. Праздничные дни: - 4 ноября – День народного единства; - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; - 7 января - Рождество Христово; - 23 февраля - День защитника Отечества; - 8 марта - Международный женский день; - 1 мая - Праздник Весны и Труда; - 9 мая - День Победы; - 12 июня – День России. 6. Календарный план мероприятий для обучающихся № Название форма проведения дата п/п мероприятия проведения «Рисуем с закрытыми мастер-класс ноябрь 1. 2. глазами» «С Новым годом» музыкально-развлекательная программа Кино-занятие по декабрь «Мульти-пульти» март 3. * - даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по объективным причинам. Программа воспитания в детском объединении «Живые книжки ОВЗ» является Приложением к ДООП и размещена в учебно-методическом комплексе к программе. 29 Наименование темы занятия Форма занятия Количество часов на занятии из них Всего Теори Практ Часов я ика 1 Вводное занятие Знакомство с предметом планирование 2 2 - 2 Простейшие графические приемы и приемы бумажного конструирования 36 13 23 2 3 Цветовая гамма Выполнение работы в цвете Элемент раскладушка Выполнение работы в цвете Вырезаем детали Сборка страницы Накладной элемент Выполнение работы в цвете Вырезаем детали Сборка страницы Уголок простой Выполнение работы в цвете Вырезаем детали Сборка страницы Рисунок обложки Рисунок в цвете Монтаж второй книжки Склейка второй книжки Марионетки комбинированное комбинированное 4 1 - 1 2 комбинированное комбинированное 8 1 - 1 2 1 1 1 - 1 1 1 2 1 1 1 - 1 1 1 2 1 1 1 1 1 9 1 1 1 2 1 1 15 Простая марионетка Выполнение работы в цвете Вырезаем детали Сборка марионетки Сложная марионетка Выполнение работы в цвете Вырезаем детали Сборка марионетки Самостоятельная работа Выполнение работы в цвете Вырезаем детали Сборка марионетки Развитие творческого мышления комбинированное комбинированное 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 - 2 1 4 п/п 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 3 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 4 комбинированное комбинированное комбинированное комбинированное комбинированное комбинированное комбинированное комбинированное комбинированное комбинированное комбинированное комбинированное комбинированное комбинированное 8 8 8 24 комбинированное комбинированное комбинированное комбинированное комбинированное комбинированное комбинированное комбинированное 8 8 8 комбинированное комбинированное 4 Форма Дата контроля прове дения занят ия Выставка лучших работ по теме Выставка лучших работ по теме 30 32 33 5 Овощи, фрукты, ягоды практическая Плывущий бегемот практическая Организация каникулярного времени 2 2 6 2 2 2 4 34 «Рисуем с закрытыми глазами» «С Новым годом» мастер-класс 2 1 1 музыкальноразвлекательная программа Кино-занятие 2 35 «Мульти-пульти» 36 Итого: 2 72 2 1 26 1 46