ЖИВЫЕ КНИЖКИ 2024

Живые книжки
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
направленность: художественная
уровень программы: ознакомительный
возраст учащихся: 7-8 лет
срок реализации: 1 год

Разработчик:
Тищенко Любовь Валерьевна,
педагог дополнительного образования

Мысковский ГО 2024

2

Содержание
1. «Комплекс основных характеристик программы» …………

3

Пояснительная записка ………………………………………………. 3
Цель и задачи программы…………………………………………….

6

Планируемые результаты освоения программы…………………....

11

Учебный (тематический) план……………………………………….

13

Содержание программы……………………………………………… 14
2. «Комплекс организационно-педагогических условий» ……

18

Методическое обеспечение ………………………………………….

18

Материально-техническое обеспечение…………………………….

20

Список литературы для педагога…………………………………...

22

Список литературы для учащихся и родителей…………………….

23

Приложения…………………………………………………………… 24

3

1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Нормативно-правовые

основы

разработки

дополнительной

общеобразовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Живые

книжки»

разработана

согласно

требованиям

следующих

нормативных документов:


Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный

закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);


Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018

- 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26
декабря 2017 г. № 1642);


Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629

«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


Концепция развития дополнительного образования детей до

2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);


Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №

09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);


Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об

утверждении

правил

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;


Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 "О

реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,

дополнительных

общеразвивающих

программ

с

4

использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с
"Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий").


Постановление Главного государственного санитарного врача

РФ 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".


Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении

изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
по вопросам воспитания обучающихся".


Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об

использовании государственных символов Российской Федерации".
 Профессиональный

стандарт

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 22
сентября 2021 г. N 652н);
 Локальные акты МБОО ДО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила
внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.

5

Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Живые

книжки»

художественной

направленности,

является

модифицированной основанной на опыте реализации общеобразовательной
общеразвивающей программы «Разноцветный ветер» реализованную на базе
МБОО ДО ЦДО, направлена на творческое развитие младших школьников
через сублимацию технологии бумажного конструирования и простейших
приемов графического искусства.
Интерактивная бумажная иллюстрация – это обучение учащихся не
только

доступным

приемам

иллюстрирования,

но

и

обогащение

общетехническими знаниями и умениями. Работа с бумагой способствует
концентрации

внимания,

важным

навыкам

координации

движений,

изобретательности, умению работать с различными инструментами и
материалами,

развитию

наблюдательности,

усидчивости,

точности

и

аккуратности. Учащиеся овладевают необходимыми в жизни элементарными
приёмами ручной работы с различными материалами и инструментами.
Актуальность программы определена необходимостью расширения
кругозора и популяризации новых видов дизайн деятельности посредством
знакомства с интерактивной бумажной иллюстрацией.
Педагогическая

целесообразность

программы «Живые

книжки»

обусловлена направленностью на развитие интеллектуальных и творческих
способностей

каждого

ребенка

в

таких

областях

как

графическое

изображение и бумажное конструирование.
Новизна данной программы заключается в использовании в процессе
образовательной деятельности начального уровня знаний и практических
навыков в таком художественном творчестве как графика и бумажное
конструирование. Дети через знакомство с проектированием реального
книжного продукта – тематической интерактивной книгой с иллюстрациями
и движущимися элементами, учатся находить решения доступных им
проблем.

6

Уровень сложности
Программа «Живые книжки» имеет ознакомительный уровень,
предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы.
Отличительной особенностью программы является то, что она носит
практико-ориентированный

характер.

Ребята

знакомятся

с

приемами

иллюстрирования и элементарным бумажным конструированием в процессе
работы над реальным продуктом – тематическими иллюстрированными
книгами с движущимися элементами.
Занятия направлено на индивидуальную работу каждого ребенка через
последовательное выполнение операций и ознакомление с простейшими
приемами бумажного конструирования. Общая концепция изготовления
интерактивных книг затрагивает следующие аспекты деятельности: задумка
сюжетной линии, макеты простых механизмов, тематическая иллюстрация.
Цель

программы:

Выявление

и

развитие

индивидуальных

способностей ребенка через продуктивную деятельность посредством
изучения

простейших

приемов

и

передачи

желаемого

образа

в

художественно-конструкторской деятельности.
задачи:
Образовательные:


познакомить учащихся с элементарными приемами работы с

бумагой и инструментами, для создания интерактивных детских книг;


познакомить учащихся с графическими средствами: линия,

штрих, пятно;


познакомить учащихся с элементарными приемами композиции;



научить

учащихся

выражать

свою

мысль

графического рисунка и объемных форм;


увлечь детей познавательным видом деятельности.

с

помощью

7

Воспитательные:


формировать у учащихся навыки общения;



учить детей доводить начатое дело до конца.



создавать ситуации успеха для каждого учащегося;



формировать культуру труда учащихся и совершенствовать

трудовые навыки;


формировать у учащихся устойчивый интерес к художественной

деятельности.
Развивающие:


способствовать развитию творческих способностей детей в

области, художественно-конструкторской деятельности;


развивать коммуникативные способности детей.



развивать у учащихся чувство меры и художественный вкус,

творческое воображение, эстетическое восприятие, чувство цвета;


развивать у учащихся мелкую моторику рук и глазомер;



развивать у учащихся креативность, смекалку, изобретательность

и устойчивый интерес к творчеству.
Возраст учащихся, особенности приема
Программа «Живые книжки» рассчитана на детей 7-8 лет. Набор
осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления
требований к наличию у них специальных умений, в том числе, оказавшиеся
в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, беженцы, опекаемые), дети с
особыми образовательными потребностями (одаренные дети). Добор детей,
желающих заниматься декоративным рисованием в группы, производится с
учетом возраста на любом этапе.
Срок реализации программы 1 год. Количество детей в группе – 1216 человек.

8

Режим организации занятий по программе
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа. Недельная нагрузка на
ребенка – 4 часа, всего 144 часа.
Основной формой образовательного процесса является занятие. В
процессе

обучения

используются

следующие

формы

организации

образовательной деятельности учащихся:


групповая;



самостоятельная.

Формы проведения занятий:


практическая;



комплексная;

Форма обучения


Очная

Особенности организации образовательного процесса:
В основном организация образовательного процесса традиционная с
применением

современных

образовательных

технологий,

таких

как

проектная технология, при необходимости (карантинные меры, введение
чрезвычайной ситуации и т.д.) возможно обучение с применением
дистанционных (электронных) технологий по теме: «Развитие творческого
мышления» (12 часов)
Занятия будут проводиться на образовательной платформе «Сферум»,
ВКонтакте, почта mail.ru
Основные теоретические знания по всем разделам программы даются
на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Задания простроены таким образом, что учащиеся используют знания,
полученные ранее, происходит повторение и отработка навыков пройденного
материала. Практические занятия и развитие художественного восприятия
представлены в программе в их содержательном единстве.

9

Формы организации занятий
Основной формой обучения является учебное занятие.


Учебные занятия включают теоретический блок подачи учебного

материала и практический блок.


Успешное решение задач программы достигается путём изучения

блока теоретических разделов с учётом постоянной нацеленности на
практическую реализацию полученных знаний и навыков.
Среди основных форм занятий в процессе реализации программы
можно выделить:


беседа;



экскурсии (виртуальные);



практическое занятие, в том числе и дистанционные;



участие во внутриучрежденческих и городских выставках;

Для успешного обучения и развития творческих способностей,
учащихся, программой предусмотрено:


предоставление учащемуся свободы в выборе деятельности, в

выборе способов работы и свободном выборе материала, в рамках заданной
темы;


система

постепенно

усложняющихся

заданий

с

разными

вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы
всеми учащимися;


в

каждом

задании

предусматривается

исполнительский

и

творческий компонент;


создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы

занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;


создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса

деятельности.

10

Учащимся предоставляется возможность выбора художественной
формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт
художественной деятельности в декоративной графике.
Методы обучения на учебных занятиях используются в зависимости
от характера познавательной деятельности обучающихся:


словесные методы: беседа, обсуждение.



наглядные

методы:

демонстрация

иллюстраций,

мультимедийных презентаций, технологических карт и т.д.


практические методы: упражнения.

При организации образовательного процесса в рамках программы
используется методика проектной деятельности, при которой изучение
материала строится как работа над тематическим краткосрочным творческим
проектом. Конечным продуктом, которого, является: индивидуальные
творческие работы в виде тематической детской иллюстрированной книги с
движущимися элементами.

Подведение итогов проводится

в форме

презентации творческих работ (выставка).
Планируемые результаты
По окончании курса учащиеся
будут знать:


и использовать элементарные приемы конструирования, способы

их трансформации и совмещения;


правила поведения, правила техники безопасности;



инструменты и материалы, значение терминов: штрих, пятно;



основные цвета (красный, желтый, синий);

будут уметь:
 крупно изображать предметы.


работать с разными видами бумаги и основным набором

инструментов в художественном конструировании;

11



обладают

элементарными

художественно-конструкторскими

навыками, самостоятельно презентуют свои творческие продукты.


передать в рисунке простейшую форму, общее пространственное

положение;


решать творческие задачи на уровне импровизаций;



передавать несложный сюжет;



аккуратно закрашивать;

Формы подведения итогов (аттестация)
Для определения эффективности обучения программа предусматривает
текущий, промежуточный контроль, итоговую аттестацию результатов
освоения образовательной программы учащимися.
Текущий контроль уровня освоения программы осуществляется
посредством наблюдения, за творческой деятельностью обучающихся на
каждом

занятии

в

виде

обсуждения

этапов

работы

над

общим

художественным оформлением каждой страницы, самостоятельной работы
обучающихся.
Промежуточный

контроль

уровня

освоения

программы

осуществляется посредством выполнения учащимися творческой работы по
заданной теме.
Итоговый контроль осуществляется в форме презентации (выставка)
заключительной творческой работы.

Этапы периодического контроля
Вид контроля
Текущий

Методы и способы контроля
наблюдения за работой и интересом

Сроки
В течение курса

ребенка на каждом занятии
Промежуточный

Выполнение творческой работы на
заданную тему

декабрь

12

Итоговый

Самостоятельное выполнение

май

творческой работы.
В процессе реализации программы осуществляется педагогический
мониторинг по следующим направлениям:
- «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения
содержания образовательной программы»
- «Уровень сформированности положительных качеств личности,
нравственных установок и норм» (Мониторинг личностного развития
ребенка в процессе освоения им ДООП)
- Творческие достижения обучающихся д/о (внутри учреждения, на
муниципальном уровне) (Приложение 2)

13

Учебно-тематический план
программы «Живые книжки»
№

Наименование разделов, тем

Всего
часов
2
74

Теория

Практика

1
2

Вводное занятие
Простейшие графические
приемы и приемы
бумажного конструирования

2
20

54

2.1.
2.2.
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10

6
6
6
6
6
6
6
6
6
6

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

4
4
4
4
4
4
4
4
4
4

3
3.1.
3.2.
3.3
3.4
3.5
3.6
4

Игровые элементы

6
8
32
6
6
6
4
4
6
24

2
1
6
1
1
1
1
1
1
6

4
7
26
5
5
5
3
3
5
18

4.1.
4.2.
4.3
4.4
4.5
4.6
5

Храбрый утенок
Ежик
Кто сказал мяу?
Теремок
Муха-Цокотуха
Обложка для книги

12

1
1
1
1
1
1
7

3
3
3
3
3
3
5

144

38

106

Композиция листа
Цветовая гамма книги
Элемент раскладушка
Спираль
Первая книга
Накладной элемент
Уголок простой
Разрез от сгиба
Фигурный уголок
Сложное комбинирование
элементов
2.11 Острый угол
2.12 Вторая книга
Простая марионетка
Сложная марионетка
Творческая работа
Закладка простая
Закладка угловая
Конверт для хранения

Развитие творческого
мышления «Иллюстрация»
по мотивам сказок

Организация каникулярного
времени
Итого:

4
4
4
4
4
4

Вид и форма
контроля
Наблюдение

Презентация
творческой
работы
Выставка

14

Содержание программы
Раздел 1
1. Вводное занятие
Теория: Материалы и инструменты. Принципы работы с линейкой,
биговки и приклейки макетов к основе. Техника безопасности.
Раздел 2
2. Простейшие графические

приемы и приемы бумажного

конструирования
Теория: Виды конструкций. Способы сгибания, прорезание, наклейки.
Биговка.
Практика: Освоение навыков конструкторской деятельности: простой
уголок, работа с линейкой (построение элементарного чертежа), сгибание
(биговка), разрезание, прорезание и др. Изготовление деталей конструкции.
Комбинирование конструкций.
Задание № 1 «Композиция листа»
Упражнение: Разработать графический образ через отношение двух
пространств. Связать между собой пространство листа и изображения
Материал: бумага ватман 220г/м2, карандаши, фломастеры, клейкарандаш.
Задание № 2 «Цветовая гамма»
Упражнение: Разработать цветовой образ на заданную тему
Материал: бумага ватман 220г/м2, карандаши, фломастеры, клейкарандаш.
Задание № 3 «Элемент раскладушка».
Упражнение: Выполнить по образцу элемент раскладушка.
Материал:

бумага

ватман

220г/м2,

ножницы,

карандаши цветные, фломастеры.
Задание № 4 «Спираль».
Упражнение: Выполнить по образцу элемент спираль

клей-карандаш,

15

Материал:

бумага

ватман

220г/м2,

ножницы,

клей-карандаш,

карандаши цветные, фломастеры.
Задание № 5 «Рисунок обложки и монтаж книги»
Упражнение: выполнить графический образ обложки, сюжет которой
соответствует замыслу книги. Смонтировать страницы и обложку.
Материал:

бумага

ватман

220г/м2,

ножницы,

клей-карандаш,

карандаши цветные, фломастеры.
Задание № 6 «Накладной элемент».
Упражнение: Выполнить по образцу простейший накладной элемент
создающий иллюзию движения.
Материал:

бумага

ватман

220г/м2,

ножницы,

клей-карандаш,

карандаши цветные, фломастеры.
Задание № 7 «Уголок простой»
Упражнение: Разработать графический образ и по лекалам собрать
конструкцию «Уголок простой».
Материал:

бумага

ватман

220г/м2,

ножницы,

клей-карандаш,

карандаши цветные, фломастеры.
Задание № 8 «Разрез от сгиба»
Упражнение: Разработать графический образ страницы, выполнить
«Разрез от сгиба» в виде тематического персонажа.
Материал:

бумага

ватман

220г/м2,

ножницы,

клей-карандаш,

карандаши цветные, фломастеры.
Задание № 9 «Фигурный уголок»
Упражнение: Разработать графический образ и по лекалам собрать
конструкцию «Фигурный уголок».
Материал:

бумага

ватман

220г/м2,

ножницы,

клей-карандаш,

карандаши цветные, фломастеры.
Задание № 10 «Сложное комбинирование элементов»

16

Упражнение: Разработать графический образ страницы, выполнить два
отдельных декоративных элемента и разместить на листе как единый артобъект.
Материал:

бумага

ватман

220г/м2,

ножницы,

клей-карандаш,

карандаши цветные, фломастеры.
Задание № 11 «Острый угол»
Упражнение: Упражнение: Разработать графический образ и по
лекалам собрать конструкцию «Острый угол».
Материал:

бумага

ватман

220г/м2,

ножницы,

клей-карандаш,

карандаши цветные, фломастеры.
Задание № 12 «Вторая книга»
Упражнение: Собрать все листы в единую систему хранения при
помощи вспомогательных полос. Графическое оформление обложки.
Материал:

бумага

ватман

220г/м2,

ножницы,

клей-карандаш,

карандаши цветные, фломастеры.
Раздел 3 «Игровые элементы»
Теория: Виды конструкций. Способы крепления, функции, размер.
Практика: Освоение навыков конструкторской деятельности: простая
и сложная марионетка, виды закладок, полу объёмы. Изготовление деталей
конструкции. Комбинирование конструкций.
Задание № 1 «Простая марионетка»
Упражнение: Выполнить по образцу простую марионетку, путем
обведения и вырезания лекал, собрать конструкцию
Материал:

бумага

ватман

220г/м2,

ножницы,

клей-карандаш,

карандаши цветные, фломастеры.
Задание № 2 «Сложная марионетка»
Упражнение: Выполнить по образцу сложную много детальную
марионетку, путем обведения и вырезания лекал, собрать конструкцию
Материал:

бумага

ватман

карандаши цветные, фломастеры.

220г/м2,

ножницы,

клей-карандаш,

17

Задание № 3 «Творческая работа»
Упражнение: Самостоятельно разработать и выполнить сложную много
детальную марионетку.
Материал:

бумага

ватман

220г/м2,

ножницы,

клей-карандаш,

карандаши цветные, фломастеры.
Задание № 4 «Закладка простая»
Упражнение: разработать и выполнить закладку в виде персонажа
любимого мультфильма
Материал:

бумага

ватман

220г/м2,

ножницы,

клей-карандаш,

карандаши цветные, фломастеры, скотч.
Задание № 5 «Закладка угловая»
Упражнение:

Сложить

лист

бумаги

по

схеме.

Разработать

художественный образ закладки.
Материал:

бумага

ватман

220г/м2,

ножницы,

клей-карандаш,

карандаши цветные, фломастеры.
Задание № 6 «Конверт для хранения»
Упражнение: Выполнить по образцу чертеж конверта. Разработать
художественный образ, собрать конструкцию.
Материал:

бумага

ватман

220г/м2,

ножницы,

клей-карандаш,

карандаши цветные, фломастеры.
Раздел 4: «Развитие творческого мышления» «Иллюстрация» по
мотивам сказок
Теория:

Графический

образ

страницы.

Способы

компоновки,

графические средства.
Практика: Сборка листов в единую систему хранения. Оформление
обложки.
Задание № 1 «Храбрый утенок»
Упражнение: На основе механизма «Разрез от сгиба» разработать
графический образ страницы
Материал: бумага ватман 220г/м2, карандаши цветные, фломастеры.

18

Задание № 2 «Ежик»
Упражнение: На основе механизма «Острый угол» разработать
графический образ страницы
Материал: бумага ватман 220г/м2, карандаши цветные, фломастеры.
Задание № 3 «Кто сказал мяу?»
Упражнение: На основе механизма «Острый простой» разработать
графический образ страницы
Материал: бумага ватман 220г/м2, карандаши цветные, фломастеры.
Задание № 4 «Теремок»
Упражнение: На основе механизма

«Раскладушка» разработать

графический образ страницы
Материал: бумага ватман 220г/м2, карандаши цветные, фломастеры.
Задание № 5 «Муха -Цокотуха»
Упражнение:

На

основе

механизма

«Спираль»

разработать

графический образ страницы
Материал: бумага ватман 220г/м2, карандаши цветные, фломастеры.
Задание № 6 «Обложка для книги»
Упражнение: Собрать все листы в единую систему хранения при
помощи вспомогательных полос. Графическое оформление обложки.
Материал:

бумага

ватман

220г/м2,

карандаши цветные, фломастеры.
Раздел 5
5. Организация каникулярного времени
(Приложение 4)

ножницы,

клей-карандаш,

19

2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Методическое обеспечение программы
№
п/
п
1

Раздел

Формы
занятий

Применяемые
методы

Дидактический
материал

Техническое
оснащение

Форма
подведения
итогов

Раздел 1
Вводное
занятие

Теория:
аудиторное
групповое
занятие

Мультимедийная презентация:

компьютер
проектор
экран

2

Раздел 2
Простейшие
графические
приемы и
приемы
бумажного
конструирова
ния

Теория:
аудиторное
групповое
занятие

наглядные:
мультимедийные
презентации,
демонстрация
иллюстраций
словесные:
беседа, рассказ
наглядные:
мультимедийные
презентации,
демонстрация
иллюстраций
словесные:
беседа, рассказ

Мультимедийные презентации:
Задание № 1 «Композиция листа»
Задание № 2 «Цветовая гамма»
Задание № 3 «Элемент раскладушка»
Задание № 4 «Спираль»
Задание № 5 «Первая книга»
Задание № 6 «Накладной элемент»
Задание № 7 «Уголок простой»
Задание № 8 «Разрез от сгиба»
Задание № 9 «Фигурный уголок»
Задание № 10 «Сложное комбинирование элементов»
Задание № 11 «Острый угол»
Задание № 12 «Вторая книга»

компьютер
проектор
экран

Наблюдение,
выставка

3

Раздел 3
«Игровые
элементы»

Теория:
аудиторное
групповое
занятие

наглядные:
мультимедийные
презентации,
демонстрация
иллюстраций
словесные:

Задание № 1 «Простая марионетка»
Задание № 2 «Сложная марионетка»
Задание № 3 «Творческая работа»
Задание № 4 «Закладка простая»
Задание № 5 «Закладка угловая»
Задание № 6 «Конверт для хранения»

компьютер
проектор
экран

Наблюдение,
выставка

20

4

Раздел 4

Развитие
творческого
мышления
«Иллюстрация»
по мотивам
сказок

Теория:
дистанционное
занятие

беседа, рассказ
наглядные:
иллюстрации

Задание № 1 «Храбрый утенок»
Задание № 2 «Ежик»
Задание № 3 «Кто сказал мяу?»
Задание № 4 «Теремок»
Задание № 5 «Муха -Цокотуха»
Задание № 6 «Обложка для книги»

компьютер

Наблюдение,
выставка

21

Материально-техническое обеспечение программы
Для организации занятий имеется специально оформленный и
оборудованный кабинет. В частности, он оснащен необходимой мебелью
столы, стулья, шкафы для хранения инструментов и приспособлений, бумаги,
наглядно – демонстрационного материала, а также промежуточных работ
учащихся. Имеется школьная доска. Кабинет оснащен ТСО, компьютером и
экраном для демонстрации слайдов, фильмов, презентаций.
Учебно-методические пособия и методические материалы:
-

наглядные

методические

пособия

по

темам

(модели

всех

предлагаемых для изучения механизмов);
- видеоматериалы для проведения дистанционных занятий;
- сеть Интернет;
- фонд электронных пособий и мультимедийных материалов по
тематике разделов программы (референсы, электронные лекала).
технические средства обучения:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- принтер, расходные материалы (цветная краска)
- графические программы CorelDRAW, программное обеспечение
Office;
- коллекция файлов с материалами по разделам и темам программы.
Инструменты:


линейка металлическая 30 см;



ножницы простые средние;

22

Художественные материалы для занятий:


карандаши цветные акварельные- 1 пачка;



простой карандаш, ластик;



цветные фломастеры – 1 пачка;



маркер черный (средний);



бумага А3-40 листов;



фурнитура (брадцы, глазки);



клей-карандаш - 2шт;



скотч (шириной 2 см).

23

Список литературы для педагога

1.

3D книги в СССР [Электронный ресурс]: статья. - Режим

доступа: http://baxmyp-ka.livejournal.com/6337.htm
2.

Гузаиров, Э. Pop-Up Books. Трехмерные книги [Электронный

ресурс]: статья. - Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/665827-popup-books-trehmernye-knigi
3.

Николай

Немзер.

Онлайн

курсы

Pop-Up

творчества

[Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://nemzer.ru/online-courses/
4.

Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б.

Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013.
5.

Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций /

М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013.
6.

Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д.

Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013.
7.

GalleriX – [Электронный ресурс]: Виртуальная галерея (2009-

2018 г.) / - Режим доступа: https://gallerix.ru/album/Hermitage
8.

Филл Шарлотта. История дизайна. / Филл Шарлотта, Филл

Питер. – М.: КоЛибри, 2014.
9.

Филипп Уилкинсон. Шедевры мирового дизайна. – М.:

Эксмо, 2014.
10.

Чупрова Д. А., Патрушев Д. В., Патрушева Л. К. Основные

конструкции и элементы для создания объемных иллюстраций для авторских
книг и открыток в технике «Pop-up» // Научно-методический электронный
журнал «Концепт». – 2017. – Т. 27. – С. 268–280. – URL: http://ekoncept.ru/2017/574054.htm

24

Список литературы для учащихся и родителей
Большая

1.
[Электронный

библиотека

ресурс]:.

электронных

NataHaus

/

книг

по

Режим

-

дизайну
доступа:

http://www.infanata.org/color/graph
Большая библиотека электронных книг по дизайну и

2.
графике

[Электронный

ресурс]:.

Мир

Книг

/

-

Режим

доступа:

http://www.mirknig.com/design_grafika
Большая

3.

библиотека

электронных

книг

по

дизайну

[Электронный ресурс]:. Community.Livejournal.com / - Режим доступа:
http://community.livejournal.com/design_books
Большая библиотека электронных книг и журналов по

4.

дизайну и графике [Электронный ресурс]:. Books Gide / - Режим доступа:
http://www.booksgid.com/design
Небольшая подборка книг и статей по графическому

5.
дизайну

[Электронный

ресурс]:.

Clipart.ru

/

-

Режим

доступа:

http://artclips.ru/library.html
6.

Книги и журналы [Электронный ресурс]:. Обложка.инфо / -

Режим доступа: http: // http://oblozhka.info/library/design
7.
[Электронный

Электронные
ресурс]:

form.ru/affiliatebooks.htm

/

учебники
-

Режим

по

графическому

доступа:

дизайну

http://www.visual-

25

Приложение 1
Глоссарий
1.

Биговка– это процесс нанесения прямой линии посредством

продавливания для получения четкой и ровной линии сгиба.
2.

Брадсы - элемент декора и скрепления.

3.

Дизайн (от англ. design - замысел, проект, конструкция, рисунок,

композиция) – это область проектной деятельности, охватывающая теорию и
практику создания предметной среды во всех сферах жизнедеятельности
человека.
4.

Макет — объемное изображение, которое дает сведения о

пространственной

структуре,

размерах,

пропорциях,

топологии

поверхностей, цветофактурном решении и других особенностях изделия.
5.

Монтаж - объединение разных частей изделия (изготовленных

отдельно) в единую композицию.
6.

Набросок — это обобщенное изображение, которое выполняется

обычно за короткий промежуток времени и минимальным количеством
графических средств.
7.

Стилизация — в изобразительном искусстве приём композиции,

сознательное

упрощение

изображаемых

объектов.

При

стилизации

упрощаются рисунок и форма, объёмные и цветовые соотношения.
Стилизация

часто

применяется

в

декоративном

искусстве с

целью

подчёркивания функциональных или художественно-выразительных качеств
предмета.
8.

Шрифт

–

это

совокупность

графических

символов

определенного стиля, служащая для передачи и хранения речевой или
понятийной информации, называют шрифтом (немецкое schrift — письмо).
9.

Эскиз - Предварительный набросок к картине, рисунку.

26

Приложение 2
Мониторинговая программа
Мониторинг эффективности реализации программы
В

процессе

реализации

программы

«АРТ

-

Вундеркинды»

осуществляется педагогический мониторинг по направлениям: «Уровень
освоения содержания дополнительной общеобразовательной программы»,
«Уровень

сформированности

положительных

качеств

личности»,

«Творческие достижения учащихся»
Для определения эффективности обучения программа предусматривает
текущий

контроль,

промежуточный

контроль,

итоговую

аттестацию

результатов освоения образовательной программы учащимися.
Текущий контроль уровня освоения программы осуществляется
посредством наблюдения, за творческой деятельностью учащихся на каждом
занятии

в

виде

обсуждения

этапов

работы

над

композициями,

самостоятельной работы учащихся.
Промежуточный контроль уровня освоения программы проводится
в виде творческой работы по окончании каждого полугодия учебного года.
По итогам промежуточного, итогового контроля определяется уровень
сформированности знаний, умений и навыков учащихся: низкий, средний,
высокий.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускной творческой
работы (проект), на которую обучающиеся представляют творческую работу
на заданную тему, выполненную с самостоятельным выбором материала,
техники и графических средств.

27

1. «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе
освоения содержания образовательной программы»

Итого

Аккуратность

Содержательность

Декоративность

Дата проведения
контроля

Итоговый
контроль

Итого

Аккуратность

Содержательность

Ф.И.
обучающихся

Декоративность

№
п/п

Промежуточный
контроль
Дата проведения
контроля

Показатели

1
2
По группе в %

По группе в %

Критерии оценивания практической работы учащихся
Высокий уровень: обучающийся умеет самостоятельно организовывать
рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала,
правильно использовать инструменты; работа отличается оригинальностью
идеи, выполнена самостоятельно, аккуратно, в соответствии с творческим
замыслом;
Средний уровень (выше удовлетворительного): обучающийся умеет
самостоятельно

организовывать

рабочее

особенностями

используемого

материала,

место

в

соответствии

правильно

работает

с
с

инструментами; изделие выполнено с незначительной помощью педагога,
достаточно аккуратно, имеют 2 – 3 ошибки в выполнении технологических
операций.
Низкий уровень («удовлетворительно») – минимальный уровень
выполнения

требований,

репродуктивный

повтор

предъявляемых
идеи

для

работы,

к

конкретной
изделие

работе;

выполнено

со

значительной помощью учителя, неаккуратно, имеют 4 и более ошибок в
выполнении технологических операций.

28

Критерии оценивания практической работы учащихся
1. Декоративность: выход на уровень лаконично – обобщенного,
условно – выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет,
изобразительные элементы и т.д.).
2. Оригинальность: новизна пластического решения, работа фантазии,
воображения, индивидуальное прочтение задания.

2. Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения
ДООП
«Уровень сформированности положительных качеств личности,
нравственных установок и норм»
№
Параметр Критерии
п/п
ы
1. Организационно-волевые качества
1.1

Терпение

Способность переносить
нагрузки в течение
определенного времени,
преодолевать трудности

1.2

Воля

Способность активно
побуждать себя к
практическим действиям

1.3

Самоконтр Умение контролировать
оль
свои поступки

2. Ориентационные качества

Уровни

Методы

Высокий: терпения хватает Наблюдение
на все занятие;
Средний: терпения хватает
больше, чем на ½ занятия;
Низкий: терпения хватает
меньше, чем на ½ занятия
Высокий: волевые усилия
Наблюдение
побуждаются самим
учащимся;
Средний: волевые усилия
побуждаются
периодически;
Низкий: волевые усилия
побуждаются с помощью
педагога
Высокий: учащийся
Наблюдение
контролирует себя сам;
Средний: учащийся
периодически контролирует
себя сам;
Низкий: учащийся
постоянно находится под
воздействием контроля
извне

29
2.1

Самооцен
ка

Способность оценивать
себя адекватно реальным
достижениям

Завышенная;
Нормальная;
Заниженная;

Анкетировани
е

2.2

Интерес к
занятиям

Осознанное участие
учащихся в освоении
программы

Высокий: интерес
постоянно поддерживается
самостоятельно;
Средний: интерес
периодически
поддерживается самим
учащимся;
Низкий: интерес к занятиям
продиктован извне

Тестирование

Высокий: пытается
самостоятельно уладить
возникающие конфликты;
Средний: сам в конфликтах
не участвует; старается их
избежать;
Низкий: периодически
провоцирует конфликты
сам
Высокий: инициативен в
общих делах;
Средний: участвует при
побуждении извне;
Низкий: избегает участия в
общих делах

Наблюдение
Беседа

3. Поведенческие качества
3.1

Конфликт
ность

Способность занять
определенную позицию
в конфликтной ситуации

3.2

Тип
сотруднич
ества

Умение воспринимать
общие дела, как свои
собственные

Наблюдение

3. Творческие достижения учащихся д/о____________
Фамилия, Имя _________________
Учебный год
Ф.И.
обуч
.

Уровен
ь ЦДО

Муниципальны
й уровень

Областно
й уровень

Российски
й уровень

Международны
й уровень

Особые
достижени
я

30

Приложение 3
Контрольно- измерительные материалы к ДООП
Простейшие

графические

приемы

конструирования
Промежуточная работа

Итоговая работа

и

приемы

бумажного

31

2.

Игровые элементы

1. Декоративность: выход на уровень лаконично – обобщенного,
условно – выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет,
изобразительные элементы и т.д.).
2. Оригинальность: новизна пластического решения, работа фантазии,
воображения, индивидуальное прочтение задания.

32

Приложение 4
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной программы
"Живые книжки" художественной направленности
2024-2025 учебный год
1. Адрес и места осуществления образовательного процесса
1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски, ул. Советская ,35а.,
1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 2
2. Продолжительность учебного года
2.1. Начало учебного года –01.09.2024
2.2. Окончание учебного года: –31.05.2025
2.3. Количество учебных недель: 36 недель
3. Режим занятий
3.1. 2 раза в неделю по 2 часа – 4 часа в неделю
* расписание является ориентировочным и может изменяться
объективным причинам.
4. Продолжительность каникул
4.1. осенние каникулы - 9 дней с 26.11.24 по 03.11.24
4.2.зимние каникулы - 9 дней с 31.12.24 по 8.01.25
4.3.весенние каникулы - 9 дней с 22.03.25 по 30.03.25
5. Праздничные дни:
- 4 ноября – День народного единства;
- 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы;
- 7 января - Рождество Христово;
- 23 февраля - День защитника Отечества;
- 8 марта - Международный женский день;
- 1 мая - Праздник Весны и Труда;
- 9 мая - День Победы;
- 12 июня – День России.
6. Календарный план мероприятий для обучающихся
№
п/п
1
2
3

Название
мероприятия

4

«Новогодняя
открытка»
«Игрушки из бумаги»
«Скворечник»

«Мульти-пульти»
«Русская игрушка»
«С Новым годом»

форма проведения
Кино-занятие
мастер-класс
музыкально-развлекательная
программа
мастер-класс

дата
проведения
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь

мастер-класс
март
5
мастер-класс
март
6
!- количество мероприятий зависит от количества учебного времени
отведенного на раздел «Организация каникулярного времени»

по

33

* - даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут
изменяться по объективным причинам.
Программа воспитания в детском объединении «Живые книжки»
является Приложением к ДООП и размещена в учебно-методическом
комплексе к программе.
п/п

1
2
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Наименование темы
занятия

Форма занятия

Вводное занятие
планирование
Знакомство с предметом
Простейшие графические приемы
приемы бумажного конструирования
Композиция листа
Графический рисунок
Цветовое решение
Цветовая гамма книги
Фор-эскиз
Выполнение работы в
цвете
Элемент раскладушка
Чертеж механизма
Художественное
оформление страницы
Спираль
Чертеж механизма
Художественное
оформление страницы
Первая книга
Рисунок обложки
Монтаж первой книжки
Накладной элемент
Чертеж механизма
Художественное
оформление страницы
Уголок простой
Чертеж механизма
Художественное
оформление страницы
Разрез от сгиба
Чертеж механизма
Художественное
оформление страницы
Фигурный уголок
Чертеж механизма
Художественное
оформление страницы
Сложное
комбинирование
элементов
Чертеж механизмов
Монтаж элементов

Количество часов на
занятии из них
Всего Теор Прак
Часов
ия
тика
2

2

-

и

74

20

54

комбинированная
практическая
практическая
комбинированная
практическая
практическая

6

1
1
-

1
2
2
1
2
2

комбинированная
практическая
практическая

6

1
1
-

1
1
2

комбинированная
практическая
практическая

6

1
1
-

1
1
2

комбинированная
практическая
практическая
комбинированная
практическая
практическая

6

1
1
1
-

1
2
2
1
1
2

комбинированная
практическая
практическая

6

1
1
-

1
1
2

комбинированная
практическая
практическая

6

1
1
-

1
1
2

комбинированная
практическая
практическая

6

1
1
-

1
1
2

комбинированная

6

1

1

1
-

1
2

практическая
практическая

6

6

Форма
контрол
я

Дата
прове
дени
я
занят

Выставка
лучших работ по
теме

34
32
33
34
35
36
37
38
3

Острый угол
Чертеж механизмов
Художественное
оформление страницы
Вторая книга
Рисунок обложки
Сборка обложки
Самостоятельный
монтаж второй книги

комбинированная
практическая
комбинированная

6

1
1-

1
1
2

комбинированная
практическая
практическая

8

1
-

1
2
2
2

32

6

26

6

1
-

1
2

6

1
-

2
1
2

6

1
-

2
1
2

4

1
-

2
1
2

4

1
-

1
2

6

1
-

1
2
2

24

6

18

4

12

1
1
1
1
1
1
7

1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
5

2
2
2

2
1
-

1
2

2

1

1

Игровые элементы

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
5

Простая марионетка
комбинированная
Художественное
практическая
оформление
Сборка персонажа
практическая
Сложная марионетка
комбинированная
Художественное
практическая
оформление
Сборка персонажа
практическая
Творческая работа
комбинированная
Художественное
практическая
оформление
Сборка персонажа
практическая
Закладка простая
комбинированная
Художественное
практическая
оформление
Закладка угловая
комбинированная
Художественное
практическая
оформление
Конверт для хранения комбинированная
Чертеж конверта
практическая
Художественное
практическая
оформление конверта
Развитие творческого
мышления
«Иллюстрация» по
мотивам сказок
Храбрый утенок
комбинированная
Цветовое решение
практическая
Ежик
комбинированная
Цветовое решение
практическая
Кто сказал мяу?
комбинированная
Цветовое решение
практическая
Теремок
комбинированная
Цветовое решение
практическая
Муха-Цокотуха
комбинированная
Цветовое решение
практическая
Обложка для книги
комбинированная
Сборка книги
практическая
Организация каникулярного времени

67
68
69

«Мульти-пульти»
«Русская игрушка»
«С Новым годом»

70

«Новогодняя открытка»

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

4

Кино-занятие
мастер-класс
музыкальноразвлекательная
программа
мастер-класс

4
4
4
4
4

Выставка
лучших работ по
теме

Выставка
лучших работ по
теме

35
71
72

«Игрушки из бумаги»
«Скворечник»
Итого:

мастер-класс
мастер-класс

2
2
144

2
1
38

1
106


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».