АРТ-Вундеркинды 2024

АРТ-Вундеркинды
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
направленность: художественная
уровень программы: базовый
возраст учащихся: 7-10 лет
срок реализации: 2 года

Разработчик:
Тищенко Любовь Валерьевна,
педагог дополнительного образования

Мысковский Г.О. 2024

2

Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка

3
3

(направленность программы, нормативно-правовые основы разработки
дополнительной общеобразовательной программы, новизна программы,
актуальность программы, педагогическая целесообразность, цель и задачи
программы, уровни сложности программы, отличительные особенности
программы, возраст учащихся с особенностями приема, объем и сроки
освоения программы, формы и методы организации занятий, особенности
организации образовательного процесса, режим организации занятий,
планируемые результаты освоения программы и система их оценивания,
формы аттестации)

Учебно - тематический план первого года обучения
Содержание программы первого года обучения
Учебно - тематический план второго года обучения
Содержание программы второго года обучения
2. Комплекс организационно-педагогических условий
реализации программы
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программы
Материально-техническое обеспечение общеобразовательной
программы
Список литературы для педагога
Список литературы для учащихся и родителей
3. Приложения
Тезаурус
Мониторинговая программа
Контрольно-измерительные материалы к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
Календарный учебный график к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе

15
17
23
24
23
28
33
35
36
39
39
44
48
49

3

1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«АРТ

-

Вундеркинды»

художественной

направленности,

является

модифицированной, составлена с учетом опыта реализации дополнительной
образовательной программы «Цветовушка», Цыгановой А. И. преподавателя
изобразительного искусства, заведующей художественным отделением МОУ
СОШ №4 г. Печора.
Содержание программы «АРТ - Вундеркинды» нацелено на развитие
природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей,
позволяющих ребенку самореализоваться в различных видах и формах
художественно-творческой деятельности. Предлагается комплекс различных
видов ИЗО - деятельности (декоративная графика, аппликация и т.д.), что
способствует развитию разных граней детского творчества.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:


Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный

закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);


Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018

- 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26
декабря 2017 г. № 1642);


Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629

« Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


Концепция развития дополнительного образования детей до

2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);

4


Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №

09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);


Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об

утверждении

правил

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».


Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 "О

реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,

дополнительных

общеразвивающих

программ

с

использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с
"Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий").


Постановление Главного государственного санитарного врача

РФ 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".


Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении

изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
по вопросам воспитания обучающихся".


Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об

использовании государственных символов Российской Федерации".
 Профессиональный

стандарт

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 22
сентября 2021 г. N 652н);
 Локальные акты МБОО ДО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила
внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.

5

Актуальность программы определена потребностями и интересами
учащихся, их родителей и дает возможность любому ребенку формировать в
себе «культуру творческой личности».
Педагогическая

целесообразность

специализированной

программы «АРТ - Вундеркинды» обусловлена направленностью на развитие
визуального

мышления

(воображения,

зрительно-образной

памяти,

эмоционально-эстетического восприятия действительности) школьников
в условиях дополнительного образования, (художественная студия Центра
дополнительного образования «АРТ - Ландия»).
Преимущества
программами

данной

заключается

последовательности

в

программы

перед

том,

осуществляя

в обучении

что,

декоративной

аналогичными
принцип

изобразительной

деятельности, программа показывает эффективные пути и методы обучения
детей креативному, объемно-пространственному мышлению и дает им
возможность пробуждения интереса к художественной деятельности в
данной области и самоопределения на начальном этапе.
Новизна данной программы заключается в использовании в процессе
образовательной

деятельности

коммуникационных

технологий.

проектной
С

помощью,

и

информационно

которых

обучающиеся

знакомятся с реальной работой художников-графиков, исследуют форму,
экспериментируют

со

свойствами

изобразительных

материалов,

технологиями, учатся вести исследование доступных им проблем. Развивают
умение ставить перед собой задачу и осуществлять её выполнение, используя
полученные на занятиях знания при разработке и реализации творческих
проектов.
Цель программы: Развитие творческих способностей учащихся в
декоративно-изобразительном искусстве и самоопределение в области
художественной деятельности.

6

Задачи программы:
Обучающие:


познакомить учащихся с простейшими законами декоративной

композиции, колористики, стилизации, трансформации;


учить детей умело использовать приобретенные знания;



познакомить учащихся с произведениями признанных мастеров

декоративного, изобразительного искусства.
Воспитательные:


формировать у учащихся устойчивый интерес к художественной

деятельности, мотивацию к познанию, саморазвитию;


воспитывать у учащихся активное эстетическое отношение к

действительности, миру вещей, искусству, к истокам русской культуры,
национальным традициям;


формировать у учащихся культуру труда и совершенствовать

трудовые навыки учащихся;


воспитывать деятельную, уверенную в себе личность через

процесс творческой самореализации;
Развивающие:


развивать

у

учащихся

эмоциональную

отзывчивость

к

окружающему миру;


развивать у учащихся изобразительные способности, образное,

объемно - пространственное и абстрактное мышление, художественный вкус;
 развивать у учащихся интерес и любовь к изобразительному
искусству, как средству выражения своих чувств и замыслов;


развивать коммуникативные способности детей.

7

Возраст детей и их психологические возможности
Программа базового уровня, предназначена учащимся 7-10 лет.
Набор детей свободный, для всех желающих, в том числе, оказавшиеся
в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, беженцы, опекаемые), дети с
особыми образовательными потребностями (одаренные дети).
1 год обучения - Группы формируются из всех желающих заниматься
декоративным рисованием.
2 год обучения - Группы формируются в соответствии с расписанием в
школе, (фактический переход детей из одной группы в другую).
Наполняемость групп от 10 до 15 человек
Добор детей, желающих заниматься декоративным рисованием, в
группы производится с учетом возраста на любом этапе обучения.
Срок реализации программы 2 года год.
Основной формой образовательного процесса являются занятия
аудиторные, групповые (в т.ч. самостоятельные).
Режим занятий:
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа.
2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа.
Недельная нагрузка на ребенка – 4 часа, всего 144 часа.
В

конце

обучения

по

программе

обучающимся

выдается

«Свидетельство об окончании курса».
Форма обучения


Очная

Особенности организации образовательного процесса:
В основном организация образовательного процесса традиционная с
применением

современных

образовательных

технологий,

таких

как

проектная технология, при необходимости (карантинные меры, введение
чрезвычайной ситуации и т.д.) возможно обучение с применением
дистанционных (электронных) технологий по следующим темам:
1 год обучения «Развитие стилизационного мышления» (24 часа)

8

2 год обучения «Развитие цветового восприятия» (24 часа)
Занятия будут проводиться на образовательной платформе «Сферум»,
ВКонтакте, почта mail.ru.
Формы организации занятий
Основной формой обучения является учебное занятие.


Учебные занятия включают теоретический блок подачи учебного

материала и практический блок.


Успешное решение задач программы достигается путём изучения

блока теоретических разделов с учётом постоянной нацеленности на
практическую реализацию полученных знаний и навыков.
Среди основных форм занятий в процессе реализации программы
можно выделить:


беседы;



экскурсии (виртуальные);



практические занятия, в том числе и дистанционные;



участие в акциях, фестивалях, конкурсах, выставках.

Для успешного обучения и развития творческих способностей,
учащихся, программой предусмотрено:


предоставление учащемуся свободы в выборе деятельности, в

выборе способов работы и свободном выборе материала, в рамках заданной
темы;


система

постепенно

усложняющихся

заданий

с

разными

вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы
всеми учащимися;


в

каждом

задании

предусматривается

исполнительский

и

творческий компонент;


создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы

занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

9



создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса

деятельности.
Учащимся предоставляется возможность выбора художественной
формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт
художественной деятельности в декоративной графике.
Основные теоретические знания по всем разделам программы даются
на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Задания простроены таким образом, что обучающиеся используют знания,
полученные ранее, происходит повторение и отработка навыков пройденного
материала. Практические занятия и развитие художественного восприятия
представлены в программе в их содержательном единстве.
Методы обучения на учебных занятиях используются в зависимости
от характера познавательной деятельности обучающихся при усвоении
изучаемого материала:


словесные методы: беседа, обсуждение: рассказ, дискуссия;



наглядные

методы:

демонстрация

иллюстраций,

мультимедийных презентаций, технологических карт, творческих работ
воспитанников т.д.


практические методы: упражнения.

При организации образовательного процесса в рамках программы
широко используется методики:


проблемного обучения, когда педагог ставит перед учащимися

проблему и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной
проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические
знания и практические умения и навыки;


проектной деятельности, при которой изучение темы строится

как работа над тематическим творческим проектом: краткосрочным (2-4
занятия); долгосрочным (в течение года). В процессе работы над проектом
дети

сами

формулируют

на

доступном

уровне

его

теоретическое

10

обоснование, разрабатывают технологию выполнения, конечным продуктом
проекта, являются: картина, иллюстрированный альбом. Подведение итогов
проводится в форме презентации творческих работ (выставка).
Планируемые результаты и система их оценивания
По окончании первого года учащиеся
знают:


знание и использование профессиональных терминов: орнамент;

аппликация, силуэт, пятно;


последовательность

построения

отдельных

предметов,

композиции;


имеют

представление

об

особенностях

реалистического,

декоративного и абстрактного изображения;


разнообразие выразительных средств: цвет, линия;

умеют:


пользоваться графическими материалами и инструментами;



различать и декоративно передавать в рисунке ближние и

дальние предметы;


решать творческие задачи на уровне импровизаций или на основе

собственного замысла.
По окончании второго года учащиеся
знают:


знают признанных мастеров, виды и жанры произведений

декоративного изобразительного искусства;


свойства цвета;



простейшие законы колористики;

умеют:


работать в любой цветовой гамме, добиваясь тональной и

цветовой градации при передаче объёма предметов;


сознательно выбирать средства выражения своего замысла;

11



решать творческие задачи на уровне импровизаций или на основе

собственного замысла.
Формы подведения итогов (аттестация)
Проверка результатов образовательной деятельности проходит в два
этапа:
1 этап - промежуточный контроль.

Осуществляется посредством

наблюдения, за творческой деятельностью учащихся на каждом занятии и
выполнения творческой работы по заданной теме.
2 этап - итоговый контроль. Выполнение творческой работы по
заданной теме.
Этапы периодического контроля
Этапы
контроля

Знания, умения, навыки

Сроки

1 год обучения
Промежуточный Создание простой, стилизованной формы - Декабрь
творческая работа
Итоговый

Создание стилизованной бионической формы - Май
творческая работа
2 год обучения

Промежуточный Создание простой, хроматической, композиции - Декабрь
творческая работа
Итоговый

Создание пространственной композиции на Май
основе родственных цветов - творческая
работа
Текущие и итоговые творческие работы представляются на выставках

и

конкурсах

различного

уровня.

Это

воспитывает

у

учащихся

ответственность за качество своей работы.
В процессе реализации программы осуществляется педагогический
мониторинг по направлениям:
1.

«Уровень

сформированности

ЗУН

освоения содержания образовательной программы»;

учащихся

в

процессе

12

2.

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения

ДООП


«Уровень сформированности положительных качеств личности,

нравственных установок и норм»


Творческие достижения учащихся (Приложение 2)

Программа первого года обучения
Цели:

13

Развитие индивидуальных способностей детей, на основе стремления
каждого ребенка к результату личной деятельности, через развитие
творческого мышления и обучение основам изобразительной грамотности.
Задачи:
Обучающие:


формировать у учащихся знания о приемах стилизации и

упрощения формы;
Развивающие:


способствовать развитию у учащихся художественного видения и

вкуса, ассоциативного мышления и комбинаторных способностей, памяти,
внимания.
Воспитательные:


формировать у учащихся культуру труда и совершенствовать

трудовые навыки;
Планируемые результаты и система их оценивания
По окончании первого года учащиеся
знают:


знание и использование профессиональных терминов: орнамент;

аппликация, силуэт, пятно;


последовательность

построения

отдельных

предметов,

композиции;


имеют

представление

об

особенностях

реалистического,

декоративного и абстрактного изображения;


разнообразие выразительных средств: цвет, линия;

умеют:


пользоваться графическими материалами и инструментами;



различать и декоративно передавать в рисунке ближние и

дальние предметы;

14



решать творческие задачи на уровне импровизаций или на основе

собственного замысла.

Учебно-тематический план
Первый год обучения

15
№
п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов на
занятии из них
Всего Теори Прак
Часов
я
тика
2
2
2
2
12
3
9

1
1.1.
2

Вводное занятие
Вводное занятие
Средства стилизации

2.1
2.2
2.3
3

Линия как средство стилизации
Пятно как средство стилизации
Точка как средство стилизации
Приемы стилизации

4
4
4
46

1
1
1
14

3
3
3
32

3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
4

Силуэт
Геометрический орнамент
Знакомство с техникой Витраж
Понятие оверлеппинг
Членение плоскости на части
Оптическая иллюзия
Трансформация предмета
Шрифт на основе ассоциаций
Техники стилизации

4
8
4
6
6
6
6
6
28

1
2
1
2
2
2
2
2
8

3
6
3
4
4
4
4
4
20

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5

Техника грифонаж. Рыбы
Модуль. Черепахи
Техника трафарет. Краб
Аппликация
Текстурирование
Бионические формы

4
6
6
6
6
12

1
2
2
2
2
3

3
4
4
4
4
9

5.1

Воображаемая среда обитания

1

1

5.2
5.3
6

Симметрия
Стилизация человека. Тень
Развитие стилизационного
мышления

4
1
4
4
24

1
1
6

3
3
18

6.1
6.2
6.3

Мебель в виде животного
Воспроизведение по памяти
Изображение воображаемого
пространства
Воображаемое пространство
самостоятельная работа
Эмоционально противоположные
категории
Стилизация фруктов.

4
4
4

1
1
1

3
3
3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

6.4
6.5
6.6

Форма контроля

Опрос
Выставка лучших
работ Контрольная
работа

Выставка лучших
работ Контрольная
работа

Выставка лучших
работ Контрольная
работа

Выставка лучших
работ Контрольная
работа

Выставка лучших
работ Контрольная
работа

16
7
8

Оформление альбома
Организация каникулярного
времени
Всего

8
12

3
6

5
6

144

45

99

Содержание программы
первый год обучения

17

Раздел 1: Вводное занятие
Теория: Виды и жанры изобразительного искусства. Материалы и
рабочие инструменты, их свойства и правильное использование. Правила
безопасности труда, правила пожарной безопасности.
Раздел 2: Средства стилизации
Теория: Линия как средство стилизации, пятно как средство
стилизации, точка как средство стилизации
Практика: Отработка навыков работы с графическими средствами,
овладение стилизационными навыками.
Задание № 1 «Линия как средство стилизации»
Упражнение: Выполнить композицию, где основным средством
передачи образа является линия.
Материал: маркер, бумага формат А3, туш, кисть.
Задание № 2 «Пятно как средство стилизации»
Упражнение: Выполнить композицию, где основным средством
передачи образа является пятно.
Материал: маркер, бумага формат А3, туш, кисть.
Задание № 3 «Точка как средство стилизации»
Упражнение: Выполнить композицию, где основным средством
передачи образа является точка.
Материал: маркер, бумага формат А3, туш, кисть.
Раздел 3: Приемы стилизации
Теория: Понятие силуэт, орнамент. Декоративное деление плоскости
оверлеппинг, членение. Приемы трансформации.
Практика: Отработка навыков компоновки объектов на листе,
развитие моторики, знакомство с приемами стилизации.

Задание № 1 «Силуэт»

18

Упражнение: Выполнить заливку радужными цветами. Отрисовать на
ватмане любых персонажей (животных, геометрические фигуры и т.д.)
учитывая только их абрис, вырезать фигуры. Обвести лекала, закомпановав
на листе графическую композицию. Залить фигуры черной краской
Материал: бумага формат А3, кисти, тушь, перо, акварель.
Задание № 2 «Геометрический орнамент»
Упражнение: Разработать орнамент из геометрических фигур в полосе.
Вычертить линии при помощи линейки.
Материал: бумага формат А3, карандаши, фломастеры.
Задание № 3 «Витраж. Сова»
Упражнение: Выполнить композицию витражным приемом.
Материал: бумага формат А3, акварель, кисть, карандаши, фломастеры
Задание № 4 «Оверлеппинг»
Упражнение: Частичное совпадение или наложение одного предмета на
другой.
Материал: гуашь, кисть, бумага. Свободная компоновка в листе.
Задание № 5 «Членение плоскости на части»
Упражнение:

Выполнить

рисунок

посуды

прямолинейным

и

криволинейным членением плоскости. Выполнить ахроматическую заливку.
Материал: гуашь, кисть, бумага. Для выполнения задания разделить
лист пополам.
Задание № 6 «Оптическая иллюзия»
Упражнение: Выполнить композицию с оптическим эффектом.
Материал: бумага, маркеры, фломастеры, карандаши.
Задание № 7 «Трансформация»
Упражнение: Выполнить стилизационное сочетание предмета и
профессии или состояния «Транспорт».
Материал: бумага, маркеры, фломастеры, карандаши.
Задание № 8 «Шрифт на основе ассоциаций»

19

Упражнение: Выполнить ассоциативные зарисовки шрифта темы
«Ветер», «Огонь», «Вода».
Материал: бумага, кисти, тушь, фломастеры, карандаши.
Раздел 4: Техники стилизации
Теория: Обогащение образа через стилизационные техники модуль,
грифонаж, трафарет, аппликация, текстурирование.
Практика: Отработка навыков модульного рисования, использования
трафарета, аппликации.
Задание № 1 «Техника грифонаж. Рыбы»
Упражнение: Разработать композицию с узнаваемым образом из
случайных линий.
Материал: бумага формат А3, карандаши, фломастеры.
Задание № 2 «Модуль. Черепахи»
Упражнение: Выполнить модуль черепаху, повторить модуль в любой
сетке.
Материал: фломастеры, цветные карандаши, бумага.
Задание № 3 «Техника трафарет. Краб»
Упражнение: Понятие трафарет. Выполнить трафаретный рисунок на
основе геометрических форм.
Материал: бумага формат А3, карандаши, фломастеры.
Задание № 4 «Аппликация. Кошка»
Упражнение:

Выполнить

композицию

«Кошка»

используя

аппликационные техники рваный край, силуэт.
Материал: цветная бумага формат А3. ножницы, клей.
Задание № 5 «Текстурирование»
Упражнение: Выполнить композицию по мотивам картины Пита
Мондриана где основным средством передачи образа являются все средства
стилизации.
Материал: бумага формат А3, акварель, кисть, карандаши, фломастеры
Раздел 5: Бионические формы

20

Теория: Бионические формы, способы их стилизации
Практика: Отработка навыков изображения живых существ.
Задание № 1. «Динозавры»
Упражнение:

Выполнить

фантастическую

композицию

по

представлению.
Материал: фломастеры, цветные карандаши, бумага.
Задание № 2 «Жук симметрия».
Упражнение: Выполнить упражнение на освоение симметрии.
Материал: фломастеры, цветные карандаши, бумага.
Задание № 3 «Стилизация человека. Тень»
Упражнение: Придумать образ человека и нарисовать его тень.
Материал: фломастеры, цветные карандаши, бумага.
Раздел 6: Развитие стилизационного мышления
Теория: практические упражнения на развитие стилизационного
мышления
Практика: Отработка навыков стилизационного мышления.
Задание № 1. Натюрморт «Завтрак»
Упражнение: Разработать группу предметов в одной стилистике.
Композиция из геометрических фигур.
Материал: бумага формат А3, карандаши, фломастеры.
Задание № 2. «Придумай 9 кошек»
Упражнение: Разделить лист на шесть равных частей в каждом
квадрате придумать и нарисовать мордочку кошки. Все животные абсолютно
разные.
Материал: бумага формат А3, карандаши, фломастеры, маркеры.
Задание № 3 «Подземный мир»
Упражнение: Придумать стиль фантастического мира.
Материал: бумага, фломастеры, карандаши.
Задание № 4 Персонаж «Рисуем монстров»
Упражнение: Придумать и нарисовать образы веселых монстриков.

21

Материал: фломастеры, цветные карандаши, бумага.
Задание № 5. Стилизация фруктов «Компот»
Упражнение: Выполнить стилизованный рисунок фруктов
Задание № 6. «Членение плоскости на части»
Упражнение: Расчертить лист как показано в примере. Закрасить в
шахматном порядке
Материал: бумага формат А3, карандаши, фломастеры.
Раздел 7: Оформление альбома
Теория: принцип создания обложки для альбома
Практика: смонтировать книгу при помощи приема приклеенных
полос
Разработать и нарисовать обложку, подготовить лисы к брошюровке,
собрать альбом.
Раздел 8: Организация каникулярного времени

22

Программа второго года обучения
Цели: развитие индивидуальных способностей детей, на основе
стремления каждого ребенка к результату личной деятельности, через
развитие творческого мышления и обучение основам изобразительной
грамотности и в частности колористики.
Задачи:
Образовательные:


Формировать у учащихся знания об основных и составных,

теплых и холодных, звонких и глухих цветах.
Развивающие:


Способствовать развитию у учащихся художественного видения

и вкуса, цветовосприятия, ассоциативного мышления, памяти, внимания и
восприятия.
Воспитательные:


формировать у учащихся устойчивый интерес к художественной

деятельности, мотивацию к познанию, саморазвитию;
Планируемые результаты и система их оценивания
По окончании второго года учащиеся
знают:


знают признанных мастеров, виды и жанры произведений

декоративного изобразительного искусства;


свойства цвета;



простейшие законы колористики;

умеют:


работать в любой цветовой гамме, добиваясь тональной и

цветовой градации при передаче объёма предметов;


сознательно выбирать средства выражения своего замысла;



решать творческие задачи на уровне импровизаций или на основе

собственного замысла.

23

Учебно-тематический план
Второго года обучения
№
п/п

Наименование разделов, тем

Форма контроля

Вводное занятие

Количество часов на
занятии из них
Всего Теори Пра-а
Ча-в
я
2
2
-

1
2

Колористика

66

16

50

Выставка
лучших работ

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
3

Понятие о цвете.
Основные цвета
Составные цвета
Дополнительные цвета. Контраст
Хроматические, ахроматические цвета
Родственные и сближенные цвета
Монохром
Творческая работа(Монохром)
Свойства цвета

10
8
8
8
8
8
8
8
32

2
2
2
2
2
2
2
2
8

8
6
6
6
6
6
6
6
24

3.1
3.2
3.3
3.4
4

Тёплая гамма
Холодная гамма
Свойства зеленого цвета
Свойства красного цвета
Развитие цветового восприятия

8
8
8
8
24

2
2
2
2
6

6
6
6
6
18

4.1
Творческая работа (основные цвета)
4.2
Творческая работа (Составные цвета)
4.3
Творческая работа(Контраст)
4.4
Творческая работа (Родственные цвета)
4.5
Ассоциативная композиция (грусть)
4.6
Ассоциативная композиция (радость)
5
Оформление альбома
6
Организация каникулярного времени
Итого:

4
4
4
4
4
4
8
12
144

1
1
1
1
1
1
3
6
41

3
3
3
3
3
3
5
6
103

Выставка
лучших работ

Выставка
лучших работ

24

Содержание программы
второй год обучения
Раздел 1: Вводное занятие
Теория: Волшебный мир изобразительного искусства. Виды и жанры
изобразительного

искусства.

Техники.

Инструменты

и

материалы.

Знакомство с основными техниками графики и живописи на примере
(детских работ, или работ художников). Материалы и рабочие инструменты,
их свойства и правильное использование. Виды декоративного искусства.
Правила безопасности труда, правила пожарной безопасности.
Раздел 2: Колористика
Теория: Колориметрический круг Иттена. Основные цвета солнечного
спектра и составные цвета. Хроматические и ахроматические цвета.
Монохром.
Практика: Отработка навыков смешивания цветов.
Задание № 1 «Понятие о цвете. Радуга»
Упражнение: Выполнить упражнение по заливке Колориметрического
круга Иттена.
Материал: гуашь, кисть, бумага.
Задание № 2 «Основные цвета»
Упражнение: Выполнить композицию, используя только основные
цвета.
Материал: гуашь, кисть, бумага.
Задание № 3 «Составные цвета»
Выполнить композицию, используя палитру основных и составных
цветов.
Материал: гуашь, кисть, бумага.
Задание № 4 «Дополнительные цвета. Контраст»
Упражнение. Выполнить заливки небольших абстрактных рисунков 3
группами дополнительных цветов.
Материал: гуашь, кисть, бумага. Лист разделен на 4 части.

25

Задание № 5 «Хроматические и ахроматические цвета»
Упражнение: Выполнить графическую композицию с вкраплениями
цветовых пятен.
Материал: черный маркер, фломастеры бумага.
Задание № 6 «Родственные и сближенные цвета»
Упражнение: Выбрать на свое усмотрение родственную гамму и
выполнить композицию на ассоциацию.
Материал: пастель, бумага.
Задание № 7 «Монохром»
Упражнение: выполняется на свободную тему, любым цветом.
Материал: гуашь, кисть, бумага.
Задание № 8 Творческая работа «Монохром»
Упражнение: выполняется на свободную тему, любым цветом.
Материал: карандаш, бумага.
Раздел 3: Свойства цвета
Теория: Тёплые и холодные цвета. Влияние цвета на цвет.
Родственные и сближенные цвета, пары дополнительных цветов.
Практика: отработка навыков использования цветовых особенностей
и цветовых характеристик. Цветовые выкраски.
Задание № 1 «Тёплая гамма»
Упражнение: Выполнить ассоциативные композиции.
Материал: фломастеры, бумага.
Задание № 2 «Холодная гамма»
Упражнение: Выполнить ассоциативные композиции.
Материал: фломастеры, бумага.
Задание № 3 «Свойства зеленого цвета»
Упражнение: выполнить ассоциативную композицию используя весь
доступный спектр желтых оттенков.
Материал: гуашь, кисть, бумага.
Задание № 4 «Свойства красного цвета»

26

Упражнение: выполнить ассоциативную композицию используя весь
доступный спектр зеленых оттенков.
Материал: акварель, кисть, бумага.
Раздел 4: Развитие цветового восприятия
Теория: практические упражнения на развитие цветового восприятия
Практика: Выполнение ассоциативных композиций
Задание № 1 «Творческая работа (основные цвета)»
Упражнение:

выполнить

цветовую

композицию

обуви

(кеды)

используя спектр основных цветов.
Материал: гуашь, кисть, бумага.
Задание № 2 «Творческая работа (составные цвета)»
Упражнение: выполнить ассоциативную композицию используя спектр
составных цветов. Лист покрыть пятнами краски (лучше акварель) по
высохшей краске темным фломастером рисуем, например, линейные цветы,
заполняем различными орнаментами
Материал: гуашь, кисть, бумага.
Задание № 3 «Творческая работа (контраст)»
Упражнение: выполнить ассоциативную композицию на максимальном
цветовом контрасте. «Шут короля»
Материал: гуашь, кисть, бумага.
Задание № 4 «Творческая работа (родственные цвета)»
Упражнение: выполнить ассоциативную композицию используя спектр
родственных цветов. «Семья»
Материал: гуашь, кисть, бумага.
Задание № 5 «Ассоциативная композиция (грусть)»
Упражнение: выполнить композицию, используя цветовые гаммы и
сочетания необходимые с задуманной композицией.
Материал: гуашь, кисть, бумага, пастель, акварель, фломастеры,
карандаши.
Задание № 6 «Ассоциативная композиция (радость)»

27

Упражнение: выполнить композицию, используя цветовые гаммы и
сочетания необходимые с задуманной композицией.
Материал: гуашь, кисть, бумага, пастель, акварель, фломастеры,
карандаши.
Раздел 5: Оформление альбома
Теория: принцип создания обложки для альбома
Практика: смонтировать книгу при помощи приема приклеенных
полос
Разработать и нарисовать обложку, подготовить лисы к брошюровке,
собрать альбом.
Раздел 6: Организация каникулярного времени (Приложение 4)

28

2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
Методическое обеспечение программы
№ Раздел-тема Формы
п/
занятий
п
Первый год обучения
Теория:
1 Раздел 1

2.

3

Вводное
занятие

комплексное
групповое
занятие

Раздел 2
Средства
стилизации

Теория:
комплексное
групповое
занятие

Раздел 3
Приемы
стилизации

Практика
в микро группах;
практическое
занятие;
Теория:
комплексное
групповое
занятие

Практика

Применяемые
методы

Дидактический
материал

Техническое Форма
оснащение
подведения
итогов

наглядные:
мультимедийные
презентации,
демонстрация
иллюстраций.
словесные: беседа,
рассказ
наглядные:
мультимедийные
презентации,
демонстрация
иллюстраций.
словесные: беседа,
рассказ
практические:
упражнения,
самостоятельная работа,
контрольная работа
(проект)
наглядные:
мультимедийные
презентации,
демонстрация
иллюстраций.
словесные: беседа,
рассказ
практические:

Мультимедийные презентации:
1.
«Графические возможности в
декоративном изображении объектов»

компьютер
проектор
экран

опрос

Мультимедийные презентации:

компьютер
проектор
экран
кисти
бумага
гуашь
маркер
фломастеры
тушь
цветные
карандаши

наблюдение

компьютер
проектор
экран
кисти
бумага
гуашь
маркер
фломастеры

наблюдение

Карточки-задания, презентации к заданиям
Задание № 1 «Линия как средство стилизации»
Задание № 2 «Пятно как средство стилизации»
Задание № 3 «Точка как средство стилизации»
Мультимедийные презентации:

Карточки-задания, презентации к заданиям

29

4

Раздел 4
Техники
стилизации

в микро группах;
практическое
занятие;

упражнения,
самостоятельная работа,
контрольная работа
(проект)

Теория:
комплексное
групповое
занятие

наглядные:
мультимедийные
презентации,
демонстрация
иллюстраций.
словесные: беседа,
рассказ
практические:
упражнения,
самостоятельная работа,
контрольная работа
(проект)

Практика
в микро группах;
практическое
занятие;
5

6

Раздел 5
Бионические
формы

Раздел 6
Стилизация

Теория:
комплексное
групповое
занятие

Практика
в микро группах;
практическое
занятие;
Теория:
комплексное

наглядные:
мультимедийные
презентации,
демонстрация
иллюстраций.
словесные: беседа,
рассказ
практические:
упражнения,
самостоятельная работа,
контрольная работа
(проект)
наглядные:
мультимедийные

Задание № 1 «Силуэт»
Задание № 2 «Геометрический орнамент»
Задание № 3 «Витраж»
Задание № 4 «Оверлеппинг»
Задание № 5 «Членение плоскости на части»
Задание № 6 «Оптические иллюзии»
Задание № 7«Трансформация»
Задание № 8 «Шрифт на основе ассоциаций»
Мультимедийные презентации:

Карточки-задания, презентации к заданиям
Задание № 1 «Техника грифонаж. Рыбы»
Задание № 2 «Модуль. Черепахи»
Задание № 3«Техника трафарет. Краб»
Задание № 4 «Аппликация. Кошка»
Задание № 5 «Текстурирование»
Мультимедийные презентации:

Карточки-задания, презентации к заданиям
Задание № 1. «Динозавры»
Задание № 2 «Жук симметрия».
Задание № 3 «Стилизация человека. Тень»
Мультимедийные презентации:

тушь
цветные
карандаши

компьютер
проектор
экран
кисти
бумага
гуашь
маркер
фломастеры
тушь
цветные
карандаши

творческая
работа

компьютер
проектор
экран
кисти
бумага
гуашь
маркер
фломастеры
тушь
цветные
карандаши

творческая
работа

компьютер
проектор

творческая
работа

30
презентации,
демонстрация
иллюстраций.
словесные: беседа,
рассказ
практические:
Практика
в микро упражнения,
группах;
самостоятельная работа,
практическое
контрольная работа
занятие;
(проект)
наглядные:
Раздел 7
Теория:
комплексное
мультимедийные
Развитие
презентации,
стилизационн групповое
демонстрация
ого мышления занятие
дистанционное иллюстраций.
занятие)
словесные: беседа,
рассказ
практические:
Практика
в микро упражнения,
группах;
самостоятельная работа,
практическое
контрольная работа
занятие;
(проект)
(дистанционно
е занятие)
практические:
Раздел 8
Практика
упражнения
самостоятельная работа,
Оформление
альбома
предметов

7

8

групповое
занятие

Карточки-задания, презентации к заданиям
Задание № 1. «Мебель в виде животного»
Задание № 2. Натюрморт «Завтрак»
Мультимедийные презентации:

Карточки-задания, презентации к заданиям
Задание № 1 «Мебель в виде животного»
Задание № 2 «Натюрморт Завтрак»
Задание № 3 «Кошкин дом»
Задание № 4 «Подземный мир»
Задание № 5 Персонаж «Рисуем монстров»
Задание № 6. Стилизация фруктов «Компот»

экран
кисти
бумага
гуашь
маркер
фломастеры
тушь
цветные
карандаши
компьютер
проектор
экран
кисти,
бумага
гуашь,
маркер
фломастеры
тушь,
цветные
карандаши

творческая
работа
«Бумажные
куклы»,
«Костюм»

Брошюратор,
клей
ножницы
линейка.
бумага

Оформление
альбома

компьютер
проектор
экран

опрос

Второй год обучения
1

Раздел 1
Вводное
занятие

Теория:
комплексное
групповое
занятие

наглядные:
мультимедийные
презентации,
демонстрация
иллюстраций.

Мультимедийные презентации:

31

2

Раздел 2
Колористика

Теория:
комплексное
групповое
занятие

Практика
в микро группах;
практическое
занятие;

3.

Раздел 3
Свойства
цвета

Теория:
комплексное
групповое
занятие

Практика
в микро группах;
практическое
занятие;

словесные: беседа,
рассказ
наглядные:
мультимедийные
презентации,
раздаточный материал
демонстрация
иллюстраций
словесные: беседа,
рассказ
практические:
упражнения,
самостоятельная работа,
контрольная работа
(проект)

наглядные:
мультимедийные
презентации,
раздаточный материал
демонстрация
иллюстраций
словесные: беседа,
рассказ
практические:
упражнения,
самостоятельная работа,
контрольная работа
(проект)

Мультимедийные презентации:
1. «Знакомство с цветовым кругом»
2. Брошюра «Цветовой круг Иттена»
3. Раздаточный материал:
4. «Схема круга»
5. «Таблица сочетания цвета»
6. «Цветовые палитры»

компьютер
проектор
экран

опрос

Карточки-задания, презентации к заданиям:
Задание № 1 «Понятие о цвете. Цветовой круг»
Задание № 2 «Основные цвета»
Задание № 3 «Составные цвета»
Задание № 4 «Дополнительные цвета. Контраст»
Задание № 5 «Хроматические и ахроматические
цвета»
Задание № 6 «Родственные и сближенные
цвета»
Задание № 7 «Монохром»
Задание № 8 Творческая работа «Монохром»
Мультимедийные презентации:
1. Брошюра «Цветовой круг Иттена»
Раздаточный материал:
1. «Схема круга»
2. «Таблица сочетания цвета»
3. «Цветовые палитры»

компьютер
проектор
экран
кисти
бумага
гуашь
маркер
пастель
фломастеры

творческая
работа
«Монохром».
Выполнить
ассоциативную
композицию в
цвете

компьютер
проектор
экран
кисти
бумага
гуашь
маркер
пастель
фломастеры

опрос

Задание № 1 «Тёплая гамма»
Задание № 2 «Холодная гамма»
Задание № 3 «Свойства зеленого цвета»
Задание № 4 «Свойства красного цвета»

творческая
работа
«Выполнить
композицию в
зеленых
оттенках»

32

4.

Раздел 4
Развитие
цветового
восприятия

Теория:
комплексное
групповое
занятие
дистанционное
занятие)
Практика
в микро группах;
практическое
занятие;
(дистанционно
е занятие)

5

Раздел 5
Оформление
альбома

Практика
упражнения

наглядные:
мультимедийные
презентации,
демонстрация
иллюстраций.
раздаточный материал
словесные: беседа,
рассказ
практические:
упражнения,
самостоятельная работа,
контрольная работа
(проект)

практические:
самостоятельная работа,

Мультимедийные презентации:

компьютер
проектор
экран

опрос

Карточки-задания, презентации к заданиям

компьютер
проектор
экран
кисти
бумага
гуашь
маркер
фломастеры
тушь
цветные
карандаши

творческая
работа
«Бумажные
куклы»,
«Костюм»

Задание № 1 «Творческая работа «Обувь»
(основные цвета)»
Задание № 2 «Творческая работа «Верные
друзья» (составные цвета)»
Задание № 3 «Творческая работа «Шут короля»
(контраст)»
Задание № 4 «Творческая работа «Семья»
(родственные цвета)»
Задание № 5 «Ассоциативная композиция
(грусть)»
Задание № 5 «Ассоциативная композиция
(радость)»

Брошюратор,
клей
ножницы
линейка.
бумага

33

Материально-техническое обеспечение программы
Для организации занятий имеется специально оформленный и
оборудованный кабинет. В частности, он оснащен раковиной и необходимой
мебелью столы, стулья, шкафы для хранения посуды, красок, кистей, палитр,
обтирочного материала, инструментов и приспособлений, бумаги, наглядно –
демонстрационного материала, а также промежуточных работ учащихся.
Имеется школьная доска. Кабинет оснащен ТСО, компьютером и экраном
для демонстрации слайдов, фильмов, презентаций.
Учебно-методические пособия и методические материалы:
-

наглядные

методические

пособия

по

темам

(модели

всех

предлагаемых для изучения механизмов);
- видеоматериалы для проведения дистанционных занятий;
- сеть Интернет;
- фонд электронных пособий и мультимедийных материалов по
тематике разделов программы (референсы, электронные лекала).
технические средства обучения:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- принтер, расходные материалы (цветная краска)
- графические программы CorelDRAW, программное обеспечение
Office;
- коллекция файлов с материалами по разделам и темам программы.

34

Художественные материалы для занятий:


Акварель 24 в;



Масленая пастель 24цв;



Фломастеры 24цв;



Карандаши акварельные цветные 36цв;



Черные маркеры (средний, круглый);



Тушь;



Гуашь художественная 6 цв;



Цветная бумага (двухсторонняя);



Картон цветной формат А3;



Бумага для черчения формат А3 200г.м.;



Бумага офисная белая 100 листов;



Кисти синтетика круглые №10, №6, №2;



Палитра глубокая, непроливашка;



Ножницы;



Клей карандаш;



Салфетки 2 шт.;

35

Список литературы для педагога

1. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта,
Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е.
Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. - 197 c.
3. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д.
Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c.
4. Орнамент и стиль в ДПИ– [Электронный ресурс]:. Электронный
журнал, Livejournal

-

Режим

доступа:

http:

//

https://ornament-i-

stil.livejournal.com/

5. Открытый

урок

1сентября

[Электронный

ресурс]:.

Программа

«Цветовушка» Цыгановой Анны Ивановны / - Режим доступа: http: //
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--

6. Сонхайм К. Художественная мастерская: графика. М.: Питер 2015. 144c.
7. [Электронный ресурс]:. Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе / - Режим доступа: http: //
https://lektsii.org/3-16802.html

8. Швейк С. Художественная мастерская для малышей. М.: Питер 2015. 144c.
9. GalleriX – [Электронный ресурс]:. Виртуальная галерея (2009-2018 г.) /
- Режим доступа: http: // https://gallerix.ru/album/Hermitage

36

Список литературы для учащихся и родителей

1. Волкова Паола Дмитриевна «Искусство - детям». М. Москва ООО
Издательство «АСТ», 2016.-256с.
2. Сонхайм

К. Художественная мастерская: графика. М.: ООО

Издательство «Питер», 2015.-144с.
3. Сьюзан Швейк «Художественная мастерская для детей». Серия
«Художественная мастерская». М., ООО Издательство «Питер», 2013.144с
4. Форман

Д.

«Художественная

мастерская:

живопись».

Серия

«Художественная мастерская». М., ООО Издательство «Питер», 2015.136с.
5. Швейк С. Художественная мастерская для малышей. М.: ООО
Издательство «Питер», 2014.-136с.

37

Рекомендуемые Интернет-ресурсы
1. Базовые

принципы

композиции.

[Текст]

//

URL:

http://shedevrs.ru/kompoziciya/323-bazovie-principi-kompozicii.html/
2. Выразительные средства декоративной композиции. /[Текст] // URL:
http://explosive.com.ua/2012/10/vyrazitelnye-sredstvadekorativnojkompozicii/
3. Галерея визуального искусства. (http://www.artni.ru/).
4. Галерея русских художников 20 века (http://www.artline.ru/).
5.

Декоративное искусство.//URL:
http://explosive.com.ua/category/dekorativnoe-iskusstvo/

6. Декоративная композиция. // URL:
http://dhschool1.ru/gallery/dekorativnaya-kompoziciya
7. Декоративная композиция. // URL:
http://pionerart.ru/photo/photofond/photofond1/
8. Декоративная композиция. // URL:
http://www.art4.ru/Dekorativnaya_kompozi4iya
9. Декоративные композиции. Элементы. // URL:
http://www.gravestone.ru/clipart/dekorativnye_kompozicii_elementy
10. Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/).
11. Композиция книги.//URL
http://www.coposic.ru/kompoziciyanapravlenie/k-book/
12. Международный

Центр-Музей

имени

Рериха

Н.К.

(http://roerichmuseum.ru/)
13. Музей Архитектуры им. Щусева А.В. (http://www.muar.ru/).
14. Музей им. Пушкина (http://www.museum.ru/gmii/).
15. Образ. // URL: http://shedevrs.ru/materiali/324-obraz.html
16. Основы декоративной композиции. // URL:
http://atlanticrus.ru/content/osnovy-dekorativnoi-kompozitsii?page=show
17. Основы декоративного рисования.// URL:

38

http://shedevrs.ru/dekorativnoeiskusstvo/542-osnovi-dekorativnogorisovaniya.html
18. Правила, приѐмы и средства композиции. // URL:
http://shedevrs.ru/kompoziciya/346-pravila-kompozicii.html
19. Птицы, животные, насекомые. .// URL:
http://www.gravestone.ru/clipart/pticy
20. Растительные орнаменты. // URL: http://www.gravestone.ru/clipart/cvety
21. Рисунок в декоративно-прикладном искусстве.//URL:
http://shedevrs.ru/dekorativnoe-iskusstvo/556-risunok-v-dpi.html
22. Рисунок и композиция в декоративно-прикладном искусстве.// URL:
http://artistic-development.narod.ru/decor.htm
23. Ритм и метр.// URL: http://explosive.com.ua/2012/09/ritm-i-metr/
24. Русская культура (http://www.russianculture.ru/)
25. Русский музей (http://www.rusmuseum.ru/)
26. Смешение красок. Основные характеристики и свойства цветов.// URL:
http://xreferat.ru/47/721-1-smeshenie-krasok-osnovnye-harakteristikiisvoiystva-cvetov.html
27. Сюжетно-композиционный центр.//URL:
http://www.coposic.ru/pravila/tsentr/

39

Приложение 1
Глоссарий

1.

Бионика - «элемент жизни». Это направление в науке,

занимающееся

изучением

возможности

использования

в

технике

определенных элементов биологии, живой природы. Бионический метод
может обогатить творческий метод архитекторов путем использования форм
живой природы в архитектурной практике, то есть биологические формы
трансформируются в архитектурные. Это как раз и могут быть декоративные
элементы, форма, орнамент.
2.

Дизайн (от англ. design - замысел, проект, конструкция, рисунок,

композиция) – это область проектной деятельности, охватывающая теорию и
практику создания предметной среды во всех сферах жизнедеятельности
человека.
3.

Изобразительные искусства – это те, которые воспроизводят

реальный или мифический миры (к ним относятся живопись, скульптура,
графика).
4.

Колер - (от лат.color - цвет) - цвет краски, оттенок её, густота,

яркость; готовый к употреблению красочный состав.
5.

Композиционное равновесие – это такое состояние формы, при

котором все элементы сбалансированы между собой.
6.

композиция

7.

Контраст – это противопоставление, резкое различие между

однородными свойствами.
8.

Лессировкой называется наложение очень тонкого слоя краски,

через который просвечивает основа. Великолепные эффекты дает лессировка
акварелью, тушью, лаками, темперой высокого качества. Краска как бы сама
светится изнутри.

40

9.

Логотип – это специально разработанная, стилизованная и

сокращенная форма названия предприятия или фирмы, желательно в
оригинальном начертании.
10.

Макет — объемное изображение, которое дает сведения о

пространственной

структуре,

размерах,

пропорциях,

топологии

поверхностей, цветофактурном решении и других особенностях изделия.
11.

Метрический повтор – это неоднократное повторение какого-

либо элемента при одинаковом интервале.
12.

Монотипия. Техника монотипии заключается в нанесении

красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с
последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда
бывает единственным, уникальным.
13.

Монтаж - объединение разных частей изделия (изготовленных

отдельно) в единую композицию.
14.

Набросок — это обобщенное изображение, которое выполняется

обычно за короткий промежуток времени и минимальным количеством
графических средств.
15.

Насыщенность (интенсивность) цвета – например, красный

цвет более насыщенный, чем его розовый оттенок или бордовый тон.
16.

Насыщенность является свойством зрительного восприятия и

характеризуется долей монохроматического цвета в смеси с белым.
Например, розовый цвет - это смесь красного и белого, а насыщенность процентное отношение красного + белого к красному.
17.

Нюанс – это отклонение, небольшие, слабо выраженные

различия свойств. Это последовательный переход, например, от тяжелого к
легкому, от темного к светлому, от большого к малому, от простого к
сложному и т. д.
18.

Перспектива – это система изображения предметной среды на

плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.

41

19.

Перспектива воздушная передает изменение в цвете и в ясности

очертаний предмет на расстоянии.
20.

Перспектива

линейная

–

это

способ

изображения

пространственных фигур или предметов на плоскости с использованием
только одной точки схода (используется только для построения иллюзорного
пространства).
21.

Перспектива обратная – это система условных приемов,

используемых в искусстве для передачи пространства на плоскости
(увеличение предметов при их удалении, объединение нескольких точек
зрения и др.)
22.

Пластические (пространственные) искусства – это виды

искусства, произведения которых реально существуют, не изменяясь, и не
развиваясь во времени, и воспринимаются только зрением это - (к ним
относятся живопись, скульптура, графика).
23.

Ритм – это закономерность композиции, которая основана на

постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов
(нарастание или убывание объема или площади элементов, сгущение или
разрежение структуры и т. д.).
24.

Светотень – это распределение на изображении различных по

яркости, а также светлых и темных цветов и оттенков. Так, розовый оттенок
светлее бордового тона, а желтый цвет светлее синего.
25.

Стилизация — в изобразительном искусстве приём композиции,

сознательное

упрощение

изображаемых

объектов.

При

стилизации

упрощаются рисунок и форма, объёмные и цветовые соотношения.
Стилизация

часто

применяется

в

декоративном

искусстве с

целью

подчёркивания функциональных или художественно-выразительных качеств
предмета.
26.

Стиль – это общность образной системы средств и приемов

художественного
содержания.

выражения,

обусловленная

единством

идейного

42

27.

Товарный знак – это графически выполненное некоторое

условное обозначение предприятия или продукта, изготовленного этим
предприятием.
28.

Фирменный стиль – это комплексная система визуальной

коммуникации, способствующая формированию благоприятного имиджа
предприятия (фирмы), способствующая росту её репутации и известности и
усиливающая эффективность ее контактов с потребителями.
29.

Характеристики цвета:



Глубина - степень яркости или приглушенности тональности

цвета.


Интенсивность - уровень концентрации цвета (преобладание

того или другого тона).


Контрастность - отношение разности яркостей объекта и фона к

их сумме.


Насыщенность - % присутствия темно-серого и черного тонов.



Оттенок – цвет, смешанный с белым (например, красный это

цвет, а розовый – это оттенок).


Полутон – цвет, смешанный с серым.



Светлота - степень разбеленности ( % присутствия в цвете

белого и светло-серого тонов).


Тон - цвет, смешанный с черным (например, темно-бордовый –

это тон красного цвета).


Яркость - характеристика светящихся тел, равная отношению

силы света в каком-либо направлении к площади проекции светящейся
поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению.
30.

Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая

систематизированную

совокупность

данных

физики,

психологии, изучающих природный феномен цвета.

физиологии

и

43

31.

Цвет – (как таковой)- представляет собой любой чистый цвет, за

исключением черного и белого.
32.

Шрифт

–

это

совокупность

графических

определенного стиля, служащая для передачи и хранения

символов
речевой или

понятийной информации называют шрифтом (немецкое schrift — письмо).
33.

Эскиз - Предварительный набросок к картине, рисунку.

44

Приложение 2
Мониторинговая программа
Мониторинг эффективности реализации программы
В

процессе

реализации

программы

«АРТ

-

Вундеркинды»

осуществляется педагогический мониторинг по направлениям: «Уровень
освоения содержания дополнительной общеобразовательной программы»,
«Уровень

сформированности

положительных

качеств

личности»,

«Творческие достижения учащихся»
Для определения эффективности обучения программа предусматривает
текущий

контроль,

промежуточный

контроль,

итоговую

аттестацию

результатов освоения образовательной программы учащимися.
Текущий контроль уровня освоения программы осуществляется
посредством наблюдения, за творческой деятельностью учащихся на каждом
занятии

в

виде

обсуждения

этапов

работы

над

композициями,

самостоятельной работы учащихся.
Промежуточный контроль уровня освоения программы проводится
в виде творческой работы по окончании каждого полугодия учебного года.
По итогам промежуточного, итогового контроля определяется уровень
сформированности знаний, умений и навыков учащихся: низкий, средний,
высокий.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускной творческой
работы (проект), на которую обучающиеся представляют творческую работу
на заданную тему, выполненную с самостоятельным выбором материала,
техники и графических средств.
1. «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе
освоения содержания образовательной программы»
Итоговый
контроль

Ит
ог
о
Да
та
пр
ов
ед
ен
ия
ко
нт
ро
ля
Ит
ог

Промежуточный
контроль

Да
та
пр
ов
ед
ен
ия
ко
нт
ро
ля

Показатели

Создание
собственного
стиля

Создание
Композиции

Восприятие
цвета

Создание
Композиции

Ф.И.
учащихся

Восприятие
цвета

№
п/п

Использование
декоративных
техник

45

1
2
По группе в %

По группе в %

Критерии оценивания теоретических знаний
Высокий уровень: учащийся умеет самостоятельно организовывать
рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала,
правильно использовать инструменты; работа отличается оригинальностью
идеи, выполнена самостоятельно, аккуратно, в соответствии с творческим
замыслом;
Средний уровень (выше удовлетворительного): учащийся умеет
самостоятельно

организовывать

рабочее

особенностями

используемого

материала,

место

в

соответствии

правильно

работает

с
с

инструментами; изделие выполнено с незначительной помощью педагога,
достаточно аккуратно, имеют 2 – 3 ошибки в выполнении технологических
операций.
Низкий уровень («удовлетворительно») – минимальный уровень
выполнения

требований,

репродуктивный

повтор

предъявляемых
идеи

для

работы,

к

конкретной
изделие

работе;

выполнено

со

значительной помощью учителя, неаккуратно, имеют 4 и более ошибок в
выполнении технологических операций.
Критерии оценивания практической работы учащихся
1. Декоративность: выход на уровень лаконично – обобщенного,
условно – выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет,
изобразительные элементы и т.д.).

46

2. Содержательность: полнота реализации в учебно-творческом
задании полученных знаний, поиск содержательной формы.
3.

Оригинальность:

новизна

пластического

решения,

работа

фантазии, воображения, индивидуальное прочтение задания.
2. Мониторинг личностного развития ребенка в процессе
освоения ДООП
«Уровень сформированности положительных
нравственных установок и норм»
№
Параметры
Критерии
п/п
1. Организационно-волевые качества
1.1

Терпение

1.2

Воля

1.3

Самоконтро
ль

Способность
переносить нагрузки в
течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности
Способность активно
побуждать себя к
практическим
действиям

Умение
контролировать свои
поступки

качеств

Уровни

Высокий: терпения хватает
на все занятие;
Средний: терпения хватает
больше, чем на ½ занятия;
Низкий: терпения хватает
меньше, чем на ½ занятия

личности,

Методы

Наблюдение

Высокий: волевые усилия
Наблюдение
побуждаются самим
учащимся;
Средний: волевые усилия
побуждаются периодически;
Низкий: волевые усилия
побуждаются с помощью
педагога
Высокий: учащийся
Наблюдение
контролирует себя сам;
Средний: учащийся
периодически контролирует
себя сам;
Низкий: учащийся постоянно
находится под воздействием
контроля извне

2. Ориентационные качества
2.1

Самооценка

Способность оценивать
себя адекватно реальным
достижениям

Завышенная;
Нормальная;
Заниженная;

Наблюдение

2.2

Интерес к
занятиям

Осознанное участие
учащихся в освоении
программы

Высокий: интерес
постоянно
поддерживается
самостоятельно;

Наблюдение

47
Средний: интерес
периодически
поддерживается самим
учащимся;
Низкий: интерес к
занятиям продиктован
извне
3. Поведенческие качества
3.1

Конфликтнос
ть

Способность занять
определенную позицию в
конфликтной ситуации

3.2

Тип
сотрудничест
ва

Умение воспринимать
общие дела, как свои
собственные

Высокий: пытается
Наблюдение
самостоятельно
Беседа
уладить возникающие
конфликты;
Средний: сам в
конфликтах не
участвует; старается их
избежать;
Низкий: периодически
провоцирует
конфликты сам
Высокий: инициативен Наблюдение
в общих делах;
Средний: участвует
при побуждении извне;
Низкий: избегает
участия в общих делах

3. Творческие достижения учащихся д/о____________
Фамилия, Имя _________________
Учебный год
Ф.И. обуч.

Уровень
ЦДО

Муниципаль
ный уровень

Областной
уровень

Российски
й уровень

Междунар
одный
уровень

Особые
достижения

48

Приложение 3
Контрольно-измерительный материал к программе
Образцы контрольных творческих работ:
1 год обучения. Промежуточный контроль

1 год обучения. Итоговый контроль

2 год обучения. Промежуточный контроль

2 год обучения. Итоговый контроль

Критерии оценивания практической работы учащихся
1. Декоративность: выход на уровень лаконично – обобщенного,
условно – выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет,
изобразительные элементы и т.д.).
2. Содержательность: полнота реализации в учебно-творческом
задании полученных знаний, поиск содержательной формы.
3.

Оригинальность:

новизна

пластического

решения,

фантазии, воображения, индивидуальное прочтение задания.

работа

49

Приложение 4
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной программы
"АРТ - Вундеркинды" художественной направленности
1 год обучения 2024-2025 учебный год
1. Адрес и места осуществления образовательного процесса
1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски., ул. Советская ,35а.,
1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 2
2. Продолжительность учебного года
2.1. Начало учебного года –01.09.24
2.2. Окончание учебного года: –31.05.25
2.3. Количество учебных недель: 36 недель
3. Режим занятий
3.1. 2 раза в неделю по 2 часа – 4 часа в неделю
* расписание является ориентировочным и может изменяться по
объективным причинам.
4. Продолжительность каникул
4.1. осенние каникулы - 9 дней с 26.11.24 по 03.11.24
4.2.зимние каникулы - 9 дней с 31.12.24 по 8.01.25
4.3.весенние каникулы - 9 дней с 22.03.25 по 30.03.25
5. Праздничные дни:
- 4 ноября – День народного единства;
- 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы;
- 7 января - Рождество Христово;
- 23 февраля - День защитника Отечества;
- 8 марта - Международный женский день;
- 1 мая - Праздник Весны и Труда;
- 9 мая - День Победы;
6. Календарный план мероприятий для обучающихся
№
п/п

Название мероприятия

форма проведения

дата
проведения

1.
2.
3.

«Символы Родины»
«Игрушки из бумаги»
«Новый год!»

ноябрь
ноябрь
январь

4.
5.
6.

«Новогодняя открытка»
«Мульти-пульти»
«Скворечник»

Интерактивная игра
мастер-класс
Музыкальноразвлекательная
программа
Мастер-класс
Кино-занятие
Мастер-класс

январь
март
март

!- количество мероприятий зависит от количества учебного времени
отведенного на раздел «Организация каникулярного времени»
* - даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут
изменяться по объективным причинам.

50

Программа воспитания в детском объединении «АРТ- вундеркинды»
является Приложением к ДООП и размещена в учебно-методическом
комплексе к программе.
№
п/
п

1
2

Наименование темы занятия

1
Вводное занятие
Средства стилизации

Линия как средство
стилизации
3
Графическое решение
композиции
2.2 4
Пятно как средство
стилизации
5
Графическое решение
композиции
2.3 6
Точка как средство
стилизации
7
Графическое решение
композиции
3 Приемы стилизации
2.1 2

3.1 8
9
3.2 10
11
12
13
3.3 14
15
3.4 16
17
18

Силуэт
Практическая работа
Геометрический
орнамент
Практическая работа
Отрисовка деталей
Завершение работы над
композицией
Витраж. Сова
Практическая работа.
Эскиз
Оверлеппинг
Практическая работа.
Эскиз
Завершение работы над
композицией

Форма занятия

планирование

комбинированная

Количество
часов на занятии
из них
Всег
о
часо
в
2
12

Тео
рия

Пра
ктик
а

2
3

9

4

1

1

-

2

1

1

-

2

1

1

-

2

46

14

32

4

1
1

1
2
1

1
-

1
2
2

практическая
комбинированная

4

практическая
комбинированная

4

практическая

комбинированная
практическая
комбинированная

8

практическая
практическая
практическая
комбинированная
практическая

4

1
-

1
2

комбинированная
практическая

6

1
1

1
1

-

2

практическая

Форм
а
конт
роля

Дата
проведе
ния
занятия

Выставка
лучших работ
Контрольная
работа

Выставка
лучших работ
Контрольная
работа

51
Членение плоскости на
части
20 Практическая работа.
Эскиз
21 Завершение работы над
композицией
3.6 22 Оптические иллюзии
23 Практическая работа.
Эскиз
24 Завершение работы над
композицией
3.7 25 Трансформация
26 Практическая работа.
Эскиз
27 Завершение работы над
композицией
3.8 28 Шрифт на основе
ассоциаций
29 Практическая работа.
Эскиз
30 Завершение работы над
композицией
4 Техники стилизации
3.5 19

Техника грифонаж.
Рыбы
32 Практическая работа.
33 Модуль. Черепахи
34 Практическая работа
35 Цветовое решение
36 Техника трафарет. Краб
37 Практическая работа.
Эскиз
38 Цветовое решение
39 Аппликация. Кошка
40 Практическая работа.
Эскиз
41 Цветовое решение
42 Текстурирование
43 Практическая работа.
Эскиз
44 Цветовое решение
Бионические формы

4.1 31

4.2

4.3

4.4

4.5

5

5.1 45
46

Динозавры
Практическая работа.
Эскиз

комбинированная

1

1

практическая

1

1

практическая

-

2

1
1

1
1

-

2

1
1

1
1

-

2

1

1

практическая

1

1

практическая

-

2

28

8

20

4

1

1

1
1
1

1
1
1
2
1
1

6

1
1

2
1
1

6

1
1

2
1
1

3

2
9

1
-

1
2

комбинированная
практическая

6

6

практическая
комбинированная
практическая

6

практическая
комбинированная

комбинированная
практическая
комбинированная
практическая
практическая
комбинированная
практическая
практическая
комбинированная
практическая
практическая
комбинированная
практическая

6

6

6

практическая
12

комбинированная
практическая

4

Выставка
лучших работ
Контрольная
работа

Выставка
лучших работ
Контрольная
работа

52
Жук симметрия
Практическая работа.
Эскиз
5.3 49 Стилизация человека.
Тень
50 Практическая работа.
Эскиз
6 Развитие стилизационного
мышления
5.2 47
48

6.3

6.4

6.5

6.6

7

8
8.1
8.2
8.3

8.4
8.5
8.6

4

1
-

1
2

комбинированная

4

1

1

-

2

24

6

18

4

1

1

-

2

4

1
-

1
2

4

1
-

1
2

4

1
-

1
2

4

1

1

-

2

1

1

-

2

3
-

5
2
2

1

1

2
6
2

6
-

1
-

1
2

1
1
1
45

1
1
1
99

практическая

комбинированная
Мебель в виде
животного
52 Практическая работа.
практическая
Эскиз
53 Натюрморт Завтрак
комбинированная
54 Практическая работа.
практическая
Эскиз
55 Кошкин дом
комбинированная
56 Практическая работа.
практическая
Эскиз
57 Подземный мир
комбинированная
58 Практическая работа.
практическая
Эскиз
59 Персонаж.
Рисуем комбинированная
монстров
60 Практическая работа.
практическая
Эскиз
61 Стилизация
фруктов. комбинированная
Компот
62 Практическая работа.
практическая
Эскиз
Оформление альбома
63 Эскиз обложки
практическая
64 Цветовое
решение практическая
обложки
65 Подготовка
листов к практическая
брошюровке
66 Брошюровка
практическая
Организация каникулярного времени
67 «Символы Родины»
Интерактивная
игра
мастер-класс
68 «Игрушки из бумаги»
69 «Новый год!»
Музыкальноразвлекательная
программа
70 «Новогодняя открытка»
Мастер-класс
Кино-занятие
71 «Мульти-пульти»
72
«Скворечник»
Мастер-класс
Итого:

6.1 51

6.2

комбинированная
практическая

4

8

12

144

Выставка
лучших работ
Контрольная
работа

53

Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной программы
"АРТ - Вундеркинды" художественной направленности
2 год обучения 2024-2025 учебный год
1. Адрес и места осуществления образовательного процесса
1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски., ул. Советская ,35а.,
1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 2
2. Продолжительность учебного года
2.1. Начало учебного года –01.09.24
2.2. Окончание учебного года: –31.05.25
2.3. Количество учебных недель: 36 недель
3. Режим занятий
3.1. 2 раза в неделю по 2 часа – 4 часа в неделю
* расписание является ориентировочным и может изменяться по
объективным причинам.
4. Продолжительность каникул
4.1. осенние каникулы - 9 дней с 26.11.24 по 03.11.24
4.2.зимние каникулы - 9 дней с 31.12.24 по 8.01.25
4.3.весенние каникулы - 9 дней с 22.03.25 по 30.03.25
5. Праздничные дни:
- 4 ноября – День народного единства;
- 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы;
- 7 января - Рождество Христово;
- 23 февраля - День защитника Отечества;
- 8 марта - Международный женский день;
- 1 мая - Праздник Весны и Труда;
- 9 мая - День Победы;
6. Календарный план мероприятий для обучающихся
№
п/п

Название мероприятия

форма проведения

дата
проведения

1.
2.
3.

«Символы Родины»
«Игрушки из бумаги»
«Новый год!»

ноябрь
ноябрь
январь

4.
5.
6.

«Новогодняя открытка»
«Мульти-пульти»
«Перелетные птицы»

Интерактивная игра
мастер-класс
Музыкальноразвлекательная
программа
Мастер-класс
Кино-занятие
Мастер-класс

январь
март
март

!- количество мероприятий зависит от количества учебного времени
отведенного на раздел «Организация каникулярного времени»
* - даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут
изменяться по объективным причинам.

54

Программа воспитания в детском объединении «АРТ- вундеркинды»
является Приложением к ДООП и размещена в учебно-методическом
комплексе к программе.
№ Наименование темы занятия
п/п

Вводное занятие

1

1

2

Колористика

2.1

2
3
4
5
6

2.2

7
8
9
10

2.3

11
12
13
14

2.4

15
16
17
18

2.5

19
20
21
22

2.6

23
24
25
26

2.7

27
28

Понятие о цвете. Радуга
Круг Иттена
Практическая работа. Эскиз
Работа над композицией
Завершение работы над
композицией
Основные цвета
Практическая работа. Эскиз
Работа над композицией
Завершение работы над
композицией
Составные цвета
Практическая работа. Эскиз
Работа над композицией
Завершение работы над
композицией
Дополнительные цвета.
Контраст
Практическая работа. Эскиз
Работа над композицией
Завершение работы над
композицией
Хроматические,
ахроматические цвета
Практическая работа. Эскиз
Работа над композицией
Завершение работы над
композицией
Родственные и сближенные
цвета
Практическая работа. Эскиз
Работа над композицией
Завершение работы над
композицией
Монохром
Практическая работа. Эскиз

Форма занятия

Количество
часов на
занятии из них
Всег Тео Пра
о
рия -а
Ча-в
2
2
-

Форм
а
контр
оля

66

16

50

Выставка
лучших работ

10

1
1
-

1
1
2
2
2

комбинированная
практическая
практическая
практическая

8

1
1
-

1
1
2
2

комбинированная
практическая
практическая
практическая

8

1
1
-

1
1
2
2

комбинированная

8

1

1

1
-

1
2
2

1

1

1
-

1
2
2

1

1

1
-

1
2
2

1
1

1
1

планирование

комбинированная
практическая
практическая
практическая

практическая
практическая
практическая
комбинированная

8

практическая
практическая
практическая
комбинированная

8

практическая
практическая
практическая
комбинированная
практическая

8

Дата
прове
дения
заняти
я

55
Работа над композицией
Завершение работы над
композицией
31 Творческая
работа(Монохром)
32 Практическая работа. Эскиз
33 Работа над композицией
34 Завершение работы над
композицией
Свойства цвета

практическая
практическая

3

Тёплая гамма
Практическая работа. Эскиз
Работа над композицией
Завершение работы над
композицией
39 Холодная гамма
40 Практическая работа. Эскиз
41 Работа над композицией
42 Завершение работы над
композицией
43 Свойства зеленого цвета
44 Практическая работа. Эскиз
45 Работа над композицией
46 Завершение работы над
композицией
47 Свойства красного цвета
48 Практическая работа. Эскиз
49 Работа над композицией
50 Завершение работы над
композицией
Развитие цветового восприятия

3.1

51

3.2

52
53

3.3

54
55

3.4

56
57

3.5

58
59

3.6

60
61

29
30
2.8

3
2.9

2.1
0

2.1
1

2.1
2

35
36
37
38

Творческая работа
(основные цвета)
Практическая работа.
Творческая работа
(Составные цвета)
Практическая работа
Творческая
работа(Контраст)
Практическая работа
Творческая работа
(Родственные цвета)
Практическая работа
Ассоциативная композиция
(грусть)
Практическая работа
Ассоциативная композиция
(радость)

-

2
2

1

1

1
-

1
2
2

32

8

24

комбинированная
практическая
практическая
практическая

8

1
1
-

1
1
2
2

комбинированная
практическая
практическая
практическая

8

1
1
-

1
1
2
2

комбинированная
практическая
практическая
практическая

8

1
1
-

1
1
2
2

комбинированная
практическая
практическая
практическая

8

1
1
-

1
1
2
2

24

6

18

4

1

1

4

1

2
1

практическая
комбинированная

4

1

2
1

практическая
комбинированная

4

1

2
1

практическая
комбинированная

4

1

2
1

практическая
комбинированная

4

1

2
1

комбинированная

8

практическая
практическая
практическая

комбинированная
практическая
комбинированная

Выставка
лучших работ

Выставка
лучших работ

56
62 Практическая работа
практическая
Оформление альбома
63 Эскиз обложки
практическая
64 Цветовое решение обложки
практическая
65 Подготовка
листов
к практическая
брошюровке
66 Брошюровка
практическая
5
Организация каникулярного времени
5.1 67 «Символы Родины»
Интерактивная
игра
мастер-класс
5.2 68 «Игрушки из бумаги»
5.3 69 «Новый год!»
Музыкальноразвлекательная
программа
5.4 70 «Новогодняя открытка»
Мастер-класс
«Мульти-пульти»
Кино-занятие
5.5 71
5.6 72 «Перелетные птицы»
Мастер-класс
Итого:
4

8

3

2
5
-

12

144

2

1

2
1

2
6

6
2

-

1
-

1
2

1
1
1
41

1
1
1
103


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».