Постановка и оформление номеров Театра моды «Храбрый портняжка» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленность: художественная уровень программы: базовый возраст учащихся: 10-15 лет срок реализации: 4 года Разработчик: Поварова Людмила Борисовна, педагог дополнительного образования Мысковский Г.О. 204 2 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка (направленность программы, нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной программы, новизна программы, актуальность программы, педагогическая целесообразность, цель и задачи программы, уровни сложности программы, отличительные особенности программы, возраст учащихся с особенностями приема, объем и сроки освоения программы, формы и методы организации занятий, особенности организации образовательного процесса, режим организации занятий, планируемые результаты освоения программы и система их оценивания, формы аттестации) Программа первого года обучения Учебно-тематический план первого года обучения Содержание программы первого года обучения Программа второго года обучения Учебно-тематический план второго года обучения Содержание программы второго года обучения Программа третьего года обучения Учебно-тематический план третьего года обучения Содержание программы третьего года обучения Программа четвертого года обучения Учебно-тематический план четвертого года обучения Содержание программы четвертого года обучения 2. Комплекс организационно-педагогических условий Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Материально-техническое обеспечение общеобразовательной программы Список литературы для педагога Список литературы для учащихся и родителей 3. Приложения Тезаурус Мониторинговая программа Контрольно-измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Календарные учебные графики к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 3 3 7 8 9 11 12 13 15 16 17 19 19 21 22 23 24 24 25 32 33 3 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Постановка и оформление номеров» реализуется в соответствии с художественной направленностью, модифицированная, составлена на основе министерской программы «Хореографический кружок», Москва, Просвещение 1986г. Программа составлена в соответствии с нормативными документами: Программа составлена в соответствии с нормативными документами: Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р); Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с "Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий"). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации". Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного 4 образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 22 сентября 2021 г. N 652н); Локальные акты ОО ДОД: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития. Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания со сценическим движением, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты и движений. В ходе реализации программы предполагается выявление общих и индивидуальных коммуникативных способностей детей. Новизна данной программы заключается в интегративном принципе построения содержания, который выражается в объединении сценической постановки и подиума в один курс, что позволит показать детям взаимосвязь различных жанров искусства. А также танцевальная практика, которая позволит раскрыть у детей творческие способности. Цель программы: приобщение детей к искусству сценической постановки, направлениям в моде, развитие их художественного и эстетического вкуса, выявление талантливых детей; развитие творческой индивидуальности и активности ученика, формирование его художественнотворческих способностей. Для достижения этой цели необходимо осуществить следующие задачи: - воспитательные: 1. Воспитывать у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира; 2. Воспитывать у учащихся коммуникативные способности, чуткость и внимание к партнеру; 3. Воспитывать у учащихся ответственность, умение преодолевать трудности. - обучающие: 5 1. Познакомить детей с лучшими образцами отечественной и зарубежной, историко-бытовой и современной музыки и сценической постановки; 2. Дать учащимся знания о русской и зарубежной сценической культуре; 3. Дать учащимся знания о настроении, о характере, выразительности исполняемых постановок коллекций; 4. Формировать у учащихся постановочные знания и навыки. - развивающие: 1. Помочь детям проявить и развить свои потенциальные возможности: художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности; 2. Помочь гармоничному развитию учащихся, их физических возможностей; 3. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность, чувство ритма и координацию движений. Программа базового уровня реализуется в комплексе с программой «Театр моды «Храбрый портняжка», предназначена для детей от 10 до 15 лет. Принцип набора учащихся: состав учебных групп соответствует составу дополнительной образовательной общеобразовательной программы «Мода и стиль», реализуемой в рамках Театра моды «Храбрый портняжка» (по заявлению родителей). Срок реализации: 4 года. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа (72 часа). 1 год обучения 1раз в неделю по 2 часа (72 часа) 2 год обучения 1раз в неделю по 2 часа (72 часа) 3 год обучения 1раз в неделю по 2 часа (72 часа) 4 год обучения 1раз в неделю по 2 часа (72 часа) По желанию учащихся по окончании срока обучения выдается свидетельство об окончании обучения установленного образца. Формы организации деятельности детей на занятии: Групповая. Формы занятий: занятие по ознакомлению с новым материалом; занятия по обобщению и систематизации знаний, умений, навыков; занятия проверки знаний; комбинированные занятия. Хорошие результаты дает использование разнообразных нестандартных форм занятий: участие в концертах, занятия с преобладанием групповых, коллективных или индивидуальных форм обучения, творческие отчеты. Методы обучения: 1.Наглядный: показ видео материалов (балет, мюзикл) 6 2. Практический: выполнение танцевальных упражнений, постановка коллекций. 3.Методы проверки и оценки знаний, умений, навыков. Форма обучения очная Особенности организации образовательного процесса традиционная; дистанционная с применением дистанционных (электронных) технологий в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией (карточки с заданиями, аудио и видео файлы к ним, домашние задания, ссылки на ресурс в интернете, онлайн встречи). Возрастные особенности учащихся Школьный возраст характеризуется повышенному вниманию ребенка к самому себе, дети хотят быть в центре внимания. В этом возрасте преобладает развитие творческого мышления. В этот период психического развития учащиеся начинают задумываться о своей будущей профессии, поэтому важно помочь им найти сферу деятельности, в которой они могли бы реализовать себя творчески. Планируемые результаты и способы определения результативности Год обучения 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год Знания, умения, навыки Координация рук, ног, головы на простейших упражнениях классического тренажа Образная передача настроения музыкального произведения Различение долей такта Представление о характере, выразительности исполняемых танцев Умение выразительно выполнять подражательные движения Умение выполнять все основные упражнения классического тренажа Умение правильно координировать свое тело при исполнении танцевальных комбинаций по программе Уметь ориентироваться в пространстве, перестраиваться в различные рисунки, знать и уметь выполнять танцевальнотренировочные упражнения Владеть методикой исполнения упражнения классического тренажа Умение выразительного исполнения Способы определения результативности Наблюдение Наблюдение за практической деятельностью учащихся Концертные выступления Наблюдение за деятельностью Концертные выступления Наблюдение за деятельностью учащихся Концертные выступления Наблюдение за 7 обучения элементов современного танца. Умение выразительного исполнения основных рисунков постановочного номера Знать и уметь выполнять танцевально- тренировочные упражнения Владеть методикой исполнения упражнения классического тренажа деятельностью учащихся Концертные выступления Формы подведения итогов Промежуточный контроль – предварительное определение уровня знаний. Это тестовые, практические задания, выступления на концертах, родительских собраниях, городских и областных фестивалях. Проводится один раз в год в конце первого полугодия. Итоговый контроль – проверка знаний и умений, приобретенных в ходе изучения программы: тестовые задания, выступления на концертах, родительских собраниях, городских и областных фестивалях «Сибирь зажигает звёзды», «Микс», «Подиум» и др. Проводится в конце учебного года. В процессе реализации программы осуществляется педагогический мониторинг по направлениям: «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы», «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм», «Творческие достижения учащихся» (Приложение 2). 8 Программа первого года обучения Цель первого года обучения: приобщение детей к искусству сценической постановки, направлениям в моде, развитие их художественного и эстетического вкуса, выявление талантливых детей; развитие творческой индивидуальности и активности ученика, формирование его художественнотворческих способностей. Для достижения этой цели необходимо осуществить следующие задачи: - воспитательные: 1. Воспитывать у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира; 2. Воспитывать у учащихся коммуникативные способности, чуткость и внимание к партнеру; 3. Воспитывать у учащихся ответственность, умение преодолевать трудности. - обучающие: 1. Познакомить детей с лучшими образцами отечественной и зарубежной, историко-бытовой и современной музыки и сценической постановки. 2. Дать знания учащимся о русской и зарубежной танцевальной культуре. 3. Дать знания учащимся о настроении, о характере, выразительности исполняемых постановочных коллекциях. 4. Сформировать у учащихся постановочные знания и навыки. - развивающие: 1. Помочь детям проявить и развить свои потенциальные возможности: художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности. 2. Помочь гармоничному развитию учащегося, его физических возможностей. 3. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность, чувство ритма и координацию движений. 9 Учебно-тематический план первого года обучения № 1 Темы занятий Вводное занятие Азбука музыкального движения 3 Ритмика, партер 4 Элементы подиумной пластики 5 Элементы народносценического танца 6 Элементы современного танца 7 Танцевальная импровизация 8 Прослушивание музыкального материала 9 Постановочная работа 10 Репетиционная работа 11 Концерты и подиумы 12 Организационная работа 13 Организация каникулярного времени Итого: 2 Всего часов 2 теория практика Формы контроля 2 Наблюдение 8 - 10 Наблюдение 8 8 - 8 10 Наблюдение Наблюдение 8 - 10 Наблюдение 8 4 2 2 8 4 - Наблюдение Наблюдение Опрос 8 2 4 2 8 - 10 2 4 2 8 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 72 4 68 10 Содержание программы первого года обучения Задачами первого года обучения являются: знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации в пространстве, формирование художественно - творческих способностей; физическое развитие основных двигательных групп мышц; постановка корпуса, ног, рук, головы на простейших упражнениях классического тренажа, координации и культуры движений. 1. Вводное занятие Знакомство с детьми. Правила поведения. Форма одежды. Приглашение в мир танца. Ознакомление с правилами пожарной безопасности, с правилами по технике безопасности на занятиях. 2. Азбука музыкального движения Мелодия и движение. Темп. Музыкальные размеры. Такт и затакт. Практические занятия: Музыкально-пространственные упражнения. Танцевальные шаги в образах. 3. Ритмика, партер Практические занятия: Музыкально-пространственные упражнения Движения по кругу, танцевальный шаг, упражнения для укрепления мышц пресса, эластичности ног, для гибкости. 4. Элементы подиумной пластики Специфика подиумного шага. Выработка осанки, опоры. Практические занятия: Упражнения на сцене. Постановка корпуса, постановка рук. 5. Элементы народно- сценического танца Сюжеты и темы народных танцев. Особенности народных движений. Практические занятия: Разучивание элементов народных танцев (русский, еврейский, украинский, цыганский...) 6. Элементы современного танца Стилистические особенности современных танцев Практические занятия: Характер исполнения танца. Умение исполнения элементов современного танца 7. Танцевальная импровизация Передача настроения, связанного с разными временами года Практические занятия: Выполнение этюдов индивидуальных и массовых. 8. Прослушивание музыкального материала Работа с аудио и видео материалом. Умение слушать музыку, определять её характер. 9. Постановочная работа Знакомство с сюжетом номера Практические занятия: 11 Разводка и отработка движений постановочного номера 10. Репетиционная работа Соединение основных рисунков постановочного номера Практические занятия: Соединение и отработка основных рисунков постановочного номера. 11. Концерты и подиумы Умение работать на сцене Практические занятия: Выступление на концертах и подиумах 12. Организационная работа Художественное и музыкальное оформление номеров Практические занятия: Подготовка к выступлениям 13. Организация каникулярного времени Практические занятия: Участие в конкурсах, концертах, мероприятиях 12 Программа второго года обучения Цель второго года обучения: приобщение детей к искусству сценической постановки, направлениям в моде, развитие их художественного и эстетического вкуса, выявление талантливых детей; развитие творческой индивидуальности и активности ученика, формирование его художественнотворческих способностей. Для достижения этой цели необходимо осуществить следующие задачи: - воспитательные: 1. Воспитывать у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира. 2. Воспитывать у учащихся коммуникативные способности, чуткость и внимание к партнеру. 3. Воспитывать у учащихся ответственность, умение преодолевать трудности. - обучающие: 1. Познакомить детей с лучшими образцами отечественной и зарубежной, историко-бытовой и современной музыки и сценической постановки. 2. Дать знания учащимся о русской и зарубежной сценической культуре. 3. Дать знания учащимся о настроении, о характере, выразительности исполняемых постановочных коллекций. 4. Сформировать у учащихся постановочные знания и навыки. - развивающие: 1. Помочь детям проявить и развить свои потенциальные возможности: художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности; 2. Помочь гармоничному развитию учащегося, его физических возможностей; 3. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность, чувство ритма и координацию движений. 13 Учебно-тематический план второго года обучения № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Темы занятий Вводное занятие Азбука музыкального движения Ритмика, партер Элементы подиумной пластики Элементы народносценического танца Элементы современного танца Танцевальная импровизация Прослушивание музыкального материала Постановочная работа Репетиционная работа Концерты и подиумы Организационная работа Организация каникулярного времени Итого: Всего часов 2 теория практика 2 - Формы контроля Наблюдение 8 - 10 Наблюдение 8 - 8 Наблюдение 8 - 10 Наблюдение 8 - 10 Наблюдение 8 - 8 Наблюдение 4 - 4 Наблюдение 2 2 - Опрос 8 2 4 2 8 - 10 2 4 2 8 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 72 4 68 14 Содержание программы второго года обучения Главной задачей второго года обучения является развитие физических данных учащихся, формирование необходимых технических навыков, накопление определенного запаса лексики. Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения классического, русского, народно - сценического. современного, бального сценической постановки. Идет освоение техники исполнения упражнений в более быстром темпе. Вводится более сложная координация движений за счет усложнения учебных комбинаций. 1. Вводное занятие Правила поведения в танцевальном зале. Форма одежды. Знакомство с содержанием занятий 2 года обучения. Техника безопасности на занятиях. 2. Азбука музыкального движения Динамические оттенки в музыке. Практические занятия: Ритмические рисунки в движении 3. Ритмика, партер Умения и навыки отработки ритмических рисунков в движении Практические занятия: Исполняется весь материал 1 года. Дополнительно- весь экзерсис в партере. 4. Элементы подиумной пластики Основные правила движений на подиуме Практические занятия: Повторяются упражнения на сцене. Постановка корпуса, рук, ног. 5. Элементы народно - сценического танца Происхождение некоторых народных движений. Поэзия и бытовые краски народных танцев. Характеристика народных танцев в звуковом материале. Практические занятия: Повторение основных технических навыков 6. Элементы современного танца Особенности современного танца Практические занятия: Отработка элементов современного танца 7. Танцевальная импровизация Массовая импровизация Практические занятия: Этюды - образы на тему весны 8. Прослушивание музыкального материала Работа с аудио и видео материалом 9. Постановочная работа Знакомство с сюжетом номера Практические занятия: Разводка и отработка движений постановочного номера 15 4. Репетиционная работа Практические занятия: Соединение основных рисунков постановочного номера. 11. Концерты и подиумы Практические занятия: Выступление на концертах и подиумах 12. Организационная работа Художественное и музыкальное оформление номеров. Практические занятия: Подготовка к выступлениям 5. Организация каникулярного времени Практические занятия: Участие в конкурсах, концертах, мероприятиях 16 Программа третьего года обучения Цель третьего года обучения: приобщение детей к искусству сценической постановки, развитие их художественного и эстетического вкуса, выявление талантливых детей; развитие творческой индивидуальности и активности ученика, формирование его художественно-творческих способностей. Для достижения этой цели необходимо осуществить следующие задачи: - воспитательные: 1. Воспитывать у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира. 2. Воспитывать у учащихся коммуникативные способности, чуткость и внимание к партнеру. 3. Воспитывать у учащихся ответственность, умение преодолевать трудности. - обучающие: 1. Познакомить детей с лучшими образцами отечественной и зарубежной, историко-бытовой и современной музыки и танцев. 2. Дать знания учащимся о русской и зарубежной танцевальной культуре. 3. Дать знания учащимся о настроении, о характере, выразительности исполняемых постановочных коллекций. 4. Сформировать у учащихся постановочные знания и навыки. - развивающие: 1. Помочь детям проявить и развить свои потенциальные возможности: художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности. 2. Помочь гармоничному развитию учащегося, его физических возможностей. 3. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность, чувство ритма и координацию движений. 17 Учебно-тематический план третьего года обучения № Темы занятий 1 Вводное занятие 2 Азбука музыкального движения Ритмика, партер Элементы подиумной пластики Элементы народно сценического танца Элементы современного танца Танцевальная импровизация Прослушивание музыкального материала Постановочная работа Репетиционная работа Концерты и подиумы Организационная работа Организация каникулярного времени 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Итого: Всего часов 2 теория практика Формы контроля 2 Наблюдение 8 - 8 Наблюдение 8 8 - 8 8 Наблюдение Наблюдение 8 - 8 Наблюдение 8 4 2 2 8 4 2 Наблюдение Наблюдение Опрос 8 2 6 2 6 - 8 2 6 2 6 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 72 4 68 18 Содержание программы третьего года обучения Главной задачей третьего года обучения является развитие физических данных учащихся, формирование необходимых технических навыков, накопление определенного запаса лексики. Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения классической, русской, народно - сценической. современной, бальной сценической постановки. Идет освоение техники исполнения упражнений в более быстром темпе. Вводится более сложная координация движений за счет усложнения учебных комбинаций. 1. Вводное занятие Правила поведения в танцевальном зале. Форма одежды. Знакомство с содержанием занятий 3 года обучения. Техника безопасности на занятиях. 2. Азбука музыкального движения Динамические оттенки в музыке. Практические занятия: Ритмические рисунки в движении 3. Ритмика, партер Умения и навыки отработки ритмических рисунков в движении Практические занятия: Исполняется весь материал 1 года. Дополнительно- весь экзерсис в партере. 4. Элементы подиумной пластики Основные правила движений на подиуме Практические занятия: Повторяются упражнения на сцене. Постановка корпуса, рук, ног. 5. Элементы народно- сценического танца Происхождение некоторых народных движений. Поэзия и бытовые краски народных танцев. Характеристика народных танцев в звуковом материале. Практические занятия: Повторение основных технических навыков 6. Элементы современного танца Особенности современного танца Практические занятия: Отработка элементов современного танца 7. Танцевальная импровизация Массовая импровизация Практические занятия: Этюды- образы на тему весны 8. Прослушивание музыкального материала Работа с аудио и видео материалом 9. Постановочная работа Знакомство с сюжетом номера Практические занятия: Разводка и отработка движений танцевального номера 19 10.Репетиционная работа Практические занятия: Соединение основных рисунков танцевального номера 11. Концерты и подиумы Практические занятия: Выступление на концертах и подиумах 12. Организационная работа Художественное и музыкальное оформление номеров Практические занятия: Подготовка к выступлениям 13 Организация каникулярного времени Практические занятия: Участие в конкурсах, концертах, мероприятиях 20 Программа четвертого года обучения Цель четвертого года обучения: развитие творческой индивидуальности и активности ученика, формирование его художественнотворческих способностей. Для достижения этой цели необходимо осуществить следующие задачи: - воспитательные: 4. Воспитывать у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира. 5. Воспитывать у учащихся коммуникативные способности, чуткость и внимание к партнеру. 6. Воспитывать у учащихся ответственность, умение преодолевать трудности. - обучающие: 5. Познакомить детей с лучшими образцами отечественной и зарубежной, историко-бытовой и современной музыки и танцев. 6. Дать знания учащимся о русской и зарубежной танцевальной культуре. 7. Дать знания учащимся о настроении, о характере, выразительности исполняемых постановочных коллекций. 8. Сформировать у учащихся постановочные знания и навыки. - развивающие: 4. Помочь детям проявить и развить свои потенциальные возможности: художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности. 5. Помочь гармоничному развитию учащегося, его физических возможностей. 6. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность, чувство ритма и координацию движений. 21 Учебно-тематический план четвертого года обучения № Темы занятий 1 Вводное занятие 2 Азбука музыкального движения Ритмика, партер Элементы подиумной пластики Элементы народно сценического танца Элементы современного танца Танцевальная импровизация Прослушивание музыкального материала Постановочная работа Репетиционная работа Концерты и подиумы Организационная работа Организация каникулярного времени 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Итого: Всего часов 2 теория практика Формы контроля 2 Наблюдение 8 - 8 Наблюдение 8 8 - 8 8 Наблюдение Наблюдение 8 - 8 Наблюдение 8 4 2 2 8 4 2 Наблюдение Наблюдение Опрос 8 2 6 2 6 - 8 2 6 2 6 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 72 4 68 22 Содержание программы четвертого года обучения Главной задачей третьего года обучения является развитие физических данных учащихся, формирование необходимых технических навыков, накопление определенного запаса лексики. Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения классической, русской, народно - сценической. современной, бальной сценической постановки. Идет освоение техники исполнения упражнений в более быстром темпе. Вводится более сложная координация движений за счет усложнения учебных комбинаций. 1. Вводное занятие Правила поведения в танцевальном зале. Форма одежды. Знакомство с содержанием занятий 3 года обучения. Техника безопасности на занятиях. 2. Азбука музыкального движения Динамические оттенки в музыке. Практические занятия: Ритмические рисунки в движении 3. Ритмика, партер Умения и навыки отработки ритмических рисунков в движении Практические занятия: Исполняется весь материал 3 года. Дополнительно - весь экзерсис в партере. 4. Элементы подиумной пластики Основные правила движений на подиуме Практические занятия: Повторяются упражнения на сцене. Постановка корпуса, рук, ног. 5. Элементы народно- сценического танца Происхождение некоторых народных движений. Поэзия и бытовые краски народных танцев. Характеристика народных танцев в звуковом материале. Практические занятия: Повторение основных технических навыков 6. Элементы современного танца Особенности современного танца Практические занятия: Отработка элементов современного танца 7. Танцевальная импровизация Массовая импровизация Практические занятия: Этюды- образы на тему весны 8. Прослушивание музыкального материала Работа с аудио и видео материалом 9. Постановочная работа Знакомство с сюжетом номера Практические занятия: Разводка и отработка движений танцевального номера 23 10.Репетиционная работа Практические занятия: Соединение основных рисунков танцевального номера 11. Концерты и подиумы Практические занятия: Выступление на концертах и подиумах 12. Организационная работа Художественное и музыкальное оформление номеров Практические занятия: Подготовка к выступлениям 13 Организация каникулярного времени Практические занятия: Участие в конкурсах, концертах, мероприятиях 24 2. Комплекс организационно-педагогических условий Методическое обеспечение Название раздела, темы Тематическ ие разделы Форма занятий Обобщение и повторение пройденног о материала Учебн ые теорет ически е заняти я по ознако млени ю учащи хся с новым матери алом; учебн ые практи ческие заняти я закреп ления и повтор ения знаний , умени й и навыко в; учебн ые заняти я закреп ления и повтор ения знаний , умени й и навыко Методы и обучения приемы Методическое материальнотехническое обеспечение Наглядный метод; самостоятел ьная работа, работа индивидуаль но и в группах; объяснитель ноиллюстратив ный; практически е упражнения; Наглядный метод; самостоятел ьная работа; объяснитель ноиллюстратив ный; и Мультимедий ные учебные пособия (аудио и видеозаписи); Сборники фонограмм; Микрофоны, акустическое оборудование , фортепиано; УМК для учащихся. Формы подведения итогов Устный опрос наблюде ние Мультимедий Устный ные учебные опрос пособия наблюдение (аудио и видеозаписи); Сборники фонограмм; Микрофоны, акустическое оборудование , фортепиано; УМК для учащихся. 25 Промежуто чный контроль Итоговое занятие. Контроль пройденног о языкового материала в; учебн ые заняти я закреп ления и повтор ения знаний , умени й и навыко в; учебн ые заняти я закреп ления и повтор ения знаний , умени й и навыко в; концерт концерт Мультимедий Устный ные учебные опрос пособия наблюдение (аудио и видеозаписи); Сборники фонограмм; Микрофоны, акустическое оборудование , фортепиано; УМК для учащихся. Мультимедий Устный ные учебные опрос пособия наблюдение (аудио и видеозаписи); Сборники фонограмм; Микрофоны, акустическое оборудование , фортепиано; УМК для учащихся. 26 Материально-техническое обеспечение Для организации занятий используется оборудованный кабинет, зрительный зал. Оборудоване: 1. Пульт микшерный «MAKIE» 2. Акустическая система JBL 3. Проигрывающие устройства DVD. Mini Disk. CD 4. Пульт микшерный студийный «MAKIE» 5. Звуковые обработки: компрессор, эквалайзер, процессор эффектов Multverb. Microverb 6. Акустическая система LTO. 7. Музыкальные инструменты: Синтезаторы-2, гармонии, бубны, маракасы, кастаньеты и пр. 8. Световые приборы для оформления выступления 9. Видео проектор 10. Зрительный зал 11. Коллекции сценической одежды 12. Декорации и атрибуты для выступления 27 Список литературы для педагога Базарова М., Мей В. Азбука классического танца. 1984г. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л-М 1993 г. Комарова Е.В. Методическое пособие по ритмике. М., 2011г. Комарова Е.В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. М., 1993г. 5. Руднева С., Фим Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 2016г. 6. Смирнова Н.Г., Бочкарева Н.И. Уроки хореографии в образовательных учреждениях. Кемерово 2002г. 1. 2. 3. 4. 28 Список литературы для детей и родителей 1. 2. 3. 4. 5. Базарова М., Мей В. Азбука классического танца. 1984г. Захаров Р. Сочинение танца. М., 2003. Новвер Ж.Ж. Письма о танце. М., 2005. Руднева С., Фим Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 2016г. Школьников Л.С. Разрешите пригласить. М., 2006. 29 3. Приложения Приложение 1 Тезаурус Адажио - медленно Батман фраппе – сильное ударяющее движение Батман релеве лян – медленное поднимание ноги Виво - живо Гавот- медленный бальный танец Диминуэндо - ослабление, постепенно затихая Деми плие – складывание, сгибание Деми рон де жамб партер- круговое движение Импровизация- тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит во время её исполнения Ковырялочка- поочередные удары в сторону ногой Крещендо - усиление, постепенно усиливая звук Менуэт- медленный бальный танец Препарасьон- подготовительное движение руки Размер- чередование сильных и слабых долей в музыке 30 Приложение 2 Мониторинговая программа 1. Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы Для определения эффективности обучения программа предусматривает текущий, промежуточный, итоговый контроль освоения образовательной программы учащимися. Текущий контроль уровня освоения программы осуществляется посредством наблюдения за самостоятельной работой учащихся, устного опроса по окончании изучения раздела. Промежуточный контроль уровня освоения программы проводится в виде самостоятельной работы по окончании полугодия учебного года. Итоговый контроль уровня освоения программы проводится в конце учебного года в виде самостоятельной работы над предложенным педагогом заданием. По итогам промежуточного, итогового контроля определяется уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся: низкий, средний, высокий. Критерии оценивания теоретических знаний Высокий уровень: учащийся полностью знает терминологию, может подробно объяснить что, где и зачем использовать в конструкциях или программах. Средний уровень (выше удовлетворительного): учащийся знает терминологию, может частично объяснить что, где и зачем использовать в конструкциях или программах. Низкий уровень («удовлетворительно») – учащийся частично знает терминологию, может частично объяснить что, где и зачем использовать в конструкциях или программах. Критерии оценивания практических умений Высокий уровень: учащийся умеет самостоятельно организовывать рабочее место, работа отличается оригинальностью идеи, выполнена самостоятельно, в соответствии с замыслом, конструкция или программа полностью выполняют поставленные задачи; Средний уровень (выше удовлетворительного): учащийся умеет самостоятельно организовывать рабочее место, конструкция или программа выполнены с незначительной помощью педагога, поставленные задачи программа или конструкция выполняют не полностью. Низкий уровень минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к работе; репродуктивный повтор идеи для конструкции или программы, изделие выполнено со значительной помощью педагога, неаккуратно, поставленные задачи программа или конструкция выполняют частично. 31 сроки Декабрь Май Знания, умения, навыки 1 год обучения Координация рук, ног, головы на простейших упражнениях классического тренажа Умение выразительно выполнять подражательные движения Умение выразительного исполнения танцевальных движений Форма контроля Промежуточный контроль Итоговый контроль Навыки выразительного исполнения танцевальных движений в передаче настроения, связанного с разными временами года Декабрь 2 год обучения Координация тела при исполнении танцевальных комбинаций Промежуточный контроль Навыки выразительного исполнения элементов народно- сценического танца Май Декабрь Умение выполнять все основные упражнения классического тренажа Итоговый контроль Выполнение простых упражнений в партере со сменой звукового сопровождения и ритма. 3 год обучения Координация тела при исполнении танцевальных комбинаций Промежуточный контроль Май Умение выразительного исполнения танцевальных движений Итоговый контроль Декабрь Умение выразительного исполнения основных рисунков постановочного номера 4 год обучения Координация тела при исполнении танцевальных комбинаций Промежуточный контроль Май Умение выразительного исполнения элементов современного танца Итоговый контроль 32 Умение выразительного исполнения основных рисунков постановочного номера Итоговая таблица Уровень сформированности ЗУН Высокий Средний Низкий Количество учащихся % от общего числа учащихся Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения ДООП 2. Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм № п/п 1.1 1.2 1.3 Параметры Критерии Уровни 1. Организационно-волевые качества Терпение Способность Высокий: переносить терпения хватает нагрузки в на все занятие; течение Средний: определенного терпения хватает времени, больше, чем на ½ преодолевать занятия; трудности Низкий: терпения хватает меньше, чем на ½ занятия Воля Способность Высокий: активно волевые усилия побуждать себя к побуждаются практическим самим учащимся; действиям Средний: волевые усилия побуждаются периодически; Низкий: волевые усилия побуждаются с помощью педагога Самоконтроль Умение Высокий: контролировать учащийся Методы Наблюдение Наблюдение Наблюдение 33 свои поступки 2. Ориентационные качества 2.1 Самооценка Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям 2.2 Интерес к Осознанное занятиям участие учащихся в освоении программы 3. Поведенческие качества 3.1 Конфликтность Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации контролирует себя сам; Средний: учащийся периодически контролирует себя сам; Низкий: учащийся постоянно находится под воздействием контроля извне Завышенная; Нормальная; Заниженная; Анкетирование Высокий: интерес постоянно поддерживается самостоятельно; Средний: интерес периодически поддерживается самим учащимся; Низкий: интерес к занятиям продиктован извне Тестирование Высокий: пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты; Средний: сам в конфликтах не участвует; старается их избежать; Наблюдение Беседа 34 Низкий: периодически провоцирует конфликты сам 3.2 Тип Умение Высокий: Наблюдение сотрудничества воспринимать инициативен в общие дела, как общих делах; свои собственные Средний: участвует при побуждении извне; Низкий: избегает участия в общих делах 3. Достижения учащихся д/о «Постановка и оформление номеров в в Театре моды «Храбрый Портняжка» Фамилия, Имя _________________ Учебный год Ф.И. Урове Муниципаль Област Российс Международ Особые учащег нь ный уровень ной кий ный уровень достиже ося ЦДО уровень уровень ния 35 Приложение 3 Контрольно-измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Список постановочных номеров первого года обучения 1. Коллекция «Модные птички» 2. Коллекция «Перезагрузка» 3. Коллекция «Параня» Список постановочных номеров второго года обучения 1. Коллекция «Десант моды» 2. Коллекция «Ривьера» 3. Коллекция «Зебра привереда» Список постановочных номеров третьего года обучения 1. Коллекция «Красны девицы» 2. Коллекция «Сказания Сибири» 3. Коллекция «Модный детектив» Список постановочных номеров четвертого года обучения 1. Коллекция «А у нас во дворе» 2. Коллекция «Супрядки» 3. Коллекция «Оружие победы» 36 Приложение 4 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Постановка и оформление номеров Театра моды Храбрый портняжка Художественной направленности 4 год обучения 2024-2025 учебный год / __ группа/ 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски., ул. Советская ,35а., 1.2. МБОО ДО ЦДО, актовый зал 2. Продолжительность учебного года 2.1. Начало учебного года 2.2. Окончание учебного года: 2.3. Количество учебных недель: 36 недель 3. Режим занятий 3.1. 1 раз в неделю по 2 часа * расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам. 4. Продолжительность каникул 4.1. осенние каникулы - 9 дней с 26.10.2024 г. по 03.11.2024 г. 4.2.зимние каникулы - 9 дней с 31.12.2024 г. по 08.01.2025 г. 4.3.весенние каникулы - 9 дней с 22.03.2014 г. по 30.03.2025 г. 5. Праздничные дни: - 4 ноября – День народного единства; - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; - 7 января - Рождество Христово; - 23 февраля - День защитника Отечества; - 8 марта - Международный женский день; - 1 мая - Праздник Весны и Труда; - 9 мая - День Победы; - 12 июня – День России. 6. Календарный план проводимых мероприятий для учащихся № п/п Название мероприятия форма проведения дата проведения 1. Осенины Концертно-игровая ноябрь программа 2. «Здравствуй, Новый Развлекательная декабрь год» программа 3. День смеха Конкурсномарт развлекательная программа !- количество мероприятий зависит от количества учебного времени отведенного на раздел «Организация каникулярного времени» *- даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по объективным причинам. Программа воспитания в детском объединении является приложением к программе и размещается в УМК к программе.