Школа актера 2024

1

Школа актера
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
уровень программы: базовый
адресована учащимся 15 – 18 лет
срок реализации 3 года

Разработчик:
Бабичева Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования

Мысковский Г.О. 2024

2

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка (нормативно-правовые основы разработки
дополнительной общеобразовательной программы, направленность
программы,
новизна
программы,
актуальность
программы,
педагогическая целесообразность, цели и задачи, уровни сложности
программы, отличительные особенности программы, возраст
учащихся с особенностями приема, планируемые результаты
реализации программы, объемы и сроки освоения программы, формы
обучения, особенности организации образовательного процесса,
режим организации занятий)
Учебно – тематический план 1 год обучения
Содержание образовательной программы 1 год обучения
Учебно – тематический план 2 год обучения
Содержание образовательной программы 2 год обучения
Учебно – тематический план 3 год обучения
Содержание образовательной программы 3 год обучения
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Контрольно – измерительный блок
Методическое обеспечение программы
Список используемой литературы
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей
Приложение Календарный учебный график

3
3

11
13
14
16
17
19
20
20
22
23
29
33
35
36
37

3

1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеобразовательная программа
«Школа
актера»
художественной
направленности
является
модифицированной. Составлена на основе программы Министерства
образования РФ «Театральный кружок» Ю.И. Рубина, Т.Ф. Яковлева, Е.П.
Перельман (Москва «Просвещение» 1984).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа актёра» составлена с учетом рекомендаций корифеев отечественного
театра К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, М. Чехова, П.М.
Якобсона, А. Мессерера, М. Мейерхольда руководителям театральных
коллективов.
Программа составлена в соответствии с
нормативными
документами

Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018
- 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26
декабря 2017 г. № 1642);

Приказ Министерства просвещения РФ от 27июля 2022 г.№629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №
09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об
утверждении правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ

Концепция развития дополнительного образования детей до
2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р);

Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04
"О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и

4

социализации,
дополнительных
общеразвивающих
программ
с
использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с
"Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий").

Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
по вопросам воспитания обучающихся".

Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об
использовании государственных символов Российской Федерации".
 Профессиональный
стандарт
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от
05.05.2018 № 298н);
 Локальные акты МБОО ДО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила
внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.
Новизна программы
Занятия выстраиваются сразу с применением нескольких разделов.
Обязательным условием занятия является тренинг на дыхание, артикуляцию,
скороговорки и разминочные упражнения для приведения психофизики
учащихся к дальнейшей работе. И такие тренинги присутствуют на
протяжении всех лет обучения.
Актуальность программы
Актуальность программы определяется необходимостью успешного
жизненного и профессионального самоопределения, продуктивным
освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой
реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театральнотворческой деятельности, необходимые как для профессионального
становления, так и для практического применения в жизни. Театральная
студия – это дом, где найдется место и дело по душе любому ребенку и
подростку. Театр – это, с одной стороны, универсальное искусство, где
конечный результат - произведение, которое создается трудами различных
художников: драматургов, артистов, режиссеров, композиторов, живописцев.
С другой стороны, только совместные усилия людей разных профессий, их
коллективный труд могут воплотить в жизнь чудо театрального спектакля.
Не случайно так велик интерес и детей, и взрослых и к театру, и к студийной
деятельности. Не только просмотр спектаклей в профессиональном театре,
но и желание самому воплотить на сцене образ другого человека, выйти на
театральные подмостки, поучаствовать в создании спектакля – желание
прикоснуться к миру театра – знакомо, наверное, каждому.
На

5

формирование личностных установок обучающихся, их профессиональной
ориентации на профессии актера и режиссера и направлена данная
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический
подходы к образованию позволяют реализовать концепцию дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа актёра» в
полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.
Педагогическая целесообразность
Использование программы позволяет стимулировать способность детей
к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей,
культурных ценностей), которое, развиваясь параллельно с традиционным
рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Подросток учится
уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения; учится
преобразовывать мир, используя фантазию, воображение, общение с
окружающими людьми.
Цель и задачи программы
Цель данной программы: формирование личностных установок
учащихся, их умения выражать себя через образ посредством различных
форм театральных выступлений, профессиональная ориентация учащихся.
Задачи программы
Обучающие:
- научить учащихся самостоятельно работать над пьесой;
-научить учащихся правильному поведению на сцене во время
репетиции при самостоятельном воплощении режиссерских замыслов;
- дать учащимся знания правил действий во время выступлений;
-дать учащимся знания правил работы с партнером, реквизитом,
сценической установкой;
- способствовать приобретению
учащимися профессиональных
актерских навыков;
- выработать у учащихся навыки фиксации ключевых мизансцен;
- научить учащихся определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
- научить учащихся давать объективную оценку своему труду.
Развивающие:
- развивать и реализовывать творческие способности учащихся;
- развивать у учащихся навыки запоминания отрывков текста,
пластических отрывков;

6

- развивать у учащихся личностные качества: усидчивость,
внимательность, наблюдательность, способствующие освоению учебной
информации.
Воспитательные:
- способствовать снятию внутренних зажимов у учащихся;
- воспитывать у учащихся культуру общения в коллективе;
- воспитывать у учащихся ответственное отношение к работе над
спектаклем;
- приучить учащихся самостоятельно готовиться к выступлению;
- способствовать приобретению навыков творческой деятельности у
учащихся;
- воспитывать у учащихся толерантность: уважительное отношение к
иному мнению и художественно-эстетическим взглядам других людей.
Отличительные
особенности
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой
предмета; интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики
позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы,
одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические
способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через
репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы,
фестивали), творческие встречи. Такой комплексно-целевой подход к
обучению интенсифицирует развитие учащихся, формирует устойчивую
мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность,
способствует успешной социализации.
2. Настоящая программа составлена с учетом гибкой и мобильной
специфики дополнительного образования.
3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею
творческого развития каждого учащегося и способствует дальнейшему его
профессиональному росту в специализированных (театральных) учебных
заведениях.
4.
Реализация
программы
в
режиме
сотрудничества
и
демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для
каждого учащегося индивидуальный или коллективный духовный продукт (в
виде спектакля).
5.
Личностно-ориентированный
подход
к
образованию
с
использованием здоровьесберегающих технологий (занятия на природе,
проведение мероприятий и спектаклей на открытых сценических площадках)

7

способствует сохранению и укреплению физического и социального
здоровья учащегося.
Уровень дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Школа актера» - базовый.
Данная программа является преемственной с
«Актерское мастерство».

программой

Возраст учащихся с особенностями приема
Программа предназначена для учащихся 15 - 18 лет.
Количество учащихся: 8-10 человек в группе.
Набор учащихся по данной программе осуществляется только с учетом
навыка работы в театральной студии или переводом из других групп,
занимающихся театральной деятельностью. Учащиеся также могут
включиться в освоение дополнительной образовательной программы на
любом этапе обучения при наличии у него умений и навыков для освоения
программы данного этапа обучения.
Возрастные особенности учащихся
Занятия театральным искусством органичны для учащихся данного
возраста. Огромная познавательная и нравственная роль театрального
воспитания, желание реализовать свой творческий потенциал, желание
попробовать себя в различных ситуациях, развитие фантазии и
наблюдательности, памяти и внимания, словесно логического мышления,
культуры чувств, пластики и речи, моделирование жизненных ситуаций
способствуют интенсивному формированию психической деятельности
учащихся.
Планируемые результаты реализации программы
Главным результатом каждого года обучения становится выпуск
спектакля или концерта, а также – многократный его прокат. Участие в
профессиональных конкурсах разного уровня.
Освоение программного материала позволит достичь следующих
результатов:
 приобретение знаний о театральной культуре, художественной
культуре.
 приобретение умений и навыков работы на сцене, быстрой и
выразительной речи, четком и правильном выполнении элементов
сценического движения, умения работать над ролью, пьесой.

8

 повышение уровня общей культуры учащихся: поведения, общения.
Учащиеся в конце первого года обучения будут
знать:
- этапы работы актера над ролью;
- 3-5 произведений мировой драматургии;
- практические и теоретические основы сценической речи;
- теорию структуры и содержание предстоящего выступления.
уметь:
- самостоятельно сочинять и ставить актерские этюды;
- сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени
репетиций;
- работать над малыми театральными формами.
- самостоятельно выполнять упражнения на укрепление полученных
навыков по дыханию, голосу (развитие диапазона голоса, его гибкости,
звучности, выносливости).
владеть:
- элементами внутренней техники актера;
- основными приемами сценического действия;
- элементами сценической речи.
Учащиеся в конце второго года обучения будут
знать:
- основы актерского мастерства;
- этапы работы актера над ролью и сценарием;
- законы сценического действия;
- законы живой речи на сцене,
-принципы построения литературной композиции, требования к
литературному монтажу.
уметь:
- находить верное органическое поведение в предлагаемых
обстоятельствах;
- раскрывать действенную природу слова в действии;
- самостоятельно анализировать постановочный материал;
- работать над ролью;
- работать над текстом, добиваясь всех требований к работе над
техникой речи и голоса.
- создавать точные актерские образы.
владеть:
- речевым общением;

9

- элементами трюковой техникой;
- основами снятия психофизического зажима элементами настройки
внутренней психотехники актера;
- основами работы в спектакле, застраивания тела в пространстве
сцены.
Учащиеся в конце третьего года обучения будут
знать:
- практические основы актерского мастерства;
- этапы работы над спектаклем;
- принципы построения композиции, требования к литературной
композиции и литературному монтажу.
уметь:
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью
(анализировать, уметь интерпретировать художественный материал);
- создавать этюды по обстоятельствам пьесы;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых
обстоятельствах пьесы;
- создавать точные и убедительные образы;
- самостоятельно выполнять трюковые этюды и композиции;
- четко выполнять поставленную режиссером актерскую задачу.
владеть:
- словесным действием в спектакле;
- техникой снятия психофизического зажима;
- навыками работы над спектаклем (этюдным методом);
- элементами «внутреннего» и «внешнего» самочувствия.
Объем и сроки освоения программы
Срок реализации программы - 3 года.
Количество занятий:
1 год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа. Объем: 216 часов.
2 год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа. Объем: 216 часов.
3 год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа. Объем: 216 часов.
По окончании срока обучения выдается свидетельство об
окончании обучения установленного образца.
Форма обучения
 Очная
Особенности организации образовательного процесса

10

Для реализации программы необходима очная форма обучения, с
применением дистанционных образовательных технологий в период
временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией.
При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации,
мастер – классы, онлайн-конференции на платформах Сферум, Vk, почту,
журнал Школа 2:0 . Предоставляются ссылки на образовательные
видеофильмы по темам программы, бесплатных интернет - ресурсов
трансляций спектаклей, мастер-классов и др. Идут обсуждения в группах или
при конференциях. Учащиеся самостоятельно готовят работы и высылают в
группы социальных сетей. Идет активная связь с родителями.
Формы организации занятий
Основной формой организации образовательного процесса является
как групповое, так и индивидуальное учебное занятие, в которое включается
теоретический блок подачи учебного материала и практический блок.
Обязательно проходят на всех занятиях актерские тренинги.
Программой предусмотрено вариативное использование других форм
организации образовательной деятельности: занятия малокомплектными
группами и индивидуально для работы над ролью, репетиции и театральные
выступления. Также при реализации программы могут быть использованы
конкурсно – игровые программы, мастер – классы, концерты и
обязательно спектакль.
Режим организации занятий
1 год обучения, 2 год и 3 год обучения - 3 академических часа по 45
минут = 2 часа 15 минут.
Во все года обучения после каждого академического часа (45 минут)
перерыв 5 минут.

11

Учебно - тематический план 1 год обучения
Цель: формирование личностных установок учащихся, их умения
выражать себя через образ посредством различных форм театральных
выступлений, профессиональная ориентация учащихся.
Задачи:
Обучающие:
-научить учащихся правильному поведению на сцене во время
репетиции при самостоятельном воплощении режиссерских замыслов;
- дать учащимся знания правил действий во время выступлений;
- научить учащихся давать объективную оценку своему труду.
Развивающие:
- развивать у учащихся навыки запоминания отрывков текста,
пластических отрывков;
- развивать у учащихся личностные качества: усидчивость,
внимательность, наблюдательность, способствующие освоению учебной
информации.
Воспитательные:
- способствовать снятию внутренних зажимов у учащихся;
- воспитывать у учащихся культуру общения в коллективе;
- воспитывать у учащихся ответственное отношение к работе над
спектаклем;
- приучить учащихся самостоятельно готовиться к выступлению;
- способствовать приобретению навыков творческой деятельности у
учащихся;
- воспитывать у учащихся толерантность: уважительное отношение к
иному мнению и художественно-эстетическим взглядам других людей.
Планируемые результаты
Главным результатом каждого года обучения становится выпуск
спектакля или концерта, а также – многократный его прокат. Участие в
профессиональных конкурсах разного уровня.

12

№п/
п
1
2
3
4

5
6
7
8
9
10

Название
раздела, темы
Водное занятие
Сценическая речь
Сценическое
движение
Тренинги
по
элементам
системы
К.С.
Станиславского
Работа над пьесой

Количество часов
Всего
Теория
3
3
36
30

Формы
Практика контроля
36
наблюдение
30
наблюдение

30

30

наблюдение

24

6

18

Репетиции
Прогон
Выпуск спектакля
или концерта.
Итоговые занятия
Организация
каникулярного
времени
Всего

60
6
6

-

60
6
6

3
18

-

3
18

наблюдение,
собеседование
наблюдение
наблюдение
наблюдение,
зачет
зачет

216

9

207

13

Содержание программы
1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с группой, тренинг на знакомство, инструктажи по
правилам безопасности и т.д., планирование учебного времени.
2. Сценическая речь
Практика: практические основы сценической речи; работа над дыханием,
артикуляционная гимнастика, работа со звуком в движении и с мячом.
3. Сценическое движение
Практика: Работа с мячом на зрительный контакт, сценический бой.
4. Тренинги по элементам системы К.С. Станиславского
Практика: Тренинги и упражнения с приемами релаксации. Практические
упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов.
5. Работа над пьесой
Теория: Читка пьесы, принятой к постановке. Распределение ролей.
Практическая деятельность:
Поиск характерности и сценического образа. Обсуждение идеи и темы пьесы.
Определение событийного ряда пьесы. Работа над ролью. Создание
сценического образа. Атмосфера спектакля. Работа на сцене этюдным
методом.
6. Репетиции
Практическая деятельность:
Проведение
репетиций
спектакля.
Репетиции
отдельных
сцен,
индивидуальная работа с актерами над ролью и персонажем. Репетиции
отдельных актов. Всего спектакля.
7. Прогоны спектакля
Практическая деятельность:
Генеральные репетиции спектакля. Сведение музыкальной и световой
партитуры с режиссерским замыслом пьесы. Работа актеров в костюмах и с
декорациями.
8. Выпуск спектакля или концерта
Практическая деятельность:
Пред показ спектакля на малую аудиторию. Премьера спектакля.
9. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов работы за год. Планирование летнего отдыха.

14

Учебно - тематический план 2 год обучения
Цель: формирование личностных установок учащихся, их умения
выражать себя через образ посредством различных форм театральных
выступлений, профессиональная ориентация учащихся.
Задачи:
Обучающие:
- научить учащихся самостоятельно работать над пьесой;
-дать учащимся знания правил работы с партнером, реквизитом,
сценической установкой;
- выработать у учащихся навыки фиксации ключевых мизансцен;
- научить учащихся определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
- научить учащихся давать объективную оценку своему труду.
Развивающие:
- развивать и реализовывать творческие способности учащихся;
- развивать у учащихся навыки запоминания отрывков текста,
пластических отрывков;
- развивать у учащихся личностные качества: усидчивость,
внимательность, наблюдательность, способствующие освоению учебной
информации.
Воспитательные:
- способствовать снятию внутренних зажимов у учащихся;
- воспитывать у учащихся культуру общения в коллективе;
- воспитывать у учащихся ответственное отношение к работе над
спектаклем;
- приучить учащихся самостоятельно готовиться к выступлению;
- приобретение навыков творческой деятельности у учащихся;
- воспитывать у учащихся толерантность: уважительное отношение к
иному мнению и художественно-эстетическим взглядам других людей.
Планируемые результаты
Главным результатом каждого года обучения становится выпуск
спектакля или концерта, а также – многократный его прокат. Участие в
профессиональных конкурсах разного уровня.

15

№п/
п
1
2
3
4

5
6
7
8
9
10

Название
раздела, темы
Водное занятие
Сценическая речь
Сценическое
движение
Тренинги
по
элементам
системы
К.С.
Станиславского
Работа над пьесой

Количество часов
Всего
Теория
3
3
30
24

Формы
Практика контроля
30
наблюдение
24
наблюдение

39

39

наблюдение

27

6

21

Репетиции
Прогон
Выпуск спектакля
или концерта.
Итоговые занятия
Организация
каникулярного
времени
Всего

60
6
6

-

60
6
6

3
18

-

3
18

наблюдение,
собеседование
наблюдение
наблюдение
наблюдение,
зачет
зачет

216

9

207

16

Содержание программы
1. Вводное занятие
Теория: Инструктажи по правилам безопасности и т.д., планирование
учебного времени.
2. Сценическая речь
Практика: Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика.
Выполнение элементов тренинга Стрельниковой А.Н.
Работа с партнером на сцене словесным действием.
3. Сценическое движение
Практика: Сценическая импровизация..
4. Тренинги по элементам системы К.С. Станиславского
Практика: Упражнения на развитие артистической смелости, актерского
внимания, воображения и фантазии, Действия с реальными предметами в
условиях вымысла. Чувство правды как способность актера сравнивать
сценическое поведение с жизненной правдой.
5. Работа над пьесой
Теория: Читка пьесы, принятой к постановке. Распределение ролей.
Практическая деятельность: Поиск характерности и сценического образа.
Обсуждение идеи и темы пьесы. Определение событийного ряда пьесы.
Анализ пьесы. Работа над ролью. Создание сценического образа. Атмосфера
спектакля. Работа на сцене этюдным методом.
6. Репетиции
Практическая деятельность: Нахождение образа и характерности
персонажа. Репетиции отдельных сцен. Репетиции актов. Индивидуальные и
групповые репетиции.
7. Прогоны спектакля
Практическая деятельность: Генеральные репетиции спектакля. Сведение
музыкальной и световой партитуры с режиссерским замыслом пьесы. Работа
актеров в костюмах и с декорациями.
8. Выпуск спектакля
Практическая деятельность: Пред показ спектакля на малую аудиторию.
Премьера спектакля.
9. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов работы за год. Планирование летнего отдыха.

17

Учебно - тематический план 3 год обучения
Цель: формирование личностных установок учащихся, их умения
выражать себя через образ посредством различных форм театральных
выступлений, профессиональная ориентация учащихся.
Задачи:
Обучающие:
- научить учащихся самостоятельно работать над пьесой;
- выработать у учащихся навыки фиксации ключевых мизансцен;
- научить учащихся определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
- способствовать приобретению у учащихся профессиональных
актерских навыков;
- научить учащихся давать объективную оценку своему труду.
Развивающие:
- развивать и реализовывать творческие способности учащихся;
- развивать у учащихся личностные качества: усидчивость,
внимательность, наблюдательность, способствующие освоению учебной
информации.
Воспитательные:
- способствовать снятию внутренних зажимов у учащихся;
- воспитывать у учащихся культуру общения в коллективе;
- воспитывать у учащихся ответственное отношение к работе над
спектаклем;
- приучить учащихся самостоятельно готовиться к выступлению;
- приобретение навыков творческой деятельности у учащихся;
- воспитывать у учащихся толерантность: уважительное отношение к
иному мнению и художественно-эстетическим взглядам других людей.
Планируемые результаты
Главным результатом каждого года обучения становится выпуск
спектакля или концерта, а также – многократный его прокат. Участие в
профессиональных конкурсах разного уровня.

18

№п/
п
1
2
3
4

5
6
7
8
9
10

Название
раздела, темы
Водное занятие
Сценическая речь
Сценическое
движение
Тренинги
по
элементам
системы
К.С.
Станиславского
Работа над пьесой

Количество часов
Всего
Теория
3
3
30
33

Формы
Практика контроля
30
наблюдение
33
наблюдение

36

36

наблюдение

24

6

18

Репетиции
Прогон
Выпуск спектакля
или концерта.
Итоговые занятия
Организация
каникулярного
времени
Всего

60
3
6

-

60
3
6

3
18

-

3
18

наблюдение,
собеседование
наблюдение
наблюдение
наблюдение,
зачет
зачет

216

9

207

19

Содержание
1. Вводное занятие
Теория: Инструктажи по правилам безопасности и т.д., планирование
учебного времени.
2. Сценическая речь
Практика: законы живой речи на сцене; работа над дыханием,
артикуляционная гимнастика; работа со звуком в движении и с мячом;
подтекст роли, монологи.
3. Сценическое движение
Практика: Работа с мячом на зрительный контакт, сценический бой с
палкой, шпагой, бесконтактный.
4. Тренинги по элементам системы К.С. Станиславского
Практика: Тренинги и упражнения на рабочее самочувствие и
творческое восприятие.
5. Работа над пьесой
Теория: Читка, пьесы, обсуждение, распределение ролей.
Практическая деятельность: Составление полной экспликации пьесы.
Событийный ряд. Конфликт. Сверхзадача спектакля и т.д. Создание образа
персонажей, этюдный способ разбора пьесы.
6. Репетиции
Практическая деятельность: Работа над ролью. Создание сценического
образа. Атмосфера спектакля. Работа на сцене этюдным методом. Репетиции
с главными героями. Мизансценирование. Репетиции отдельных сцен. Всего
спектакля.
7. Прогоны спектакля
Практическая деятельность: Сведение звуковой и световой партитуры
спектакля. Генеральные репетиции с присутствием зрителей. Предпоказ
спектакля на педагогов учреждения.
8. Выпуск спектакля
Практическая деятельность: Пред показ спектакля на малую аудиторию.
Премьера спектакля.
9.Прокат спектакля
Практическая деятельность: Показ спектакля для разной аудитории по
сценическим площадкам города и поездки на конкурсы и фестивали.
Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов работы за год. Планирование летнего отдыха.

20

2. Комплекс организационно - педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение программы
Зал для проведения репетиционных занятий
Зал для проведений занятий по сценическому движению
Сцена
Съемная «одежда» сцены (кулисы, задники, занавес) для
разных спектаклей
5. Музыкальный центр
6. Компьютер
7. Колонки
8. Проектор (для создания объемных декораций и просмотр работ,
презентаций и т.д.)
9. Экран
10. Стулья
11. Маты
12. Скамейки
13. Кубы различных форм
14. Мячи разных диаметров (для занятий сценической речью,
сценическим
движением,
тренингами
по актерскому
мастерству)
15. Световые приборы (театральные прожектора, софиты нижние и
верхние, световые фильтры, стробоскоп)
16. Пульт управления световыми приборами
17. Пульт звукооператорский
18. Микрофоны
19. Ширмы разноуровневые для выстраивания декораций
20. Реквизит
21. Костюмы.
22. Грим
23. Шпаги и палки для сценического движения
1.
2.
3.
4.

Вся работа строится вокруг целостного художественного произведения:
спектакля, шоу, творческого вечера, праздника.
Учащиеся принимают участие в театральных постановках. Это служит
мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед
зрителями.

21

В течение учебного года в каждой группе ставится минимум один
спектакль. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях,
играет то, что ему хочется.
На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается
помощь учащимся в раскрытии себя в общении и творчестве.
Занятия лучше всего проводить в просторном, театральном зале, где
было бы достаточно места. В основе занятий лежат принципы обучения
актеров в театральных ВУЗах, однако методика адаптирована для
применения в работе с обучающимися. Максимальное количество времени
отводится на практические занятия, то есть освоение материала происходит в
процессе решения учащимися увлекательных творческих задач, постановки
спектакля.
С самого начала, учащиеся приучаются работать в присутствии
зрителя, в качестве которого может выступать педагог, другие обучающиеся
данной группы или любой посторонний человек. Возможность в течение
одного занятия находиться поочередно и на сцене, и в зрительном зале
приучает обучающихся к внимательному и ответственному отношению к
работе своей и своих товарищей.
Методы и приемы обучения
Репродуктивные: наглядные методы (показ спектаклей других
творческих коллективов); практические методы (игры, тренинги, так как они
являются неотъемлемой частью работы актера); словесные методы (беседы).
Проблемно-развивающие: создание проблемных ситуаций и разрешение их;
постановка проблемы и побуждение к самостоятельному ее решению.
Интерактивные: дискуссия, тренинг, мозговой штурм, эвристическая
беседа
Методы обучения в театральной студии осуществляют четыре
основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения
обучающихся практическим умениям и навыкам; функцию учения,
обеспечивающую познавательную деятельность самих обучающихся;
функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.
Постоянный поиск новых форм и методов организации
образовательного процесса позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее
более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего
момента. Тренинг проводится на каждом занятии. Комплекс упражнений
разработан с учетом возрастных особенностей. Технические навыки
отрабатываются на дидактическом материале модулей входящих в

22

комплексную программу. (Комплекс упражнений и методики по дыханию,
вибрации, артикуляции, орфоэпии, вокалу даны в методическом
сопровождении к разделу)
Формы аттестации
Проверка результатов образовательной деятельности проходит
поэтапно.
Текущий контроль – определение уровня знаний по разделам
программы. Это практические задания (работа на репетициях, над ролью),
опрос, наблюдение.
Промежуточный контроль - контроль знаний и умений по основным
вопросам раздела программы с целью диагностирования качества усвоения
материала данного раздела, и в случае необходимости корректирование
программы. Наблюдение и зачет.
Итоговый контроль – выпуск спектакля. Практические задания,
наблюдение.
При учете знаний, умений, и навыков учащихся соблюдаются
следующие требования: объективность, индивидуальность, дифференциация,
систематичность.
Основными формами подведения итогов по программе является
участие учащихся в театральных конкурсах, смотрах, фестивалях местного,
регионального, Всероссийского уровня.
Оценить спектакль или концерт трудно, любая оценка достаточно
субъективна, и вместе с тем необходима. В первую очередь учащиеся
получают оценку режиссера-постановщика, затем – других студийцев и
педагогов. Возможно, не самым объективным, но немаловажным является
мнение сторонних зрителей, а также коллег и профессионалов, если
спектакль участвует в конкурсах и фестивалях. Программа особое внимание
уделяет прокату спектаклей, то есть их многократному повторению в
условиях, как собственного помещения, так и на выезде.

23

Оценочные материалы
Контрольно-измерительные материалы по 1 году обучения
по усвоению общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа актера»
промежуточный контроль
«___»_____________20____г.
№
п/
п

Фамилия Имя

Дата
проведе
ния
контрол
я

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
ПО ГРУППЕ В %
Педагог ________________________

Контролируемые знания, умения по темам, форма контроля
(тестирование, практическая работа)
Умение самостоятельно сочинять Умение самостоятельно выполнять
и ставить актерские этюды упражнения по дыханию, голосу,
дикционные упражнения практическая работа
практическая работа

Результа
тв
баллах

24

Контрольно-измерительные материалы по 1 году обучения
по усвоению общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа актера»
итоговый контроль
«___»_____________20____г.
№
п/
п

Фамилия Имя

Дата
проведения
контроля

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПО ГРУППЕ В %

Педагог ________________________

Контролируемые знания, умения по темам, форма контроля
Результат в баллах
(практическая работа)
Владение
Умение
Умение работать
элементами
сосредоточенно и
над малыми
внутренней
интенсивно работать в театральными
техники актера
течение всего времени формами
репетиций
практическая
практическая
работа
практическая
работа
работа

25

Контрольно-измерительные материалы по 2 году обучения
по усвоению общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа актера»
промежуточный контроль
«___»_____________20____г.
№
п/
п

Фамилия Имя

Дата
проведен
ия
контроля

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
ПО ГРУППЕ В %

Педагог _______________________

Контролируемые знания, умения по темам, форма контроля
(тестирование, практическая работа)
Умение находить
Умение работать над
Умение создавать
верное органическое
текстом, добиваясь всех точные актерские
поведение в
требований к работе над образы
предлагаемых
техникой речи и голоса
практическая
обстоятельствах
практическая работа
работа
практическая работа

Результат в
баллах

26

Контрольно-измерительные материалы по 2 году обучения
по усвоению общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа актера»
итоговый контроль
«___»_____________20____г.
№
п/
п

Фамилия Имя

Дата
проведен
ия
контроля

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
ПО ГРУППЕ В %

Педагог ________________________

Контролируемые знания, умения по темам, форма контроля
(практическая работа)
Умение самостоятельно
Умение раскрывать
Умение работать
анализировать
действенную
над малыми
постановочный материал природу слова в
театральными
действии
формами
практическая работа
практическая
практическая
работа
работа

Результат в
баллах

27

Контрольно-измерительные материалы по 3 году обучения
по усвоению общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа актера»
промежуточный контроль
«___»_____________20____г.
№
п/
п

Фамилия Имя

Дата
Контролируемые знания, умения по темам, форма контроля
проведения (практическая работа)
контроля
Владение техникой
Умение создавать
Умение самостоятельно
снятия
этюды по
выполнять трюковые
психофизического
обстоятельствам
этюды и композиции
зажима
пьесы
практическая работа
практическая работа практическая
работа

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
ПО ГРУППЕ В %

Педагог ________________________

Результат в
баллах

28

Контрольно-измерительные материалы по 3 году обучения
по усвоению общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа актера»
итоговый контроль
«___»_____________20____г.
№
п/
п

Фамилия Имя

Дата
проведен
ия
контроля

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
ПО ГРУППЕ В %

Педагог ________________________

Контролируемые знания, умения по темам, форма контроля
(практическая работа)
Умение самостоятельно Умение находить
Умение четко
работать над
верное органическое
выполнять
сценическим образом и поведение в
поставленную
ролью
предлагаемых
режиссером
актерскую задачу
практическая работа обстоятельствах
пьесы практическая
практическая
работа
работа

Результат в
баллах

29

Контрольно – диагностический блок
Мониторинг эффективности реализации программы «Школа актера»
Направление: «Уровень освоения содержания дополнительной общеобразовательной программы»
Показатели
Критерии
Параметры
Методы
Инструментарий Периодичность
изучения
Высокий: освоен весь объем Наблюдение
Практические
В середине и
Знание
Теория:
имеет
теории, знает терминологию, Собеседование работы
конце учебного
основ
представление может самостоятельно применять
года
о театральном знания и навыки по теме.
искусстве
Средний: освоено более 1/2
теории, владеет приемами с
Практика:
умеет делать
помощью педагога.
Низкий: владеет менее ½ теории,
не
употребляет
термины,
работает с помощью педагога.

30

Мониторинг личностного развития учащихся д/о «Школа актера»
Направление: «Уровень сформированности положительных качеств личности»
№ п/п

Параметры

Критерии

Уровни

Методы

1. Организационно-волевые качества
1.1

Терпение

Способность переносить
нагрузки в течение
определенного времени,
преодолевать трудности

1.2

Воля

Способность активно
побуждать себя к
практическим действиям

1.3

Самоконтроль

Умение контролировать
свои поступки

Высокий: терпения хватает на все
Наблюдение
занятие;
Средний: терпения хватает больше,
чем на ½ занятия;
Низкий: терпения хватает меньше, чем
на ½ занятия
Высокий: волевые усилия
Наблюдение
побуждаются самим учащимся;
Средний: волевые усилия
побуждаются периодически;
Низкий: волевые усилия
побуждаются с помощью педагога
Высокий: учащийся контролирует
Наблюдение
себя сам;
Средний: учащийся периодически
контролирует себя сам;

31

Низкий: учащийся постоянно
находится под воздействием контроля
извне
2. Ориентационные качества
2.1

Самооценка

2.2

Интерес к
занятиям

Способность оценивать
себя адекватно реальным
достижениям
Осознанное участие
учащихся в освоении
программы

Завышенная;
Нормальная;
Заниженная;
Высокий: интерес постоянно
поддерживается самостоятельно;
Средний: интерес периодически
поддерживается самим учащимся;
Низкий: интерес к занятиям
продиктован извне

Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа

3. Поведенческие качества
3.1

Конфликтность

Способность занять
определенную позицию в
конфликтной ситуации

3.2

Тип

Умение воспринимать

Высокий: пытается самостоятельно
Наблюдение
уладить возникающие конфликты;
Беседа
Средний: сам в конфликтах не
участвует; старается их избежать;
Низкий: периодически провоцирует
конфликты сам
Высокий: инициативен в общих делах; Наблюдение

32

сотрудничества

общие дела, как свои
собственные

Средний: участвует при побуждении
извне;
Низкий: избегает участия в общих
делах

33

Методическое обеспечение программы
Применяе Методический,
Материально-техническое
мые
дидактический
оснащение
методы
материал

№
п/
п

тема

Формы
занятий

1

Сценическ
ая речь

Учебное
занятие,
тренинг

Репродуктив
ный

2

Сценическ
ое
движение

Учебное
занятие,
тренинг

Репродуктив
ный

3

Тренинги
по
элементам
системы
К.С.
Станислав
ского

Учебное
занятие,
тренинг

Репродуктив
ный
Проблемноразвивающи
й
Интерактивн
ый

4

Работа над Учебное
пьесой
занятие,
тренинг,
спектакль

Репродуктив
ный
Проблемноразвивающи

Стрельникова А.Н.
«Дыхательная
гимнастика».
Петрова Л.П. «Основы
сценической речи».
Кох И.Э. «Движение»

Методическая разработка
«Приемы работы по
взаимодействию
партнеров на сцене»
Ершова
А.П.
«Уроки
театра на уроках в
школе».
Захава Б.Е. «Мастерство
актера и режиссера».
Методическая разработка
«Приемы работы по
взаимодействию
партнеров на сцене»

Форма
подведения
итогов

Зал для проведения репетиционных
занятий, сцена, мячи разных диаметров,
стулья, кубы, маты, компьютер,
музыкальный центр

наблюдение

Зал для проведения репетиционных
занятий, сцена, мячи разных диаметров,
стулья, кубы, маты, деревянные палки,
шпаги, компьютер, музыкальный центр
Зал для проведения репетиционных
занятий, стулья, кубы, компьютер,
музыкальный центр

наблюдение

Зал для проведения репетиционных
занятий, зал для проведений занятий по
сценическому движению, сцена, съемная
«одежда» сцены (кулисы, задники,

наблюдение,
собеседование
зачет

наблюдение

34

й
Ершова
А.П.
«Уроки
Интерактивн театра на уроках в
ый
школе».
Захава Б.Е. «Мастерство
актера и режиссера».

занавес) для разных спектаклей,
музыкальный центр, компьютер,
колонки, проектор (для создания
объемных декораций и просмотр работ,
презентаций и т.д.), экран, стулья, маты,
скамейки, кубы различных форм, мячи
разных диаметров (для занятий
сценической речью, сценическим
движением, тренингами по актерскому
мастерству), световые приборы
(театральные прожектора, софиты
нижние и верхние, световые фильтры,
страбоскоп), пульт управления
световыми приборами, пульт
звукооператорский, микрофоны, ширмы
разноуровневые для выстраивания
декораций, реквизит, костюмы, грим,
шпаги и палки для сценического
движения.

35

Список используемой литературы
1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. М., 2006.
2. Бондарева В. Записки помрежа. М.: Искусство, 1985.
3. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. М., 1979.
4. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. М., 2001.
5. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. Л.: Искусство, 2002.
6. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебник для ВУЗов. СПб.:
Лань, 2020.
7. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. М.: Советская Россия, 2006.
8. Корогодский З.Я. Начало. СПб., 2005.
9. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
10. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы.
М.: Просвещение, 2006.
11.Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1989.
12. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены: том 1-2. Л., 1980.
13. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. М., 2000.

36

Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей
1. Вархолов Ф. М. Грим. -М.: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное
пособие по курсу «Сценическая речь». М.: ГИТИС, 2004.
3. Генералова И.А. Мастерская чувств. М., 2006.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие
для театральных и культурно-просветительных училищ. М.:
Просвещение, 2003.
5. Невский Л. А. Ступени мастерства. М.: Искусство, 2005.
6. Петрова А.Н. Сценическая речь. М.: Искусство, 1981.
7. Шильгави В.П.Начнем с игры. М.: Просвещение, 1994.
8. Школьников С. Основы сценического грима. Минск: Высшая
школа, 2004.
9. Эфрос А.В. Репетиция – любовь моя. М.: 2001.

37

Приложение 1
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Школа актера»
художественной направленности
1 год обучения
1. Адрес и места осуществления образовательного процесса
1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски, ул. Советская ,35а
1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 4
2. Продолжительность учебного года
2.1. Начало учебного года –10.09.2024 г
2.2. Окончание учебного года: – 31.05.2025г.
2.3. Количество учебных недель: 36 недель
3. Режим занятий
3.1. 2 раза в неделю по 3 часа – 6 часов в неделю
* расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам.
4. Продолжительность каникул
4.1. осенние каникулы - с 26.10.24г. по 03.11.2024г.
4.2.зимние каникулы - с 31.12.24г. по 8.01.2025г.
4.3.весенние каникулы - с 22.03.25г. по 30.03.2025г.
5. Праздничные дни:
- 4 ноября – День народного единства;
- 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы;
- 7 января - Рождество Христово;
- 23 февраля - День защитника Отечества;
- 8 марта - Международный женский день;
- 1 мая - Праздник Весны и Труда;
- 9 мая - День Победы;
- 12 июня – День России.
6 Календарный план проводимых мероприятий для обучающихся
№
Название мероприятия
форма проведения
дата
п/п
проведения
1.
Встреча с выпускниками –
Беседа, тренинг
ноябрь
студентами Кем ГИК
2.
«Дети – детям»
Совместное занятие с группой
ноябрь
«Играем в театр»
3.
«Новогодняя дискотека»
Развлекательная программа
декабрь
4.
Встреча с выпускниками –
Беседа, тренинг
январь
студентами Кем ГИК
5.
Тренинги со студентами Кем
тренинг
март
ГИК
6.
Тренинги со студентами Кем
тренинг
март
ГИК
!- количество мероприятий зависит от количества учебного времени отведенного на раздел
«Организация каникулярного времени»
*- даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по объективным
причинам.

Программа воспитания в детском объединении «Школа актера» является Приложением к
ДООП и размещена в учебно-методическом комплексе к программе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».