Актерское мастерство дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленность: художественная уровень программы: базовый возраст учащихся: 10-14 лет срок реализации: 3 года Разработчик: Бабичева Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования Мысковский Г.О. 2024 2 Содержание 1. «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка (нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной программы, направленность программы, актуальность программы, педагогическая целесообразность, уровни сложности программы, отличительные особенности программы, возраст учащихся с особенностями приема, планируемые результаты реализации программы, объемы и сроки освоения программы, формы обучения, особенности организации образовательного процесса, режим организации занятий) Цель и задачи программы 2. Комплекс организационно-педагогических условий Учебно – тематический план 1 год обучения Содержание образовательной программы 1 год обучения Учебно – тематический план 2 год обучения Содержание образовательной программы 2 год обучения Учебно – тематический план 3 год обучения Содержание образовательной программы 3 год обучения Условия реализации программы Формы аттестации Оценочные материалы Контрольно – измерительный блок Методическое обеспечение программы Список используемой литературы Список рекомендуемой литературы для детей и родителей 3 3 10 11 11 13 18 20 23 25 26 28 29 34 43 45 46 3 1. «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актерское мастерство» художественной направленности является модифицированной. В ее основу положена программа Министерства образования РФ «Театральный кружок» Ю.И. Рубина, Т.Ф. Яковлева, Е.П. Перельман (Москва «Просвещение» 1984г). Предлагаемая программа ориентирует на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации, на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на содружество педагога и учащихся. Учащиеся приобретают опыт взаимодействия с большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия с действиями других членов группы, т. е. приобретают навыки коллективного творчества. Учащиеся продолжают знакомство с профессиями актера и режиссера. Программа составлена в соответствии с нормативными документами • Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); • Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); • Приказ Министерства просвещения РФ от 27июля 2022 г.№629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) • Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р); 4 • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". • Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с "Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий"). • Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". • Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации". • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н); • Локальные акты МБОО ДО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности. Актуальность программы Программа отвечает потребностям современных детей и их родителей в развитии творческой индивидуальности, активности учащихся. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально - творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни. Умение самовыражаться посредством театральной деятельности. Педагогическая целесообразность Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения; учится преобразовывать мир, используя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. 5 Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета; интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали). Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации. 2. Настоящая программа составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования. 3. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля). 4.Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровье сберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков, способствует формированию сознания, расширяет жизненный опыт, способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка. Уровень дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Актерское мастерство» - базовый. Данная программа является преемственной с программой «Играем в театр». Возраст учащихся с особенностями приема Программа предназначена детям в возрасте 10 - 14 лет. Количество учащихся: 10-15 человек в группе 6 Набор учащихся осуществляется с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к театральному виду деятельности (чтецкий материал, выполнение этюдов, собеседование). Учащиеся также могут включиться в освоение дополнительной образовательной программы на любом этапе обучения при наличии у него умений и навыков для освоения программы данного этапа обучения и на основании проверки знаний (тестирование, опрос, практические задания). Возрастные особенности учащихся. Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так как в период идентификации подростки примеряют на себя «маски» - ориентации на других людей, на взрослые эталоны. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности обучающихся. Планируемые результаты реализации программы По окончании обучения по программе у учащихся будут сформированы: умение самоопределяться в дальнейшей творческой деятельности (возможен дальнейший выбор будущей профессии, связанной с театральной деятельностью); способность проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности; неравнодушие по отношению к людям, миру искусства и природы. В результате реализации программы, обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками праздников, различных акций, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих. Ожидаемые результаты Учащиеся в конце первого года обучения будут знать: - простые элементы работы актера над ролью; - 10-15 произведений русских поэтов; - теоретические основы сценической речи; - упражнения по артикуляционной гимнастике. уметь: 7 - правильно выполнять упражнения актерского тренинга и выполнять тренинги в группе; - самостоятельно сочинять и ставить актерские этюды; - правильно выполнять упражнения на укрепление полученных знаний по дыханию, голосу; - представлять движения в воображении и мыслить образами. владеть: - элементами внутренней техники актера; - элементами одиночного и парного равновесия; - понятием «подтекст» и «текст»; - схемой построения сценического этюда. Учащиеся в конце второго года обучения будут знать: - теоретические основы актерского мастерства; - основы работы актера над ролью и сценарием; - элементы законов сценического действия; - законы живой речи на сцене; - правила гигиены полости рта в целях сохранения «здорового голоса». уметь: - находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах; - раскрывать действенную природу слова в действии; - анализировать с помощью педагога постановочный материал; - работать над ролью; - работать над текстом, добиваясь всех требований к работе над техникой речи и голоса. владеть: - элементами речевого общения; - элементами трюковой техникой; - элементами сценической пластикой. Учащиеся в конце третьего года обучения будут знать: - теоретические и практические основы актерского мастерства; - этапы работы над спектаклем; - приемы сценического боя. уметь: - самостоятельно работать над сценическим образом и ролью; - придумывать и ставить этюды на заданные темы; - находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах; - создавать точные и убедительные образы. 8 - самостоятельно выполнять трюковые этюды и композиции. владеть: - словесным действием в спектакле; - элементами внутренней и внешней техники актёра; - элементами аутотренинга и релаксации. Объем и сроки освоения программы Срок реализации программы - 3 года. Количество занятий: 1 год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа. Объем: 216 часов. 2 год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа. Объем: 216 часов. 3 год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа. Объем: 216 часов. Форма обучения Очная Особенности организации образовательного процесса Для реализации программы необходима как очная форма обучения, так и с применением дистанционных образовательных технологий в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией. При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации, мастер – классы, онлайн-конференции на платформах Vk, образовательной платформе Сферум Журнал Школа 2:0. Предоставляются ссылки на образовательные видеофильмы по темам программы, бесплатных интернет ресурсов трансляций спектаклей, мастер-классов и др. Идут обсуждения в группах или при конференциях. Учащиеся самостоятельно готовят работы и высылают в группы социальных сетей. Идет активная связь с родителями. Формы организации занятий Основной формой организации образовательного процесса является как групповое, так и индивидуальное учебное занятие, в которое включается теоретический блок подачи учебного материала и практический блок. Обязательно проходят на всех занятиях актерские тренинги. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации образовательной деятельности: занятия малокомплектными группами и индивидуально для работы над ролью, репетиции и театральные выступления. Также при реализации программы могут быть использованы конкурсно – игровые программы, мастер – классы, концерты и обязательно спектакль. Режим организации занятий 1 год - 3 года обучения: 3 академических часа по 45 минут = 2 часа 15 минут. После каждого академического часа (45 минут) перерыв 5 минут. 9 Цель и задачи программы Цель программы: развитие творческой индивидуальности и активности учащегося среднего школьного возраста, формирование его художественно-творческих способностей, посредством театральной деятельности. Задачи программы Обучающие: обучить учащихся навыкам актерского мастерства, работе на сцене; познакомить учащихся с лучшими образцами отечественной и зарубежной драматургии, литературы, танцев и музыки; помочь учащимся осознать практичность направления актерского и сценического мастерства не только на сценической площадке, но и в жизни. Развивающие: развивать учащегося, гармонично владеющего словом и телом; развивать в учащихся полезные для учебы и жизни психологические качества (внимание, воображение, волю, память, мышление); развивать творческие способности учащихся; развивать у учащихся наглядно-образное мышление. Воспитательные: создавать условия для творческого развития личности учащихся; воспитывать у учащихся художественный вкус, любовь к театру; воспитывать нравственные качества личности учащихся; у учащихся коммуникативные способности, чуткость и внимание к партнеру; воспитывать у учащихся ответственность, терпеливость, умение преодолевать трудности. 2. «Комплекс организационно - педагогических условий» Программа 1 года обучения Цель: развитие творческой индивидуальности и активности учащегося среднего школьного возраста, формирование его художественно-творческих способностей, посредством театральной деятельности. Задачи: Обучающие: обучить учащихся навыкам актерского мастерства, работе на сцене; познакомить учащихся с лучшими образцами отечественной и зарубежной драматургии, литературы, танцев и музыки; 10 обучить учащихся правильно выполнять упражнения актерского тренинга и выполнять тренинги в группе; обучить учащихся самостоятельно сочинять и ставить актерские этюды; обучить учащихся правильно выполнять упражнения на укрепление полученных знаний по дыханию, голосу; обучить учащихся представлять движения в воображении и мыслить образами. Развивающие: развивать учащегося, гармонично владеющего словом и телом; развивать в учащихся полезные для учебы и жизни психологические качества (внимание, воображение, волю, память, мышление); развивать творческие способности учащихся. Воспитательные: создавать условия для творческого развития личности учащихся; воспитывать у учащихся художественный вкус, любовь к театру; воспитывать нравственные качества личности учащихся; у учащихся коммуникативные способности, чуткость и внимание к партнеру; воспитывать у учащихся ответственность, терпеливость, умение преодолевать трудности. 11 Учебно - тематический план 1 год обучения Наименования разделов и тем Всего Теория Практика 1. Вводное занятие 2. Театральная игра 2.1 Я - предмет 2.2 Я – стихия 2.3 Я – животное 2.4 Я – фантастическое животное 3. Комплексные упражнения на овладение элементами системы К.С. Станиславского: 3 27 6 6 9 6 15 3 1 1 - 1 26 5 6 9 6 14 3.1 Приемы релаксации, 3 концентрации внимания, дыхания чувство правды 3.2 Мускульная свобода 1 2 3.3 Оценка и ритм 3 - 3 3.4 Чувство правды и контроль 3 - 3 3.5 Мысль и подтекст 3 - 3 - 3 1 1 23 2 3.6 Сценический образ как 3 «комплекс отношений» 24 4. Сценическая речь 4.1 Содержание и понятие 3 Форма контроля опрос наблюдения наблюдения орфоэпии 4.2 Виды дыхания 6 - 6 4.3 Системы дыхания 3 - 3 4.4 Гласные звуки 6 - 6 4.5 Согласные звуки 5. Сценическое движение 5.1 Одиночные упражнения 6 24 3 1 1 6 23 2 - 3 - 3 5.2 Упражнения на парное 3 равновесие 5.3 Игровые упражнения 3 наблюдения 12 5.4 Развивающий тренинг 3 - 3 5.5 Пластический тренинг 6 - 6 5.6 Специальный тренинг 6 - 6 - 18 6 18 6. Танец, пластика 6.1 Элементы танца: бранль, 6 наблюдения менуэт, полонез, вальс 6.2 Танцевальные композиции 6 - 6 6.3 Танец в спектакле 6 - 6 7. Предлагаемые обстоятельства 7.1 Понятие о сценическом оправдании 7.2 Понятие о прилагаемых обстоятельствах 8. Работа над драматургическим материалом 9. Индивидуальные и групповые этюды 9.1 Понятие этюд 9.2 Виды этюдов 10. Спектакль 15 1 14 6 1 5 9 - 9 12 1 11 наблюдения, опрос 15 - 15 наблюдения 6 9 45 3 6 9 42 10.1 Читка, распределение ролей 10.2 Поиск характерности и сценического образа. Обсуждение идеи и темы пьесы. Определение событийного ряда пьесы 10.3 Репетиции 10.4 Генеральный прогон 10.5 Показ спектакля 11. Организация каникулярного времени Всего: 3 3 3 - 3 33 3 3 18 - 33 3 3 18 216 12 204 наблюдения наблюдения, опрос 13 Содержание программы первого года обучения Тема 1. Вводное занятие Знакомство с планом работы. Знакомство с правилами поведения и техники безопасности. Тренинг – знакомство. 2. Театральная игра 2.1 «Я – предмет» Теория: Объяснение темы «Я – предмет». Понятие сценический образ. Создание сценического образа. Действенная партитура роли. Понятие психотехника переживания. Психотехника переживания, позволяющая освоить разнообразные формы воплощения театрального образа. Практика: Этюды на тему: «Я – предмет» (изобразить торшер, холодильник, пылесос, чайник, стиральную машину). 2.2 «Я – стихия» Теория: Объяснение темы «Я – стихия». Практика: Упражнения: «Земля, воздух, вода». Этюды на тему «Я – стихия» (изобразить море, ветер, огонь, вулкан и др.). 2.3 «Я – животное» Теория: Объяснение темы «Я – животное». Практика: Этюды на тему «Я – животное». (Изобразить любое животное на выбор). 2.4 «Я – фантастическое животное» Теория: Объяснение темы «Я – фантастическое животное». Практика: Этюды на тему «Я – фантастическое животное». (Изобразить не существующее животное.) 3. Комплексные упражнения на овладение элементами системы К.С. Станиславского 3.1 Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания Теория: Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания. Значение дыхания в актерской работе. Практика: Тренинги и упражнения с приемами релаксации. Практические упражнения на развитие сценического внимания. Практические занятия по работе над дыханием. Упражнения: «Сосулька», «Снежинки», «Холодно жарко», «Тряпичная кукла – солдат», «Шалтайболтай», «Штанга», «Муравей», «Спящий котенок», «Насос и мяч», «Зернышко», «Пишущая машинка» и др. 3.2 Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов 14 Теория: Понятие о мускульной свободе. Мускульная свобода как целесообразное распределение и расходование мышечной энергии. Законы внутренней техники актерского искусства. Явление «Зажим». Практика: Практические упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов. Упражнения: «Сон-пробуждение», «Расслабление по счету до10», «Расслабление и зажим», «Расслабление тела кроме одной части тела», «Выполнить определенные действия по счету» и др. 3.3 Оценка и ритм Теория: Понятие оценки. Оценка как отношение к образу, возникшее на сцене. Понятие о ритме как о соотношении силы энергии и скорости. Практика: Упражнения: «Коробочка скоростей», «Мостик», «Ритмичные движения по хлопкам», «Находка», «Сидит, читает, а кто-то мешает» др. 3.4 Чувство правды и контроль Теория: Объяснение темы. Чувство правды как способность актера сравнивать сценическое поведение с жизненной правдой. Практика: Упражнения: «Ждать», «Распилить бревно», «Пианист», «Парикмахер», «Войти в дверь», «Художник», «Зеркало» и др. 3.5 Мысль и подтекст Теория: Объяснение темы. Понятие о подтексте (том смысле, который хочет вложить в ту или иную фразу актер). Практика: Упражнения: «Слова, фразы в разных интонациях», «Читать стихотворение (грустно, радостно, удивленно, обиженно, торжественно и др.) и др. 3.6 Сценический образ как «комплекс отношений» Теория: Объяснение темы. Три момента общения: оценка намерения и действия партнера; пристройка к партнеру» самовоздействие на партнера в желаемом направлении. Практика: Упражнения: «Подарок», «Дирижирование чувством», «Качели», «Тень», «Сиамские близнецы», «Оправдание позы», «Догадайся», «Пристройка» и др. 4. Сценическая речь 4.1 Содержание и понятие орфоэпии Теория: Содержание и понятие орфоэпии. Краткая история русской орфоэпии. Литературная норма и говор. Практика: Упражнения для устранения ринолалии. Биппи… Пибби… и т.д., чёткое произношение не сложных скороговорок, чтение маленьких детских стишков. 4.2 Виды дыхания 15 Теория: Понятие дыхание. Правила при выполнении дыхательной гимнастики. Практика: Дыхательная гимнастика. 4.3 Системы дыхания Теория: Три системы дыхания. Строение голосового аппарата. Два отдела речевого аппарата. Гигиена речевого аппарата. Практика: Упражнения: свеча, паровоз, оса, насосы, шарик, и т.д. 4.4 Гласные звуки Теория: Понятие гласные звуки. Гласный звукоряд. Практика: Голосовые упражнения на гласные звуки А, О, У, И, Э, Ы Для начала звуки артикулируются без голоса перед зеркалом, а затем переходить к громкому звучанию. Постепенно увеличивая число повторений: А … Э АО АОЭ… 4.5 Согласные звуки Теория: Согласные сонорные. Согласные свистящие и шипящие. Практика: Использование стихотворных текстов в работе над звуками. Не сложные скороговорки. 5. Сценическое движение 5.1 Одиночные упражнения Теория: Понятие акробатика. Практика: Кувырки, кувырки назад и вперед, стойка «свечкой», мост, каскад; упражнения на взаимодействия с мячом, скакалкой, плащом, стулом, столом и др. Одиночные упражнения. Упражнения на парное равновесие. Взаимодействие с партнером (упражнения акробатические, гимнастические, импровизация борьбы). 5.2 Упражнения на парное равновесие Теория: Объяснение темы. Практика: Упражнения: «Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату» и др., парные и групповые упражнения. 5.3 Игровые упражнения (выполнение упражнений в процессе игры) Теория: Объяснение правил выполнения упражнений. Практика: упражнения в выпадах, в приседе, на развитие внимания, тренировочный бег и др. 5.4 Развивающий тренинг Теория: Объяснение темы. Подготовка костно-мышечного аппарата актера и определение степени готовности к активной работе на уроке. Практика: Тренинги: развивающие (упражнения на гибкость и растяжку; координацию и реакцию и др.). 5.5 Пластический тренинг 16 Теория: Объяснение темы. Понятие «пластика». Практика: Упражнения на расслабление и напряжение; подвижность и выразительность. 5.6 Специальный тренинг Теория: Объяснение понятия психофизические качества актёра. Практика: Упражнения на развитие чувства пространства, формы, чувство партнёра, инерции движений. 6. Танец, пластика Практическая деятельность: Изучение элементов историко-бытового танца. 6.1 Элементы танца: бранль, менуэт, полонез, вальс. 6.2 Танцевальные композиции; 6.3 Танец в спектакле. 7. Предлагаемые обстоятельства 7.1 Сценическое оправдание Теория: Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. 7.2 Понятие о прилагаемых обстоятельствах Теория: Путь к оправданию через творческую фантазию актера. Значение фантазии в работе актера. Практика: Упражнения: «Рассказ по фотографии», «Путешествие», «Сочинить сказку», Фантастическое существо» и др. 8. Работа над драматургическим материалом Освоение теоретических положений в процессе постановок фрагментов пьес в пространстве сцены. Практическая деятельность: Постановка и выполнение учениками заданий. 9. Выполнение этюдов 9.1 Понятие этюд 9.2 Виды этюдов Практика: Этюды на память физических действий (убираю комнату, ловлю рыбу, стираю и т.д.), этюды на внимание, этюды на фантазию, этюды на отношение предметов (обыгрывание предметов), этюды на движение, этюды на публичное одиночество. Парные этюды. 10. Работа над спектаклем 10.1 Читка, распределение ролей 10.2 Поиск характерности и сценического образа. Обсуждение идеи и темы пьесы. Определение событийного ряда пьесы 10.3 Репетиции 17 10.4 Генеральный прогон 10.5 Показ спектакля Практическая деятельность: Работа над ролью. Создание сценического образа. Атмосфера спектакля. Работа на сцене этюдным методом. 18 Программа 2 года обучения Цель: развитие творческой индивидуальности и активности учащегося среднего школьного возраста, формирование его художественно-творческих способностей, посредством театральной деятельности. Задачи: Обучающие: обучить учащихся основам работы актера над ролью и сценарием; познакомить учащихся с лучшими образцами отечественной и зарубежной драматургии, литературы, танцев и музыки; помочь учащимся осознать практичность направления актерского и сценического мастерства не только на сценической площадке, но и в жизни; обучить учащихся находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах; обучить учащихся анализировать с помощью педагога постановочный материал; обучить учащихся работать над ролью; обучить учащихся работать над текстом, добиваясь всех требований к работе над техникой речи и голоса. Развивающие: развивать учащегося, гармонично владеющего словом и телом; развивать в учащихся полезные для учебы и жизни психологические качества (внимание, воображение, волю, память, мышление); развивать творческие способности учащихся. Воспитательные: создавать условия для творческого развития личности учащихся; воспитывать у учащихся художественный вкус, любовь к театру; воспитывать нравственные качества личности учащихся; у учащихся коммуникативные способности, чуткость и внимание к партнеру; воспитывать у учащихся ответственность, терпеливость, умение преодолевать трудности. 19 Учебно - тематический план 2 год обучения Наименования разделов и тем 1.Вводное занятие 2 Тренинг психотехники актера Практ ика Формы контроля наблюдение творческой 9 - 9 рабочего 3 - 3 2.2 Развитие творческого восприятия 6 - 6 3. Комплексные упражнения на 18 овладение элементами системы К.С. Станиславского 3.1 Приемы концентрации внимания, 3 дыхания 3.2Развитие артистической смелости 6 1 17 1 2 - 6 3.3 Оценка и ритм 3 - 3 3.4 Чувство правды и контроль 6 - 6 4. Сценическое движение 27 1 26 4.1 Понятие сценическая 9 импровизация 4.2 Элементы пластики, поклоны, 18 походка различных эпох 30 5. Сценическая речь 1 8 - 18 1 29 5.1 Работа с партнером на сцене словесным действием 6. Танец 6.1 Историко-бытовой танец 7. Работа над драматургическим материалом 7.1 Разбор пьес и составление критических отзывов 7.2 Составление сценического 30 1 29 15 - 15ч. наблюдение 12 3 9 наблюдение 3 3 - 9 - 9 2.1Развитие навыков самочувствия 1. Все Теор го ия 3 3 наблюдение наблюдение наблюдение 20 образа 8. Индивидуальные и групповые 12 этюды 12 9. Предлагаемые обстоятельства 1 11 наблюдение 1 11 наблюдение 10. Отчетный спектакль, концерт 60 6 54 зачет 10.1 Читка, распределение ролей 3 3 - 10.2 Поиск характерности и 3 сценического образа. Обсуждение идеи и темы пьесы. Определение событийного ряда пьесы 10.3 Репетиции 48 3 - 10.4 Генеральный прогон 3 - 3 10.5 Показ спектакля 3 - 3 11. Организация каникулярного 18 времени Всего: 216 48 18 17 199 21 Содержание программы 2 года обучения 1. Вводное занятие Теория: Знакомство с планом работы. Повторение правил безопасности и поведения. 2. Тренинг творческой психотехники актера 2.1 Тренинг на развитие навыков рабочего самочувствия 2.2 Тренинг на развитие творческого восприятия Теория: Понятие «тренинг», «психотехника». Практика: Выполнение упражнений тренинга на: - развитие навыков рабочего самочувствия; - развитие творческого восприятия. 3. Элементы, системы К.С. Станиславского 3.1 Приемы концентрации внимания, дыхания Теория: Понятие о внимании, объекте внимания, три круга внимания. Сценическое внимание. Внимания при работе на сцене. Практика: Практические упражнения на развитие сценического внимания. Практические занятия по работе над дыханием, вниманием. Упражнения: «Пишущая машинка», «Фотоаппарат» и др. 3.2 Развитие артистической смелости Теория: Понятие артистической смелости, воображение, фантазия. Практика: Упражнения на развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии, Действия с реальными предметами в условиях вымысла. 3.3 Оценка и ритм Теория: Понятие оценки. Оценка как отношение к образу, возникшее на сцене. Понятие о ритме как о соотношении силы энергии и скорости. Практика: Упражнения: «Коробочка скоростей», «Мостик», «Ритмичные движения по хлопкам», «Находка», «Сидит, читает, а кто-то мешает» др. 3.4 Чувство правды и контроль Теория: Чувство правды как способность актера сравнивать сценическое поведение с жизненной правдой. Практика: Упражнения: «Нежданный подарок», «Обед», «Остановка», «Просмотр телевизора», «Кинотеатр», «Зеркало» и др. 4. Сценическое движение 4.1 Понятие сценическая импровизация 4.2 Элементы пластики, поклоны, походка различных эпох Теория: Понятие сценическая импровизация. Практика: Элементы пластики, поклоны, походка различных эпох. 22 5. Сценическая речь 5.1 Работа с партнером на сцене словесным действием Практика: Упражнения для устранения ринолалии. Чёткое произношение сложных скороговорок: «На мели мы лениво…», «Вот дом, который построил Джек» и т.д. Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика. Выполнение элементов тренинга Стрельниковой А.Н. 6. Танец, пластика 6.1 Историко-бытовой танец Теория: Понятие историко-бытовой танец. Практика: Изучение элементов историко-бытового танца. Бранль, менуэт, полонез, вальс. Тема 7. Работа над драматургическим материалом 7.1 Разбор пьес и составление критических отзывов 7.2 Составление сценического образа Практика: Выполнение упражнений. Индивидуальная работа. 8. Выполнение этюдов Практика: Этюды на память физических действий (убираю комнату, ловлю рыбу, стираю и т.д.), этюды на внимание, этюды на фантазию, этюды на отношение предметов (обыгрывание предметов), этюды на движение, этюды на публичное одиночество. Парные этюды. 9. Предлагаемые обстоятельства Теория: Понятие о сценическом оправдании. Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Понятие о прилагаемых обстоятельствах (обстоятельствах, которые создает сам актер для оправдания намеченных действий). Путь к оправданию через творческую фантазию актера. Значение фантазии в работе актера. Практика: Упражнения: «Рассказ по фотографии», «Путешествие», «Сочинить сказку», Фантастическое существо» и др. 10. Работа над спектаклем 10.1 Читка, распределение ролей 10.2 Поиск характерности и сценического образа. Обсуждение идеи и темы пьесы. Определение событийного ряда пьесы 10.3 Репетиции 10.4 Генеральный прогон 10.5 Показ спектакля Практическая деятельность: Работа над ролью. Создание сценического образа. Атмосфера спектакля. Работа на сцене этюдным методом. 11. Организация каникулярного времени (18) 23 Программа 3 года обучения Цель и задачи программы Цель: развитие творческой индивидуальности, активности учащегося, формирование его художественно-творческих способностей посредством театральной деятельности. Задачи Обучающие: обучить учащихся теоретическим и практическим основам актерского мастерства; помочь учащимся осознать практичность направления актерского и сценического мастерства не только на сценической площадке, но и в жизни; познакомить учащихся с приемами сценического боя; обучить учащихся самостоятельно работать над сценическим образом и ролью; обучить учащихся придумывать и ставить этюды на заданные темы; обучить учащихся находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах; обучить учащихся создавать точные и убедительные образы. обучить учащихся самостоятельно выполнять трюковые этюды и композиции. Развивающие: развивать учащегося, гармонично владеющего словом и телом; развивать в учащихся полезные для учебы и жизни психологические качества (внимание, воображение, волю, память, мышление); развивать творческие способности учащихся. Воспитательные: создавать условия для творческого развития личности учащихся; воспитывать у учащихся художественный вкус, любовь к театру; воспитывать нравственные качества личности учащихся; у учащихся коммуникативные способности, чуткость и внимание к партнеру; воспитывать у учащихся ответственность, терпеливость, умение преодолевать трудности. 24 Учебно - тематический план 3 год обучения Тема 1. Вводное занятие 2. Тренинг творческой психотехники 2.1Тренинг на развитие навыков рабочего самочувствия 2.2 Тренинг на развитие творческого восприятия 3. Комплексные упражнения на овладение элементами системы К.С.Станиславского 3.1 Элементы системы в этюдах 3.2 Элементы системы предлагаемых обстоятельствах 4.Сценическое движение 4.1 Манера поведения различных эпох 4.2Элементы сценического боя, падения, импульс 4.3 Бой с палкой 5. Сценическая речь 5.1 Диалог 5.2 Монолог Всего Теория Практика Форма контроля 3 3 12 12 наблюдения 6 - 6 6 - 6 24 1 23 12 1 11 12 - 12 30 9 - 30 9 9 - 9 12 36 18 18 3 1 2 12 33 17 16 6. Танец 18 - 18 6.1 Танцевальные композиции на 18 - 18 наблюдения наблюдения наблюдения наблюдения 25 импровизацию 7. Работа над драматургическим материалом (индивидуальная) 7.1 Экспликация 8. Отчетный спектакль, концерт 8.1 Читка, распределение ролей 8.2 Поиск характерности и сценического образа. Обсуждение идеи и темы пьесы. Определение событийного ряда пьесы 8.3 Репетиции 8.4 Генеральный прогон 8.5 Показ спектакля 9. Организация каникулярного времени Всего: 15 1 14 15 60 1 3 14 57 3 3 - 3 3 - 48 3 3 18 - 48 3 3 18 216 11 205 наблюдения, опрос Наблюдения, опрос 26 Содержание программы третьего года обучения 1. Вводное занятие Теория: Знакомство с планом работы. Повторение правил безопасности и поведения. 2. Тренинг творческой психотехники актера Практика: 2.1Тренинг на развитие навыков рабочего самочувствия 2.2 Тренинг на развитие творческого восприятия 3. Элементы, системы К.С. Станиславского Практика: 3.1 Элементы системы в этюдах 3.2 Элементы системы предлагаемых обстоятельствах 4. Сценическое движение Практика: 4.1 Манера поведения различных эпох 4.2 Элементы сценического боя, падения, импульс 4.3 Бой с палкой 5. Сценическая речь 5.1 Диалог 5.2 Монолог Практика: Работа с партнером на сцене словесным действием. Передача диалога. 6. Танец 6.1 Танцевальные композиции на импровизацию Практика: Танцевальные композиции на импровизацию. 7. Работа над драматургическим материалом 7.1 Экспликация Теория: Разбор пьес. Анализ произведения. Практика: Составление сценического образа. Индивидуальная работа. 8. Работа над спектаклем 8.1 Читка, распределение ролей 8.2 Поиск характерности и сценического образа. Обсуждение идеи и темы пьесы. Определение событийного ряда пьесы 8.3 Генеральный прогон 8.4 Показ спектакля Практическая деятельность: Работа над ролью. Создание сценического образа. Атмосфера спектакля. Работа на сцене этюдным методом. 27 9. Организация каникулярного времени Условия реализации программы Материально-техническое оснащение программы 1. Зал для проведения репетиционных занятий 2. Зал для проведений занятий по сценическому движению 3. Сцена 4. Съемная «одежда» сцены (кулисы, задники, занавес) для разных спектаклей 5. Музыкальный центр 6. Компьютер 7. Колонки 8. Проектор (для создания объемных декораций и просмотр работ, презентаций и т.д.) 9. Экран 10. Стулья 11. Маты 12. Скамейки 13. Кубы различных форм 14. Мячи разных диаметров (для занятий сценической речью, сценическим движением, тренингами по актерскому мастерству) 15. Световые приборы (театральные прожектора, софиты нижние и верхние, световые фильтры, стробоскоп) 16. Пульт управления световыми приборами 17. Пульт звукооператорский 18. Микрофоны 19. Ширмы разноуровневые для выстраивания декораций 20. Реквизит 21. Костюмы. 22. Грим 23. Шпаги и палки для сценического движения Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями. На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь подростку в раскрытии себя в общении и творчестве. Большую роль в формировании творческих способностей у учащихся отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей. Задача тренинга - пробудить творческую фантазию ребят, развить пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. 28 Занятия лучше всего проводить в просторном, театральном зале, где было бы достаточно места, необходимого для подвижных игр. Методы и приемы обучения Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемно – развивающий (создание проблемных ситуаций и разрешение их; постановка проблемы и побуждение к самостоятельному ее решению), интерактивный (дискуссия, тренинг, мозговой штурм, эвристическая беседа) игровые методы. Методы обучения в театральной студии осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения обучающихся практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих обучающихся; функцию руководства познавательной деятельностью обучающихся. Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в театре-студии позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента. Тренинг проводится на каждом занятии. Комплекс упражнений разработан с учетом возрастных особенностей. Технические навыки отрабатываются на дидактическом материале модулей входящих в комплексную программу. (Комплекс упражнений и методики по дыханию, вибрации, артикуляции, орфоэпии, вокалу даны в методическом сопровождении к разделу) Основные формы проведения занятий с учащимися: игра; диалог; различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.) слушание; созерцание; импровизация. репетиции; индивидуальные занятия; занятия малыми группами (по 3-5 человек). 29 Формы аттестации Проверка результатов образовательной деятельности проходит поэтапно. Текущий контроль – устный опрос, практические задания по пройденной теме данного раздела программы. Наблюдение. Промежуточный контроль - контроль знаний и умений по основным вопросам раздела программы с целью диагностирования качества усвоения материала данного раздела, и в случае необходимости корректирование программы. Наблюдение и зачет. Итоговый контроль – проверка знаний и умений, приобретенных в ходе изучения программы: опрос, практические задания, выпуск спектакля, концерта, наблюдение. При учете знаний, умений и навыков учащихся соблюдаются следующие требования: объективность, индивидуальность, дифференциация, систематичность. Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя: определение уровня сформированности знаний умений и навыков учащихся в процессе реализации программы определение уровня сформированности положительных качеств личности учащегося определение уровня творческой активности учащихся. Основными формами подведения итогов по программе является участие учащихся в театральных конкурсах, смотрах, фестивалях местного, регионального, Всероссийского уровня. 30 Оценочные материалы Контрольно-измерительные материалы по 1 году обучения по усвоению общеобразовательной общеразвивающей программы «Актерское мастерство» итоговый контроль «___»_____________20____г. № п/ п Фамилия Имя Дата проведе ния контроля 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ПО ГРУППЕ В % Педагог ________________________ Контролируемые знания, умения по темам, форма контроля (тестирование, практическая работа) Умение правильно Умение Умение выполнять упражнения на самостоятельно пользоваться схемой укрепление полученных сочинять и ставить построения знаний по дыханию, голосу - актерские этюды сценического этюда - тестирование практическая работа практическая работа Результат в баллах 31 Контрольно-измерительные материалы по 2 году обучения по усвоению общеобразовательной общеразвивающей программы «Актерское мастерство» промежуточный контроль «___»_____________20____г. № п/ п Фамилия Имя Дата Контролируемые знания, умения по темам, форма контроля проведения (тестирование, практическая работа) контроля Умение находить верное Умение раскрывать Умение работать над органическое поведение в действенную ролью предлагаемых природу слова в практическая обстоятельствах действии работа практическая работа практическая работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ПО ГРУППЕ В % Педагог ________________________ Результат в баллах 32 Контрольно-измерительные материалы по 2 году обучения по усвоению общеобразовательной общеразвивающей программы «Актерское мастерство» итоговый контроль «___»_____________20____г. № п/ Фамилия Имя п Дата Контролируемые знания, умения по темам, форма контроля проведения (тестирование, практическая работа) контроля Умение работать над Умение Умение текстом, добиваясь всех анализировать с пользоваться требований к работе над помощью педагога элементами техникой речи и голоса постановочный сценической материал пластикой практическая работа практическая практическая работа работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ПО ГРУППЕ В % Педагог ________________________ Результат в баллах 33 Контрольно-измерительные материалы по 3 году обучения по усвоению общеобразовательной общеразвивающей программы «Актерское мастерство» промежуточный контроль «___»_____________20____г. № п/ п Фамилия Имя Дата Контролируемые знания, умения по темам, форма контроля (тестирование, проведения практическая работа) контроля Умение находить верное Умение создавать Умение пользоваться органическое поведение в точные и убедительные элементами предлагаемых образы внутренней и внешней обстоятельствах техники актёра практическая работа практическая работа практическая работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ПО ГРУППЕ В % Педагог ________________________ Результ ат в баллах 34 Контрольно-измерительные материалы по 3 году обучения по усвоению общеобразовательной общеразвивающей программы «Актерское мастерство» итоговый контроль «___»_____________20____г. № п/ Фамилия Имя п Дата Контролируемые знания, умения по темам, форма контроля Результат в проведения (тестирование, практическая работа) баллах контроля Умение самостоятельно Умение Умение работать над сценическим придумывать и самостоятельно образом и ролью ставить этюды на выполнять трюковые заданные темы этюды и композиции практическая работа практическая практическая работа работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ПО ГРУППЕ В % Педагог ________________________ 35 Контрольно – измерительный материал к программе «Актерское мастерство» 1 год обучения Элементарные знания о природе театра Вопросы: 1. Что означает слово «Театр»? Слово «театр» переводится с греческого как «место для зрелища». «Театр» означает: - род искусства; - представление, спектакль; - здание, где происходит театральное представление. 2. Что такое коллективность? С одной стороны, коллективность – это ответственность каждого за работу всего коллектива, уважение к партнерам, зависимость друг от друга. С другой стороны, театр по своей природе искусство общественное, требующее коллективного восприятия. Театр не может существовать без зрителей, которые создают вокруг спектакля определенную общественную среду. 3. Что такое синтетичность? Синтетичность – это взаимодействие театрального искусства с другими видами искусства (музыка, танец, живопись). Основоположники синтетического театра – В.И. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Б.Брехт. 4. Что такое актуальность? Актуальность, с одной стороны, - это востребованность спектакля в определенное время в определенном месте. С другой стороны, - это сиюминутность. Театр воздействует на зрителя путем приобщения его к тому, сто происходит на сцене и чему зритель становится непосредственным свидетелем. 5. Какие вы знаете виды искусства? Музыка, живопись, скульптура, архитектура, танец, кино, театр. 6. Какие типы театров вы знаете: Драматические, оперные, балетные, театры промежуточными формами. 36 Второй год обучения Представление об истории театра Вопросы к устному опросу. 1. Когда возник театр в Древней Греции и в Древнем Риме? Греческий театр достиг своего расцвета в V в. До н.э., римский – со второй половины III в. и во II в. н.э.. 2. Каких греческих драматургов вы знаете? Что они написали? Эсхил – «Персы», «Орестея»; Софокл – «Антигона»; Еврипид – «Медея»; Аристофан – «Всадники»; Аристотель – «Поэтика». 3. Назовите римских драматургов и их произведения. Плавт «Близнецы», «Клад»; Теренций «Братья». 4. Назовите всемирно известных драматургов, писавших в эпоху Возрождения, Классицизма, Просвещения. Эпоха Возрождения XV – XVII вв.: Лопе де Вега «Собака на сене» (Испания); Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» (Англия). Классицизм (XVII в): Корнель «Сид», Расин «Фреда», Мольер «Мещанин во дворянстве» (Франция). Эпоха Просвещения (XVIII в): Вольтер «Заира», Бомарше «Женитьба Фигаро» (Франция); Гольдони «Слуга двух господ» (Италия); Шиллер «Разбойники», Гете «Фауст» (Германия). 5. Когда и где в России возник первый профессиональный театр? Кто его создатель? XVIII в., г. Ярославль, Федор Волков. 6. Назовите выдающихся актеров прошлого и современности. К.С. Станиславский, Б. Щукин, В. Качалов, Н. Черкасов, М. Ульянов, И. Смоктуновский, А. Миронов, А. Райкин. 7. Перечислите театры прошлого и настоящего с мировой известностью? «Глобус» - театр Шекспира, «Комедии Франсез» - Франция, МХАТ, театр им. Вахтангова и т.д. 37 Третий год обучения Постижение основ актерского мастерства Вопросы к устному опросу. 1. Что такое этюд? Этюд – это упражнение, в котором есть содержание жизни, отрезок жизненного процесса. 2. Какие качества необходимы актеру, чтобы быть на сцене выразительным? Воля, активность, внимание, память, ловкость, ритмичность, координация, подвижность. 3. Перечислите этюды, которые помогают в совершенствовании актерского мастерства. Этюд на любую домашнюю работу; этюд на три заданных слова; этюд «Люди, звери, птицы»; этюд «Молча вдвоем»; этюд из школьной жизни; этюд с музыкальным моментом; этюд по репродукции картины; этюд на тему «Люблю и ненавижу»; этюд по интересному факту; этюд на общественную тему; этюд по басне (сказке); этюд на свободную тему. Навыки наложения сценического грима: - Техника наложения простого грима; - Наложение характерного грима. Вопросы к собеседованию. 1. Назовите гигиенические правила нанесения грима. Лицо и руки должны быть чистыми; лицо перед гримировкой смазать вазелином; наносить грим на лицо легко и в одном направлении. 2. Назовите технические правила гримирования. Гримирующий должен сидеть прямо перед зеркалом. Лицо должно быть хорошо освещено. Волосы должны быть убраны, т.е. зачесаны. 3. Назовите последовательность наложения простого грима. Сначала наносят краску общего тона. Затем накладывают румянец, рисуют впадины, выпуклости, гримируют глаза, брови, морщины, губы. 4. Что такое характерный грим? Каковы его особенности? Характерный грим – это грим персонажей спектакля, существенно меняющий внешность актера (старческий грим, клоунский грим, грим образов животных). 38 Третий год обучения Командная конкурсная игра «Театральный ринг» В игре принимают участие две команды. Цель игры: выявить творческие способности детей, их знания и умения по сценической речи, сценодвижению, актерскому мастерству. Жюри оценивает команды по экзаменационным листам Игра проводится в три тура (1 тур – сценическая речь, 2 тур – сценодвижение, 3 тур- актерское мастерство). I тур – Сценическая речь. Задание №1. Скороговорки. Вызывается по одному представителю от каждой команды. В течение 30 сек. необходимо проговорить несколько раз скороговорку «Сшила Саша Сашке шапку, Саша шапкой шишку сшиб». Задание №2. Аукцион скороговорок. Команды по очереди произносят скороговорки. Выигрывает та, которая назовет больше. Задание №3. Воздушный футбол. На воздушный шарик нужно дуть так, чтобы он летел на нужную территорию. Жюри подводит итоги трех конкурсов. II тур – Сценическое движение. Задание №1. Мимикой и жестами загадать сопернику пословицы: - Посади свинью за стол, она и ноги на стол; - Семеро одного не ждут; - На чужой каравай рот не разевай; - Москва слезам не верит. Задание №2. Мимикой и жестами показать сопернику предметы: - будильник; - утюг; - вентилятор; - мясорубка. Задание №3. Угадать, какую профессию изображает соперник: - стоматолог; - медсестра; - повар; - плотник. Задание №4. Показать сопернику ситуацию: - Я получил двойку; - Я потерял ключ от квартиры. 39 Жюри подводит итоги после каждого конкурса. III тур – Актерское мастерство. Задание №1. Домашнее задание «Инопланетяне». Вы инопланетяне. Вам надо решить, чем вы будете заниматься: подготовите концерт, проведете собрание по выбору президента, организуете встречу гостей, проведете дискуссию и т.д. Но у вас «свой язык», свои манеры, ритуалы, роли. Никаких заданных правил, рамок – все на фантазии и импровизации. Задание №2. «Играем сказку» Командам необходимо поставить сказку за 3-5. каждая команда выбирает своего режиссера, актеров, статистов и т.д. Можно поставить небольшой отрывок из сказки («Курочка Ряба», «Колобок» и пр.). Задание №3. Поставить сказку «Три медведя». Первая команда ставит фильм ужасов, вторая – комедию. Время подготовки 3-5 минут. Контрольно – диагностический блок Мониторинг эффективности реализации программы «Актерское мастерство» Направление: «Уровень освоения содержания дополнительной общеобразовательной программы» Показатели Критерии Параметры Методы Инструментарий Периодичность изучения имеет Высокий: освоен Наблюдение Практические работы В начале учебного Знание основ Теория: представление о весь объем теории, опрос года. Практика: умеет знает В конце учебного делать терминологию, года. может самостоятельно применять знания и навыки по теме. Средний: освоено более 1/2 теории, владеет приемами с помощью педагога. Низкий: владеет менее ½ теории, не употребляет термины, работает с помощью педагога. 41 Мониторинг личностного развития учащихся д/о «Актерское мастерство» Направление: «Уровень сформированности положительных качеств личности» № п/п Параметры Критерии Уровни Методы 1. Организационно-волевые качества 1.1 Терпение Способность переносить нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности 1.2 Воля Способность активно побуждать себя к практическим действиям 1.3 Самоконтроль Умение контролировать свои поступки Высокий: терпения хватает на все Наблюдение занятие; Средний: терпения хватает больше, чем на ½ занятия; Низкий: терпения хватает меньше, чем на ½ занятия Высокий: волевые усилия Наблюдение побуждаются самим учащимся; Средний: волевые усилия побуждаются периодически; Низкий: волевые усилия побуждаются с помощью педагога Высокий: учащийся контролирует Наблюдение себя сам; Средний: учащийся периодически контролирует себя сам; 42 Низкий: учащийся постоянно находится под воздействием контроля извне 2. Ориентационные качества 2.1 Самооценка 2.2 Интерес к занятиям Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Осознанное участие учащихся в освоении программы Завышенная; Нормальная; Заниженная; Высокий: интерес постоянно поддерживается самостоятельно; Средний: интерес периодически поддерживается самим учащимся; Низкий: интерес к занятиям продиктован извне Наблюдение Беседа Наблюдение Беседа 3. Поведенческие качества 3.1 Конфликтность Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации 3.2 Тип Умение воспринимать Высокий: пытается самостоятельно Наблюдение уладить возникающие конфликты; Беседа Средний: сам в конфликтах не участвует; старается их избежать; Низкий: периодически провоцирует конфликты сам Высокий: инициативен в общих делах; Наблюдение 43 сотрудничества общие дела, как свои собственные Средний: участвует при побуждении извне; Низкий: избегает участия в общих делах 44 Методическое обеспечение программы № п/ п тема Формы занятий Применяе Методический, мые дидактический методы материал Материально-техническое оснащение Форма подведения итогов 1 Сценическ ая речь Учебное занятие, тренинг Репродуктив ный Зал для проведения репетиционных занятий, сцена, мячи разных диаметров, стулья, кубы, маты, компьютер, музыкальный центр Промежуточный Итоговый. 2 Сценическ ое движение Учебное занятие, тренинг Репродуктив ный Промежуточный Итоговый. 3 Танец Учебное занятие Репродуктив ный 3 Тренинги по элементам системы К.С. Станислав ского Учебное занятие, тренинг Репродуктив ный Проблемноразвивающи й Интерактивн ый Зал для проведения репетиционных занятий, сцена, мячи разных диаметров, стулья, кубы, маты, деревянные палки, компьютер, музыкальный центр Зал для проведения репетиционных занятий, сцена, компьютер, музыкальный центр Зал для проведения репетиционных занятий, стулья, кубы, компьютер, музыкальный центр, декорации 4 Работа над Учебное пьесой занятие, тренинг спектакль Зал для проведения репетиционных занятий, зал для проведений занятий по сценическому движению, сцена, съемная «одежда» сцены (кулисы, задники, Итоговый Репродуктив ный Проблемноразвивающи Стрельникова А.Н. «Дыхательная гимнастика». Петрова Л.П. «Основы сценической речи». Кох И.Э. «Движение» Методическая разработка «Приемы работы по взаимодействию партнеров на сцене» Ершова А.П. «Уроки театра на уроках в школе». Захава Б.Е. «Мастерство актера и режиссера». Методическая разработка «Приемы работы по взаимодействию партнеров на сцене» Промежуточный Итоговый. Промежуточный Итоговый. 45 й Ершова А.П. «Уроки Интерактивн театра на уроках в ый школе». Захава Б.Е. «Мастерство актера и режиссера». занавес) для разных спектаклей, музыкальный центр, компьютер, колонки, проектор (для создания объемных декораций и просмотр работ, презентаций и т.д.), экран, стулья, маты, скамейки, кубы различных форм, мячи разных диаметров (для занятий сценической речью, сценическим движением, тренингами по актерскому мастерству), световые приборы (театральные прожектора, софиты нижние и верхние, световые фильтры, стробоскоп), пульт управления световыми приборами, пульт звукооператорский, микрофоны, ширмы разноуровневые для выстраивания декораций, реквизит, костюмы, грим, шпаги и палки для сценического движения. 46 Список используемой литературы 1. Андрачников, С.Г. Теория и практика сценической школы. М., 2006. 2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. М.: Просвещение, 2004. 3. Горчаков, Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. М., 2001. 4. Гиппиус, З.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. Л.: Искусство, 2002. 5. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебник для ВУЗов. СПб.: Лань, 2020. 6. Когтев, Г. В. Грим и сценический образ. М.: Советская Россия, 2006. 7. Курбатов, М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004. 8. Макаренко, А.С. Общение с трудными детьми. М,: АСТ, 2000. 9. Новицкая, Л.П. Тренинг и муштра. М., 2002. 10. Поламишев, А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ Пьесы. М.: Просвещение, 2006. 11. Станиславский, К.С. Работа актера над собой. М., 1989. 12. Смирнов, Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога. М.: Социум, 2000. 13. Суркова, М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка. С.: СГАКИ, 2009.. 14. Товстоногов, Т.А. Зеркало сцены. Том 1-2. Л.,1980. 15. Щуркова, Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. М.: Педагогический поиск, 2005.. 16. Чистякова, М.И. Психогимнастика. М.:, 2014. 17. Эфрос, А.В. Профессия: режиссер. М., 2000. 18. Эриксон, Э. Детство и общество М.: Университетская книга, 1996. 47 Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей 1. Вархолов, Ф. М. Грим. М., 2005. 2. Васильева, Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». М.: ГИТИС, 2004. 3. Генералова, И.А. Мастерская чувств. М., 2006. 4. Козлянинова, И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. М.: Просвещение, 2003. 5. Невский, Л. А. Ступени мастерства. М.: Искусство, 2005. 6. Петрова, А. Н. Сценическая речь. М.: 2002. 7. Шильгави, В.П. Начнем с игры. М.: Просвещение, 1994. 8. Эфрос, А.В. Репетиция-Любовь моя. М.: 2001. 48 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Актерское мастерство» художественной направленности 1 год обучения 2024-2025 учебный год 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски., ул. Советская ,35а., 1.2. МБОО ДО ЦДО каб № 4 2. Продолжительность учебного года 2.1. Начало учебного года – 10.09.2024 2.2. Окончание учебного года: – 31.05.2025 2.3. Количество учебных недель: 36 недель 3. Режим занятий 3.1. 2 раза в неделю по 3 часа – 6 часов в неделю * расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам. 4. Продолжительность каникул 4.1. осенние каникулы - с 26.10.24г. по 03.11.2024г. 4.2.зимние каникулы - с 31.12.24г. по 8.01.2025г. 4.3.весенние каникулы - с 22.03.25г. по 30.03.2025г. 5. Праздничные дни: - 4 ноября – День народного единства; - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; - 7 января - Рождество Христово; - 23 февраля - День защитника Отечества; - 8 марта - Международный женский день; - 1 мая - Праздник Весны и Труда; - 9 мая - День Победы; - 12 июня – День России 49 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Актерское мастерство» художественной направленности 2 год обучения 2024-2025 учебный год 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски., ул. Советская ,35а., 1.2. МБОО ДО ЦДО каб № 4 2. Продолжительность учебного года 2.1. Начало учебного года – 10.09.2024 2.2. Окончание учебного года: – 31.05.2025 2.3. Количество учебных недель: 36 недель 3. Режим занятий 3.1. 2 раза в неделю по 3 часа – 6 часов в неделю * расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам. 4. Продолжительность каникул 4.1. осенние каникулы - с 26.10.24г. по 03.11.2024г. 4.2.зимние каникулы - с 31.12.24г. по 8.01.2025г. 4.3.весенние каникулы - с 22.03.25г. по 30.03.2025г. 5. Праздничные дни: - 4 ноября – День народного единства; - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; - 7 января - Рождество Христово; - 23 февраля - День защитника Отечества; - 8 марта - Международный женский день; - 1 мая - Праздник Весны и Труда; - 9 мая - День Победы; - 12 июня – День России 50 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Актерское мастерство» художественной направленности 3 год обучения 2024-2025 учебный год 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски., ул. Советская ,35а., 1.2. МБОО ДО ЦДО каб № 4 2. Продолжительность учебного года 2.1. Начало учебного года – 10.09.2024 2.2. Окончание учебного года: – 31.05.2025 2.3. Количество учебных недель: 36 недель 3. Режим занятий 3.1. 2 раза в неделю по 3 часа – 6 часов в неделю * расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам. 4. Продолжительность каникул 4.1. осенние каникулы - с 26.10.24г. по 03.11.2024г. 4.2.зимние каникулы - с 31.12.24г. по 8.01.2025г. 4.3.весенние каникулы - с 22.03.25г. по 30.03.2025г. 5. Праздничные дни: - 4 ноября – День народного единства; - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; - 7 января - Рождество Христово; - 23 февраля - День защитника Отечества; - 8 марта - Международный женский день; - 1 мая - Праздник Весны и Труда; - 9 мая - День Победы; - 12 июня – День России 51 6 Календарный план проводимых мероприятий для обучающихся № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Название мероприятия форма проведения Встреча с выпускниками – студентами Кем ГИК «Ставим сами» Беседа, тренинг «Новогодняя дискотека» Встреча с выпускниками – студентами Кем ГИК Тренинги со студентами Кем ГИК Тренинги со студентами Кем ГИК дата проведения ноябрь Работа над постановкой произведений самостоятельная Развлекательная программа Беседа, тренинг ноябрь тренинг Февраль март Февраль март тренинг декабрь январь !- количество мероприятий зависит от количества учебного времени отведенного на раздел «Организация каникулярного времени» *- даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по объективным причинам. Программа воспитания в детском объединении «Актерское мастерство» является Приложением к ДООП и размещена в учебно-методическом комплексе к программе 52