1 Играем в театр дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности уровень программы: базовый адресована учащимся 7 – 10 лет срок реализации 3 года Разработчик: Бабичева Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования Мысковский Г.О. 2024 2 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка (направленность программы, нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной программы, новизна программы, актуальность программы, педагогическая целесообразность, цель и задачи программы, уровни сложности программы, отличительные особенности программы, возраст учащихся с особенностями приема, объем и сроки освоения программы, формы и методы организации занятий, особенности организации образовательного процесса, режим организации занятий, планируемые результаты освоения программы и система их оценивания, формы аттестации) Программа первого года обучения Учебно-тематический план первого года обучения Содержание программы первого года обучения Программа второго года обучения Учебно-тематический план второго года обучения Содержание программы второго года обучения Программа третьего года обучения Учебно-тематический план третьего года обучения Содержание программы третьего года обучения 2. Комплекс организационно-педагогических условий Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Материально-техническое обеспечение общеобразовательной программы Список литературы для педагога Список литературы для учащихся и родителей 3. Приложения Тезаурус Мониторинговая программа Контрольно-измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 3 3 10 10 11 13 13 14 16 16 17 18 19 22 23 24 25 25 27 31 Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной 37 общеразвивающей программе 3 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Играем в театр» художественной направленности является модифицированной. В основу образовательной программы «Играем в театр» положена программа Министерства образования РФ «Театральный кружок» Ю.И. Рубина, Т.Ф. Яковлева, Е.П. Перельман (Москва «Просвещение», 1984г) Предлагаемая программа ориентирует на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на содружество педагога и учащихся. Программа составлена в соответствии с нормативными документами: Программа составлена в соответствии с нормативными документами • Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); • Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); • Приказ Министерства просвещения РФ от 27июля 2022 г.№629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) • Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р); • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". • Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с 4 использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с "Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий"). • Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". • Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации". • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н); • Локальные акты МБОО ДО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности. Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его творческой самореализации. Программа объединяет в себе различные виды театрально творческой деятельности, необходимые для практического применения в жизни: театральная игра, занятия по сценической речи, коллективная работа, общее творческое дело. Педагогическая целесообразность. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения; учится преобразовывать мир, используя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: 1. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого обучающегося индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля). 2. Особенностью программы является сочетание сразу нескольких предметов: актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение; 3. Особенностью программы является присутствие в программе трех уровней обучения, это: - репродуктивный (основан на примере руководителя); - продуктивный (взаимодействие учителя и ученика); - поисковый (способствует большей самостоятельности и выработке чувства сопричастности, чувства стремления к общей цели. 5 4. Занятия выстраиваются сразу с применением нескольких разделов программы. Обязательным условием занятия является тренинг на дыхание, артикуляцию, скороговорки и разминочные упражнения для приведения психофизики учащихся к дальнейшей работе. И такие тренинги присутствуют на протяжении всех годов обучения. Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает их добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства. Игра и игровые упражнения выступают способом приспособления учащихся к окружающей среде. Программа рассчитана на детей 7-10 лет. Цель программы: Развитие творчески активной личности учащегося средствами театральной деятельности, содействие социализации учащихся в обществе. Задачи программы Образовательные: - познакомить учащихся с лучшими образцами отечественной и зарубежной драматургии, литературой, танцами и музыкой; - помочь учащимся осознать практичность направления актерского и сценического мастерства; - научить учащихся действовать в различных обстоятельствах и ситуациях. Развивающие: - развивать у учащихся умение гармонично владеть своим, словом и телом; - развивать у учащихся наглядно-действенное мышление; - развивать у учащихся полезные для учебы и искусства психологические структуры (внимание, воображение, волю, память). Воспитательные: - воспитывать у учащихся художественный вкус; - воспитывать нравственные качества личности учащихся; - воспитывать у учащихся коммуникативные способности, толерантность, чуткость и внимание к партнеру; - воспитывать у учащихся ответственность, терпеливость, умение преодолевать трудности. Набор учащихся в учебные группы осуществляется без предварительного отбора, по желанию детей и родителей. Обучающиеся также могут включиться в освоение дополнительной образовательной программы на любом этапе обучения, при наличии желания для освоения программы данного этапа обучения. Возрастные особенности учащихся Программа рассчитана на обучение детей младшего школьного возраста. Дети этого возраста характеризуются большой подвижностью, 6 неустойчивостью внимания и интересов. При проведении занятий с ними учитывается, что сосредоточенность внимания детей этого возраста продолжается 20-25 минут, затем необходима смена видов деятельности. Как можно больше движений и действия. Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Срок реализации программы - 3 года обучения. Формы и режим занятий Количество занятий: Первый год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа. Второй год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа. Третий год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа. Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления. Количество учащихся: 12-15 человек в группе Форма обучения: 1.Очная Особенности организации образовательного процесса: Для реализации программы необходима очная форма обучения и с применением дистанционных образовательных технологий в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией. При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации, мастер – классы, онлайн-конференции на платформах Сферум, Vk, Школа 2:0. Предоставляются ссылки на образовательные видеофильмы по темам программы, бесплатных интернет - ресурсов трансляций спектаклей, мастерклассов и др. Идут обсуждения в группах или при конференциях. Учащиеся самостоятельно готовят работы и высылают в группы социальных сетей. Осуществляется активная связь с родителями. Формы организации занятий Основной формой организации образовательного процесса является как групповое, так и индивидуальное учебное занятие, в которое включается теоретический блок подачи учебного материала и практический блок. Обязательно проходят на всех занятиях актерские тренинги. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации образовательной деятельности: занятия малокомплектными группами и индивидуально для работы над ролью, репетиции и театральные выступления. Также при реализации программы могут быть использованы конкурсно – игровые программы, мастер – классы, концерты и обязательно спектакль. Методы и приемы 7 Программа предполагает использование традиционных методов работы. Репродуктивные: наглядные методы (показ спектаклей других творческих коллективов); практические методы (игры, тренинги, так как они являются неотъемлемой частью работы актера); словесные методы (беседы). Проблемно-развивающие: создание проблемных ситуаций и разрешение их; постановка проблемы и побуждение к самостоятельному ее решению. Интерактивные: дискуссия, тренинг, мозговой штурм, эвристическая беседа Игровые методы. А также: творческие гостиные, совместные занятия с обучающимися старших групп, поэтический вечер, литературно - музыкальная композиция, занятия – праздник, репетиции, мини-концерты, творческие портреты, видеозанятия, занятия – творчества. Планируемые результаты К концу 1 года обучения учащие будут знать: - историю возникновения театральной культуры в России; - театральные термины, строение сцены; - 5-10 скороговорок; - основные элементы системы К.С. Станиславского; - последовательность упражнений на развитие дыхания. уметь: - выполнять артикуляционную гимнастику; - включаться в театральную игру; - выполнять простые действия на сцене; - правильно произносить скороговорки; - выполнять простейшие сценические этюды на предлагаемые обстоятельства. владеть: - навыками общения с партнером по сцене; - навыками работами на сценической площадке. К концу 2 года обучения учащие будут знать: - театральные термины; - театральные игры; - правила работы на сцене во время репетиций и показа. уметь: - составлять образ персонажа; - выполнять упражнения по сценической речи, движению и актерскому мастерству; - делать простые этюды на заданные темы; - работать над простым стихотворным произведением. владеть: - элементами общения на сцене с партнером и со зрителем в зале; - элементами работы над ролью. К концу 3 года обучения учащие будут знать: 8 - театральные термины; - 3-5 сказок и пьес, - как делается простой анализ произведения; уметь: - придумывать и выполнять самостоятельные индивидуальные этюды; - работать с партнером (-ми) на сцене; - давать оценку своей работы на сцене; - проводить театральные игры для других обучающихся; - работать в коллективе и коллективном творчестве. владеть: - навыками работы над ролью; - элементами простых имитационных и пластических действий; - навыками работы с текстом. Формы подведения итогов Проверка результатов образовательной деятельности осуществляется поэтапно: текущий, промежуточный и итоговый контроль, посредством наблюдения. Текущий контроль – предварительное определение уровня знаний. Проводится в форме устного опроса, выполнение практических заданий по пройденной теме данного раздела программы, наблюдение. Промежуточный контроль - контроль знаний и умений по основным вопросам раздела программы с целью диагностирования качества усвоения материала данного раздела, и в случае необходимости корректирование программы. Наблюдение и зачет. Итоговый контроль – проверка знаний и умений, приобретенных в ходе изучения программы: выпуск сцен из спектаклей, концерта, литературно – музыкальная композиция. При учете знаний, умений, и навыков обучающихся, соблюдаются следующие требования: объективность, индивидуальность, дифференциация, систематичность. Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса и включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня творческой активности обучающихся. Основными формами подведения итогов по программе является участие обучающихся в театральных конкурсах, смотрах, фестивалях местного, регионального, российского уровня. 9 Учебный план на 3 года обучения № Наименование темы, раздела Всего часов 1год 2год 3год 1. Вводное занятие 2 2 2 2 История театра 4 4 - 3 Сценическая речь 12 12 18 4 Сценическое движение 12 12 18 5 Элементы системы К.С. Станиславского 12 12 18 6 Театральная игра 38 38 28 7 Постановка спектакля 30 30 36 8 Этюды 10 10 12 9 Предлагаемые обстоятельства 6 6 4 10 Работа над драматургическим материалом 6 6 6 11 Организация каникулярного времени 12 12 12 Всего часов 144 144 144 10 Первый год обучения Цель программы: Развитие творчески активной личности учащегося средствами театральной деятельности, содействие социализации учащихся в обществе. Задачи: Образовательные: - познакомить учащихся с основами истории возникновения театральной культуры в России; - познакомить учащихся с театральными терминами, основными элементами системы К.С. Станиславского; Развивающие: - развивать у учащихся умения: выполнять артикуляционную гимнастику; включаться в театральную игру; выполнять простые действия на сцене; правильно произносить скороговорки; ставить простейшие сценические этюды на предлагаемые обстоятельства. Воспитательные: - воспитывать у учащихся коммуникативные способности, толерантность, чуткость и внимание к партнеру. Тема Учебно-тематический план Всего Теория Практика 1.Вводное занятие 2 Формы контроля 2 2.История возникновения 4 театральной культуры в России 3.Комплексные упражнения на 12 овладение элементами системы К.С. Станиславского 4. Театральная игра 38 4 - опрос - 12 наблюдение - 38 наблюдение 5. Предлагаемые обстоятельства 6 - 6 наблюдение 6. Сценическая речь 12 - 12 наблюдение 7. Сценическое движение 12 - 12 наблюдение 8. Работа над драматургическим 6 материалом 9. Индивидуальные и групповые 10 этюды 10. Отчетный спектакль, концерт 30 2 4 наблюдение - 10 наблюдение - 30 11. Организация каникулярного 12 времени 144 Всего: 12 8 136 11 Содержание программы 1. Вводное занятие Знакомство с группой. Рассказ о предмете. Знакомство с планом работы. Знакомство с правилами поведения в студии, техникой безопасности. Рассказ о предмете. Выполнение простых упражнений, игровой тренинг «Знакомство» 2. История возникновения театральной культуры в России Теория: Рассказ о возникновении театральной культуры в России, вертеп, ярмарка, любимые театральные герои на Руси. Просмотр спектакля «По щучьему велению». 3. Комплексные упражнения на овладение элементами системы К.С. Станиславского Практика: Упражнения на внимание, воображение, общение. «Фотоаппарат», «Мир вокруг нас», «Кто ты такой». Выполнение упражнений на счет от 5 до 20, с различными импровизированными действиями. 4. Театральная игра Практика: Игры на внимание, воображение, память («Море волнуется раз…», «Цветочный луг», «Старая сказка», «Поход» и т.д.) 5. Предлагаемые обстоятельства Научить фантазировать о возможностях разного поведения и наоборот, выполнять одни и те же действия в различных обстоятельствах. Дети должны «обыграть» отреагировать всем своим поведением – дождь, холод, усталость и т.д. Практика: Выполнение упражнений в предлагаемых обстоятельствах («Я – кошка», «Я – цветок», «Мир вокруг» и т.д.) 6. Сценическая речь Практика: Выполнение комплекса упражнений на дыхание, артикуляционные упражнения, «звукоряд», скороговорки. 7. Сценическое движение Практика: Выполнять простые действия на сцене (сесть, встать, замереть, кувыркнуться и т.д.) в определенный момент, заполнять сценическое пространство сцены. 8. Работа над драматургическим материалом Теория: Чтение стихотворений и сказок. Практика: Анализ произведения, разбор персонажей, жанр, события, действия героев. 9. Индивидуальные и групповые этюды Практика: Выполнение упражнений на заданную тему. Постановка этюдов. 10. Отчетный спектакль, концерт Теория: Читка произведения, принятого к постановке. Распределение ролей. 12 Практика: Создание Репетиционный период. сценического образа. Атмосфера спектакля. 13 Второй год обучения Цель: Развитие творчески активной личности учащегося средствами театральной деятельности, содействие социализации учащихся в обществе. Образовательные: - познакомить учащихся с лучшими образцами отечественной и зарубежной драматургии, литературой, танцами и музыкой; - учить учащихся действовать в различных обстоятельствах и ситуациях. Развивающие: - развивать у учащихся умение гармонично владеть своим, словом и телом: составлять образ персонажа; выполнять упражнения по сценической речи, движению и актерскому мастерству; делать простые этюды на заданные темы; работать над простым стихотворным произведением. Воспитательные: - воспитывать у учащихся художественный вкус; - воспитывать нравственные качества личности у учащихся; - воспитывать у учащихся ответственность, терпеливость, умение преодолевать трудности. Учебно-тематический план Тема Всего Теория Практика Формы контроля 1.Вводное занятие 2 2 1. 2.История возникновения 4 театральной культуры в России 4 - опрос 3.Комплексные упражнения на 12 овладение элементами системы К.С. Станиславского 4. Театральная игра 38 - 12 наблюдение - 38 наблюдение 5. Предлагаемые обстоятельства 6 - 6 наблюдение 6. Сценическая речь 12 - 12 наблюдение 7. Сценическое движение 12 - 12 наблюдение 8. Работа над драматургическим 6 материалом 9. Индивидуальные и групповые 10 этюды 10. Отчетный спектакль, концерт 30 2 4 наблюдение - 10 наблюдение - 30 зачет 11. Организация времени Всего: каникулярного 12 144 12 8 136 14 Содержание программы 1. Вводное занятие Знакомство с планом работы на год. Повторение правил поведения и техники безопасности. Повторение пройденного материала за предыдущий год. 2. История возникновения театральной культуры в России Теория: Рассказ об известных актерах 19-20 в России. Театральные постановки. «Старая сказка» - просмотр видео – спектакля. 3. Комплексные упражнения на овладение элементами системы К.С. Станиславского Практика: Упражнения на внимание, чувство правды, воображение, память физического действия. «Фотоаппарат», «Мир вокруг нас», «Обед», «Моя комната», «Мой дом», «Родная школа», «Удивительное рядом» и т.д. Выполнение упражнений на счет от 10 до 20, с различными импровизированными действиями и заданиями. 4. Сценическая речь Практика: Выполнение комплекса упражнений на дыхание, артикуляционные упражнения, «звукоряд», скороговорки. Упражнения: «Снежный ком», «Троллирование звука», «Вот дом, который построил Джек». Работа с повышением и понижением звука. Знакомства с тремя регистрами. 5. Сценическое движение Практика: Мизансценирование - застройка тела в пространстве сцены. Выполнять простые действия на сцене (найти свою «точку» на сцене, элементы расслабления мышц, сценическое падение,) в определенный момент, заполнять сценическое пространство сцены. 6. Театральная игра Практика: Театральная игра: «Магазин», «Кинотеатр», «Автобус», «Остановка» и т.д. 7. Предлагаемые обстоятельства Практика: Выполнение упражнений на заданные темы (на скороговорки, на пословицы, на слова, темы русских народных сказок). 8. Работа над драматургическим материалом Теория: Чтение сказок, пьес. Практика: Анализ произведения, разбор персонажей, жанр, события, действия героев. Подготовка небольших чтецких и актерских работ из выбранных произведений. 9. Индивидуальные и групповые этюды Практика: Выполнение упражнений на заданную тему. Постановка этюдов. 10. Отчетный спектакль, концерт Теория: Читка пьесы, принятой к постановке. Распределение ролей. Поиск характерности и сценического образа. Обсуждение идеи и темы пьесы. Определение событийного ряда пьесы. 15 Практика: Работа над ролью. Создание сценического образа. Атмосфера спектакля. Работа на сцене этюдным методом. 16 Третий год обучения Цель: Развитие творчески активной личности учащегося средствами театральной деятельности, содействие социализации учащихся в обществе. Задачи Образовательные: - помочь учащимся осознать практичность направления актерского и сценического мастерства; - научить учащихся владеть навыками работы с текстом и над ролью; простых имитационных и пластических действий. Развивающие: - развивать у учащихся полезные для учебы и искусства психологические структуры (внимание, воображение, волю, память). Воспитательные: - воспитывать у учащихся художественный вкус; - воспитывать у учащихся коммуникативные способности, толерантность, чуткость и внимание к партнеру; - воспитывать у учащихся ответственность, терпеливость, умение преодолевать трудности. Тема Учебно-тематический план Всего Теория Практика 1.Вводное занятие 2. 2 Формы контроля 2 2.Комплексные упражнения на 8 овладение элементами системы К.С. Станиславского 3. Театральная игра 28 - 8 наблюдение - 28 наблюдение 4. Предлагаемые обстоятельства 4 - 4 наблюдение 5. Сценическая речь 18 - 18 наблюдение 6. Сценическое движение 18 - 18 наблюдение 7. Работа над драматургическим 6 материалом 8. Индивидуальные и групповые 12 этюды 9. Отчетный спектакль, концерт 36 1 5 наблюдение - 12 наблюдение 2 34 зачет 10. Организация каникулярного 12 времени Всего: 144 12 5 139 17 Содержание программы 1. Вводное занятие Теория: Знакомство с планом работы. Повторение правил безопасности и поведения. Знакомство с вновь прибывшими (если таковые есть). 2. Комплексные упражнения на овладение элементами системы К.С. Станиславского Практика: Упражнения на внимание, воображение, память физического действия; чувство правды, логики и последовательности, мышечной свободы и т.д. Выполнение упражнений на счет 10, с различными импровизированными действиями и заданиями. Выполнение элементов в этюдах. 3. Театральная игра Практика: Театральная игра: «Старые сказки на новый лад», импровизации на заданные темы и т.д. 4. Предлагаемые обстоятельства Практика: Выполнение упражнений на заданные темы (на скороговорки, на пословицы, на слова). 5. Сценическая речь Практика: Выполнение комплекса упражнений на дыхание, артикуляционные упражнения, «звукоряд», скороговорки. Упражнения: «Снежный ком», «Троллирование звука», «Вот дом, который построил Джек», звуко - подача. Работа с повышением и понижением звука. Работа со звуком в трех регистрах, словесное действие. Текст и подтекст. Работа с партнером на сцене словесным действием. Диалог. 6. Сценическое движение Практика: Продолжается работа над мизансценированием. Выполнять простые действия на сцене: найти свою «точку» на сцене, элементы расслабления мышц, сценическое падение, импровизация, понятие «импульс», передача и прием «импульса», элементы простого сценического боя. 7. Работа над драматургическим материалом Теория: Чтение пьес. Практика: Более полный анализ произведения, разбор персонажей, жанр, событийный ряд, разделение персонажей. Составление отзыва на произведение. Критическая оценка. 8. Индивидуальные и групповые этюды Практика: Выполнение упражнений на заданную тему. Постановка этюдов. Анализ собственной работы на сцене. Анализ работы других обучающихся 9. Отчетный спектакль, концерт Теория: Читка пьесы, принятой к постановке. Распределение ролей. Поиск характерности и сценического образа. Обсуждение идеи и темы пьесы. Определение событийного ряда пьесы. Практика: Работа над ролью. Создание сценического образа. Атмосфера спектакля. Работа на сцене этюдным методом. Репетиции. 18 2.Комплекс организационно-педагогических условий Методическое обеспечение программы 19 № Раздел-тема п/п Формы занятий Методический, дидактический материал Материально-техническое оснащение Форма подведения итогов Репродуктивный Видео спектакли. Зал для проведения репетиционных занятий, сцена, видеопроектор опрос Репродуктивный Проблемноразвивающий Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников». Колокольцев Е.Н. «Искусство на уроках театра». Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии». Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников». Колокольцев Е.Н. «Искусство на уроках театра». Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии». Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников». Зал для проведения репетиционных наблюдение занятий, сцена, стулья, маты, кубы различных форм, мячи, музыкальный центр, компьютер Презентация Учебное занятие История возникновения Презентация театральной культуры в Учебное России занятие Комплексные Учебное упражнения на занятие овладение элементами системы К.С. Станиславского Репродуктивный 4 Театральная игра Учебное занятие Репродуктивный Проблемноразвивающий 5 Предлагаемые обстоятельства Учебное занятие Репродуктивный Проблемноразвивающий 1 2 3 Вводное занятие Применяемые методы Зал для проведения репетиционных наблюдение занятий, сцена, стулья, маты, кубы различных форм, мячи, музыкальный центр, компьютер Зал для проведения репетиционных наблюдение занятий, сцена, стулья, маты, кубы различных форм, мячи, музыкальный центр, компьютер 20 6 Сценическая речь Учебное занятие Репродуктивный 7 Сценическое движение Учебное занятие Репродуктивный 8 Работа над Учебное драматургическим занятие материалом Репродуктивный Проблемноразвивающий 9 Индивидуальные групповые этюды Репродуктивный Проблемноразвивающий Интерактивный и Учебное занятие Колокольцев Е.Н. «Искусство на уроках театра». Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии». Стрельникова А.Н. «Дыхательная гимнастика». Петрова Л.П. «Основы сценической речи». Кох И.Э. «Движение» Зал для проведения репетиционных наблюдение занятий, сцена, стулья, маты, кубы различных форм, мячи, музыкальный центр, компьютер Зал для проведения репетиционных наблюдение занятий, зал для проведений занятий по сценическому движению сцена, стулья, маты, кубы различных форм, мячи, музыкальный центр, компьютер Ершова А.П. «Уроки Зал для проведения репетиционных наблюдение театра на уроках в занятий, сцена школе». Захава Б.Е. «Мастерство актера и режиссера». Ершова А.П. «Уроки театра на уроках в школе». Захава Б.Е. «Мастерство актера и режиссера». Зал для проведения репетиционных наблюдение занятий, сцена, стулья, маты, кубы различных форм, мячи, музыкальный центр, компьютер 21 10 Отчетный концерт спектакль, Спектакль Репродуктивный Проблемноразвивающий Интерактивный Ершова А.П. «Уроки театра на уроках в школе». Захава Б.Е. «Мастерство актера и режиссера». Зал для проведения репетиционных зачет занятий, зал для проведений занятий по сценическому движению, сцена, съемная «одежда» сцены (кулисы, задники, занавес) для разных спектаклей, музыкальный центр, компьютер, колонки, проектор (для создания объемных декораций и просмотр работ, презентаций и т.д.), экран, стулья, маты, скамейки, кубы различных форм, мячи разных диаметров (для занятий сценической речью, сценическим движением, тренингами по актерскому мастерству), световые приборы (театральные прожектора, софиты нижние и верхние, световые фильтры, страбоскоп), пульт управления световыми приборами, пульт звукооператорский, микрофоны, ширмы разноуровневые для выстраивания декораций, реквизит, костюмы, грим, шпаги и палки для сценического движения 22 Материально-техническое оснащение программы 1. Зал для проведения репетиционных занятий 2. Зал для проведений занятий по сценическому движению 3. Сцена 4. Съемная «одежда» сцены (кулисы, задники, занавес) для разных спектаклей 5. Музыкальный центр 6. Компьютер 7. Колонки 8. Проектор (для создания объемных декораций и просмотр работ, презентаций и т.д.) 9. Экран 10. Стулья 11. Маты 12. Скамейки 13. Кубы различных форм 14. Мячи разных диаметров (для занятий сценической речью, сценическим движением, тренингами по актерскому мастерству) 15. Световые приборы (театральные прожектора, софиты нижние и верхние, световые фильтры, страбоскоп) 16. Пульт управления световыми приборами 17. Пульт звукооператорский 18. Микрофоны 19. Ширмы разноуровневые для выстраивания декораций 20. Реквизит 21. Костюмы. 22. Грим 23. Шпаги и палки для сценического движения 23 Список литературы для педагога 1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб, 2006. 2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования 2,3,4 класс. М., 2004. 3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М.,1992. 4. Захова Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М,, 1968. 5. Кох И.Э. Движение. Минск ,1956. 6. Колокольцев Е.Н. Искусство на уроках театра. Киев, 2006. 7. Мочалов Ю. Первые уроки театра». Москва «Просвещение», 1986. 8. Никитина А. Б. Дети, театр и образование. М., 2008. 9. Петрова Л.П. Основы сценической речи. 1970. 10. Станиславский К.С. Этика. Москва, 1980. 11. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. СПб., 2007. 12. Стрельникова А.Н.Дыхательная гимнастика. Москва, 1998г. 24 Список литературы для учащихся 1. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования 2,3,4 класс. М., 2004. 2. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М.,1992. 3. Мочалов Ю. Первые уроки театра». Москва «Просвещение», 1986. 4. Никитина А. Б. Дети, театр и образование. М., 2008. 5. Стрельникова А.Н.Дыхательная гимнастика. Москва, 1998г 25 Приложение 1 Словарь театральных терминов. Авансцена — пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом. Актер — деятельный, действующий (акт — действие). Амфитеатр — места, расположенные за партером. Антракт — промежуток между действиями спектакля. Аплодисменты — одобрительные хлопки. Артист — художник (умение, мастерство). Афиша — объявление о представлении. Балет — вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой. Бельэтаж — 1-й этаж над партером и амфитеатром. Бенуар — ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены. Бутафория — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках. Грим — подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Декорация (лат.) — украшение; художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната). Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами. Драма — сочинение для сцены. Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли. Задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены. Карман — боковая часть сцены, скрытая от зрителей. Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам. Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент. Мимика — мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражение лица, отражающее эмоциональное состояние. Монолог — речь одного лица, мысли вслух. Опера — музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют. 26 Оперетта — веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором. Падуги — горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены. Пантомима — выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом. Партер — места для зрителей ниже уровня сцены. Режиссер — управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля. Реквизит — вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля. Ремарка — пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах. Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени. Репетиция — повторение, предварительное исполнение спектакля. Реплика — фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие. Театр — место для зрелищ. Штанкет — металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы, детали декораций. Фойе — помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта. 27 Приложение 2 Мониторинг эффективности реализации программы «Играем в театр» Направление: «Уровень освоения содержания дополнительной общеобразовательной программы» Показатели Знание основ Критерии Параметры Методы Инструментарий Периодичность изучения Высокий: Наблюдение Практические В начале Теория: имеет освоен весь опрос работы учебного года. представление объем теории, В середине о знает учебного года. терминологию, В конце Практика: умеет делать может учебного года. самостоятельно применять знания и навыки по теме. Средний: освоено более 1/2 теории, владеет приемами с помощью педагога. Низкий: владеет менее ½ теории, не употребляет термины, работает с помощью педагога. 28 Мониторинг личностного развития учащихся д/о «Играем в театр» Направление: «Уровень сформированности положительных качеств личности» № Параметры Критерии п/п 1. Организационно-волевые качества 1.1 Терпение 1.2 Воля 1.3 Самоконтроль Способность переносить нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности Уровни Методы Высокий: терпения Наблюдение хватает на все занятие; Средний: терпения хватает больше, чем на ½ занятия; Низкий: терпения хватает меньше, чем на ½ занятия Способность Высокий: волевые Наблюдение активно усилия побуждать себя к побуждаются практическим самим учащимся; действиям Средний: волевые усилия побуждаются периодически; Низкий: волевые усилия побуждаются с помощью педагога Умение Высокий: Наблюдение контролировать учащийся свои поступки контролирует себя сам; Средний: учащийся периодически контролирует себя сам; 29 Низкий: учащийся постоянно находится под воздействием контроля извне 2. Ориентационные качества 2.1 Самооценка 2.2 Интерес к занятиям Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Осознанное участие учащихся в освоении программы Завышенная; Нормальная; Заниженная; Наблюдение Беседа Высокий: интерес постоянно поддерживается самостоятельно; Средний: интерес периодически поддерживается самим учащимся; Низкий: интерес к занятиям продиктован извне Наблюдение Беседа 3. Поведенческие качества 3.1 Конфликтность Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации Высокий: пытается Наблюдение самостоятельно Беседа уладить возникающие конфликты; Средний: сам в конфликтах не участвует; старается их избежать; Низкий: периодически провоцирует 30 3.2 Тип Умение сотрудничества воспринимать общие дела, как свои собственные конфликты сам Высокий: Наблюдение инициативен в общих делах; Средний: участвует при побуждении извне; Низкий: избегает участия в общих делах 31 Приложение 3 Контрольно-измерительные материалы по 1 году обучения по усвоению образовательной программы «Играем в театр» промежуточный контроль «___»_____________20____г. № Фамилия Дата Контролируемые знания, умения по темам, форма Результат п/ Имя проведения контроля (практическая работа) в баллах п контроля Правильно Умение Знать выполнять выполнять устройство артикуляционную простые сценыгимнастику и действия на практическая дикционные сценеработа упражненияпрактическая практическая работа работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ПО ГРУППЕ В % Педагог ________________________ 32 Контрольно-измерительные материалы по 1 году обучения по усвоению образовательной программы «Играем в театр» итоговый контроль «___»_____________20____г. № Фамилия Дата п/ Имя проведения п контроля Контролируемые знания, умения по темам, форма контроля (зачет, спектакль) Уметь выполнять Умение артикуляционную работать на гимнастику, сцене, работать со вхождение в стихотворными образ формами – практическая практическая работа работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ПО ГРУППЕ В % Педагог __________________________ Результат в баллах 33 Контрольно-измерительные материалы по 2 году обучения по усвоению образовательной программы «Играем в театр» промежуточный контроль «___»_____________20____г. № Фамилия Дата Контролируемые знания, умения по темам, Результа п/ Имя проведения форма контроля (урок-зачет, спектакль) в баллах п контроля Умение Умение Умение передавать создавать работать со характерность образ своего стихотворными и настроение персонажа в предлагаемых персонажа в практическая обстоятельствах действии -практическая работа практическая работа работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ПО ГРУППЕ В % Педагог _____________________________ 34 Контрольно-измерительные материалы по 2 году обучения по усвоению образовательной программы «Играем в театр» итоговый контроль «___»_____________20____г. № Фамилия Дата п/ Имя проведения п контроля Контролируемые знания, умения по темам, форма контроля (спектакль, зачет) Умение работать Умение создать Знания над сценический основных драматургическим образ. законов материалом – практическая сценической речи и практическая работа сценического работа движения – практическая работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ПО ГРУППЕ В % Педагог ________________________ Результат в баллах 35 Контрольно-измерительные материалы по 3 году обучения по усвоению образовательной программы «Играем в театр» промежуточный контроль «___»_____________20____г. № Фамилия Дата Контролируемые знания, умения по темам, форма Результат проведе ния п/ Имя в баллах контроля (урок-зачет) контроля Умение п Умение Знать правильно работать с театральную оценивать партнером в терминологию поведение и словесном – опрос характерность действии персонажа практическая «вживаться в работа образ» практическая работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ПО ГРУППЕ В % Педагог __________________________ 36 Контрольно-измерительные материалы по 3 году обучения по усвоению образовательной программы «Играем в театр» итоговый контроль «___»_____________20____г. № Фамилия Дата Контролируемые знания, умения по темам, Результат п/ Имя проведения форма контроля (спектакль, зачет) в баллах п контроля Навыки Умение Умение выполнения работать над выполнять сценического ролью сценические действия в практическая действия в пространстве предлагаемых работа сцены – обстоятельствах практическая работа практическая работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ПО ГРУППЕ В % Педагог __________ 37 Приложение 4 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Играем в театр» художественной направленности 1 год обучения 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски, ул. Советская ,35а 1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 4 2. Продолжительность учебного года 2.1. Начало учебного года –10.09.2024 г 2.2. Окончание учебного года: – 31.05.2025г. 2.3. Количество учебных недель: 36 недель 3. Режим занятий 3.1. 2 раза в неделю по 2 часа – 4 часа в неделю * расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам. 4. Продолжительность каникул 4.1. осенние каникулы - с 26.10.24г. по 03.11.2024г. 4.2.зимние каникулы - с 31.12.24г. по 8.01.2025г. 4.3.весенние каникулы - с 22.03.25г. по 30.03.2025г. 5. Праздничные дни: - 4 ноября – День народного единства; - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; - 7 января - Рождество Христово; - 23 февраля - День защитника Отечества; - 8 марта - Международный женский день; - 1 мая - Праздник Весны и Труда; - 9 мая - День Победы; - 12 июня – День 6 Календарный план проводимых мероприятий для обучающихся № п/п 1. Название мероприятия Играем в театр 2. «Дети – детям» 3. «Новогодняя дискотека» «Всезнайка» 4. 5. 6. Тренинги со студентами Кем ГИК Тренинги со студентами Кем ГИК форма проведения Познавательно-развлекательная программа Совместное занятие с группой «Играем в театр» Развлекательная программа дата проведения ноябрь ноябрь декабрь Викторина по советским и российским кинофильмам и мультфильмам Тренинг «Театральные игры» декабрь Тренинг «Театральные игры» март март 38 !- количество мероприятий зависит от количества учебного времени отведенного на раздел «Организация каникулярного времени» *- даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по объективным причинам. Программа воспитания в детском объединении «Играем в театр» является Приложением к ДООП и размещена в учебно-методическом комплексе к программе.