1 Сценический бальный танец дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленность: художественная уровень программы: базовый адресована учащимся 10-18 лет срок реализации: 2 года Разработчик: Чиченкова Екатерина Александровна, педагог дополнительного образования Мысковский ГО 2024 2 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка (направленность программы, нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной программы, новизна программы, актуальность программы, педагогическая целесообразность, цель и задачи программы, уровни сложности программы, отличительные особенности программы, возраст учащихся с особенностями приема, объем и сроки освоения программы, формы и методы организации занятий, особенности организации образовательного процесса, режим организации занятий, планируемые результаты освоения программы и система их оценивания, формы аттестации) Программа первого года обучения Учебно-тематический план первого года обучения Содержание программы первого года обучения Программа второго года обучения Учебно- тематический план первого года обучения Содержание программы второго года обучения 2. Комплекс организационно-педагогических условий Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Материально-техническое обеспечение общеобразовательной программы Список литературы для педагога Список литературы для учащихся и родителей 3. Приложения Тезаурус Мониторинговая программа Контрольно-измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 3 3 8 9 10 11 13 14 15 15 18 19 20 21 21 23 28 29 3 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сценический бальный танец» художественной направленности, модифицированная, разработана на основе программы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Спортивные бальные танцы» Хальзовой О.Н., педагога ГБОУ «Школы №1498 «Московская международная школа»» г. Москва, 2016г. Программа предназначена для работы с детьми среднего школьного возраста. Учащиеся получают основные знания о танцах латиноамериканской и европейской программ: Джайв, Самба, Ча-ча-ча, Медленный вальс, Квикстеп, Венский вальс, так же знакомятся с такими танцами как: Румба, Пасодобль, Танго, Фокстрот, знакомятся с основами композиции и постановки танца. Программа составлена в соответствии с нормативными документами: • Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); • Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р); • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". • Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". 4 • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н); • Локальные акты МБОО ДО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о ДООП, инструкции по технике безопасности. Актуальность данной программы в том, что изучая сценический бальный танец, дети повышают уровень своих танцевальных способностей и знаний в области сценического танцевального искусства. Освоение программы позволит учащимся совместить множество задач – танцевать под музыку, ведя партнёршу (подстраиваться под партнёра), при этом следя за другими парами, развивать координацию, реакцию и самообладание. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучающиеся приобретают физические и личностные качества. Танцующего человека легко узнать уже по походке – самоуверенный вид, грациозная осанка, определённая манера двигаться, умение владеть телом. Танец развивает не только тело, но и способность чувствовать музыку, ритм, партнёра, других танцующих. Также, благодаря танцам, происходит активное общение сверстников, ведь из всех видов увлечений именно танец раскрывает непосредственность и искренность эмоционального порыва, что так немаловажно при современном отчуждении людей друг от друга. Неформальное общение в танце – наиболее доступная форма познания мира окружающих людей. Учащиеся становятся более отзывчивыми, доброжелательными и ответственными. Новизна программы заключается в том, что подготовка учащихся проводится не для участия в парных турнирах по бальным танцам, как это принято, а создаются танцевальные постановки на группу детей, для выступления на сценических площадках. Отличительные особенностью является применение новых педагогических технологий, в том числе ИКТ при организации образовательной деятельности в рамках программы. Многолетние занятия в коллективе дают детям возможность, охотно подражая педагогу, который демонстрирует танцевальное мастерство, определить танец как свою будущую профессию. Педагог – мастер способствует развитию осознанной мотивации к занятиям хореографией. Данная программа позволит привить любовь к танцевальному искусству и поможет воспитать профессиональных танцоров или педагогов-хореографов. Конечно же, не каждый ребенок станет великим танцором, или хореографом, но это будет яркая, уверенная в себе, способная на многое Личность. А также каждый из участников коллектива с теплотой будет вспоминать свое «танцевальное детство». 5 Цель: обеспечение личностного развития и творческой самореализации учащихся посредством занятий бальными танцами. Задачи: Обучающие: углубить знания учащихся об истории бальных танцев; способствовать формированию навыков танцевального мастерства у учащихся; способствовать развитию чувства ритма и музыкальности детей, их двигательной и логической памяти; предоставить учащимся возможность развития творческой инициативы и способности к самовыражению в танце. Развивающие: развивать музыкальные, танцевальные и творческие способности учащихся; формировать физические способности учащихся в исполнении сценического бального танца; развить у учащихся навыки применения теоретических знаний в практической деятельности. Воспитательные содействовать формированию этического вкуса учащихся; содействовать формированию доброжелательного отношения друг к другу, эмоциональной отзывчивости на состояние других детей и людей; формировать дружный детский коллектив. Данная программа базового уровня, ориентирована на учащихся в возрасте 10-18 лет. Набор в учебные группы является свободным, осуществляется по желанию детей. Добор в группы в течение учебного года может проводится на основе физических данных и интереса к занятию танцами у ребёнка, его родителей (законных представителей). Так же учащиеся должны представит медицинское заключение, о том, что они могут заниматься активной физической деятельностью. Срок реализации программы 2 года. Объём программы: 1год обучения: 3занятия по 2 часа -216 часов в год 2год обучения: 3занятия по 2 часа -216 часов в год Количество учащихся в группе: 1 год обучения 12- 15 человек, 2 год обучения 10- 12 человек. Формы и режим занятий В организации работы с учащимися используются следующие формы обучения: 6 1. Очная • аудиторные занятия (танцевальный зал): консультации; беседы; выполнение самостоятельных и практических заданий, демонстрация движений и упражнений педагогом, демонстрация движений и упражнений с помощью мультимедийного оборудования (аудио-, видеотехника), направленные на повторение навыков по бальному танцу; • внеаудиторные занятия: участие в конкурсах и праздниках, проводимых в Центре; организация каникулярных мероприятий; участие в конкурсах и турнирах по бальным танцам. 2. очная (дистанционная) в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией с применением дистанционных (электронных) технологий. При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации, мастер – классы, в Сферуме. Предоставляются ссылки на образовательные видеофильмы по темам программы, бесплатных Интернет-ресурсов трансляций мастер-классов и др. Идут обсуждения в группах. Учащиеся самостоятельно выполняют творческие задания и высылают в группы Сферум, там же осуществляется активная связь с родителями. Формы организации деятельности детей на занятии: Групповая, подгрупповая. Формы занятий: занятие по ознакомлению с новым материалом; занятия по обобщению и систематизации ЗУНов; занятия проверки знаний; комбинированные занятия. Структура занятий: теоретическая часть (по мере необходимости); тренаж для разогрева мышц; танцевальная часть; подведение итогов. Методы обучения: Словесный, наглядный, практический. Планируемые результаты и система их оценивания По прохождению программного материала, учащиеся будут знать: историю развития бального танца; терминологию изученных танцевальных фигур; уметь: применять полученные теоретические знания в практической деятельности; пользоваться хореографическими терминами; ориентироваться в сценическом пространстве; 7 владеть: чувством ритма, музыкальностью, пластичностью и грацией в исполнении основ бальных танцев; эстетической культурой общения, как с партнёром, так и со всеми участниками коллектива. результатом освоения программы является участие в хореографических конкурсах и фестивалях различного уровня. Формы подведения итогов В процессе обучения педагогом применяются индивидуальные и групповые формы контроля. Промежуточный контроль (полугодие) осуществляется с помощью: наблюдения; выполнения практического задания Итоговый контроль (конец учебного года) включает в себя: наблюдение выполнение практического задания; участие в конкурсах и фестивалях различного уровня. В процессе реализации проводится мониторинг по следующим направлениям: «Знание и владение основами музыкальной грамоты», «Владение техникой исполнения бальных танцев», «Знание и владение приёмами сценического пока. В процессе реализации программы осуществляется педагогический мониторинг по направлениям: 1. «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы»; 2. Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения ДОП «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм». 3.Творческие достижения учащихся (Приложение 2) 8 Программа первого года обучения Цель: создание условий для танцевально-музыкального и личностного развития учащихся, через занятия сценическим бальным танцем. Задачи: Обучающие: углубить знания учащихся об истории бальных танцев; способствовать формированию у учащихся навыков танцевального мастерства; способствовать развитию чувства ритма и музыкальности детей, их двигательной и логической памяти. Развивающие: развивать музыкальные, танцевальные и творческие способности учащихся; сформировать у учащихся физические способности в исполнении сценического бального танца; Воспитательные: содействовать формированию доброжелательного отношения друг к другу, эмоциональной отзывчивости на состояние других детей и людей. Планируемые результаты первого года обучения По прохождению программного материала первого года обучения, учащиеся будут знать: правила поведения и технику безопасности во время занятий; терминологию изученных танцевальных фигур; уметь: пользоваться хореографическими терминами; владеть: чувством ритма, музыкальностью, пластичностью и грацией в исполнении сценических бальных танцев. 9 Учебно-тематический план первый год обучения № Кол-во часов Вид и форма п/п Наименование разделов всего теория практика контроля 1 Вводное занятие 2 1 1 2 Тренаж мышц тела 20 2 18 2.1 Акробатика 2.2 Партерная гимнастика Латиноамериканская 3 программа бальных танцев 3.1 Ча-ча-ча 3.2 Джайв 3.3 Самба 16 4 2 - 14 4 50 6 44 20 20 10 2 2 2 18 18 8 Европейская программа бальных танцев 4.1 Медленный вальс 4.2 Квикстеп 4.3 Венский вальс 50 6 44 20 20 10 2 2 2 18 18 8 4 5 Постановочная работа 74 4 70 74 4 70 Итоговое занятие 2 - 2 Итого: 198 19 179 Организация каникулярного времени 18 - 18 Всего: 216 19 197 5.1 Постановка танца 6 7 Наблюдение Практические задания Наблюдение Практические задания Наблюдение Практические задания Наблюдение Практические задания Концертная деятельность Открытое занятие 10 Содержание программы «Сценический бальный танец» первый год обучения 1. Тема: Вводное занятие. Теоретическая часть: Знакомство с образовательной программой. Техника безопасности на занятиях. Практическая часть: Просмотр видеоматериалов. 2. Тема: Тренаж для разогрева мышц Теоретическая часть: Работа над техникой шага, упражнения на работу корпуса, бёдер, стоп. Практическая часть: Выполнение упражнений под счёт и под музыку. 3. Тема: Латиноамериканская программа бальных танцев. Теоретическая часть: Латиноамериканские танцы (Ча-ча-ча, Джайв, Самба). Практическая часть: Исполнение фигур (изучаемых по программе) по одному и в парах, под счёт и под музыку. 4. Тема: Европейская программа бальных танцев. Теоретическая часть: Европейские танцы (Медленный вальс, Квикстеп, Венский вальс). Практическая часть: Исполнение фигур (изучаемых по программе) по одному и в парах, под счёт и под музыку. 5. Тема: Постановочная работа. Теоретическая часть: Знакомство с материалом, требуемым к постановке. Практическая часть: Работа с фонограммой, постановка танца. 6. Тема: Итоговое занятие. Теоретическая часть: Подведение итогов. Практическая часть: Открытое занятие. 7.Организация каникулярного времени(18) 11 Программа второго года обучения Цель: создание условий для танцевально-музыкального и личностного развития, а также творческой самореализации учащихся посредством бальных танцев. Задачи: Обучающие: углубить знания учащихся об истории бальных танцев; способствовать формированию у учащихся навыков танцевального мастерства; способствовать развитию чувства ритма и музыкальности детей, их двигательной и логической памяти; предоставить возможность развития у учащихся творческой инициативы и способности к самовыражению в танце. Развивающие: развивать музыкальные, танцевальные и творческие способности учащихся; сформировать у учащихся физические способности в исполнении сценического бального танца; развить учащихся навыки применения теоретических знаний в практической деятельности. Воспитательные содействовать формированию этического вкуса учащихся; содействовать формированию доброжелательного отношения друг к другу, эмоциональной отзывчивости на состояние других детей и людей. формировать дружный детский коллектив. Планируемые результаты второго года обучения По прохождению программного материала, учащиеся будут знать: историю развития бального танца; терминологию изученных танцевальных фигур; уметь: применять полученные теоретические знания в практической деятельности; 12 пользоваться хореографическими терминами; ориентироваться в сценическом пространстве; владеть: чувством ритма, музыкальностью, пластичностью и грацией в исполнении основ бальных танцев; эстетической культурой общения как с партнёром, так и со всеми участниками коллектива. Результатом освоения программы является участие в хореографических конкурсах и фестивалях различных уровней 13 Учебно-тематический план второй год обучения № Кол-во часов Вид и форма п/п Наименование разделов всего теория практика контроля 1 Вводное занятие 2 1 1 2 Тренаж мышц тела 20 2 18 2.1 Акробатика 2.2 Партерная гимнастика Латиноамериканская 3 программа бальных танцев 3.1 Ча-ча-ча 3.2 Джайв 3.3 Самба 16 4 2 - 14 4 50 6 44 20 20 10 2 2 2 18 18 8 Европейская программа бальных танцев 4.1 Медленный вальс 4.2 Квикстеп 4.3 Венский вальс 50 6 44 20 20 10 2 2 2 18 18 8 4 5 Постановочная работа 74 4 70 74 4 70 Итоговое занятие 2 - 2 Итого: 198 19 179 Организация каникулярного времени 18 - 18 Всего: 216 19 197 5.1 Постановка танца 6 7 Наблюдение Практические задания Наблюдение Практические задания Наблюдение Практические задания Наблюдение Практические задания Концертная деятельность Открытое занятие 14 Содержание программы «Сценический бальный танец» второй год обучения 1. Тема: Вводное занятие. Теоретическая часть: Знакомство с образовательной программой. Техника безопасности на занятиях. Практическая часть: Просмотр видеоматериалов. 2. Тема: Тренаж для разогрева мышц Теоретическая часть: Работа над техникой шага, упражнения на работу корпуса, бёдер, стоп. Практическая часть: Выполнение упражнений под счёт и под музыку. 3. Тема: Латиноамериканская программа бальных танцев. Теоретическая часть: Латиноамериканские танцы (Ча-ча-ча, Джайв, Самба). Практическая часть: Исполнение фигур (изучаемых по программе) по одному и в парах, под счёт и под музыку. 4. Тема: Европейская программа бальных танцев. Теоретическая часть: Европейские танцы (Медленный вальс, Квикстеп, Венский вальс). Практическая часть: Исполнение фигур (изучаемых по программе) по одному и в парах, под счёт и под музыку. 5. Тема: Постановочная работа. Теоретическая часть: Знакомство с материалом, требуемым к постановке. Практическая часть: Работа с фонограммой, постановка танца. 6. Тема: Итоговое занятие. Теоретическая часть: Подведение итогов. Практическая часть: Открытое занятие. 7. Организация каникулярного времени(18) 15 2. Комплекс организационно-педагогических условий Методическое обеспечение программы Название раздела, темы 1.Вводное занятие Форм а занят ий Методы и приемы обучения Методическое обеспечение учебн ые занят ия словесный (устное изложение, беседа и т. д.); ТБ, презентация Школы танца «Экспрессия». 2. Тренаж учебн наглядный ые (показ мышц тела занят видеоматери ия алов, наблюдение, показ педагогом); практически й (упражнения ). учебн наглядный 3. ые (показ Латиноамерика занят педагогом); нская ия практически программа й бальных танцев (упражнения ). Методические пособия программ физических упражнений. Медиа файлы; Конспекту занятий. Методические пособия по латиноамерика нским бальным танцам. Медиа файлы; Конспекту занятий. Методические 4. Европейская учебн наглядный ые (показ пособия по программа бальных танцев занят видеоматери европейским ия алов, бальным наблюдение, танцам показ Медиа файлы; педагогом); практически Конспекту й занятий. Материал Формы ьноподведени техническ я итогов ое обеспечен ие DVD, ПК, телевизор Музыкаль ный центр; зеркала. наблюден ия; выполнен ия практичес кого задания. Музыкаль ный центр; зеркала. наблюден ия; выполнен ия практичес кого задания. Музыкаль ный центр; зеркала. наблюден ия; выполнен ия практичес кого задания. 16 7.Постановочна я работа 8.Итоговое занятие (упражнения ). учебн наглядный ые (показ занят видеоматери ия алов, наблюдение, показ педагогом); практически й (упражнения ). учебн ые занят ия словесный (устное изложение, беседа и т. д.); практически й (упражнения ). Методические пособия по композиции и постановке показа. Медиа файлы; Конспекту занятий. Музыкаль ный центр; зеркала. Методические пособия по музыкальной грамоте, актёрскому мастерству, латиноамерика нским и европейским бальным танцам. Медиа файлы; Конспекту занятий. DVD, ПК, телевизор, музыкаль ный центр; зеркала. наблюден ия; выполнен ия практичес кого задания; конкурсн ые и концертн ые мероприят ия. Дидактическое оснащение Специфика работы в направлении сценического бального танца такова, что большую часть материала – упражнения, движения, шаги придумывает, воспроизводит и демонстрирует педагог самостоятельно, на своём личном примере, опираясь на основы ритмики, хореографии. Важной частью занятий танцами является аудио- и видео-обеспечение. За многолетний опыт работы в школе Бального танца «Экспрессия» накопилось множество материалов для наглядного просмотра с учащимися, которое представлено видеозаписями и фотографиями выступлений прошлых лет на конкурсах различного уровня. Методическое оснащение программы «Сценический бальный танец» представлено следующими материалами: Организация воспитательной работы в д/о Школа танца «Экспрессия» 17 Специальная литература Мониторинг результатов учебной деятельности Характеристика критериев результативности учебной деятельности Контрольно-измерительные материалы Методическое обеспечение программы на USB, CD, DVD дисках (музыкальное обеспечение занятия, отчётные концерты, программы, КТП) 18 Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Специально оборудованное помещение: репетиционный зал с зеркалами, хореографической палкой. Мебель: стол для хранения музыкального и видео-обеспечения. Технические средства: аудио- и видеоаппаратура. 19 Список литературы для педагога 1. Богомолова Л. В. Программа экспериментального курса. Основы танцевальной культуры - М.: Новая школа, 1993. 2. Лэрд У. Часть 1. Техника латиноамериканских танцев– М.: Артис, 2003. 3. Лэрд У. Часть 2. Техника латиноамериканских танцев – М.: Артис, 2003. 4. Палыга В. Д. Гимнастика – М.: 1982. 5. Рогозин И. В. Танец в коллективе художественной самодеятельности- М.: Советская Россия, 1960. 6. Степанов А. В. Новые бальные танцы- М.: 1973. 7. Строганов В. М. Современный бальный танец– М.: 1975. 8. Мур А. Пересмотренная техника европейских танцев. Часть первая. Квикстеп. Перевод с английского и редакция Пина, Ю. Санкт-Петербург, 1993. 9. Мур А. Пересмотренная техника европейских танцев. Часть первая. Медленный вальс. Перевод с английского и редакция Пина, Ю. СанктПетербург, 1993. 20 Список литературы для учащихся и родителей 1. Браиловская, Л. В. Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв. Серия «Стильные штучки» – Ростов н/Д: Феникс, 2003. 2. Пономаренко, А. Как наладить отношения с подростком- М.: ООО «Издательство АСТ", ООО "Астрель, 2014 Видеотека: 1.Чемпионаты и показательные выступления по спортивно- бальным танцам международного уровня -1995 – 2010 гг. 2. Чемпионаты и показательные выступления по спортивно- бальным танцам российского уровня -1995 – 2010 гг. 3. Чемпионаты и показательные выступления по спортивно- бальным танцам областного уровня -2003 – 2010 гг. 4. Танцевальные конкурсы по различным хореографическим направлениям областного и городского уровней - 2005 – 2010 гг. 21 3.Приложения Приложение 1 Тезаурус Спортивно-бальные танцы — группа различных парных танцев, некоторые из которых имеют народные истоки. Исполнялись на балах, которые проводились в помещениях, застеленных паркетом. Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся 2 признаками: все бальные танцы являются парными; пару составляют мужчина и женщина. Под «бальными танцами» в настоящее время подразумевают словосочетания «спортивные танцы» (СБТ, «спортивные бальные танцы») и «танцевальный спорт». Это отображено в названиях различных танцевальных организаций, например, «Московская федерация спортивного танца» или «Московская федерация танцевального спорта». В настоящее время к бальным танцам относят 10 различных танцев, разбитых на две программы. Во всем танцевальном мире соревнования по спортивным танцам делятся на 2 программы: европейскую и латиноамериканскую, или их иногда называют десяткой танцев. В европейскую программу входят: медленный вальс, квикстеп, венский вальс, танго, медленный фокстрот. В латиноамериканскую: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв. Хореографическая лексика – элементы танцевального языка; отдельные движения (pas) и позы, из которых складывается танец как художественное целое, т.е. как произведение хореографического искусства. Комбинация-это мельчайшая конструктивная единица хореографического текста. Танцевальная комбинация может быть различной длительности и исчисляется в тактах, как в музыке. При дальнейшем увеличении длительности возникает новое качество и совершается переход в новую форму (фрагмент, фигура, часть). Композиция – это составление. 1. Внутреннее построение произведения, соотношение и организация частей. 2. Способ построения художественного произведения формы. В целом композиция в искусстве выражает художественную идею и организует эстетическое восприятие, таким образом, что оно движется от одного компонента к другому, отчасти к целому. Музыка — вид искусства. Согласно А. Н. Сохору (МЭ 3, 1976 г.), этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов». 22 Ритмический рисунок - в музыке - последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты. Один из компонентов мелодии. Сценическое пространство – это любая игровая площадка, на которой разворачивается действие (площадка, ограниченная рамками сцены, открытая эстрада, стадион, улица, площадь, парк, акватория, набережная и т. п.). Соло — нескл., ср. solo <, ит. solo. 1. Танец или отдельная партия, часть его, исполняемая одним исполнителем. Актёрское искусство (устар. лицедейство) — профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества 23 Приложение 2 Мониторинговая программа 1. «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы» Характеристика показателей сформированности ЗУНов по оценочным уровням 1 год обучения Оценочные Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень уровни Критерии Знает музыкальный размер Знает музыкальный размер Знает музыкальный размер танцев Критерий 1 Знание и владение танцев Джайв, Ча-ча-ча, Самба, танцев Джайв, Ча-ча-ча, Джайв, Ча-ча-ча, Самба, основами музыкальной Медленный вальс, Квикстеп, Самба, Медленный вальс, Медленный вальс, Квикстеп, грамоты Венский вальс темп, ритм, Квикстеп, Венский вальс Венский вальс темп, ритм, может может воспроизвести их с может самостоятельно самостоятельно воспроизвести их и помощью педагога воспроизвести их проварьировать Знает фигуры и вариации танцев Знает фигуры и вариации Знает фигуры и вариации танцев Критерий 2 Владение техникой Джайв, Ча-ча-ча, Самба, танцев Джайв, Ча-ча-ча, Джайв, Ча-ча-ча, Самба, исполнения Медленный вальс, Квикстеп, Самба, Медленный вальс, Медленный вальс, Квикстеп, латиноамериканских и Венский вальс может повторить Квикстеп, Венский вальс Венский вальс может европейских бальных их за педагогом может самостоятельно их самостоятельно их протанцевать и танцев протанцевать проварьировать Знает позиции и положения в Знает позиции и положения в Знает позиции и положения в паре, Критерий 3 Знание и владение паре, сценические рисунки паре, сценические рисунки сценические рисунки приёмами сценического танцев постановочных танцев танцев постановочных танцев постановочных танцев может показа может их повторить с помощью может самостоятельно их самостоятельно их повторить, педагога повторить дополнительно работая корпусом и бёдрами 24 Характеристика показателей сформированности ЗУНов по оценочным уровням 2 год обучения Оценочные уровни Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Критерии Знает музыкальный размер Знает музыкальный размер Знает музыкальный размер танцев Критерий 1 Знание и владение танцев Джайв, Ча-ча-ча, Самба, танцев Джайв, Ча-ча-ча, Джайв, Ча-ча-ча, Самба, основами музыкальной Медленный вальс, Квикстеп, Самба, Медленный вальс, Медленный вальс, Квикстеп, грамоты Венский вальс темп, ритм, может Квикстеп, Венский вальс Венский вальс может воспроизвести их с помощью может самостоятельно самостоятельно воспроизвести их педагога воспроизвести их Знает фигуры и вариации танцев Знает фигуры и вариации Знает фигуры и вариации танцев Критерий 2 Владение техникой Джайв, Ча-ча-ча, Самба, танцев Джайв, Ча-ча-ча, Джайв, Ча-ча-ча, Самба, исполнения Медленный вальс, Квикстеп, Самба, Медленный вальс, Медленный вальс, Квикстеп, латиноамериканских и Венский вальс может повторить Квикстеп, Венский вальс Венский вальс может европейских бальных их за педагогом может самостоятельно их самостоятельно их протанцевать танцев протанцевать 25 Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения ДОП 2. «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм» № Параметры Критерии п/п 1. Организационно-волевые качества 1.1 Терпение 1.2 Воля 1.3 Самоконтроль Способность переносить нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности Уровни Методы Высокий: Наблюдение терпения хватает на все занятие; Средний: терпения хватает больше, чем на ½ занятия; Низкий: терпения хватает меньше, чем на ½ занятия Способность Высокий: Наблюдение активно волевые усилия побуждать себя побуждаются к практическим самим действиям учащимся; Средний: волевые усилия побуждаются периодически; Низкий: волевые усилия побуждаются с помощью педагога Умение Высокий: Наблюдение контролировать учащийся свои поступки контролирует себя сам; Средний: учащийся периодически 26 контролирует себя сам; Низкий: учащийся постоянно находится под воздействием контроля извне 2. Ориентационные качества 2.1 Самооценка 2.2 Интерес к занятиям Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Осознанное участие учащихся в освоении программы Завышенная; Нормальная; Заниженная; Анкетирование Высокий: Тестирование интерес постоянно поддерживается самостоятельно; Средний: интерес периодически поддерживается самим учащимся; Низкий: интерес к занятиям продиктован извне 3. Поведенческие качества 3.1 Конфликтность Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации Высокий: пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты; Средний: сам в конфликтах не участвует; старается их Наблюдение Беседа 27 3.2 Тип Умение сотрудничества воспринимать общие дела, как свои собственные избежать; Низкий: периодически провоцирует конфликты сам Высокий: инициативен в общих делах; Средний: участвует при побуждении извне; Низкий: избегает участия в общих делах Наблюдение 3. Творческие достижения учащихся д/о____________ Учебный год Ф.И. уч. Уровень ЦДО Муниципальный уровень Областной уровень Российский уровень Международный уровень Особые достижения 28 Приложение 3 Контрольно-измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Устные вопросы Спортивно-бальные танцы — это………. Европейская программа бальных танцев-это…. ……….. Латиноамериканская программа бальных танцев-это ……………………. Сценический бальный танец – это……………………………. Хореографическая лексика – это…………………. Танцевальная комбинация-это………………………. Танцевальная вариация – это……………………………….. Музыка — это……………………….. Ритмический рисунок в музыке – это…………………………. Композиция – это ……………………………….. Постановка-это………………………….. Сценическое пространство – это ………………………………… Актёрское искусство – это…………………….. Практические задания Составить вариацию танца Ча-ча-ча Составить вариацию танца Джайв Составить вариацию танца Самба Составить вариацию танца Медленный вальс Составить вариацию танца Квикстеп Составить вариацию танца Венский вальс 29 Приложение 4 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Сценический бальный танец" Художественной направленности 2 год обучения 2024 -2025 учебный год / __ группа/ 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски, ул. Советская ,35а., 1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 8 2. Продолжительность учебного года 2.1. Начало учебного года – 2.09.2024 2.2. Окончание учебного года: –31.05.2025 2.3. Количество учебных недель: 36 недель 3. Режим занятий 3.1. 3 раза в неделю по 2 часа – 6 часов в неделю * расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам. 4. Продолжительность каникул 4.1. осенние каникулы - с 26.10.24г. по 03.11.2024г. 4.2.зимние каникулы - с 30.12.24г. по 8.01.2025г. 4.3.весенние каникулы - с 22.03.25г. по 31.03.2025г. 5. Праздничные дни: - 4 ноября – День народного единства; - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; - 7 января - Рождество Христово; - 23 февраля - День защитника Отечества; - 8 марта - Международный женский день; - 1 мая - Праздник Весны и Труда; - 9 мая - День Победы; - 12 июня – День России. 6. Календарный план проводимых мероприятий для учащихся № Название мероприятия форма дата п/п проведения проведения 1. Творческое созвездие - 1 тур (мозговой групповая ноябрь штурм) 2. Творческое созвездие 1 тур групповая ноябрь (проведение мероприятия) 3. Творческое созвездие - 2 тур (мозговой групповая декабрь штурм) 4. Творческое созвездие 2 тур групповая январь (проведение мероприятия) 30 Творческое созвездие - 3 тур (мозговой групповая март штурм) 6. Творческое созвездие 3 тур групповая март (проведение мероприятия) !- количество мероприятий зависит от количества учебного времени отведенного на раздел «Организация каникулярного времени» *- даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по объективным причинам. Программа воспитания в детском объединении «Сценический бальный танец» является Приложением к ДООП и размещена в учебно-методическом комплексе к программе. 5. Наименование № темы занятия п/п Форма занятия Количество часов на Формы занятии из них контроля Теория Практика Дата проведения занятия