1 Подиумная пластика дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленность: художественная уровень программы: базовый возраст учащихся: 10-18 лет срок реализации: 2 года Разработчик: Чиченкова Екатерина Александровна, педагог дополнительного образования Мысковский Г.О. 2024 2 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка 3 3 (направленность программы, нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной программы, новизна программы, актуальность программы, педагогическая целесообразность, цель и задачи программы, уровни сложности программы, отличительные особенности программы, возраст учащихся с особенностями приема, объем и сроки освоения программы, формы и методы организации занятий, особенности организации образовательного процесса, режим организации занятий, планируемые результаты освоения программы и система их оценивания, формы аттестации) Программа первого года обучения Учебно-тематический план первого года обучения Содержание программы первого года обучения Программа второго года обучения Учебно - тематический план первого года обучения Содержание программы второго года обучения 2. Комплекс организационно-педагогических условий Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Материально-техническое обеспечение общеобразовательной программы Список литературы для педагога Список литературы для учащихся и родителей 3. Приложения Тезаурус Мониторинговая программа Контрольно-измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 8 9 10 11 12 13 14 14 16 17 18 19 19 21 24 25 3 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подиумная пластика» художественной направленности, является модифицированной, разработана на основе программы экспериментального курса Богомоловой, Л.В. Основы танцевальной культуры. М.: Новая школа 1993, направлена на обеспечение теоретической и практической подготовки по приобретению навыков грациозной походки у учащихся, а также умение демонстрации коллекций одежды на сценических площадках. Программа составлена в соответствии с нормативными документами: Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с "Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий"). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". 4 Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации". Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н); Локальные акты МБОО ДО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, Положение ДООП, инструкции по технике безопасности. Актуальность - стремление девочек и девушек модно и красиво одеваться, быть яркой и неповторимой - известный факт, но не всегда красивая одежда может гарантировать это. Значительная роль в создании индивидуального и гармоничного образа принадлежит грациозной осанке и умению красиво двигаться. Это является одной из причин повышенного интереса современной молодёжи к модельному бизнесу, а данная образовательная программа позволяет подросткам прикоснуться, попробовать свои силы в этом взрослом деле. Так как образовательная программа "Подиумная пластика" – составная часть комплексной программы школы "Дизайн моды", где дети разных возрастов учатся изготовлять как одиночные модели одежды, так и целые коллекции, основной задачей курса является подготовить воспитанников школы достойно представлять модели одежды на любой сценической площадке. Для этого нужно уметь грамотно двигаться, не теряться и чётко ориентироваться на сцене. Уметь создавать и доносить до зрителя образ задуманной модели. Педагогическая целесообразность данной программы ориентирована на формирование у детей навыков грациозной походки, эстетического вкуса, а также отношение к ведению здорового образа жизни. Новизна программы заключается в том, что обучающиеся изучают не только основы дефиле, а также приобретают навыки хореографического и актёрского мастерства. Отличительной особенностью программы является то, что данные занятия формируют навыки красивой походки и осанки не только для того чтобы на сцене хорошо двигаться, но и помогают им в обычной жизни. Отвечая у доски или выступая на конференциях, учащиеся чувствуют себя более уверенно и комфортно. Цель программы: обеспечение эстетического и физического развития обучающихся, через постановку и демонстрацию показов коллекций одежды. Задачи: Обучающие познакомить обучающихся с основами дефиле, танцевального искусства и актёрского мастерства. 5 Развивающие учить учащихся использовать теоретические навыки в практической деятельности; формировать у учащихся чувство ритма и музыкальность, двигательную и логическую память; развивать у учащихся творческие способности, образное мышление и фантазию. Воспитательные воспитывать личностные качества подростков: трудолюбие, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, требовательность к себе. формировать художественно-эстетический уровень развития подростков. Отличительной особенностью программы является то, что данные занятия формируют навыки красивой походки и осанки не только для того чтобы на сцене хорошо двигаться, но и помогают им в обычной жизни. Отвечая у доски или выступая на конференциях, учащиеся чувствуют себя более уверенно и комфортно. На первом году обучения учащиеся получают первоначальные знания основ музыкальной грамоты, хореографического искусства, дефиле, изучают основы актёрского мастерства для более выразительного и эмоционального показа коллекций. А на втором году обучения они их углубляют и совершенствуют. Данная программа базового уровня, предназначена для учащихся школы "Дизайн моды" в возрасте 10-18 лет. Набор детей проходит в свободной форме, по заявлению родителей и лиц их заменяющих. Добор детей в группы в течение учебного года проходит в форме собеседования, которое основывается на интересе детей к данному виду деятельности. Так же учащиеся должны представит медицинское заключение, о том, что они могут заниматься активной физической деятельностью. Срок реализации программы- 2 года обучения Объём программы рассчитан на 2 занятия в неделю по 2 часа, всего 144 часа в год. Количество учащихся в группах: 1 год обучения - 12-15 человек 2 год обучения - 10-12 человек Формы и режим занятий В организации работы с учащимися используются следующие формы: 1. Очная Форма занятий: 6 аудиторные занятия (танцевальный зал): консультации; беседы; выполнение самостоятельных и практических заданий направленных на повторение навыков по хореографии и дефиле, актёрскому мастерству; демонстрация движений и упражнений педагогом, демонстрация движений и упражнений с помощью мультимедийного оборудования (аудио-, видеотехника); внеаудиторные занятия: участие в конкурсах и праздниках, проводимых в Центре; организация каникулярных мероприятий; участие в конкурсах и фестивалях различных уровней. 2. Дистанционная в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией с применением дистанционных (электронных) технологий. При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации, мастер – классы, в Сферуме. Предоставляются ссылки на образовательные видеофильмы по темам программы, бесплатных Интернет-ресурсов трансляций мастер-классов и др. Идут обсуждения в группах. Учащиеся самостоятельно выполняют творческие задания и высылают в группы Сферум, там же осуществляется активная связь с родителями. Формы организации деятельности, учащихся на занятии: фронтальная групповая парная Структура занятий: теоретическая часть (по мере необходимости) разминка танцевальная часть дефиле репетиционно - постановочная часть подведение итогов Методы обучения: Словесный Наглядный Практический Планируемые результаты и система их оценивания По прохождению программного материала учащиеся будут знать: правила поведения и технику безопасности во время занятий; физиологию строения человеческого тела; основные элементы музыкальной грамоты. уметь: определять и передавать элементы музыкальной грамоты в постановке коллекции. 7 владеть: основами хореографии, основами актёрского мастерства и искусством дефиле; культурой общения; художественным вкусом и творческим воображением; личностными качествами: трудолюбие, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, требовательность к себе. Формы подведения итогов В процессе обучения педагогом применяются индивидуальные и групповые формы контроля. Промежуточный контроль (полугодие) осуществляется с помощью: наблюдения; проведения устного опроса. Итоговый контроль (конец учебного года) включает в себя: наблюдение; выполнение практического задания; участие в ежегодном городском мероприятии "Подиум». По итогам контроля проводится мониторинг по следующим направлениям: «Знание основ дефиле», «Знание и владение приёмами сценического показа», «Владение основами актёрского мастерства». В процессе реализации программы осуществляется педагогический мониторинг по направлениям: 1. «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы»; 2. Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения ДООП «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм». 3.Творческие достижения учащихся (Приложение 2) 8 Программа первого года обучения (1 блок) Цель: обеспечение развития музыкальных и физических способностей учащихся, через занятия дефиле и основы актёрского мастерства. Задачи: Обучающие: познакомить учащихся с основами дефиле, танцевального искусства и актёрского мастерства. Развивающие: формировать у учащихся чувство ритма и музыкальность, двигательную и логическую память; развивать координацию и физическо-логическое мышление учащихся. Воспитательные: воспитывать личностные качества подростков: трудолюбие, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, требовательность к себе. Планируемые результаты первого года обучения По прохождению программного материала первого года обучения, учащиеся будут знать: правила поведения и технику безопасности во время занятий; о физиологии строения человеческого тела; основные элементы музыкальной грамоты; уметь: координировать движения и совмещать их с музыкальным материалом; владеть: основами хореографии, основами актёрского мастерства и искусством дефиле; личностными качествами: трудолюбие, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, требовательность к себе. 9 Учебно-тематический план первый год обучения (1 блок) № Название темы 1 Вводное занятие Основы музыкальной грамоты 2 2.1 2.2 2.3 3 Музыкальные термины и виды Музыкальные термины и их варьирование Ритмический рисунок Шейпинг Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 10 1 9 2 - 2 2 - 2 6 1 5 20 1 19 20 1 19 20 1 19 Танцевальные движения Сценические рисунки Сценические переходы 12 4 4 1 - 12 3 4 20 1 19 5.1 5.2 Основы актёрского мастерства Средства выразительности Работа с аксессуарами 14 6 1 - 13 6 6 Дефиле 30 1 29 8 6 6 6 4 1 - 7 6 6 6 4 28 - 28 Постановка коллекции 28 - 28 8 Итоговое занятие 2 1 1 132 7 125 9. Итого: Организация каникулярного времени 12 - 12 Всего: 144 7 137 3.1 4 4.1 4.2 4.3 5 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 7 7.1 Силовые упражнения Основы хореографии Виды дефиле Подиумный шаг Повороты Движение Показ модели Постановочная работа Вид и форма контроля Наблюдение, устный опрос, практические задания Наблюдение, практические задания Наблюдение, практические задания Наблюдение, практические задания Наблюдение, практические задания Конкурсные, концертные мероприятия 10 Содержание программы первый год обучения (1 блок) 1.Тема: Вводное занятие Теоретическая часть: история возникновения и развития дефиле. Правила техники безопасности. Обсуждение планов на учебный год. Практическая часть: беседа, просмотр видеоматериалов. 2.Тема: Основы музыкальной грамоты Теоретическая часть: музыкальные термины их виды и варьирование (характер, темп, сила звучания, жанр, размер, затакт), ритмические рисунки. Практическая часть: работа с фонограммой, передача хлопками ритмические рисунки. 3.Тема: Шейпинг Теоретическая часть: упражнения для разогрева и растяжки мышц всего тела, верхний и нижний прессы, плечевой пояс, мышцы ног и бёдер, мышцы груди и спины, комплекс упражнений. Практическая часть: выполнение комплекса силовых упражнений. 4.Тема: Основы хореографии Теоретическая часть: координация работы рук и ног, танцевальные движения, танцевальная комбинация, расположение сцены, сценические рисунки (простые), сценические переходы. Практическая часть: разучивание движений, разучивание рисунков и переходов. 5.Тема: Основы актёрского мастерства Теоретическая часть: средства выразительности. Позы (не сложные), мимика, жесты, единство стиля исполнения. Аксессуары: шляпка, сумочка, украшения. Практическая часть: работа на зеркало и в продвижении с аксессуарами и без них. 6.Тема: Дефиле Теоретическая часть: виды дефиле (классическое, художественное, рекламное, рекламно - художественное). Виды подиумного шага: классический, спортивный, европейский. Повороты, виды поворотов, типы движения. Соло. Практическая часть: работа на зеркало и в продвижений под музыку. 7.Тема: Постановочная работа Теоретическая часть: музыкальная тема, сюжет, работа над образом. Практическая часть: постановка коллекции, отработка движений. 8.Тема: Итоговое занятие Теоретическая часть: подведение итогов за прошедший учебный год. Практическая часть: открытое занятие. Обсуждение. 9. Организация каникулярного времени (12) 11 Программа второго года обучения (2 блок) Цель: обеспечение эстетического и физического развития обучающихся, через постановку и демонстрацию показов коллекций одежды. Задачи: Обучающие: познакомить обучающихся с основами дефиле, танцевального искусства и актёрского мастерства. Развивающие: учить детей использовать теоретические навыки в практической деятельности; формировать у учащихся чувство ритма и музыкальность, двигательную и логическую память; развивать у учащихся творческие способности, образное мышление и фантазию. Воспитательные: воспитывать личностные качества подростков: трудолюбие, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, требовательность к себе. формировать художественно-эстетический уровень развития подростков. Планируемые результаты второго года обучения По прохождению программного материала учащиеся будут знать: правила поведения и технику безопасности во время занятий; о физиологии строения человеческого тела; уметь: определять и передавать элементы музыкальной грамоты в постановке коллекции. применять лексику дефиле в постановочной деятельности; владеть: основами хореографии, основами актёрского мастерства и искусством дефиле; культурой общения; художественным вкусом и творческим воображением; личностными качествами: трудолюбие, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, требовательность к себе. 12 Учебно-тематический план второй год обучения (2 блок) Количество часов № 1 Название темы Вводное занятие Шейпинг 2 2.1 3 3.1 3.2 4 4.1 5 5.1 6 6.1 7 8. Силовые упражнения Основы хореографии Сценические рисунки Сценические переходы Основы актёрского мастерства Образ Дефиле Всего Теория Практика 2 1 1 20 1 19 20 1 19 20 1 19 10 10 1 - 9 10 20 1 19 20 1 19 38 1 37 38 1 37 30 - 30 Постановка коллекции 30 30 - Итоговое занятие 2 1 1 Итого: 132 6 126 Организация каникулярного времени: 12 - 12 Всего: 144 6 138 Комбинации для показа модели Постановочная работа Вид и форма контроля Наблюдение, опрос, практические задания Наблюдение, практические задания Наблюдение, практические задания Наблюдение, практические задания Конкурсные, концертные мероприятия 13 Содержание программы второй год обучения 1.Тема: Вводное занятие Теоретическая часть: история возникновения и развития дефиле. Правила техники безопасности. Обсуждение планов на учебный год. Практическая часть: беседа, просмотр видеоматериалов. 2.Тема: Шейпинг Теоретическая часть: комплекс силовых упражнений. Практическая часть: выполнения комплекса силовых упражнений. 3.Тема: Основы хореографии Теоретическая часть: сценические рисунки (простые, сложные, многоплановые), варьирование сценических рисунков, сценические переходы. Практическая часть: работа на воображаемой сцене. 4.Тема: Основы актёрского мастерства Теоретическая часть: образ (маленькая девочка, девочка - подросток, Девушка - кокетка, уверенная девушка), создание индивидуального образа, единство стиля исполнения. Практическая часть: работа над образом. Работа перед зеркалом и в продвижении. 5.Тема: Дефиле Теоретическая часть: соло, соло с использованием аксессуаров, парное соло, парное соло с аксессуарами. Комбинации для показа модели. Практическая часть: работа в парах, работа над комбинацией. 6.Тема: Постановочная работа Теоретическая часть: музыкальное сопровождение, работа над индивидуальным образом и образом общего замысла. Практическая часть: репетиции постановки коллекции, отработка движений. 7.Тема: Итоговое занятие Теоретическая часть: подведение итогов за прошедший учебный год. Практическая часть: открытое занятие. Обсуждение 8. Организация каникулярного времени (12) 14 2. Комплекс организационно-педагогических условий Методическое обеспечение программы Название раздела, темы Форма занятий Методы и приемы обучения 1.Вводное занятие учебные занятия словесный (устное изложение, беседа и т. д.); ТБ, презентация Школы «Дизайн моды». 2.Основы музыкальной грамоты учебные занятия 3.Шейпинг учебные занятия наглядный (показ видеоматериалов, наблюдение, показ педагогом); практический (упражнения). наглядный (показ педагогом); практический (упражнения). 4.Основы учебные занятия наглядный (показ видеоматериалов, наблюдение, показ педагогом); практический (упражнения). учебные занятия наглядный (показ видеоматериалов, наблюдение, показ педагогом); практический (упражнения). наглядный (показ видеоматериалов, наблюдение, показ педагогом); практический (упражнения). актёрского мастерства 5.Дефиле 6.Постановочная учебные работа 7.Итоговое занятие занятия учебные занятия словесный (устное изложение, беседа и т. д.); практический (упражнения). Методическое обеспечение Материальнотехническое обеспечение DVD, ПК, телевизор Формы подведения итогов Методические пособия по музыкальной грамоте, лекции. Медиа файлы; Конспекту занятий. Методические и видео пособия программ физических упражнений. Медиа файлы; Конспекту занятий. Методические пособия по хореографическому и актёрскому искусствам. Медиа файлы; Конспекту занятий. Методические пособия по хореографии и дефиле. Медиа файлы; Конспекту занятий. Методические пособия по композиции и постановке показа. Медиа файлы; Конспекту занятий. Музыкальный центр; зеркала. наблюдения; выполнения практического задания. Музыкальный центр; зеркала. наблюдения; выполнения практического задания. Музыкальный центр; зеркала. наблюдения; выполнения практического задания. Музыкальный центр; зеркала. наблюдения; выполнения практического задания. Музыкальный центр; зеркала. наблюдения; выполнения практического задания; конкурсные и концертные мероприятия. Методические пособия по музыкальной грамоте, актёрскому мастерству, хореографии и дефиле. Медиа файлы; Конспекту занятий. DVD, ПК, телевизор, музыкальный центр; зеркала. 15 Дидактическое оснащение Специфика работы по программе Подиумная пластика такова, что большую часть материала – упражнения, движения, шаги придумывает, воспроизводит и демонстрирует педагог самостоятельно, на своём личном примере, опираясь на основы ритмики, хореографии и дефиле. Важной частью занятий дефиле является аудио- и видео-обеспечение. За многолетний опыт работы данного направления в школе «Дизайн моды» накопилось множество материалов для наглядного просмотра с обучающимися, которое представлено видеозаписями и фотографиями выступлений прошлых лет на конкурсах различного уровня. Методическое оснащение программы «Подиумная пластика» представлено следующими материалами: Организация воспитательной работы в д/о «Подиумная пластика» Специальная литература Мониторинг результатов учебной деятельности Характеристика критериев результативности учебной деятельности Контрольно-измерительные материалы Методическое обеспечение программы на CD, DVD дисках (музыкальное обеспечение занятия, городские Подиумы года, программы, КТП) Каникулярные мероприятия 16 Материально-техническое обеспечение специально оборудованное помещение (репетиционный зал с зеркалами и станком) технические средства: аудиоаппаратура, видеоаппаратура возможность участия в конкурсах и концертных выступлениях 17 Список литературы для педагога 1.Богомолова, Л.В. Основы танцевальной культуры: программа экспериментального курса - М.: Новая школа, 1993. 2. Кибалова, Л. Иллюстративная энциклопедия моды. – Прага: Артия, 1988. 3. Нестеров, Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды [Текст] / Я.Н. Нестеров. - М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», ООО «Астрель», 1998. 4. Палыга, В.Д. Гимнастика [Текст] / В.Д. Палыга. - М.: 1982 5. Программа для внеклассной и внешкольной работы [Текст] – М.: Просвещение. 1971 6. Рогозин, И.В. Танец в коллективе художественной самодеятельности [Текст] / И.В. Рогозин. – М.: Советская Россия, 1960. 7. Сухотин, А.С. Ритм и алгоритм [Текст] / А.С. Сухотин. - М.: 1988. 8. Толстых В.И. Мода: за и против [Текст] / В.И. Толстых. - М.: 1973. 9.Уральская, В.И. Выразительные средства современного хореографического искусства [Текст] / В. И. Уральская. - М.: 1980. 18 Список литературы для учащихся и родителей 1. Нестеров, Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды [Текст] / Я.Н. Нестеров. - М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», ООО «Астрель», 1998. 2.Пономаренко, А. Как наладить отношения с подростком [Текст]/ А. Пономаренко- М.: ООО «Издательство АСТ", ООО "Астрель, 2014 Видеотека: 1. Шейпинг. Класс 1-4; 2. Областной подиум-2003,2006. 3. Городской подиум-1998-2010, 4. Учебный подиум-2006-2010, 5. Городской подиум 2011-2017 19 3.Приложения Приложение 1 Тезаурус (словарь терминов) Театр моды — симбиоз театра, режиссуры, сценографии и хореографии с модой, подиумом, нестандартным восприятием и осмыслением тенденций в одежде. Дефиле (фр. défilé) — многозначный термин: Дефиле — демонстрация моделей одежды на подиуме. Дефиле — узкие проходы в труднопроходимой местности, которые могут быть использованы для прохода войск или же для их воспрепятствования. Дефиле — это подиумный образ модели, то как она умеет подать себя зрителям, продемонстрировать себя и одежду, обувь, аксессуары, которые представляет. Подиумный шаг – это обязательная базовая дисциплина для получения модельного сертификата. Манекенная пластика-обеспечивающая формирование осанки и красивой походки, выразительности и пластичности движений; азы актёрского мастерства-которые влияют на развитие речи, мимики и жестикуляции. Хореографическая лексика – элементы танцевального языка; отдельные движения (pas) и позы, из которых складывается танец как художественное целое, т.е. как произведение хореографического искусства. Комбинация-это мельчайшая конструктивная единица хореографического текста. Танцевальная комбинация может быть различной длительности и исчисляется в тактах, как в музыке. При дальнейшем увеличении длительности возникает новое качество и совершается переход в новую форму (фрагмент, фигура, часть). Музыка — вид искусства. Согласно А. Н. Сохору (МЭ 3, 1976 г.), этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов». Ритмический рисунок - в музыке - последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты. Один из компонентов мелодии. Композиция – это составление. 1. Внутреннее построение произведения, соотношение и организация частей. 2. Способ построения художественного 20 произведения формы. В целом композиция в искусстве выражает художественную идею и организует эстетическое восприятие, таким образом, что оно движется от одного компонента к другому, отчасти к целому. Сценическое пространство – это любая игровая площадка, на которой разворачивается действие (площадка, ограниченная рамками сцены, открытая эстрада, стадион, улица, площадь, парк, акватория, набережная и т. п.). соло — нескл., ср. solo <, ит. solo. 1. Танец или отдельная партия, часть его, исполняемая одним исполнителем. Актёрское искусство (устар. лицедейство) — профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества Шейпинг (англ. shaping — придание формы) — вид ритмической гимнастики, направленной на изменение форм тела. 21 Приложение 2 Мониторинговая программа «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы» Характеристика показателей сформированности ЗУНов по оценочным уровням 1 год обучения Оценочные Низкий уровень уровни Критерии Может повторять Критерий 1 Знание основ дефиле музыкально различные элементы дефиле, как на месте, так и в продвижении вслед за педагогом Может повторять Критерий 2 Знание и владение комбинации для показа, а приёмами также распределять их в сценического показа сценическом пространстве при помощи педагога Может повторять вслед за Критерий 3 Владение основами педагогом не сложные актёрского мастерства позы, жесты, работать над мимикой Средний уровень Высокий уровень Самостоятельно воспроизводит музыкально различные элементы дефиле на месте и в продвижении Умеет самостоятельно совмещать различные виды дефиле и варьировать их музыкально Может самостоятельно воспроизводить комбинации для показа и распределять их в сценическом пространстве Умеет самостоятельно сочинять комбинацию для сольного показа, распределять её в сценическом пространстве и совмещать с музыкальным материалом Может самостоятельно подбирать для себя подходящие позы, жесты, работать мимикой, ориентируясь на музыкальный материал, стиль и образ показа Может самостоятельно воспроизводить не сложные позы, жесты 22 Характеристика показателей сформированности ЗУНов по оценочным уровням Оценочные Низкий уровень уровни Критерии Может повторять Критерий 1 Знание основ дефиле музыкально различные элементы дефиле, как на месте, так и в продвижении вслед за педагогом Может повторять Критерий 2 Знание и владение различные движения и приёмами комбинации при создании сценического показа показа вслед за педагогом Знает, что такое Критерий 3 Владение основами индивидуальный образ и актёрского мастерства образ общего замысла. Может подобрать себе индивидуальный образ и работать над ним совместно с педагогом Средний уровень 2 год обучения Высокий уровень Самостоятельно воспроизводит музыкально различные элементы дефиле на месте и в продвижении Умеет самостоятельно совмещать различные виды дефиле и варьировать их музыкально Самостоятельно воспроизводит различные движения и комбинации при создании показа, а также двигается музыкально и грациозно при создании показа Знает, что такое индивидуальный образ и образ общего замысла. Может подобрать себе индивидуальный образ и работать над ним самостоятельно Умеет самостоятельно сочинять комбинацию для сольного и парного показов, распределять её в сценическом пространстве и совмещать с музыкальным материалом при создании показа Знает, что такое индивидуальный образ и образ общего замысла. Может подобрать себе индивидуальный образ и работать над ним самостоятельно, совмещая его с образом общего замысла 23 Уровень сформированности ЗУН Высокий Средний Низкий Количество учащихся % от общего числа учащихся Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения ДОП 2. «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм» № Параметры Критерии п/п 1. Организационно-волевые качества Уровни Методы Высокий: терпения хватает на все занятие; Средний: терпения хватает больше, чем на ½ занятия; Низкий: терпения хватает меньше, чем на ½ занятия Высокий: волевые усилия побуждаются самим учащимся; Средний: волевые усилия побуждаются периодически; Низкий: волевые усилия побуждаются с помощью педагога Высокий: учащийся контролирует себя сам; Средний: учащийся периодически контролирует себя сам; Низкий: учащийся постоянно находится под воздействием контроля извне Наблюдение Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Завышенная; Нормальная; Заниженная; Анкетирование Осознанное участие учащихся в освоении программы Высокий: интерес постоянно поддерживается самостоятельно; Средний: интерес периодически поддерживается самим учащимся; Низкий: интерес к занятиям продиктован извне Тестирование Высокий: самостоятельно Наблюдение Беседа 1.1 Терпение Способность переносить нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности 1.2 Воля Способность активно побуждать себя к практическим действиям 1.3 Самоконтроль Умение контролировать поступки свои Наблюдение Наблюдение 2. Ориентационные качества 2.1 Самооценка 2.2 Интерес занятиям к 3. Поведенческие качества 3.1 Конфликтность Способность определенную занять позицию в пытается уладить 24 конфликтной ситуации 3.2 Тип сотрудничества Умение воспринимать общие дела, как свои собственные возникающие конфликты; Средний: сам в конфликтах не участвует; старается их избежать; Низкий: периодически провоцирует конфликты сам Высокий: инициативен в общих делах; Средний: участвует при побуждении извне; Низкий: избегает участия в общих делах Наблюдение 3. Творческие достижения учащихся д/о____________ Учебный год Ф.И. Уровень Муниципальный Областной Российский Международный Особые обуч. ЦДО уровень уровень уровень уровень достижения 25 Приложение 3 Контрольно-измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Устные вопросы Театр моды- это……………….. Дефиле — это………. Подиумный шаг-это…. ……….. Виды подиумного шага-……………………. Подиумный показ – это……………………………. Хореографическая лексика – это…………………. Комбинация для демонстрации модели-это………………………. Музыка — это……………………….. Ритмический рисунок в музыке – это…………………………. Композиция – это ……………………………….. Постановка-это………………………….. Сценическое пространство – это ………………………………… Актёрское искусство – это…………………….. Практические задания Составить комбинацию соло для показа Составить комбинацию дуэт для показа 26 Приложение 4 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Подиумная пластика" Художественной направленности 1 год обучения 2024-2025 учебный год / __ группа/ 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски, ул. Советская ,35а., 1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 8 2. Продолжительность учебного года 2.1. Начало учебного года –05.09.2023 2.2. Окончание учебного года: –31.05.2024 2.3. Количество учебных недель: 36 недель 3. Режим занятий 3.1. 2 раза в неделю по 2 часа – 4 часа в неделю * расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам. 4. Продолжительность каникул 4.1. осенние каникулы - с 26.10.24г. по 03.11.2024г. 4.2.зимние каникулы - с 30.12.24г. по 8.01.2025г. 4.3.весенние каникулы - с 22.03.25г. по 31.03.2025г. 5. Праздничные дни: - 4 ноября – День народного единства; - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; - 7 января - Рождество Христово; - 23 февраля - День защитника Отечества; - 8 марта - Международный женский день; - 1 мая - Праздник Весны и Труда; - 9 мая - День Победы; - 12 июня – День России. 6. Календарный план проводимых мероприятий для учащихся № Название мероприятия форма проведения дата проведения п/п 1. Творческое созвездие - 1 тур групповая ноябрь 2. 3. 4. 5 6 (мозговой штурм) Творческое созвездие (проведение мероприятия) Творческое созвездие (мозговой штурм) Творческое созвездие (проведение мероприятия) Творческое созвездие (мозговой штурм) Творческое созвездие (проведение мероприятия) 1 тур групповая ноябрь 2 тур групповая декабрь 2 тур групповая январь 3 тур групповая март 3 тур групповая март !- количество мероприятий зависит от количества учебного времени отведенного на раздел «Организация каникулярного времени» 27 *- даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по объективным причинам. Программа воспитания в детском объединении «Подиумная пластика» является Приложением к ДООП и размещена в учебно-методическом комплексе к программе. № п/п Наименование темы занятия Форма занятия Количество часов на занятии из них Теория Практика Формы контроля Дата проведения занятия