Дизайн Игрушки 2024

1

Дизайн игрушки
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
направленность: художественная
уровень программы: углубленный
возраст учащихся: 12-14 лет
срок реализации: 2 года

Разработчик:
Колмогорова Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования

Мысковский Г.О. 2024

2

Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка

3
3

(направленность программы, нормативно-правовые основы разработки
дополнительной общеобразовательной программы, новизна программы,
актуальность программы, педагогическая целесообразность, цель и задачи
программы, уровни сложности программы, отличительные особенности
программы, возраст учащихся с особенностями приема, объем и сроки
освоения программы, формы и методы организации занятий, особенности
организации образовательного процесса, режим организации занятий,
планируемые результаты освоения программы и система их оценивания,
формы аттестации)

Программа 1 года обучения
Учебно - тематический план первого года обучения
Содержание программы первого года обучения
Программа 2 года обучения
Учебно - тематический план второго года обучения
Содержание программы второго года обучения
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Методическое обеспечение дополнительной
общеобразовательной программы
Материально-техническое обеспечение общеобразовательной
программы
Список литературы для педагога
Список литературы для учащихся и родителей
3. Приложения
Тезаурус
Мониторинговая программа

10
11
13
16
17
19
21
21

Контрольно-измерительные материалы к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе

34

Календарный учебный график к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе

36

23
24
25
26
26
29

3

1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дизайн
игрушки», модифицированная реализуется в соответствии с
художественной
направленностью,
составлена
на
основе
«общеобразовательной программы «Мягкая игрушка», Шиловской И.В.,
ГБОУ ДОД «ДДТ», 2012г.
Программа составлена в соответствии с нормативными
документами:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
 Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 года);
 Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025г.
 (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря
2017г. №1642);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27июля 2022 г.№629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.
(Распоряжение Правительства РФ от 4марта 2022 г. №678-р);
 Постановление Главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020г.№28, об утверждении санитарных правил СП 2.3.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242
 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
 Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об
утверждении правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года
 (распоряжение Правительства РФ от 20.05.2015 №996-р);
 Основы государственной молодежной политики в РФ на период до 2025
года (распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. №2403-р);
 Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в

4

Федеральный закон» Об образовании В Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
 Письмо Министерства просвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06
«ОБ использовании государственных символов Российской Федерации»;
 Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых (Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 05.05.2018
№298н)»;
 Локальные акты Центра: Устав, Учебный план, Правила внутреннего
трудового распорядка, инструкция по технике безопасности.
Мы всё чаще отдаем предпочтение изделиям ручной работы, устав от
однотипных промышленных изделий.
Игрушка – одно из самых ярких отражений человеческой истории и
культуры – близка и понятна каждому. Этот своеобразный вид
художественного творчества приобретает все больше
поклонников в
современной жизни.
Мягкая игрушка — это один из видов декоративно — прикладного
творчества, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье,
вышивка, вязание, работа с кожей, мехом.
Создание авторской мягкой игрушки игровой или интерьерной
актуально, популярно среди любителей изделий ручной работы «handmade». Для учащихся данной возрастной категории игрушка не предмет
манипуляции и забавы, а объект самовыражения, эмоциональный акцент
внутреннего мировосприятия.
Работа над созданием авторской игрушки помогает ребенку развить
воображение, чувство формы и цвета, точность, аккуратность и трудолюбие.
Занятия в объединении позволяют детям получить первоначальные
представления о декоре и дизайне на примере изготовления игрушек и
одежды для них. В дальнейшем приобретённые специальные умения могут
оказаться полезными при профессиональной ориентации учащихся.
Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами
учащихся и их родителей в углубленном изучении возможностей текстиля,
через реализацию своих творческих амбиций, путем создания авторской
работы. Современные подходы образования предполагают наличие у ребенка
не только устойчивых теоретических и практических знаний и навыков, но и
способность к творчеству, умение креативно мыслить. Это позволяет
находить оригинальные решения сложных проблем, способствует
профессиональному росту в будущем, создает ситуацию успеха.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы заключается в использовании новых оригинальных технологий
путем создания авторских мини-проектов, и создании индивидуальных
творческих работ.

5

Новизна программы обуславливается углублённым уровнем изучения,
ориентацией на детей, которые прошли обучение по программе «Мастерская
Барби», либо детей которые имеют определенные знания и навыки основ
швейного дела (основные ручные швы, навыки работы на швейной машине с
электрическим приводом.)
Программа первого года обучения состоит из двух разделов. Первый
раздел предполагает изучение всех основных этапов изготовления
классической мягкой игрушки, на примере выкройки 1900г. игрушка
«Медведь». Изучение строения игрушки: пропорциональное соотношение
всех частей, расположение деталей на ткани, раскрой зеркальных деталей,
последовательность сшивания деталей и сборка изделия. Важное место
уделяется декорированию готового медведя, созданию
декоративных
элементов для завершения и передачи образа.
Второй раздел программы первого года обучения предоставляет
возможность, учащимся выступить в качестве разработчика и создателя
авторской игрушки, применяя полученные знания на занятиях первого
полугодия. Изучая понятие «авторство», учащиеся через идею, образ,
эмоциональное состояние, заявляют о себе как авторах в итоговой работе,
представленной на мероприятии «Я - Мастер».
Второй год обучения предполагает ознакомление и изучение
технологии изготовления миниатюры Тедди «Карманный друг», знакомство
с различными материалами, и основные навыки работы с ними: игрушки из
ваты, игрушка с использованием пластичных материалов, полимерной глины,
пластика (запекаемый и самозатвердевающий).
Применение смешанных
техник в авторской работе.
Отказ от привычных способов решения возникающих задач помогают
детям проявить себя, раскрыть внутреннюю смелость и ответственность за
создаваемый образ. Дать поверить, что созданный образ индивидуален, не
повторим и имеют право на существование.
Индивидуальность предполагает наличие
поклонников и
оппозиционеров. С поклонниками, тут все понятно, всем нравится твой
результат, а как быть со второй группой «почитателей»? Обсуждение, не
согласие, окружающих с раскрытием образа, применение техник
используемых для создания творческого продукта. Но, важно донести до
детей, их врожденную, внутреннюю индивидуальность и неповторимость.
Поддерживать их идеи, укреплять веру в свои возможности и учить
адекватно, воспринимать мнение других, даже если оно противоположно
собственному мнению.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
способствует развитию индивидуальных творческих способностей,
эстетического вкуса учащихся. Научиться видеть прекрасное в окружающем
и реализовать себя, пробуя свои силы в разных видах декоративноприкладного творчества.

6

Цель: развитие творческого потенциала учащихся, расширения
возможностей для самореализации личности ребенка, через
создание
авторской игрушки.
Задачи:
1.Обучающие:
1.
Дать детям основные навыки работы с тканью, мехом, ватой,
пластиком и другими материалами.
2.
Освоить основные швы, необходимые для пошива мягких
игрушек.
3.
Освоить с учащимися алгоритм изготовления мягких игрушек.
4.
Обучить учащихся рациональному использованию материалов.
5.
Формировать у детей индивидуальный стиль при создании
игрушки.
2. Воспитательные:
1.
Формировать у детей практические трудовые навыки в процессе
обучения и воспитания привычки точного выполнения правил трудовой
культуры.
2.
Расширять и обогащать практический опыт детей, знакомство с
мастерами авторской игрушки и их творчеством.
3.
Воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность в работе,
вырабатывать терпение, усидчивость, сосредоточенность.
4.
Воспитывать
в
учащихся
личностно-значимых,
коммуникативных качеств, через общение в коллективе.
5.
Формировать у детей эстетический вкус.
6.
Формировать у детей положительного отношения к труду и
творчеству, стремление доставить окружающим радость и получить от этого
моральное удовлетворение.
7.
Воспитывать у детей бережное отношение к инструментам,
приспособлениям и материалам.
3. Развивающие:
1.
Развивать
творческую
активность
ребенка
путем
самостоятельной постановки и решения творческой задачи (реализации
задуманного образа).
2.
Развивать в учащихся фантазию, воображение, творческое,
техническое и художественное мышление, конструкторские способности.
3.
Развивать у детей
повышенный интерес к прикладному
творчеству.
4.
Формировать в ребятах потребность к творческой активности,
потребности трудиться индивидуально, в паре, группе, умение распределять
трудовые задачи между собой.
Отличительной особенностью
программы является то, что
учащиеся проходят все этапы создания авторской игрушки: идея, проработка
эскиза, конструирование лекал будущего изделия, отшивание деталей,

7

тонирование, изготовление декоративных элементов для завершения образа,
используя в работе различные материалы и техники.
Для достижения реализации целей образовательного процесса
применяется комплексный подход в
использовании материалов и
применяемых техник.
Данная образовательная общеразвивающая программа углубленного
уровня, является преемственной дополнительной образовательной программы
«Мастерская Барби» и последующей ступенью комплексной программы школы
«Дизайн моды», однако может реализовываться самостоятельно, рассчитана
на учащихся 12-14 лет.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В
зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может
вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания
новыми изделиями. Количество часов может добавляться за счёт другой
темы в зависимости от задач, которые корректируются в течение года.
Формирование групп осуществляется в начале учебного года, согласно
Устава МБОО ДО ЦДО, санитарно-эпидемиологических правил и
требований к наполняемости детских объединений.
Зачисление в учебную группу производится на основании письменного
заявления родителей или законных представителей. Особо отмечается охват
особых категорий детей: дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации
(дети-сироты, беженцы, опекаемые).
Для детей, не прошедших курс обучения по программе «Мастерская
Барби», проводится диагностирование знаний и умений учащихся,
осуществляется в начале учебного года в виде устного опроса детей,
наблюдения педагога с целью определения индивидуальной траектории
освоения программы.
Сроки реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дизайн игрушки» рассчитана на два года обучения.
Обучение ведется в группах по 10-12 человек, это необходимо для
контроля и индивидуальной работы с каждым учащимся.
Формы и режим занятий
Продолжительность занятий:
первый год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа,
второй год обучения 2 раза в неделю по 3часа.
Объем занятий в год составляет:
1 год обучения - 144 часов.
2 год обучения – 216 часов.
По окончании срока обучения выдается свидетельство об окончании
обучения установленного образца.
Форма обучения

8

Очная
Для реализации программы необходима как очная форма обучения, так
и с применением дистанционных образовательных технологий в период
временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией.
При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации,
мастер – классы, онлайн-конференции на образовательной платформе
«Сферум». Предоставляются ссылки на образовательные видеофильмы по
темам программы, бесплатных интернет-ресурсов трансляций мастер-классов
и др. Идут обсуждения в группах или конференциях. Учащиеся
самостоятельно готовят работы и высылают в группы социальных сетей.
Идет активная связь с родителями.
Основной формой организации образовательного процесса являются
занятия, которые проводятся в очном режиме, и в режиме с применением
дистанционных образовательных технологий в период временных
ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией.
Особенности организации образовательного процесса:

Традиционная.

Дистанционная с применением дистанционных (электронных)
технологий.
В каникулярные мероприятия допускается применение дистанционных
образовательных технологий для проведения образовательной деятельности
(«Знакомство с мастером…», посещение виртуальных экспозиций музеев,
выставок, мастер-классы, консультации).
Электронное обучение предполагает подбор
образовательных,
развивающих материалов направленных на расширение знаний и умений
учащихся в предметных областях по темам программы: «Медвежья история»
история игрушки медведя, «Законы классики» пропорциональное строение
частей игрушки, «Секреты раскроя», консультации по вопросам учащихся и
их родителей (законных представителей), варианты диагностических
заданий.
Расписание запланированных занятий, мероприятий для учащихся с
применением дистанционных образовательных технологий, доводят до
сведения родителей (законных представителей) и размещают на
официальном сайте Центра.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и
индивидуальную. Каждое занятие по темам программы, включает
теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть
материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя
выполнение задания: графических зарисовок эскиза, построения лекал,
костюмов, орнаментов, одежды для игрушки или непосредственно
отшивание деталей, создание индивидуального творческого продукта.

9

Методы организации образовательного процесса используются в
зависимости от познавательной деятельности учащихся при усвоении
изучаемого материала:

Словесный: (объяснение, беседа, диалог, диспут, защита
творческой работы, «мозговой штурм»)

Наглядный метод (показ образца, работа с фото и видео
материалами)

Метод проектов (разработка и защита творческого продукта)

Метод практической работы (упражнения, изделия)

Метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций,
объяснение основных понятий)

Метод стимулирования и мотивации

Метод контроля и самоконтроля (устный опрос, наблюдения,
практическое задание).
Метод самоконтроля оценки на занятиях играет большую роль, где
обучающийся оценивает свою деятельность самостоятельно.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В
зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может
вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания
новыми изделиями. Количество часов может добавляться за счёт другой
темы в зависимости от задач, которые корректируются в течение года.
Родительские собрания проводятся в начале учебного года (сентябрь) и
в конце учебного года (май). Консультации для родителей проводятся
согласно их запросам.
Планируемые результаты и система их оценивания
К концу первого года обучения будут:
Знать:
1. Правила трудовой культуры
2. Основные навыки работы с тканью, мехом.
3. Алгоритм изготовления мягкой игрушки
Уметь:
1. Уметь рационально использовать материал.
2. Проявлять творческую активность, путем самостоятельной постановки и
решения творческой задачи (реализации задуманного образа)
3. Проявлять повышенный интерес к прикладному творчеству.
Владеть:
1. Владеть основными швами, необходимые для пошива мягких игрушек.
2. Практическими трудовыми навыками в процессе обучения и воспитания
3. Трудолюбием, аккуратностью в работе, терпением, усидчивостью,
сосредоточенностью.
4. Коммуникативными качествами, через общение в коллективе.
К концу второго года обучения будут знать:

10

1.
Знать технологию изготовления мягких игрушек.
2.
Знать основные методы работы с пластичными материалами,
полимерной глины, пластика (запекаемый и самозатвердевающий).
Уметь:
1.
Проявлять индивидуальный стиль при создании игрушки.
2.
Пробуждать фантазию, воображение, творческое, техническое и
художественное мышление, конструкторские способности.
3.
Трудиться индивидуально, в паре, группе, умение распределять
трудовые задачи между собой.
4.
Применять смешанные техники в авторской работе.
Владеть:
1.
Практическим опытом, через знакомство с мастерами авторской
игрушки и их творчеством.
2.
Положительным отношением к труду и творчеству, стремлением
доставлять окружающим радость и получать от этого моральное
удовлетворение.
Для оценки результативности знаний и умений проводится
аттестация: промежуточная и итоговая.
Промежуточная (декабрь) и итоговая (май) проводится 1 раз в учебном
году во втором полугодии.
Текущий контроль (определить степень усвоения учебного
материала) осуществляется на каждом занятии: наблюдение за
деятельностью ребенка, само- и взаимоконтроль.
Промежуточный контроль (по окончании первого полугодия);
выполнение творческой работы по классической выкройке.
Итоговый контроль (на конец года). Оценивание работ
осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая
грамотность.
Для проверки планируемых знаний, умений и навыков
используется:

Метод
устного
контроля
(индивидуальный
опрос,
собеседование);

Метод письменного контроля (практическая работа, карточки с
заданием, индивидуальные задания, участие в выставках.)

Метод наблюдения.
В процессе реализации программы осуществляется педагогический
мониторинг по направления:

«Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения
содержания образовательной программы»

«Уровень сформированности положительных качеств личности,
нравственных установок и норм» (Мониторинг личностного развития
ребенка в процессе освоения им ДООП)

11


Творческие достижения учащихся д/о (внутри учреждения, на
муниципальном, областном, всероссийском, международных уровнях)
(Приложение 2)

Программа первого года
Цель: Освоение технологии изготовления (создания) мягкой игрушки
со шплинтовым креплением в стиле Тедди.
Задачи:
Обучающие:
1. Дать детям основные навыки работы с тканью, мехом.
2. Освоить с учащимися алгоритм изготовления мягкой игрушки
3. Отрабатывать у учащихся навык выполнения основных швов,
необходимых для пошива мягких игрушек.
Развивающие:
1. Развивать у детей повышенный интерес к прикладному творчеству.
2. Развивать у детей трудолюбие, аккуратность в работе, терпение,
усидчивость, сосредоточенность.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к инструментам,
приспособлениям и материалам.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей трудолюбие,
аккуратность в работе,
вырабатывать терпение, усидчивость, сосредоточенность.
2. Воспитывать у детей коммуникативные качества, через общение в
коллективе.
3. Формировать у детей эстетический вкус.

12

Учебно-тематический план 1года обучения
№
п/п
1
2

Название темы

Всего
часов
2
64

Теория Практика Форма контроля
2
15

49

4

1

3

6

1

5

Карточка с заданием

6

1

5

2.4

«Какого цвета шкурка?»
материаловедение
«Законы классики»
(лекало)
«Секреты раскроя»
Обработка срезов
Вытачка - конструктор

анкетирование
Выставка на уровне
Центра, города
Собеседование

2.1

4

1

3

2.5

Швы

8

2

6

2.6

Набивочный материал

6

2

4

2.7

Оформление головы

8

2

6

2.8

Глаза - зеркало души

6

1

5

2.9

Соединение деталей

6

1

5

4
6

1
2

3
4

Наблюдение,
Практическая работа
Наблюдение,
Практическая работа
Наблюдение,
Практическая работа
Наблюдение,
Практическая работа
Наблюдение,
Практическая работа
Наблюдение,
Практическая работа
Наблюдение,
Практическая работа
Практическая работа
Собеседование

14

50

2.2
2.3

Вводное занятие
Мир Teddy

2.10 Тонировка
2.11 Декор изделия
Дизайн
игрушки

3.1

1

1

1

3

3.3

Игрушки - хобби или 2
профессия?
Образ - что хотите 4
рассказать?
Эскиз – идея на бумаге
4

1

3

Собеседование
Практическая работа
Практическая работа

3.4

Построение выкройки

4

1

3

Опрос

3.5

Сшивание деталей

10

2

8

3.6

Крепление деталей

6

1

5

3.7

Оформление головы

8

2

6

3.8

Построение выкройки 6
одежды
Раскрой одежды
6

1

5

1

5

Наблюдение,
Практическая работа
Наблюдение,
Практическая работа
Наблюдение,
Практическая работа
Наблюдение,
Практическая работа
Наблюдение,
Практическая работа

3.2

3.9

авторской 64

Участие в конкурсах
Промежуточный
контроль
Собеседование

3

13

3.10 Детали - это важно.

10

2

8

Опрос

3.11 Паспорт изделия.

4

1

3

2

-

2

Собеседование,
Практическая работа
Итоговый контроль.
«Я - мастер»

12

-

12

144

31

113

4
5

Заключительное
занятие
Организация
каникулярного времени
Итого

14

Содержание программы 1года обучения
1.Вводное занятие
Планирование проведения занятий. Правила техники безопасности.
Правила внутреннего распорядка учебного кабинета. Предъявляемые
требования к творческим работам учащихся. Выставка работ учащихся
прошлых лет.
2.Мир Teddy.«Какого цвета шкурка?» материаловедение.
Разновидность используемых материалов. Разновидности ткани и меха.
Способы окраса. Сочетание тканей по цвету и фактуре. Хранение тканей,
меха, кожи.
Практическая работа. Подбор ткани и меха по цветовой гамме.
Окрас тканей.
2.2.Мир Teddy «Законы классики» (лекало)
Части игрушки. Обозначение лекал. Хранение лекал. Выкройка.
Практическая работа. Пропорциональное построение частей
игрушки. Увеличение и уменьшение выкройки.
2.3.Мир Teddy «Секреты раскроя» Обработка срезов
Особенности кроя. Направление ворса. Подготовка материала к работе.
Размещение набивочных отверстий. Правила раскроя. Симметричные детали.
Практическая работа. Определение направления ворса. Раскрой
деталей. Процесс выполнения игрушки. Выполнение объемной игрушки.
Раскрой парных деталей.
2.4.Мир Teddy. Выточка - конструктор.
Выточка. Назначение. Выточка. Моделирование деталей.
Практическая работа. Выполнение чертежей. Заготовка выкроеклекал.
2.5.Мир Teddy. Швы.
Основные ручные швы. Размещение набивочных отверстий.
Особенности вшивания ладошки. Особенность вшивания ступни.
Практическая работа. Сшивание лап. Вшивание ступни.
2.6.Мир Teddy. Набивочный материал.
Виды набивочного материала. Опирки. Виды фракций набивочного
материала. Древесная шерсть. Утяжелители. Гранулят.(пластика, стекло,
металл, каучук) Соотношение гранулята.
Практическая работа. Набивка деталей игрушек. Распределение
гранулята в деталях.
2.7.Мир Teddy. Оформление головы.
Особенности изготовления головы. Клин. Особенности оформление
мордочки, утяжка. Расположение ушей.
Практическая работа. Соединение деталей головы с клином. Способ
прошивания ушей. Армирование ушей.
2.8.Мир Teddy. Глаза- зеркало души.
Материал для глаз. Виды глаз. Способы посадки глаз.

15

Практическая работа. Расположение глаз. Крепление глаз.
2.9.Мир Teddy. Соединение деталей
Диски, шплинты. Алгоритм соединения деталей. Варианты крепления.
Т-образные и каплеобразные шплинты.
Практическая работа. Шарнирное соединение деталей. Соединение
деталей Т-образными шплинтами. Соединение каплеобразными шплинтами.
2.10.Мир Teddy. Тонировка.
Оживление взгляда. Краски для тонирования.
Практическая работа. Упражнения по тонированию.
2.10.Мир Teddy. Декор изделия.
Овладение приёмами работы с лентами, тесьмой, бисером.
Декоративные элементы. Шебби ленты.
Практическая работа.
Изготовление колпачка. Отшивание
воротничка.
3.1Дизайн авторской игрушки. Игрушки - хобби или профессия?
Фантазируем сами. Стиль Teddy. Винтаж. Реклама в нашей жизни.
Практическая работа. Создаем новые персонажи. Графические
зарисовки своих персонажей.
3.2.Дизайн авторской игрушки. Образ - что хотите рассказать?
Одна работа или коллекция. Создание самостоятельно сюжетных
композиций. Оформление сюжетных композиций. Оформление итоговой
выставки.
Практическая работа. Разработка коллекции. Изготовление
элементов для композиции.
3.3.Дизайн авторской игрушки. Эскиз – идея на бумаге. Графическое
изображение задуманного образа. Графические зарисовки эскиза.
Прорисовка костюмов, орнаментов одежды. Эскиз декоративных элементов,
украшений.
Практическая работа.
3.4. Дизайн авторской игрушки. Построение выкройки. Лекало.
Изготовление лекал. Правила раскроя парных деталей. Форма головы.
Практическая работа. Моделирование лекал. Процесс выполнения
игрушки. Подбор ткани и меха по цветовой гамме. Раскрой парных деталей.
3.5.Дизайн авторской игрушки. Сшивание деталей.
Использование основных ручных швов. ТБ при работе на швейной
машине с электрическим приводом. Сметочный шов.
Практическая работа. Отшивание деталей.
3.6.Дизайн авторской игрушки. Крепление деталей.
Варианты крепления.
Практическая работа. Крепление деталей игрушки необходимое по
замыслу учащихся.
3.7.Дизайн авторской игрушки. Оформление головы
Клин. Ушки. Нос. Глаза.

16

Практическая работа. Вшивание клина. Набивка головы.
Расположение ушей. Армирование ушей. Вышивание носа. Посадка глаз.
3.8.Дизайн авторской игрушки. Построение выкройки одежды.
Идея. Модель. Снятие мерок. Лекало.
Практическая работа. Снятие мерок. Построение лекало задуманной
одежды. Пиджачок. Сарафанчик. Головной убор.
3.9.Дизайн авторской игрушки. Изготовление одежды.
Цветоведение. Расположение на ткани. Припуск.
Практическая работа. Подбор ткани. Раскрой. Отшивание одежды.
3.10Дизайн авторской игрушки. Детали - это важно.
Детали работают на образ.
Практическая работа. Практическое упражнение «Создай образ».
Изготовление деталей для авторской игрушки, согласно образу.
3.11Дизайн авторской игрушки. Паспорт изделия. Уход за мягкими
игрушками. Правила оформления готовых изделий. Оформление итоговой
выставки. Презентация своих работ.
Практическая работа. Презентация итоговой творческой работы.
4.Заключительное занятие-2ч.
5.Организация каникулярного времени – 12ч.

17

Программа 2 года обучения
Цели: Развитие индивидуального стиля при создании игрушки, через
применение смешанных техник в работе.
Задачи:
Обучающие:
1.
Научить детей основным методам работы с пластичными
материалами,
полимерной
глины,
пластика
(запекаемый
и
самозатвердевающий).
2.
Формировать у детей индивидуальный стиль при создании
игрушки.
Развивающие:
1.
Расширять и обогащать практический опыт детей, знакомство с
мастерами авторской игрушки и их творчеством.
2.
Развивать в учащихся фантазию, воображение, творческое,
техническое и художественное мышление, конструкторские способности.
Воспитательные
1.
Формировать у детей положительного отношения к труду и
творчеству, стремление доставить окружающим радость и получить от этого
моральное удовлетворение.

18

Учебно-тематический план 2 года обучения
№
п/п
1
2

Всего
часов
3
66

Теория Практика Форма контроля
3
14

52

3

1

2

3

1

2

3

1

2

Простые формы,
Гладкая поверхность.
Ворсистая поверхность.
«Уточка и селезень».
Эскиз.
Каркас. Построение
каркаса.
Процесс оклеивания.
Декоративное оформление
игрушки.
«Слон». Эскиз. Каркас.
Процесс изготовления.

6

1

5

9

2

7

6

1

5

9

2

7

Тонирование игрушки.
Декоративное оформление
игрушки
2.9 «Королевский пингвин».
Эскиз.
Каркас. Построение
каркаса.
2.10 Тонирование игрушки.
Декоративное оформление
игрушки

9

2

7

9

1

8

Наблюдение,
Практическая
работа

9

2

7

Наблюдение,
Практическая
работа
Участие
конкурсах
Промежуточный
контроль
Собеседование

2.1
2.2
2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

Название темы
Вводное занятие
«Сладкая вата»
Игрушки из ваты
История игрушки.
Материаловедение
Инструменты и материалы.
Тонирование ваты.
Клей или клейстер, все
«за» и «против».

3

Игрушечная миниатюра. 63
«Карманный друг» изделие
10-12 см.

10

53

3.1

Образ
что
хотите 3
рассказать? Эскиз – идея
на бумаге
Построение выкройки
6
Раскрой
деталей.
Обработка среза.

1

2

1

5

3.2

анкетирование
Выставка на уровне
Центра, города
Собеседование
Карточка
заданием
Наблюдение,
Практическая
работа
Наблюдение,
Практическая
работа
Наблюдение,
Практическая
работа

с

Наблюдение,
Практическая
работа
Наблюдение,
Практическая
работа
Наблюдение,
Практическая
работа

Собеседование
Практическая
работа

в

19

3.3

Сшивание деталей

12

2

10

3.4

Крепление деталей

6

1

5

3.5

Оформление головы

9

1

8

3.6

Построение
выкройки 9
одежды. Раскрой одежды

1

8

3.7

Пошив
игрушки.

2

10

3.8

Паспорт изделия

6

1

5

4.

«Стая птичья».
Игрушки
комбинированной
технике
Материаловедение.
Варианты
комбинирования.
Эскиз. Каркас.

63

13

50

3

2

1

Собеседование

9

2

7

Работа
с
пластиком. 12
Голова. Крылья. Лапки.
Сушка
деталей. 6
Тонирование деталей.

3

9

1

5

4.5

Раскрой и пошив тела. 9
Набивка тела.

1

8

4.6

Соединение деталей.

1

5

4.7

2

10

4.8

Панталоны. Платье.
12
Раскрой
одежды
для
игрушки. Пошив.
Варианты состаривания.
6

1

5

4

Заключительное занятие

3

-

3

Собеседование
Практическая
работа
Практическая
работа
Опрос.
Практическая
работа.
Наблюдение,
Практическая
работа
Наблюдение,
Практическая
работа
Наблюдение,
Практическая
работа
Наблюдение,
Практическая
работа.
Итоговый контроль.
«Я - мастер»

5

Организация
каникулярного времени
Итого

18

-

18

216

40

173

4.1

4.2

4.3
4.4

одежды

для 12

в

6

Практическая
работа
Опрос
Наблюдение,
Практическая
работа
Наблюдение,
Практическая
работа
Собеседование,
Практическая
работа
Наблюдение,
Практическая
работа
Участие
конкурсах

в

20

Содержание программы 2года обучения
1.Вводное занятие
Планирование проведения занятий. Правила техники безопасности.
Правила внутреннего распорядка учебного кабинета. Предъявляемые
требования к творческим работам учащихся. Выставка работ учащихся
прошлых лет.
2. – 2.4«Сладкая вата» Игрушки из ваты.
История игрушки. Материаловедение. Инструменты и материалы.
Тонирование ваты. Клей или клейстер, все «за» и «против». Простые формы.
Гладкая поверхность. Ворсистая поверхность.
Практическая работа.
Подбор материалов. Окрас ваты.
Приготовление клейстера для работы. Варианты работы с ватой.
2.5. – 2.6. «Уточка и селезень». Игрушки из ваты. Эскиз. Части
игрушки. Каркас. Построение каркаса. Оклеивание каркаса ватой. Сушка
изделия. Тонирование игрушки.
Декоративное украшение игрушки.
Упаковки для игрушки.
Практическая работа. Образ игрушки. Эскиз игрушки. Построение
каркаса. Оклеивание каркаса ватой. Сушка изделия. Тонирование игрушки.
Декоративные элементы для завершения образа.
2.7. - 2.8. «Слон». Игрушки из ваты. Эскиз. Каркас. . Части игрушки.
Каркас. Построение каркаса. Процесс изготовления. Оклеивание каркаса
ватой. Сушка изделия. Тонирование игрушки. Декоративное украшение
игрушки. Упаковки для игрушки.
Практическая работа. Эскиз. Части игрушки. Каркас. Построение
каркаса. Оклеивание каркаса ватой. Сушка изделия. Тонирование игрушки.
Декоративное украшение игрушки. Упаковки для игрушки.
2.9. - 2.10 «Королевский пингвин». Игрушки из ваты.
Эскиз. Каркас. Части игрушки. Каркас. Построение каркаса. Процесс
изготовления. Оклеивание каркаса ватой. Сушка изделия. Тонирование
игрушки. Декоративное украшение игрушки. Упаковки для игрушки.
Практическая работа. Эскиз. Части игрушки. Каркас. Построение
каркаса. Оклеивание каркаса ватой. Сушка изделия. Тонирование игрушки.
Декоративное украшение игрушки. Упаковки для игрушки
3. – 3.8. «Карманный друг». Игрушечная миниатюра. Образ - что
хотите рассказать? Эскиз – идея на бумаге. Построение выкройки. Раскрой
деталей. Сшивание деталей. Крепление деталей. Оформление головы.
Построение выкройки одежды. Раскрой одежды. Пошив одежды для
игрушки. Паспорт изделия. Упаковка.
Практическая работа. Раскрой деталей. Основные ручные швы.
Особенности при сшивание деталей миниатюры. Размещение набивочных
отверстий. Изготовление одежды. Упаковка для миниатюры. Паспорт
изделия.

21

4.- 4.4 «Стая птичья». Игрушки в комбинированной технике.
Материаловедение. Варианты комбинирования. Эскиз. Каркас. Работа с
пластиком. Голова. Особенности изготовления головы. Крылья. Варианты
изготовления крыльев. Лапки. Варианты изготовления лапок. Сушка деталей.
Тонирование деталей.
Практическая работа. Изготовление деталей игрушки из полимерной
глины: голова, крылья, лапки.
4.5 – 4.6 «Стая птичья». Игрушки в комбинированной технике.
Раскрой и пошив тела. Набивка тела. Соединение деталей. Виды набивочного
материала. Опилки. Виды фракций набивочного материала. Древесная
шерсть. Утяжелители. Гранулят. (пластика, стекло, металл, каучук)
Соотношение гранулята.
Практическая работа. Изготовление тела игрушки из текстиля.
Соединение деталей игрушки. Набивка деталей игрушек. Распределение
гранулята в деталях.
4.7 – 4.8 «Стая птичья». Игрушки в комбинированной технике.
Изготовление одежды. Одежда – основа состовляющая образа. Панталоны.
Платье. Штанишки. Пиджчек. Раскрой одежды для игрушки. Пошив.
Варианты состаривания.
Практическая работа. Изготовление одежды для игрушки. Овладение
приёмами работы с лентами, тесьмой, бисером. Декоративные элементы.
Шебби ленты.
4.Заключительное занятие-3ч.
Практическая работа. Презентация итоговой творческой работы.
5.Организация каникулярного времени – 18ч.

22

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Методическое обеспечение программы
Основополагающими принципами программы являются:
1. Принцип научности и доступности знаний.
2. Принцип связи обучения с жизнью.
3. Принцип систематичности и последовательности.
4. Принцип сознательности и активности.
5. Принцип наглядности.
6. Принцип сочетания различных методов обучения в зависимости от задачи
содержания.
7. Принцип создания необходимых условий для обучения.
8. Принцип индивидуальности обучения.
9. Принцип сочетания различных форм и методов обучения.
Подбор форм, методов, средств обучения осуществляется в зависимости от
возрастных особенностей детей.
Название
раздела, темы

Форма
занятий

Методы и
приемы
обучения

Вводное
занятие

Презентаци Словесный;
я
Наглядный

Мир Teddy

Учебные
занятия

Словесный;
Наглядный
Репродуктивны
й

Дизайн
авторской
игрушки

Учебные
занятия

Продуктивный;
Творческий.

Методическ
ое
обеспечение

Материальн
отехническое
обеспечение
Материальн
отехническое
оснащение;
Мультимеди
йные
учебные
пособия;
систематичн Материальн
ости
и опоследовател техническое
ьности
оснащение;
Сочетания
Мультимеди
различных
йные
методов
учебные
обучения в пособия;
зависимости
от
задачи
содержания
сознательнос Материальн
ти
и оактивности;
техническое
оснащение;
Мультимеди
йные
учебные
пособия;

Формы под
ведения
итогов
Презентация
программы

Выставка;
«Рождествен
ская Звезда»

Зачетная
работа;

23

Учебные
занятия

«Сладкая
вата»
Игрушки из
ваты

Словесный;
Наглядный
Репродуктивны
й

Игрушечная Учебные
занятия
миниатюра.
«Мини
звери»
изделие 10-12
см.

Продуктивный;
Творческий

Учебные
«Стая
занятия
птичья».
Игрушки
в
комбинирова
нной технике

Словесный;
Наглядный

Заключитель
ное занятие

Репродуктивны
й
Продуктивный;

Конкурсно- Интерактивный
игровая
Игровой
программа

систематичн
ости
и
последовател
ьности
Сочетания
различных
методов
обучения в
зависимости
от
задачи
содержания
систематичн
ости
и
последовател
ьности

Материальн
отехническое
оснащение;
Мультимеди
йные
учебные
пособия;

Выставка на
уровне
Центра,
города

Материальн
отехническое
оснащение;
Мультимеди
йные
учебные
пособия;
систематичн Материальн
ости
и опоследовател техническое
ьности
оснащение;
Сочетания
Мультимеди
различных
йные
методов
учебные
обучения в пособия;
зависимости
от
задачи
содержания
Материальн
отехническое
оснащение;
Мультимеди
йные
учебные
пособия;

Участие
в
конкурсах
Промежуточ
ный
контроль

Участие
в
конкурсах

Презентация
работы

Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в светлой проветриваемой аудитории. Количество
посадочных мест – 12. У каждого учащегося имеется своё рабочее место,
удобная мебель. В кабинете имеются шкафы для хранения папок с
накопительными материалами, необходимая литература, выкройки,
методические пособия, инструменты, которые необходимы учащимся при
изготовлении игрушек. Для реализации программы «Дизайн игрушек»
используется большое количество наглядных материалов, стеллажи с
образцами изделий.

24

Список литературы для педагога
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкие игрушки своими руками. – М.:
творческий центр «Сфера», 2004.
2. Баженов В.В. Материалы для швейных изделий. – М., 1996
3. Ефимова А. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. – М.:
Просвещение, 1998.
4. Егорова Р., Монастырская В. Учись шить. – М.: Просвещение, 1998.
5. Конович Т. Мягкая игрушка. – М.: Рипол классик; СПб.: Валерии СПД,
2002.
6. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М., 1998.
7. Сборник
программ
для
внешкольных
учреждений
и
общеобразовательных школ (Сост. О. С. Молотобарова)
8. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. – М.:
Просвещение,1983 Тведохлеб Е.А. Мягкие игрушки. – ЗАО «Росмэн –
Пресс», 2007.
9. Делаем куклы/ Пер.с.ил. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2006.
10. Сарафанова Н.А. Подарки к праздникам. – М.: Мир Книги,2004.
11. Светлакова И.Ю. Рукоделие для девочек. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.
12. Севостьянова Н.Н. Главная книга по рукоделиям. – М.: АСТ
Издательство,2010.
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
14. Сью Лок Чудеса своими руками. – М.: Издательский дом «Ниола» 21-й
век, 2004.
15. Финнангер Т. Куклы. – М.: Арт-Родник, 2012.
16. Финнангер Т. Шьем игрушки-тильды. 25 уникальных идей: кролики,
гуси, курочки, ягнята и другие игрушки. – М.: Арт-Родник, 2012.
17. Интернет ресурс: Https://www.pinterest.com › pin –игрушки из фетра
выкройки
18. Интернет ресурс: sdelajrukami.ru › myagkie-igrushki-svoimi-rukamiсшьём игрушки своими руками
19. Интернет ресурс: https://burdastyle.ru – мастер классы по изготовлению
мягких игрушек
20. Интернет ресурс: www.palata-npr.ru › nhp › russkaya-narodnaya-kuklaтряпичная кукла
Список литературы для учащихся и родителей
1. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. – М.: Просвещение,
1979.
2. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка. – М.: Издательский дом МСП, 2005.

25

3. Конович Т. Мягкая игрушка. – М.: Рипол классик; СПб.: Валерии СПД,
2002.
4. ПелеуховаВ.И., Ширишкова Е.Н. Мягкая игрушка. – М.: издатель И.В.
Балабанов,
1998 г
5. Тведохлеб Е.А. Мягкие игрушки. – ЗАО «Росмэн – Пресс», 2007.
6. Тведохлеб Е.А. Мягкая игрушка своими руками. – Харьков: Книжный
клуб «Клуб
досуга», 2005.
7. Скляренко О.А. Шьем Тедди-малышей и их друзей. – СПб.:Питер,
2013.
8. Скляренко О. А. Мягкая игрушка своими руками. – Харьков: Mikko,
2009.
9. Чурзина Н.О. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. –М.: АСТ; СПб.:
Сова, 2007.

26

3. Приложения
Приложение 1
Тезаурус:
Тема: «Материаловедение»
1. Атлас – натуральный или искусственный шелк с гладкой блестящей
поверхностью.
2. Бархат – ткань, которую носят с XVIII века, с тех пор, как ее начали
производить в Италии. Это ткань с коротким пушистым ворсом.
3. Батист –мягкая, тонкая х/б ткань, имеющая тонкое переплетение нитей.
Из батиста шьют детское белье, носовые платки.
4. Вельвет – ворсистая ткань в тонкий или широкий рубчик. Бывает
одноцветным и набивным.
5. Велюр – общее название материалов, поверхность которых ворсистая.
6. Драп – мягкая, толстая, сильно увалянная шерстяная ткань с
двусторонним ворсом. Подходят для пошива пальто.
7. Парча – тяжелая шелковая ткань, затканная пышным узором из золотых и
серебряных нитей.
8. Плюш – ткань типа бархата, но с более длинным ворсом. Искусственный
мех – это тоже плюш.
9. Ситец – тонкая хлопчатобумажная ткань.
10. Трикотажное полотно – не тканая, а вязаная ткань. Ее изготавливают на
специальных трикотажных машинах. Трикотаж может быть шерстяным,
Х/Б и синтетическим. Трикотаж не имеет ни долевой, ни поперечной нити
и растягивается во все стороны. Срезы ткани не осыпаются.
11. Шотландка – яркая ткань в клеточку из пряжи любого вида. Свое название
она получила от шотландской национальной одежды, которую шили из
такой ткани.
12. Пастельные тона – неяркие, мягкие тона.
13. Насыщенные тона – интенсивные, яркие тона.
14. Искусственный мех – толстая теплая ткань, имитирующая мех животных.
15. Жаккард – ткань, имеющая гладкую, не ворсовую фактуру, которая носит
имя своего изобретателя – французского мастера XIX века.
Изготавливается жаккард из хлопчатобумажной или синтетической
пряжи. Пряжа может быть многоцветной, тогда жаккард будет похож на
гобелен, или однотонной.
Тема: «Раскрой изделия»
1. Срез – край выкроенной детали.
2. Вытачка – зашитая складка на ткани, которая служит для создания объема.

27

Долевая нить – направление, в котором ткань тянется меньше всего.
Стачать – соединить детали швом.
Заутюжить – прогладить шов утюгом.
Приметать, сметать – временно соединить детали швом вперед иголку.
Сосборить – выполнить по указанной выкройке сборку.
Лекало – выкройка будущего изделия из бумаги.
Отделка - украшение модели эффектными деталями: оборкой, тесьмой,
бисером, отделочными швами.
10. Выкройка – шаблон для раскроя ткани, кожи и др.
11. Припуск – запас ткани; отступ 0,5-2см после контура выкройки.
12. Рюша – сборчатая обшивка из легкой ткани.
13. Дизайнерский – специально созданная дизайнером вещь, изделие в
единственном экземпляре.
14. Волан – пристроченная полоска ткани различной ширины и с разной
степенью сборок. Чаще всего им отделывают воротники, манжеты, юбки.
Настрачивают на любые участки деталей, выполняют со сборками и без
них.
15. Накладные карманы – карманы, которые настрачиваются поверх ткани, не
убираются в швы.
Тема: «Одежда»
1. Накидка верхняя одежда, часто без рукавов.
2. Бриджи – брюки особого покроя, плотно обхватывающие икры ног до
колен. Первоначально у англичан служили для верховой езды и
заправлялись в высокие сапоги.
3. Плавки-шортики – купальные трусики в виде очень коротких шортов.
4. Топ – короткая майка.
5. Капри – брючки длинной ¾.
6. Пуловер – трикотажное плечевое изделия без застежек и воротника, с
вырезом горловины углом.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тема: «Лоскутное шитье»
1. Аппликация (лат. applicato) –прикладывание.
2. Ветошь – ветхие, выношенные куски ткани.
3. Декатировка – предварительная усадка ткани перед использованием.
4. Цветоведение – наука о цвете- понятие об основных закономерностях
расположения цветов в спекторе.
5. Цветовой спектр - расположение по кругу контрастных цветов.
6. Композиция (лат. Compositio ) – составление, связь, соединение.
Словарь швейных терминов
(для педагога)

28

•Горловина — вырез для шеи спереди от плечевого среза до середины
переда.
•Окат — верхняя часть рукава.
•Вытачка - зашитая часть ткани в изделии для создания выпуклой формы.
•Борт - припуск ткани к середине переда для захода и оформления застежки
и лацкана.
•Подборт - деталь переда или полочки для обработки краев борта.
•Лацкан - отогнутая часть борта.
•Отлет воротника - часть воротника, располагающаяся от верхней линии
стойки.
•Точка уступа - начало втачивания воротника в горловину.
•Слонка - соединение правой или левой половинок брюк, трусов по линии
сидения.
•Гульфик - детали передних половинок брюк для обработки потайной
застежки.
•Шлевка - деталь для продевания и удержания пояса, ремня в определенном
положении.
•Кулиска - деталь (полоска ткани), втачиваемая с изнанки или на лицевую
сторону изделия для вдергивания резинки или пояса.
•Паты - отделочные накладные детали на карманах.
•Жабо - отделочная деталь в виде свободно падающих фалд или складок.
•Кокидбе - отделочная деталь в виде воланов или оборок, закрепляется по
вертикальной линии.
•Кокетка - верхняя отрезная часть переда, полочек спинки, юбки, брюк.

29

Приложение 2
Мониторинговая программа
1. «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения
содержания образовательной программы»
Показатели

Критерии

Параметры

Методы
изучения

инструментарий

Высокий:
Средний:
Низкий:

- в начале года
- по итогам 1
полугодия
- по итогам
года

1.Зарисовка эскиза
игрушки
2.Изготовление
выкроек-лекал из
кальки
3.Аккуратность и
точность
изготовления лекал
из картона
4.Умение выбрать
ткань для данной
игрушки
5.Рациональное
расположение
лекал на ткани
6.Знания
технологии раскроя
ткани

Теория
Практика

Наблюдение

Теория
Практика

Наблюдение,
Практическая
работа
Наблюдение

7.Навыки работы с
инструментами
8.Знания
последовательности
изготовления
игрушки
9.Аккуратность
выполнения работы
10.Овладение
навыками
выполнения
ручных швов
11.Навыки
в
изготовлении
деталей
для
оформления
мордочки, лица
12.Фантазия
в
оформлении

Теория
Практика

Наблюдение

Теория
Практика

Устный
контроль,

Теория
Практика

Теория
Практика

Устный
контроль

Теория
Практика

Наблюдение,
Практическая
работа
Устный
контроль

Теория
Практика

Периодичность

по итогам
полугодия

1

Опросные
листы

по итогам 1
полугодия;
по итогам года

Алгоритм
анализа
процесса
деятельности

по итогам 1
полугодия;
- по итогам
года

Опросные
листы

по итогам
полугодия;

1

- по
года

итогам

- по
года

итогам

Теория
Практика

Наблюдение

Теория
Практика

Наблюдение,
Практическая
работа

Теория
Практика

Наблюдение,
Практическая
работа

Алгоритм
анализа
процесса
деятельности

по итогам 1
полугодия;
- по итогам
года

Теория
Практика

Устный
контроль,

Опросные
листы

по итогам
полугодия;

1

30

игрушки

- по
года

итогам

Теория: Технология изготовления и художественное оформление объемной
игрушки. Разновидность используемых материалов для изготовления
объемных игрушек. Разновидности ткани и меха. Их сочетание по цвету и
фактуре. Особенности кроя и пошива. Размещение набивочных отверстий.
Моделирование лекал. Изготовление лекал. Хранение лекал. Увеличение и
уменьшение выкройки. Особенности оформление мордочки, утяжка.
Овладение приёмами работы с лентами, тесьмой, бисером. Уход за мягкими
игрушками.
Практика: Изготовление объёмных игрушек из меха и ткани.

31

Оценочный лист
определения уровня сформированности ЗУН учащихся
по установленным показателям
образовательная программа: «Дизайн игрушки»
Год обучения ___; ___группа
20 -20 учебный год

Уровень обученности
(средний показатель)

Знание основ и владение
технологией
изготовления мягкой
игрушки.

Итоговый

Знание основ
материаловедения.
Авторский подход в
создании изделия.

Уровень обученности
(средний показатель)

Уровень обученности
(средний показатель)

Знание основ и владение
тех-ей изгот-ния изделия
из ткани.

Знание и владение
изготовлениея деталей
для оформления головы,
мордочки игрушки.

Этапы диагностики
Промежуточный

Входной

Знание основ и
владение построения
лекал. Владение техн-ей
раскроя изделия .

Фамилия, имя
обучающихся

Знание основ матер-ния.
Владение навыками
выполнения ручных
швов.

№п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
%-ое содержание обучающихся по уровням обученности
Н-низкий

С-средний

В - высокий

Промежуточный
Итоговый

Уровень сформированности ЗУН
Высокий
Средний
Низкий

Количество обучающихся

% от общего числа обучающихся

Оценка осуществляется по трем уровням (высокий, средний, низкий).
Низкий уровень
Теория:
Владеет менее чем ½ объема теоретических знаний, предусмотренных
программой; избегает употреблять специальные термины; осознает
взаимосвязи только некоторых понятий; слабое понимание правил
деятельности; путает последовательность действий.
Практика:
Овладел менее чем ½ умений и навыков, предусмотренных программой;
учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;
учащийся способен выполнить лишь простейшие практические действия.
Средний уровень

32

Теория:
Объем освоенных теоретических знаний составляет более ½; учащийся
сочетает специальную терминологию и бытовую; с помощью педагога
может определить приоритеты, выстроить взаимозависимости; может
объяснить основные правила деятельности, с помощью педагога обосновать
последовательность действий.
Практика:
Объем освоенных умений и навыков составляет более ½; работает с
оборудованием с помощью педагога; учащийся выполняет задание на основе
образца.
Высокий уровень
Теория:
Освоен практически весь объем теоретических знаний, предусмотренных
программой; специальные термины употребляет осознанно и в их полном
соответствии с содержанием; учащийся может установить причинноследственные связи между понятиями; умеет объяснить правила
деятельности и обосновать последовательность действий.
Практика:
Освоены практически все умения и навыки, предусмотренные программой;
работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых
затруднений; выполняет практические задания с элементами творчества.
2. Мониторинг личностного развития ребенка
в процессе освоения ДООП
«Уровень сформированности положительных качеств личности,
нравственных установок и норм»
№
Параметры
Критерии
п/п
1. Организационно-волевые качества
1.1
Терпение
Способность переносить
нагрузки в течение
определенного времени,
преодолевать трудности

1.2

Воля

Способность активно
побуждать себя к
практическим
действиям

1.3

Самоконтроль

Умение контролировать
свои поступки

Уровни
Высокий: терпения
хватает на все занятие;
Средний: терпения
хватает больше, чем на
½ занятия;
Низкий: терпения
хватает меньше, чем на
½ занятия
Высокий: волевые
усилия побуждаются
самим учащимся;
Средний: волевые
усилия побуждаются
периодически;
Низкий: волевые
усилия побуждаются с
помощью педагога
Высокий: учащийся
контролирует себя сам;
Средний: учащийся

Методы
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

33

периодически
контролирует себя сам;
Низкий: учащийся
постоянно находится
под воздействием
контроля извне
2. Ориентационные качества
2.1
Самооценка
Способность оценивать
себя адекватно
реальным достижениям
2.2

Интерес к занятиям

Осознанное участие
учащихся в освоении
программы

3. Поведенческие качества
3.1
Конфликтность
Способность занять
определенную позицию
в конфликтной ситуации

3.2

Тип сотрудничества

Умение воспринимать
общие дела, как свои
собственные

Завышенная;
Нормальная;
Заниженная;

Анкетирование

Высокий: интерес
постоянно
поддерживается
самостоятельно;
Средний: интерес
периодически
поддерживается самим
учащимся;
Низкий: интерес к
занятиям продиктован
извне

Тестирование

Высокий: пытается
самостоятельно уладить
возникающие
конфликты;
Средний: сам в
конфликтах не
участвует; старается их
избежать;
Низкий: периодически
провоцирует конфликты
сам
Высокий: инициативен в
общих делах;
Средний: участвует при
побуждении извне;
Низкий: избегает
участия в общих делах

Наблюдение
Беседа

Наблюдение

34

3. Творческие достижения учащихся д/о
Учебный год 2023-2024
Ф.И.
учся

Уровень
ЦДО

Муниципальный
уровень

Областной
уровень

Российский
уровень

Международный
уровень

Особые
достижения

35

Приложение 3
Контрольно-измерительные материалы к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
Образцы

контрольно-измерительного материала

Анкетирование
Анкета возраст _______
1.Какие игрушки Вам больше всего нравятся?
А) магазинные
Б) сшитые своими руками
2. Шьёте ли вы своими руками игрушки?
А) да
Б) нет
3.Какой шов вы использовали при создании игрушки?
А) «Иголка вперед»
Б) «Через край»
В) понятия не имею
4.Как вы думаете, влияют ли игрушки на развитие ребенка? ( свой
ответ пояснить)
А) да
Б) нет
В) не знаю
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5.В каком веке появилась первая мягкая игрушка? (ваше
предположение)
А) XIX
Б)XX
В) XV
Г)XVIII
6. Какие игрушки вам больше нравятся?
А) большие
Б) маленькие
В) средние
7. Как вы думаете: какие игрушки на сегодняшний день популярны?
А) мягкие игрушки
Б) резиновые игрушки
В) пластиковые игрушки
Г) все выше перечисленные

36

8.На что нужно обращать своё внимание на выбор игрушки?
А) цвет
Б) цвет, запах, окрас, наличие мелких деталей, прочность ворса,
наполнитель, внешний вид.
В) внешний вид, размер игрушки, прочность ворса
Г)свой
ответ
(написать)_______________________________________________________
__________________________________________________________________
_________
9. Как вы думаете, есть ли у мягких игрушек свои плюсы и минусы?
А) да
Б) нет
В) не знаю
Критерии оценивания итоговой работы
По окончанию учебного года, проводится конкурсного мероприятие
«Я - Мастер», где представлены авторские работы учащиеся.
Технологическая карта раскроя изделия
Алгоритм изготовления мягкой игрушки
Критерием оценки:

Качество исполнения.

Правильное использование материалов.

Оригинальность художественного образа.

Творческий подход.

Соответствие и раскрытие образа.
А так же учащиеся принимают участие в выставках и конкурсах
декоративно-прикладной направленности различного уровня.
Положительный аспект мягкой игрушки

Психологический и эмоциональный (Мягкие игрушки несут в
себе положительный и успокаивающий заряд энергии.)

Развитие воображения и коммуникативного качества.

Эстетичность.

37

Приложение 4
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
"__Дизайн_игрушки_"
_художественной_ направленности
1 год обучения 2024 – 2025 учебный год / 1 группа/
1. Адрес и места осуществления образовательного процесса
1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски., ул. Советская ,35а.,
1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 12
2. Продолжительность учебного года
2. Продолжительность учебного года
2.1. Начало учебного года –10.09.2024
2.2. Окончание учебного года: –31.05.2025
2.3. Количество учебных недель: 36 недель
3. Режим занятий
3.1. 2 раза в неделю по 2 часа – 4 часов в неделю
* расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам.
4. Продолжительность каникул
4.1. осенние каникулы - с 26.10.24г. по 03.11.2024г.
4.2.зимние каникулы - с 31.12.24г. по 8.01.2025г.
4.3.весенние каникулы - с 22.03.25г. по 30.03.2025г.
5. Праздничные дни:
- 4 ноября – День народного единства;
- 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы;
- 7 января - Рождество Христово;
- 23 февраля - День защитника Отечества;
- 8 марта - Международный женский день;
- 1 мая - Праздник Весны и Труда;
- 9 мая - День Победы;
- 12 июня – День России.
6. Календарный план проводимых мероприятий для обучающихся
№ п/п Название мероприятия
форма проведения дата проведения
1.
«Пойми меня.»
Игровая программа Октябрь
2.
Коробка картонаж
МК
Октябрь
3.
«Елочный шар» текстильный. МК
Декабрь
4.
«Зимняя, новогодняя»
Викторина
Декабрь
5.
«Бохо- брошь» текстильная.
МК
Март
6.
«Десерт» декор крышки.
МК
Март
Работа с пластиком.
!- количество мероприятий зависит от количества учебного времени отведенного на
раздел «Организация каникулярного времени»
*- даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по
объективным причинам.
Программа воспитания в детском объединении «Дизайн игрушки» является Приложением
к ДООП и размещена в учебно-методическом комплексе к программе.

38

Приложение 4
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Дизайн_игрушки»
_художественной_ направленности
2 год обучения 2024 – 2025 учебный год / 1 группа/
1. Адрес и места осуществления образовательного процесса
1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски., ул. Советская ,35а.,
1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 12
2. Продолжительность учебного года
2. Продолжительность учебного года
2.1. Начало учебного года –10.09.2024
2.2. Окончание учебного года: –31.05.2025
2.3. Количество учебных недель: 36 недель
3. Режим занятий
3.1. 2 раза в неделю по 3 часа – 6 часов в неделю
* расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам.
4. Продолжительность каникул
4.1. осенние каникулы - с 26.10.24г. по 03.11.2024г.
4.2.зимние каникулы - с 31.12.24г. по 8.01.2025г.
4.3.весенние каникулы - с 22.03.25г. по 30.03.2025г.
5. Праздничные дни:
- 4 ноября – День народного единства;
- 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы;
- 7 января - Рождество Христово;
- 23 февраля - День защитника Отечества;
- 8 марта - Международный женский день;
- 1 мая - Праздник Весны и Труда;
- 9 мая - День Победы;
- 12 июня – День России.
6. Календарный план проводимых мероприятий для обучающихся
№ п/п Название мероприятия
форма проведения дата проведения
1.
«Пойми меня.»
Игровая программа Октябрь
2.
Коробка картонаж
МК
Октябрь
3.
«Елочный шар» текстильный. МК
Декбрь
4.
«Зимняя, новогодняя»
Викторина
Декабрь
5.
«Бохо- брошь» текстильная.
МК
Март
6.
«Десерт» декор крышки.
МК
Март
Работа с пластиком.
!- количество мероприятий зависит от количества учебного времени отведенного на
раздел «Организация каникулярного времени»
*- даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по
объективным причинам.
Программа воспитания в детском объединении «Дизайн игрушки» является Приложением
к ДООП и размещена в учебно-методическом комплексе к программе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».