1 Постановка и оформление номеров Театра песни «Поющее перышко» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности уровень программы: базовый адресована учащимся: 7-17 лет срок реализации: 4 года Разработчик: Поварова Людмила Борисовна, педагог дополнительного образования Мысковский Г.О. 2023 2 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка 3 3 (направленность программы, нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной программы, новизна программы, актуальность программы, педагогическая целесообразность, цель и задачи программы, уровни сложности программы, отличительные особенности программы, возраст учащихся с особенностями приема, объем и сроки освоения программы, формы и методы организации занятий, особенности организации образовательного процесса, режим организации занятий, планируемые результаты освоения программы и система их оценивания, формы аттестации) Программа первого года обучения Учебно - тематический план первого года обучения Содержание программы первого года обучения Программа второго года обучения Учебно - тематический план второго года обучения Содержание программы второго года обучения Программа третьего года обучения Учебно - тематический план третьего года обучения Содержание программы третьего года обучения Программа четвертого года обучения Учебно - тематический план четвертого года обучения Содержание программы четвертого года обучения 2.Комплекс организационно-педагогических условий Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Материально-техническое обеспечение общеобразовательной общеразвивающей программы Список литературы для педагога Список литературы для учащихся и родителей 3. Приложения Тезаурус Мониторинговая программа Контрольно-измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 7 8 9 11 12 13 14 15 16 19 20 21 23 23 25 26 26 27 27 28 32 33 3 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Постановка и оформление номеров Театра песни «Поющее перышко» реализуется в соответствии с художественной направленностью, модифицированная, составлена на основе министерской программы «Хореографический кружок», Москва, Просвещение 1986г. и рассчитана на 3 года обучения, возраст детей: 7 – 17 лет. Данная программа реализуется в комплексе с дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами образцового детского коллектива Кузбасса Театр песни «Поющее перышко». Программа составлена в соответствии с нормативными документами: Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий" (вместе с "Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий"). Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". 4 Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации". Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н); Локальные акты МБОО ДО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития. Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания со сценическим движением, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на разностороннее развитие ребенка: развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным исполнением вокальных произведений. В ходе реализации программы предполагается выявление общих и индивидуальных коммуникативных способностей детей. Данная программа реализуется в комплексе с программами Театра песни «Поющее перышко». Новизна данной программы заключается в интегративном принципе построения содержания, который выражается в объединении постановки и оформления номеров и вокала в один курс, что позволит показать детям взаимосвязь различных жанров искусства. А также, сценическая практика, позволит раскрыть у детей творческие способности. Цель программы: приобщение детей к искусству, развитие их художественного и эстетического вкуса, выявление талантливых детей; развитие творческой индивидуальности и активности ученика, формирование его художественно-творческих способностей. Для достижения этой цели необходимо осуществить следующие - воспитательные: 1. Воспитывать у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира. 2. Воспитывать у учащихся коммуникативные способности, чуткость и внимание к партнеру. 5 3. Воспитывать у учащихся ответственность, умение преодолевать трудности. - обучающие: 1. Познакомить детей с лучшими образцами отечественной и зарубежной, историко-бытовой и современной музыки и танцев. 2. Дать учащимся знания о русской и зарубежной танцевальной культуре. 3. Дать учащимся знания о настроении танца, о характере, выразительности исполняемых танцев. 4. Формировать у учащихся сценические знания и навыки. - развивающие: 1. Помочь детям проявить и развить свои потенциальные возможности: художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности. 2. Помочь гармоничному развитию ученика, его физических возможностей. 3. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность, чувство ритма и координацию движений. Программа базового уровня реализуется в комплексе с программами «Театра песни «Поющее перышко». Срок реализации 4 года. Принцип набора учащихся: состав учебных групп соответствует составу дополнительных образовательных программ Театра песни «Поющее перышко» (по заявлению родителей). Возраст учащихся 7-17 лет. Количество часов обучения: 1 год – 108 часов, 2 год -108 часов; 3 год – 108 часов. 4 год -108 часов Занятия проходят 1 раз в неделю по 3 часа. Хорошие результаты дает использование разнообразных нестандартных форм занятий: участие в концертах, занятия с преобладанием групповых, коллективных или индивидуальных форм обучения, творческие отчеты. Форма обучения очная Особенности организации образовательного процесса традиционная; с применением дистанционных (электронных) технологий (карточки с заданиями, аудио и видео файлы к ним, домашние задания, ссылки на ресурс в интернете, онлайн встречи). Методы обучения 1.Наглядные: показ видео материалов (балет, мюзикл) 6 2.Практические: выполнение танцевальных упражнений, постановка композиций 3.Методы проверки и оценки знаний, умений, навыков. Планируемые результаты и система их отслеживания Формы подведения итогов реализации образовательной программы: Промежуточный контроль – предварительное определение уровня знаний. Это тестовые, практические задания, выступления на концертах, родительских собраниях, городских и областных фестивалях. Проводится один раз в год в конце первого полугодия. Итоговый контроль – проверка знаний и умений, приобретенных в ходе изучения программы: тестовые задания, выступления на концертах, родительских собраниях, городских и областных фестивалях «Радость», «Звездный дождь», «Музыкальный лабиринт» и др. Проводится в конце учебного года. ср Знания, умения, навыки Форма оки контроля 1 год обучения Декабрь Координация рук, ног, головы на простейших упражнениях классического Промежуточ тренажа ный контроль Умение выразительно выполнять подражательные движения Май Умение выразительного исполнения танцевальных движений Навыки выразительного исполнения танцевальных движений в передаче настроения, связанного с разными временами года 2 год обучения Декабрь Координация тела при исполнении танцевальных комбинаций Навыки выразительного исполнения элементов народно - сценического танца Умение выполнять все основные Май упражнения классического тренажа Выполнение простых упражнений в партере со сменой звукового сопровождения и ритма. 3 год обучения Декабрь Уметь ориентироваться в пространстве, Итоговый контроль Промежуточ ный контроль Итоговый контроль Промежуточ ный контроль 7 перестраиваться в различные рисунки, знать и уметь выполнять танцевально тренировочные упражнения. Май Владеть методикой исполнения упражнения классического тренажа. 4 год обучения Декабрь Уметь ориентироваться в пространстве, перестраиваться в различные рисунки, знать и уметь выполнять танцевально тренировочные упражнения. Май Владеть методикой исполнения упражнения классического тренажа. Итоговый контроль Промежуточ ный контроль Итоговый контроль В процессе реализации программы осуществляется педагогический мониторинг по направлениям: «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы», «Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм», «Творческие достижения учащихся» (Приложение 2). Программа первого года обучения Цель первого года обучения: приобщение детей к искусству хореографии, развитие их художественного и эстетического вкуса, выявление талантливых детей; развитие творческой индивидуальности и активности ученика, формирование его художественно-творческих способностей. Для достижения этой цели необходимо осуществить следующие задачи: - воспитательные: 1. Воспитать у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира; 2. Воспитать у учащихся коммуникативные способности, чуткость и внимание к партнеру; 8 3. Воспитывать у учащихся ответственность, умение преодолевать трудности. - обучающие: 1. Познакомить детей с лучшими образцами отечественной и зарубежной, историко-бытовой и современной музыки и танцев; 2. Дать знания о русской и зарубежной танцевальной культуре; 3. Дать знания о настроении танца, о характере, выразительности исполняемых танцев; 4. Формировать танцевальные знания и навыки. - развивающие: 1. Помочь детям проявить и развить свои потенциальные возможности: художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности; 2. Помочь гармоничному развитию ученика, его физических возможностей; 3. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность, чувство ритма и координацию движений. Планируемые результаты По итогам 1 года обучения учащиеся будут: Уметь: выразительно выполнять подражательные движения; выразительно исполнять танцевальные движения. Владеть: координацией рук, ног, головы на простейших упражнениях классического тренажа. навыками выразительного исполнения танцевальных движений в передаче настроения, связанного с разными временами года. Учебно-тематический план первого года обучения № Наименование разделов, тем 1 Вводное занятие 2 Азбука музыкального движения Ритмика, партер Элементы классического танца Элементы народносценического танца 3 4 5 Всего часов 3 теория практика 3 3 Формы контроля Наблюдение 15 - 15 Наблюдение 9 12 - 9 12 Наблюдение Наблюдение 12 - 12 Наблюдение 9 Элементы современного танца 7 Танцевальная импровизация 8 Прослушивание музыкального материала 9 Постановочная работа 10 Репетиционная работа 11 Концерты 12 Организационная работа 13 Организация каникулярного времени Итого: 6 12 - 12 Наблюдение 6 3 3 6 3 Наблюдение Опрос 12 3 6 3 12 - 12 3 6 3 12 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 108 6 102 Содержание программы первого года обучения 1. Вводное занятие Знакомство с детьми. Правила поведения. Форма одежды. Приглашение в мир танца. Ознакомление с правилами пожарной безопасности, с правилами по технике безопасности на уроках 2.Азбука музыкального движения Мелодия и движение. Темп. Музыкальные размеры. Такт и затакт. Практические занятия: Музыкально-пространственные упражнения. Танцевальные шаги в образах. 3.Ритмика, партер Практические занятия: Музыкально-пространственные упражнения Движения по кругу, танцевальный шаг, упражнения для укрепления мышц пресса, эластичности ног, для гибкости. 4. Элементы классического танца Специфика танцевального шага и бега. Выработка осанки, опоры. Практические занятия: Упражнения у станка. Постановка корпуса, позиции на 1,2,3,4,5. Постановка рук. 5.Элементы народно- сценического танца Сюжеты и темы народных танцев. Особенности народных движений. Практические занятия: Разучивание элементов народных танцев (русский, еврейский, украинский, цыганский...) 6.Элементы современного танца Стилистические особенности современных танцев Практические занятия: Характер исполнения танца. Умение исполнения элементов современного танца 10 7.Танцевальная импровизация Передача настроения, связанного с разными временами года Практические занятия: Выполнение этюдов индивидуальных и массовых. 8.Прослушивание музыкального материала Работа с аудио и видео материалом. Умение слушать музыку, определять её характер. 9.Постановочная работа Знакомство с сюжетом номера Практические занятия: Разводка и отработка движений постановочного номера 10.Репетиционная работа Соединение основных рисунков постановочного номера Практические занятия: Соединение и отработка основных рисунков постановочного номера. 11. Концерты и подиумы Умение работать на сцене Практические занятия: Выступление на концертах и подиумах 12.Организационная работа Художественное и музыкальное оформление номеров Практические занятия: Подготовка к выступлениям 13.Организация каникулярного времени Практические занятия: Участие в конкурсах, концертах, мероприятиях. 11 Программа второго года обучения Цель второго года обучения: приобщение детей к искусству хореографии, развитие творческой индивидуальности и активности ученика, формирование его художественно-творческих способностей. Для достижения этой цели необходимо осуществить следующие задачи: - воспитательные: 1. Воспитать у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира; 2. Воспитать у учащихся коммуникативные способности, чуткость и внимание к партнеру; 3. Воспитывать у учащихся ответственность, умение преодолевать трудности. - обучающие: 1. Познакомить детей с лучшими образцами отечественной и зарубежной, историко-бытовой и современной музыки и танцев; 2. Дать знания учащимся о русской и зарубежной сценической культуре; 3. Дать учащимся знания о настроении танца, о характере, выразительности исполняемых танцев; 4. Формировать у учащихся сценические знания и навыки. - развивающие: 1. Помочь детям проявить и развить свои потенциальные возможности: художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности; 2. Помочь гармоничному развитию ученика, его физических возможностей; 3. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность, чувство ритма и координацию движений. Планируемые результаты 12 По итогам 2 года обучения учащиеся будут: Иметь представление: о настроении танца, о характере, выразительности исполняемых танцев; о русской и зарубежной сценической культуре; Уметь: выполнять все основные упражнения классического тренажа; выполнять простые упражнения в партере со сменой звукового сопровождения и ритма. Владеть: координацией тела при исполнении танцевальных комбинаций; навыками выразительного исполнения элементов народно сценического танца. Учебно-тематический план второго года обучения № 1 Наименование разделов, тем Вводное занятие Музыкальные движения Ритмика, партер Элементы классического танца 5 Элементы народносценического танца 6 Элементы современного танца 7 Танцевальная импровизация 8 Прослушивание музыкального материала 9 Постановочная работа 10 Репетиционная работа 11 Концерты 12 Организационная работа 13 Организация каникулярного времени Итого: 2 3 4 Всего часов 3 теория практика Формы контроля 3 3 Наблюдение 15 9 12 - 15 9 12 Наблюдение Наблюдение Наблюдение 12 - 12 Наблюдение 12 - 12 Наблюдение 6 - 6 Наблюдение 3 3 3 Опрос 12 3 6 3 12 - 12 3 6 3 12 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 108 6 102 13 Содержание программы второго года обучения 1.Вводное занятие Правила поведения в танцевальном зале. Форма одежды. Знакомство с содержанием занятий 2 года обучения. Техника безопасности на занятиях. 2. Музыкальные движения Динамические оттенки в музыке. Практические занятия: Ритмические рисунки в движении 3. Ритмика, партер Умения и навыки отработки ритмических рисунков в движении Практические занятия: Исполняется весь материал 1 года. Дополнительно- весь экзерсис в партере. 4. Элементы классического танца Основные правила движений у станка Практические занятия: Повторяются упражнения у станка. Постановка корпуса, рук, ног. 5. Элементы народно- сценического танца Происхождение некоторых народных движений. Поэзия и бытовые краски народных танцев. Характеристика народных танцев в звуковом материале. Практические занятия: Повторение основных технических навыков 6. Элементы современного танца Особенности современного танца Практические занятия: Отработка элементов современного танца 7. Танцевальная импровизация Массовая импровизация Практические занятия: Этюды- образы на тему весны 8. Прослушивание музыкального материала Работа с аудио и видео материалом 9. Постановочная работа Знакомство с сюжетом номера Практические занятия: Разводка и отработка движений постановочного номера 10. Репитиционнная работа Практические занятия: Соединение основных рисунков постановочного номера 11. Концерты и подиумы Практические занятия: Выступление на концертах и подиумах 12.Организационная работа Художественное и музыкальное оформление номеров 14 Практические занятия: Подготовка к выступлениям 13. Организация каникулярного времени Практические занятия: Участие в конкурсах, концертах, мероприятиях. 15 Программа третьего года обучения Цель третьего года обучения: приобщение детей к искусству хореографии, развитие их художественного и эстетического вкуса, выявление талантливых детей; развитие творческой индивидуальности и активности ученика, формирование его художественно-творческих способностей. Для достижения этой цели необходимо осуществить следующие задачи: - воспитательные: 1. Воспитать у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира; 2. Воспитать коммуникативные способности, чуткость и внимание к партнеру; 3. Воспитывать ответственность, умение преодолевать трудности. - обучающие: 1. Познакомить детей с лучшими образцами отечественной и зарубежной, историко-бытовой и современной музыки и танцев; 2. Дать знания о настроении танца, о характере, выразительности исполняемых танцев; 3. Сформировать танцевальные знания и навыки. - развивающие: 1. Помочь детям проявить и развить свои потенциальные возможности: художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности; 2. Помочь гармоничному развитию ученика, его физических возможностей; 3. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность, чувство ритма и координацию движений. Планируемые результаты По итогам 3 года обучения учащиеся будут: Иметь представление: о лучших образцах отечественной и зарубежной, историкобытовой и современной музыки и танцев; Уметь: ориентироваться в пространстве, перестраиваться в различные рисунки, знать и уметь выполнять танцевально - тренировочные упражнения. Владеть: методикой исполнения упражнения классического тренажа. 16 Учебно-тематический план третьего года обучения № 1 Наименование разделов, тем Вводное занятие Музыкальные движения Ритмика, партер Элементы классического танца 5 Элементы народносценического танца 6 Элементы современного танца 7 Танцевальная импровизация 8 Прослушивание музыкального материала 9 Постановочная работа 10 Репетиционная работа 11 Концерты 12 Организационная работа 13 Организация каникулярного времени Итого: 2 3 4 Всего часов 3 теория практика Формы контроля 3 3 Наблюдение 15 9 12 - 15 9 12 Наблюдение Наблюдение Наблюдение 12 - 12 Наблюдение 12 - 12 Наблюдение 6 - 6 Наблюдение 3 3 3 Опрос 12 3 9 3 9 - 12 3 9 3 9 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 108 6 102 17 Содержание программы третьего года обучения 1. Вводное занятие Правила поведения в танцевальном зале. Форма одежды. Знакомство с содержанием занятий 3 года обучения. Техника безопасности на занятиях. 2. Азбука музыкального движения Темповые обозначения Практические занятия: Темповые обозначения применительно к практическому материалу (танец на выбор) 3. Ритмика Практические занятия: Исполняется весь материал 1 года. Дополнительно - весь экзерсис в партере. 4. Элементы классического танца Движения в стиле старинных танцев Практические занятия: Выполнение простых элементов менуэта, полонеза, вальса, польки и др. 5. Элементы народно- сценического танца Усложнение комбинаций в быстром темпе Практические занятия: Повторение пройденных элементов с усложнением комбинаций в быстром темпе 6.Элементы современного танца Танец - модерн. Практические занятия: Разучивание элементов танца-модерн 7.Танцевальная импровизация Композиции на тему народных танцев Практические занятия: Исполнение композиции на тему народных танцев 8.Прослушивание музыкального материала Работа с аудио и видео материалом 9.Постановочная работа Сюжет номера 10Репетиционная работа Соединение основных рисунков постановочного номера Практические занятия: Соединение и отработка основных рисунков постановочного номера 11Концерты Практические занятия: Выступление на концертах 18 12Организационная работа Художественное и музыкальное оформление номеров Практические занятия: Подготовка к выступлениям 13.Организация каникулярного времени Практические занятия: Участие в конкурсах, концертах, мероприятиях. 19 Программа четвертого года обучения Цель четвертого года обучения: развитие творческой индивидуальности и активности ученика, формирование его художественнотворческих способностей. Для достижения этой цели необходимо осуществить следующие задачи: - воспитательные: 1. Воспитать у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира; 2. Воспитывать ответственность, умение преодолевать трудности. - обучающие: 1. Знакомить детей с лучшими образцами отечественной и зарубежной, историко-бытовой и современной музыки и танцев; 2. Сформировать танцевальные знания и навыки. - развивающие: 1. Способствовать гармоничному развитию ученика, его физических возможностей; 2. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность, чувство ритма и координацию движений. Планируемые результаты По итогам 4 года обучения учащиеся будут: Иметь представление: о лучших образцах отечественной и зарубежной, историкобытовой и современной музыки и танцев; Уметь: ориентироваться в пространстве, перестраиваться в различные рисунки, знать и уметь выполнять танцевально - тренировочные упражнения. Владеть: методикой исполнения упражнения классического тренажа. 20 Учебно-тематический план четвертого года обучения № 1 Наименование разделов, тем Вводное занятие Музыкальные движения Ритмика, партер Элементы классического танца 5 Элементы народносценического танца 6 Элементы современного танца 7 Танцевальная импровизация 8 Прослушивание музыкального материала 9 Постановочная работа 10 Репетиционная работа 11 Концерты 12 Организационная работа 13 Организация каникулярного времени Итого: 2 3 4 Всего часов 3 теория практика Формы контроля 3 3 Наблюдение 15 9 12 - 15 9 12 Наблюдение Наблюдение Наблюдение 12 - 12 Наблюдение 12 - 12 Наблюдение 6 - 6 Наблюдение 3 3 3 Опрос 12 3 9 3 9 - 12 3 9 3 9 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 108 6 102 21 Содержание программы четвертого года обучения 1. Вводное занятие Правила поведения в танцевальном зале. Форма одежды. Знакомство с содержанием занятий 4 года обучения. Техника безопасности на занятиях. 2. Азбука музыкального движения Темповые обозначения Практические занятия: Темповые обозначения применительно к практическому материалу (танец на выбор) 3. Ритмика Практические занятия: Исполняется весь материал 3 года. Дополнительно - весь экзерсис в партере. 4. Элементы классического танца Движения в стиле старинных танцев Практические занятия: Выполнение простых элементов менуэта, полонеза, вальса, польки и др. 5. Элементы народно- сценического танца Усложнение комбинаций в быстром темпе Практические занятия: Повторение пройденных элементов с усложнением комбинаций в быстром темпе 6.Элементы современного танца Танец - модерн. Практические занятия: Разучивание элементов танца-модерн 7.Танцевальная импровизация Композиции на тему народных танцев Практические занятия: Исполнение композиции на тему народных танцев 8.Прослушивание музыкального материала Работа с аудио и видео материалом 9.Постановочная работа Сюжет номера 10Репетиционная работа Соединение основных рисунков постановочного номера Практические занятия: Соединение и отработка основных рисунков постановочного номера 11Концерты Практические занятия: Выступление на концертах 12Организационная работа Художественное и музыкальное оформление номеров 22 Практические занятия: Подготовка к выступлениям 13.Организация каникулярного времени Практические занятия: Участие в конкурсах, концертах, мероприятиях. 23 2. Комплекс организационно-педагогических условий Методическое обеспечение Название раздела, темы Форма занятий Методы и обучения приемы Учеб Наглядный ные метод; теоретическ самостоятель ие занятия ная работа, по работа ознакомлен индивидуаль ию но и в учащихся с группах; новым объяснительн материалом о; иллюстратив учеб ный; ные практические практическ упражнения; ие занятия закреплени я и повторения знаний, умений и навыков; Обобщение учеб Наглядный и ные занятия метод; повторение закреплени самостоятель пройденного я и ная работа; материала повторения объяснительн знаний, о-иллюстративный; умений и навыков; Тематическ ие разделы учеб ные занятия закреплени я и Промежуточ повторения ный знаний, контроль умений и навыков; концерт Методическое материальнотехническое обеспечение и Формы подведения итогов Мультимедий ные учебные пособия (аудио и видеозаписи); Сборники фонограмм; Микрофоны, акустическое оборудование, фортепиано; УМК для учащихся. Устный опрос наблюден ие Мультимедий ные учебные пособия (аудио и видеозаписи); Сборники фонограмм; Микрофоны, акустическое оборудование, фортепиано; УМК для учащихся. Мультимедий ные учебные пособия (аудио и видеозаписи); Сборники фонограмм; Микрофоны, акустическое оборудование, Устный опрос наблюден ие Устный опрос наблюден ие 24 Итоговое занятие. Контроль пройденного языкового материала учеб ные занятия закреплени я и повторения знаний, умений и навыков; концерт фортепиано; УМК для учащихся. Мультимедий Устный ные учебные опрос пособия наблюдение (аудио и видеозаписи); Сборники фонограмм; Микрофоны, акустическое оборудование, фортепиано; УМК для учащихся. 25 Материально-техническое обеспечение программы Для организации занятий используется оборудованный кабинет, зрительный зал. Оборудование: 1. Пульт микшерный «MAKIE» 2. МИКРОФОН – 5 шт SHURE sm- 58. 1 шт SHURE sm- 81. 3. Акустическая система JBL 4. Проигрывающие устройства DVD. Mini Disk. CD 5. Студийный магнитофон ADAT 6. Пульт микшерный студийный «MAKIE» 7. Звуковые обработки: компрессор, эквалайзер, процессор эффектов Multverb. Microverb 8. MIDI клавиатура JAMAHA RO- 510, ENSONIQ KS- 32 , ENSONIQ STK- 120 9. Акустическая система LTO. 10. Музыкальные инструменты: Синтезаторы-2, гармонии, бубны, маракасы, кастаньеты и пр. 11. Световые приборы для оформления выступления 12. Видео проектор 13. Видеокамеры 14. Зрительный зал 26 Список литературы для педагога Базарова М., Мей В. Азбука классического танца. 1984г. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л-М 1993 г. Комарова Е.В. Методическое пособие по ритмике. М., 2011г. Комарова Е.В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. М., 1993г 5. Руднева С., Фим Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 2016г. 6. Смирнова Н.Г., Бочкарева Н.И. Уроки хореографии в образовательных учреждениях. Кемерово 2002г. 1. 2. 3. 4. Список литературы для учащихся и родителей 1. 2. 3. 4. 5. Базарова М., Мей В. Азбука классического танца. 1984г. Захаров Р. Сочинение танца. М., 2003. Новвер Ж.Ж. Письма о танце. М., 2005. Руднева С., Фим Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 2016г. Школьников Л.С. Разрешите пригласить. М., 2006. 27 3. Приложения Приложение 1 Тезаурус Адажио - медленно Батман фраппе – сильное ударяющее движение Батман релеве лян – медленное поднимание ноги Виво - живо Гавот- медленный бальный танец Диминуэндо - ослабление, постепенно затихая Деми плие – складывание, сгибание Деми рон де жамб партер- круговое движение Импровизация- тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит во время её исполнения Ковырялочка- поочередные удары в сторону ногой Крещендо - усиление, постепенно усиливая звук Менуэт- медленный бальный танец Препарасьон- подготовительное движение руки Размер- чередование сильных и слабых долей в музыке 28 Приложение 2 Мониторинговая программа 1. Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы Для определения эффективности обучения программа предусматривает текущий, промежуточный, итоговый контроль освоения образовательной программы учащимися. Текущий контроль уровня освоения программы осуществляется посредством наблюдения за самостоятельной работой учащихся, устного опроса по окончании изучения раздела. Промежуточный контроль уровня освоения программы проводится в виде самостоятельной работы по окончании полугодия учебного года. Итоговый контроль уровня освоения программы проводится в конце учебного года в виде самостоятельной работы над предложенным педагогом заданием. По итогам промежуточного, итогового контроля определяется уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся: низкий, средний, высокий. Критерии оценивания теоретических знаний Высокий уровень: учащийся полностью знает терминологию, может подробно объяснить что, где и зачем использовать. Средний уровень (выше удовлетворительного): учащийся знает терминологию, может частично объяснить что, где и зачем использовать. Низкий уровень («удовлетворительно») – учащийся частично знает терминологию, может частично объяснить что, где и зачем использовать. Критерии оценивания практических умений Высокий уровень: учащийся умеет самостоятельно организовывать рабочее место, полностью выполняют поставленные задачи; Средний уровень (выше удовлетворительного): учащийся умеет самостоятельно организовывать рабочее место, поставленные задачи выполняют не полностью. Низкий уровень минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к работе; задание выполнено со значительной помощью педагога, поставленные задачи выполняются частично. Уровень сформированности ЗУН Высокий Средний Низкий Итоговая таблица Количество учащихся % от общего числа учащихся 29 Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения ДООП 2. Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм № Параметры Критерии Уровни Методы п/п 1. Организационно-волевые качества 1.1 Терпение Способность Высокий: терпения Наблюдение переносить хватает на все нагрузки в занятие; течение Средний: терпения определенного хватает больше, времени, чем на ½ занятия; преодолевать Низкий: терпения трудности хватает меньше, чем на ½ занятия 1.2 Воля Способность Высокий: волевые Наблюдение активно усилия побуждать себя побуждаются к практическим самим учащимся; действиям Средний: волевые усилия побуждаются периодически; Низкий: волевые усилия побуждаются с помощью педагога 1.3 Самоконтроль Умение Высокий: Наблюдение контролировать учащийся свои поступки контролирует себя сам; Средний: учащийся периодически контролирует себя сам; Низкий: учащийся постоянно находится под воздействием контроля извне 2.1 Самооценка 2. Ориентационные качества Способность Завышенная; Анкетирование 30 2.2 Интерес к занятиям 3.1 Конфликтность 3.2 Тип сотрудничества оценивать себя адекватно реальным достижениям Осознанное участие учащихся в освоении программы Нормальная; Заниженная; Высокий: интерес постоянно поддерживается самостоятельно; Средний: интерес периодически поддерживается самим учащимся; Низкий: интерес к занятиям продиктован извне 3. Поведенческие качества Способность Высокий: пытается занять самостоятельно определенную уладить позицию в возникающие конфликтной конфликты; ситуации Средний: сам в конфликтах не участвует; старается их избежать; Низкий: периодически провоцирует конфликты сам Умение Высокий: воспринимать инициативен в общие дела, общих делах; как свои Средний: участвует собственные при побуждении извне; Низкий: избегает участия в общих делах Тестирование Наблюдение Беседа Наблюдение 31 3. Достижения учащихся д/о «Постановка и оформление номеров Театра песни «Поющее перышко» Учебный год Ф.И. Урове Муниципаль учащего нь ный уровень ся ЦДО Областн Российск ой ий уровень уровень Международ ный уровень Особые достижен ия 32 Приложение 3 Контрольно-измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Список постановочных номеров первого года обучения 1. 2. 3. 4. 5. 6. Бона сейра Гитара Последний день зимы Созвездие гончих псов Попурри на тему военных песен Попурри на тему русских народных песен Список постановочных номеров второго года обучения 7. Ах, школа 8. Песня эскимосского барда 9. Паганини 10. Нежность 11. Одиноко 12. Серега Список постановочных номеров третьего года обучения 1. 2. 3. 4. 5. 6. Колыбельная Клары Прощальная Старый дворик Строгая училка Луи Попурри на тему школьных песен 33 Приложение 4 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной программы Постановка и оформление номеров «Поющее перышко» Художественной направленности 2024-2025 учебный год / __ группа/ 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски., ул. Советская ,35а., 1.2. МБОО ДО ЦДО, актовый зал 2. Продолжительность учебного года 2.1. Начало учебного года 1.09.2024 2.2. Окончание учебного года: 30.05.2025 2.3. Количество учебных недель: 36 недель 3. Режим занятий 3.1. 1 раза в неделю по 3 часа * расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам. 4. Продолжительность каникул 4.1. осенние каникулы - 9 дней с 26.10.2024 г. по 03.11.2024 г. 4.2.зимние каникулы - 9 дней с 31.12.2024 г. по 08.01.2025 г. 4.3.весенние каникулы - 9 дней с 22.03.2014 г. по 30.03.2025 г. 5. Праздничные дни: - 4 ноября – День народного единства; - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; - 7 января - Рождество Христово; - 23 февраля - День защитника Отечества; - 8 марта - Международный женский день; - 1 мая - Праздник Весны и Труда; - 9 мая - День Победы; - 12 июня – День России. 6. Перечень проводимых мероприятий для обучающихся № п/п Название мероприятия форма проведения дата проведения 1. Осенины Концертно-игровая октября программа 2. Урок доброты Беседа ноября 3. «Здравствуй, Новый Развлекательная декабря год» программа 4. День смеха Конкурсно30 марта развлекательная программа !- количество мероприятий зависит от количества учебного времени отведенного на раздел «Организация каникулярного времени» *- даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по объективным причинам.