1 Театр песни «Поющее перышко» (дошкольники) дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленность: художественная уровень программы: ознакомительный адресована учащимся: 6-7 лет срок реализации: 1год Разработчик: Епифанова Татьяна Петровна, педагог дополнительного образования Мысковский Г.О. 2023 2 Содержание 1. «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка (направленность программы, нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной программы, новизна программы, актуальность программы, педагогическая целесообразность, цель и задачи программы, уровни сложности программы, отличительные особенности программы, возраст учащихся с особенностями приема, объем и сроки освоения программы, формы и методы организации занятий, особенности организации образовательного процесса, режим организации занятий, планируемые результаты освоения программы и система их оценивания, формы аттестации) Учебно - тематический план Содержание программы 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Материально-техническое обеспечение общеобразовательной программы Список литературы для педагога Список литературы для учащихся и родителей 3. Приложения Тезаурус Мониторинговая программа 3 3 9 10 12 12 14 15 16 17 17 18 Контрольно-измерительные материалы к дополнительной 20 общеобразовательной общеразвивающей программе Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 24 3 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, модифицированная, художественной направленности составлена на основе программы «Музыка», автор-составитель Н.Г. Игнатьева, СПб: Москва, 2003 год. При составлении образовательной программы использованы труды опытных педагогов Емельянова В.В., Буланова В.Г. Актуальность данной программы заключается в синтезе дополнительного и дошкольного образования, что дает возможность выявить одаренность ребенка на более раннем этапе. Обучение и воспитание в Образцовом детском коллективе Кузбасса музыкального театра «Поющее перышко» основывается на лучших традициях музыкальной культуры, которые помогают решить очень актуальный сейчас вопрос – привлечение детей к добру, красоте. Совместный труд над репертуаром, концерты, репетиции и вся деятельность театра – это радость творчества, и только через деятельность осуществляется приобщение к прекрасному. Высокие качества музыкального, песенного, хореографического материала, специально подобранного для детского исполнения, красочные костюмы и в целом вся подготовительная работа воспитывают в детях организованность, художественный вкус, способствуют развитию музыкальности, творческой инициативы и содействуют общему и физическому их развитию. Дополнительная общеразвивающая программа составлена на основе нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. (Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2022 г. № 678-р); Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Постановление правительства Р.Ф от 11.10.2023г. №1678 «Об утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 4 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 41 «Об утверждении санитарных правил сп 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации". Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н); Локальные акты МБОО ДО ЦДО: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности. Новизна программы выражается во внутреннем обогащении ребенка за счет содержания своей деятельности, структуры работы, использовании своеобразных приемов воздействия на развитие творческой личности. Актуальность программы выражается в том, что она создает равные возможности для всех, при этом отсутствует селекция, происходит максимум развития творческих способностей обучающихся. Голос ребенка первичен – это цель развития, репертуар вторичен, он – средство развития. Программа дает возможность воспитать не только талант, но и личность, достойную его. Учитель и ученик – партнеры, сотрудники в учебном процессе. Программа способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что элементарное общение в музыкальном коллективе возможно при условии достижения учащимися достаточного уровня владения исполнительским мастерством: музыкально-творческая компетенция – это мотивационнотворческая активность в единстве с высоким уровнем развития музыкальных способностей,. компетенция слушания музыки - умение делать музыкальный анализ. Умение высказывать и доказывать своё личное отношение к музыкальным произведениям. Умение понимать музыкальный образ произведения. Умение чувствовать особенности композиторского стиля музыкального произведения - компетентности музыкальной грамотности - умение определять музыкальные средства: темп, регистр, динамика, движение, направление звуков мелодии, тембры музыкальных инструментов. Умение различать жанры: песню, танец, марш, балет, оперу, симфонию. Умение петь по 5 нотам. Умение соблюдать динамические оттенки, паузы, штрихи. Умение определять лад. компетентности концертных выступлений - умение артистично выступать перед публикой. Умение реализовывать поставленные цели. Умение донести до слушателей музыкальный образ, смысл музыкального произведения. Умение создать сценический образ, обыгрывая подобранный костюм. Умение свободно исполнять музыкальное произведение. Умение культурно вести себя на сцене компетентности оценки успешности - умение оценивать собственное исполнение и выступления других относительно поставленной цели. Каждый учащийся – субъект учебно-познавательной деятельности, заинтересованный в развитии собственных музыкально-творческих способностей. Зная о своих успехах или недостатках, пробелах, учащиеся ставят себе цель развить определенные музыкальные качества, участвуя в определенных видах музыкально-творческой деятельности. социокультурной компетенцией — готовностью и способностью учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний музыкальной культуры различных народов его традиций, компенсаторной компетенцией — готовностью и способностью выходить из затруднительного положения в процессе коллективного общения; учебно-познавательной компетенцией — готовностью и способностью осуществлять самостоятельное восприятие музыкального материала. Цель данной программы: формирование музыкальной культуры у учащихся на основе представления о роли и социальном назначении музыки в нашей жизни через знакомство с простейшими жанрами музыкального искусства. Задачи программы: Обучающие: - обогащать музыкальные впечатления учащихся, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями; - формировать у учащихся элементарные певческие навыки; - научить учащихся распознавать разнообразные интонационные обороты; - обучать учащихся искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений; - научить учащихся различать характер, темп, динамические оттенки музыки; - научить учащихся различать высоту звука; - научить учащихся выделять средства музыкальной выразительности, видеть различие музыкальных образов; - учить учащихся высказываться о характере музыкального произведения. Развивающие: - развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость, ладово-высотный слух и чувство ритма, способствовать формированию певческого голоса; 6 - развивать у учащихся умение различать эмоциональное содержание песен и передавать его при пении; - развивать у учащихся певческую активность; - создавать условия для развития у учащихся музыкальных способностей. Воспитательные: - воспитывать у учащихся интерес к музыке; - содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса у учащихся на основе полученных впечатлений и представлений о музыке. - формировать умение у учащихся общаться в игре друг с другом и со взрослыми. Отличительной особенностью данной программы является то, что воспитательно-образовательный процесс построен на игровой деятельности, учитывая особенности возраста дошкольников. Это способствует не только созданию условий для развития музыкальных способностей учащихся, но и началу формирования музыкальной культуры уже в детстве. Особенности организации образовательного процесса Программа ознакомительного уровня, рассчитана на обучение детей дошкольного возраста 6-7 лет. Для учащихся данного возраста характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон, поэтому оптимальным является легкое, светлое небольшое по силе звучание. Часто учащиеся этого возраста, отличаются неустойчивым вниманием, легко возбуждаются, неусидчивы - это предъявляет особые требования к организации занятий. Голосовой аппарат в этом возрасте очень хрупок. Для голосов этого возраста характерно головное звучание, небольшая сила звука. Поэтому очень важно уделять внимание работе над качеством звучания – развитию звонкости, полётности, ровности звуковедения. Срок реализации программы 1 год Ритм обучения зависит от одарённости и способностей детей. Состав групп из 10 – 12 человек позволяет вести групповые формы работы, а также обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому учащемуся. Курс рассчитан на 72 часа в год. Формы и режим занятий Программой предусмотрено проведение занятий: 2 раза в неделю по 1 часу. Формы обучения: очная Особенности организации образовательного процесса Ведущая форма организации обучения - занятие. По форме и содержанию в театре песни проводятся как традиционные занятия, так и творческие отчеты, занятия - концерты, занятия – праздники и др. Такие 7 формы работы позволяют педагогу обратить внимание на восприятие и индивидуальные особенности каждого обучающегося. В период временных ограничений может организовываться деятельность учащихся с использованием дистанционных образовательных технологий: консультации, занятия, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем. Взаимодействие с родителями может производиться через группу в Сферум, скайп, сайт МБОО ДО ЦДО. Методы обучения Для глубокого усвоения знаний и их эмоционального восприятия используются наглядные, словесные и практические методы и приемы. Практикуется показ видео фильмов, CD-дисков. просмотр концертных номеров. Используются методы: рассказ, объяснение, беседа, отработка текстов песен, вокально-речевые упражнения. Практические методы: работа с микрофоном, работа с фонограммой, музыкальные игры, работа над художественным оформлением концертных номеров, репетиции на сцене являются неотъемлемой частью преподавания в музыкальном театре. На занятиях применяются: теле и видео аппаратура, диапроектор, домашний кинотеатр, звуковая и световая аппаратура. Планируемые результаты и система их оценивания В процессе образовательной деятельности обучающиеся получают музыкальные знания: представление об интонации как «зерне» музыки, о развитии музыки и закономерности композиционного построения произведения, об основах музыкального искусства. Музыкальное обучение по данной программе формирует умения: связанные со знаниями об отдельных элементах музыкальной речи /звуковысотности, ритме, тембре; правильное пение, эмоциональное, выразительное исполнение; овладение основной категорией и структурой вокальных навыков /дыхание, дикция, строй и ансамбль/. А также формируются навыки исполнительской работы на сцене, творческой работы в репетиционный период. Воспитываются качества личности: эстетические, нравственные, а также качества личности, способствующие развитию творческого потенциала: трудолюбие, способность к сотрудничеству, коллективному взаимодействию, коммуникативные качества. Учащиеся, прошедшие курс по программе будут знать: правила пользования дыханием правила дикции при пении один цикл фонопедических упражнений правила чистого интонирования уметь: работать с фонограммой 8 исполнить песенный материал совершать несложные сценические движения составлять простые голосовые вариации на заданную тему Способы проверки планируемых результатов Проверка результатов образовательной деятельности проходит поэтапно: Текущий контроль - осуществляется посредством наблюдения за самостоятельной работой учащихся, устного опроса, исполнения музыкального материала. Промежуточный контроль – предварительное определение уровня знаний. Это тестовые и практические задания по пройденным темам, выступления на концертах, контрольные занятия. Проводится по окончании 1 полугодия (декабрь-январь). Итоговый контроль (май) - происходит при помощи тестирования и наблюдения (контрольное занятие, концерт). Места демонстрации успешности учащихся по программе «Поющее перышко»: Концерт «Новогодний» Концерт «Для мам» Концерт «23февраля» В процессе реализации программы осуществляется педагогический мониторинг по следующим направлениям: - «Уровень сформированности ЗУН учащихся в процессе освоения содержания образовательной программы» -«Уровень сформированности положительных качеств личности, нравственных установок и норм» (Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им ДООП) - Творческие достижения учащихся д/о (внутри учреждения, на муниципальном, областном, всероссийском, международных уровнях) (Приложение 2) 9 Учебно - тематический план № Наименование, раздела, тем 1 Вводное занятие 2 Работа над развитием голоса и слуха. Музыкальноритмические движения. Ансамбль, игра на детских музыкальных инструментах. Слушанье музыки, работа с фонограммой. Концертная деятельность, музыкально-игровое творчество. Итого 3 4 5 6 Общее Из них к-во Теория Практика часов 2 2 30 4 8 Вид и форма контроля 26 Прослушивание 8 Наблюдение 10 2 8 Прослушивание 14 2 12 Наблюдение 8 Концерт 8 72 10 62 10 Содержание программы 1. Вводное занятие Ознакомление с программой и планами работы. Охрана труда в работе с электрооборудованием Инструктаж по пожарной безопасности 2. Работа над развитием голоса и слуха Теория. Ознакомление учащихся с основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса. Певческая установка (пение сидя, пение стоя). Положение корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения. Основы певческого дыхания. Соотношение вдоха и выдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы. Упражнения на дыхание на одном звуке с постепенным увеличением его продолжительности и другие упражнения. Понятие атаки звука как начала пения (мобилизация всего артикуляционного аппарата). Овладение навыками мягкой атаки. Слуховой контроль, воспитание сознательного отношения к пению и развитие музыкального слуха Практическая работа. Практическое изучение механизма певческого звукообразования. Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее небо). Роль артикуляционного аппарата в вокализации и округлении гласных. Выравнивание гласных при пении упражнений на «и-э-а-о-у» в сочетании с различными согласными, а также выравнивание и округление их в конкретных вокальных произведениях. Дикция и основные правила произношения в пении: -произношение согласных, - произношение гласных, - произношение согласных в середине и в конце слова, -правила культуры речи (верное ударение в словах), -правила логики в речи (нахождение и выделение основного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять и подчеркнуть мысль в музыкальной фразе). Характер певческой дикции в зависимости от характера музыки и содержания произведения. Разучивание до 7 песен различного характера. Пение нефорсированным округлым звуком с применением вышеизложенных правил. 3. Музыкально-ритмические движения. Теория. Основы сценического движения и ритмики. Понятие о характере музыки, динамических оттенках, темпе, ритме. Практическая работа. Упражнения на воспитание ритмичности. Построение группы по кругу, шеренгой, «стайкой». Ходьба ровными четвертями, ходьба с хлопками (различные ритмические сочетания шагов и хлопков), ходьба различными длительностями с переключением скорости ходьбы 11 четвертями на движение половинными и наоборот, движение половинными. 4. Ансамбль, игра на детских музыкальных инструментах. Теория. Значение термина «ансамбль». Ансамбль как небольшой коллектив исполнителей (дуэт, трио, квартет и т.д.). Ансамбль как слитное, слаженное исполнение всех вокалистов, подчинение собственного исполнения общему художественному замыслу. Обучение игры на детских музыкальных инструментах. Практическая работа. Единовременное начало и окончание исполнения. Точное исполнение длительности нот, слаженное и уравновешенное по звучанию исполнение. Единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука. Развитие музыкально - слуховой дисциплины. 5. Слушанье музыки, работа с фонограммой. Исполнение под фонограмму. Развитие образного восприятие музыки. 6. Концертная деятельность, музыкально-игровое творчество. Выступления перед родителями, на мероприятиях. Умение имитировать. 12 2. Комплекс организационно-педагогических условий Методическое обеспечение программы Название раздела, темы Форма занятий Методы и обучения приемы Уче Наглядный бные метод; теоретичес самостоятел кие занятия ьная работа, по работа ознакомлен индивидуаль ию но и в обучающи группах; хся с объяснитель новым номатериало иллюстратив м; ный; учеб практически ные е практическ упражнения; ие занятия закреплени я и повторения знаний, умений и навыков; Музыкаль учеб Наглядный ноные метод; ритмическ занятия самостоятел ие закреплени ьная работа; движения. я и объяснитель повторения нознаний, иллюстративный; умений и навыков; Работа над развитием голоса и слуха. Ансамбль, игра на детских музыкаль ных инструмен тах. учеб ные занятия закреплени я и повторения знаний, концерт Методическое материальнотехническое обеспечение и Формы подведения итогов Мультимеди йные учебные пособия (аудио и видеозаписи) ; Сборники фонограмм; Микрофоны, акустическое оборудовани е, фортепиано; УМК для учащихся. Устный опрос прослуш ивание наблюде ние Мультимеди йные учебные пособия (аудио и видеозаписи) ; Сборники фонограмм; Микрофоны, акустическое оборудовани е, фортепиано; УМК для учащихся. Мультимеди йные учебные пособия (аудио и видеозаписи) ; Устный опрос прослуш ивание наблюдение Устный опрос прослуш ивание наблюдение 13 умений и навыков; Слушанье музыки, работа с фонограм мой. учеб ные занятия закреплени я и повторения знаний, умений и навыков; концерт Концертн ая деятельно сть, музыкаль ноигровое творчеств о. учеб ные занятия закреплени я и повторения знаний, умений и навыков; концерт Сборники фонограмм; Микрофоны, акустическое оборудовани е, фортепиано; УМК для учащихся. Мультимеди йные учебные пособия (аудио и видеозаписи) ; Сборники фонограмм; Микрофоны, акустическое оборудовани е, фортепиано; УМК для учащихся. Мультимеди йные учебные пособия (аудио и видеозаписи) ; Сборники фонограмм; Микрофоны, акустическое оборудовани е, фортепиано; УМК для учащихся. Устный опрос прослуш ивание наблюдение Устный опрос прослуш ивание наблюдение 14 Материально-техническое обеспечение программы 1. Компьютер АМДА mhlon 2500 +/512034/ 2. Пульт микшерный «MAKIE» 3. МИКРОФОН– 5 шт SHUREsm- 58. 1 шт SHUREsm- 81. 4. Акустическая система JBL 5. Проигрывающие устройства DVD. MiniDisk. CD 6. Студийный магнитофон ADAT 7. Пульт микшерный студийный «MAKIE» 8. Звуковые обработки: компрессор, эквалайзер, процессор зффектов Multverb. Microverb 9. MIDIклавиатура JAMAHARO- 510, ENSONIQKS- 32 , ENSONIQSTK- 120 10. Акустическая система LTO. 11. Музыкальные инструменты: Синтезаторы-2, гармонии, бубны, маракасы, кастаньеты и пр. 12. Световые приборы для оформления выступления 13. Видео проектор 14. Видеокамеры 15. Зрительный зал 15 Список литературы для педагога 1. Абделин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения. Методические рекомендации для занятий музыкой» [Текст] / Э.Б. Абделин. – М.: «Просвещение», - 1992. – 282с. 2. Ведерников С.А. «Моя птица. Песни для голоса в сопровождении фортепиано» [Ноты] / С.А. Ведерников. - ИВЦ.: «Политехнической гимназии» , - 1999. – 63 с. 3. Воробьев К.Н. «Детские фольклорные школы. Проблемы, опыт, перспективы» [Текст] / К.Н. Воробьев, М.: «Просвещение», -1999. – 64с. 4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания» [Текст] / Л.Г. Дмитриева , Н.М. Черноиваненко – М.: «Просвещение», - 1998. – 104с. 5. Зейдлер Г.Д. «Искусство пения. Методические рекомендации для занятий музыкой» [Текст] / Г.Д. Зейдлер. - М.: «Музыка», - 1987. – 54с. 6. Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса» [Текст, ноты] / В.В. Емельянов- М.: «Музыка», - 1997. – 124с. 7. Емельянов В.В. Три комплекса фонопедических упражнений 8. Молочков Б.В. «Золотой петушок. Сборники эстрадных песен для детей и юношества.» [Ноты] / Б.В. Молочков ИВЦ.: «Политехнической гимназии» , - 2001. – 118 с. 9. Иванов. Ю.Г. «Песни для души. Сборник песен» [Ноты] / Ю.Г.Иванов. Смоленск.: «Русич», - 2000. – 53 с. 10. Кулиш В.Г. «Музыка наших дней. Современная энциклопедия» [Текст] / В.Г. Кулиш. - М.: «Музыка», -2001. – 324с. 11. Рогачев А.Г. «Современный курс гармонии джаза». [Текст] / А.Г. Рогачев М.: «Владос», -1999. – 234с. 12. Сергиенко М.А. «Учимся, играя. Учебно - познавательные игровые программы». [Текст] / М.А. Сергиенко М.: «Псков», 1998. – 112 с. 16 Список литературы для учащихся и родителей 1. Вендеров Т.П. «Пусть музыка звучит. Книга для чтения» [Текст] / Т.П. Вендеров. – М.: «Просвещение», - 1993. – 172с. 2. Горшков Н.П. «Рассказы о музыке Книга для чтения» [Текст] / Н.П. Горшков. – М.: «Просвещение», - 1989. – 241с. 3. Капишников Н.А. «Музыкальный момент. Беседы о музыке» [Текст] / Н.А. Капишников. – М.: «Просвещение», - 1989. – 197. 4. Кулиш В.Г. «Музыка наших дней. Современная энциклопедия» [Текст] / В.Г. Кулиш. - М.: «Музыка», -2001. – 324с. 5. Пучкова Ю.Я. «Рассказы из музыкальной шкатулки Книга для чтения» [Текст] / Ю.Я. Пучкова. – М.: «Просвещение», - 1970. – 212с. 6. Сергиенко М.А. «Учимся, играя. Учебно - познавательные игровые программы». [Текст] / М.А. Сергиенко М.: «Псков», 1998. – 112 с. 17 3. Приложения Приложение 1 Тезаурус 1. Ансамбль–пение всем составом 2. Строй–умение одновременно пропевать звуки 3. Интонация–умение точно воспроизводить высоту звука 4. Дикция–умение правильно произносить гласные и согласные 5. Высота звука –звучание звука 6. Импровизация - тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит во время её исполнения 7. Крещендо - усиление, постепенно усиливая звук 8. Певческая установка – правило правильного положения тела при пении 9. Марш –музыкальная форма 10. Песня- музыкальная форма 11. Танец- музыкальная форма 12. Регистр- часть звуков, объединенных каким- либо признаком, главным образом тембровым. В каждом голосе или инструменте 3 регистра: высокий, средний, низкий 13. Стаккато - отрывисто, остро 14. Унисон - однозвучие, образуемое двумя или более голосами 15. Форте - громко 18 Приложение 2 Мониторинговая программа Этапы периодического контроля сроки Декабрь Май Знания, умения, навыки 1 год обучения Контролируемые умения при исполнении песенного материала: Охрана голоса Певческое дыхание Работа с фонограммой Певческая установка Динамические оттенки Темп Умение различать звучание музыкальных инструментов Контролируемые умения при исполнении песенного материала: Умение петь и играть ансамблем Двигаться согласно характеру музыки Выравнивать гласные в сочетании с согласными Петь нефорсированным звуком Петь чисто интонируя Петь в зависимости от содержания и характера музыки Умение менять движения со сменой музыки Умение играть на музыкальных инструментах Форма контроля Промежуточный контроль (прослушивание) Итоговый контроль (Концертная деятельность) 19 Критерии оценивания практических умений Высокий уровень: учащийся владеет простыми навыками вокального мастерства, навыками дыхания, дикции, звукообразования в соответствии с темами программы, умеет интонировать, умеет работать индивидуально и в ансамбле, умеет эмоционально исполнять музыкальный номер соответственно своим возрастным особенностям. Средний уровень: учащийся владеет простыми навыками вокального мастерством в соответствии с темами программы, пользуется дыханием , дикцией, умеет работать индивидуально и в группе, но не может интонировать Низкий уровень учащийся слабо владеет вокальным мастерством , слабо умеет пользоваться дыханием , дикцией, звукообразованием и не может чисто интонировать музыкальное произведение. 1 2 По группе в % Итого Навыки диалогической речи Навыки аудирования с Практические навыки текста Чтение пониманием Знание грамматики Ф.И. обучающихся Лексический запас № п/п Теоретические знания Дата проведения контроля Показатели 20 Приложение 3 Контрольно-измерительные материалы к программе Театр песни «Поющее перышко» (дошкольники) I . Промежуточный контроль, тестовая часть – первый год обучения Охрана голоса Сколько можно заниматься вокалом без перерыва? 1. Один час. 2. Сорок минут. 3. Два часа Ответ: сорок минут Можно ли кричать во время игры? 1. Да 2. Нет 3. Немного Ответ: нет. Можно ли разговаривать во время болезни голосового аппарата? 1. Нет 2. Немного 3. Да Ответ: нет. Можно ли петь во время болезни голосового аппарата? 1. Нет 2. Немного 3. Да Ответ: нет. Можно ли выходить разгоряченным на холод? 1. Да 2. Нет 3. Немного Ответ: нет. Можно ли вокалисту употреблять острую пищу? 1. Да 2. Нет 3. Немного Ответ: нет. Можно ли вокалисту пить холодные или горячие напитки? 1. Да 2. Нет 3. Немного Ответ: нет. Нужно ли вокалисту обращаться к врачу при заболевании голосового аппарата? 1. Да 21 2. Нет 3. Можно лечится самостоятельно дома Ответ: да. К какому к врачу нужно обращаться при заболевании голосового аппарата? 1. Фониатору 2. Хирургу 3. Офтальмологу Ответ: Фониатору Можно ли вокалисту щелкать семечки? 1. Да 2. Нет 3. Немного можно Ответ: нет. Пение под фонограмму песен: «Ай болит», «Соседи», «Крокодиленок» Проверяем: умение правильно брать дыхание, умение петь нефорсированным звуком, умение чисто интонировать, умение правильно формировать гласные и согласные звуки. Итоговое контрольное занятие, тестовая часть Работа с микрофоном Микрофон со шнуром это: 1. Микрофон имеющий длинный шнур 2. Микрофон имеющий короткий шнур 3. Нет шнура вообще Ответ: Микрофон имеющий длинный шнур Радиомикрофон это: 1. Микрофон имеющий длинный шнур 2. Микрофон имеющий короткий шнур 3. Нет шнура вообще Ответ: Нет шнура вообще При пении в микрофон в стойке вокалист стоит от микрофона на расстоянии: 1. Один метр. 2. Пять сантиметров. 3. Пол метра. Ответ: Пять сантиметров. При пении в микрофон в руке, микрофон держат на расстоянии: 1. Пол метра. 2. 20 сантиметров. 22 3. 5 сантиметров. Ответ: Пять сантиметров. Пение под фонограмму песен: «Чему учат в школе», «Сороконожка», «Песня о маме» Проверяем: умение петь в ансамбле по одному, умение пользоваться артикуляционным аппаратом, умение выразительно исполнять номер. 23 Репертуарный список к образовательной программе музыкального театра «Поющее перышко» по годам обучения № Название произведения 1 Крокодилёнок 2 Сороконожка 3 Фитюлька 4 Соседи 5 6 7 Чему учат в школе Щенок Айболит 8 Песня о маме Авторы произведения Год обучения Слова Синявского, музыка Рукавишникова Слова С.Синявского, музыка В. Рукавишникова Слова С.Синявского, музыка В. Рукавишникова Слова Богачева, музыка Рукавишникова музыка Шаинского музыка Ю.Чичкого Слова Богачева, музыка Рукавишникова Слова и музыка Ведерникова 1 1 1 1 1 1 1 1 24 Приложение 4 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной программы "Поющее перышко" (дошкольники) художественной направленности 1 год обучения 2024-2025 учебный год 1. Адрес и места осуществления образовательного процесса 1.1. 652840. Кемеровская область г. Мыски., ул. Советская ,35а., 1.2. МБОО ДО ЦДО кабинет № 9 2. Продолжительность учебного года 2.1. Начало учебного года – 11.09.2024 г. 2.2. Окончание учебного года: – 31 .05.2025 г. 2.3. Количество учебных недель: 36 недель 3. Режим занятий 3.1. 2 раза в неделю по 2 часа * расписание является ориентировочным и может изменяться по объективным причинам. 4. Продолжительность каникул 4.1. осенние каникулы - с 26.10.24г. по 03.11.2024г. 4.2.зимние каникулы - с 30.12.24г. по 8.01.2025г. 4.3.весенние каникулы - с 22.03.25г. по 31.03.2025г. 5. Праздничные дни: - 4 ноября – День народного единства; - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; - 7 января - Рождество Христово; - 23 февраля - День защитника Отечества; - 8 марта - Международный женский день; - 1 мая - Праздник Весны и Труда; - 9 мая - День Победы; - 12 июня – День России. 6. Календарный план проводимых мероприятий для обучающихся № п/п Название мероприятия форма проведения дата проведения 1. Осенины Концертно-игровая программа ноябрь 2. Урок доброты Беседа ноябрь 3. «Новый год» Развлекательная программа декабрь 4. «Здравствуй, Новый год» Развлекательная программа январь 5. «Угадай мелодию» Конкурсно-игровая программа март 6. «День смеха» Конкурсно-развлекательная программа март *- даты проведения мероприятий являются ориентировочными и могут изменяться по объективным причинам. Программа воспитания в детском объединении «Поющее перышко» (дошкольники) является Приложением к ДООП и размещена в учебно-методическом комплексе к программе.