Аннотация на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Я исследователь» разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центра дополнительного образования г. Мыски Овсиенко Наталья Николаевна Общая характеристика программы: данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам естественнонаучной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических видов деятельности; -уровень программы: базовый; -тип программы – модифицированная, разработана на основе программпобедительниц областного конкурса программ внеурочной деятельности: «Первые шаги», авторы-составители: Кабышева В.И., Кузьминых Н.И, г. Юрга, 2015г.; «Юный исследователь», автор-составитель: Абдулкина Е.М., г. Кемерово 2014г. -вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: учебная группа; -возраст обучающихся: 11-15 лет -срок реализации программы- 1год; Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытноэкспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений. Отличительной особенностью данной образовательной программы является тот факт, что она в большей степени дает возможность учащимся самостоятельно добывать знания путем проведения наблюдений, опросов общественного мнения, анализировать и обобщать полученные сведения, а также дискутировать и выражать свою точку зрения по широкому кругу проблем, личностно значимых для каждого городского жителя. Новизна программы состоит в комплексном и системном подходе к оценке экологического состояния всех компонентов окружающей среды (природных, социоприродных, техногенных) в дополнительном экологическом образовании, с выделением экологически неблагоприятных факторов (опасных и вредных), в том числе факторов антропогенной нагрузки на природные компоненты среды. Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она позволяет удовлетворить потребности детей в познании и самостоятельном нахождении ответов на различные вопросы, и способствует развитию исследовательского поведения детей. Цель программы - формирование у учащихся знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности, информационной грамотности на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира. Данная цель реализуется через следующие задачи Образовательные: • познакомить учащихся со структурой исследовательской и проектной деятельности, со способами поиска информации; • формировать у учащихся навыки сбора и обработки информации фактического материала; • формировать у учащихся умение описывать и обосновывать приобретенные знания; • учить учащихся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; • формировать у учащихся навыки презентации результатов своего труда; • формировать у учащихся участия детей в природоохранной деятельности. Развивающие: • развивать у учащихся познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности; • повышать у учащихся уровень мотивации учащихся на самостоятельное выполнение задач: экспериментальной, проектной и исследовательской, природоохранной деятельности; • развивать у учащихся системное и проектное мышление детей. Воспитательные: • воспитывать у учащихся активность личности, культуру общения и поведения в социуме; • воспитывать у учащихся любовь к творчеству, интерес и уважение к научноисследовательской деятельности учёных-исследователей разных народов; • воспитывать у учащихся аккуратность, умение доводить начатое дело до конца; • формировать у учащихся ответственность за свои поступки. Программа направлена на формирование способности осознания целей проектной деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение. Развитие креативных качеств (вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения), коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, участвовать в различных природоохранных акциях. Программа способствует развитию творческих способностей и логического мышления, расширяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Программа «Я-исследователь» адресована учащимся 11-15 лет, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для учащихся с повышенной мотивацией к обучению. Набор в учебные группы свободный и проводится на основании интереса к данной области деятельности, по заявлению родителей. Формы и режим занятий Форма обучения: 1. Очная Особенности организации образовательной деятельности В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией образовательный процесс осуществляется с применением дистанционных (электронных) технологий. При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации, мастер – классы, онлайн-конференции на платформах Zoom, Skype, Vk, WhatsApp, Сферум. Предоставляются ссылки на образовательные видеофильмы по темам программы, бесплатных интернет-рессурсов трансляций мастер-классов и др. Идут обсуждения в группах или при конференциях. Учащиеся самостоятельно готовят работы и высылают в группы социальных сетей. Идет активная связь с родителями. Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие. Занятия проводятся как в группах 8 - 10 человек, так и индивидуально и подгруппами. Целью индивидуальных занятий является работа над проектами и исследовательскими работами, подготовка к НПК, городским, областным конкурсам эколого-биологической направленности. Срок реализации образовательной программы - 1 год. Периодичность и продолжительность проведения занятий - 2 раза в неделю по 3 часа. Объем: 1 год-216 часа Данная продолжительность занятий позволяет лучше организовать самостоятельную творческую работу обучающихся со справочной, научной и научно технической литературой, картами, атласами, схемами, проводить уроки - семинары, сочетать лекции с практическими работами и опытами, организовывать учебноисследовательскую деятельность обучающихся и подготовку к научно - практическим конференциям. Планируемые результаты освоения программы В результате работы по программе учащиеся будут знать: основные этапы организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); понятия цели, объекта и гипотезы исследования; способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета). Учащиеся будут уметь: выделять объект и предмет исследования; разбивать учебно-исследовательскую деятельность на этапы; формулировать гипотезы и осуществлять их проверку; пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями; вести наблюдения окружающего мира; планировать и организовывать исследовательскую деятельность; работать в группе. Мониторинг уровня сформированности знаний, умений, навыков обучающихся проводится дважды в год: промежуточный и итоговый контроль. Контрольно-измерительные материалы могут быть представлены в виде тестов, индивидуальных заданий. Результатом итогового контроля может быть «конечный продукт» деятельности: исследовательская или проектная работа; выставка творческих работ; мультимедийный продукт; электронный фотоальбом; сборник творческих работ; дневник путешествий. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфолио. Как показывает опыт, его использование может быть отнесено к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.). Портфолио индивидуальных образовательных достижений, обучающихся содержит документы и материалы, подтверждающие достижения обучающихся за определенный период обучения. В результате реализации программы у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения - лидер, подчиненный).