Я исследователь

Аннотация
на дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу
«Я исследователь»
разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной
образовательной организации
дополнительного образования
Центра дополнительного образования г. Мыски
Овсиенко Наталья Николаевна
Общая характеристика программы:
данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам
естественнонаучной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом содержании,
так и в использовании специфических видов деятельности;
-уровень программы: базовый;
-тип программы – модифицированная, разработана на основе программпобедительниц областного конкурса программ внеурочной деятельности: «Первые шаги»,
авторы-составители: Кабышева В.И., Кузьминых Н.И, г. Юрга, 2015г.; «Юный
исследователь», автор-составитель: Абдулкина Е.М., г. Кемерово 2014г.
-вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: учебная группа;
-возраст обучающихся: 11-15 лет
-срок реализации программы- 1год;
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью
современного информационного общества в принципиально иных молодых людях:
образованных, нравственных, предприимчивых, обладающих чувством ответственности
за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся
информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек,
владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией,
обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытноэкспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные
способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки
исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие
временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал
исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое
значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования,
нацеленной на формирование учебных исследовательских умений.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является тот
факт, что она в большей степени дает возможность учащимся самостоятельно добывать
знания путем проведения наблюдений, опросов общественного мнения, анализировать и
обобщать полученные сведения, а также дискутировать и выражать свою точку зрения по
широкому кругу проблем, личностно значимых для каждого городского жителя.
Новизна программы состоит в комплексном и системном подходе к оценке
экологического состояния всех компонентов окружающей среды (природных,
социоприродных, техногенных) в дополнительном экологическом образовании, с
выделением экологически неблагоприятных факторов (опасных и вредных), в том числе
факторов антропогенной нагрузки на природные компоненты среды.
Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она позволяет
удовлетворить потребности детей в познании и самостоятельном нахождении ответов на
различные вопросы, и способствует развитию исследовательского поведения детей.
Цель программы - формирование у учащихся знаний, умений и навыков
самостоятельной экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности,
информационной грамотности на основе самостоятельных исследований объектов и

явлений окружающего мира.
Данная цель реализуется через следующие задачи
Образовательные:
•
познакомить учащихся со структурой исследовательской и проектной
деятельности, со способами поиска информации;
•
формировать у учащихся навыки сбора и обработки информации
фактического материала;
•
формировать у учащихся умение описывать и обосновывать приобретенные
знания;
•
учить учащихся пользоваться приобретёнными знаниями для решения
познавательных и практических задач;
•
формировать у учащихся навыки презентации результатов своего труда;
•
формировать у учащихся участия детей в природоохранной деятельности.
Развивающие:
•
развивать у учащихся познавательный интерес к проектной и
исследовательской деятельности;
•
повышать у учащихся уровень мотивации учащихся на самостоятельное
выполнение задач: экспериментальной, проектной и исследовательской, природоохранной
деятельности;
•
развивать у учащихся системное и проектное мышление детей.
Воспитательные:
•
воспитывать у учащихся активность личности, культуру общения и
поведения в социуме;
•
воспитывать у учащихся любовь к творчеству, интерес и уважение к научноисследовательской деятельности учёных-исследователей разных народов;
•
воспитывать у учащихся аккуратность, умение доводить начатое дело до
конца;
•
формировать у учащихся ответственность за свои поступки.
Программа направлена на формирование способности осознания целей проектной
деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение. Развитие креативных
качеств (вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность,
критичность, наличие своего мнения), коммуникативных качеств, обусловленных
необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира,
выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, участвовать в различных
природоохранных акциях.
Программа способствует развитию творческих способностей и логического
мышления, расширяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных
предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Программа
«Я-исследователь»
адресована
учащимся
11-15
лет,
интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для учащихся с
повышенной мотивацией к обучению. Набор в учебные группы свободный и проводится
на основании интереса к данной области деятельности, по заявлению родителей.
Формы и режим занятий
Форма обучения:
1.
Очная
Особенности организации образовательной деятельности
В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией
образовательный процесс осуществляется с применением дистанционных (электронных)
технологий.
При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации, мастер –
классы, онлайн-конференции на платформах Zoom, Skype, Vk, WhatsApp, Сферум.

Предоставляются ссылки на образовательные видеофильмы по темам программы,
бесплатных интернет-рессурсов трансляций мастер-классов и др. Идут обсуждения в
группах или при конференциях. Учащиеся самостоятельно готовят работы и высылают в
группы социальных сетей. Идет активная связь с родителями.
Основной формой осуществления образовательного процесса является
занятие. Занятия проводятся как в группах 8 - 10 человек, так и индивидуально и
подгруппами. Целью индивидуальных занятий является работа над проектами и
исследовательскими работами, подготовка к НПК, городским, областным конкурсам
эколого-биологической направленности.
Срок реализации образовательной программы - 1 год.
Периодичность и продолжительность проведения занятий - 2 раза в неделю по
3 часа.
Объем: 1 год-216 часа
Данная
продолжительность
занятий
позволяет
лучше
организовать
самостоятельную творческую работу обучающихся со справочной, научной и научно технической литературой, картами, атласами, схемами, проводить уроки - семинары,
сочетать лекции с практическими работами и опытами, организовывать учебноисследовательскую деятельность обучающихся и подготовку к научно - практическим
конференциям.
Планируемые результаты освоения программы
В результате работы по программе учащиеся будут знать:

основные этапы организации проектной и исследовательской деятельности
(выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео
курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся будут уметь:

выделять объект и предмет исследования;

разбивать учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

формулировать гипотезы и осуществлять их проверку;

пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

вести наблюдения окружающего мира;

планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

работать в группе.
Мониторинг уровня сформированности знаний, умений, навыков
обучающихся проводится дважды в год: промежуточный и итоговый контроль.
Контрольно-измерительные материалы могут быть представлены в виде тестов,
индивидуальных заданий.
Результатом итогового контроля может быть «конечный продукт» деятельности:

исследовательская или проектная работа;

выставка творческих работ;

мультимедийный продукт;

электронный фотоальбом;

сборник творческих работ;

дневник путешествий.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики
образовательных достижений служит портфолио. Как показывает опыт, его использование
может быть отнесено к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных
на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном
контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной

учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.). Портфолио
индивидуальных образовательных достижений, обучающихся содержит документы и
материалы, подтверждающие достижения обучающихся за определенный период
обучения.
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано
умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых
норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые
можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые
простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся
овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских
проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся
научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными
каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска
учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся
научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта
в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей
различного ролевого поведения - лидер, подчиненный).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».