Аннотация на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Приключения Гнома-эконома» разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центра дополнительного образования г. Мыски Дунаева Маргарита Ивановна Общая характеристика программы: данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам социально-гуманитарной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических видов деятельности; -уровень программы: ознакомительный; -тип программы – модифицированная, разработана на основе программы «Азбука финансовой грамотности» – автор-составитель Бобринева Лариса Алексеевна, издательство Мытищи 2022г. -вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: учебная группа; -возраст обучающихся: 7-11 лет -срок реализации программы- 1год. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Приключения Гнома-эконома» направлена на: формирование правильного отношения к деньгам; управление финансами и планирование своих расходов; избежание финансовых ловушек в дальнейшей жизни; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся; личностное развитие учащихся. Новизна программы обусловлена тем, что при реализации данной программы используются принципы: добровольности, демократичности, системности, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Занятия строятся в такой форме, чтобы у обучающихся закрепился устойчивый интерес и естественное желание к получению новых знаний, чтобы они почувствовали радость и удовлетворение от выполненной работы, от преодоления естественно возникающих трудностей. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы. Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами учащихся и их родителей, а также современными идеями и актуальными направлениями развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Современные люди разного возраста стремятся к росту уровня жизни и уверенности в будущем, стабильности в обществе и экономике в целом, улучшению качества финансовых услуг и увеличению финансовой безопасности не только лично себя, но и своего окружения, а в первую очередь своих детей и внуков младшего школьного возраста, которые только начинают пользоваться деньгами. Чем раньше сформируется правильное отношение к деньгам, тем больше шансов на успешность и финансовое благополучие в жизни человека. Младшие школьники зачастую еще не знают счет деньгам и готовы тратить на все, что нравится, не осознавая цену денег и не разбираясь в приобретаемых товарах, не находят для себя «золотой середины» и не понимают, что расходы, превышающие доходы приводят к дефициту. Финансовая грамотность детей – это одна из ступеней социализации, которая сочетает в себе знания и навыки о том, как правильно и осознанно распоряжаться деньгами и планировать потребности своего жизненного цикла. Педагогическая целесообразность. Формирование знаний финансовой грамотности у младших дошкольников поможет уберечь детей от многих ошибок в отношении с деньгами в будущем, так как дети будут слышать с детства о необходимости долгосрочного планирования и основах семейного бюджета. Программа «Приключения Гнома-эконома» не только поможет ребенку осознать, что достижение тех или иных материальных благ возможно только с помощью труда и навыков, но и способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способна повысить финансовую безопасность ребенка в будущем. Цель программы: формирование у учащихся экономического мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности. Задачи программы: Обучающие: Ознакомить детей с базовыми терминами и понятиями в финансовой грамотности; ознакомить младших школьников с историей и функциями денег; формировать у учащихся умение ставить цель и находить пути ее достижения; формировать у учащихся умение классифицировать потребности; формировать у учащихся навык планирования бюджета и рационального оперирования денежными средствами; формировать знания о финансовой безопасности. Развивающие: Формировать у учащихся представления о различных профессиях; развивать у детей культуру экономического мышления; развивать коммуникативные качества, умения работать в команде; формировать успешную социализацию детей. Воспитательные: Прививать учащихся к познавательному интересу и интересу к миру финансов; формировать у детей ответственное поведения в области экономических отношений в семье; воспитывать у учащихся уважительное отношение к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности; формировать позитивное отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Отличительной особенностью данной программы является то, что с учетом особенности возраста младших школьников, воспитательно-образовательный процесс построен на игровой деятельности. Воспитание у учащихся интереса к темам программы организовано методом введения в предмет игрушки Гнома-эконома – талисмана занятий, который на протяжении всего года будет незаменимым помощником в обучении. А также, активность, заинтересованность и познавательность каждого ребенка будет мотивирована внутренней валютой (Гномликами), то есть деньгами, которые будут выдаваться учащимся за правильные ответы и активность на занятиях. В связи, с чем программа даст возможность ребенку приобрести дополнительную мотивацию к стремлению более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни. Программой предусмотрены принципы добровольности, демократичности, системности, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Адресат программы: Программа «Приключения гнома-эконома» рассчитана на учащихся 7-11 лет. Набор учащихся в учебные группы по программе является свободным, для всех желающих, в том числе, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, беженцы, опекаемые, дети мобилизованных и дети участников СВО). Добор учащихся среди учебного года может проводиться по желанию детей и их родителей (законных представителей). Уровень программы – ознакомительный Объем и срок освоения программы: Срок реализации программы: 1 год. Объем программы 144 часа. Наполняемость учебных групп от 10 до 15 человек. Количество групп: 3 группы. Формы и режим занятий по программе: общее количество часов в год – 144 часа, количество часов в неделю – 4 часа; количество занятий в неделю – 2 занятия; Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, объем занятий в год составляет 144 часа Форма обучения: Очная Особенности организации образовательного процесса являются аудиторные групповые занятия, которые проводятся в очном режиме, и в режиме с применением дистанционных образовательных технологий в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией. Организация образовательного процесса традиционная. В период введения карантинных мер, чрезвычайной ситуации возможно обучение с применением дистанционных (электронных) технологий. В таком случае занятия будут проводиться через Messenger WhatsApp, ВКонтакте, почта mail.ru и при необходимости таких средств видеосвязи как Skype, Zoom, Сферум. Формы организации занятий: Основной формой обучения является групповое учебное занятие. Учебные занятия включают теоретический блок подачи учебного материала и практический блок. Успешное решение задач программы достигается путём изучения блока теоретических разделов с учётом постоянной нацеленности на практическую реализацию полученных знаний и навыков. Усвоение полученных знаний младшими школьниками дают именно коллективные, групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры, к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте и в которых они с удовольствием участвуют. Обучение в объединении можно организовывать коллективную, групповую учебную деятельностью. Одна из главных задач, которую необходимо решить, приступая к групповому обучению, установить в учебной группе атмосферу доброжелательных межличностных отношений, основанных на взаимопомощи. Среди основных форм занятий в процессе реализации программы можно выделить: Коллективные; Групповые; Аудиторные; Неаудиторные; Нетрадиционные. Для успешного обучения и развития учащихся: во всех играх и упражнениях учащиеся принимают участие добровольно; во время занятий поощряется изобретательность в самовыражении, самостоятельность, независимость суждений, гибкость в поведении и открытость. Задания простроены таким образом, что учащиеся используют знания, полученные ранее, происходит повторение и отработка навыков пройденного материала. Каждое занятие содержит в себе следующие этапы: 1. Организационный этап создание психологического настроя на учебную деятельность и активация внимания; проверка усвоения знаний предыдущего занятия, выявление пробелов и их коррекция. 2. Мотивационный этап сообщение темы занятия; выяснения исходного уровня знаний учащихся по данной теме; активация познавательной деятельности детей. 3. Практический этап подача новой информации на основе имеющихся данных; обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания объекта изучения; выявление неверных представлений и их коррекция; отработка полученных навыков на практике. 4. Рефлексивный этап обобщение полученных знаний; подведение итогов занятия. В каникулярное время допускается применение дистанционных образовательных технологий для проведения образовательной деятельности или экскурсионные занятия. В дистанционном режиме проводятся занятия во время карантина, морозов, (посещение виртуальных выставок, музеев, мастер-классы, консультации). Электронное обучение предполагает подбор образовательных, развивающих материалов направленных на расширение знаний и умений учащихся по темам программы. Расписание запланированных занятий, мероприятий для учащихся с применением дистанционных образовательных технологий, доводятся до сведения родителей (законных представителей) и размещаются на официальном сайте Центра дополнительного образования. Методы обучения на учебных занятиях используются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. При проведении занятий используются следующие методы: Словесные методы - формирование у детей теоретических и фактических знаний, вербальный обмен информацией: беседа, обсуждение, рассказ, дискуссия, индивидуальные и коллективные упражнения, представляющих собой многократное обращение в течение одного занятия к тем или иным аспектам для выполнения более сложных заданий, а также диалог педагога с обучающимися и диалог обучающихся друг с другом; Наглядные методы - облегчение понимания, запоминания и использования содержания наглядных пособий в практической деятельности учащихся: использование иллюстраций, рисунков, фотографий, мультимедийных презентаций, видеоматериалов, мультфильмов и прочих наглядных пособий и демонстрационных материалов; Практические методы – формирование практических умений и навыков: упражнения, задания, финансовые игры, воображаемые ситуации с ролями; Метод игры - формирование знаний и развитие способности детей в интересном и увлекательном для них режиме: дидактические игры, финансовые игры, ролевые игры, настольные игры; Активные методы познавательной деятельности, используемые на занятиях: обсуждение сообщений, чтения (литературные, исторические, научные), викторина (викторина с вариантами ответов и без вариантов), заочное путешествие во времени и пространстве; встреча со специалистами (экскурсия, лекция специалиста). Планируемые результаты и система их оценивания По окончании обучения, учащиеся будут: иметь навыки экономически мыслить; иметь навык планирования бюджета и рационального оперирования денежными средствами; научатся копить средства; овладеют теоретическими знаниями по основным темам программы, овладеют специальной терминологией, системой понятий. Воспитательные результаты: учащиеся приобретут навыки и умения: проявлять трудолюбие, целеустремленность, предприимчивость и ответственность; проявлять бережливость и аккуратность к собственному и чужому имуществу; проявлять понимание и уважение к труду и его плодам, предпринимательской деятельности; проявлять интерес к изучению мира финансов; проявление интереса к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью; мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности; адаптироваться в жизни общества. Познавательные результаты: учащиеся приобретут навыки и умения: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; умение проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; составлять целое из частей; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»). Регулятивные результаты: учащиеся приобретут навыки и умения: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); в сотрудничестве с педагогом ставит учебную задачу; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Коммуникативные результаты: учащиеся приобретут навыки и умения: умение строить монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; владение диалогической формой коммуникации; слушать и слышать собеседника (не перебивать, не отвлекаться, понимать, о чем говорят); излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, выступать перед аудиторией; конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; осуществлять коллективную деятельность, договариваться о распределении функций и ролей. Формы подведения итогов (аттестация) Уровень освоения программного материала осуществляется проведением контроля. Основной формой осуществления контроля является наблюдение. В процессе обучения педагогом применяются индивидуальные и групповые формы контроля. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии через наблюдение за деятельностью ребенка в процессе бесед, рассуждений, игр, творческих заданий, устных опросов, тестовых заданий, решения кроссвордов. Промежуточный контроль проводится 1 раз в год в декабре путем проведения тестирования. Итоговый контроль проводится 1 раз в год в мае путем проведения викторины.