Занимательные финансы

Аннотация
на дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу
«Занимательные финансы»
разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной
образовательной организации
дополнительного образования
Центра дополнительного образования г. Мыски
Копысова Анастасия Владимировна
Общая характеристика программы:
данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам
социально-гуманитарной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом
содержании, так и в использовании специфических видов деятельности;
-уровень программы: ознакомительный;
-тип программы – модифицированная, разработана на основе программы «Уроки
финансовой грамотности»
разработчик: педагог дополнительного образования
Душинский
Андрей
Викторович,
Муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного образования «Дом творчества Яшкинского муниципального округа»
пгт. Яшкино, 2023
-вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: учебная группа;
-возраст обучающихся: 8-11 лет
-срок реализации программы- 1год;
Актуальность программы
Актуальность программы по формированию финансовой культуры младших
школьников обусловлена
формированием правильной ориентации ребёнка в
экономических явлениях, в знакомстве с экономикой.
Младший школьный возраст является одним из самых продуктивных в плане
начала формирования
индивидуально-психологических особенностей личности.
Ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в
дальнейшем финансово-грамотного человека.
Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена - «детского
бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это важный настораживающий
сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта
нечестного обмена. В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка
оказываются вне нравственного поля.
Довольно часто возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют
возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет
другого, воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают либо
дарят (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др.), когда бездумно и
безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи.
Задача взрослых - объяснить детям, почему необходимо уважать труд и бережно
относиться к его результатам; доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и
нравственности.
Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной
взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в школьном
возрасте.
Педагогическая целесообразность программы
состоит в том, что она
направлена на создание благоприятных условий, для учащихся желающих реализовать
свои потребности в деятельности развивающего характера с помощью, которой учащиеся
смогут познавать экономическую действительность и на практике применить свой
накопленный экономический опыт.

Программа способствует более эффективному формированию экономического
сознания младшего школьника, которое побуждает экономическое мышление, дает знания
о новых профессиях и умении рассказывать о них. Программа обогащает детский словарь,
помогает приобретать такие качества, как чувство собственного достоинства, умение
честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца,
формирует здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного зарабатывания.
Новизна программы выражается в использовании эффективных, интересных,
познавательных, увлекательных для детей технологий, методов и средств обучения для
понимания и использования экономических знаний в повседневной жизни, которые
помогут им выразить себя, проявить свое творчество, научат думать.
Цель программы: Развитие у детей экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье.
Задачи программы:
Обучающие:
 познакомить младших школьников с основными видами налогов в современных
экономических условиях;
 познакомить учащихся с видами банковских услуг;
 научить детей создать собственный бизнес.
Воспитательные:

прививать учащимся интерес к изучению мира финансов;

воспитывать у учащихся коммуникативные способности;

способствовать формированию у учащихся ответственности и самоконтроля
- качеств, необходимых для достижения успеха в жизни.
Развивающие:

развивать у детей интерес к формированию финансовой культуры и
овладению финансовой грамотностью;

развивать экономическое сознание детей, экономическое мышление,
познавательный интерес и интеллектуальный уровень учащихся;
Программа стартового уровня, предназначена детям 8-11 лет.
Группы в составе 8-15 человек формируются из числа желающих пройти обучение
по программе «Занимательные финансы».
Набор учащихся в учебные группы производится на основании заявления
родителей (законных представителей), является свободным для всех желающих, в том
числе, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, беженцы, опекаемые).
Добор учащихся, желающих заниматься по программе «Занимательные финансы» среди
учебного года может проводиться по желанию детей, их родителей (законных
представителей), при наличии вакантных мест.
Срок реализации программы 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Общий объем: 144 часа.
Формы и режим занятий
Форма обучения:
1.
Очная
Особенности организации образовательного процесса
Для реализации программы необходима как очная форма обучения, так и с
применением дистанционных образовательных технологий в период временных
ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией.
При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации, мастер классы, онлайн-конференции на платформах Zoom, Skype, Vk, WhatsApp, на
образовательной платформе Сферум. Предоставляются ссылки на образовательные
видеофильмы по темам программы, бесплатных интернет-рессурсов трансляций мастерклассов и др. Идут обсуждения в группах или при конференциях. Учащиеся

самостоятельно готовят работы и высылают в группы социальных сетей. Идет активная
связь с родителями.
Основной формой образовательного процесса является занятие. Курс сочетает в
себе групповые занятия, игры, творческую работу.
В процессе обучения используются следующее формы организации
образовательной деятельности учащихся:

групповая;

индивидуальная;

индивидуально-групповая;
Разнообразен спектр форм проведения занятий:

деловые игры;

игры путешествия.
Методы обучения на учебных занятиях используются в зависимости от характера
познавательной деятельности обучающихся при усвоении материала:

словесные: беседа, обсуждение, рассказ, лекция, дискуссия, дебаты.

наглядные: демонстрация мультимедийных презентаций,

практические: тестирование, игры, ролевые игры (деловые), тренинги
(системы упражнений на взаимодействие в группе), викторины;

информационно-коммуникативные - подготовка и передача информации
обучаемым с использованием компьютерной техники.

репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоение способов
деятельности).
При организации образовательного процесса в рамках программы широко
используются методики:

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса
педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше
всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная
деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами
получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.
Применяются такие принципы обучения как:

свобода выбора (в любом обучающем действии учащегося существует право
выбора);

открытость (не просто обучать, а ставить перед учащимися проблемы,
решение которых выходит за рамки изучаемого материала);

деятельность (предусматривает применение знаний на практике);

высокая продуктивность (следует по максимуму использовать знания,
возможности обучаемых, учитывая их интересы);

обратная связь (необходимо постоянно держать под контролем процесс
обучения, используя приемы обратной связи).
Планируемые результаты и система их оценивания
По окончании программы учащиеся будут
знать:

основные виды налогов в современных экономических условиях;

виды банковских услуг;

как создать собственный бизнес.
уметь:

вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по
вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;

осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом
в рамках занятий.
Формы подведения итогов

Проверка результатов образовательной деятельности проходит в несколько этапов:
- промежуточный контроль (выявляет степень усвоения учебного материала за
обучения)
- итоговый контроль (выявляет степень достижения результатов, закрепление
знаний по итогам обучения).
Проверка результатов образовательной деятельности проходит поэтапно.
Промежуточный контроль – диагностическая викторина «Составь бюджет семьи»
Итоговый контроль – проверка знаний и умений, приобретенных в ходе изучения
программы: «Занимательные финансы» викторина «Составь бюджет семьи»
Результатом реализации программы является организация и проведение открытого
занятия для родителей.
Этапы периодического контроля
Этапы контроля
Знания, умения, навыки
Форма проведения
Сроки
Промежуточный

Полученные умения по
пройденной программе

Диагностическая
викторина «Составь
бюджет семьи»

январь

Итоговый

Полученные умения по
пройденной программе

Итоговое занятие «Я
знаю секреты денег»

май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».