Аннотация на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «3Д макетирование из бумаги и картона» разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центра дополнительного образования г. Мыски Старокожева Юлия Игоревна Общая характеристика программы: данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам технической направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических видов деятельности; -уровень программы: ознакомительный; -тип программы – модифицированная, разработана на основе учебного пособия Калмыкова Н.В., Максимова И.А. «Макетирование из бумаги и картона», М.: Книжный дом «Университет», 2016; -вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: учебная группа; -возраст обучающихся: 8-11 лет -срок реализации программы- 1год. Одним из приоритетных направлений обновления содержания дополнительного образования в условиях реализации национального проекта «Образование» является формирование у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления, что определяет актуальность программы «3D макетирование из бумаги и картона». В настоящее время программы технической направленности вызывают возрастающий интерес детей и родителей к техническому творчеству. Используемые в процессе реализации программы методы изготовления не сложны и учащиеся могут за одно, два занятия изготовить изделие. Несложность выполняемых заданий на начальном этапе обучения и быстрый результат создаст ситуацию успеха, у учащегося появится стимул к дальнейшей работе. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она ориентирована на изучение принципов проектирования и 3D- макетирования для создания и практического изготовления отдельных элементов технических проектов учащихся, и тем самым способствует развитию конструкторских, изобретательских, научнотехнических компетентностей и нацеливает детей на осознанный выбор необходимых обществу профессий. Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации. Новизна данной программы заключается в использовании современных образовательных технологий, в том числе дистанционных, интерактивных и проектных методов и форм организации образовательного процесса. Цель и задачи программы Цель: развитие творческих, познавательных и изобретательских способностей учащихся через приобщение к 3D макетированию из бумаги и картона. Задачи: Обучающие • знакомить учащихся с основами макетирования технических объектов; • формировать у учащихся навыки работы с бумагой и другими используемыми в работе материалами; • научить детей приемам работы и правилам пользования простейшими чертежными инструментами (линейка, циркуль, угольник и др.); • мотивировать учащихся к познанию истории создания техники, знакомству с профессиями инженерно-технической направленности. Развивающие: • развивать у учащихся умения макетировать по образцу и самостоятельно из плоских и объемных деталей; • способствовать развитию у детей конструкторских способностей; • создавать для учащихся условия для развития культуры труда в целом, и профессионального интереса к техническому труду, в частности; • раскрыть у детей интерес к технике, знаниям и устройству технических объектов из бумаги; Воспитательные: • воспитывать в учащихся трудолюбие, уважение к труду, настойчивость в достижении цели; • способствовать воспитанию у детей дисциплинированности, ответственности, социальному поведению, самоорганизации; • создавать условия для воспитания у детей чувства патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники; • способствовать формированию чувства коллективизма, взаимопомощи учащихся. Отличительная особенность программы состоит в том, что с дидактической точки зрения проектирование и изготовление макета - это применение знаний на практике, развитие самостоятельного мышления, любознательности и инициативы. Программа направлена на получение учащимися знаний в области конструирования и технологий, знакомит детей с профессиями, связанными с техникой: инженерконструктор, инженер-технолог, проектировщик. Обучающиеся могут применять полученные знания на уроках технологии в общеобразовательной школе. Кроме того, занятия по программе позволяет многим детям найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом, что позволяет обучающимся реализовать себя в новой области творчества – техническом дизайне. Работа над творческими проектами позволяет учащимся принимать участие в выставках и конкурсах различного уровня. Адресат общеобразовательной общеразвивающей программы «3d макетирование из бумаги и картона» Набор учащихся в учебные группы свободный в соответствии с возрастом, по желанию детей и заявлению родителей (лиц их заменяющих). Допускается прием на обучение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, беженцы, опекаемые), трудновоспитуемых. Зачисление в группы производится на основании заполнения родителями заявление и согласия родителя (законного представителя) несовершеннолетнего учащегося на обработку персональных данных. Наполняемость в группах составляет: 10 – 15 человек. Уровень программы – стартовый (ознакомительный) Объем и сроки освоения программы Срок реализации программы: 1 год Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа Общий объем: 72 часа Форма обучения по программе – очная Особенности организации образовательного процесса В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий. При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации, мастер – классы, онлайн-конференции на платформах Zoom, Skype, ВКонтакте, на образовательной платформе Сферум. Идут обсуждения в группах или при проведении конференций. Учащиеся самостоятельно готовят работы и высылают в группы социальных сетей. Идет активная связь с родителями. Основной формой организации образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе является занятие. Занятия могут быть индивидуальными, групповыми или индивидуальногрупповыми. Успешное решение задач программы достигается путём получения теоретических знаний и постоянной нацеленности на практическую реализацию знаний и навыков. Использование наглядных пособий, дидактического материала, специальной литературы, трафаретов, шаблонов, технологических карт способствует усвоению материала и развитию ребенка. Для наиболее успешного усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, используются следующие формы организации образовательной деятельности: рассказ с показом иллюстраций и образцов; практическое занятие с заданным условием; самостоятельная работа по инструкционным картам; просмотр презентаций по программе; проведение мастер-классов по программе; участие в выставках, конкурсах различного уровня; творческая мастерская в дни школьных каникул; тестирование и опросы; игры на сплочение коллектива. Данные формы организации занятий могут проводиться отдельно или использоваться в сочетании друг с другом. Занятия проводятся с учетом здоровьесберегающих технологий (чистота помещения, хорошее освещение в кабинете, регулярное проветривание кабинета, физкультурные минутки с учащимися для снятия усталости с плечевого пояса, работа с офтальмотренажером, для снятия усталости с глаз). Методы обучения: • Словесный метод - устное изложение, беседа. • Наглядный метод - показ видеоматериала, иллюстраций, макетов, наблюдение, работа по образцу. • Практический метод - овладение практическими умениями. • Объяснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают готовую информацию). • Проектный метод – овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы. • Репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности). Планируемые результаты В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы учащиеся будут знать: - основные свойства бумаги и картона; - правила пользования ножницами и безопасность при работе с ними; - назначение и правила пользования клеем; -назначение и правила пользования простыми чертежными инструментами (линейка, карандаш). учащиеся будут уметь: - вырезать из бумаги и картона по шаблону плоские детали, склеивать их и собирать из них макеты; - раскрашивать макеты; - изготавливать простейшие объемные детали и собирать из них макеты; - владеть техническими приемами макетирования. - моделировать различные геометрические тела; - декорировать готовые макеты; - анализировать и синтезировать информацию. Учащиеся будут владеть навыками: - работы с различными материалами; - работы с простыми чертежными инструментами (линейка, карандаш); - сборки различных композиций; - самостоятельного создания и разработки эскиза изделия. Метапредметные результаты Обучающиеся будут уметь: макетировать по образцу и самостоятельно из плоских и объемных деталей; решать задачи по созданию новых конструкций, макетов; проявлять творческую инициативу, изобретательство; сотрудничать и работать в команде; проектировать технические объекты из бумаги; Обучающиеся будут проявлять интерес: к технике, знаниям и устройству технических объектов; к участию в выставках и конкурсах различного уровня. культуре труда в целом, и профессионального интереса к техническому труду, в частности. Личностные результаты Обучающиеся будут иметь: трудолюбие, уважение к труду; настойчивость в достижении цели; дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию; чувства патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники; чувство коллективизма, взаимопомощи; основы самостоятельного мышления; личностный рост путем развития технических, творческих, индивидуально выраженных способностей. Формы контроля В течение всего года с целью выявления положительных и отрицательных явлений учебного процесса осуществляются разнообразные виды контроля. Объективный и систематичный контроль учебной работы учащихся является важнейшим средством управления образовательным процессом, так как содействует повышению уровня преподавания, улучшению организации учебных занятий и усилению ответственности учащихся за качество своего труда. Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Промежуточный (декабрь) и итоговый (май) проводится 1 раз в учебном году во втором полугодии. Промежуточный контроль. Основным приемом промежуточного контроля является практическая работа учащихся, где наглядно можно увидеть проблемы и недопонимание предметного материала детьми. Так же проводится тестирование, презентация творческих работ учащихся. Итоговый контроль – проходит в конце учебного года – в форме выставки, на которой обучающиеся представляют свои творческие работы. Очень важно, чтобы учащиеся получили общественное признание для стимулирования дальнейшего совершенствования приобретенных умений и навыков. Поэтому предусмотрены открытые занятия для родителей.