Экологический мониторинг

Аннотация
на дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу
«Экологический мониторинг»
разработчик: педагог дополнительного образования
Муниципальной бюджетной образовательной организации
дополнительного образования
Центра дополнительного образования г. Мыски
Рогожникова Надежда Фетисовна
Общая характеристика программы:
- данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к
программам естественнонаучной направленности, что нашло свое отражение,
как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических видов
деятельности;
- уровень программы: базовый;
- тип программы - модифицированная, разработана на основе авторской
программы Муравьева А. Г., «Экологический мониторинг», СПб: ИСАР,
1988г, и программы Скалона Н.В. «Экология сибирского города», Кемерово,
1997г.
- вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа:
учебная группа
- возраст обучающихся: 14-17 лет;
- срок реализации программы- 1 год.
Актуальность программы состоит в привлечении учащихся среднего
и старшего школьного возраста к объективной оценке экологической
ситуации в городе, проведению исследований по выявлению экологических
проблем и проведению их мониторинга. Программа позволит приобщить
учащихся к изучению своей местности, даст возможность сформировать у
них расширенные знания по предметам естественнонаучной направленности.
Исследовательская деятельность в рамках экологического мониторинга будет
способствовать развитию у учащихся чувство сопричастности за судьбу
природных объектов, формировать осознание значимости практической
помощи природе родного края.
Цель программы: выявление и развитие у учащихся творческих
способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности,
вовлечения в природоохранную деятельность средствами дополнительного
экологического образования.
В ходе реализации программы предполагается решение
следующих задач:
Обучающие:

познакомить учащихся с основными понятиями в экологии;

познакомить учащихся с методами экологического мониторинга;

формировать у учащихся навыки исследований экологического
состояния природных объектов г. Мыски.

Воспитательные:
 формировать у учащихся положительную мотивацию и интерес к
проектной деятельности с помощью экологических исследований;
 воспитывать у учащихся трудолюбие, терпение и аккуратность;
 воспитывать у учащихся нравственное и эстетическое отношение к
окружающей среде;
 обеспечить профессиональную ориентацию детей, проявивших
интерес к естественным и техническим наукам;
Развивающие:
 развивать у учащихся наблюдательность, умение строить
предположения на основе полученных знаний;
 развивать у учащихся умение организовывать свой труд, научить
пользоваться различными источниками для получения дополнительной
информации, оценивать полученную информацию;
 стимулировать
стремление
учащихся
к
самостоятельной
деятельности;
 развивать умение учащихся работать в группе, участвовать в
групповых дискуссиях;
 формировать у учащихся умение обращения с химическими
веществами, с биологическими препаратами, приборами и оборудованием,
соблюдая технику безопасности;
 формировать у учащихся навыки обработки полученных результатов
исследования, а также правильного оформления и предоставления
исследовательского проекта согласно основным требованиям.
Программа
«Экологический
мониторинг»
базового
уровня
предназначена для учащихся 14-17 лет.
Набор в учебные группы свободный, по заявлению родителей.
Количественный состав группы – 12 человек, подгруппы формируются по
возрасту и тематике учебных исследований.
Срок реализации программы - 1 год.
Формы и режим занятий
Основной формой обучения является учебное занятие. Успешное
решение задач программы достигается путѐм изучения блока теоретических
разделов с учѐтом постоянной нацеленности на практическую реализацию
полученных знаний и навыков.
Занятия в рамках данной программы организуются по 6 часов в
неделю (216 ч в год), то есть 2 раза в неделю по 3 часа.
Данная продолжительность занятий позволяет лучше организовать
самостоятельную творческую работу обучающихся со справочной, научной и
научно - технической литературой, картами, атласами, схемами, проводить
уроки - семинары, сочетать лекции с практическими работами и опытами,
организовывать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся и
подготовку к научно - практическим конференциям.

В программе предусмотрено 18 часов на проведение природоохранных
мероприятий в рамках организации каникулярного времени.
Особенности организации образовательного процесса
Форма обучения
1.
Очная (традиционная и дистанционная с применением
дистанционных
(электронных)
технологий
в
периоды
особой
эпидемиологической ситуации).
Планируемые результаты и система их оценивания
учащиеся будут знать:

цель и основные способы проведения экологического
мониторинга (воздуха, почвы и воды);

виды загрязнений окружающей среды, их многообразие,
состояние и основные загрязнители окружающей среды в районе
проживания, их источники и способы распространения по объектам
окружающей среды;

общие (глобальные, региональные) проблемы загрязнения
окружающей среды;

понятие экологической опасности и вреда;

экологические законы, правила, теории, научные факты;

характерные внешние признаки различных загрязнений
окружающей среды;

основные реакции организмов на появление загрязняющих
веществ;

основные факторы деградации окружающей среды.
будут уметь:

давать оценку состояния объектов окружающей среды;

оценивать степень экологической опасности загрязнений
различного типа;

прогнозировать
ближайшие
вероятные
последствия
загрязнений окружающей среды для состояния биосистем и человека;

формулировать
предложения
по
улучшению
и
восстановлению качества окружающей среды;

распространять свои знания и умения в микросоциуме;

формулировать экологическую проблему;

проводить исследования в природе;

проводить экологические эксперименты, обращаться с
химическими веществами, с химической посудой, с биологическими
препаратами, с измерительными приборами и оборудованием;

обрабатывать
и
рассчитывать
полученные
результаты
исследования оформлять и представлять исследовательский проект согласно
основным требованиям;
У учащихся будут развиты навыки:

работать самостоятельно;


наблюдать и изучать явления и свойства, описывать
полученные результаты;

выделять главное, делать выводы;

планировать и поэтапно выполнять задания, обсуждать
результаты эксперимента;

работать в группе, участвовать в дискуссии.
Формы подведения итогов (аттестация)
Промежуточная аттестация (декабрь) и итоговая (май) проводится в
конце учебного года.
Основные формы проведения промежуточной аттестации: тест, диспут,
диагностическая игра, презентация, итоговая беседа, круглый стол.
Формой проведения итоговой аттестации в объединении является –
защита исследовательской работы, проектов на конференциях различного
уровня. Учащиеся по итогам года обучения защищают свою
исследовательскую работу, проект на городском уровне - итоговой
конференции и региональном уровне.
Выступление
перед
широкой
аудиторией
способствует
развитию ораторских способностей, значительно расширяет кругозор
ребят, их круг общения. Ребята приобретают личный опыт и уверенность
в себе в условиях активной включенности в выполнение разнообразных
видов деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».