Аннотация на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Экологический мониторинг» разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центра дополнительного образования г. Мыски Рогожникова Надежда Фетисовна Общая характеристика программы: - данная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам естественнонаучной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических видов деятельности; - уровень программы: базовый; - тип программы - модифицированная, разработана на основе авторской программы Муравьева А. Г., «Экологический мониторинг», СПб: ИСАР, 1988г, и программы Скалона Н.В. «Экология сибирского города», Кемерово, 1997г. - вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: учебная группа - возраст обучающихся: 14-17 лет; - срок реализации программы- 1 год. Актуальность программы состоит в привлечении учащихся среднего и старшего школьного возраста к объективной оценке экологической ситуации в городе, проведению исследований по выявлению экологических проблем и проведению их мониторинга. Программа позволит приобщить учащихся к изучению своей местности, даст возможность сформировать у них расширенные знания по предметам естественнонаучной направленности. Исследовательская деятельность в рамках экологического мониторинга будет способствовать развитию у учащихся чувство сопричастности за судьбу природных объектов, формировать осознание значимости практической помощи природе родного края. Цель программы: выявление и развитие у учащихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, вовлечения в природоохранную деятельность средствами дополнительного экологического образования. В ходе реализации программы предполагается решение следующих задач: Обучающие: познакомить учащихся с основными понятиями в экологии; познакомить учащихся с методами экологического мониторинга; формировать у учащихся навыки исследований экологического состояния природных объектов г. Мыски. Воспитательные: формировать у учащихся положительную мотивацию и интерес к проектной деятельности с помощью экологических исследований; воспитывать у учащихся трудолюбие, терпение и аккуратность; воспитывать у учащихся нравственное и эстетическое отношение к окружающей среде; обеспечить профессиональную ориентацию детей, проявивших интерес к естественным и техническим наукам; Развивающие: развивать у учащихся наблюдательность, умение строить предположения на основе полученных знаний; развивать у учащихся умение организовывать свой труд, научить пользоваться различными источниками для получения дополнительной информации, оценивать полученную информацию; стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности; развивать умение учащихся работать в группе, участвовать в групповых дискуссиях; формировать у учащихся умение обращения с химическими веществами, с биологическими препаратами, приборами и оборудованием, соблюдая технику безопасности; формировать у учащихся навыки обработки полученных результатов исследования, а также правильного оформления и предоставления исследовательского проекта согласно основным требованиям. Программа «Экологический мониторинг» базового уровня предназначена для учащихся 14-17 лет. Набор в учебные группы свободный, по заявлению родителей. Количественный состав группы – 12 человек, подгруппы формируются по возрасту и тематике учебных исследований. Срок реализации программы - 1 год. Формы и режим занятий Основной формой обучения является учебное занятие. Успешное решение задач программы достигается путѐм изучения блока теоретических разделов с учѐтом постоянной нацеленности на практическую реализацию полученных знаний и навыков. Занятия в рамках данной программы организуются по 6 часов в неделю (216 ч в год), то есть 2 раза в неделю по 3 часа. Данная продолжительность занятий позволяет лучше организовать самостоятельную творческую работу обучающихся со справочной, научной и научно - технической литературой, картами, атласами, схемами, проводить уроки - семинары, сочетать лекции с практическими работами и опытами, организовывать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся и подготовку к научно - практическим конференциям. В программе предусмотрено 18 часов на проведение природоохранных мероприятий в рамках организации каникулярного времени. Особенности организации образовательного процесса Форма обучения 1. Очная (традиционная и дистанционная с применением дистанционных (электронных) технологий в периоды особой эпидемиологической ситуации). Планируемые результаты и система их оценивания учащиеся будут знать: цель и основные способы проведения экологического мониторинга (воздуха, почвы и воды); виды загрязнений окружающей среды, их многообразие, состояние и основные загрязнители окружающей среды в районе проживания, их источники и способы распространения по объектам окружающей среды; общие (глобальные, региональные) проблемы загрязнения окружающей среды; понятие экологической опасности и вреда; экологические законы, правила, теории, научные факты; характерные внешние признаки различных загрязнений окружающей среды; основные реакции организмов на появление загрязняющих веществ; основные факторы деградации окружающей среды. будут уметь: давать оценку состояния объектов окружающей среды; оценивать степень экологической опасности загрязнений различного типа; прогнозировать ближайшие вероятные последствия загрязнений окружающей среды для состояния биосистем и человека; формулировать предложения по улучшению и восстановлению качества окружающей среды; распространять свои знания и умения в микросоциуме; формулировать экологическую проблему; проводить исследования в природе; проводить экологические эксперименты, обращаться с химическими веществами, с химической посудой, с биологическими препаратами, с измерительными приборами и оборудованием; обрабатывать и рассчитывать полученные результаты исследования оформлять и представлять исследовательский проект согласно основным требованиям; У учащихся будут развиты навыки: работать самостоятельно; наблюдать и изучать явления и свойства, описывать полученные результаты; выделять главное, делать выводы; планировать и поэтапно выполнять задания, обсуждать результаты эксперимента; работать в группе, участвовать в дискуссии. Формы подведения итогов (аттестация) Промежуточная аттестация (декабрь) и итоговая (май) проводится в конце учебного года. Основные формы проведения промежуточной аттестации: тест, диспут, диагностическая игра, презентация, итоговая беседа, круглый стол. Формой проведения итоговой аттестации в объединении является – защита исследовательской работы, проектов на конференциях различного уровня. Учащиеся по итогам года обучения защищают свою исследовательскую работу, проект на городском уровне - итоговой конференции и региональном уровне. Выступление перед широкой аудиторией способствует развитию ораторских способностей, значительно расширяет кругозор ребят, их круг общения. Ребята приобретают личный опыт и уверенность в себе в условиях активной включенности в выполнение разнообразных видов деятельности.