Аннотация на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Мои первые исследования» разработчик: педагог дополнительного образования Муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центра дополнительного образования г. Мыски Овсиенко Наталья Николаевна Общая характеристика программы: - данная общеобразовательная программа относится к программам естественнонаучной направленности, что нашло свое отражение, как в изучаемом содержании, так и в использовании специфических видов деятельности; - уровень программы: ознакомительный; - тип программы - модифицированная, разработана на основе программы «Экологические исследования в природе и городе» Лапиной Т.П., педагога дополнительного образования МБУ ДО СЮН Новокузнецкого городского округа 2021 года. - вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа: учебная группа. - возраст обучающихся: 11-15 лет; - срок реализации программы- 3 месяца Актуальность программы состоит в ее ориентации на овладении учащимися основными научными приемами, методиками работы и навыками интеллектуальной деятельности, необходимыми для проведения экологического исследования и реализации проекта. Исследовательская и проектная деятельность служит достижению одной из важнейших целей образования - научить учащихся мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки. Цель программы: формирование исследовательских умений у учащихся для ведения исследовательской и проектной деятельности. Задачи: Образовательные: • дать учащимся знания о принципах и правилах организации исследовательской и проектной деятельности; • познакомить учащихся с алгоритмом работы с различными информационными источниками; • научить учащихся презентовать результаты собственной деятельности; • формировать у учащихся навыки сбора и обработки информации фактического материала; • формировать навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом; • учить учащихся правильно оформлять результаты работы, защищать. Развивающие: • развивать у учащихся навыки рефлексии собственной деятельности; • развивать у учащихся самостоятельность и ответственность за результаты собственной деятельности; • развивать у учащихся логическое мышление, интуицию и исследовательские умения; • развивать индивидуальные творческие способности учащихся. Воспитательные: • формировать у учащихся уважительное отношение к результатам деятельности других людей; • способствовать воспитанию экологически грамотной личности, экологически целесообразного поведения и деятельности; • способствовать формированию нравственных и эстетических чувств; • способствовать воспитанию личности обладающей способностью и склонностью к творческой деятельности способной к самоопределению, самовоспитанию, самосовершенствованию умение работать в группе для нахождения общего согласованного решения. Адресат программы: учащиеся среднего школьного возраста, 11-15 лет, интересующиеся исследовательской и проектной деятельностью, а также для учащихся с повышенной мотивацией к обучению. Набор в учебные группы свободный и проводится на основании интереса к данной области деятельности, по заявлению родителей. Количество учащихся в группе: 10-20 человек. Срок освоения программы: 3 месяца. Объем программы: 24 часа. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа. Уровень освоения программы: ознакомительный. Формы и режим занятий. Форма обучения: 1. Очная (Традиционная) 2. С применением дистанционных (электронных) технологий. Для реализации программы необходима как очная форма обучения, так и с применением дистанционных образовательных технологий в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией. При дистанционном обучении с учащимися проводятся консультации, мастер – классы, онлайн-конференции на платформах Zoom, Skype, Vk, WhatsApp. Предоставляются ссылки на образовательные видеофильмы по темам программы, бесплатных интернет-рессурсов трансляций мастерклассов и др. Идут обсуждения в группах или при конференциях. Учащиеся самостоятельно готовят работы и высылают в группы социальных сетей. Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие. Занятия проводятся в группах. В результате работы по программе учащиеся будут знать: • принципы и правила организации исследовательской и проектной деятельности; • алгоритм работы с различными информационными источниками; • правила сбора и обработки информации, фактического материала; • работать с методами, необходимыми для исследований наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом; Уметь: презентовать результаты собственной деятельности; правильно оформлять результаты работы, защищать; применять полученные знания и умения при выполнении исследовательской деятельности; оформлять результаты и делать выводы из исследования.